ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О подготовке контента информационного ресурса, ориентированного на имиджевое позиционирование городской художественной культуры Беларуси ХХІ столетия

 

Шифрин Александр Евгеньевич,

соискатель Белорусской государственной академии искусств.

 

Введение

 

В начале XXI века, когда благодаря развитию Интернета появилась возможность автоматического перевода на родной язык любых текстовых информационных ресурсов в реальном времени, стали исчезать языковые барьеры между странами и народами. Это, в свою очередь, значительно активизировало процесс взаимного проникновения культур различных стран и народов. Поэтому в современном обществе для каждой страны становится все более актуальным целенаправленное формирование собственного имиджа средствами информационных (компьютерных) технологий, особенно, с использованием возможностей глобальной сети Интернет.

В имиджевых технологиях широко используются средства искусства. Это объясняется тем, что виды коммуникации, ориентированные на действие через разум, основаны, в значительной степени, на вполне определенном закреплении знаков за смыслом, поэтому направленность воздействия здесь практически очевидна. Это вызывает у реципиента контрсуг­гестию – насторожен­ность, критичность к представляемой информации. Искусство же предоставляет реципиенту значительно больше свободы при восприятии и у него появляется иллюзия полной самостоятельности в переживаниях. В этом сила искусства, реализующая особый механизм его воздействия на человека.

 Художественная деятельность, в числе прочих, выполняет функцию создания, распространения и потребления знаково-эстетической информации. Художественная практика восприятия художественной информации дает возможность человеку воспринимать культуру разных народов.

Актуальность данной проблемы, прежде всего, подтверждается запросами со стороны государства по разработке инструментария для обеспечения конкурентного развития, а также научных подходов к имиджевому позиционированию и необходимостью создания на их основе конкретной инновационной наукоемкой продукции, обеспечивающей представление художественной культуры Беларуси средствами современных инновационных технологий.

Рассмотрим некоторые вопросы подготовки контента информационного ресурса, ориентированного на формирование имиджа государства, на примере одной из важнейших подсистем художественной культуры –профессиональной музыкальной культуры.

 

Степень разработанности темы

 

Ещё в 70-е годы прошлого века музыковед и музыкальный социолог А. Сохор писал, что необходимо создавать научные труды, которые давали бы «срез музыкальной культуры какой-либо местности в данный исторический момент, то есть картину современной музыкальной жизни» [3, 4]. Такая необходимость осмысления современной музыкальной действительности, определения значимости профессиональной музыки в жизни минчан и формирование посредством её положительного имиджа города, но уже в условиях общемировых рыночных отношений, и обусловили актуальность проблематики данного исследования.

Научной литературы, посвящённой изучению профессиональной музыкальной культуры Беларуси советского времени и современности, достаточно много – от анализа общественно-политических процессов во взаимосвязи с явлениями музыкальной жизни до рассмотрения сложных актуальных теоретических проблем. Среди них особое место занимает фундаментальное издание «Музыка», которое было выполнено сотрудниками отдела музыкального искусства и этномузыкологии [2] и является комплексным исследованием, аккумулирующим в себе практически все достижения отечественного музыкознания. Это издание является частью (11 том) продолжающегося в ГНУ «ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси» многотомного издания «Беларусы» и полностью посвящено изучению музыкальной культуры Беларуси – традиционной и академической [1].

В то же время вопросы использования профессиональной музыки в формировании положительного имиджа художественной культуры города (в данном случае – Минска) с начала XXI в., а также имиджевое позиционирование профессиональной музыки, не стали до сих пор объектом пристального внимания белорусского музыковедения. Отсутствует комплексное исследование, обобщающее основные явления, тенденции и особенности развития профессионального музыкального искусства, положительно влияющие на имидж художественной культуры города, ориентированное на создание специализированного мультимедийного издания.

В рамках разработки данной проблематики рассмотрим такой важный аспект профессиональной музыкальной культуры города Минска начала XXI века как практика ее бытования.

 

Практика бытования профессиональной музыкальной культуры г. Минска

 

Имиджевое позиционирование профессиональной музыкальной культуры Минска предполагает декларирование последней своего назначения не только в масштабах художественной культуры города, но и на национальном и международном уровнях. Задача имиджевого позиционирования профессиональной музыкальной культуры Минска состоит в том, чтобы наиболее выгодно показать преимущества и уникальные качества художественной культуры, выгодно выделяющие её на фоне аналогичных культур иных городов, регионов и стран.

В качестве объектов бытования музыкальной культуры рассмотрим залы, концертные площадки, систему телерадиовещания, а также фестивали и конкурсы.

Белорусская филармония, как и в предыдущие десятилетия, неуклонно и последовательно в исследуемый период реализовывала свои неизменные приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ.

Каждый концертный сезон уже на протяжении многих лет открывает и закрывает концерт Государственного академического симфонического оркестра под управлением главного дирижёра и художественного руководителя Александра Анисимова. Коллектив оркестра всегда находится в творческом поиске, постоянно пополняет свой репертуар. Так, только в 2012 г. он принимал участие в концертных программах: «Играем с оркестром», «Вечер славянской музыки», «К 80-летию Белорусской государственной академии музыки«, «Минская весна», «Музыкальная осень». Распространена практика приглашать к управлению оркестром дирижёров из других стран: так, в марте оркестр выступал под управлением Энрике Маццола из Италии и Юозаса Домаркаса из Литвы. Последовательно оркестр реализует работу с творческой молодёжью Беларуси: в сезоне 2011/2012 гг. с оркестром выступал Иван Каризна – воспитанник белорусской виолончельной школы и лауреат XIV Международного конкурса имени Чайковского, а ныне ученик знаменитых педагогов в Париже.

Заслуженный коллектив Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г. Ширмы является подлинным хранителем и пропагандистом ценностей народной музыки, творений современных композиторов, шедевров мировой классики. В концертном сезоне 2011/2012 гг. у него сразу несколько юбилеев – 120-летие со дня рождения Григория Романовича Ширмы, 75-летие со дня рождения и 25-летие работы в качестве художественного руководителя и главного дирижера народной артистки Беларуси Людмилы Ефимовой. В концерте, посвящённом знаменательным датам, звучали «Зорка Венера», записанная Г.Ширмой, «Супрасльской Мадонне» Е.Поплавского, а также «Литургия Святого Иоанна Златоуста» С.В.Рахманинова. В последние годы были осуществлены капеллой интересные проекты: исполнены «Мессия» Г.Ф.Генделя и «Времена года» Й.Гайдна в Испании, оратория О.Янченко «Апокалипсис» в Италии, духовные произведения современных белорусских авторов на фестивале «Дни музыки краковских композиторов» в Польше, концертное исполнение оперы Д.Верди «Травиата» в Испании.

Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь им. И. Жиновича является примером профессионального музыкального исполнительства на народных инструментах в нашей стране.

Всего же к 2012 г. в филармонии насчитывалось 17 ведущих творческих коллективов. Значительное место деятельности филармонии занимают фестивальное и конкурсное направления.

Филармония практикует проведение открытых концертов-экзаменов лучших выпускников Белорусской государственной академии музыки, проведение международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей.

23 июня 2010 г. – в самую короткую ночь в году на филармонической площадке состоялся дебютный проект «Ночь музыки» (автор – белорусский композитор Лариса Симакович), посвящённый Фредерику Шопену и собравший музыкантов из Беларуси, Польши, США и России. Они представили сразу 8 премьер. Обширная программа разворачивалась на протяжении пяти часов и состояла из новой и традиционной американской музыки, мазурок Ф. Шопена и произведений, написанных специально под концерт-посвящение Шопену.

Белорусская академия музыки отмечает в 2012 г свой 80-летний юбилей. С ней связаны достижения в деятельности музыкальных театров и других художественных коллективов республики. Имена многих её выпускников (О.В. Дадиомова, Е.Н. Дулова, И.Д. Назина, Р.И. Сергиенко, Т.А. Щербакова, В.Л. Яконюк) – талантливых учёных, педагогов и музыкантов (дирижеры Михаил Козинец, Михаил Дриневский, пианисты Валерий Шацкий, Игорь Оловников, Юрий Гильдюк, исполнители на народных инструментах Евгений Гладков, Галина Осмоловская, Николай Севрюков, вокалисты Тамара Нижникова, Ирина Шикунова, Людмила Колос, исполнители на духовых инструментах Владимир Будкевич, Геннадий Забара и многие другие) приобрели мировую известность. Анализ концертной жизнь академии показывает, что среди концертов особое место занимала камерная вокальная и инструментальная музыка разных жанров и эпох. Тематически концерты можно разделить на приуроченные какой-либо дате, событию в истории, композиторскому, либо исполнительскому творчеству.

Музыкальные театры. Деятельность оперной труппы Национального академического большого театра оперы и балета Республики Беларусь характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики и дальнейшим освоением современных оперных произведений.

В 2009 году состоялась премьера белорусской комической оперы Яна Давида Голланда «Чужое багацце нікому не служыць», реконструированной Владимиром Байдовым и Виктором Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора. Заметными театральными премьерами 2010-2011 годов стали оперы «Набукко» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова; «Шопениана» на музыку Ф.Шопена, «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера, «Сильфида» Х.Левенсхольда.

В 2010 году в рамках Минского международного Рождественского оперного форума театр принимал гостей из России, Литвы, Латвии, Азербайджана, Сербии, Испании, Узбекистана, Украины. На сцене были представлены спектакли: «Набукко», «Тоска», «Кармен»; «Травиата» и «Севильский цирюльник» Латвийской Национальной Оперы и Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова, а также Гала-концерт с участием ведущих солистов театра и приглашенных звезд мировой оперной сцены.

Популярным и любимым среди минчан и гостей столицы является Белорусский государственный академический музыкальный театр. В сегодняшнем репертуаре театра более тридцати разножанровых спектаклей. В его афише представлены классические оперетты («Весёлая вдова», «Летучая мышь», «Граф Люксембургский», «Марица», «Сильва»), мюзиклы («Вестсайдская история», «Голубая камея», «Стакан воды»), музыкальные комедии («Аршин мал алан», «Моя жена — лгунья», «Севастопольский вальс», «Бабий бунт», «Подлинная история поручика Ржевского»), комические оперы («Доротея» и «Колокольчик, или Брачная ночь аптекаря»), рок-опера «Юнона» и «Авось», балеты («Жизель», «Кармен-сюита», «Мефисто (Разрушитель Душ)», «Щелкунчик», «Испанские миниатюры», «Классика и современность», «Шехеразада», «12 стульев»), спектакли для детей («Айболит-2002», «Волшебная лампа Аладдина», «Золотой цыпленок», «Приключения бременских музыкантов», «Буратино.by», «Волшебные часы, или Кто спасет Новый год?», «Красная Шапочка. Поколение NEXT»), концертные программы («Волшебный мир оперетты», «Сказки Венского леса», «Исповедь Женщины», «МЮЗИКЛ-ГАЛА»).

Центральный Дом офицеров. На сцене Дома офицеров зрители могли наблюдать за оперными постановками: «Волшебная флейта», «Хованщина», «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», детская опера «Город мастеров», «Рита, или Пиратский треугольник» Доницетти, «Записки титулярного советника» белорусского композитора Вячеслава Кузнецова (выступления балетной труппы проходили на сцене Дворца Республики). В последние годы, преимущественно, сцена Дома офицеров используется как площадка для заезжих гастролирующих театральных постановок.

В стенах «Дворца Республики», исходя из результатов проведённого анализа репертуарной афиши, проходили концерты в большинстве случаев гастролирующих российских артистов: Александра Розенбаума (программа «…Уже прошел полтинник после детства»); Александра Малинина; Кенни Джи (всемирно известный виртуоз-саксофонист впервые выступил в Минске в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь); Алексея Рыбникова (со своей рок-оперой «Юнона и Авось»); Любови Успенской (программа «История одной любви»); Нино Катамадзе & INSIGHT; итальянского исполнителя Zucchero; Сергея Трофимова (программа «Сорокапяточка»); Сергея Пенкина.

Из белорусских коллективов выступали: Ансамбль саксофонистов и ритм-группа Президентского оркестра Республики Беларусь, коллективы джаз-клуба Евгения Владимирова.

В концертном зале «Минск» за прошедший концертный сезон прошли выступления таких белорусских исполнителей, как Дима Крендель (программа «Мой бархатный сезон» - концерт из цикла «Лирика души» в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра Гродненской областной филармонии), джазовый проект известных белорусских музыкантов THE SECRET INGRIDIENT, Сольный концерт Сергея Любавина ко Дню всех влюб­лённых, Надежда Микулич и солист Венской оперы Григорий Полищук с программой «Госцi мае», Иван Буслай с программой «Достучаться до небес», группа «Чистый голос», группа J:Mopc с программой «Весна-красна», Игорь Квашевич (золотой аккордеон Беларуси) с участием легенды российского аккордеона Валерия Ковтуна и др.

В число популярных концертно-сценических входят также «Дворец культуры Минского автомобильного завода», «Дворец спорта», «Минск-Арена», «Республиканский Дворец культуры профсоюзов» и другие.

На концертных площадках г. Минска выступают белорусские и зарубежные коллективы и исполнители самых разных жанров: Елена Ваенга, Филипп Киркоров, Дмитрий Хворостовский, Гарик Сукачёв, группы «Потап и Настя» и «Placebo»), шоу-программа «Пенсне» Григория Лепса и концерт Стаса Михайлова «Только ты», хор русской песни им. Никитиной, ансамбли «Рунь» и «Свята», экс-солиста ВИА «Синяя птица» А. Зверовича, Принцесса JAZZ-LATINO, 3-ГРЭММИ nominee Ивонн Санчес, Инна Афанасьева с программой «История любви», проект «Джазовый мост» IAN SHOW & Apple Tea (London — Минск), Инна Афанасьева, Ирина Дорофеева со своим театром песни, Искуи Абалян, Алеся, Алексей Хлестов, Гюнеш, Виктория Алешко. Среди молодёжных эстрадных коллективов – артисты Молодёжного театра эстрады: шоу-проект «ДНК», группа «Тяни-Толкай», ансамбль «Верасы». Продолжают свой творческий путь и именитые коллективы: Белорусский государственный ансамбль «Песняры» и ансамбль «Сябры».

Широко развивается этномузыка (группы «Троіца», «Гуда», «Kriwi», «Гаротніца»; фестиваль этномузыки «Вольная паветра»), представляющая собой синтез аутентичного фольклора с современными музыкальными течениями.

Яркими именами в белорусском джазе являются Национальный концертный оркестр симфонической и эстрадной музыки РБ под управлением М. Финберга, «Джаз-Клуб» Евгения Владимирова и Продюссерский Центр «Jazz in Minsk».

Значительную роль в имиджевом позиционированиия художественной культуры играет телерадиовещание.

Здесь следует отметить проект канала Радио 1 (Первый национальный канал Белорусского радио) «Нам засталася спадчына…» о культурном наследии Беларуси, о творчестве выдающихся деятелей белорусской культуры и постановочных проектах, использующих радиоспектакли, радиопостановки, поэтические композиции, инсценированные рассказы, где звучит фоновая музыка. Проекты «Радио «Сталіца» «Литературное кафе» (автор и ведущая Вероника Бондарович), «Оборванная струна» (автор и ведущий Павел Ладутько), «Однажды с песней», «Ультрамузыка», «Столичная дискотека», «Культурная сфера» (автор и ведущая Елена Барздыко), «Музыкальный поединок» (автор и ведущий Артем Лукьяненко).

На канале «Культура» можно послушать оперу, концерт академической музыки, радиоспектакль, дискуссию известных творческих лиц на культурологические темы. Служба информации канала отслеживает самые интересные новости мира культуры нашей страны.

Обладая бесконечными структурными и художественными возможностями, белорусское телевещание с началом нового тысячелетия усилило свой акцент на музыке, лёгкой для восприятия, простой по форме и доступной для «усреднённого» потребителя. Популярная и эстрадная музыка, звучащая с телеэкрана, приобрела характер массового распространения и потребления. Особенно наглядно это видно на примерах конкурсов и премий: хит-парад «На перекрёстках Европы» (Первый национальный канал (Беларусь 1)); Беларусь на Международном конкурсе песни «Евровидение» (Белтелерадиокомпания); Национальный телевизионный музыкальный проект «Еврофест» – отборочный тур конкурса песни «Евровидение» (Белтелерадиокомпания); Премия «Золотое ухо» (учреждена «Альфа Радио» и Министерством информации Беларуси); Национальная телевизионная музыкальная премия «Телепортация» («Первый музыкальный телеканал» совместно с ОНТ); Общереспубликанский фестиваль-конкурс «Национальная музыкальная премия» (учредители – Министерство информации и культуры и Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь); Телевизионный конкурс песни «Хит-момент» (Телекомпания «Столичное телевидение» (СТВ)); Музыкальная телевизионная премия «Шоколадный микрофон» (ЛАД).

Хотя все вышеперечисленные конкурсы и премии призваны были служить целям, направленным на раскрытие и поддержку новых талантов, развитие социальной активности и творческого потенциала личности, популяризацию отечественной музыкальной культуры, к сожалению, их музыкальный репертуар состоял и продолжает состоять преимущественно из современных популярных песен на русском и английском языках.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.                  Профессиональную городскую музыкальную культуру г. Минска, исходя из анализа практики ее бытования, можно охарактеризовать как неотъемлемую и составляющую часть художественной культуры города, и, соответственно, формирующую современную среду города начала XXI века.

2.                  К явлениям, особенностям и господствующим тенденциям в развитии современной профессиональной музыкальной жизни города в контексте не только национальной, но и европейской и всемирной музыкальной культуры можно с уверенностью отнести опору на национальный фольклор и его использование в произведениях современных белорусских композиторов, связь с традициями европейской классической музыки и современными мировыми музыкальными и течениями, выразившимися в широком распространении самых модных авангардистских идей.

3.                  Выявленные и охарактеризованные явления, особенности и тенденции профессиональной музыкальной жизни Минска через практику ее бытования в рассматриваемый период времени наиболее полно характеризуют духовное облик города, его положительный имидж, с помощью которого можно достойно позиционировать город в мировом культурном пространстве.

Результаты исследования со всей очевидностью подтверждают высокую значимость профессиональной музыкальной культуры в имиджевом позиционировании художественной культуры города Минска. В исследуемый временной период профессиональная музыкальная культура Минска представляет собой масштабное, многоплановое, национально-самобытное явление, неразрывно связанное с художественными процессами всей мировой культуры. На современном этапе – времени непростых экономических, социально-политических и культурных перемен – она являет собой самостоятельное и вместе с тем неотъемлемое явление в художественной культуре, способное определять, формировать и позиционировать позитивный имидж Минска и играть одну из ключевых ролей в формировании привлекательной и комфортной городской среды.

 

Литература

 

1.                  Беларусы. Т. 11. Музыка / Т.Б. Варфаламеева [і інш.]; рэдкал.: М.Ф. Піліпенка [і інш.]; навуч. рэд. А.І. Лакотка; Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы. – Мінск: Беларус. навука, 2008. – 700 с.: іл. http://yuri317.narod.ru/index.html, дата доступа: 3.08.2012.

2.                  ГНУ «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси». //imef.basnet.by/muzik.html [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imef.basnet.by/muzik.html, дата доступа: 8.09.2012; http://mediascope.ru/node/471, дата доступа: 4.02.2011 г.; http://evartist.narod.ru/text5/44.htm, дата доступа: 13.07.2012.

3.                  Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. — М., 1961.

4.                  Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. – М., 1975.

 

Поступила в редакцию 19.11.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.