ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Некоторые особенности ораторского мастерства

 

Джафарова Натаван Эюбовна,

аспирант Бакинского государственного университета.

 

В статье исследуется путь развития риторического искусства, оказавший большое влияние в формировании выдающихся деятелей ораторского мастерства, в числе которых были ученые, поэты, писатели, композиторы, и другие деятели искусств. Также рассматривается большое влияние речевой культуры в формировании личности, способной стать достойным лидером целенаправленно, культурно отстаивающим свою точку зрения.

Ключевые слова: культура речи, интонация, тон голоса, тембр, мимика, ораторское искусство, выразительность речи, красноречие, эмоциональное выражение мысли.

 

Development of speech culture and its great impact to the formation of outstanding representatives, as well as scientists, writers, poets, compositors and representatives of other art fields is studied in this article. Also influence opportunity of speech culture to the formation of persons who can reach high leadership level at the science and art field, thought according to the modern civil norms level and possessing talent to express his original opinions is studied in this article.

Keywords: speech culture, intonation, tone of voice, timbre, speed of speech, mimicry, oratory, expressiveness of speech, eloquence, emotional expression of thoughts.

 

Зрелость человека в обществе зависит от того, насколько он хорошо владеет словом, культурой речи, сколько в умении проникнуть в тайны языка, являющийся средством коммуникации, передачи и выражения мысли, но и важным средством, соединяющим нас с окружающим миром.

Как известно, когда речь одного из собеседников лишена логики, малоинформативна, изобилует речевыми ошибками, вряд ли, можно ожидать, что она вызовет интерес у слушателей. А еще хуже, если общение с таким собеседником является вынужденным и не может быть прервано, то тогда у слушателей нарастает чувство раздражения и даже апатии, что, безусловно, снижает эффективность их взаимной коммуникативной активности. И поэтому интерес к речевому общению во многом определяется умением ораторов выбрать достаточно верную стратегию и определенную тактику речевого поведения. Известный американский ученый Поль Л. Сопер отме­чает, что «Как и сражение, речь необходимо планировать. Её содер­жание и приемы должны быть стратегически разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Цель же информационной речи помочь познать и усвоить, а это достижимо лишь при условии, если речь интересна и ясна» [1.224]. Ясно, что богатая информационная речь, пробуждающая интерес к общению значительно расширяет познавательную возможность комму­никации.

Следовательно, информационная речь по форме должна быть ясной, выразительной, четкой, а по содержанию наукой ёмкой, глубокой и Инте­ресной. Большую роль в процессе общения играет звуковое оформление речи, ее интонирование. Очень часто с помощью изменения тона собе­сед­ника у слушателей создается мелодическое восприятие речи, которое положительно влияет на окружающую атмосферу. Каждый, кто стремится

донести свои мысли до слушателя, должен уметь правильно тонировать свою речь, придавать ей мелодическое разнообразие. И, как известно очень большим недостатком ораторов считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи (т.е. без точек и запятых).

Не украшает человеческую речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон просто физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого слухового напряжения.

Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят повышенным тоном. Очень важно определить диапазон своего голоса, правильно им регулировать и стараться разнообразить его тональность.

Надо также отметить, что жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитание, генетика, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет произносить речь. Следовательно, существует полная взаимозависимость психики и речи. Не только побуждения, которые вызывают и направляют речь, но и её влияние на слушателя и самого оратора столь же глубоки, как человеческий характер и мысль. Цицерон любил вспоминать изречение Демосфена о том, что в красноречии первое дело – произнесение, второе – произнесение, и третье – тоже произнесение [2.24].

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей работы связан с устным словом. Самая распространенная структура устного выступления с античных времен – трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть, заключение.

Следует иметь в виду, что каждое ораторское выступление воплощает в себе индивидуальное начало, при этом необходимо учитывать тему, вид речи, состав аудитории, степень ее подготовленности, эмоциональный настрой самого оратора. Также коммуниканты должны пользоваться всеми богатствами языка, его гибкостью, пластичностью, живостью, изобразительностью и выразительностью.

Значительную роль в риторической речи играют психологические доводы, обращенные к чувствам слушателей. Если оратор в своем выступлении, затрагивает какие – либо чувства, то его речь доступна, воздействует на сознание слушателей и становится интересной. Психологи доказали, что эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи, активизирует чувство восприятия и достигает желаемого результата.

Чаще всего ораторы, обращаясь к чувству собственного достоинства, стараются строить свою речь так, чтобы она пробуждала глубокий интерес и не вызвала разочарование. Используя различные психологические доводы, не следует забывать, что риторическая речь может привести к конфликту.

Необходимым условием возникновения органичного контакта между оратором и аудиторией является искреннее, уважительное отношение к слушателям, признание в них партнеров по общению. Слушатели, предъявляя оратору роль лидера в процессе общения, предъявляют высокие требования. Закономерно, что слушатели хотят почувствовать твердость и решительность в голосе ясность и четкость речи, уверенность в поведении оратора, спокойствие и достоинство на его лице.

 Известно, что ораторское искусство как значительное явление достигло высокого уровня еще в древнем Египте Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае, в придворных кругах которых культивировалось официальное красноречие. По всеобщему признанию родиной красноречия является Древняя Греция, где наряду с эпосом лирикой, драмой, музыкой и зодчеством риторика признавалась как важное средство научного и художественного творчества. В V веке до н.э., когда окончательно формировалась культура речи, тогда и сложились ее виды разъяснения, побуждения к мышлению, решению, действию, что доставляло удовольствие слушателям. В то время важнейшей задачей оратора считалось вооружить слушателей свежей мыслью, благородными чувствами добра, справедливости, гражданского долга партизанам. В то время Афина стала центром бурного развития всех сфер естественных и общественных наук, в особенности формировалась философская мысль в целом, началась разработка проблем диалектики, этики и эстетики, грамматики и логики, расцветали искусство, в особенности архитектура и скульптура, театр Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедиографа Аристофана. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие, и не случайно его выдающиеся мастера – Динарх, Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхил, Филократ и особенно отличившийся Демосфен – были видными общественными и государственными деятелями. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы.

В V веке до н.э. софисты развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, где основной целью считали сближение философии с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-441 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики, в которой придавал первостепенное значение слову в ораторском искусстве и считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Проблемами ораторского искусства также занимался другой представитель софистики, ученик Демосфена, Горгий из Сицилии. Видный оратор придавал языку существенное значение, как важному средству ораторского искусства.

Древнегреческий философ Сократ был виднейшим мастером академического диалога, изобрел иронию, как способ критического отношения к догматизму. Его ученик Платон значительно развивал искусство диалога и поднял его до уровня публичного выражения мыслей и постижения истинного познания. Видный философ осуждал пустословие, растягивание своей речи, сделав его более совершенной формой устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей.

Небывалый расцвет культуры античного ораторского искусства связан с именем Демосфена (384 гг – 322 гг. до н. э.), предстающим перед общественностью не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер, находчивый полемист и глубокий психолог. Небезынтересно подчеркнуть, что Демосфен умел в любой жизненной ситуации заставить всех выслушивать себя до конца. Речи Демосфена были аргументированы и ясны по своему изложению. Он воздействовал на публику своими убедительными психологическими доводами, чему античная риторика придавала немаловажное значение. Необычайная выразительность его речей, интонационная гибкость, жестикуляция, артистическое поведение в аудитории всегда впечатляло людей. Он обосновывал определенные морально-этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряли своего смысла и по сей день.

Основатель развития культуры теоретического и философского мыш­ления, гениальный и выдающийся мыслитель античности, энци­клопедист, положивший начало многим отраслям знания Аристотель внес неоценимый и большой вклад в теорию риторики.

В книге « О риторике» Аристотеля рассматриваются основные вопросы ораторского искусства: о языке, стиле и структуре речи. Аристотель писал, что «речь должна отличаться красотой и благородством», он уделял особое внимание ясности и звучности речи [3, 7, 29, 179, 183]. Ценность этого труда заключается в том, что представляет единственное древнегреческое сочинение по красноречию, дошедшее до наших дней в целостном виде.

После Древней Греции самое видное место в античной риторике занимает Рим, выдвинувший большую плеяду блистательных ораторов во главе с великим Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Цицерон, следуя по пути Демосфена, развивал далее ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи. Он занимался также историей риторики и развивал ее теорию в таких своих трудах, как «Брут» (об истории римского красноречия), «О знаменитых ораторах», «Оратор», «Об ораторе». Цицерон считал, что красноречием возможно воздействовать на людей, поэтому он был убежден, что любой государственный и общественный деятель должен обязательно владеть искусством публичного слова. Римские теории или концепции красноречия развивались также выдающимся оратором Марком Фабием Квинтилианом (35 – 95 гг. н.э.). Его основной труд «Наставление в ораторском искусстве», состоит из 12 книг, где он обобщает опыт древнегреческой и римской риторики.

Последующим основным периодом истории красноречия, отражающим движение общественной мысли явилось средневековье, когда в V-VI вв. н.э. зародилось христианство, а в VII-VIII вв. распространился ислам. Религия полностью изменила мировоззрение людей. Христианское и исламское проповедничество стало основным фактором развития риторического искусства [4, 373, 375].

Большое распространение риторика получила в странах Востока, и прежде всего в Азербайджане. Риторическое искусство Азербайджана имеет древние и богатые корни. Следует вспомнить, что ХI – ХII века в истории Азербайджана отмечены расцветом персоязычной поэзии, и одним из первых азербайджанцев, прославившихся произведениями на персидском языке был Гатран Тебризи – крупнейший представитель начального периода развития персоязычного устного и письменного творчества.

Гатран Тебризи в своих произведениях «Диван», «Ковснаме» полагал, что человек может проложить себе правильный путь в жизни не знатностью и богатством, а прежде всего благоразумием, честностью и мужеством. Одним из образованнейших людей, крупнейших поэтов ХII века был Хагани Ширвани, славился остроумием и вольнодумством. Хагани вошел в азербайджанскую поэзию как великий виртуоз поэтического слова.

Огромный вклад в сокровищницу мировой литературы внес один из важнейших поэтов мира Низами. Творчество Низами, его идеи сыграли ни с чем несравнимую роль в дальнейшем духовном процессе философской и художественной мысли, социально-эпических воззрений не только азербайджанского народа, но и всех народов Ближнего и Среднего Востока. В своих бессмертных сочинениях, поэмах, газелях, касидах он проповедует добро, излагает убедительно как талантливый оратор свои философские и социальные воззрения делится с людьми своими мыслями о различных вопросах бытия [5, 24, 25]. Влияние идей и образов Низами чувствуется в творчестве выдающихся представителей западноевропейской литературы Данте, Петрарки, Шекспира, Вольтера, Гете, Гоцци, Байрона, Пушкина. В числе последователей Низами были также такие великие художники слова, как Амир Дехлеви – персоязычный индийский поэт, таджикско-иранский поэт Абдурахман Джами, узбекский поэт Алишер Навои, азербайджанский поэт Мухаммед Физули.

Одна из самых выдающихся заслуг Физули перед культурой азербайджанского народа в том, что он создал на родном языке неповторимые образцы азербайджанской национальной поэзии.

Велики заслуги Имамеддина Насими, вошедшие в историю мировой литературы (ХIV – ХV вв.), как основоположника философской поэзии на азербайджанском языке.

 К началу ХVI века началась новая эпоха в истории западноевропейской культуры – эпоха Возрождения – Ренессанса, которая ознаменовалась бурным ростом культуры во всех областях. В искусстве риторики ХIV – ХVIII вв. можно выделить два основных направления – это ораторское искусство, образовавшееся в крестьянских движениях и буржуазное ораторское искусство. Первыми ораторами крестьянских волнений с реформаторскими идеями были Гильом Коль во Франции, Джон Болл, Уот Тайлер в Англии, Ян Гус – в Чехии.

Ораторское искусство буржуазного общества с гуманистическими идеями выдвинуло таких политических деятелей как Жан Поль Марат (1743 - 1793), Максимильен Робеспьер (1758-1794) и др.

История ораторского искусства в России нашла отражение в учебнике «Риторика» М.И.Усачева. Истинное искусство слова светского направления в России было связано с развитием университетского красноречия. Решительный шаг на пути реформ русского языка и русской риторики совершил основатель Московского университета и Российской Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765), которому принадлежит книга «Краткое руководство к красноречию» и другие сочинения.

Русское академическое красноречие активно поддерживали А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, которые откликались на талантливые и важные по своему содержанию публичные выступления. Можно вспомнить суждения Герцена о знаменитых лекциях Т.Н.Грановского (1813-1855), признанными «значительным событием» не только для Московского университета сороковых годов ХIХ столетия.

Немаловажный вклад в развитие ораторского искусства внесли и азербайджанские ученые. В тридцатых годах ХIХ века, в Азербайджане интеллигенция была проникнута прогрессивными просветительскими иде­ями. Одним из первых считается писатель-просветитель, выдающийся деятель в развитии общественной мысли Азербайджана Аббаскули Ага Бакиханов. Как в научных, так и в художественных произведениях А. Баки­ханов боролся за счастье угнетенного народа, за освобождение народ­ных масс от предрассудков. Он первый осознал прогрессивное значение русской культуры, как необходимое условие для процветания своей страны. Его непосредственными последователями были И.Гуткашенлы, М.Ш.Вазех, М.Ф,Ахундзаде, Г.Зардаби и др.

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской литературы сыграл Мирза Фатали Ахундзаде, создавший целую литературную школу. Произведение М.Ф. Ахундзаде «Восточная поэма на смерть Пушкина» (1837), переведенная самим же автором с персидского языка на русский явилась его первым опубликованным произведением. Также он был известен своими другими произведениями, получившие широкую известность: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун», «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня», «Везир ленкоранского ханства» и т.д.

Крупнейшие писатели конца ХIХ и начала ХХ века Н.Нариманов, А.Ахвердиев, Н.Везиров, Дж.Мамедкулизаде, и другие в той или иной степени находились под влиянием творчества Ахундзаде. В ХХ веке интеллигенция Азербайджана высоко ценила его богатый словарный запас, придавала огромное значение выразительной возможности, логическому суждению и эмоциональному выражению мысли.

В начале ХХ века выдающийся деятель азербайджанской музыкальной культуры Узеир Гаджибеков сыграл огромную роль в развитии нового этапа азербайджанской риторики. Узеир Гаджибеков своими убежденными докладами по различным проблемам культуры и искусства, сопровождающимися яркими образными сравнениями и музыкальными примерами, стал эталоном ораторского мастерства. Именно его умение привлечь к себе внимание аудитории, установить необходимый контакт со слушателями помогло ему в достижении поставленных задач, а главное в его центральной идее об органическом синтезе Запада и Востока во всех сферах его деятельности: композиторской, литературной, научной, педагогической и общественной [6, 23, 27].

Речевые возможности мудрых людей Азербайджана сопровождались обычно образными выражениями лица, жестикуляцией и конечно, тембром голоса. В те годы представители творческой интеллигенции широко использовали образные выражения, научные термины и аргументированные выводы.

Общественность Азербайджана с восхищением воспринимала наукоемкие выражения и красноречивые выступления талантливых людей. Азербайджанский народ по сей день помнит имена выдающихся представителей интеллигенции в лице народного артиста, композитора, профессора Афрасияба Бадалбейли, выступавшего по телевидению и радио с докладами о проблемах музыки, и в особенности мугамного искусства. У всех еще в памяти выступления К.Караева, его пламенные и яркие речи получили признание, как в Азербайджане, так и за рубежом. К.Караев мог без всякой предварительной подготовки прочесть лекцию орусской музыке с такой убежденностью и самостоятельным суждением, что даже те, кто был мало знаком с прогрессивными и негативными явлениями этой музыки, восторженно загорались и стремились как можно скорее восполнить свои пробелы.

Можно вспомнить речи таких замечательных ученых-ораторов Азербайджана, как Мехти Мамедова, Джафара Джафарова, Афрана Дашдамирова и др. Эту тему можно развивать до бесконечности, точно также можно продолжить перечислять имена крупнейших деятелей искусства, политики, поэзии, которые отличались своими ораторскими способностями и оставили глубокий след в истории развития науки и человечества.

В итоге можно с уверенностью сказать, что ораторская речь может рассматриваться как подлинное искусство, которое воздействует на чувства, на сознание и на всю духовную жизнь человека, оставляя неизгладимое впечатление.

Высший уровень ораторского искусство выражается в том случае, когда оратор должен свободно владеть всем богатством мыслей, умеет управлять своим голосом , эмоциями, жестами, воздействовать мыслью и словом.

 

Литература

 

1.                  П. Л. Сопер «Основы искусства речи» М. 1958, 471 стр.

2.                  М. Т. Цицерон « Три трактата об ораторском искусстве» М. 1972 , 470 стр.

3.                  Античная литература, Просвещение, М. 1973, 389 стр.

4.                  Ф. Мамедов «Культурология» Баку 2002, 534 стр.

5.                  Низами Гянджеви «Хосров и Ширин», Баку 1962, 358 стр.

6.                  Л. А. Введенская «Русский язык и культура речи» М. 2005, 581 стр.

7.                  Узеир Гаджибеков, энциклопедия, Баку 1996, 303 стр.

8.                  М. Р. Львов «Основы теории речи» М. 2010, 248 стр.

9.                  М. В. Ломоносов, полн. собр. соч. «Краткое руководство к красноречию» т. 4, М. 1952, 91 стр.

10.               А. А. Ивин «Риторика – искусство убеждать» учебное пособие, М. 2002, 29 стр.

11.               Б. Н. Головин «Основы культуры речи» М. 1980, 333 стр.

 

Поступила в редакцию 09.07.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.