ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Реставрация памятников изобразительного искусства в послевоенные годы

 

Армаганов Алексей Викторович,

аспирант кафедры теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова.

 

Эта статья о реставрационных работах написана в рамках существующего в обществе диалога о вопросе реституции. Она актуальна и мало освещена в СМИ. На данный момент приостановлены все процессы возврата перемещенных культурных ценностей их владельцам (как странам, так и частным лицам, их наследникам). В статье на конкретных примерах показаны значение и масштабы реставрационных работ, которые являются важным фактором в решении дальнейшей судьбы перемещенных ценностей.

Ключевые слова: реставрация, реституция, перемещенные культурные ценности, памятники изобразительного искусства, воссоздание, дважды спасенная.

 

Во время Второй мировой войны шел активный процесс перемещения культурных ценностей. Во имя их спасения советскими реставраторами была проделана огромная работа.

Наглядным примером масштабных реставрационных работ в послевоенные годы является восстановление Дрезденской картинной галереи.

Взятие Дрездена частями советских войск и армии союзников произошло 8 мая 1945 года. Приблизительно за два месяца до этого город был почти полностью разрушен союзниками во время одной из самых страшных бомбёжек за всю Вторую мировую войну, хотя Дрезден и не был важной стратегической целью, - здесь не было военных заводов, не было крупных воинских подразделений.

Это был всемирно известный город-музей с чудесными дворцами и знаменитой Галереей, в стенах которой находились сокровища гораздо более ценные, чем всё вооружение фашисткой Германии. И этот город был в одну ночь превращен в груду развалин. По свидетельствам очевидцев, это был настоящий ад. Бомбовая мощь англо-американских воздушных сил обрушилась и на Галерею – собрание живописи, одно из крупнейших в мире.

Со второй половины ХVI века Саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания – творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики. После вступления в Дрезден солдаты Первого и Второго Украинского фронта занимались поисками того, что осталось от собрания саксонских правителей.

По воспоминаниям очевидцев тех событий, розыск работ являлся задачей государственного значения. В ту «команду спасения», кроме военных, входили художники, искусствоведы, реставраторы, - те, кто приобрел за годы войны опыт специфической «розыскной» работы, те, кто помогал эвакуировать ценности советских музеев [2]. Большинство картин было найдено и вывезено. Безвозвратно было утеряно 197 произведений искусства.1240 произведений было вывезено в СССР для последующей реставрации [1].

Спасенную, но очень поврежденную Дрезденскую коллекцию принял Московский музей изобразительных искусств имени Пушкина. Руководил всеми реставрационными работами выдающийся русский художник Павел Корин.

Хотелось бы остановиться более подробно на личности руководителя советских реставраторов – Павле Дмитриевиче Корине.

Павел Дмитриевич не считал работу реставратора главным делом своей жизни, однако считал себя обязанным вернуть к жизни творения любимых мастеров и сохранить замечательные произведения искусства для будущих поколений. Родился он в селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненный путь его был предопределен. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина и С. В. Малютина. Многолетняя дружба с М. В. Нестеровым и А. М. Горьким оказала большое влияние на его творческое развитие. Руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1932-59); реставрировал вместе с братом Александром Кориным и картины Дрезденской галереи. Оказалось, что многие картины галереи пострадали очень серьезно. От сырости лак разложился, побелел, были вздутия грунта с красочным слоем, и даже небольшие трещины. Все картины Корин просматривал и решал, что делать. Его жена и помощница, Прасковья Тихоновна, вела подробную документацию. Документы велись на каждую картину с тщательным описанием их состояния, начиная с момента поступления до момента завершения реставрации.

Когда картины просохли, «стабилизировались», - вспоминала Прасковья Тихоновна, - Павел Дмитриевич сам начинал укреплять вздутия грунта с живописью, затем, под его наблюдением, она и другие реставраторы музея продолжали укреплять их сантиметр за сантиметром, чтобы ни одна крошка авторской живописи не была утеряна и ни один сантиметр новой краски не был положен на авторскую живопись, только в местах утрат делалась ретушь.

10 лет напряженного труда понадобилось группе реставраторов для возвращения к жизни знаменитых полотен. Накануне возвращения в Германию, тщательно отреставрированная и обновленная, она была выставлена в Музее им. Пушкина под названием «Дважды спасенная». Отношение к реставрации и тот объем работ, который был выполнен, лишний раз демонстрирует огромное значение, которое придавалось возрождению драгоценных полотен. Кропотливый, мучительно долгий процесс реставрации можно считать ещё одним подвигом советских людей.

Еще одна «отреставрированная (воссозданная) знаменитость» - Янтарная комната, как еще ее называют «8 чудо света», расположенная в Царском Селе. Практически все знают о ее существовании и многие слышали о ее судьбе.

В далеком 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную комнату Петру I. Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году [3], когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти, все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно.

Предстоящая работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике: Янтарная комната – произведение архитектуры и декоративно-прикладного искусства одновременно. Янтарь, используемый в драгоценной отделке интерьера, был разных видов художественной обработки, широко распространенных в прошлые века, но совершенно забытых в наши дни. Сложность реставрации также заключалась в отсутствии авторских чертежей и каких-либо изображений Янтарной комнаты. Сохранилось лишь несколько фотографий, которые не только облегчили предстоящую работу, но и добавили несколько проблем: внимательно изучив фотографии, реставраторы обнаружили многочисленные утраты и позднейшие наслоения в янтарном декоре. Потребовалось серьезное изучение двухсотлетней истории бытования Янтарной комнаты.

В 1981 году группа архитекторов во главе с лауреатом Ленинской премии, Заслуженным архитектором А.А. Кедринским, начала разрабатывать проект воссоздания утраченного интерьера. Важнейшими этапами стали прорисовка всех янтарных панно в натуральную величину и создание цветных эталонов – изображение янтарного декора во всем многообразии его колорита.

Одновременно с разработкой проекта реставраторы Янтарной комнаты осваивали забытые приемы обработки янтаря и разрабатывали технологии, позволяющие обеспечить долговечность воссоздаваемого декора. Был найден оптимальный вариант деревянной основы панелей, исключающей осыпи янтаря, разработаны механические и термические способы обработки и окраски этого материала. Янтарь наклеивали на дерево, что требовало определенный состав мастик и расчеты по высоте резного декора.

 В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

После многолетнего периода подготовки начался процесс самого воссоздания янтарных панелей. На основе объемных эталонов – моделей воспроизводимых деталей в пластилине и гипсе – мастера вырезали из янтаря элементы декора, далее которые монтировались на деревянную основу. Готовую панель устанавливали на ее историческое место в Янтарной комнате.

Янтарь поставлялся на протяжении всего периода работ в течение двух десятилетий Калининградским янтарным комбинатом – единственным крупнейшим в мире предприятием по разработке уникального месторождения янтаря.

Даже в самые трудные для современной России времена работы по воссозданию Янтарной комнаты не останавливались, хотя средства, выделяемые из федерального бюджета, далеко не всегда соответствовали потребностям. С 6 сентября 1999 года окончание восстановительных работ велось за счет безвозмездной помощи в размере 3,5 миллионов долларов, выделенной немецкой фирмой «Рургаз», ставшей эксклюзивным спонсором реализации культурного проекта международного значения.

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату – Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Даже представить себе тяжело, как много людей участвовало в воссоздании Янтарной комнаты. Это и сотрудники объединения «Реставратор» и Екатерининского Дворца, научные сотрудники Технологического института, института «Научфанпром», института Земной коры ленинградского Университета, лаборатории фотограмметрии института ВНИИМИ, специалистов Криминалистической лаборатории г. Санкт-Петербурга, сотрудников ГИОПа, искусствоведы и хранители Государственного Эрмитажа, Русского Музея, музея Этнографии, Оружейной Палаты Московского Кремля, Третьяковской галереи, Музеев Янтаря в г. Калининграде и Паланге и многие другие.

Реставрация позволила нивелировать последствия войны, позволила предотвратить еще больший ущерб. Благодаря работе реставраторов, была дана вторая жизнь многим памятникам изобразительного искусства, были воссозданы шедевры, поврежденные в результате пожаров, разрушений, варварского отношения и несоблюдения условий хранения.

Возвращаясь к диалогу, который протекает в обществе последнее время по вопросам возвращения перемещенных культурно-художественных ценностей (в том числе и памятников изобразительного искусства), мы должны не забывать ту огромную работу, которую проделали наши реставраторы, музейные работники, политики, дипломаты.

 

Литература

 

1. Православное информационное агентство: http://www.rusk.ru/st.php?idar=22043.

2. Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие» [Электронный ресурс]: http://stoletie.ru/minuvshee/070510154231.html.

3. http://rian.ru/spravka/20080220/99669443-print.html.

 

Поступила в редакцию 03.10.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.