ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Философские аспекты понятия «ценность»

 

Салова Ольга Олеговна,

аспирант кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета.

 

Одним из самых волнующих вопросов, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с ценностными основами отдельной личности и общества в целом. Интерес к этому вопросу всё более возрастает. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последние десятилетия изменения в мире потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из самых сложных в научном знании, что обусловлено следующими факторами: попытками определения понятия «ценность» и «ценностная ориентация» целым рядом наук о человеке и обществе: философией, социологией, педагогикой, социологией, этикой, эстетикой и др.; изменением представлений о ценностях и ценностных ориентациях на различных этапах становления данных наук; попытками определить, в чём состоит сходство и различие ценностей для отдельного индивида и всего общества.

 XX век вывел проблему осмысления ценно­стей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап раз­вития науки.[[1]] Самоопределившись в самостоятельный раздел философии на рубеже XIX-XX вв., аксиология испытала настоящий бум в первой трети ХХ в. и активно заработала практически во всех областях социогуманитарного знания.

Однако отношение к ценности как к самостоятельной философской категории начинается с середины XIX в. с труда Г. Лотце «Микрокосм. Мысли о естественной и общественной истории человечества. Опыт антропологии», где учёный разделяет мир ценностей и мир явлений, что соответствует делению на «мир средств» и «мир целей».

Ценности относятся, по мысли Лотце, к области проявления идей, в то время как предметный мир выступает в его теории лишь обозначением идеального бытия. Объективность ценности определяется не связью с предметным миром, а с всеобщностью их субъекта как разумного носителя воли. Так, Лотце отделяет мир ценностей от предметного мира.[[2]]

В.Виндельбанд также одним из первых обращается к проблеме ценностей. Рассматривая сущность философии, Виндельбанд считает возможным понимать под ней в систематическом (а не в историческом) смысле критическую науку об общеобязательных ценностях. Анализируя учение Канта, исследователь приходит к выводу: «критическая» философия выступает как наука о необходимых и общезначимых определениях ценностей.[[3]]

Одна из первых попыток построения теории ценностей была предпринята Н.О. Лосским, согласно которому, ценности находятся в природе повсюду, в природе всё пронизано субъективным бытием. «Ценности возможны в том случае, если основы бытия идеальны и притом духовны».[[4]] Учёный рассуждает об абсолютной самоценности, в которой совмещаются все положительные ценности и нет разделения на ценности и бытие. Он называет это абсолютной полнотой бытия, которая и является конечной целью всякого существа. Н.О. Лосский указывает на Божественную полноту бытия.[[5]] Ценности выступают в сознании субъекта не иначе, как посредством чувств субъекта, интенционально направленных на них. Эти переживания еще не есть знание. Для того, чтобы они стали знанием, необходимы познавательные акты наблюдателя, в результате которых появляются суждения, оценки, знание о ценности.[[6]]

Рунетки

рунетки

fapcams.club

Первым и по сей день наиболее распространенным вариантом является понимание ценности как значимости явлений для человека в рамках субъектно-объектных отношений. Ценность в данном случае рассматривается как средство удовлетворения потребностей. Противоположная точка зрения сводит ценности к высшим общественным идеалам, которые являются уже не средством, а целью, не сущим, а должным. Третий подход объединяет два первых и определяет ценность как значимость и идеал одновременно, но также не выходит за рамки субъектно-объектных отношений как их основания. Как отмечает В.Г. Выжлецов, ценности-идеалы в этих рамках вряд ли объяснимы, поскольку они сами являются их критерием. При этом сведение ценности к значимости приводит к объединению ценности и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет к отрыву ценности от ее материального основания.[7]

М.С. Яницкий, прослеживая диалектику понятия «ценность» в различ­ные эпохи, отмечает, что аксиологический этап научного знания характери­зуется окончательным разделе­нием понятий реальности и ценности как объекта желаний и устремлений человека. Субъективная значимость для человека тех или иных ценнос­тей может определяться разными источниками, которыми на различных этапах развития науки называ­лись: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный за­кон сохранения вида, этические нормы микросоциального окруже­ния и общества в целом, внутренняя психологическая природа че­ловека. В современной психологии направлен­ность личности на те, или иные ценности (ценностные ориентации) рассматривается как двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.[[8]]

Д.А. Леонтьев рассматривает ценности как разные оппозиции. Первая порождена языковой двойственностью слова «ценность»: объекты имеют ценность или объекты являются ценностями. Вторая оппозиция заключается в следующем: считать ли ценностями конкретные значимые для субъекта и/или удовлетворяющие его потребности предметы или же закрепить это понятие за особыми абстрактными сущностями. Третья – это оппозиция «индивидуальное – надындивидуальное». Четвёртая оппозиция задается развилкой: социологизация или онтологизация природы надындивидуальных ценностей, в рамках которой социологическая интерпретация надындивидуального характера ценностей представляется наиболее продуктивной. Социальные ценности первичны по отношению к индивидуально – психологическим ценностным образованиям. Пятая оппозиция затрагивает статус индивидуальных или субъективных ценностей, не отрицая существование сознательных убеждений или представлений субъекта о ценном для него, что адекватно выражается понятием ценностных ориентаций. Шестая – относится к функции ценностей как в их надындивидуальной, так и в индивидуально-психологической ипостаси и лучше всего может быть описана через противопоставление «эталон – идеал». Только понимание ценности как идеала позволяет понять надличностность ценностей, предоставляя им возможность выполнять функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения.[[9]]

Анализируя понятие «ценности», О.Г. Дробницкий также выделяет оппозиции: ценностный объект и субъект противоотносительны (благо – зло), соотношение между противоположными ценностями имеет предел.

Г.Риккерт рассматривает ценности с позиции субъективизма и объективизма. Ценность, согласно учёному, все же связана с субъектом, оценивающим объекты. Таким образом, ценность становится частью действительности, а точнее говоря, частью психического бытия. Ценность относится к совершенно иной сфере понятий, чем действительная оценка. Проблема ценности есть проблема «значимости» ценности, поскольку последняя может обладать значимостью даже и при отсутствии акта оценки. Блага и оценки не есть ценности, они представляют собою соединения ценностей с действительностью. Сами ценности, таким образом, не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта. Субъекты вместе с объектами составляют одну часть мира – действительность. Им противостоит другая часть – ценности.[[10]]

Рассматривая ценности с марксистских позиций, ряд исследователей (В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, А.В.Василенко, А.Г.Харчев и др.) отмечают, что ценности выступают как отношение субъекта к объекту. Как пишет А.В. Василенко, лишь в акте практического взаимодействия субъекта, обладающего потребностью, и объекта, наделённого имманентными свойствами, последний приобретает ценность для первого.[[11]]

 Рассматривая явления сплочённости в социальной жизни 19 века, О.Г. Дробницкий отмечает их непосредственную связь с новыми для той эпохи буржуазными ценностями, с изменениями, происходящими в общественной жизни. Однако, отмечается непреходящий характер ценностей: как бы не изменились условия жизни, в обществе человеку по-прежнему нужны ценности. О.Г. Дробницкий также рассуждает о субъективности и объективности ценностей, ставя вопрос, является ли ценность субъективной, поскольку мы оцениваем явления действительности и придаём им определенное значение. Отмечая противоречивость поставленного вопроса, исследователь заключает, что ценности, активно воздействуя на действительность, никак не вмешиваются в естественную зону бытия. Следовательно, ценности есть порождение деятельного, а не созерцательного субъекта. Так, О.Г.Дробницкий определяет ценности как форму проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом.[[12]] На основании выводов учёного, мы считаем важным отметить следующее: рассуждая о механизмах, порождающих ценностные феномены, О.Г. Дробницкий отмечает, что за ценностями стоит:

1) проблема личности и общества,

2) отношение массового сознания к объективным законам исторического процесса.

Различные представления по отношению к отдельному индивиду часто играют роль «готовых формул, служащих для него ориентиром в социальной действительности, и определенным образом влияющих на его поведение».[[13]] Таким образом, общественный строй оказывает влияние на формирование ценностей у индивида.

Согласно В.П. Тугаринову, ценности – это те явления природы и общества, которые нужны людям исторически определённого общества или класса в качестве действительности, цели или идеала. Ценности, следовательно, могут быть действительными, наличными и мыслимыми, желаемыми, идеальными»[14].

По поводу трактовки термина «значимость» большинство ученых считает, что ценности выражают положи­тельную или отрицательную значимость предметов и явлений для жизнедея­тельности субъекта (В. Брожик, В.А. Василенко., О.Г. Дробницкий, М.С. Каган и др.).

Таким образом, в философии ценности определяются как продукт жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общностей, а также человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Нужно отметить, что особое внимание уделяется взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения.

 

Литература

 

1.                  Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории [Текст]: монография. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. – 277 с.

2.                  Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения [Текст] / В.А.Василенко// Проблема ценности в философии/ под ред. А.Г.Харчева.- Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.

3.                  Виндельбанд В. Что такое философия? [Текст] / Вильгельм Виндельбанд // Избранное: Дух и история / Прелюдии / – М.: Юрист, 1995. – 687 с.

4.                  Выжлецов Г.П. Ценностно-ориентационная функция формирования личности в современной системе образования [Текст] / Г.П.Выжлецов // Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: монография. - СПб.: Изд-во «Союз», 2006. -167 с.

5.                  Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксиская философия [Текст] / О.Г.Дробницкий. – М.: Политиздат, 1967. -351 с.

6.                  Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей [Текст] / О.Г.Дробницкий // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г.Харчева. - Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.

7.                  Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А.Леонтьев // Современный социо-анализ: Сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. – М., 1996, – С. 5-22.

8.                  Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог как царство Божие и бытие как основа ценностей. – Париж: YMCA PRESS, 1931. -125 с.

9.                  Риккерт Г. О понятии философии [Текст] / Генрих Риккерт // Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / П. В.Алексеев, А. В. Панин.- М.: Гардарика, 1997, - 576 с.

10.              Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблемы ценностей [Текст] / В.П.Тугаринов // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г.Харчева.- Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.

11.              Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

 

Поступила в редакцию 14.11.2012 г.



[1] Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с. – C.5.

[2] Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография.- Изд-во АГУ, 2004. – 277 с. – C. 22.

[3] Виндельбанд В. Избранное: Дух и история/Прелюдии/Что такое философия? – М.: Юрист, 1995. – 687 с. – C. 39.

[4] Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог как царство Божие и бытие как основа ценностей. – Париж: YMCA PRESS, 1931. -125 с. – C. 95.

[5] Там же. С. 51.

[6] Там же. С. 123.

[7] Выжлецов, Г.П. Ценностно-ориентационная функция формирования личности в современной системе образования [Текст] / Г.П.Выжлецов // Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный

феномен: монография. - СПб.: Изд-во «Союз», 2006. — C. 22-39.

[8] Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с. – C. 28.

[9]Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А.Леонтьев // Современный социоанализ: Сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. – М., 1996, – С. 5-22.

[10]Риккерт, Г. О понятии философии [Текст] / Генрих Риккерт // Хрестоматия по философии: Учебное пособие. /Алексеев П.В., Панин А.В.- М.: Гардарика, 1997, - 576 с.- С. 167 -181.

[11] Василенко, В.А. Ценность и ценностные отношения [Текст] / В.А.Василенко// Проблема ценности в философии/ под ред. А.Г.Харчева.- Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.

[12]Дробницкий, О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей [Текст] / О.Г.Дробницкий // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г.Харчева.- Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.- C. 33.

[13] Там же. С. 27.

[14] Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблемы ценностей [Текст] / В.П.Тугаринов // Проблема ценности в философии/ под ред Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.- С. 15-16.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.