ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Активизация творческой деятельности средствами изучения компьютерной графики

 

Бердюгин Василий Сергеевич,

преподаватель изобразительных искусств Курганского областного колледжа культуры.

 

Актуальность данной проблемы обусловлена уровнем требований современного образования к внедрению компьютерной техники и технологии в процесс обучения с одновременным проявлением общей творческой активности.

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». (В.Ф.Одоевский).

Не секрет, что повсеместное увлечение компьютерными технологиями приводит к одностороннему образованию. Гуманитарные предметы, искусство в целом, остаются на втором плане в шкале ценностей обучающихся. В определенном смысле, почти любую компьютерную деятельность следует рассматривать как своего рода игру. Игра носит характер увлечения, даже мании, а не трудовой деятельности, где приходится проявлять настойчивость, упорство и целеустремлённость через преодоление себя. Целенаправленная организация обучения и управление им со стороны педагога – это, прежде всего, знание разновидностей и механизмов учебно-познавательной деятельности обучающихся и умение представить себе в различных учебных ситуациях ее продукты, умение правильно формулировать цели и измерять их достижение, обеспечивать как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию общения [3]. В условиях современного среднего профессионального образования, настоятельно необходимым является развитие умения общаться, сотрудничать и совершенствовать коммуникативные умения учеников для последующей социализации и профессиональной адаптации. Опыт преподавания дисциплин компьютерной графики (Photoshop, CorelDraw, Adobe Premiere, 3D MAX) дает определённые основания в их мотивирующем воздействии на учеников, благодаря моментальному получению результатов работы. Примеры создания учениками объёмных предметов и сложная анимация последних в программе 3D MAX практически на первых уроках воодушевляют и мобилизуют обучающихся на продолжение изучения этой программы. Задача преподавателя – использовать появившуюся мотивацию не только в целях совершенствования знаний, навыков в работе с программами трехмерной графики и анимации, но и верно трансформировать интерес для повышения общей творческой активности. Непосредственно востребованными становятся знания по художественным дисциплинам (композиции, цветоведению, рисунку, живописи), получаемым на практических занятиях в училище культуры. Преподавателю довольно просто обратить внимание учащихся на значимость этих предметов в курсе изучения 3D MAX. Кроме того, работа со сложным программным продуктом требует коллективного взаимодействия учеников. Наглядно заметно, насколько коллективный труд по поиску верных решений бывает продуктивнее, чем самая упорная индивидуальная деятельность. Развивается способность объективно оценивать себя и свои способности в процессе обучения и усвоения приобретаемых умений и навыков. Активизируется общение в целях совместного решения трудных задач. Менее очевидным может казаться общая социализация учеников, интеграция их в современное общество, а тем более соответствовать требованиям общества будущего. В рассматриваемом контексте на первый план выступает способность преподавателя правильно преподнести результаты обучения, доказать востребованность определённых знаний в различных сферах жизни современного общества, умение связать интересы индивида с групповыми интересами. Высокая оценка знаний трехмерных программ в молодёжной среде, имеет большое мотивирующее значение, особенно на первых этапах обучения. Социализация ученика должна быть направлена на безусловную потребность отдавать полученные, ценимые в обществе знания, а не накапливать их для собственного удовлетворения, для повышения самооценки. Когда игра начинает ощущаться не как самоценная, но и одобряемая окружающими, она перестает быть игрой. Цель преподавателя – мягко и тонко перевести приоритеты учеников с развлекательной составляющей обучения в компьютерных программах, на соревновательные, а затем и социально значимые результаты. Тем самым, незаметно для себя, ученик обучается не только работать в различных программах, но и делиться полученным с окружающими, получая взамен необходимые знания об обществе, его интересах, предпочтениях, ожиданиях для продолжения творческой работы. Стремление быть нужным, быть интересным людям продуктами своего труда, ведёт человека к творческому отношению к своей работе. Если прежняя парадигма образования во главу угла ставила обучение, провозглашая знания, умение и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (1994 г.) в качестве основных задач определяет:

- гуманизировать отношения человека с природой через освоение научной картины мира;

- научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития;

- создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности [1].

Наметившийся уже три десятилетия назад «переход от психологии научения к психологии решения задач» (Дж. Брунер) заявляет о себе все более настойчиво и требует конкретизации в реальных проектах и технологиях. Очевидно, что традиционный количественный, категориально-понятийный подход, направленный на запоминание отдельных фактов и терминов, не дает возможности реализовать требования, которые предъявляет современный мир образованию. Необходимо не только сообщение школьникам некой суммы сведений, дат, имен, готовых решений, а развитие у них способности к самостоятельной творческой проектной деятельности, способности к поиску необходимой информации, способности планирования собственной деятельности [2]. Средства кино, видео и игровых программ, практически безгранично предоставляемые компьютером, сейчас основной поставщик эмоционально окрашенной информации в души подрастающего поколения. Научиться управлять этим стремительным потоком, важнейшая задача современной педагогической науки. В настоящее время волна информативных технологий захлестнула всё общество, а вместе с ним и молодёжь. Именно этот факт выдвигает на первое место способность педагогики использовать «орудия» предоставляемые новыми открытиями и явлениями. «Ничто в такой степени не возбуждает умственную деятельность, не заставляет открывать новые стороны предметов и явлений, как сознательные симпатии или антипатии». (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Именно факт способности компьютера связывать увлечённость современными видами фото и видео обработки с когнитивной активностью ученика даёт возможность использовать изучение компьютерных технологий для активизации общей творческой деятельности.

 

Литература

 

1.                  Кабкова Е.П. Поле резонансного взаимодействия в пространстве урока. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений.- М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005.

2.                  Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. Диссертация.

3.                  Федоряк Л.М. Качество жизни субъектов образования и педагогическое мастерство: акмеологический подход: монография. Тюмень, 2008.

 

Поступила в редакцию 20.11.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.