Открытие в сфере молекулярной физики
Маракулин Виктор Германович,
инженер-механик.
Здесь я привожу свою идею, претендующую на открытие. Во всяком случае, нигде я не встречал даже намека на нее. Идея относится к явлению испарения, а именно, открывает совершенно новый фактор в качестве главной причины охлаждения жидкости в процессе ее испарения. Классическое объяснение такое: из жидкости вылетают лишь наиболее быстрые молекулы, те, которые способны преодолеть силы межмолекулярного притяжения. В результате уменьшается средняя скорость оставшихся молекул. Следовательно, понижается температура тела, находящаяся в зависимости от скорости [Приводится по: 1, с. 168].
Но если чуть внимательнее присмотреться к процессу испарения, то виден еще один, более важный, если не основной, фактор охлаждения. Об этом явлении (факторе) не написано ни в одном пособии по физике. Из классической теории следует логический вывод о том, что испаряющаяся молекула не уменьшает почти до нуля свою скорость и скорость вытолкнувшей ее молекулы. А это не верно.
В поверхностных слоях жидкости молекулы расположены на больших расстояниях, чем в глубоких слоях. Это вызывает явление поверхностного натяжения.
Рис. 1. Схема испарения молекул жидкости.
Самым вероятным для испарения-выталкивания молекулы 1 (см. рис. 1) является ее соударение с молекулой 2, которая лежит вместе с молекулой 1 на перпендикуляре к поверхности жидкости и имеет минимальную тангенциальную составляющую скорости. После столкновения на расстоянии, большем двух радиусов молекулы, силы взаимного отталкивания сменяются растущими силами взаимного притяжения. Эти силы уменьшают почти до нуля скорость и температуру по шкале Кельвина не только вылетевшей молекулы 1, но и той молекулы 2, которая осталась в жидкости. Молекула 2 не успевает передать свою кинетическую энергию соседней молекуле 3: ее «останавливает» испаряющаяся молекула 1. Вероятны случаи одновременного притяжения молекулы 1 молекулой пара. В этом случае молекула 1 может иметь лишь среднюю скорость. Но в конечной фазе выхода молекулы 1, молекула 2 снизит свою скорость и температуру по абсолютной шкале Кельвина почти до нуля. Вероятны еще и удары соседних с молекулой 2 боковых молекул, уменьшающих эффект замедления, «спасающих» кинетическую энергию молекулы 2. Но в целом эффект почти полного торможения должен быть значителен потому, что расстояния между молекулами в поверхностных слоях жидкости достаточно велики. О том, что силы взаимного притяжения сопоставимы с силами инерции испаряющихся молекул, говорит явление поверхностного натяжения, благодаря которому основная часть молекул поверхностного слоя жидкости удерживается внутри нее до момента равновероятного для всех молекул более сильного выталкивающего столкновения с молекулой 2. Следовательно, испаряющаяся молекула 1 уменьшает свою скорость и скорость молекулы 2 почти до нуля.
Явление испарения приходится учитывать во всех науках, изучающих материальный мир. Приведенное выше новое объяснение причины охлаждения жидкости в процессе ее испарения должно внести полезные уточнения во все расчеты, в которых необходимо учитывать этот эффект.
Своей идеей я опровергаю классическую теорию испарения, а именно:
1. «Скорость испарившейся из жидкости молекулы выше средней». Более 15 лет отсылаю свою идею в разные научные организации – без ответа. С тем же успехом писал В. В. Путину и Д. А. Медведеву с просьбой переслать ее для анализа в компетентную научную организацию. Из этого я сделал вывод: опровергнуть нечем, а подтвердить - риск для карьеры ученого. 28 Апреля сего года я познакомил со своей идеей кандидата технических наук, специалиста по молекулярной физике. На первый мой вопрос: «Какова скорость испарившейся молекулы?», он ответил: «Очень высокая, выше средней». После знакомства с моей идеей, он снизил эту скорость: «Да, возможно, некоторые молекулы замедляются. Но в жидкости молекул очень много, соответственно, очень много возможностей разогнать испаряющуюся молекулу до высокой скорости». Я возразил на это: «Для того, чтобы разогнать до скорости выше средней испарившуюся молекулу «1», нужно испаряющуюся молекулу «1» разогнать до скорости, большей, чем средняя, более, чем в два раза. А это событие, если и возможно, но настолько маловероятно, что им следует пренебречь. Молекулы –«Миллионеры» по кинетической энергии должны быть очень редки». Подобно финансовой пирамиде, энергию, которая по цепочке причин и следствий из глубины жидкости приходит на ускорение испаряющейся молекулы «1» - можно представить в виде конуса молекул с вершиной в молекуле «1». Чем глубже слой молекул, тем вероятнее рассеяние этой гипотетической энергии. Самое вероятное событие – это молекула со средней скоростью. Молекулы, имеющие скорость, чуть большую или чуть меньшую, чем средняя – тоже не редкость. Скорость испаряющейся молекулы, значительно превышающая среднюю, теоретически должна бы быть вызвана сложной схемой предыдущих столкновений в глубинных слоях. Но поскольку в глубине все молекулы в равных условиях и все направления передачи энергии равновероятны, то вероятность настройки множества молекул на одно направление и на одну молекулу «1» - так же низка, как вероятность спонтанно получить в произвольном неизолированном участке объема жидкости отличную от других участков температуру. Самым вероятным событием является скорость испаряющейся молекулы, чуть больше средней (или равная ей, если в конечной фазе испарения молекулы «1», когда на излете она собирается вернуться назад: скорость равна нулю – ее притягивает молекула пара или воздуха. Такое событие высоко вероятно во время ветра, но с меньшей вероятностью возможно и при стоячей атмосфере).
2. Логично предположить, что поверхностное натяжение удерживает все молекулы, обладающие средней и более низкой скоростью, внутри жидкости (за исключением случаев вытяжки молекулами пара или воздуха, пролетающими параллельно поверхности жидкости). Тогда нужно сделать вывод, что самым вероятным событием является испарение молекулы, имеющей скорость, минимально превосходящую среднюю. То есть разница кинетической энергии молекулы «1» и потенциальной энергии ее притяжения соседними молекулами – минимальна. Это значит, что после преодоления этой потенциальной энергии, скорость – и температура по абсолютной шкале Кельвина - у вылетевшей молекулы «1» будет около нуля. «А куда же девается кинетическая энергия вылетевшей молекулы»? Этот вопрос задал мне специалист по молекулярной физике. Я ответил (задумывался раньше над этим ) – видимо, переходит в энергию возбуждения атомов, более коротковолновую, не воспринимаемую человеком как температура; может быть, частично излучается в нетепловом коротковолновом электромагнитном спектре.
3. 2.Скорость оставшейся в жидкости молекулы «2» после испаряющего молекулу «1» столкновения не остается прежней, как это следует из классической теории, а снижается почти до нуля.
4. Согласно схеме моего оппонента (он взял ее из учебника), «Поверхностные слои прилегают очень близко друг к другу. Велики лишь расстояния между молекулами в каждом слое». Он это высказал в опровержение моего утверждения, что молекула «2» рис. «1» не успевает передать свою энергию нижележащей. Но из простых соображений энергетически устойчивым должно быть положение слоев в «шахматном порядке»: то есть, под (и «над») каждой молекулой 2, 3, 4, 5 слоев должна находиться «дырка». Из рис. 1 энергетически более вероятным является положение молекул «2» и»3» - через слой молекул. Молекула «2» лежит в третьем слое, молекула «3» - в пятом слое, а молекула «1» – в первом слое. В этом случае молекула «2» после выталкивающего,испаряющего молекулу «1» соударения – пролетает сквозь промежуток между молекулами ближайшего нижнего четвертого слоя к следующему, пятому, слою молекул – и ей хватает расстояния для снижения почти до нуля скорости и температуры. Испаряющаяся молекула «1» . замедляясь почти до нуля сама, успевает замедлить почти до нуля молекулу «2». Это – высоковероятное событие.
5. В науке опыт и теория идут «рука об руку». Не сомневаюсь, что « энергия Гиббса», которой оценивают разрыв атомных и молекулярных связей - точно отражает реальные явления. Но если я смог своей идеей убедить специалиста по молекулярной физике ( он снизил скорость после нашего диспута, хотя и не до нуля, но значительно ниже средней) – значит, в теории охлаждения испаряющихся жидкостей есть слабые места и пробелы. Видимо, это связано с тем, что силы молекулярного взаимодействия – короткодействующие, а ускорения и замедления – кратковременные. Ими пренебрегают, используя для расчетов среднюю скорость молекулы. Это верно для молекул внутри жидкости. Но такой подход привел к ошибкам при изучении поведения испаряющихся молекул.
6. Моя идея устраняет этот пробел. Возможно, более глубокое представление о причинах охлаждения испаряющихся жидкостей откроет новое поле деятельности для изобретателей более эффективных холодильников, портативных кондиционеров и. т. п.
7. К выпуску учебников раньше подходили более строго. Был один официальный вариант и все в нем соответствовало мнению официальной науки.
8. Вот учебник 1976 года, 9 класс, 68 стр.: «Если температура постоянна, то превращение жидкости в пар не ведет к увеличению кинетической энергии молекул, но сопровождается увеличением их потенциальной энергии. Ведь среднее расстояние между молекулами газа во много раз больше, чем между молекулами жидкости. Кроме того, увеличение объема при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное требует совершения работы против сил внешнего давления. Здесь указывается точное направление расчетов: «Количество теплоты, необходимое для превращения при постоянной температуре 1 кг. жидкости в пар, называют удельной теплотой парообразования». Видимо, при отсутствии внешних тепловых источников, на эту величину падает энергия (и – температура) при испарении каждого килограмма жидкости.
9. Но нигде не указан мой – не редкий, а высоковероятный вариант: молекула испарилась, ее скорость и скорость оставшейся в жидкости молекулы почти обнулились, потенциальная энергия их взаимодействия исчезла. Куда же подевалась энергия? Этот вопрос моего собеседника не только и не столько его , сколько - всей непроработанной с моей вероятной точки зрения физики. В энергию возбуждения атома, в электромагнитное излучение разве не может перейти? В справочнике по физике, по которому я готовился к поступлению в политехнический институт, (окончил в 1983 году ), нарисована та же схема и дано то же объяснение, что дал мне недавно специалист. Но в моем школьном учебнике дано подробнейшее объяснение и схема несколько иные: стр. 84. Из этого объяснения получается, что силами взаимодействия с молекулами пара можно пренебречь, так как его плотность в обычных условиях во много раз меньше плотности жидкости. «На молекулу 1 на поверхности жидкости действует сила отталкивания со стороны молекулы 2 и сила притяжения со стороны лежащих в глубине молекул 3, 4, 5 и т. д. На молекулу 2 действует сила притяжения со стороны лежащих в глубине молекул 4, 5, 6, и т. д. и сила отталкивания со стороны молекулы 3. Но, кроме того, действует еще сила отталкивания со стороны молекулы 1. В результате, расстояния между молекулами 1 и 2 в среднем больше расстояния между молекулами 2 и 3 ( молекулы 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. – лежат на перпендикуляре к поверхности жидкости, а нумерация – как на рис. 1 – растет вглубь). Расстояние 2 – 3 больше расстояния 3 – 4 и. т. д. до тех пор, пока не перестанет сказываться близость молекулы к поверхности». В этом убедительном подробном доказательстве получилось, что расстояние между молекулой 1 верхнего «слоя» и молекулой 2 под ней – рис. 1 – больше всего. Этого более чем достаточно для торможения молекулы 2 из рис. 1 – до нуля.
Литература
1. Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнев. Справочное руководство по физике. – М.: Наука, 1975.
Поступила в редакцию 02.05.2012 г.