ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Разработка нормативных показателей самоорганизации операторской деятельности на модели управления динамическим объектом

 

Шпаковская Оксана Юрьевна,

психолог Таганрогского технологического института Южного федерального университета.

 

В связи с развитием автоматизации и активным внедрением современных информационных технологий во все сферы производства возросла степень ответственности операторов за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек – машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни людей. Поэтому приоритетным направлением в области инженерной психологии является оценка и прогнозирование деятельности оператора.

Согласно когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным предсказуемым способом. Схемы варьирования поведения существуют внутри каждой личности. Существуют устойчивые формы поведения (паттерны поведения), которые стабильно проявляются в похожих ситуациях. Для осуществления прогноза поведения оператора в конкретной ситуации и определения схемы поведения, необходимо определить индивидуально для каждого оператора набор личностных переменных (это цели, ценности, ожидания, стратегии кодирования информации, эмоциональные реакции), т.е. психологические, социальные, физиологические характеристики людей. Человек планирует, реализует, формирует свое поведение, придерживаясь своих целей и ценностей[1].

Умение регулировать собственное поведение пред лицом неблагоприятной, сложной ситуации очень важно для оператора. Поэтому целью нашего исследования является оценка умения операторов регулировать собственное поведение. Умение человека управлять своим психическим и физическим состоянием часто называют самоуправлением или саморегуляцией. Саморегуляция может быть спонтанной (включаться и работать на уровне «автоматизма»), а также выделяют волевую саморегуляцию, возникающую у оператора в момент сложной, неоднозначной, стрессовой ситуации, требующей от оператора дополнительных сил, повышения собственной активности для осуществления поставленной цели. В сферу волевой саморегуляции входят компоненты:

1) самоконтроль – осознание и оценка оператором собственных действий на каждом этапе деятельности, а также психических процессов и состояний;

2) самоорганизация поведения – способность оператора на поведенческом уровне привести себя в состояние эмоциональной нормы, направить все свои внутренние ресурсы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные) на решение проблемы и реализации поставленной цели.

С помощью АПК «Эгоскоп» нами была разработана модель индивидуальной операторской деятельности, в которой оператору необходимо было выполнять исполнительные функции, т.е реализовывать деятельность следуя инструкции. Данная деятельность не являлась сложной, но требовала высокого уровня внимательности оператора. Деятельность включала в себя четыре вида заданий:

1) работа с матрицами;

2) корректурная таблица – данные задания направлены на выделение стимула среди общего объема предъявляемой информации;

3) красно-черные таблицы;

4) тренировка произвольности внимания – данные задания направлены на расположение стимулов в нужном порядке.

Эксперимент происходил в трех основных режимах (также был вспомогательный режим «Тренировка»):

 - нормальный режим (оператору предлагалось работать согласно инструкции без ограничений во времени);

- режим «ограничение во времени» (оператору предлагалось работать согласно инструкции, но время работы было ограничено);

- режим «без ошибок + ограничение во времени» (от испытуемого требовалось совершать как можно меньше ошибок, и время работы было строго ограниченно).

Поскольку работа оператора была направлена на реализацию действий, предписанных инструкцией, основным компонентом, для оценки поведения является Z-компонент (поведенческий), демонстрирующий включенность в работу, готовность работать не по принуждению, а на волевом уровне, когда личные цели человека совпадают с целями деятельности. Также в профиле СЭЗ – представленном в программе «Эгоскоп», присутствует X-когнитивный компонент, активность мыслительных процессов; Y – эмоциональный компонент (выражает эмоциональную оценку ситуации, негативную, либо положительную реакцию на задание) (рисунок 1).

Рассмотрим более подробно Z – реакцию. Данная реакция может быть правосторонней (положительной), направленной на выполнение деятельности, либо левосторонней (отрицательной) направленной на избегание деятельности. Эффективным считается поведение оператора, в котором присутствуют правосторонние Z – реакции.

При правосторонней Z – реакции, возможны следующие варианты направленности реакций X,Y.

 – однонаправленность правосторонних X, Y, Z – реакций, мы принимаем, как реакцию спонтанной саморегуляции, т.е. когда мысли, эмоции, действия человека направлены на ситуацию (выполнение задания).

, ,  – данные типы реакций X, Y, Z мы принимаем, как реакцию самоорганизации, т.е. волевую регуляцию поведения, способность волевым усилием направить внутренние ресурсы организма на реализацию поставленной цели. Готовность выполнять работу на заданном уровне.

В исследовании приняли участие студенты 3 курса ТТИ ЮФУ, всего 22 человека.

На основании анализа ПФС и пиктополиграфических реакций испытуемых мы выявили лиц, склонных проявлять спонтанную и волевую саморегуляцию.

Из 22 участников способность к самоорганизации проявили 18 человек, некоторые участники проявляли волевую саморегуляцию во всех заданиях, некоторые – только в одном.

4 участника эксперимента проявили спонтанную саморегуляцию, готовность на уровне автоматизма включиться в деятельность.

 

Рис. 1. Профиль СЭЗ, построенный по результатам одного из испытуемых.

 

Выводы

 

В рамках данной работы мы разработали и протестировали модель операторской деятельности. Работа с данной моделью, характеризуется частой сменой условий деятельности, изменением задач, и требует повышенного внимания со стороны оператора, поэтому данная модель может быть названа динамическим объектом.

На основании анализа ПФС и пиктографических реакций операторов в ответ на экспериментальную ситуацию мы выявили лиц способных к проявлению саморегуляции; определили показатели спонтанной и волевой саморегуляции.

Далее мы планируем провести еще исследования, посвященные выявлению личностных характеристик операторов и их проявлению в практической деятельности, а также проверить взаимосвязь способности к самоорганизации поведения с эффективностью работы операторов. Это позволит составить индивидуальный портрет личности оператора и прогнозировать его поведение.

 

Литература

 

1.                  http://www.psychologos.ru/Когнитивноаффективная_теория_Уолтера_Мишела.

 

Поступила в редакцию 20.11.2012 г.



[1] http://www.psychologos.ru/Когнитивно-аффективная_теория_Уолтера_Мишела.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.