ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О сущности залогового права как средства обеспечения обязательств

 

Никитеев Андрей Олегович,

магистрант кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета.

 

В статье исследуются особенности залогового права, его закрепления в российском законодательстве, а также раскрывается сущность залогового права как способа обеспечения обязательств.

 

Выяснением сущности залога прав занимались еще римские юристы. С момента становления самого права объектом оборота, возникла проблема квалификации этой разновидности залога [1, 17]. В зависимости от вида имущества, передаваемого в залог, залоговые обязательства можно подразделить на следующие виды: залог недвижимости (ипотека); залог транспортных средств; залог товаров в обороте; залог ценных бумаг; залог имущественных прав; залог денежных средств. Таким образом, по предмету виды залога делятся на залог имущества и залог прав.

В действующем законодательстве России существуют ограничения при совершении залоговых сделок, которые можно разделить на запреты [2, 126]: по предмету залоговых правоотношений (например, п. п. 1, 2 ст. 129, п. 1 ст. 150, п. 1 ст. 336 части первой ГК РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 09.05.2005), ст. 4 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ (в ред. от 29.12.2004), ст. 28 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 N 4804-1 (в ред. от 02.11.2004) и др.); по субъекту залоговых правоотношений (п. 2 ст. 37, ст. ст. 171, 172, п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, ст. 298, п. 2 ст. 244, ст. 253 части первой ГК РФ); в части регламентации правового механизма залогового обеспечения.

Вещи (объекты права собственности и других вещных прав) обеспечат залог, в абсолютную составляющую которого будут входить абсолютные права, оформляющие ограниченное господство над чужой вещью (ограниченные вещные права), в относительную – требования совершения определенных действий, направленных на сохранение ценности вещи. Относительно прав требования, объектом залоговой сделки служит не предмет долга, а именно само право как самостоятельная ценность, и именно здесь возникает действительный залог.

При залоге прав имеется в некотором роде переход правомочий от одного лица к другому, но без потери их и соответствующего права в целом правопредшественником. На основе права праводателя создается право с иным содержанием (более ограниченным). Залогодержатель, не становясь правопреемником в строгом смысле (субъектом заложенного права), получает право контроля за действиями залогодателя, касающимися судьбы обеспечивающего права, и право распоряжения им в определенных случаях и в определенных целях. Статья 335 ГК РФ устанавливает, что залогодателем вещи может быть ее собственник (либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения).

В зарубежной юридической практике также существуют аналогичные разновидности залога: залог имущества клиента (товароматериальных ценностей, дебиторских счетов, ценных бумаг, депозитов, ипотека, смешанный залог) и залог прав. Исходя из приведенной классификации, объектом залога и залогового права выступают имущество клиента или его права на него [3, 96].

Выбор вида залога (ипотеки) определяется соглашением сторон. Согласно ст.334 ГК РФ, в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Аналогичные понятия залога содержатся в ст. 1 Закона РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. N 2872-1 и ст. 1 специального Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ (в ред. от 30.12.2004).

Смысловое значение понятия залога в ГК РФ (п. 1 ст. 334) шире, нежели в Законе о залоге. ГК РФ уточняет, что залогодержатель имеет право на преимущественное удовлетворение своих требований «из стоимости заложенного имущества» кредитора или «лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя)». Залог и ипотека, в частности, выходят на первый план, и это делает их в наши дни, по мнению ряда юристов-практиков, более привлекательными по отношению к иным инструментам обеспечения. Право на чужую вещь, принадлежащее залогодержателю в обеспечение его прав требования по обязательству и состоящее в возможности преимущественного удовлетворения, является во всех правовых системах в условиях рыночной экономики одним из наиболее надежных способов обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам, договорам займа, купли-продажи и др.

Притязания кредитора к чужой недвижимости основываются на принципе старшинства. Помимо того, по общему правилу, согласно ст.346 ГК РФ, залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия залогодержателя. Именно эти обстоятельства и выделяют ипотеку как достаточно надежную гарантию интересов добросовестного кредитора. Лишь в некоторых случаях, предусмотренных законом, залогодержатель не пользуется преимуществом либо указанное преимущественное право несколько ограничено. Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает (абз. 2 п. 1 ст. 334 ГК).

В объем перечисленных требований, кроме суммы основного долга, также входят: проценты, начисленные на основную сумму долга, неустойки, которые должен выплатить должник кредитору в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, возмещение убытков, причиненных кредитору неисполнением обязательства, а также возмещение необходимых расходов залогодателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию. В последнем случае речь идет о расходах, связанных с реализацией заложенного имущества (проведением публичных торгов, выплатой комиссионного вознаграждения и т.д.). Получить заложенную вещь в собственность в качестве возмещения причиненных убытков залогодержатель может лишь в том случае, если продать эту вещь на торгах не удалось. Исключения из этого правила могут быть установлены только законом (п. 1 ст. 334 ГК РФ).

Залог как способ обеспечения обязательств необходимо отличать от одноименных понятий, используемых другими отраслями законодательства, а также существующих в виде «обычаев». Даже в уголовно-процессуальном законодательстве есть институт залога, предусматривающий применение такой меры пресечения, как залог (использование «залога» в ряде случаев противоречит закону, например изъятие «в залог» документов, удостоверяющих личность). К сожалению, такое отличие производится не всегда.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ залог имущества вытекает из залогового обязательства, выдаваемого залогодателем в случае неисполнения договора. Производность и зависимость ипотеки от основного обязательства служит основанием для квалификации залоговых обязательств (юридических отношений, опосредующих залог) в качестве акцессорных (дополнительных) обязательств. Существуют две основные концепции, первая из которых относит залог к вещному праву, вторая – к обязательственному.

В ГК 1922 года право залога было помещено в разделе «Вещное право», а в ГК 1964 года - в разделе «Обязательственное право». Действующий ГК выделил залог в отдельный правовой институт и признал за ним значение обеспечительного обязательства. Сегодня в литературе доминирует мысль о том, что залоговое право является вещным правом. Вещно-правовой аналог ипотеки в праве Англии представляет собой право срочного держания залогопринимателя. В англо-американском праве существуют две формы залога: право собственности на вещь сохраняется за залогодателем; фидуциарная - право собственности на вещь переходит к залогодержателю, залогодатель имеет право выкупить эту вещь при исполнении обязательства.

Более предпочтительным является мнение правоведов о том, что залог, с одной стороны, - это способ обеспечения обязательства должника путем установления относительной правовой связи с кредитором. В то же время существует непосредственная правовая связь залогодержателя и вещи. Отсюда вытекает двойственная природа залога и характеристика его как вещного способа обеспечения обязательств. Залогом имущества обеспечивается его сохранность вплоть до момента исполнения обязательства должником. При этом стоимость этого имущества, как правило, не уменьшается, а возрастает пропорционально уровню инфляции. Помимо этого, залог особо ценного и быстроликвидного для должника имущества соответственно стимулирует последнего к принятию мер по погашению кредитной задолженности [4, 36].

Залог как способ обеспечения исполнения обязательств существенно отличается от личных (доверительных) способов тем, что интерес кредитора основан не на личности ручателя (и его возможностях), а исключительно на предоставляемом имуществе. Ипотеке присуще имущественное содержание, так как предметом ипотеки является имущество, как имеющееся у залогодателя, так и то, которое он приобретет в будущем, либо имущественные права. Предмет ипотеки по общему правилу обладает значительной экономической ценностью. Значимость его в хозяйственной деятельности, да и просто в жизни граждан, весьма велика. Например, при получении кредита может быть заключен договор об ипотеке квартиры, которая будет приобретена им по договору купли-продажи, и т.д. Если ипотека возникает на основании закона, то соответствующим законом может быть предусмотрен залог вещей и имущественных прав, которые залогодатель приобретет в будущем (п. 6 ст. 340 ГК).

 

Литература

 

1. Гусева Л.Л. Исторический аспект развития ипотечного кредитования // История государства и права. – 2008. - №5. – с.17-18.

2. Пиляева В.В. Гражданское право в вопросах и ответах: Учебное пособие // М. – ВИТРЭМ, 2002. – С.126-134.

3. Шевчук Д.А. Экономика недвижимости: Конспект лекций // Ростов-на-Дону: Феникс. - 2007. - С.96.

4. Способы обеспечения исполнения обязательств // Под ред. Т.Крутякова. – М. – АКДН «Экономика и жизнь», 2002. – С.36-44.

 

Поступила в редакцию 19.05.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.