ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Гражданско-правовое регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований в преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 года

 

Сапов Дмитрий Андреевич,

аспирант юридического института Московского государственного университета путей сообщения,

член Ассоциации юристов России.

 

В статье рассмотрено гражданско-правовое регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований в преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 года. Сделаны выводы по возможным направлениям развития регулирования договоров на трансляцию олимпийских соревнований в преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 года.

Ключевые слова: трансляция спортивных соревнований, договора на трансляцию, организация трансляции, исключительные права, спортивные мероприятия.

 

В преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 года гражданско-правовое регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований становиться особо актуальным. Так как для большинства любителей спорта не всегда имеется возможность присутствовать на олимпийском стадионе и наблюдать за соревнованиями необходимыми становятся спортивные трансляции по телевидению, по радио, в Интернете.

Спортивные трансляции олимпийских игр в последнее время становятся все более зрелищными, более динамичными в связи с техническим развитием средств связи. Таким образом, можно сказать, что спортивные трансляции развиваются с развитием технического прогресса, постоянно растет зрительская аудитория.[1]

Безусловно, явление такого масштаба не может не нуждаться в правовой регламентации. Любой положительный эффект общественных отношений является плодом их должного правового нормирования и таковое очевидно требуется для сохранения в общественном сознании представлений о ценности развития человеческих способностей и честных состязаний. Спорт является частью общественной жизни, идеология олимпийского движения отстаивает его самостоятельность и независимость от политической сферы и имущественных отношений.[2]

В нашей стране права организаторов спортивных мероприятий (в том числе на трансляцию олимпийских игр) на освещение таких мероприятий закреплены в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о спорте).

Указанный Закон в части 4 статьи 20 устанавливает, что организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат исключительные права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий. В законе также определены права организаторов на освещение спортивных мероприятий посредством трансляции любыми способами и (или) с помощью любых технологий. Это связано в первую очередь с темпами развития телекоммуникационных технологий.

Организаторам спортивных мероприятий принадлежат исключительные права на их освещение только посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий. То есть на осуществление радиотрансляций спортивных мероприятий или текстовых трансляций в сети Интернет разрешения организаторов таких мероприятий не требуется, поскольку в таких трансляциях не происходит сообщения изображения или звука спортивного мероприятия, а только лишь сообщается ход спортивного соревнования и его результат. [3]

Таким образом, в Законе о спорте установлены своего рода разновидности охраняемого законом исключительного права, которая со временем найдет свое отражение в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Относительно регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований в преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 года в законе «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено следующее «Официальными вещательными компаниями являются иностранные организации, получившие исключительные права на трансляцию Олимпийских игр и Паралимпийских игр в пределах определенного государства или определенной территории (в том числе права на трансляцию по цифровым или иным каналам связи)».

Как пишет Зайцев Ю.В., ГК РФ в статье  1225 закрепляет перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, к ним также относится «сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания)». По своей правовой природе права организаций эфирного или кабельного вещания в отношении выпускаемых ими в эфир или по кабелю сообщений по своей природе наиболее близки к правам организаторов на освещение спортивных мероприятий. В соответствии со статьей 1330 ГК РФ организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач любым не противоречащим закону способом. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.[4]

Если осуществление спортивной трансляции по телевидению происходит в результате реализации права организатора спортивного мероприятия на его освещение, то создается право организации эфирного или кабельного вещания в отношении выпускаемых ими в эфир или по кабелю сообщений. Права же на освещение спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании письменных разрешений организаторов спортивных мероприятий. Таким образом, передача прав на освещение олимпийских спортивных мероприятий передается на основании договора, который заключается организатором олимпиады, и лицом, желающим транслировать такое мероприятие.

В законодательстве Российской Федерации в настоящий момент договор о передаче права на освещение спортивного мероприятия не нашел своего отражения. По своей сути такой договор, конечно же, является лицензионным, но назвать договор о передаче прав на освещение спортивного мероприятия лицензионным мешает то обстоятельство, что само право на освещение спортивного мероприятия гражданским законодательством не отнесено к правам на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.[5]

Таким образом, договор о передаче прав на освещение олимпиады, в соответствии с российским законодательством должен содержать следующие условия, такие как предмет договора – право на освещение спортивного мероприятия посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий определенными способами и (или) с помощью определенных технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции. Так же в договоре должны быть определены мероприятия, на которые передаются права, а также способы трансляции. В договоре необходимо определить стороны договора, к которым относятся организатор спортивного мероприятия или иное лицо, которому организатором переданы коммерческие права в отношении спортивного мероприятия (лицензиар), и лицо, приобретающее права на освещение спортивного мероприятия (лицензиат). В договоре необходимо определить территорию, на которой допускается трансляция спортивного мероприятия и сроки проведения трансляции. И конечно размер вознаграждения за предоставленные права на освещение спортивного мероприятия. Возможно также дополнение некоторых пунктов, не противоречащих российскому законодательству.

Нам мой взгляд регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований должно быть закреплено гражданским законодательством в четвертой части ГК РФ, которая регулирует права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Принятие рассмотренных мер позволит повысить эффективность регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований и рассмотренных отношений и исключит затруднения, связанные с использованием в настоящее время для этой цели правовых институтов, предназначенных для регулирования иных отношений.

В качестве основных направлений совершенствования гражданско-правовой базы олимпийского движения в целом, можно обозначить: целесообразность последующей кодификации и конкретизации российского законодательства в области спорта и олимпийского движения.[6] Первое из указанных положений вполне справедливо связывается некоторыми авторами[7] с необходимостью разработки и принятия Спортивного кодекса РФ как кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно закрепляющего и осуществляющего регулирование устойчивой группы общественных отношений в области спорта.

Таким образом, в области конкретизации и актуализации гражданско-правового регулирования договоров на трансляцию олимпийских соревнований в преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 года наряду с принятием специального законодательства, развивающего отдельные положения ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», особое внимание следует уделять проблеме конкретизации нормативных правовых актов на региональном уровне. Возможности разграничения полномочий РФ и субъектов РФ в области физической культуры и спорта сыграло положительную роль для приведения законодательства в логически стройную и непротиворечивую систему. Также не возможно не заметить проблему противоречия норм разного уровня в области физической культуры и спорта.

 

Литература

 

1.                  Алексеев С.В. Олимпийское право как новейшее направление научного правоведения и учебная дисциплина «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2.

2.                  Зайцев Ю.В.Право на освещение спортивных мероприятий в Российской Федерации «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 4.

3.                  Нюняев В.О. Правовая охрана олимпийской символики и применение ответственности за недобросовестную конкуренцию «Конкурентное право», 2011, N 1.

4.                  Сапов Д.А Олимпийское движение как объект гражданско-правового регулирования «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2.

5.                  Соловьев А.А. К вопросу о кодификации законодательства РФ о спорте // Право и образование. 2009. N 1. С. 111 - 116.

 

Поступила в редакцию 04.12.2012 г.



[1] Алексеев С.В. Олимпийское право как новейшее направление научного правоведения и учебная дисциплина «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2.

[2] Нюняев В.О. Правовая охрана олимпийской символики и применение ответственности за недобросовестную конкуренцию «Конкурентное право», 2011, N 1.

[3] Зайцев Ю.В.Право на освещение спортивных мероприятий в Российской Федерации «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 4.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Сапов Д.А Олимпийское движение как объект гражданско-правового регулирования «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2.

[7] Соловьев А.А. К вопросу о кодификации законодательства РФ о спорте // Право и образование. 2009. N 1. С. 111 - 116.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.