ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Реализация прав свидетеля в уголовном судопроизводстве

 

Виноградов Андрей Сергеевич,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России,

Афанасьева Виктория Ивановна,

дознаватель ОД ОМВД России по Тосненскому району Ленинградской области.

 

Развивать и совершенствовать уголовное судопроизводство возможно, прежде всего, посредством изменения правового положения его участников, путем предоставления им определенных процессуальных прав и возложения на них определенных процессуальных обязанностей.

В частности необходимо уделить внимание проблеме обеспечения прав и законных интересов лиц, оказывающих содействие правосудию, путем дачи свидетельских показаний по уголовным делам.

Согласно ч.1 ст.56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний [1].

Четкое и своевременное разъяснение свидетелю его прав и обязанностей является одной из основных гарантий их реализации, эффективного участия лица на предварительном расследовании. Следователь или дознаватель обязаны не только разъяснить свидетелю его права, но и обеспечить возможность их осуществления на любом этапе расследования уголовного дела [2].

Несмотря на то, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации свидетель признан участником уголовного судопроизводства, и в статье, посвященной ему, перечисляются права, круг которых существенно расширен по сравнению с УПК РСФСР, а также термин «обязанности» заменен на выражение «не вправе», статус свидетеля все также определяется возложенной на него функцией оказания посильной помощи в расследовании преступлений.

С принятием УПК РФ значительно расширился объем процессуальных прав свидетеля, перечень которых закреплен в ч.4 ст.56 УПК РФ.

Важное право свидетеля, предусмотренное ч.1 ст. 51 Конституции РФ, гласит, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Данное положение закона не запрещает свидетелю давать показания, а лишь позволяет ему не делать этого. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.

В перечень близких родственников, согласно п.4 ст.5 УПК РФ, входят супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Устанавливая право свидетеля не свидетельствовать против близких родственников, закон не предусматривает его права отказаться дать показания против иных близких ему лиц и родственников. Так, обязаны свидетельствовать друг против друга лица, состоящие в незарегистрированном браке, отцы и дети, рожденные в таком браке, если в свидетельстве о рождении отец не записан как родитель ребенка или иным образом не доказано их близкое родство и т.п.

На основании изложенного целесообразно дополнить п.1 ч.4 ст.56 УПК РФ пунктом о том, что свидетель вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, а также близких лиц, круг которых определен п.3 ст.5 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.18 УПК РФ участникам уголовного судопроизводства, в том числе и свидетелям, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют. Указанное право имеет своей целью гарантировать к правосудию любого участника процесса, не владеющего или недостаточно владеющего языком, на котором ведется производство по уголовному делу.

Поскольку право гражданина пользоваться родным языком гарантировано Конституцией РФ и УПК РФ, то все участники процесса, в том числе и свидетель, при осуществлении производства по уголовному делу могут и должны пользоваться помощью переводчика бесплатно.

При этом даже лица, владеющие языком судопроизводства, но изъявившие желание в ходе производства по делу пользоваться родным языком, не лишаются такой помощи. Процессуально-правовым основанием допуска к делу переводчика является участие в уголовном судопроизводстве свидетелей, не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется производство по уголовному делу.

Свидетель вправе заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе в случае обнаружения его некомпетентности (ч.2 ст.69 УПК РФ). Данное основание для отвода переводчика является важнейшей гарантией законного, обоснованного и справедливого производства по уголовному делу. Некомпетентность переводчика может привести к искажению перевода языка, с которого и на который он переводится, к нарушению прав и законных интересов свидетеля, к признанию полученных с его участием доказательств недопустимыми [3].

Важной гарантией обеспечения прав и законных интересов свидетелей, закрепленной в п.5 ч.4 ст.56 УПК РФ, является возможность заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда при осуществлении ими своих процессуальных полномочий. Обращения свидетелей, как правило, отражают реакцию на незаконные, по их мнению, действия и решения должностных лиц, необъективность или волокиту.

Дознавателю, следователю, прокурору следует строго выполнять установленную ст.19 УПК РФ обязанность разъяснять свидетелю право на обжалование процессуальных действий и решений, а также обеспечить возможность его правильной реализации.

Еще одним важнейшим процессуальным правом свидетеля, является положение о присутствии адвоката при допросе (п.6 ч.4 ст.56 УПК РФ). Большинство граждан, вызванных в качестве свидетелей по уголовным делам, испытывают далеко не лучшие чувства в связи со своей юридической неосведомленностью [4].

Ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство не содержало прямых указаний, разрешающих, либо запрещающих участие адвоката в допросе свидетеля в ходе расследования преступлений.

Согласно ч.5 ст.189 УПК РФ, если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе, но при этом не вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушении прав и законных интересов свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса.

Данное положение, основанное на заведомом недоверии к органам расследования, вызывает ряд возражений. С одной стороны, неясно, о каких законных интересах может идти речь в отношении незаинтересованного в исходе дела свидетеля. С другой стороны, допуск в уголовный процесс представителя свидетеля существенно не отразится на ходе расследования, вместе с тем адвокат может должным образом защитить законные права и интересы свидетеля.

Одним из важных прав свидетеля, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязанностей, является возможность заявления ходатайства о применении мер безопасности, предусмотренных ч.3 ст.11 УПК РФ (п.7 ч.4 ст.56 УПК РФ).

 Свидетельствование по уголовным делам всегда было небезопасным, поскольку к свидетелям нередко применяется физическое насилие или угрозы его применения с целью заставить их отказаться от дачи правдивых показаний, а также принудить изменить данные ранее показания. В связи с этим важно своевременно обеспечивать меры безопасности в отношении свидетелей, если возникла реальная угроза их осуществления.

Проанализировав правовое положение свидетеля, можно сделать вывод, что в советской уголовно-процессуальной науке, свидетель не являлся участником процесса, а признавался лишь участником отдельных уголовно-процессуальных отношений. Процессуальные права, которыми наделялся свидетель, определялись в основном для обеспечения успешной реализации обязанности по даче показаний. На сегодняшний день свидетель является полноправным участником уголовного судопроизводства, права, и обязанности которого закреплены в отельной статье УПК РФ.

Несомненно, вовлекая граждан в той или иной форме в сферу борьбы с преступностью, законодатель должен, прежде всего, уделять максимум внимания защите прав и законных интересов правопослушных граждан, в том числе, являющихся свидетелями в уголовном судопроизводстве.

 

Литература

 

1.                  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – С.250.

2.                  Щерба С.П., Зайцев О.А. Обеспечение прав потерпевших и свидетелей на предварительном следствии: Пособие. – М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. – С.92.

3.                  Более подробно о переводчике см.: С.П. Щерба. Переводчик в российском уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М., Экзамен, 2005, 416с. (Серия «Правоохранительные органы»).

4.                  Воронов А.А., Комаров А.И. Зависит ли право свидетеля на помощь адвоката от «графика следствия и желание следователя?»//Адвокатская практика. – 2006, № 3.

 

Поступила в редакцию 17.12.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.