ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Инновационные направления развития мировой финансовой системы

 

Турпетко Оксана Андреевна,

аспирант, старший преподаватель Киевского экономического института менеджмента.

 

Механизм развития мировой финансовой системы формируется, прежде всего, под влиянием изменений, характеризующих ее функционирование. Среди них необходимо выделить: во-первых, глобализацию мировой экономики, которая способствует возникновению нового класса международных инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, где осуществляются инвестиции; во-вторых, несоответствие между высоким уровнем развития международного финансового рынка и отсутствием надлежащей институциональной структуры его регулирования; в-третьих, возобновляемость финансовых и валютных кризисов в последние годы и их интенсификация; в-четвертых, расширение оффшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования финансовых рынков развивающихся стран; в-пятых, ограниченные возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки развивающимся странам; в-шестых, усиление конфликтов интересов, возникающих в результате реализации программ финансирования МВФ и других международных институтов, что негативно влияет на поведение частных инвесторов и заемщиков в ходе финансовых кризисов; в-седьмых, увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, особенно на рынке долговых обязательств, что затрудняет взаимодействие инвесторов в ходе преодоления кризисов.

Современные особенности формирования и функционирования мировой финансовой системы, необходимость ее трансформации и приспособления к изменениям мирового экономического пространства требуют поиска новых инновационных подходов к ее развитию. Это предполагает, прежде всего, анализ существующих тенденций и направлений реагирования на них со стороны основных составляющих мировой финансовой системы. Предпосылками инновационных сдвигов следует считать низкое доверие к глобальной финансовой системе, отток капитала в поисках безопасных активов в другие страны, в частности США и Японию [3]. Хотя эти потоки привели к тому, что стоимость финансирования государственного заимствования значительно снизилась, в обеих странах сохраняются серьезные проблемы в бюджетной сфере. Главным фактором, вызывающим обеспокоенность на среднесрочную перспективу, является экономически неприемлемая динамика долга. Страны с формирующимся рынком пока успешно преодолевали глобальные шоки, но должны будут принять меры против возможных будущих рисков при урегулировании замедления темпов роста, которое может усилить их для внутренней финансовой стабильности. Местные рынки облигаций продолжают привлекать потоки капитала, несмотря на усиление кризиса в зоне евро. В целом, многие страны Центральной и Восточной Европы являются наиболее уязвимыми вследствие их прямой подверженности рискам в зоне евро и ряда схожих характеристик со странами на периферии зоны евро. Страны Азии и Латинской Америки в целом можно считать устойчивыми, однако ряд ключевых стран в этих регионах подвержены рискам, связанным с тем, что они находятся в поздней фазе кредитного цикла. Между тем, в ряде стран возможности для нового стимулирования с помощью инструментов политики несколько ограничены, что подчеркивает необходимость успешного решения проблем, стоящих перед конкретными странами [1, с. 324].

Несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последние пять лет, финансовые системы ненамного приблизились к желаемым характеристикам. Хотя до сих пор не наблюдалось никаких серьезных отклонений от финансовой глобализации, страны из-за отсутствия надлежащей политики, остаются незащищенными перед негативными трансграничными вторичными эффектами. Частично прогресс был ограниченным из-за того, что многие реформы в области регулирования находятся на ранних стадиях реализации, а также частично из-за проведения интервенций, связанных с кризисом, что задерживает реформирование финансовой системы для ее перевода в более надежный режим работы. Хотя осуществляемые в настоящее время реформы со временем приведут к повышению уровня надежности банковской системы, следует выделить ряд проблем, требующих в этой связи особого внимания, а именно определение достоинств и недостатков прямых ограничений деловой активности для решения проблемы сверхбольших организаций; уделение большего внимания сегментам банковской системы, которые могут создавать системные риски; достижение дальнейшего прогресса в реализации планов восстановления и санации крупных организаций, особенно действующих в международных масштабах. Кроме того, финансовые буферы, состоящие из высококачественного капитала и действительно ликвидных активов, обычно способствуют росту экономических показателей, поэтому необходимо рационально управлять глобальными взаимосвязями банков с целью использования выгод от трансграничной активности, ограничивая негативные вторичные эффекты в периоды кризиса.

Приоритетное значение в решении поставленных задач приобретают следующие инструменты. Во-первых, интенсификация международной финансовой интеграции за счет унификации финансовых услуг, банковских операций; либерализации таможенных процедур; унификации системы координации через международные финансово - кредитные учреждения, электронную систему платежных средств, движение к мировой валютной системы с едиными мировыми деньгами. В этом аспекте следует отметить устранение законодательных ограничения на пути движения капиталов. Финансовые рынки развитых стран объединились в глобальную финансовую систему, позволяющую направлять все большие суммы капитала не только в ее экономику, но и в экономику развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Тут решающее значение приобретает использование опыта ЕС по формированию единого финансового пространства. Это даст следующие преимущества:

а) полную либерализацию платежей и миграции капитала;

б) открытие для компаний и физических лиц стран ЕС доступа к рынку банковских, срочных и других финансовых услуг стран-партнеров;

в) гармонизацию банковского, налогового и другого законодательства по инвестированию;

г) усиление контроля за деятельностью национальных кредитно -финансовых институтов и защита интересов инвесторов [2].

Во-вторых, несовершенство в современных экономических условиях системы международных экономических отношений, построенной на традиционных правилах и постулатах рыночной экономики. Следует заметить, что как следствие «валютных войн», продолжавшихся в 2010 году между Китаем и США, произошло значительное усиление протекционистских настроений в мировом сообществе; возросла конкуренция за рынки сбыта [4]. Все это обусловливает необходимость формирования мировой резервной валюты как альтернативы доллару США, а также целесообразность создания глобальной системы резервных ресурсов.

В-третьих, необходимость реформирования глобальных институтов, сумевших в современных условиях эффективно влиять на процессы обеспечения эффективного развития финансовой системы. Потенциал этих организаций нельзя игнорировать, учитывая их наработанный опыт, правовую базу, имеющиеся кадровые и финансовые ресурсы и т.д. Однако такое реформирование должно учитывать изменение баланса сил в системе международных отношений. Следует принять во внимание также необходимость корректировки формата представительств государств-участников и их роль в управлении деятельностью организаций.

Подавляющее большинство существующих международных организаций были созданы после второй мировой войны. Они были основаны странами, которые имели то время наибольшее влияние на систему международных отношений, и их основной задачей было удовлетворение собственных интересов. По мнению некоторых экспертов, сегодня деятельность этих организаций объективно не ориентирована на преодоление новых вызовов и угроз, а структура их управления уже не соответствует новому многополярном формату международных отношений. Учитывая растущую актуальность вопросов обеспечения экономической безопасности в мире, все более характерной становится тенденция экономизации деятельности основных международных институтов. Объективные особенности современного развития международных организаций не позволяют в полной мере соглашаться с такими утверждениями. Так, задача обеспечения достаточного объема ресурсов МВФ с учетом потенциального увеличения потребностей государств-членов остается актуальной с начала мирового кризиса и до настоящего времени. В этом аспекте важное значение приобретает увеличение ресурсов, которые могут быть получены в рамках расширенных новых соглашений о займах. В течение 2012 года также продолжалась мобилизация средств с целью увеличения ресурсов для помощи странам с низкими доходами [5].

Кроме того, отдельные инструменты механизма финансирования МВФ сегодня являются важной составляющей направлений реформирования его деятельности с целью соответствия современным вызовам постоянно меняющейся среды функционирования мировой финансовой системы. Среди них следует особо отметить инструменты для ускоренного финансирования; составляющие механизма расширенного кредитования; либерализацию потоков капитала и управление его оттоком.

С целью реформирования мировой валютной системы G20 было принято решение по улучшению регулирования банков и других финансовых институтов, поиску способов для эффективного оценивания и прогнозирования рисков и усиления экономической кооперации. Для этого создан Совет финансовой стабильности, который на основе взаимодействия с МВФ осуществляет раннее предупреждение о макроэкономических и финансовых рисках. МВФ определен главным институтом в наблюдении за экономическим и финансовым секторами стран и в оказании помощи тем из них, кто наиболее в этом нуждается для урегулирования платежных балансов и обменных курсов, погашения долговых обязательств и т.п.

Реформирования требует и система Мирового банка. Необходимо отметить, что несмотря на необходимость изменения отдельных аспектов функционирования, ведущие его составляющие, МБРР и МАР, выполняют свои обязанности по кредитованию регионов, нуждающихся в финансовой помощи (рис. 1). Кроме того, именно в годы кризисного развития мировой финансовой системы, указанные организации полностью выполняли свои обязательства по поддержке государств и регионов, наиболее пострадавших от влияния кризисных явлений.

 

Рис. 1. Объемы кредитования МБРР та МАР по регионам мира в 2012 году.

 

В-четвертых, необходимость реформирования финансовых институтов. На сегодня ЕС демонстрирует намерения по усилению экономической интеграции. Так, на саммите ЕС в Брюсселе в 2011 году рассматривался Пакт о повышении конкурентоспособности, предложенный Германией и Францией, который предусматривает гармонизацию корпоративных налогов стран членов ЕС, введение единого пенсионного возраста, ликвидацию механизма индексации заработных плат, усиление ответственности стран-членов ЕС за невыполнение определенных бюджетных показателей. Примером может служить создание институтов ЕС, ориентированных на обеспечение финансовой стабильности, в частности, Европейского совета анализа системных рисков и Европейской системы финансовых контролеров [5].

В-пятых, усиление роли неформальных межгосударственных объединений, которые продемонстрировали высокую эффективность в условиях преодоления финансово-экономического кризиса, в частности, G20. Именно в формате таких организаций реализуются наиболее актуальные сегодня тенденции глобального управления. Среди последних следует особо отметить повышение роли и значения в системе международных отношений развивающихся, а также негосударственных субъектов (неправительственных организаций, крупного бизнеса и т.д.).

Хотя консенсусный подход к принятию решений и политическая воля лидеров стран-участниц G20 способствовали оперативной реализации необходимых глобальных антикризисных мер, в дальнейшем недостаточная легитимность деятельности этого и других неформальных международных объединений могут создать определенные проблемы, связанные, в первую очередь, с необязательностью выполнения принятых решений, отсутствием постоянно действующих органов координации и контроля, надежных связей с компетентными национальными органами. Также важное значение приобретает деятельность БРИКС, которое является неформальным объединением. Его участниками являются Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия, Китайская народная республика, Российская Федерация и Южно-Африканская Республика, на которые приходится 25 % мирового товарооборота.

Наибольшее беспокойство среди стран БРИКС вызывает текущая глобальная экономическая ситуация: низкие темпы экономического роста, долговой кризис в еврозоне, которые не могут не сказываться на экономиках стран БРИКС, ориентированных на внешнюю торговлю. Избыточная ликвидность из-за активных действий центральных банков развитых стран в интересах стабилизации национальных экономик перетекает в страны, которые развиваются, в результате чего возрастает волатильность потоков капитала и цен на сырьевые товары. Таким образом, проблемой, требующей немедленного решения, является восстановления доверия рынков и обеспечение глобального экономического роста.

В-шестых, приоритетность государственной политики устойчивого сбалансированного экономического роста на основе модернизации реального сектора. Это обусловливает задачи использования финансовой системы как средства развития экономики страны. Решение этой задачи расширяет цели и задачи финансовой политики государства за пределы финансовой системы и продлевает их временные горизонты. Опыт развитых стран показывает, что именно опережающие темпы развития финансовой системы относительно реального сектора экономики обеспечивают способность экономики к устойчивому росту. Вместе с тем, и чрезмерное ускорение темпов развития финансовой системы, и искусственные ограничения на пути ее развития формируют потенциал системных рисков, требуют контроля за скоординированностью темпов развития финансового и реального секторов экономики.

В-седьмых, использование макропруденциального подхода, в частности развивающимися странами, с целью обеспечения финансовой стабильности в долгосрочном периоде путем предотвращения системных рисков и преодоления дисбалансов на микро - и макроуровне. Среди его основных преимуществ следует выделить следующие:

а) адаптивность и гибкость политики, которое достигается на основе мониторинга цикличности развития финансовой системы, контроля за рисками в течение цикла, оценки эффективности пруденциальных мер и их совершенствование на этой основе;

б) централизация процесса принятия решений по обеспечению финансовой стабильности и контроля за системными рисками путем формирования соответствующего органа государственного управления;

в) соблюдение баланса между рискованностью и доходностью, когда меры по минимизации рисков не ослабляют стремление экономических агентов к развитию и получению прибыли.

Особенностью текущего этапа глобального экономического развития является то, что страны направляют свою экономическую политику, в первую очередь, на решение вопросов внутреннего развития. Развитые страны тем самым пытаются преодолеть продолжающийся долговой кризис и бюджетные дефициты, а страны, которые получили от кризиса определенные конкурентные преимущества и стали новыми лидерами, стремятся нарастить свое могущество и влияние как в региональном, так и в мировом масштабах. Такая ситуация определенным образом трансформирует глобализационные процессы. При этом имеющихся инструментов решения текущих глобальных проблем, в т.ч. экономических, становится недостаточно, а существующие международные институты демонстрируют свою неэффективность. Основным направлением решения этой проблемы является внесение изменений в модели экономического развития стран мирового сообщества с целью приведения их в соответствие с изменившимися условиями устойчивого развития.

 

Литература

 

1.                  Глобалізація і безпека розвитку: Монографія / О. Г. Білорус, Д. Г. Лук’яненко та ін.; [Керівник авт. колективу і наук. ред. О. Г. Білорус.] — К. : КНЕУ, 2001. – 767 с.

2.                  Грущинська Н. М. Особливості перехідних економік та їхній вплив на сучасні глобалізацій ні процеси / Н. М. Грущинська // Актуальні проблеми економіки. – 2009. – № 3 (93). – С. 3-8.

3.                  Мусієць Т. В. Трансформація світової валютної системи / Т. В. Мусієць, О. В. Лавріненко // Інвестиції: практика та досвід. – 2009. – № 20. – С. 32-37.

4.                  Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений [Електронний ресурс] / Ин-т посткриз. мира // Междунар. исследование. – 2010. – апрель-май. – Режим доступу: http://www.postcrisisworld.org/ /book_pravka.pdf.

5.                  Електронний ресурс // режим доступу: http://www.imf.org.

 

Поступила в редакцию 28.10.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.