ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Проблемы инвестиций в энергосбережение, повышение энергетической эффективности и использование возобновляемых источников энергии на предприятиях агропромышленного комплекса

 

Боклачева Екатерина Александровна,

аспирант кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

 

Энергия – одно из фундаментальных требований экономического развития. Потребности растущего населения, а также рост уровня жизни оказывают возрастающее давление на существующую систему энергоснабжения и использования энергии. На передний план выступают вопросы безопасности энергоснабжения, снижения растущих затрат и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду.

Все это требует разработки более эффективных способов использования энергии, с одной стороны, и обеспечения прибыльности и конкурентоспособности, с другой. Инвестиции в энергосбережение и повышение энергетической эффективности успешно решают обе задачи, поскольку, прежде всего, являются экономически эффективными. Для реализации энергосберегающих мероприятий требуется меньше финансовых вложений, чем для строительства новых энергетических объектов. Поэтому повышение энергетической эффективности может стать скрытым резервом для развития экономики за счет перераспределения высвобождаемых средств.

В отношении предприятий агропромышленного комплекса (АПК) это актуально в большей степени, поскольку, во-первых, в России отрасль находится в критическом финансовом положении, и во-вторых, обладает колоссальными ресурсами для внедрения энергоэффективных решений.

Стратегическая цель продовольственной безопасности России – надежное и полнообъемное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Достижение этой цели ограничивают постоянный рост цен на энергоресурсы, зависимость отрасли от климатических и географических условий, сезонность производства, неравномерность производственного и финансового циклов, растущие затраты на подключение к сетям централизованного энергоснабжения, диспаритет цен. В этих условиях снижение энергоемкости продукции АПК является средством, способным устранить влияние данных барьеров.

Однако в настоящее время российское сельское хозяйство обладает энергоемкостью сельхозпроизводства выше, чем во многих развитых странах, и значительно уступает им по показателю энерговооруженности труда. Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и методов органического сельского хозяйства на крайне низком уровне (0,3 % и 0,001 % соответственно) и не может полноценно рассматриваться как фактор энергосбережения в отрасли [2, 4].

Озабоченность вызывает перспектива резкого увеличения цен и общей волатильности цен на энергоносители вследствие истощения имеющихся запасов и возможных перебоев в поставках, ужесточения спроса и провала ряда попыток российской экономики уйти от сырьевой направленности.

Вместе с тем в структуре себестоимости продукции сельского хозяйства потребление энергии занимает одно из первых мест. Так, доля топлива и энергии в затратах на производство и продажу продукции в сельском, охотничьем и лесном хозяйстве составляет 10 – 16,3 % [3]. Именно поэтому первые проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, имевшие успешную реализацию, относятся к сфере АПК. Примером может служить строительство биогазовых мини-ТЭЦ в Ставрополье, биогазовых установок в Белгородской, Калужской областях и других регионах, а также повсеместное распространение биотоплива в АПК как альтернативы дизельному топливу [1]. Предполагается, что к 2020 г. 13% мировой продукции кормового зерна, 15% растительного масла и 30% тростникового сахара будет использоваться для производства биотоплива. Повышение цен на нефть должно привести к дальнейшему росту использования биотопливного сырья, а при довольно высоких ценах на нефть, производство биотоплива во многих странах станет рентабельным даже в отсутствии политической поддержки [7].

В настоящее время в рамках государственной программы развития сельского хозяйства предусмотрены субсидии на технологические проекты в АПК – развитие биотехнологий и биоэнергетики, в т.ч. биодизеля в форме кредитов на срок до 8 лет [6].

В пользу энергоэффективных инвестиций говорит и то, что в данном случае очень велики риски упущенных возможностей предприятий, поскольку каждая единица неэффективно потребленной энергии снижает прибыльность и конкурентные возможности в условиях доступности технических решений экономного расходования энергоресурсов. Это создает потребность в разработке действенных финансовых механизмов, обеспечивающих оперативное внедрение и удобное управление решениями подобного ряда, а также спектр дополнительных опций.

В свете необходимости сокращения поддержки при членстве в ВТО, ужесточения требований снижения выбросов и задач ориентации экономики на инновационный путь развития предприятия сельского хозяйства и государство в лице органов власти как партнеры имеют широкие возможности успешного преодоления этих и других вызовов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. При этом способы государственно-частного взаимодействия в рамках перехода к программно-целевым методам управления достаточно разнообразны – саморегулируемые организации, технопарки, прямая бюджетная помощь и т.д. [5].

Формируемая в настоящее время в России политика повышения энергоэффективности заставляет финансовые структуры планировать рынок предоставления финансовых услуг применительно к потребностям нового весьма объемного рынка инструментов, связанных с энергоэффективностью. Такой важный фактор, как политическая воля руководства страны, порождает интерес к российскому рынку энергосбережения со стороны международных корпораций и их предложения по трансферту достигнутого опыта обеспечения энергоэффективности и технологий в российскую экономику. Однако Россия – страна с развивающейся рыночной экономикой, и многие финансовые институты находятся в стадии становления. Также на стадии формирования и развития находится законодательство в сфере регулирования финансового оборота, банковской деятельности, действующее законодательство не отражает всех особенностей финансирования, в частности, кредитования проектов энергосбережения. В этих условиях достаточно сложно прогнозировать применение многочисленных финансовых инструментов в сфере повышения энергоэффективности, которые используются в странах с развитой рыночной экономикой.

Опыт реализации проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности показал их дешевизну в сравнении с инвестициями в энергоснабжение. Однако существенной проблемой, мешающей тиражированию энергоэффективных проектов в больших масштабах, остается их малоизвестность в финансовых организациях, не мотивирующая последних к предложению их клиентам среди прочих финансовых продуктов, а меньшая привлекательность в сравнении с высокодоходными вложениями в расширение рынка отнимает стимулы к их внедрению у хозяйствующих субъектов. Вместе с тем проекты в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются инвестициями в интенсивное развитие и практически безальтернативны, поэтому можно говорить, что их широкое внедрение является только вопросом времени.

Важной особенностью является то, что, как правило, проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности направлены на решение ряда острых проблем, таких как модернизация производства, соответствие требованиям снижения выбросов и др. (хозяйствующие субъекты). В масштабах государства это, как правило, развитие экономики и создание новых рабочих мест, сокращение воздействий на окружающую среду, развитие инфраструктурных проектов, стимулирование инновационной предпринимательской активности, то есть вопросы, в которых энергосбережение и энергоэффективность являются небольшими аспектами. Повышение энергоэффективности при этом является одной из многих задач, как правило, далеко не главной. Поэтому предлагаемые коммерческие финансовые продукты или государственные льготы редко специально нацелены на повышение энергоэффективности и слабо учитывают потребности организации и специфику финансирования энергосберегающих мероприятий, позиционируя их как сопутствующее основной выгоде преимущество. Вследствие этого такие программы нечасто представляют стимул к энергосберегающему поведению и не способствуют распространению положительного опыта в данной сфере.

Зачастую экономия в операционных издержках, достигаемая за счёт энергоэффективных технологий, не высока, потому оправданно рассматривается как неприоритетная многими компаниями и потребителями.

Это поощряет создание замкнутого цикла, в котором отсутствие внятной государственной политики не способствует повсеместному внедрению энергосберегающих практик, а при отсутствии спроса не создаются действенные финансовые механизмы обеспечения их реализации. Хотя, очевидно, что государство, имея наибольшие резервы, должно стать инициатором положительных изменений в данном случае.

Вместе с тем отсутствие скоординированной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сельском хозяйстве, отсутствие четкой системы действий, а вследствие, недееспособность федеральных и региональных целевых программ не способствуют развитию энергосбережения, создавая новые барьеры и ограничиваясь организационными мероприятиями.

Поэтому главная на сегодняшний день проблема, которую предстоит решить, состоит в отсутствии адекватной системы инвестирования в проекты энергосбережения и энергетической эффективности и успех финансовых институтов должен быть измерен с точки зрения результатов энергоэффективности там, где это возможно, а не объемов предоставления финансовых ресурсов (к примеру, кредитования), которое не имеет к решению данного вопроса прямого отношения.

С нашей точки зрения, даже в ситуации неприоритетности проектов в сфере энергосбережения есть колоссальные резервы – государство способно поощрять энергоэффективную реконструкицию, энергоэффективную модернизацию и энергоэффективное расширение производства, в которых субъекты хозяйствования всегда будут нуждаться. Разработка финансовых схем в этом случае несет два больших преимущества для инвесторов – во-первых, тщательно проработанные разнообразные финансовые решения в виде льгот, привилегий для обновления производства, во-вторых, финансово обоснованная экономия от реализации мероприятия.

Вторым важным резервом является предложение финансовых льгот для стандартных, узких проектов, направленных исключительно на повышение энергосбережения и энергетической эффективности. Такие схемы будут привлекательны преимущественно для предприятий с небольшой доходностью, близких к исчерпанию резервов роста, испытывающих финансовые трудности, малого бизнеса.

Государству необходимо обозначить главные преимущества проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – способность к быстрой окупаемости и достижение значительной экономии в результате внедрения. На наш взгляд, в этом основная роль государства в развитии инвестиций.

Таким образом, будут разработаны экономически привлекательные финансовые механизмы повышения энергоэффективности практически для любого предприятия, учитывая его размер, финансовое положение, этап развития.

 

Литература

 

1.                   Биодизель – мировая практика производства. Углеводородное и альтернативное топливо. За и против [Электронный ресурс] // Интернет-портал сообщества ТЭК. – [13.01.2010.] – Режим доступа: http://www.energyland.info/analitic-show-actualno--38833.

2.                   Доля биоэнергетики в общем балансе АПК увеличится с 0,3 до 4,5% [Электронный ресурс] // Интернет-Журнал «Сельское хозяйство в России». – [06.04.2012.] – Режим доступа: http://selhozrf.ru/node/1302.

3.                   Иванова Д., Гончаров В. Повышать эффективность использования энергетических ресурсов в АПК России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного научного учреждения «Всероссийский институт аграрных проблем информатики им. А.А. Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук». – Режим доступа: http://www.viapi.ru/publication/full/detail.php?ELEMENT_ID=30831&IBLOCK_ID=45&SECTION_ID=1483.

4.                   Органические продукты [Электронный ресурс] // Информационный портал «OrganicProducts». – Режим доступа: http://organicproducts.narod.ru/russia.html.

5.                   Пахомова А.А. Государственно-частное взаимодействие в системе модернизации и инновацион-ного развития сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – [02.09.2013.] –

6.                   Режим доступа: www.science-education.ru/107-8327.

7.                   Регионы подключат к субсидированию АПК [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». - № 215 (5000). – [14.11.2012.] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2066290.

8.                   OECD-FAO Agricultural Outlook 2011 [Электронный ресурс] // Organisation for Economic Co-operation and Development. – Режим доступа: http://www.oecd.org/site/oecd-faoagriculturaloutlook/48188934.pdf.

 

Поступила в редакцию 05.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.