ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Топонимика побережья Чёрного моря. Лингвистическая палеонтология

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета.

 

Toponymics of coast of Black sea. Linguistic paleontology

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university.

 

Топонимика. Некоторые подходы учёных уже намечены довольно чётко.

 

Toponymics. Some members of the academic community have already formulated certain approaches.

 

«…Зарождение исторической и сравнительной точки зрения на язык. Вплоть до 18 в. язык признавался неизменным в своей сущности…только основатель философии истории итальянец Джамбатиста Вико…(1725) ставит вопрос об объективной закономерности развития общества и языка…» [13, с. 28]. Многие исследователи при трактовке заимствований, исследовании этнонимов, топонимов рассматривают язык, как до 18 века: то есть неизменным. Этнонимы и топонимы оказываются трактуемыми с точки зрения современного состояния языков, то есть, со вторичными значениями. «…немец Адальберт Кун (1812-1881) — основатель лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии … первостепенное значение имеют слова и их значения, которые являются своего рода культурно-историческим документом и по которым можно в известной степени судить о древнейшем быте и культуре народов. Сказанное относится как к словам общего языка, так и к географическим названиям, о которых ещё Лейбниц писал: «Так как названия рек обыкновенно ведут своё начало от самой глубокой, известной нам древности, то по ним лучше всего судить о старом языке и о древних жителях». Лингвистическая палеонтология, исследуя язык как исторический источник, может давать ответы на следующие вопросы: во-первых, с какими народами данный народ связан по своему происхождению; во-вторых, какими были быт и культура этого народа в древние времена; в-третьих, с какими народами соприкасался данный народ, что он получил из языка других народов и что взял сам… Эти материалы нуждаются в комплексной проверке данными археологии, истории, этнографии, фольклора, антропологии. Полезно также исследовать историю слов и историю вещей, которые ими называются.» [14, с. 56]. Таким образом, изучение топонимики помогает прояснить вопрос о первоначальном проживании народа определённой языковой семьи на указанной территории. Но необходимо учитывать, каким образом давались названия в древности. Так, исследователи топонимики и этнонимов Кубани и Кавказа высказывают противоположные точки зрения. «…Впервые меоты упоминаются в источниках, относящихся к 6 в. до н. э. … Наименование «меоты» представляет собой собирательный термин… к числу меотов принадлежат сами синды, затем дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, досхи… на каменных плитах… синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи… Большинство кавказоведов относят меотов к племенам кавказской языковой группы. Само слово «меоты» ряд авторов выводят из адыгейского языка. Так, П.У. Аутлев в статье «К вопросу о смысле слов «меоты» и «Меотида» (по материалам нартского эпоса)» считает, что слово «меоты» в его полной форме «Мэутхъох» означало «море, которое мутное» и этническое название «меоты» произошло от топонимического «Мэутхъох». В древних наименованиях некоторых рек Северо-Западного Кавказа — Псат, Псатий, местности Псехано и местного племени псессы лежит адыгейская основа «псы», что означает вода и река. Ряд собственных имён в боспорских надписях выводится также из адыгейского языка, как, например, Багос, Блепс, Тхетлепс, Ханакес и др. Собственные имена, засвидетельствованные надписями, сохраняют древний фонетический облик и являются надёжным лингвистическим источником…» [1, с. 122]. Однако в археологических памятниках не фиксируется кавказский язык, а отмечается влияние урартов (по Пиотровскому). «…Курганы 7-5вв. до н. э. … золотая пластина от ножен меча… орнамент рукояти отражает урартское влияние… золотой обкладке самого железного топорика… Предметы эти,… изготовлены, как считает крупнейший советский учёный в области урартоведения академик Б.Б. Пиотровский, под влиянием урартских образов и, возможно, изготовлены для скифов в кавказских районах, где урартская культура была ещё жива… По своей форме зеркало типично скифское…» [2, с. 46-48]. Урарты (алародии) сохраняют в наименовании древнюю основу предков индоевропейцев — дии/даки/даги/тахи. Данная основа регистрируется также в этнонимах меоты, синды, тореаты, обидиакены, ситтакены, досхи, тореты, фатеи. Ныне — курды-синды. Наименование моря — вторичное значение. Древние называли с другим смыслом. Это были имена богов. В наименовании Псатий отмечается та же древняя индоевропейская основа -тий/дий/див/тах. Адыгейская основа «псы» аналогична тюркской «су» с тем же значением — Карасун. Возможно заимствование. Например, в Адыгее селения — аулы, как в Средней Азии. Селения казаков сохраняют древнюю основу всех праиндоевропейцев «стан» — станицы. Имя Тхетлепс тоже сохраняет индоевропейскую основу тах/таох/тайк/дайк/див/дэв (как тохар). Так что приведённые выше доказательства о кавказоязычных меотах более чем сомнительны. Возможно, пришедшие позднее индоевропейцев кавказоязычные племена (позднее — адыгейцы, дагестанцы) и индоевропейцы (осетины — дигорцы) заимствовали индоевропейские названия (как род «адайцы» у казахов). Другие исследователи сообщают об индоевропейских топонимах, что свидетельствует о первичном проживании индоевропейских племён. При первичном проживании кавказской языковой семьи или тюркской, сохранялись бы названия данных языковых семей. «…некоторые учёные, например, В.Абаев, считают название Пантикапея, составленное из двух слов, которые на иранских диалектах обозначают «путь рыбы». Однако сохранившиеся в более поздней греко-латинской передаче остатки языка доскифского населения Северного Причерноморья (имена, географические названия и пр.) значительно ближе к индоарийской, а не древнеиранской группе языков. Если принять версию члена-корреспондента АН СССР О.Трубачёва, то остатками древнейшего индоарийского населения Причерноморья… ушла к Индостану, следует признать фракийцев…, тавров…, а также племена синдов, меотов и некоторых других… о царице Тиргатао. Она была знатной меотянкой, женой синдского царя Гекатея… божества-прародителя скифов… Таригатая …меотов и сарматов. Видный лингвист В. Абаев в окончаниях обоих этих …имён выделяет иранский корень «тав», что значит «власть», «мощь»… [7, с.36-41]. Однако иранское значение вторично. У индоевропейцев — тевтоны. Даки (карпы, входящие в состав даков/дахов, Карпаты). Даи. «…Большинство фактов свидетельствует в пользу того, что карпы — дакийское (фракийское) племя Зосима… употребил этноним карподаки (Καρποδάκαι). Птолемей перечисляет ряд городов…: Карсидава (Καρσίδαυα), Патридава (Πατρίδαυα), Петродава (Πετρόδαυα), Заргидава (Ζαργίδαυα), Тамасидава (Ταμασίδαυα), Пироборидава (Πιροβορίδαυα). Окончание на -дава сближает названия этих городов с названиями городов в соседней Дакии: Маркодава (Μαρκόδαυα), Зусидава (Ζουσίδαυα), Комидава (Κομίδαυα), Аргидава (ργίδαυα), Рамидава (Ραμίδαυα) и др. Однако известно, что прежде карпов Прикарпатье населяли дакийцы-геты, бастарны и сарматы, поэтому нет оснований считать вышеперечисленные города как принадлежащие карпам… Карпы могли быть как одним из местных дакийских племён или их потомками, так и пришлыми племенами иного этнического происхождения… позднеантичные авторы не связывали этноним карпы с названием Карпатских гор, фонетическая близость слов делает заманчивым проследить этимологию названия племени. Впервые упомянувший карпов географ Птолемей также впервые назвал Карпаты…,[31]. Корень «дав/тав» общеиндоевропейский, а не только иранский. «…Дакский язык — это один из индоевропейских языков… В 1950-х годах болгарский языковед Владимир Георгиев опубликовал исследование… добавил убедительности существовавшей и ранее теории о родстве языков даков, фракийцев и мёзов; при этом мёзский язык объявлялся промежуточным между дакским и фракийским… Греческий географ Страбон утверждал, что геты говорили на том же языке, что и фракийцы, однако Георгиев настаивает на различии дакского и фракийского языков, указывая, в частности, что топонимы в Дакии и Мёзии оканчиваются на -dava, а во Фракии — на -para… Свободные дакские племена в Молдавии говорили…» [28]. Фракийский язык, как в Синдике, сохранился в виде глосс в греческом языке, но относится исследователями к индоевропейским, а не кавказским, в отличие от меотов и синдов. Двойные стандарты. «…Фракийский язык — мёртвый индоевропейский язык фракийцев, входящий в палеобалканские языки… Иногда близким к фракийскому языку считается также дакийский (гетский) язык. Сохранился в виде серии глосс в древнегреческих источниках. Кроме того, найдено несколько чрезвычайно кратких надписей. …из глосс и надписей… очевиден индоевропейский характер языка и его примерное положение среди других индоевропейскихязыков…» [35]. Древнее значение—это имя предков индоевропейцев бога Дива/дая/дака/таоха. «…Следы древнейших индоевропейских культур этой эпохи –– курганной и мегалитической—разбросаны по всему Северному Причерноморью…члена-корреспондента АН СССР О.Трубачёва. Интерес представляют предложенные им древнеиндийские прочтения некоторых боспорских названий и имён: городов Тиритака («быстрое течение») и Тирамба («быстрая вода»), имена Митридат (от слова «митра» — друг) и женского имени Индия, реки Кубань ( от слова «кубха» — извилистая), названий племён дандарии («камышовые арии»), тореты («береговые»), синды («речные») и др. Трудно считать случайностью совпадение названий таманских синдов и племени синдов во Фракии, а также города Синдомана в низовьях Инда; озера Коркондама (совр. Таманский залив) и города Карикардама (Индия). Учёный выявил перемещение из Приазовья в бассейн реки Инд целых топонимических групп: соответственно Синдус и Синдху, Силис и Силиас, Саркар и Саркара. Наконец, ему удалось установить, что поселения с названиями, включающими индоарийский суффикс «ака», протянулись цепочкой от Нижнего Поднепровья на восток; Тамирака и Дандака в Западном Крыму, Аборака на Тамани, Барака на западе Каспия, Ариака в Средней Азии и Андака в верховьях Инда…» [8, с. 36-41] Итак, это названия праиндоевропейские, свидетельствующие о первичном проживании на данной территории предков индоевропейцев. Можно привести возражения по поводу вторичности значений названий племён. Кубань, возможно, «синяя», как Кабуд в Иране [6, с. 224], цианоз в греческом [3, с. 816]. Не только суффикс «ака», а название «яджны» — «рака» — жертвоприношению индоевропейскому богу Диву. Кроме того, Дандака и Андака свидетельствуют о том, что «дак»-«даг»-«тау» — гора в тюркоязычной среде является вторичным значением, заимствованным у индоевропейцев. Как вторичны эти значения в современных языках, например. «…ручную азбуку (дактилоскопию)…от греч. дак—палец и логос—слово…» [9, с. 37], «…дах м. крыша, ж., кровля, ж… [4, с. 267]. Значения, связанные с верхом. «…Ещё более удивительно то, что все индоевропейские языки обнаруживают общую материальную основу – общий корнеслов, общие аффиксы и регулярные фонетические соответствия звуков… При сравнении слов родственных языков легко обнаруживается, что родственные корни могут иметь различное значение и фонетические различия… объясняются… законами развития отдельных языков…» [10, с. 308]. Необходимо уточнить, что горы называют «крышей мира». Это связано с религией в бога Дива предков индоевропейцев. «…Индира Ганди любила Гималаи… она считала себя дочерью гор… она сказала: «Для нас, индийцев, Гималаи не просто огромная горная цепь. Это неотразимая часть индийского сознания…» [17, с. 378]. Боги предков индоевропейцев—дивы. «…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины. С этих выдающихся в самое небо пиков стекают священные реки, несущие спасение. Ибо реки — это «амрита» (нектар, животворная вода). Река Ганг, которая выходит на просторы равнин Северной Индии, имеет особое мистическое влияние на умы индусов. Её называют Дасахора («смывающая десять грехов»). Если вы совершите обряд поклонения ей в день, когда она, по преданию, хлынула с небес через скалы и потекла по земле, населённой смертными, Ганг, считают индусы, смоет десять грехов и принесёт счастья больше в 100 раз, чем можно было бы достичь тысячекратным совершением обряда жертвоприношения лошади… Для верующего индуса река Ганг (в Индии её называют Ганга) подобна матери — «Ганга май»… обожествляется по всему течению от истока до устья…» [18, с.71-72] . Горы и реки, как связанные с небесами, с небесной божественной влагой носили у предков индоевропейцев имена богов. Кроме того, реки не просто стекают с гор, а текут прямо с небес. Таким образом, топонимика связана с именами богов, а не с вторичными значениями. Аналогично названия племён. «…Джамна… тихая, скрытая река. В ней столько тайн, от битв героев «Махабхараты» до…Джумна, или Ямуна, одна из древнейших рек Северной Индии. В Ведах и Пуранах, древних писаниях, она известна как «Ямми», сестра Ямараджи (бога смерти) и дочь Сурьи (бога Солнца)…Один из пиков в Гималаях… называется Бандар Пунчх (обезьяний хвост)… обезьяний бог Хануман… приходит на это место из святого города Айодхьи на поклонение. Банда Пунчх известен и под другим названием — Калинди или Калинджа, то есть, дочь Калинда… индийцы, проживающие по её берегам, называют Джамну богиней-матерью… У берега реки… «дхоби», делийские стиральщики… бельё… через дорогу… «квартал смерти» …люди, занятые отправлением умерших к праотцам… осуществляющие предписания сложного ритуала индуистской религии по сжиганию тел умерших. Сотни бродячих «святых» — садху… при свете керосиновой лампы читал нараспев …отрывок из «Махабхараты», где описывается расставание близких… Зрелище десятков костров, зажигаемых после отпевания усопших, когда родственники ушли домой и кругом нет никого, только потрескивающие поленницы…» [19, с. 54-57]. Таким образом, названия рек и гор давались по именам богов. Смысл «даг», «тау» — «гора» является у тюркоязычных заимствованным у индоевропейцев и вторичным. Как вторичны «песчаная река». «…центров паломничества… Хардвар… Матхура,…Уджаин, Айдохья и Дварака…день Байсакх (день рождения Ганга) и по случаю проводящейся раз в 12 лет Кумбх-мелы… На празднике Кумбх-мела в Хардваре…гхата (лестница)…Брахма Кунд…здесь бог Брахма совершил «Дасасвамедха Яджна» (принесение в жертву лошади…), а потому это самое известное место жертвоприношения… «праяг» — слияние Ганга, Джамны и невидимой Сарасвати…считается, что именно в Праяге самая богоугодная смерть из всех смертей….» [20, с.73-77]. Реки, таким образом, дети богов, горы получают названия по именам богов. «…Бога или богиню, поселившихся в храме, «будят» ритуальными гимнами на рассвете, затем жрецы совершают омовение, несколько раз в день символически богов кормят, укладывают спать…Дожди запоздали…жертвенные бассейны пусты: священные водоёмы не должны наполняться водой извне… толкователи индуизма… только воды с небес или из почитаемой реки Ганг могут быть пригодны для ритуального омовения, очищенными от скверны земной…» [21, с. 184-185]. Данное описание поклонения богам соотносится с поклонением дивопоклонников «на закате солнца» в зороастрийской «Авесте». «…в Дели отмечался Ракхи—мела, поэтичный праздник, посвящённый дружбе и любви сестры к брату и брата к сестре…» [22, с. 29] Следовательно, подтверждается, что основа «рака» — индоевропейского происхождения. «Веды… древнеиндийской ...(конец 2—начало 1 тысячелетия до н.э.) …составляют сборники гимнов и жертвенных формул, теологические трактаты…» [16, с. 13] Аналогично гора в Италии, на которой приносились жертвы, дала название «мыло» по-латыни. «…Слово «мыло» произошло от латинского «sapo», имени горы Сапо в древнем Риме, на которой происходил ритуал жертвоприношения богам. Животный жир, который накапливался после сжигания жертвы, смешивался с золой костра, смывался дождём в реку Тибр. Хозяйки, стирая бельё в этой воде, обращали внимание, что процесс стирки значительно облегчался, вещи становились чистыми намного быстрее…» [15, с. 4]. Священный Жир отмечался как почитание, вероятно, русское название Навруза-Дийдиху—Масленица. Наименование «мыло» вторично, происходит от имени божественной, священной горы. Названия богов, зафиксированные в письменном индоевропейском памятнике 2-го тысячелетия, фиксируют индоевропейское происхождение, а не финно-угорское или тюркское. Р. Кама (от него камасутра), Манас, р. Мокша. То есть, на данных территориях первичными были индоевропейские племена, а не финно-угорские. «…Индира Ганди писала…дхарма, артха, кама и мокша… Кама — исполнение законного желания предаться радостям жизни… мокша — освобождение от присущего, по верованиям индусов, цикла перерождения через ощущение конечной реальности…» [23, с. 88-89]. Кроме того, поклонение горам подтверждает, что первоначально индоевропейцы проживали в предгорьях, совершая поклонения дивам «в восьми пещерах», опровергая курганную гипотезу. Курганы — позднейшее развитие части индоевропейских племён. «…В период палеолита далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (Ра), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Чёрное море… Около 15 тыс. лет тому назад кончился ледниковый период и началось формирование протоиндоевропейских племён…»[11, с. 70]. Однако территория обитания предков индоевропейцев гораздо шире, судя по фактам географических названий. Возможно, раньше, так как регистрируется в письменных источниках поклонение Диву в пещерах и присваивающая форма хозяйства (до производящей). Важно, что Буг и Ра(Волга) — «рака, река» — индоевропейские названия. «Географические названия — достоверные свидетели истории распространения языков…» [5. Т. 11. С. 56-57]. Рассмотрим две точки зрения на топонимы Кавказа и черноморского побережья. «…Абхазское племя медовеевцы (медозюи) подразделялись на Псху, Ахчипсу и Аибга… Кабардинцы прибрежных абхазов в прошлом называли по имени одного из абхазских племен — «аибга». По всей вероятности последнее слово закрепилось за горой… Адыгейский топонимический словарь…» [26]. Таким образом, гора названа по племени. «…Название горы Аибга очень древнее. Восходит к истокам единого адыгского языка, который ныне состоит из ряда диалектов, составляющих адыго-абхазскую группу языков. «Аи» — опасный грозный. «Бг(а)» — высь, высота, возвышенность (гора).Так что топоним Аибга означает «опасная, грозная гора», а этноним Аибга — «гроза, опасность гор», то есть грозный, опасный народ гор. [27] «…Название Гудаута происходит от речки Гудоу, протекающей на территории города. По другой версии, название восходит к абхазской легенде о юноше по имени Гуда и девушке по имени Ута. Они страстно любили друг друга, однако закон кровной мести… Мзымта” она переводила “бешеная”, “Аибга” — “красавица”, “Псеашхо” оказывался “князем вод”. Даже название “Красная Поляна” было объявлено переводом с черкесского… Самая правдоподобная версия названия Мзымта — от названия местных жителей Медозюев. От их имени также произошло название Медовеевка. «Медозюи» в свою очередь можно перевести, как «люди, рожденные в снегах»...» [32] . Следовательно, сохраняется название древнейших индоевропейских жителей — мёзов/мисов и дивов/даков/дигов — Гудаута. «Садзы (джикеты) проживали в Джикетии, расположенной к северу от Абхазии, севернее реки Бзыбь, а на северо-западе граничили с Убыхами. В письменных источниках до 17 века этноним «Садзы» — отсутствует.… Все эти горные общества объединялись названием адыгского (черкесского) происхождения — мдажьуи (варианты — мудавей, мдавей, медозюй), медовеевцы (русский)… джики их окружили и разбили… Первоначально и джики были христианами, но ныне тут христианство в забвении… Начиная с 19 века, население Джикетии использует самоназвание садзе (абадзуа), абадзе… Джигетия (Садзен) до ...(май 1864 г.) являлось частью Черкесии, и состояло из княжеских владений родов Хамыш, Аред, Маршан, Геч, Цан… община… проживала в нескольких аулах … до р. Мзымта... Маршан — община медовеецы, куда входило три племени: Ахчыпсы, Аибга ...» [34] . Род Маршан сохраняет индоевропейское звучание. Аул — заимствование в Средней Азии. «…Малая Абхазия — исторический термин… до окончания Кавказской войны (1864) и ..эмиграции абхазского населения в пределы Османской империи (мухаджирства) называли земли Абхазии, неподконтрольные владетельным князьям из рода Чачба… остаются памятники.. (топонимика, этнография, археология)… Основное население составляли садзы (джигеты), поэтому абхазское название Малой Абхазии — Садзен. Получила своё название по имени племени садзов (джигетов) — одной из составляющих абхазский этнос. Исторически является преемницей княжества Санигии — родины санигов, предков садзов. В грузинских источниках эта территория часто фигурирует под названием «Джикетия»… Первоначально и джики были христианами… В 1840 на территории было образовано Джигетское приставство…» [33]. «..протяжённостью 108 км. Так как это ближайший к краевому центру курортный посёлок на побережье, он популярен у жителей Краснодара, которые желают провести выходные на море... Станица Джубгская…(Черноморская укреплённая линия)… на месте современного микрорайона Станичка….переименована в деревню Джубга, позже — село. Село Джубга входило в состав Туапсинского округа Черноморской губернии.…1965 года.. селу Джубга присвоен статус курортного посёлка…» [30]. У казаков древних индоевропейских родов Дивиных и Мезенцевых сохраняются праиндоевропейское название селений — станица. Аналогично объясняются топонимы в других языках Кавказа. «…по Теберде. Словарь-указатель местных названий. Многие географические названия (топонимы)… порождены особенностями …строения этих мест. Другие произошли от фамилий или имён… отличившихся перед историей людей. Есть названия, передающие чисто эпизодические случаи. И лишь незначительное количество топонимов трудно объяснимы. Истоки их происхождения следует искать в разговорных языках предков карачаевцев и соседних народов (абхазцев, сванов, абазин, черкесов и других). Характерно, что некоторые топонимы тюркского происхождения не всегда понятны даже знатокам карачаевского языка, так как за много лет они претерпели значительные изменения…всех названий бассейна Теберды. Исследования по топонимической терминологии в Карачаево-Черкесии только начинаются… Акбек (карач.) — вершина в бассейне реки Домбай-Ельген: ак — «белая», бек — «крепкая», «прочная»; дословно — Белая прочная (недоступная, крепкая), вершина. ..Амгата — левый приток Теберды, впадает в реку между аулами Верхняя и Нижняя Теберда, а также урочище, древнее городище. Происхождение названия не установлено… Аю-Кулак (карач.) — ручей, левый приток реки Теберды возле города Теберды, а также поляна (Аю-Та-ла) на восточном склоне горы Белалы-Кая: Аю — медведь, Кулак — горный проход, Тала — поляна; т. е. Место, где живет медведь, Медвежья поляна ...Белалы-Кая (карач.) — гора, ледник, вершины Задняя Белалы-Кая и Передняя Белалы-Кая: Бели — пояс, Къая — скала: Скала с пестрым поясом (Полосатая гора); на Белалы-Кая выделяется белая жила кварца на фоне черных кристаллических гнейсов… Гедеж — правый приток реки Теберды, гора: происхождение названия неизвестно… Гидам (монг.) — левый приток реки Теберды у аула Верхняя Теберда, урочище. Название от монгольского Проход, коридор. Название вполне оправдывается: здесь заметна древняя тропа в соседнее ущелье Аксаут. Слово «гидам», видимо, сохранилось со времени нашествия Золотой орды на Северный Кавказ (начало XIII в.)…» [35] До революции 1917г. — это территория великорусского Кубанского казачьего войска. Характерно, что при перечислении народностей авторы не упоминают древних коренных жителей — великорусских казаков Дивиных и Мезенцевых. Хотя див/дак сохранился в Тебер-да (курды-меоты-синды). Таким образом, данные версии показывают вторичность значений наименований топонимов и этнонимов. Кроме того, они свидетельствуют о более позднем приходе кавказоязычных племён и колонизации ими территорий, населённых потомками индоевропейцев — великорусских кубанских казаков. На это указывает название Джигетия — диг/див/дий/дик, позднее переименованное в садзы. Аналогично — таджик, молдаванин, адайцы у казахов. В названии садзы и медовеи, медозюи сохранилось название див/дак/дав и мёз/мисс — великорусские нынешние роды Дивиных и Мезенцевых. Названия селений — аулы, как в Средней Азии. О первичном проживании предков индоевропейцев свидетельствует топонимика всего побережья Чёрного моря и Кавказа. Рассмотрим эту версию. В Европе существует река Мёз (Маас) с островом Дава, Давос. Индоевропейский Буг соответствует рекам Черноморского побережья — Небуг, Джубга, Нечепсуга. Див/дак/дай/тайк/таох/дэв сохраняется в названиях р. Дагуаб, Гудаута (река Мандови…крепости Агуада в Индии [24, с. 140], река Кали-Гандак, вершина Даулагири в Индии — Пакистан), Джанхот, Геленджик, Джубга, Аибга, Мзымта, р. Курджипс (курды), Кудепста, хребет Мезецу (район Туапсе). «…язык и хозяйство…не имеют прямой связи. Ф.Энгельс: «Едва ли удастся кому-нибудь…объяснить экономически существование каждого...немецкого государства…или происхождение верхненемецкого передвижения согласных, превративших географическое разделение, образованное горной цепью от Судет до Таунуса, в настоящую трещину, проходящую через всю Германию…» [12, с. 42] .Таким образом, индоевропейские названия, включающие основу див/даг/дак/дый/таох/тау,от названия общего племенного бога предков индоевропейцев Дива, регистрируются в Европе. Аналогично — г. Тхаб (Михайловский перевал), г. Теучежск, Теучежхабль, Тешебс, Небит-даг, Копет-даг, Тахтамукайский р-н, р. Дах, р. Адагум. [25]. Итак, можно сделать вывод, что индоевропейские названия региона свидетельствуют о первичном проживании предков индоевропейцев, зафиксировавших данное явление в топонимах и этнонимах. Наименование индоевропейских богов сохраняется в фамилиях древнейших великорусских казачьих родов. Пришедшие позднее племена других языковых групп (родов), колонизировавшие (оккупировавшие) территории предков индоевропейцев, сохраняли топонимы, только видоизменяя последние. Теория прихода предков индоевропейцев позже других языковых групп не выдерживает критики, так как должна была бы сохраниться древнейшая кавказская топонимика, образованная от имён богов данного племени. Это явление не наблюдается. Следовательно, версия о наиболее древнем проживании предков индоевропейцев является наиболее убедительной.

Как мы уже отмечали, русские являются прямыми потомками древних предков всех индоевропейских народов, почитающих в древности одного общего племенного бога Дива — «бога ясного неба»; русское слово — день.

 

Литература

 

Литература:

1.                  Анфимов Н.В., рецензент Пиотровский Б.Б. Древнее золото Кубани. Краснодарское книжное издательство, 1987 г. — 232 с. С.122.

2.                  Там же. С. 46-48.

3.                  Бакулев А. И., Петров Ф. Н. Популярная медицинская энциклопедия. М., 1966. С. 816.

4.                  Ганич Д.И, Олейник И.С. Русско-украинский и украинско-русский словарь. Киев,1984 — 463 с. С.267.

5.                  Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 56-57.

6.                  Кавех Пур Рахнама, Мариан Реняк. Митра. Повесть / Пер. с польск. П.В. Грабовского и Н.Л. Пляско. — М., 1991. — 303 с. С. 224.

7.                  Клёнов В. История и мифы древней Синдики // Техника молодёжи. 1986. № 8. С. 36-41.

8.                  Там же.

9.                  Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С.37.

10.               Там же. С. 308.

11.               Там же. С.70.

12.               Там же. С. 42.

13.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. — М., 1978. — 224 с. С.28.

14.               Там же. С. 56.

15.               Хозяйственное мыло: косметическое и лечебное. / Красота и здоровье. // Кубанская панорама. 2011. 13 октября. № 41 (720). С.4.

16.               Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477с. С.13.

17.               Там же. С. 378.

18.               Там же. С.71-72.

19.               Там же. С. 54-57.

20.               Там же. С.73-77.

21.               Там же. С.184-185.

22.               Там же. С. 29.

23.               Там же. С.88-89.

24.               Там же. С.140.

25.               Общегеографический региональный атлас «Краснодарский край. Республика Адыгея». Издание 2-е, дополненное, 2001 г. ВТУ ГШ 2001гг.

 

Интернет-источники:

26.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Аибга (хребет) (дата обращения: 7.06.2013 г.).

27.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Аибга (племя) (дата обращения: 7.06.2013 г.).

28.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Дакский язык (дата обращения: 7.06.2013 г.).

29.               Там же. (дата обращения: 7.06.2013 г.).

30.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Джубга (дата обращения: 7.06.2013 г.).

31.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Карпы (народ) (дата обращения: 7.06.2013 г.).

32.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Мзымта (дата обращения: 7.06.2013 г.).

33.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Садзен (дата обращения: 7.06.2013 г.).

34.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Садзы (дата обращения: 7.06.2013 г.).

35.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Фракийский язык (дата обращения:7.06.2013 г.).

36.               http://kmvline.ru/lib/perl/29.php (дата обращения: 7.06.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 10.06.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.