ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Ломоносов и лингвистическая палеонтология. Топонимика и заимствования

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, Краснодар.

 

Lomonosov and lingvistic paleontology. Toponimics and loans

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar.

 

«..Вряд ли вообще совершалось в мире какое-либо из великих исторических событий, в котором более или менее видная роль не выпадала на долю внушения». Бехтерев В.М. (И языка).

 

«…There is hardly a single event of historic significance in the world that was not, to one degree or another, prompfed by suggestion». Bekhterev V. M. (And by language).

 

«Ломоносов…балтийские народности… рассматривает как происходящие от славянского племени… В качестве доказательства связи славянских языков с балтийскими Ломоносов указывает не только общие лексические элементы, но и на грамматические формы…: «явные свидетельства о сходстве древнего прусского языка [со славянскими. — Ф.Б.] найдёт, кто кроме идолов имена жрецов, волхвов и слова, что в обрядах употребляются, рассмотрит и грамматическое их произхвождение.» …он определил родство основных языков индоевропейского семейства (ему был неизвестен санскрит)… задолго до английского учёного У. Джонса (1786). (Следует заметить, что ни Джонс, ни позднее Бопп не включали славянские языки в состав индоевропейской семьи.) При сравнении языков Ломоносов пользовался неизвестным до него методом сравнительного анализа, и это составляет его величайшую заслугу. Ломоносов… определил и родственные отношения внутри финно-угорских языков: «Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне… земля Венгерская… единоплеменстве её жителей с чудью… Что подкрепляется ещё их выходом из сторон, где и поныне чудские поколения их обитают, их остатки…» …он включил практически все языки (кроме мансийского и хантыйского). Поскольку эти языки находились в тесном контакте с русским языком, то Ломоносов уделяет большое внимание финно-угорских, или «чудских», элементов в составе русского языка.» [7. С. 26—27] Гениальность Ломоносова проявилась в том, что он верно определяет происхождение балтийских языков от славянских, а не наоборот. (Религия предков индоевропейцев с богом Дивом (Небо-отец) с 15—11 тыс. до н.э. в пещерах Крыма (Тавра) и Кавказа — дэвопоклонники «в восьми адских пещерах» прикаспийской области Мазандарана (по тексту Авесты). Название Пруссия свидетельствует, что Небо-отец — руз-рус-день-див (Навруз) — равнозначны. Кроме того, Ломоносов указывает на имена богов и названия обрядов, независимо от нашей работы. «…что можно подумать…что Санкт-Петербургская Академия наук ныне и впредь должна состоять по большей части из иностранных, то есть природные россияне к тому неспособны». Много сил и энергии затратил Ломоносов на устранение различных организационных неполадок в Академии, на то, чтобы её деятельность «простиралась к пользе и славе отечества». Ломоносовские идеи встречали сильнейшее противодействие косного академического руководства…В этих условиях у Ломоносова появилась мысль о создании университета в Москве, которую он, вероятно, постарался внушить И.И.Шувалову.» [10. С. 88—89]. Ошибка иностранных исследователей заключалась в том, что они не рассмотрели в славянских языках, точнее, в великорусском языке — прямого потомка языка предков индоевропейцев, сохраняющегося на наиболее древней территории (пещеры Тавра и Кавказа) у потомков — великорусских казаков древних родов Дивиных и Мезенцевых. Однако отсутствие материалов по санскриту приводит Ломоносова к погрешностям. До финно-угорских племён (ответвлений данного рода) на определённых территориях проживали предки (ответвления) индоевропейцев рода Дива. На это указывают названия племён и топонимика. Как в состав наименования «балтийские» входит основа тий-дий, так и в наименования «чудь, мордва, ханты» включена та же индоевропейская основа, что свидетельствует о проживании индоевропейцев до прихода финно-угров, что подкрепляется топонимикой отдельных регионов. Данная основа входит в названия адыги, дагестанцы, кабардинцы, дигорцы, что также свидетельствует о приходе ответвлений рода кавказской языковой семьи на Кавказ позже предков индоевропейцев рода Дива. Лексические заимствования оказываются связанными с вопросами родного языка. Например. Существуют две точки зрения на геноцид на Кавказе. Например. « Вопрос о геноциде черкесов… 7 февраля 1992 года Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны», которое объявляло гибель адыгов в 1760—1864 гг. «геноцидом» и провозглашало 21 мая «Днём памяти адыгов (черкесов) — жертв Русско-Кавказской войны»… В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой «о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны XVIII—XIX столетий». В обращении к Европарламенту было сказано, что «Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель… 20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны… Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть после окончания Кавказской войны. [21]. Отметим, что название селений адыгов (черкесов) — «аулы» регистрируется в Средней Азии, что свидетельствует о заимствовании. Названия селений древнейших обитателей Кавказа и Крыма (Тавра) — великорусских казаков родов Дивиных, Дивовых, Мезенцевых сохраняют основу праиндоевропейских корней — стать, стоять, стан [22] — «станицы», что соотносится с индоевропейской топонимикой региона. Рассмотрим противоположную точку зрения. Геноцид в отношении наиболее древнего индоевропейского населения Крыма (Тавра) и Кавказа. Это проявлялось в отношении армян, осетин, талышей и великорусских казаков пришедшими позднее народностями. Например. «Сентябрь 1756 … датированное сентябрем 1756 г. донесение Коллегии иностранных дел о «выяснении возможности переселения осетин на равнину и защите их от притеснений и обид»… Предоставляя земли осетинам на равнине за счет кабардинцев и распространяя христианство среди осетин российские власти создавали возможность приобрести себе на Северном Кавказе союзника…1764—1765 — В Санкт-Петербург отправлена депутация от …Требования были следующими: …2) платить кабардинцам за выбегающих от них пленников христианских; 3) чтобы перебегающие к русским для крещения или переселения князья и уорки отказались от имущества в Кабарде;… 1779 — ..адыги осаждают Ставрополь, кабардинцы подступают к Алексеевскому редуту и Павловской крепости на Куме, а чеченцы действуют в Калиновской и других станицах …» [20]. Таким образом, совершается геноцид в отношении индоевропейских народов — уничтожение древних станиц казаков, уничтожение населения и захват пленников, за которых требовали платить народности (из кавказской и тюркской языковых семей), пришедшие позднее предков индоевропейцев рода Дива. В названии Кабарда сохраняется древняя индоевропейская основа — див/тав/дак. Захват земель и геноцид великорусских казаков — индоевропейцев зарегистрирован в работах Сталина (он — представитель кавказской языковой семьи) . «…необходимо отделить массы казаков от массы горцев… Советская власть…не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли …Казаки же вели себя более, чем подозрительно… Советская власть долго терпела …пришлось принять… суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами. Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отбирать скот, бесчестить женщин…судьба казаков… зависит от их собственного поведения…правительству придётся вновь прибегнуть к репрессиям;…об иногородних, которые были и остаются верными сынами Советской России и за которых Советская власть всегда будет стоять горой;…..если будет доказано, что будет нужен шариат, пусть будет шариат… Первый вопрос — …о территориальных границах… войдут ли в состав республики города Грозный….Конечно, войдут. Столицей республики можно назначить любой город…» [16. Т. 4. С. 399—404] Иногородними по письменным свидетельствам считались украинцы. «Я, мои браты — родились в Чирской, и батька там родился. Но считались мы иногородними, «хохлы», словом — чужаки… «Хохлами называли иногородних.» [17. С. 17]. Таким образом, возможно признание геноцида в отношении наиболее древнего населения Кавказа — индоевропейцев: великорусских казаков, армян, осетин. Признание Грузией геноцида адыгов (черкесов) свидетельствует о попытках скрыть факт более позднего прихода древнегрузин на земли индоевропейского рода Дива древнерусов/даев/даков (регистрация в письменных памятниках государство Диауэхи/Диаэна 1200 г. до н.э. — «земля сынов Дива» — «The Kingdom of Diauehi (Georgian: დიაოხის სამეფო) (Diauhi or Diaokhi; "the Land of the Sons of Diau") [18] ). Таким образом, лексические заимствования оказываются связанными с вопросами колонизации и вопросом о родном языке. «…влияние выступает здесь в форме заимствований. Заимствования — это слова и выражения, перенесённые из одного языка в другой и преобразованные в этом языке по его законам (фонетическим, грамматическим)…Есть языки — чешский, китайский, венгерский, — которые всячески сопротивляются введению иноязычных слов и стремятся образовать для новых понятий новые слова и выражения своими средствами…» [8. Т. 11. С. 34—35] . Таким образом, в чешском индоевропейском славянском языке будет мало заимствований. «…общество противодействовало заимствованным словам, стремилось для новых явлений и понятий создавать слова только из корней родного языка. Так было, например, в истории чешского языка. Мы не найдём в нём слова театр, известного большинству родственных европейских языков. Говоря о театре, чехи пользуются своим словом divadlo (ср. русское дивиться)…» [9. Т. 11. С. 23.] . Следовательно, Див/дик/диг/дыг/дак/дах/даг/таох/тав/тев/ — праиндоевропейская основа, не заимствованная из других языков. Кроме того, наличие напитка рака в чешском и словацком языках свидетельствует о праиндоевропейском характере названия напитка рака, не заимствованном из других неиндоевропейских языков. Напиток рака изготавливается у древних кубанских казаков на Кавказе поныне. Это позволяет рассматривать заимствования из русского (индоевропейского) языка в другие языки (а не наоборот). Лексические значения трактуются неоднозначно. Например. «…в любом обобщении уже имеется элемент фантазии…Этнолингвистика …преувеличивает также влияние языка на поведение людей…в одинаковых ситуациях люди разного языка ведут себя одинаковым образом. Между тем философы-семантики в США полагают, что отдельные слова и высказывания допускают различное толкование, вызывают разногласия, так как язык является очень несовершенным средством общения. Полезно, по их мнению, произвести реформу языка в духе той, которую в своё время требовал американский конгрессмен Г. Коллиер: он предложил заменить, ввиду непопулярности, слово «капитализм» словом «свобода», а «капиталист» — целым словосочетанием «свободный человек». На его взгляд, К.Маркс дискредитировал эти слова » [12. С.165]. Следовательно, вполне вероятно, что нынешнее понятие «свободный человек» означает «капиталист», а «свободное общество» — «капитализм». Вопросы родного языка могут приводить к вопросам о геноциде и колонизации. « Одно из двух: либо…; либо украинский, азербайджанский и прочие языки являются пустой выдумкой, школы и прочие институты на родном языке, следовательно, не нужны, и тогда – советская автономия должна быть отброшена как ненужный хлам. Искание третьего пути есть результат незнания дела или печального недомыслия…» [15. Т. 4. С. 351—360]. Проблемы родного языка не утратили актуальности.«…Неогумбольдтианство. Совершенно независимо от этнолингвистики, некоторые идеалистические стороны учения В. Гумбольдта развиваются в европейских странах, в частности в Федеративной Республике Германии. Наиболее типичным представителем неогумбольдтианства является профессор Боннского университета Лео Вейсгербер. Когда Гумбольдт решал вопрос об отношениях между языком, мышлением и действительностью, он исходил из кантианской теории агностицизма… С наибольшей полнотой взгляды Л.Вейсгербера изложены в его четырёхтомной работе «О силах немецкого языка» (1949—1950). В его построениях особое место отводится родному языку…Язык, по его определению, является субъектом истории…История языка не отражает историю общества, а творит её. Не является случайным, что теория «родного языка» в ряде случаев ведёт к шовинистическим домыслам о превосходстве немецкого языка и немецкого «языкового гения» над другими языками и народами, а в политической интерпретации ратует за присоединение к Германии (очевидно, к ФРГ) всех территорий, население которых считает немецкий язык родным (Австрия, Швейцария, Тироль).» [13. С.158—165] . Вызывает сомнение трактовка названий народов. «В далёком прошлом, когда люди жили отдельными группами, они чаще всего так и называли себя: «народ полей», «народ лесов» или «горцы», «жители низин», «жители болот». Так они различали друг друга. У большинства древних племён словом «человек» назывался только свой, соплеменник. Все остальные были как бы и не люди, чужие, не свои. В названии многих народов так и осталось слово «человек». На Дальнем Востоке, например, живут нивхи. Слово «нивух» означает «человек», «односельчанин», «тот, кто из моей деревни». Это же значение имеет самоназвание немцев «дойче». Оно происходит от древнего слова «диот», «диота». Подобные названия со значеним «человек», «люди» сохраняются у многих народов до сих пор…Имя народа в прошлом было самым обычным словом: «человек», «горец», «береговой житель», «лесной человек», «камневаритель» и т.п…история развития некоторых народов нашла отражение в их названиях…Жителей Китая мы называем китайцами по имени их соседей—киданей. Англичане и немцы называют их «чайна» по названию древней династии Цинь…по поводу названия «русские» до сих пор идут споры…от названия реки Роси…от их соседей финнов и карелов, которые похожим словом «руотси» называли то русских, то шведов…» [1. С. 88—92] . Однако название «диота» является вторичным. В основе—название праиндоевропейского бога Дива, бога данного рода. Данное племя—его дети, сыны Дива/Дыя/Дака/Таоха. Как упрощёнными, вторичными являются названия—жители болот, жители лесов. Русские и шведы—индоевропейцы. Финны сохраняли в названии «руотси» древнюю основу праиндоевропейцев. «Голландский лингвист И.Ю.Скалигер в своей книге «Рассуждение о языках европейцев» сделал первую попытку группировки всех европейских языков…среди которых выделяются ветви латинская (романская), греческая, германская (тевтонская) и славянская…» [14. С. 29]. То есть, отмечается древняя индоевропейская основа тев-тав-дав-див. «Таригатао…Таригатая-Геракла…Видный лингвист В.Абаев в окончаниях обоих этих трудно переводимых имён выделяет иранский корень «тав», что значит «власть», «мощь»…Известно, что правящая династия на Боспоре официально вела своё происхождение от Геракла…» [11. С. 36—41]. Как уже отмечалось, данный корень тав/тев/таох/дах/дак/даг/дый/див/дэв является не иранским, а праиндоевропейским [23]. Следовательно, регионы с топонимикой и названиями народов, включающими в название данную праиндоевропейскую основу, свидетельствуют о наиболее древнем проживании индоевропейцев.

Противоположные точки зрения о древнем населении отдельных регионов могут высказываться исследователями даже в одной главе. Так, в издании «Всемирная история» Академии наук СССР,т.1 : «Текст тома написан : …,гл.ХХ—И.М.Дьяконовым (разделы 1 и 3) и О.В.Кудрявцевым (раздел 2)..» [2. Т.1. С.14] . В данной главе «Урарту и Закавказье. Киммерийцы и скифы» рассматривается время 2- го—1-го тысячелетий до н.э. В первом разделе, написанном Дьяконовым, о древнейшем населении Армянского нагорья сообщается следующее. «…южные части Армянского нагорья, были, по крайней мере со 2-го тысячелетия до н.э. заселены хурритами…Восточная часть Понта, Колхида и Западный Кавказ были, по всей видимости, заселены в бронзовом веке главным образом абхазо-черкесскими и, возможно, картвельскими племенами. Далее в глубине… «протохеттскими» и картвельскими племенами, а в восточной части…племена неясной этнической принадлежности…В западных частях Армянского нагорья уже во 2тысячелетии до н.э. жили также племена, говорившие на индоевропейских племенах, близких к хеттской группе. Возможно, что к языкам этих племён или к языку какого-либо одного из них восходит древнейший основной фонд и основные черты грамматической структуры армянского языка…полоса от долины Аракса…была, по всей вероятности, уже во 2 тысячелетии до н.э. занята племенами, которые впоследствии в ассирийских источниках назывались урартами; по языку они были родственны хурритам. Этническая принадлежность…племён, живших на территории нынешнего Азербайджана, для столь раннего времени ещё не установлена…В первой половине 13 в. до н.э. войска ассирийского царя Салманасара 1 появляются уже в глубине Армянского нагорья…он разбил Уруатри (…Салманасар воевал также с племенами, которых он обозначил как «кутиев»…Во главе ополчений «стран наири» стояли «цари»…Некоторые из этих союзов племён, как, например, Диауэхи в долине Чороха, оказались чрезвычайно стойкими, и весьма возможно, что их «цари» были уже чем-то большим, чем просто племенными вождями, и что там начали складываться классовые отношения и государство…» [3. Т. 1. С.514—515].Таким образом, Дьяконов отмечает, что «В западных частях Армянского нагорья уже во 2тысячелетии до н.э. жили также племена, говорившие на индоевропейских племенах, близких к хеттской группе… Далее в глубине… «протохеттскими» …племенами,». Следовательно, Дьяконов регистрирует на Кавказе во 2 тысячелетии до н.э. индоевропейские племена. Аналогично он отмечает в 3 разделе главы следующее. «…основная часть скифов в это время …постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им …племенами различных наименований…» [4. Т. 1. С. 532] . Скифы относились к индоевропейской языковой семье. Таким образом, Дьяконов отмечает на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье древнее проживание племён, «родственными» скифам. То есть, регистрирует индоевропейские племена на Северном Кавказе и в Причерноморье. Противоположного мнения придерживается Кудрявцев во 2 разделе данной главы. В разделе «2. Племена Закавказья в период гегемонии Урарту» исследователь отмечает следующее. «…Племена Закавказья в начале 1 тысячелетия до н.э...В Закавказье урарты застали отличное от них по культуре, а в известной мере и по языку население…В это время Северный Кавказ, часть Черноморского побережья, и, вероятно, Восточное Закавказье были заселены племенами, говорившими на языках абхазо-черкесской и северо-восточной (дагестанской) групп кавказских языков. Восточная часть Южного Причерноморья и, вероятно, часть внутренних районов Западного Закавказья были уже тогда заселены племенами, говорившими на языках картвельской группы. В Западном и Центральном Закавказье были распространены также племена, близкие по языку к хуррито-урартам. Лишь к концу периода, а частично даже позже начинается проникновение на территорию Кавказа индоевропейских элементов как с севера (киммерийцы, скифы), так и с юга (армяне, мидяне). Закавказские племена в то время занимались земледелием и скотоводством. Об этом говорят сельскохозяйственные орудия (зернотёрки, серпы, вилы)… Многочисленные сообщения урартских царей говорят об угоне больших количеств скота с территории Закавазья…особенно высоко стояла бронзовая металлургия…» [5. Т.1. С. 528]. Таким образом, О.В.Кудрявцев во втором разделе данной главы датирует появление индоевропейцев на Кавказе «…в начале 1 тысячелетия до н.э... Лишь к концу периода, а частично даже позже начинается проникновение на территорию Кавказа индоевропейских элементов как с севера (киммерийцы, скифы), так и с юга (армяне, мидяне)…». Следовательно, он расходится в данном вопросе с Дьяконовым, автором первого и второго разделов данной главы, считающим, что «В западных частях Армянского нагорья уже во 2 тысячелетии до н.э. жили также племена, говорившие на индоевропейских племенах, близких к хеттской группе…». Мнение О.В.Кудрявцева поддерживает С.В.Киселёв в главе XVII «Племена Европы и Азии во 2-м тысячелетии до н.э.». В разделе «Распространение языковых семей» он отмечает следующее. «В бронзовом веке в Европе, за исключением окраинных районов, а также Юго-Западной Сибири и Средней Азии мы …имеем дело главным образом с населением, говорившим на древних языках, которые в большинстве своём легли в основу развития позднейших языковых групп индоевропейской семьи… Намечается… возможность определить расселение …фракийской групп языков (последней — на Нижнем Дунае и на Балканах)…На неиндоевропейских языках, связанных с современными языками Кавказа, говорили, надо полагать, племена…бронзового века Северного Кавказа и Закавказья. Возможно также, что культуры лесных районов Северо-Восточной Европы и Западной Сибири…принадлежали в большинстве случаев племенам, говорившим на языках позднейшей финно-угорской языковой семьи. Северная часть Восточной Азии была занята племенами, по всей вероятности, говорившими на языках, из которых впоследствии образовались тюркская, монгольская и тунгусо-маньчжурская языковые семьи…Их культуры во 2 тысячелетии до н.э…» [6. Т.1. С. 468] . Таким образом, Киселёв не регистрирует на Кавказе во 2 тысячелетии до н.э. представителей индоевропейской языковой семьи, что противоречит топонимике Кавказа и названиям народов данного периода, включающим праиндоевропейскую основу дий/дак/даг/тах/тив/див. Это кутии, урарты(алародии), жители Диауэхи/Диаэны(Тао/Тайк) — таохи(земля сынов Дива/Дия/Дайка/Тайка), меоты, синды. Данная основа регистрируется как бог праиндоевропейцев в индоевропейских языках; в праиндоевропейских корнях; в письменных памятниках — Ведах и Авесте, позднее — «Слове» и «Задонщине». Кроме того, наличие основы див/дик/даг в чешском языке («говоря о театре, чехи пользуются своим словом divadlo (ср.русское дивиться),… создавать слова только из корней родного языка»), как и наличие напитка раки у чехов свидетельствует о том, что основа див/дик/даг/дах/таох/тэв/дэв, (как и рака) является исконно праиндоевропейской, а не заимствованной из тюркских, кавказских или финно-угорских языков. Наоборот, наличие данных основ в языках других языковых семей свидетельствует о заимствовании ими данных корней из индоевропейских языков. Наличие топонимики с данными основами также будет свидетельствовать о первичном проживании в данном географическом регионе предков индоевропейцев до прихода предков других языковых семей из других родов (не из рода праиндоевропейского Дива). Например. Название рода адай-адайцы у казахов — «Материалы по истории казахского племени адай». «…В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегу Каспийского моря еще во II в. до н. э. Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров) — «адаи» (островитяне). (С. Аманжолов). Вторая версия о происхождении адаевцев Мангышлака была высказана историком А. Нурмагамбетовым, согласно которой адаи является прямыми потомками древнего телеского (гаогюйского) племени Адйе/Аде/Ады (Нурмагамбетов А.). …попробуем разобраться в этих двух противоположных мнениях казахских учёных… С.Аманжолов, как филолог не мог не обратить внимание на созвучие этнических имён дай~ адай. Во-вторых языковед учёл факт проживания казахов-адаев на Мангышлаке ( Западный Казахстан ), где в античные времена, согласно древним источникам, проживали дахи~ даи, начиная с III в. до н.э. ( Кляшторный С. Г.)… проанализируем и доводы Нурмагамбетова А., который опираясь на мнения многих известных исследователей, считал, что первоначальной родиной тюркских племен являлся Алтай и степи Монголии. Историк в своей работе по этому поводу приводит слова академика А.А. Куникова… Далее Нурмагамбетов А. также цитирует другого не менее известного исследователя Н.А. Аристова… казахский историк делает следующий вывод: «Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая». …С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов. Дайское происхождение адаев у нас вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно еще доказать причины появления «а» перед словом дай. ..В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона…» …приводит исторические материалы в которых упоминаются названия древнетюркских племён похожих по звучанию на этноним адай: «В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Аде. Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты. И если учесть сведения Рашид ад-дина о том, что Меркиты еще называется Одоют, это — любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гаогю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады. Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI—VIII вв. кроме прочих родов был и Адйе. Л.Н. Гумилев в составе телесцев упоминает тот же Адйе, иногда Аде»…Однако хотелось бы возразить фактам Нурмагамбетова А., противоречащим дахскому/дайскому происхождению казахов-адаев… префикс «а», был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы)… древние племена дахов~даев, по словам А.Марцелина « были предками алан»… этнонимы этей и эдек… очень близки к форме казахского этнонима адай ... данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе… …Таким образом, нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. … это веские доводы в пользу дахского происхождения казахов-адаев. …Несколько слов о распространении этнонима адай и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только...древними племенами в Балкарии считались следующее: тюмен-маджар, хазар-маджар, ногъай-маджар, адай, асан, къарабугъа, боташ, акътай… древние топонимы: нынешний Нижний Чегем в прошлом назывался Баш Адай, а район Лечинкая — Тюп Адай. Пастбищно-покосное угодье, что располагается в западной части Нижнего Чегема, местные жители и по сей день называют Адай Тюз. ( Малкондуев )..На территории Украины зафиксированы следующие топонимы… Среди туркмен существует племя АДАК ИЛИ — второе название племени адаклы хызыр,…. Досл, «адакское племя».( С. Атаниязов...); …В XVII в. в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай.(А. Нурмагамбетов ). В Татарстане… Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в древности существовало могущественное и многочисленное племя под этническим именем адай, которое в ходе своей истории было расколото на несколько частей.. Ещё одна часть адаев вошла в состав соседнего родственного народа туркмен под именем адаклы или. …Вероятнее всего, что этноним адай проник к якутам ещё на ранних стадиях формирования якутского этноса… отдельные сармато-массагетские племена проникали далеко на восток в лице юэчжей, которые занимали ведущее место в алтайских и монгольских степях до возвышения хуннов. Уместно будет здесь привести настоящее этническое имя юэчжей китайских хроник, которые именовали себя ас-тохарами. (Ю.А.Зуев и др.). Асы же это одно из этнических имён аланов. Также археологически доказано, что юэчжи принимали участие в этногенезе сармат, т.е. аланов…. часть адаев приняла участие в формировании якутского этноса… итоги нашего анализа: Адай- название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с дахами (Аманжолов С., Востров В.В., Муканов М. С.), которые по А. Марцелину « были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается… «Главного Кавказского хребта.. татары называют его этей или эдеки-аланы… этнонимы этей и эдек ..очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; …Этноним адай и его фонетические варианты зафиксированы в различных источниках:.. адай — название племени объединения байулы; …адай — одно из наиболее древних племён в Балкарии (Малкондуев);…адак или — второе название туркменского племени адаклы хызыр... Досл, «адакское племя».( С. Атаниязов ). …Одей, Одугей, Одай - названия якутских родов; …этноним адай послужил основой для образования следующих топонимов…:… распространение этнонима и топонима адай на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием…Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде… территории … на этногенез многих северокавказских народов…адаи, несмотря на все перипетии исторического развития, сохранили в своей родовой структуре память о своих далёких предках, которые относились к аланскому кругу племён… аланы были местным, аборигенным населением Западного Казахстана и Волго-Донского междуречья, в отличие от …которые в основе своей были пришельцами, ...стоит только познакомиться с родоплеменным составом булгар и хазар поближе, как сразу всплывают племенные названия сармато-аланских племён… Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай…» [19].

Таким образом, данная работа казахских исследователей подтверждает индоевропейское происхождение основы див/дак, регистрируемой в чешском языке, стремящемся использовать только родные корни. Следовательно, название адиги, адыгейцы, как название адайцы у казахов, топонимика региона (также территории, включая Японию) может свидетельствовать о первоначальном проживании предков индоевропейцев дивов/даков/диков/дыев/дыгов на Кавказе и в соответствующих регионах. Данное название, предположительно, было заимствовано пришедшими на Кавказ позднее народами других языковых семей. Русские кубанские казаки сохранили индоевропейский русский язык, напиток поклонения богу Диву — раку и родовые фамилии — Дивины, Дивовы, Мезенцевы.

 

Литература

 

1.                  Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы / Оформл. А. Олексенко, С. Шапиро, С. Шикин — СПб., 1997. — 320 с. С. 88—92.

2.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С.14

3.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 514 — 515.

4.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 532.

5.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 528.

6.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 468.

7.                  Березин Ф. М. История русского языкознания: Учеб. пособие для филол. специальностей. — М., 1979. — 223 с. С. 26—27.

8.                  Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 34—35.

9.                  Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 23.

10.               Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с. С. 88—89.

11.               Клёнов В. История и мифы древней Синдики // Техника молодёжи. 1986. № 8. С. 36—41.

12.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. — М., 1978. — 224 с. С.165.

13.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. — М., 1978. — 224 с. С.158 — 165.

14.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. — М., 1978. — 224 с. С. 29.

15.              Сталин И. В. Собр. соч. Т. 4. — ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. М., 1947. С. 351 — 360.

16.               Сталин И. В. Собр. соч. Т. 4. — ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. М., 1947. С. 399 — 404.

17.               Толстой. А. Н. Хлеб. Государственное издательство Молдавии, Кишинёв, 1955. С. 17.

18.               http://en.wikipedia.org/wiki/Diauehi Diauehi From Wikipedia, the free encyclopedia Kingdom of Diaokhi/Daieni (дата обращения: 4.08.2013 г.).

19.               http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B/page__st__280 (дата обращения: 4.08.2013 г.).

20.               http://www.djeguako.ru/content/view/16/38 (дата обращения: 4.08.2013 г.).

21.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Адыги (дата обращения: 4.08.2013 г.)

22.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_праиндоевропейских_корней (дата обращения: 4.08.2013 г.).

23.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_праиндоевропейских_корней (дата обращения: 4.08.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 05.08.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.