ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Заимствования. Этимология и даг/тау/тоо/тыа, су/сома/раса и кума/кама

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, Краснодар.

 

The loans. Etymology and dag/tay/too/tyva, sy/soma/rasa and kyma/kama

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar.

 

Ещё один сценарий, предложенный автором на основании умозрительных построений, поможет решить эти важные вопросы.

 

The hypothesis suggested by the author is another attempt to solve it.

 

«…Лексика наиболее проницаема для всякого рода иноязычных влияний. Иногда процент заимствованных слов в словарном составе того или иного языка может превысить процент исконной лексики. Считают, что в корейском языке 75% словарного состава составляют китайские заимствования, в эпоху средневековья турецкий и персидский литературные языки содержали до 80% арабизмов, в современном русском языке значителен процент старославянской по происхождению лексики (от 10 до 25% согласно различным подсчётам)». [22. С.187]. Таким образом, турецкий язык содержит большой процент заимствованной лексики. Наличие старославянской лексики в русском языке может свидетельствовать о прямой преемственности из праиндоевропейского языка. Проблема заимствований связана с колонизацией и контактами народов. «…создавать слова только из корней родного языка. Так было, например, в истории чешского языка. Мы не найдём в нём слова театр, известного большинству родственных европейских языков. Говоря о театре, чехи пользуются своим словом divadlo (ср. русское дивиться)…» [14. Т. 11. С. 23]. Итак, Див/дик/диг/дыг/дак/дах/тах/даг/таох/тав/тев/ — индоевропейский корень. «..самоназвание немцев «дойче». Оно происходит от древнего слова «диот», «диота». …Жителей Китая мы называем китайцами по имени их соседей — киданей…» [2. С. ]. Таким образом, названия народов, содержащие праиндоевропейскую основу див/тох/таох/дик/дайк/дэв будут свидетельствовать о том, что основу составили представители индоевропейского рода Дива, независимо от того, на каком языке общаются ныне представители данных народов. Регистрация индоевропейского корня див/дак/даг/таох/тах и названий индоевропейских богов и обрядов у представителей различных языковых семей: тюркской, кавказской, финно-угорской — подтверждает версию о приходе представителей данных семей на территории проживания предков индоевропейцев. «Общение отдалённых друг от друга районов…осуществлялось, говоря словами академика Б.Б. Пиотровского, посредством «эстафетных» связей… Археологические исследования показывают, что в 8—3 вв. до н. э…постоянно действующие связи охватывали огромную дистанцию — до 7 тыс.км. Этот путь проходил от Балкан и Северного Причерноморья до Ордоса, захватывая Урал, Алтай, Туву…товары и предметы искусства передавались из Китая до Средиземноморья… [19. С. 474—475]. Данная территория была заселена предками индоевропейцев, на что указывает топонимика с праиндоевропейской основой див/дэв/даик/таох. Урал (Даик/Яик), Алтай, Тува (Тыва), Китай (кидани). Следовательно, на Алтае первоначально проживали предки индоевропейцев рода Дива/дыя/тая/тайка. Данная территория являлась местом проживания индоевропейцев. Это даицкие, даурские, кубанские казаки. Часть индоевропейцев сохраняла индоевропейский язык — ныне великорусский, оказывалась на границах вторжения иных языковых семей. Противопоставление им — народы, пришедшие позднее, заимствовавшие индоевропейскую основу в названии (как казахи-адайцы ) [70]. Или адыгейцы, дагестанцы, текинцы-туркмены, алтайцы, мордва. «Первые государства на Армянском нагорье. В течение 11 — 10 вв. до н. э. происходит консолидация зачаточных государственных образований в ряде центров нагорья. Важнейшими центрами были: Диауэхи («страна таохов» у древнегреческих авторов) в долине Чороха и примыкающих к ней с юго-востока районах;… Кумени (центр культа бога дождя и грома Тейшебы) и Ардини-Мусасир (центр культа бога неба Халди)… начинаются походы урартов в Закавказье. Первыми объектами этих походов были…области Аракса и Куры, находившихся в соседстве с царством Диауэхи… В урартской религии большое место занимали культы божеств гор, вод…в особенности бога неба Халди… бога грома и дождя Тейшебы (хеттско-хурритский Тешуб)…наиболее частым типом святилища были гак называемые «ворота бога», судя по некоторым данным, — ниши в скалах, где, по верованиям урартов, обитали божества. Многие обряды…совершались обильнейшими жертвоприношениями скота… Греческий писатель Геродот знал на этой территории для V в. до н. э. четыре этнические группы: саспейров (соответствующим картвельским племенам), матиенов (…соответствующих хурритам), алародиев (урартов) и армениев (армян)… Таким образом, конец истории Урарту является одновременно началом истории грузинского и армянского народов.» [5. Т. 1. С. 515—526]. Аналогично конец истории Урарту и Диауэхи является началом истории русского народа или продолжением истории праславянской народности (праславянский язык регистрируется со 2—1 тыс. до н. э.). У матиенов и алародиев — наличие в названиях праиндоевропейской основы дий/тий/див/дак, что свидетельствует о древнейших предках — индоевропейцах. Регистрируется основа Кума — «Кумени (центр культа бога дождя и грома Тейшебы)». Основа Тей, предположительно, заимствована из индоевропейского — тей/дей/див/дай/дак. Святилища — «ниши в скалах, где, по верованиям урартов, обитали божества. Многие обряды…совершались обильнейшими жертвоприношениями скота…» соответствуют древним обрядам индоевропейцев-дэвопоклонников в пещерах с жертвоприношениями в Авесте (в том числе, в прикаспийской области Мазандаран). То есть, индоевропейское название алародии (урартийцы) соответствует индоевропейским обрядам поклонения богу Диву, зафиксированным в Авесте. «Ей жертву приносил…перед лицом воды Даитйи — Сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец…Над служителем дэвов — Хумайака С длинными когтями, Обитающим в восьми адских пещерах… В сраженье за его добро и богатство». [23. С. 30]. Поклонение Диву регистрируется в «Слове» (12 в.) и у великороссов в «Задонщине»(14—15 вв.). Следовательно, великороссы — прямые продолжатели обрядов индоевропейцев урартийцев (алародиев) и таохов (Диауэхи). Нынешние великорусские кубанские казаки родов Дивиных и Мезенцевых продолжают производить напиток поклонения праиндоевропейскому богу Диву — раку-яджну. Следовательно, Диауэхи и Урарту — древнейшие государственные образования предков великороссов. У адыгов (кавказская языковая семья) отсутствует напиток рака и обряды совершаются в рощах. Название бога, возможно, было заимствовано пришедшими предками адыгов у местных индоевропейцев-дэвопоклонников. «..В советский период была выдвинута гипотеза о связи имени Тха — высшего божества, демиург (создатель этого мира) — первотворец со словом Солнце «Тыгъэ» («Дыгъэ» на восточном диалекте). Но данная гипотеза не представляется убедительной по следующим причинам:.. Букве «т» в западном диалекте черкесского языка соответствует буква «д» в восточном (кабардинском) диалекте. Так, к примеру, слово «тыгъэ» (солнце) западного диалекта в восточном произносится «дыгъэ». Соответственно, при наличии связи между словами «Тхьэ» и «Тыгъэ», в восточном диалекте они соответствовали бы словам «Дхьэ», и «Дыгъэ». Однако в восточном диалекте имя высшего божества произносится точно также, как и в западном — «Тхьэ», в то время как слово «дыгъэ», означающее Солнце, имеет другое звучание… Данная гипотеза не объясняет, как гортанный твердый «гъ» мог превратиться в мягкий придыхательный «хь», и притом только в одном слове. Таким образом, слова Тхьэ и Дыгъэ имеют совершенно разную этимологию… В адыгской мифологии опьяняющий напиток присутствует — это пиво приготавливаемое из проса (сюжет популярный в мифологиях народов Европы), неоднократно упоминается его употребление во многих праздничных случаях, однако напитку или процессу его употребления не придано значимого религиозного или магического смысла, что могло бы позволить говорить о существовании соответствующего культа… возможно, что тема опьяняющего напитка не является архаичной, а является новой и потому слабо развитой…» [63]. Следовательно, название Див/дак/тах/таох, возможно, заимствовано у индоевропейцев пришедшими позднее народами кавказской языковой семьи. Отсутствует напиток рака-яджна для ритуального поклонения богу Диву. «…Тха [Тхьа], (Тхьашхо — Тхьа Великий адыг. Тхьэ, Тхьэшхуэ) — верховный бог в религии адыгов (черкесов), демиург, хозяин Вселенной, творец всего сущего и происходящего… Для проведения Тхьатлеу люди, объединенные в один приход — Тхьаш/Хаблэ (кабард.-черк. Тхьэщ/Хьэблэ), собирались в определённом месте под открытым небом — Тхьатлеупа (кабард.-черк. Тхьэлъэупэ). В большинстве случаев это рощи, считающиеся неприкосновенными — Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз. Кроме их основного названия, используют метафорическое — чийзыхамыбз (роща, в которой ничего не срезают). Считается, что для Тхьатлеу нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (арыш, lэрыщl). Место Тхьатлеупа (Тхьэлъэlупэ) отмечается символом в виде буквы «Т». Тхашхо [Тхьашхо] (Тхьэшхуэ) — (букв. Тха Великий) — особое, торжественное название бога Тха. Используется в обрядовых гимнах…» [67]. Поклонение совершается в рощах, что не соответствует поклонению в пещерах индоевропейцами-дэвопоклонниками в Авесте и в нишах — «ниши в скалах, где, по верованиям урартов, обитали божества». Следовательно, народы кавказской языковой семьи не являются прямыми потомками урартийцев (алародиев) и таохов («сынов Дия/Дива» из Диауэхи). Русские кубанские казаки родов Дивиных (сыны Дива) и Мезенцевых сохранили приготовление ритуального напитка раки. Индоевропейский Див — Небо-отец (Юпитер). Народы других языковых семей пришли на данную территорию позднее. Расходятся мнения исследователей по вопросам заимствований. «… Ломоносов уделяет большое внимание финно-угорских, или «чудских», элементов в составе русского языка.» [11. С. 26—27] . Название народов чудь имеет индоевропейскую основу, что свидетельствует о предках-дэвопоклонниках (индоевропейцах). «Чудо. Общеслав. Образовано с помощью суф. -до от чути — «слышать, ощущать» (см. чу). Общеслав. чудо восходит к *keudo, на иной ступени чередования выступающему в виде *koudo, сохранившегося в кудесник…» [47. С. 497]. «Кудесник. Др.-русск. В памятниках отмечается с 11 в. Образовано с помощью суф. -икъ от кудесный — «чародейский», производного посредством суф. -ьн- (совр.-н-) от кудесъ — «колдовство,чары», представляющего собой производное с суф. -еs от *koudo, являющегося перегласовкой к чудо(см.)» [48. С. 225]. Это вторичные значения. Таким образом, чудо-кудо-диво регистрируется в индоевропейских языках. В индоевропейских индийских языках кудо также является вторичным. Прослеживается основа, связанная с праиндоевропейским богом Дивом. «..Кхуда Бакш…с полным правом носил своё имя (Божий Дар)» [32. С. 97]. Аналогично следующее. «…манускрипт «Мират-уль Кудо» («Жизнь Христа»)…» [33. С. 99], «…роман «О, боже» («Йа, Худа»)…» [38. С. 35] наряду с «…О боже» («Хае Аллах») ..сборник рассказов…» [39. С. 358], «…Хунди — мешок для приношений богу…» [34. С.193]. Таким образом, название чудь в основе имеет праиндоевропейскую форму, связанную с богом Дивом. Следовательно, данный народ в основе имел представителей индоевропейского рода Дива. Народы финно-угорской языковой семьи пришли позднее, сохранив название (как адайцы-казахи), но перешли на другой язык. «…Внутренняя форма слова присутствует в момент его создания. В ходе исторического развития происходит процесс семантического опрощения, в результате чего возникают слова с утраченной внутренней формой… Забытая внутренняя форма слова может вновь возрождаться при образовании новых слов, оживляющих её, или при специальном внимании к ней. Так, оживляется внутренняя форма научных терминов, имен, например: греческие…Фёдор (дар божий)…» [20. С. 192—194]. То есть, проявляется основа праиндоевропейского бога Дива, а не вторичное значение. «…Фёдор—имя греческое…на Западе оно звучит несколько иначе — Теодор…в переводе с греческого означает тоже «божий дар»: тео, фео — «бог», дор — «дар»…» [15. Т. 11. С. 56]. Как индоевропейская основа слова чудо-кудо-чудь. Во «Всемирной истории «АН СССР отмечается следующее. «…Определённую роль в этногенезе восточных грузин сыграло также картвельское племя мосхов («мушки» в древневосточных источниках), … продолжали жить ещё в средние века (месхи). Они проникли… в долину среднего течения Куры: на это указывает название Мцхеты, которое сопоставляется с племенным наименованием мосхов.… значительное влияние на верования картвелов начали оказывать иранские культы… этническая пестрота древнего Азербайджана… албаны… жившие по левому берегу Аракса…Этническое наименование «армяне» ведёт своё происхождение от племён арме, живших к югу от Армянского Тавра …хайи-армяне проникли … Армянского нагорья и ассимилировали урартские племена…7 и 6 вв. мидяне разрушили государство Урарту… В середине 6в. мидян сменяют персы…» [6. Т. 2. С. 154—157].Таким образом, название Мцхеты указывает на «мушки-месхи-мёзы». Но в названии Мцхеты существует индоевропейская основа от Дива, как и в названии карты-картвелы — «тав-тевтоны» (аналогия — курды, балты). Следовательно, первоначально проживали индоевропейские народы рода Дива (как в случае с казахами-адайцами). На это же указывают индоевропейские иранские культы у картвелов. Основа от Дива прослеживается в названии Урарту-урарты, урартийцы (алародии), в названии Тавр. Следовательно, урартские племена, являлись древними индоевропейскими с культами дэвопоклонников в пещерах, то есть, стационарное проживание. Мёзы-мушки входили в состав фракийцев. «…Фракию, называемую в персидских надписях «Скудра»…» [7. Т. 2. С. 32]. То есть, подтверждается индоевропейская основа «мосхов («мушки») месхи». «…индуизм Сканда (санскр. — «излитый»), — предводитель войска богов, бог войны в индуизме … Другие имена:… Кумара, Махасена, Гуха, Субрахманья…» [65]. Регистрируется основа кума (Кумара), как имя божества, связанного с Дивом. Скудра — название вторичное, в основе — индоевропейское кудо-чудо-диво от праиндоевропейского бога Дива. «Кидани (китаи)… — кочевые племена монгольской (согласно китайской историографии — тунгусской) группы, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии… … и Маньчжурии... Киданями правил монарх, которого называли «дахэ» (вероятно, это фамилия династии). …Киданьский дахэ получил от тюрок титул «сыцзинь»…»[62]. Основа-индоевропейская, как у казахов-адайцев, затем смена языка. Царь — дахэ. Следовательно, «названия» Кудепста, Мзымта и Сочи (ранее — Дахов пост [66] ) «указывают» на проживание индоевропейцев рода Дива. «Языки Австралии… На них говорят коренные жители Австралии и Тасмании…О языках Австралии науке известно очень мало, не доказано даже их родство…язык урартцев известен, но найти его родственные связи пока не удалось…» [16. Т. 11. С. 32]. Следовательно, Австралия заселялась родами разных языковых семей, точнее, первоначально языковые семьи возникали из древних родов, как индоевропейская — из рода бога Дива. Но первичное проживание древних родов сохраняется в названиях. «Если тюркские языки …довольно близки друг другу… крупные иранские языки…:таджикский, осетинский и курдский… в этих иранских языках довольно отчётливо сохранились исторические связи. А вот для кавказских языков историческое родство выявить очень трудно…» [17. Т. 11. С. 57]. Однако можно сделать вывод, что представители родов кавказских языков появились на Кавказе позднее праиндоевропейского рода Дива, о чём свидетельствует топонимика и зарегистрированные обряды поклонения богам. «Географические названия — достоверные свидетели истории распространения языков и народов…» [18. Т. 11. С. 56—57]. Названия народов часто связаны языковой принадлежностью. «…случается, что люди, принадлежащие к одному и тому же народу, говорят на разных языках. В Поволжье, например, живёт мордовский народ, который говорит на двух языках — мокшанском и эрзя, а каждый из них имеет ещё и по нескольку диалектов..» [3. С. 20] Об этногенезе и языке народа. Например. «..Овез ГУНДОГДЫЕВ, ведущий научный сотрудник Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана, профессор. «Из истории туркменской дипломатии» … предки туркмен — саки-скифы, массагеты, дахи, парфяне, аланы, сарматы, гунны... В XI в. наши предки создали Великую Туркмено-Сельджукскую империю… это не сопровождалось массовыми убийствами и складыванием пирамид из человеческих голов, как это делали войска Чингиз-хана и Тимура… христиане, иудеи, язычники целыми деревнями принимали мусульманство и становились полноправными гражданами нового госудаpства…» [71].Туркменский исследователь отмечает, что основу туркменского народа сотавили местные индоевропейские народы, в том числе — дахи, саки. Туркменский народ стал тюркоязычным (как адайцы-казахи). На праиндоевропейское происхождение указывает основа фамилии — Гундогдыев— праиндоевропейский род дивов/даков/даев (русские казаки Дивины, Дивовы, Дивеевы), Кавказский исследователь отмечает следующее. «Двинулись с предгорий Алтая племена половцев… южнее Москвы-реки…прежде лежали половецкие земли. Лежал, например, аул Тула, где жили оружейники. Слово «тула» по-тюркски означало «колчан, набитый стрелами»…Кстати, и слово «москва» тоже, наверное, наше, половецкое, по крайней мере высказывалось и такое предположение… Дешт-и-Кипчак… В 13—14 веках в Венгрии объявились первые куманы, куны, кумаки, на Кавказе — кумыки, карачаевцы, балкарцы… У большинства тюркских народов есть племена и роды «кыпчак»… Носители трёхсот русских фамилий — обрусевшие половцы… Кутузов, Тургенев, Чаадаев…Каблуков, Мусин, Муханов, Тараканов, Копылов, Мордасов…из книги Н.Баскакова «Русские фамилии тюркского происхождения»…Россия пошла войной на Кавказ …по Кумыкской равнине… вернусь к аджиевскому роду…талышей, отличных огородников. Скот пасли горцы-тавлу…изящно увести у казаков табун лошадей…наш родовой аул уже не кумыкский…Понаехали в него отовсюду…как много здесь Аджиевых…столь часто свою фамилию…» [1. С. 6—9]. Фамилия Аджиев указывает, что в основе рода — индоевропейцы дивы, даки, даи. Перешли на тюркский язык (пример — как адайцы-казахи). «Название Дагестан известно с 18 в. и означает горная страна (тюрк. Даг «гора, стан, страна, земля»… Аюдаг — гора в Крыму… В этом орониме даг тюрк. гора, а аю название тюрк. рода, имевшего своим покровителем медведя (тюрк. аю). Родовые подразделения его известны у башкир и киргизов, аючи у узбеков…Тойда — река…бассейн Чёрного моря. Чатыр-Даг — от крымско-татарского чадыр шатёр, палатка и даг — гора… Кум-даг…Туркменистан (песчаная гора, кум- песок, даг- гора)..» [59]. В Узбекистане древние жители Согдианы — индоевропейцы. Предположение, что аючи, айи — тюркская основа. «…История древнейших поселений в верховьях Белой слабо изучена. В научной литературе имеется версия (Г.Ф.Турчанинов, 1971), согласно которой в конце второго тысячелетия до нашей эры абхазоязычное племя айи, обитавшее в верховьях рек Шахе и Шхагуаше, построило где-то в пределах указанной территории город Айю, однако следы его до сих пор не найдены. К рубежу новой эры сюда проникли меоты, которые слились с аборигенами. Адыги, потомки меотов, сохранили древнее название реки, несколько трансформировав его (Шъхагуаше — Щъхэгуаше) применительно к смысловому переводу на свой язык. Так «горные ворота» стали «хозяйкой гор»…» [41. С. 85]. «…станица Даховская. Эти названия произошли от абадзехского племени дахо, которое жило здесь прежде. Река Дах…» [42. С. 88] «…на горе Мезанцу (близ аула Большое Псеушхо), стоит самый интересный из ложнопортальных дольменов…» [43. С.105]. Итак, утверждение, что айи — кавказская основа, а не тюркская. Основа названия айя зафиксировано у индоевропейского древнегреческого народа. «…название страны «Египет» (современные египтяне, которые говорят по-арабски, называют свою страну «Миср») происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос»;…» [8. Т. 1. С. 144]. Следовательно, ай — индоевропейская древнегреческая основа, которую заимствовали другие народы. Первыми проживали индоевропейцы — (заимствовали название пришедшие позднее кавказцы — народ «айи», тюркоязычные — роды… «у башкир и киргизов, аючи у узбеков»). «… плоскогорья Лагонаки… долиной реки Курджипс…» [44. С. 95], «…крупнейший приток Абина — … Неберджай …впадают в Адагум…» [45. С.136], «…пересекает реку Догуаб — самый крупный в Геленджикском районе..» [46. С. 103]. Все эти названия вторичны и, вероятнее всего, заимствованы из индоевропейских языков. «… По-армянски название страны «Армения» звучит «Айк»… Название страны происходит от легендарного предводителя армян — Айка… [58] . Следовательно, данная основа регистрируется у индоевропейцев — армян. «Эйну «О народе абдал см. Эйну…Абдал у цахуров, даргинцев, лакцев (Авдал), аварцев (Будуалы) — бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей… «…Эйну или абдалы (Абдал, Abdel, …пиньинь: ainu) — субэтническая группа уйгуров, возможно отдельный этнос (южные склоны Тянь-Шаня, уезды Хотан, Лоп, Каракаш, Яркенд, Янгишар Синьцзян-Уйгурского автономного района), по-китайски айну, по-уйгурски абдал. Индоарийского происхождения, эйну считают, что их предки произошли из Ирана или из более западных районов, уйгуры их относят к цыганам. … Дистанцируются от уйгуров, к которым их причисляет законодательство КНР… Большинство айну говорит по-уйгурски, незначительное число также по-китайски. Многие мужчины также говорят на языке эйну, или айнийском — тюркском языке карлукской группы с преобладанием иранской лексики…» [68] .Эйны , абдал или айны (как в Японии и на Сахалине) — в основе, вероятнее всего, индоевропейцы. То есть, сохранение в основе индоевропейского названия со сменой языка после прихода других языковых групп на данные территории. «… Название Индия произошло от наименования крупнейшей реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало — Хинду, а у древних греков — Индос… Индия расположена в Южной Азии, на Деканском (Индостанском) полуострове … В западной части северной Индии находится Пенджаб (Пятиречье)…» [9. Т. 1. С. 422—423]. Таким образом, индоевропейские народы проживали в Индии ранее прихода выделившихся из праиндоевропейского рода Дива арийцев во втором тысячелетии. «…Для изучения истории Северной Индии с середины 2—до середины 1 тысячелетия до н. э. основным источником являются древнейшие памятники литературного творчества — «Веды» (ставшие позже священными книгами)…» [10. Т. 1. С. 597]. Возникновение праиндоевропейского рода Дива связано с поклонением богу Диву в пещерах без производящего хозяйства (по Авесте). «В период палеолита далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (Ра), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Чёрное море… Около 15 тыс. лет тому назад кончился ледниковый период и началось формирование протоиндоевропейских племён…» [21. С. 70]. Следовательно, род индоевропейцев Дива первым заселял территорию с индоевропейскими названиями в Индии, но не происходил из самой Индии. Сочетание дж—Пенджаб соответствует названиям Джубга, Геленджик, джигит, что свидетельствует об их индоевропейском происхождении. «Например, на территории, ныне занятой русским, украинским народами, раньше жило много небольших народностей, говоривших на своих языках: мурома, чудь, торки, черные клобуки…» [16. Т. 11. С. 32]. Аналогично следующее. «…Переместившись в восточную Европу, славяне стали смешиваться с местным населением — финно-угорскими и уральскими народами, которые жили на Урале, а также вдоль рек Волги и Камы. Финно-угры частично смешались с русской ветвью славян, частично отошли на Урал, в Сибирь…» [4. С.146]. Часть исследователей считает, что русский язык заимствовал определённую лексику из других языков. Например, Ломоносов — слова из «чудских» языков. Другие — из кавказских или тюркских. «…кто не слышал слов тайга или Каракум…они взяты из тюркских языков. Первое означает «хвойный лес», второе — «чёрный песок»…» [19. Т. 11. С. 57]. Следующие примеры. «…не все знают, что такие распространённые слова как аркан…арык…казак, казна, курдюк…вошли в наш язык из тюркских языков. …реже употребляемые слова, как буза, гарем…Многие географические названия происходят из тюркских языков. Так, в Средней Азии часто употребляется слово Алатау, что означает «пёстрые, пегие горы». Название Алтай тоже тюркского происхождения. Одни его связывают с Алатау, другие — со словом алтан, что означает «золотой». Отсюда и несколько видоизменённое слово Алдан — название реки в Восточной Сибири… некоторые тюркские слова продвинулись далеко на запад. Например, слово балчуг, ранее означавшее «влажная земля, глина, жирная грязь, болото», известно как географический термин на юге и в центральной полосе СССР. Это слово пробралось даже в Москву: им названа одна из московских улиц… Географические названия — достоверные свидетели распространения языков. На их основе учёные воссоздают историю языков и народов нашей Родины…» [18. Т. 11. С. 56—57]. Аналогично следующее мнение. « Алексей Сергеевич Злыгостев «НАЗВАНИЯ-ЦЕПОЧКИ» Река Дон... Река Чу... Река Ока...Объяснить происхождение этих географических названий не очень сложно: река Река, река Река, река Река… Таковы и названия гор: Карадаг в Крыму, гора Актау к западу от Бухары, горы Танну-Ола в Красноярском крае, гора Бабайтаг к востоку от Ташкента, горы Тянь-Шань на Памире, горы Алатоо на границе Киргизии и Казахстана. Даг, тау, ола, таг, шань, тоо означают одно и то же: «гора»… название реки Чусовая, то получится «река Река-река-река»… Представим себе, что какой-то народ назвал … водный поток именем Чу, то есть дал ему имя воды или реки. Спустя века в этот край пришел народ родственного языка, в котором река обозначалась несколько иным словом — су, и название водного потока стало более длинным — «Чусу», то есть Чу-река. ..пришел на ее берега другой народ… с запада. В языке этого народа река обозначалась словом ва — так родилось новое название «Чусува», то есть Чусу-река. ..потом на реку с именем «Чусува» пришли …получилось ее название «Чусовая». Но, может быть, это были даже не русские люди, а народ, в языке которого слово я означает «река». И тогда к трем звеньям цепочки прибавилось бы еще одно звено: «река Река-река-река-река». Так соединяются в цепочку …однозначные географические термины. Об одном из таких скрещений рассказал нам исследователь Средней и Центральной Азии географ Э. М. Мурзаев. .. …» [57]. Названия даг, тау — вторичны и являются заимствованиями из индоевропейских языков. На это указывает , в частности, значение слова тыа в якутском языке. «….Слово ТЫА в якутском …В тюркских языках слова ТАУ, ТОО или ДАГ до сих пор означают гору…. в якутском тыа — это и лес, и окраина…Тыа означает…"далекий", "далеко".Это слово в своем изначальном смысле применяется у долган и ессейских саха… Тайга — обширные хвойные леса… В якутском — заимствование из русского тайга… МОНГУН-ТАЙГА (Серебряная гора), горный массив в Туве на стыке Алтая, Зап. Саяна и хр. Танну-Ола (горы Юж. Сибири…» [56]. Следовательно, основа даг-тау в значении гора не является пратюркской основой. Об этом свидетельствует многозначность — гора, лес, окраина, далеко— в тюркских языках. Основы, обычно представляемые как праосновы значений в языках. «Скифы на самом деле зародились в степях Тувы. Ученые продолжают исследовать российскую Долину царей…» [72]. Археологические раскопки соответствуют индоевропейскому названию Тыва/тохар/ даи/дивы. Географические названия свидетельствуют о первоначальном проживании на данных территориях предков индоевропейцев рода Дива с соответствующими ритуалами, богами и обрядами. Данное мнение разделяют другие исследователи. «..Коренные обитатели Таврики, которых греки назвали таврами, были по своей языковой принадлежности индоарийцами. И на их языке это место именовалось Калитра, т.е. «земля Кали» или «место обитания богини Кали»… На самой большой и высокой вершине карадагских гор содержалось святилище этой богини, которое обслуживалось кастой жрецов-брахманов при строжайшем охранении … …Идея появления богини Кали в Крыму принадлежит А.К.Шапошникову, развивающему научную тему происхождения индоарийских языковых реликтов в Северном Причерноморье….» [55] Кара-Даг и Кизил-Таш - ландшафтные культовые объекты Юго-Восточного Крыма ]. Названия рекам и горам давались по именам богов. Например. «Падма-…из крупнейших рек Бангладеш…Впадая в реку Джамну около Аричи…Персонификация реки богиня Падма, упоминается в таких священных текстах индуизма, как Веды, Пураны, «Махабхарата» и «Рамаяна»…» [64]. Переход имени в обобщающее значение и заимствование, например, слова даг-тау из индоевропейского Див-дак. Пример. «..Кандагар — В антич. время Arachosia, в ср. века перс…Zamin-davar…5в. княжество Candhara, араб. Kandahar.» [61]. То есть, индоевропейское дав перешло в даг (заимствовано арабским, затем тюркским языками). «…традиционной индийской этике… четыре главных состояния человеческой жизни — дхарма, артха, кама и мокша…Кама — исполнение законного желания предаться радостям жизни…мокша — освобождение от присущего, по верованиям индусов, цикла перерождения через ощущение конечной реальности…» [35. С. 88—89]. Итак, кама и мокша регистрируются в индоевропейском санскрите со 2 тысячелетия до н.э., связаны с религией Дива. «Как показали обследования Индийского совета социально-научных исследований, большинство вдов… верит, что они страдают за «дурные поступки» в их прежних рождениях и что они достигнут после смерти мокши…» [36. С. 92]. «Мокшадхарма» — один из важнейших памятников, господствовавших в индийской философии в середине 1 тысячелетия до н.э…» [26. С. 2] . Мордва и мокша — индоевропейские названия народов и реки. Кама (народ коми) — заимствовано у индоевропейцев (как наименование адайцы-казахи) [70]. «Кама — бог любви. Он вооружён луком и цветочными стрелами, которыми пронзает сердца, рождая в них страсть… Бора — дикая слива… Куравары — горные охотничьи племена… Видеха — древнее государство, занимавшее территорию к востоку от реки Гандак… Куру и Панчала — названия племён, а также государств, располагавшихся в междуречье Джамны и Ганга..» [24. С. 323—327]. Таким образом, в «Религиозно-философской литературе 1 тыс. до н.э., Литературе ведийского канона» регистрируются индоевропейские названия (родовая праиндоевропейская религия—Див). Название Кама, название Кура, Курильские острова давали индоевропейские ответвления рода Дива; не финно-угорские, не кавказские (картвелы- грузины) и не тюркские (японские) народы. Данные названия регистрируются во 2—1 тыс. до н.э. в индоевропейских санскритских канонах и литературе, связанных с богом Дивом. Следовательно, данные названия имеют индоевропейскую основу. Названия дех и дак обосновывают происхождение названий дак-даг-тао-тау-тай. (Алтай, Тыва, Таймыр, Копетдаг, Даик/Яик). «…Туладхара, речь Туладхары…» [27. С. 337], «на берегу Мандакини…» [28. С. 652], «Манас есть принцип, связывающий…» [29. С. 656], «жертва Дакши…» [30. С. 661], «племён куру…» [31. С. 3], «Мокшадхарма» — один из важнейших памятников, господствовавших в индийской философии в середине 1 тысячелетия до н.э…ведических традиций и жертв…» [26. С. 2]. Таким образом, в других языках, это, вероятнее всего, заимствования из индоевропейского языка пришедшими позднее другими народами, на что указывает топонимика. Следовательно, Тула, Манас, Кура, Дак, Дешт, Мокша, Кама, коми, кумык, Мордва, мордвин будут, скорее всего, индоевропейскими названиями. Псы отмечается у кавказцев. Су-вода у тюркоязычных. Однако основа су регистрируется в индоевропейском памятнике. «…Сома — бог, персонифицирующий упоминавшийся выше ритуальный напиток. Сома, по-видимому, также находился в изначальной горе, но ещё до поединка с Вритрой был похищен оттуда для Индры орлом…Сома — ритуальный напиток. Сома дал Индре силы для совершения подвига…» [25. С. 317]. То есть, это жидкость и имя бога, связанного с Дивом. «Сома (имя от корня СУ, «выжимать») —…напиток, бог этого напитка… один из главных богов РВ…приготовление…напитка бессмертия богов… — составляло один из основных ритуалов РВ… Жрецы пробовали сому…экстатическое состояние…даёт силу богам… вдохновение певцам…он… повелитель богов, творец вселенной. Происходит с высокой горы, откуда орёл принёс его… Соме земном и небесном. Служит посредником между небом и землёй. Антропоморфный Сома участвует в сюжете свадьбы с дочерью Савитара Сурьей, в качестве жениха…» [12. С. 264]. Следовательно, основа сома-СУ-псы регистрируется в индоевропейском памятнике 2—1 тысячелетия до н.э. Таким образом, жидкость, вода, река будут, вероятно, вторичными значениями и названиями, заимствованными народами других языковых семей. Река/рака — равнозначна соме, су. Один из видов сомы, су. «Я́́джна, я́джня или я́гья (санскр…) — обряд жертвоприношения в индуизме, который взял своё начало в религиозных практиках ведической религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни уходят к девам. … Основные элементы, используемые в ведической яджне, это большое количество… сома.… последние семь — сома-яджны… В ведический период, в яджнах приносились в жертву животные, в частности кони и коровы. …Обычно в жертву приносили старое животное, и оно «выходило» из жертвенного огня в молодом теле… Сома-яджны Название сома-яджна происходит от напитка растения сома, которым удовлетворяют свою жажду девы, и который предлагается как подношение на жертвоприношении. Во время сома-яджны воспеваются саманы — гимны из «Сама-веды»,… первое из семи жертвоприношений сома, является пракрити …Ваджапея обычно рассматривается как наиболее важная… «Ваджапея» означает «напиток победы». Это жертвоприношение состоит в предложении напитка сома-расы, пашу-хомы (23-х различных животных из теста), а также анна-хомы и ваджа-хомы. … Дева-яджна — предложение ахути различным девам. Питри-яджна — подношения предкам… Джьотиштома Эта яджна предназначена для возвышения совершающего её на небесные планеты — локи различных дев (такие как Индралока). …» [69]. Возможно, баба Яга (Ягья, Яджна). «…многие черты сходства между древнейшим индийским памятником «Ригведой» и тоже древним, однако более поздним, чем «Ригведа», иранским памятником «Авестой» (7—6 вв. до н.э.)… В то же время в мифах «Ригведы» встречаются отдельные стёршиеся, неясные персонажи, роль которых становится понятна лишь из сопоставления с мифами других древних народов индоевропейского происхождения, иногда весьма отдалённых от ведийских ариев — таковы, например, ведийский Трита и герой русских сказок Иван Третей…» [13. С. 7]. Таким образом, во 2—1 тысячелетии до н.э. основы сома-су и раса-рака — ра зарегистрированы в индоевропейском памятнике. Рака выступает как один из видов сомы-расы/раки-ваджапея. Жидкость, вода. В белорусском языке сохранилась как рака-река. «Прыкметнае месца у святкаваннi Масленiцы займалi абрады, звязаныя з прадаужэннем роду чалавечага…У славянскiм свеце яшче непярэдаднi свята рабiлiся спецыальныя ледзяныя горкi, якiя сiмвалiзавалi сабой цяжарны стан мацi-прыроды. I вось на святы з гэтых горак (на Беларусi замест iх маглi выкарыстоувацца бераг РАКI або просто пагоркi)…» [40. С.20]. В русском — название всех рек, как в тюркском су. Например, Москва-река (рака). Следовательно, су и псы являются заимствованиями из индоевропейского. Таким образом, многие слова являются заимствованными другими языками из индоевропейского. «Алыча (род сливы). Заимств. из азерб. яз в 19 в. Азерб. алуча заимств. из иран. яз.» [49. С. 26]. Исследователь не считает, что это прямое продолжение индоевропейского. «Кумир. Заимств. из ст.-сл.яз. Ст.-сл. коумиръ неясного происхождения. Одни возводят его к семит…— «жрец», другие — к осет…— «великан» [50. С. 227]. Существуют другие мнения. «Слово идол в старославянский язык попало из греческого, где оно буквально значит «образ, подобие, изображение» (ср. слова того же корня — идея, идиллия). Кумир, скорее всего, принесли на родину Кирилла и Мефодия тюрки-булгары царя Аспаруха (643—701), а сами они, в свою очередь, позаимствовали это слово из алано-осетинского… «великан», «дубина», «идол». Отголоски этого слова сохранились в языке потомков волжских булгар — в чувашском кумеркке «туловище», кумерккеле «толстый» и др... (Львов…» [37. С.139—140]. Вероятнее всего, данные слова являются прямыми продолжениями из индоевропейского в русский, не заимствованиями. « Сливовица — это вид фруктовой водки ракии. Отметим, что сербохорватский термин «rakija» («ракия»), обозначающий крепкий алкогольный напиток, изготовленный из фруктов, аналогичный бренди, является производным от турецкого словечка «ракы». Так турки называют свой национальный напиток — анисовую водку, приготовляемую из винограда, или, в некоторых случаях, из инжира, фиников. Считается, что турецкий термин «ракы» происходит от названия крепкого алкогольного напитка из винограда и с ароматом аниса — «арака», принятого у арабов…» [73]. Иное исследование. «… напиток придумали в Индии и Индонезии, где ракию получали из пальмового вина. К южно-славянским народам ракия пришла через Турцию… Теперь фруктовая водка — ракия — в основном производится из слив, винограда, яблок, персиков и… [74]. Примеры ракии. «Бренди. Эта группа напитков сходная с водкой…, но изготавливается преимущественно из плодово-ягодного сырья и отличается …по вкусу. Бренди имеет массу названий… В Грузии этот напиток называют чача… В Болгарии производят ракию из сливовых и виноградных выжимок…Турецкий напиток арак делается из тростниково-сахарной мелассы…Сливовица — бренди из слив, вырабатывается в Венгрии, Болгарии, Югославии и Румынии» [54. С.71—72]. О связи обряда-божества раки с Дивом свидетельствует следующее. « Дивин — молдавский бренди, аналог коньяка. В России, Украине и в других странах СНГ часто реализуется под названием «коньяк». Производство дивинов в Бессарабии … [60]. То есть, связь раки-сомы с богом Дивом. Регистрация названия рака-сома в памятниках 2—1 тысячелетия до н.э. при поклонении праиндоевропейскому богу Диву и наличие напитка рака в Чехии и Словакии, в языке которых мало заимствованных слов, позволяет предположить, что рака — индоевропейское слово. В остальных языковых группах — заимствование. Вторичное значение имеет «Дикий. Известно в вост. и зап.-слав. яз. Образовано с помощью суф. -къ от той же основы, что и диво (см.)» [51. С.125]. Следовательно, дивы/дыи/даки могли преобразоваться в дик/адиг/адыг (джигит). В Средней Азии проживали предки индоевропейцев. Следовательно, топонимика — индоевропейская. Тогда название Каракум. Кума-кумир (божество) — индоевропейская основа. Каракум— аналог карачун. Карачун — злое, плохое божество. Остальные значения вторичны. «Карачун (внезапная смерть). Общеслав… Написание и произношение с а вместо о — в результате развития аканья и закрепления его в орфографии.» [52. С.188]. Происхождение, вероятнее всего, связано с кара, корить. «Корить. Общеслав. Образовано…от общеслав. основы…в значении «обида, оскорбление», имеющей индоевроп. характер…» [53. С. 212]. Вероятнее всего, кара — заимствовано тюркскими языками из индоевропейских, имеет вторичное значение. Первоначальное значение — имя божества Карачун, имеющего индоевропейские основы. Таким образом, можно предположить, что многие слова, трактуемые ныне исследователями как заимствованные в русский язык из тюркского, являются индоевропейскими. В русском языке — прямое продолжение от языка-праосновы. Индоевропейская топонимика, включая часть территорий Японии, Китая, Румынии, Молдавии (связанная с праиндоевропейским божеством Дивом, обрядами, божествами его пантеона) и названия народов (удэге, айны, уйгуры, ханты, удмурты, адыги) свидетельствуют о первоначальном проживании предков индоевропейцев и заимствовании названий народами других языковых групп — тюркской, кавказской и финно-угорской. На это указывает проживание на территориях великорусских казаков родов Дивин, Дивов, Дивеев на границах с другими народами.

 

Литература

 

1.                  Аджиев Мурад. Кумык из рода половецкого… / Вокруг света. № 2. 1991. С. 6—9.

2.                  Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы / Оформл. А. Олексенко, С. Шапиро, С. Шикин — СПб., 1997. — 320 с.

3.                  Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы / Оформл. А. Олексенко, С. Шапиро, С. Шикин — СПб., 1997. — 320 с.

С. 20.

4.                  Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы / Оформл. А. Олексенко, С. Шапиро, С. Шикин — СПб., 1997. — 320 с.

С.146.

5.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 1. С. 515—526.

6.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 2. С. 154—157.

7.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 2. С. 32.

8.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 1. С. 144.

9.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 422—423.

10.               АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 597.

11.               Березин Ф. М. История русского языкознания: Учеб. пособие для филол. специальностей. — М., 1979. — 223 с. С. 26—27.

12.               Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. Сост., вступ. статья, коммент. и словарь Т. Елизаренковой. — М., 1984. — 270 с. С. 264.

13.               Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. Сост., вступ. статья, коммент. и словарь Т. Елизаренковой. — М., 1984. — 270 с. С. 7.

14.              Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 23.

15.               Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 56.

16.               Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 32.

17.               Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 57.

18.               Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.11. «Язык. Художественная литература». М., 1968. С. 56—57.

19.              Древние цивилизации. Ancient Civilizations. Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. и др. / Под общ. ред. Бонгард-Левина Г.М. — М., 1989. — 479 с. С. 474—475.

20.               Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 192—194.

21.               Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 70.

22.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. — М., 1978. — 224 с. С.187.

23.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай [тексты] / Авторы-сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, М. Е. Померанцева. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 30.

24.               Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай [тексты] / Авторы-сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, М. Е. Померанцева. М., 1984. — 352 с. С. 323—327.

25.               Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай [тексты] / Авторы-сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, М. Е. Померанцева. М., 1984. — 352 с. С. 317.

26.               Махабхарата Философские тексты. Изд. 2-е. — А.: Ылым, 1983. — 664 с., ил. Вып. V, кн. 1. («Мокшадхарма»). С. 2.

27.               Махабхарата Философские тексты. Изд. 2-е. — А.: Ылым, 1983. — 664 с., ил. Вып. V, кн. 1. («Мокшадхарма»). С. 337.

28.               Махабхарата Философские тексты. Изд. 2-е. — А.: Ылым, 1983. — 664 с., ил. Вып. V, кн. 1. («Мокшадхарма»). С. 652.

29.               Махабхарата Философские тексты. Изд. 2-е. — А.: Ылым, 1983. — 664 с., ил. Вып. V, кн. 1. («Мокшадхарма»). С. 656.

30.               Махабхарата Философские тексты. Изд. 2-е. — А.: Ылым, 1983. — 664 с., ил. Вып. V, кн. 1. («Мокшадхарма»). С. 661.

31.               Махабхарата Философские тексты. Изд. 2-е. — А.: Ылым, 1983. — 664 с., ил. Вып. V, кн. 1. («Мокшадхарма»). С. 3.

32.               Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477с. С. 97.

33.               Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477с. С. 99.

34.               Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477с. С.193.

35.               Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477с. С. 88—89.

36.               Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477с. С. 92.

37.               Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этнолингвистические очерки фразеологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 280 с. С.139—140.

38.               Пакистан. Справочник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. — 424 с. С.35.

39.               Пакистан. Справочник. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. — 424 с. С.358.

40.               Работнiца i сялянка / №11—12, 1992. С. 20.

41.               Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987. — 144 с.: ил. С. 85.

42.               Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987. — 144 с.: ил. С. 88.

43.               Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987. — 144 с.: ил. С.105.

44.              Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987. — 144 с.: ил. С. 95.

45.               Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987. — 144 с.: ил. С.136.

46.               Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987. — 144 с.: ил. С. 103.

47.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С. 497.

48.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С. 225.

49.              Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С. 26.

50.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С. 227.

51.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С.125.

52.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С.188.

53.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с. С. 212.

54.               Этикет делового человека. — Краснодар, «Эдви», 1996. — 112 с. С. 71—72.

55.               http://etno.environment.ru/news/print.php?id=148 (дата обращения: 4.08.2013 г.).

56.               http://forum.ykt.ru/mviewtopic.jsp?id=1222204&f=15 (дата обращения: 4.08.2013 г.)

57.               http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st016.shtml (дата обращения: 4.08.2013 г.).

58.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Армения (дата обращения: 4.08.2013 г.).

59.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Даг (дата обращения: 4.08.2013 г.).

60.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Дивин_(бренди) (дата обращения: 4.08.2013 г.).

61.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Кандагар (дата обращения: 4.08.2013 г.).

62.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Кидани (дата обращения:4.08.2013 г.).

63.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Мифология_адыгов (дата обращения: 4.08.2013 г.).

64.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Падма (дата обращения: 4.08.2013 г.).

65.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Сканда (дата обращения: 4.08.2013 г.).

66.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Сочи (дата обращения: 4.08.2013 г.).

67.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Тха (дата обращения: 4.08.2013 г.).

68.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Эйну (дата обращения: 4.08.2013 г.).

69.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Яджна (дата обращения: 4.08.2013 г.).

70.               http://turklib.ru/?category=general_history_articles&altname=novye_materialy_po_istorii_kazahskogo_plemeni_adai (дата обращения: 4.08.2013 г.).

71.               http://turkmeniya.narod.ru/turkmen-diplomacy.html (дата обращения: 4.08.2013 г.).

72.               http://www.kp.ru/daily/25809.3/2788255/ (дата обращения: 4.08.2013 г.).

73.               http://www.portalostranah.ru/view.php?id=164Ракия%20«Сливовица (дата обращения: 4.08.2013 г.).

74.               http://www.za40.ru/rakiya.html (дата обращения: 4.08.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 05.08.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.