ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Колонизация и земля коренных народов. Русские казаки Дивины и казахи-адайцы. Лингвистическая палеонтология

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

Tне colonisation and the land of the people natives. Russian cossacks divin and kazakhs-adai. Lingvistic paleontology

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

Эта проблема связана с деятельностью СМИ.

 

This problem concerns activity of mass-media etc.

 

 «…прагерманский язык непосредственно не известен, но зато история происходящих от него языков может быть прослежена на материале…документов… Поэтому-то германисты, как более близкие к реальности, и пришли к воззрениям, отличным от воззрений первых индоевропеистов»…Августу Фридриху Потту (1802 – 1887), немецкому исследователю, главным трудом которого были «Этимологические исследования в области индогерманских языков, с особым упором на переход звуков в санскрите, греческом, латинском, литовском и готском языках»…Потт заложил научные основы этимологии – науки о происхождении и первоначальном значении слов. Он отдавал себе отчёт в том, что без строгих звуковых соответствий между словами родственных языков этимологии не имеют доказательной силы…» [9, с. 55]. Таким образом, различные мнения исследователей существовали с зарождения научных основ этимологии. Регистрируются они и ныне. Например. В 2013 году в разделе «Исторические науки» опубликованы работы лингвистической направленности. «…Под названием «топонимика» известна отрасль лексикологии, изучающая собственные географические имена.., Одни из названий родились в наши дни в связи со строительством новых городов… Например: Черняховск, Первомайск…Из данных топонимики наука получает чрезвычайно ценный материал о размещении разных народностей в далёком прошлом.., В настоящее время топонимика всё больше привлекает к себе внимание, а её свидетельство всё шире используется представителями разных наук. Приведём некоторые примеры работы, которые проводятся в МКОУ «Дубровская СОШ № 21» Ефремовского района Тульской области… Педагоги истории, географии, литературы, как правило, считают необходимым дать краткую справку о происхождение тех названий, которые упоминаются по теме. Например: учительница географии школы Гаджиева Ф.Ш. при изложении соответствующего материала находит целесообразным указать, что имя «Сахара» произошло от слова «Сахра», который на арабских, иранских и тюркских языках обозначает пустыню. Учитель истории Суровцева Г. И. посвящает целый урок топонимике Тульского края… Учитель организует в плане внеклассной работы собирание и анализ материалов по местной топонимике…Это решается во внеурочной деятельности. На одном из заседаний кружка «Юный историк» родилась инициатива начать работу по сбору и анализу топонимического материала. Учащиеся, педагоги школы составили небольшой топонимический словарь некоторых населенных пунктов Ефремовского района Тульской области… был составлен пояснительный текст к названиям некоторых населенных пунктов. Приведу примеры. Благодать. Село название свое получило от имени генерала Позднякова – Иоанн, которое в переводе на русский язык значит «благодать». Вязово. Видно, было там место, поросшее вязами... Мордовка. Название, скорее всего, от реки Мордовки, которой ныне не существует. До прихода славян на территории Тульской области жили финно-угорские племена. Возможно, свое название река получила от племени мордва…Составленный топонимический словарь был напечатан в районной газете «Заря». Работа по исследованию вопросов топонимики продолжается…» [18]. Таким образом, топонимические исследования в школе Тульской области проводятся на уроках географии, истории и литературы. Мнение исследователя о названии Сахара «от слова «Сахра», который на арабских, иранских и тюркских языках обозначает пустыню». Однако это языки различных языковых семей. Иранские – индоевропейская языковая семья. Следовательно, на данной территории первоначально проживал род, относящийся к одной из языковых семей. Название у двух других языковых семей, пришедших позднее, будет заимствованным и вторичным. Мнение исследователя о том, что «До прихода славян на территории Тульской области жили финно-угорские племена. Возможно, свое название река получила от племени мордва…» расходится с мнением других исследователей. Например. «…южнее Москвы-реки…лежали половецкие земли… Лежал…аул Тула…Слово «тула» по-тюркски означало «колчан, набитый стрелами». Именно с набитыми колчанами уезжали отсюда воины-степняки…слово «москва» тоже, наверное, наше, тюркское, по крайней мере высказывалось и такое предположение…» [2, с. 6]. Таким образом, исследователь предполагает первоначальное проживание представителей тюркской языковой семьи. Но основа «тула» регистрируется в индоевропейском памятнике 2 тысячелетия до н.э. на санскрите – «речь Туладхары» [13, с. 337], связанном с поклонением праиндоевропейскому богу Диву. Таким образом, можно предположить, что Тула и мордва, мордвин – названия, имеющие индоевропейскую основу. Они были заимствованы пришедшими позднее финно-угорскими племенами (как род адайцы у казахов). «…Иранского Азербайджана…в 3 – 9 вв….Важнейшими городами Закавказья в это время были…Двин в Армении, Мцхета в Тбилиси, Партав в Албании…» [5, с. 132]. На это же указывает название реки Двина, Даугава и индоевропейское название армянской столицы – город Двин. Ещё одно исследование. «…Среди разных историко-географических регионов Узбекистана сложился своеобразный «этнографический ареал обитания» населения Кашкадарьинского и Сурхандарьинского оазисов… здесь можно наблюдать… симбиоз этнокультурных традиций. В формировании этого явления несколько превалирующее значение имеют особенности, присущие кунгратам, считающимся одним из крупных субэтнических компонентов узбекского народа… некоторые учёные считают кунгратов одним из монгольских племен, тюркизированных в Дашти-Кипчаке. Казахский диалектолог А.С.Омонжолов высказывает мнение, что они произошли от коренных тюркских племён…И.П.Магидович, сравнивая названия родов узбекских и казахских кунгратов выказал предположение, что хорезмские узбеки являются проживавшими здесь с давних времен кунгратами, а казахские кунграты сформировались позднее... регионах Центральной Азии, можно считать, что у них имеются одинаковые названия ответвлений родов…ветвь болгали у кунгратов Южного Узбекистана считалась простым родом, у кунгратов Хорезма – коренным (ветвью племени), у каракалпакских – ветвью огромного рода (племени)… Кунграты рода воктамгали жили в … бассейне реки Каратаг… Кунграты Камашинского тумана называют себя «кунгратами шес­ти­десяти шести ата» (ата – отец, род). Когда-то в этих местах обосновались 20 хозяйств – представителей небольших родов.. кунграты находятся в родстве с казахскими кунгратами, в их генеалогиях почти не встречаются идентичные названия родов. В генеалогии кунгратов Южного Узбекистана присутствует множество названий не являющихся кунгратами каракалпакских родов из казахских джузов, т.е. некоторых родов, вошедших в состав узбеков…У кунгратов Сурхандарьинского и Кашкадарьинского вилоятов и их хорезмских соплеменников точно совпадает 13 этнонимов, а с каракалпакскими – 32, также у кунгратов в составе двух крупных родов имеются группы, называемые каракалпаками… Переселившиеся в начале XVI в. в Мавераннахр племена уже давно были тюркизированы в плане языка, культуры и этнического состава… Это можно объяснить тем, что вокруг первого монгольского своеобразного родового стержня сосредоточилось множество ветвей и групп тюркских племён. Позднее от них сохранился лишь этноним «монгол». Особенно это относится к кунгратскому племени, когда слабые или малочисленные племена стремились примкнуть к более могущественному соседу. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что если какой-либо род, обосновавшись на одном месте, не сумеет утвердиться и продолжить хозяйственную деятельность, то несмотря даже на большую численность, он не достигнет уровня крупной этнической общности, т.е. не станет народностью, народом. Примером этому служат кунграты…На протяжении XIV – XV вв. отдельные группы кунгратов переселились… в Северный Афганистан. Так, в провинциях Баглан, Балх, Кундуз, Тахор, Шибирган, Меймене, Гильменд Северного Афганистана живут представители племени кунгратов. В провинции Балх проживали такие кунгратские группы, как куртагай, колдавли, малтака, джелкиллак, доска, гала, топкара, карабура[10].» [19]. Необходимо отметить, что топонимика региона и названия некоторых родов позволяют предположить первоначальное проживание индоевропейских народов с праиндоевропейской основой – див/дак/таг/тах. Тахор, куртагай, колдавли, малтака, Каратаг. Вопрос о названиях родов связан с русскими казаками и колонизацией. Часть исследователей при анализе современной литературы, в частности, азербайджанской поэзии, отмечают следующее. «События конца 20 века, имеющие место в Азербайджане, который в течение 70 лет оставался в составе Советского Союза… доказывают, что всё, что происходит в любой точке мира, должно восприниматься в глобальном масштабе… ко всему, что происходило в советском Азербайджане – борьба за независимость, национальное пробуждение, политические распри, террор… Если проанализировать события, произошедшие в период до 1993-го года… можно заметить их схожесть, как будто они были точно рассчитаны и спланированы одним центром управления,.. Картины тех лет нашли своё отражение в современной азербайджанской поэзии, прозе… Если в советское время в поэтических произведениях борьба за независимость какого-либо народа служила для выражения свободолюбивых мыслей самого поэта, то в произведениях, созданных в период независимости, отношение меняется…ситуации служат примером…вызывают сочувствие иди зависть (например, воинственность, героизм чеченцев часто упоминается в творчестве …и ряда других поэтов с чувством большой симпатии… события в Ираке, Абхазии и отношение к этому ООН используются в стихотворениях М. Ягуба… Даже когда проблема будет решена (имеется в виду карабахский вопрос), последствия этого, трагедия целого народа, как факт, никогда не потеряет своей значимости… Отражение в стихотворениях чувства национального самосознания, борьбы во имя идей национализма и межнациональных конфликтов являлось требованием времени и душевного состояния…Тема шехидов (павших в борьбе за независимость)…Патриотический пафос, гневное выражение чувств, призыв, ноты мятежа, противоборство – всё это стало главной особенностью азербайджанской поэзии, и до сегодняшних дней сохранило ведущие позиции в произведениях некоторых поэтов…» [1, с. 151 – 153]. Азербайджанский язык относится к тюркским языкам, от существовавшего ранее на данной территории индоевропейского языка азери сохранилось название. Другие исследователи отмечают на Кавказе, в частности, в Азербайджане следующее. «…задумаешься: а верно ли, что Дагестан зовётся «страной гор»…лишь половина республики гористая, другая половина – Кумыкская равнина…Степной Дагестан…Наш род разделил судьбу кумыкского народа.. …в Санкт-Петербурге, потому что там дедушка учился на инженера…Я родился и вырос в Москве, закончил университет, защитил диссертацию…Аджиевы – род воинов, потомственных военных… Любовь к оружию, к лошади… Сегодняшняя официальная наука утверждает, что кумыки – как народ – появились только в 13 веке. Учёные же прошлого столетия считали иначе, полагая, что предками…кумыков были половцы… за тысячу лет до нашей эры, вблизи Алтая…жили племена «светлокожих, светлоглазых, светловолосых»…Китайцы их называли динлинами, а другие народы – курыканами… Видимо, то были родичи киммерийцев и скифов, живших когда-то в тех же местах…Среди кумыков многие похожи на…соседей древних китайцев…Сесть в арбу, хозяин которой низкого сословия, почиталось за величайший стыд…не приведи..., если князь, даже случайно, выполнит какую-то работу по дому или по хозяйству, для этого были целые сословия чагаров, терекеменцев или холопов… В кумыкских аулах общество прежде строго делилось на сословия. После князей шли сала-уздени – профессиональные воины, которым тоже запрещалось работать… В этом делении на сословия кумыки повторили половцев, с той лишь разницей, что сала-уздень у тех назывался мурза или дивей-мурза…Но обязанности …совпадали… и у всех других сословий…деления на богатых и бедных у кумыков прежде не было…Среди кумыков…позором считалось продавать…Прикасаться к деньгам запрещалось. Для этого кумыки пускали… в аулы евреев…и талышей, отличных огородников. Скот пасли горцы-тавлу…хорошим делом считалось умение добыть военные трофеи…ограбить караван…увести у казаков табун лошадей…достойное занятие …столь же давняя традиция – невольницы…ещё в 19 веке покупали их ради первой расправы, в Эндрей-ауле существовал… рынок, куда свозили невольниц со всего Кавказа. Потом рабыню принято было отдавать за холопа или отпускать на все четыре стороны… Мне рассказывали, что прадедушка Абдусалам не отворачивался от этого древнего обычая… Лихой конь, сокол, гости, подарки, праздники, заварушки и…женщины заботили…князей куда больше, чем плодородие земель. То был верх самодовольства, но ради него стоило и пожить…Слава…подарившему миру день и ночь…Для всех был день, отмеренный… – у кого-то светлее, у кого-то темнее…В Дагестане не осталось ни одного кумыкского района…Все уничтожили… «..не знали, что такая дружба народов получится», – сказал один аксакал…в Темир-Хан-Шуре, ставшей уже Буйнакском…жил…в доме по улице Дахадаева…в мечеть ходил редко…были чужды слова…новых мулл, которые пришли на место старых служителей мечети. Прадедушка молился теперь только дома…надевал турецкую феску…строго соблюдал обычаи…в доме подпаском долго жил сирота, брошенный родителями тавлу, по имени Махач…по фамилии Дахадаев…его именем названа Махачкала, бывший порт Петровск, столица Дагестана…построили из самана дома…Новый аул..старинное кумыкское кладбище, которое подходило к самой реке…На одном из памятников по истертым русским буквам узнал, что здесь покоится тело князя Мирзы, убитого в 18… Рядом стоял женский памятник…У кумыков на кладбищах издалека видно, где похоронен мужчина, а где – женщина – по форме памятника. На мужских – обычно вырезают шар. Если же умирает очень знатный человек, над его могилой укрепляют флажок или устанавливают мавзолей…» [3, с. 4 – 9, с. 19]. Кумыкский язык также является одним из тюркских языков. Исследователь отмечает, что основы даг (Дагестан)/тав (тавлу, Алтай), вероятнее всего, не означают горы в первичном значении. На это же указывает основа Дешт, р. Даик/Яик, р. Двина. Даугава. Данное название восходит к названию праиндоевропейского божества, именем которого представители индоевропейского рода Дива называли географические объекты до прихода родов других языковых семей. Отмечается проживание индоевропейцев рядом в китайцами. На заимствование из индоевропейских языков указывают основы – дивей-мурза, фамилии Аджиев, Дахадаев. Интересно представление о светлом и тёмном дне, что соответствует индоевропейскому, зарегистрированному в ведической поэзии 2-го тыс. до н. э. – «чёрный день – ночь». Дома – из самана, как у русских казаков на равнине. На кладбищах у кумыков – мавзолеи, возможно, заимствование. Надпись 19 века – на русском языке («князь Мирза»). Следовательно, топонимика и данные заимствования свидетельствуют о первоначальном проживании индоевропейцев до прихода представителей других языковых родов. В Азербайджане исследователь Аджиев отмечает проживание индоевропейских народов. «..в газетах…в талышских районах, одну страничку иногда печатают на талышском…по республиканскому телевидению выступала «Авеста» – талышский фольклорный ансамбль…редактор газеты «Толыш»…Талышская страна – это зелёные горы…дубы, грабы, буки. Только вершины свободны от деревьев, там – луга…скалы…узкая полоска равнины между горами и морем…Коровы…Их в горах держат без всякого надзора, они – сами по себе. И день, и ночь… Свободная…Талыши на свой лад ведут в горах животноводство – они не неволят домашних животных…девочка лет двенадцати с вязанкой хвороста... – Тырку зандоним… «по-турецки не понимаю» (талыш.), – тихо ответила девочка…зашли в маленький глинобитный домик Айбонис – так зовут девочку (имя означает «луноликая»)…Москва, значит, урусе», – …Сколько ни объяснял, что по национальности кумык, что мои предки из Дагестана…Для талышей…Для них все дагестанцы – «лезги», а дальше живут «урусси»… В горах свои понятия…иранское телевидение… тут ни при чём… Источником…знаний… явилась книга, написанная на фарси… ничего не издано на талышском языке. О сегодняшнем дне здесь узнают лишь те, кто владеет азербайджанским…Чужого языка горцы подчёркнуто не признают…горец, человек гордый… «Фарси – почти талышский», – говорит…в лесу рубил секирой – дагисом – ветки деревьев…жена хозяина, полная…женщина…вышла…мешок с белой шерстью, которую непрерывно сучила в тонкую нить. Так и просидела на траве за работой…предложением идти на пир – святое место…Пиры у талышей бывают разные: дерево у дороги, камень. Этот – могила на кладбище. Здесь похоронен святой…подошли к забору…около него стояли дощатые столы и лавки, вкопанные в землю, неподалеку росло дерево, с толстых ветвей которого свисали две верёвочные петли: на них, судя по багровой от крови земле, разделывают туши жертвенных животных…За оградой кладбища могилы ступенями поднимались в гору. Ни на одной…ни слова, ни знака. Плоские немые камни – вот и вся могила. Камни по-особому укладывают, и солнце никогда не осветит то место, где спит человек. Вечная тень и густой мох на камнях охраняют покой…кладбища. Говорила одна могила непонятным для чужака языком. Около неё…куст машмалы, увитый лоскутами и цветными нитками. Это – пир. Каждый может прийти…прочитать молитву, открыть…заветное желание, для исполнения которого достаточно привязать к святому кусту нитку или тесёмочку...С годами могилы уходят в землю…на их месте или рядом другое поколение оставит свой каменный след…Значит, жизнь…продолжается…Свадьба…Угощения…на улице, под навесом. В огромных казанах томился рис, бурлило мясо…плов…танцевал…плотно сбитые…ногами на камнях они рисовали кружева, каждый шаг впечатывая в землю…государство Атропатана, или Малая Мидия, страна предков нынешних талышей…В селении Сарак живёт народ чаруж, говорит на своём языке…Есть мнение, что язык чаружей ближе всего к гилякам – народу, живущему на севере Ирана, у Каспийского побережья…разговаривал в Баку с едва ли не единственным в мире специалистом по чаружам, профессором Наврузали Мамедовым, но он не этнограф, а филолог, исследующий диалекты талышского языка…Его мнение такое – рано объявлять об открытии неизвестного народа, возможно, они говорят на диалекте талышского, потому что язык-прародитель и у тех, и у других – фарси. « Не исключено, что они – прямые потомки гиляков, – сказал профессор Мамедов, – а «чаруж» лишь их самоназвание…». Талыши…сколько их не пытались подмять, лишить имени, они всё равно сохраняли себя, своё достоинство…глубина культуры народа – в умении уважать другой народ…и малочисленный…Профессор Мамедов сообщил…ещё три народа живут среди талышей – мелев, халаджи и дережа… о них…не встречал упоминаний в этнографической литературе…Нельзя допустить, что …их потеряла наша этнография…Селение Сарак…: такие же дома, как всюду здесь…Селенье разместилось в самом предгорье, а кругом «железный лес»…Талышская земля единственная у нас в стране, где растут железные деревья…тонет в воде, далеко не всякий топор одолеет дерево…ехали по селению… В горах дома не из камня, как на равнине, а из глины и веток. Сперва строят деревянный каркас дома, между стойками набивают решёткой досточки или вплетают ветки, потом их обмазывают толстым слоем глины…Глинобитные дома имеют много достоинств…дешевле каменных,..не боятся землетрясений…летом в них прохладнее…уважаемый в селении человек…стали говорить о чаружах, о его предках… – Хорошо ли живём… – переспросил он по-талышски…Рога после ушей появляются, но рога всегда выше ушей бывают…дед, спасаясь от преследования гиляков (подчёркиваю, он так и сказал «гиляков»), привёл сюда из Ирана чаружей. Было это в 19 веке. Теперь в семи селениях живут чаружи, почти все родственники, все мусульмане…Горные талыши – сунниты, а равнинные в своём большинстве – шииты. Для кого-то эти различия, может быть, и неважны, но только не для самих мусульман…лет пятьдесят назад…талыши, и чаружи, и многие другие народы потеряли своё имя. Теперь лишь считанные единицы помнят свой умерший язык, забыв, что имя народа – это его культура, язык и всё то, что делает народ народом…чаружи прежде подчёркнуто отличались от талышей даже одеждой..надевали орхалуг, что-то типа жилетки…женщины на лицо обязательно вешали «раза» – украшения из мелких монет, этакие позванивающие бусы на лбу..старинные иранские монетки, им лет сто, не меньше… умелец припаял «ушко»…Несколько монеток, связанных ниткой, – это уже раза…всем понятно…чаруж…традиционно занимались их предки…Прежде они сеяли рис, сажали сады, разводили пчёл, но особенно любили разводить тутового шелкопряда и продавать его коконы…Теперь – чай, «сталинское растение», как говорят здесь. На него, словно на плантатора, гнут спины чаружские женщины от зари до зари, вручную…У мужчин же и такой работы часто нет. Полно безработных..Люди…не смеют даже надеяться на возможные изменения. Ни о каких пособиях по безработице…Увы, такова реальная жизнь на древней талышской земле…Завершить рассказ о поездке в Талышские горы хотелось бы на высокой ноте. Однако никак не получается. Что поделаешь – это жизнь, которую я видел.» [4, с. 38 – 43]. Таким образом, исследователь Аджиев отмечает в Азербайджане проживание индоевропейских народов. Данное проживание зафиксировано в топонимике (Талышские горы). Так же, как проживание индоевропейцев – предков древнерусских казаков Дивиных, Мезенцевых зафиксировано в названиях Мцхета, Мзымта, Адыгея, р. Дах, Дагестан, Дихистан, Тао/Тайк (Диаухи/Диаэна) – земля «сынов Дива». «…Кумыкский язык Алтайская семья Тюркская подветвь Кыпчакская группа Половецко-кыпчакская подгруппа…Кумыкский язык (самоназвание къумукъ тил) – язык кумыков, распространён в Дагестане, на севере Чечни и в Моздокском районе Северной Осетии. Относится к кыпчакской группе тюркских языков (в которую входят также карачаево-балкарский, ногайский и др. языки)… На кумыкском языке издаётся газета «Ёлдаш»… Предположительно, формировался в домонгольский период (до XIII века).До начала XIX века кумыкский язык являлся лингва-франка (языком межнационального общения) в северном Дагестане… Некоторые диалекты проявляют следы долгого взаимодействия с кавказскими языками: в частности, это выражается в появлении «кавказских» смычно-гортанных согласных …Русско-кумыкский словарь (1960) (DjVu, tiff)…» [22]. Таким образом, кумыкский язык исследователи относят к тюркским языкам. Отмечается влияние кавказских языков. В названии кумыкской газеты «Ёлдаш» возможно заимствование из индоевропейских – див/дак/дах/даг/даш. Пример. Армянский – дашнак. «Азери (иранский язык)… Страны:  Иран (Ардебиль, Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Зенджан), Азербайджан(южнее Куры) Регионы: Атропатена Статус: практически полностью вытеснен азербайджанским языком Вымер: XVII век н.э.; развился в язык тати…Индоевропейская семья Индоиранская ветвь Иранская группа Северо-западно-иранская подгруппа Письменность:         арабский алфавит…Азери (азари, адари; A…ari …z…ri, араб. al-a…ariya..) – древний, исчезнувший индоевропейский язык Иранского Азербайджана (Атропатены), северо-западной подгруппы иранских языков…Был распространен на территории юга современного Азербайджана, в частности на территориях населенных теперь талышами, которые, возможно, являются потомками древнего ираноязычного населения края, и на северо-западных провинциях Ирана: Ардебиль, Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Зенджан (их называют Иранским Азербайджаном), существовавший предположительно вплоть до XVII века и вытесненный азербайджанским языком тюркского происхождения. Считается, что азари был не единым языком, а объединял группу диалектов, распространенных на указанной территории. Начиная с XI века количество говоривших на азари начало сокращаться, что объясняется постепенной тюркизацией Иранского Азербайджана. В настоящее время на иранских диалектах до сих пор разговаривают в нескольких лингвистических анклавах в Иранском Азербайджане. Некоторые исследователи считают, что эти диалекты являются прямым продолжением древних языков азари, а другие авторы считают, что древние языки азари полностью исчезли. Один из потомков мидийского языка, предок или ближайший родственник современного талышского языка, исчезнувшего килитского языка (Ордубадский район Нахичеванской области Азербайджана), а также диалектов тати, сохранившихся на территории Иранского Азербайджана (такестани и др.). По мнению филолога Людвига Пауля азари, наряду с родственными – языком зазаки и талышским языком, составляет самую северную группу западных диалектов иранских языков….причем и там в провинции Ардебиль существуют талышеязычные зоны…Миллер Б. В. О языке населения Азербайджана до отуречения этой области. М., 1930…Г. С. Асатрян. Заметки об азари – исчезнувшем языке Азарбайджана…AА.Мамедов, к.ф.н.. Талыши как носители древнего языка Азербайджана… Иранские языки…древнеперсидский † • мидийский† …авестийский† • скифский† …• парфянский†…           согдийский† бактрийский† • хорезмийский† • аланский† сакские':… персидский язык (фарси) • таджикский • дари •…татский •… азери† •… • талышский • тати… гилянский • мазендеранский •… Курдская подгруппа: курманджи •… южнокурдский • горани • зазаки… (вкл. зороастрийский дари…       Афганские языки: пушту • ванец…рушанский • баджувский… сарыкольский)… • йидга • мунджанский •….осетинский • ягнобский…Другие арийские языки: нуристанские языки • Индоиранские: дардские языки • индоарийские языки • митаннийский…Иранские языки Средневековые языки…» [20]. В названиях данных языков регистрируются основы, отмечаемые в других индоевропейских языках, в частности, в русском. Пример. Сарыкольский – сарыч у казаков, йидга – див/диг/дак, сочетание дж – джигит, мазендеранский – область проживания дивопоклонников в тексте зороастрийской Авесты. Таким образом, можно предположить, данные явления в языках других языковых семей являются заимствованными. Наличие ансамбля с зороастрийским названием Авеста подтверждает, что данные народы вернулись на территории даков/даев/дивов позднее. Наиболее древними жителями, вероятнее всего, являлись индоевропейцы – дивопоклонники – современные русские казаки Дивины, Мезенцевы (Див в «Слове…» 12в., «Задонщине» 14-15 в. и др.). «Азербайджанский язык Az…rbaycan dili Az…rbaycan-turkcsi, Az…ri dili, Turki, Turki az…ri (в Иране), Аз…рбај…ан дили … Регионы:  В Иране:.. Ардебиль.. Казвин,… Кум;.. Гилян, Курдистан; анклавы в Мазендеране.. в городах Тегеран,… Мешхед. В Грузии:.. в… Каспи, Мцхете… Лагодехи... В России: компактно в Дагестане (Дербентский, Табасаранский, Рутульский, Кизлярский районы)... В Турции:.. в Карсе.. Эрзуруме; тж. во многих городах Турции. В Ираке: диалекты иракских туркмен.... Az…rbaycan dili, Аз…рбај..ан дили; известен также как азери, Az..ri, Turki az..ri) – язык азербайджанцев, относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков, но имеет черты, свойственные языкам кыпчакского ареала; лексика и фонетика испытали огромное влияние персидского и арабского языков.,.. Является государственным языком Азербайджана и одним из государственных языков Дагестана… Азербайджанский язык своими корнями восходит к языку огузских племён Центральной Азии VII – X вв., ставшим языком-предшественником для ряда современных тюркских языков. Малочисленные тюркские племена и народы начали населять часть территории нынешнего Азербайджана со времён Средневековья (хазары, булгары, кипчаки (половцы) и т. д.), но большая масса тюрок-огузов пришла в Закавказье с сельджукскими завоеваниями в XI – XIII веках, вследствие чего местное населения Закавказья подвергается тюркизации, в результате, к концу XV века завершается формирование тюркоязычной азербайджанской народности…Указом же Гейдара Алиева от 9 августа 2001 года был учреждён «День азербайджанского алфавита и языка».…Но решающим рубежом, с которого началась быстрая тюркизация местного населения, стал XI в., когда до Азербайджана докатилась новая волна завоевателей. Теперь это были тюрки-сельджуки, пришедшие из Средней Азии. Они успешно воевали с Византией и после победы под Манцикиртом в 1071 г. подчинили себе значительную часть Закавказья. Именно с этих пор население Северного Азербайджана подверглось интенсивной тюркизации… Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в ХI-ХIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности… персидский язык был более древним, развитым и богатым, а тюркско-азербайджанский – относительно молодым.. лишь с XI – XIV вв… тюрко-азербайджанский язык того периода в значительной мере носил общетюркский характер огузской группы этого языка и был понятен в своей основе как азербайджанцам, так и туркменам и туркам. С конца же XV в., когда в Азербайджане прекратился приток тюркоязычных племен, кипчакской группы с севера, огузской группы с востока… азербайджанский язык все более стабилизировался, шлифовался выделяясь в самостоятельный язык тюрко-огузской группы…». [21]. Таким образом, название азери является заимствованным из индоевропейских языков. Индоевропейские языки раннего периода, как язык рода Дива/Дая/Дака также были понятны в своей основе родственным языкам. Предположительно, название кумыкский также содержит первоначальную индоевропейскую основу. Произошло отуречивание, колонизация местных индоевропейских народов. Великорусские казаки родов Дивины, Мезенцевы сохранили индоевропейский язык и напиток поклонения богу Диву – раку/расу ныне. Исследователь Аджиев отмечает, что индоевропейцы – талыши не признают азербайджанский язык, испытывают давление со стороны местных колонизаторских тюркоязычных властей. Таким образом, исследователь поэзии Азербайджана анализирует не всю поэзию Азербайджана, не индоевропейскую, а только тюркоязычную литературу. Кроме того, следовало призывать к возрождению национального самосознания в поэзии наиболее древнего индоевропейского населения данных областей – талышей, чаруж, а также великорусских казаков родов Дивиных и Мезенцевых, так как территория с наиболее древней индоевропейской топонимикой подверглась колонизации (в том числе носителями кавказских языков) и тюркизации. В исследовании Аджиева отмечается «секира», топор у талышей с индоевропейской основой, носящей вторичный характер – «дагис». Глинобитные дома – саманные и с переплетённой основой (турлучные) – аналог домов кубанских, кавказских великорусских казаков. Свадьба – плов, как в Средней Азии. Не отмечается напиток рака – жертвоприношение богу Диву (как у великорусских кубанских казаков родов Дивиных, Мезенцевых). Талыши – более поздняя, чем Веды (боги – Дивы) религия зороастризма – ансамбль Авеста( борьба с древними дивопоклонниками – русский Див в «Слове..»). В исследовании «Использование соломы в свадебных обрядах…» Львовского университета им. И.Франко отмечается «перевод молодых через огонь – это действие апотропеического характера(защита от нечистой силы)…переступание через огонь…символизировало обрядовое очищение…» [8, с. 121]. Так же трактуются обряды, связанные с огнём, при праздновании Навруза (Дийдиху у лакцев) в Дагестане, Масленицы у русских. Однако ранее отмечалось следующее. «…соплетают себе венцы от зелия некоего, и возлагают на главы и опоясуются ими. Ещё же на том бесовском игралищи кладут огонь, и окрест его, вземшеся за руце, нечестиво ходят и скачут, и песни поют, сквернаго Купала часто повторяющее и чрез огонь прескачуще, самих себе тому бесу Купалу в жертву приносят…» [17, с.136].Таким образом, отмечается не очищение, а принесение себя в жертву языческому богу. Аналог – русский фразеологизм «все только Диву дались». В Яджнах – регистрация принесения в жертву животных; также человеческих жертовоприношениях. Кроме того, сама свадьба регистрируется как жертвоприношение-яджна наиболее древним индоевропейским богам-девам/дивам. Возможно, посредством костра к небу или ритуальными напитками. « Яджна, яджня или ягья (санскр…) – обряд жертвоприношения в индуизме, который взял своё начало в религиозных практиках ведийской религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни уходят к девам… Традиционный индусский свадебный обряд также является яджней. Считается, что Агни выступает как свидетель на всех свадьбах….Поклонение в храме называется агамическим, тогда как общение с девами посредством бога огня Агни считается ведийским…Обычно, для проведения яджны на арене жертвоприношения разжигаются один или три жертвенных огня, куда предлагаются различные элементы. Основные элементы, используемые в ведийской яджне, это большое количество гхи (топлёного масла), молоко, зёрна и сома. В ведийский период, в яджнах также приносились в жертву животные… Что касается нынешней эпохи Кали-юги, то согласно Пуранам сейчас приносить в жертву животных запрещено.… Объясняется, что в этот век нельзя приносить в жертву животных, потому что не осталось жрецов-брахманов, способных правильно проводить такие яджны. Различные виды священных огней. Яджна во время индусской свадьбы…» [23]. Аналогично – жертвоприношение фигуры человека (женщины) из соломы (чучела) на русской Масленице. Следовательно, не всегда очищение; регистрация жертвоприношения посредством огня. «Пир» – святое место у индоевропейцев-талышей в Азербайджане, отмечаемое Аджиевым. Пир – вторичное значение. «Пир. Общеслав. Образовано с помощью суф…(от пити – «пить…» [14, с. 339] , «Пить. Обшеслав. Индоевр. Характера. См. поить, пьяный.» [15, с. 340]. «Пьяный. Общеслав. Образовано с помощью суф…См. пиявка.» [16, с. 376] « Пиявка. Общеслав. Образовано с помощью суф….от исчезнуашего пиява…(подобно баяти от бати «говорить», лияти от лити – «лить»…)…Пиявка – вместо пьявка (ср. пьяный) под влиянием…» [15, с. 340] . Таким образом, это вторичные значения, как в талышском, из праиндоевропейского. Следовательно, языки ранее были понятны предкам талышей и русских казаков. Пир у талышей – отмечено жертвоприношение скота, как в ведических традициях – яджны. «Лингвистические труды индийцев оказали большое влияние на соседние народы. С распространением буддизма грамматические идеи индийцев проникают в Китай…через Персию индийское языкознание стало известно в древней Греции. Далее их идеи (с 11в.) оказывают влияние на арабскую науку…» [10, с.10]. Можно предположить, что влияние индоевропейских языков (с родом-богом Дивом) распространялось аналогично на соседние пришедшие позднее народы (языковые роды). «Если в Древней Индии исследование языка носило…практический характер, то в Древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов…Этот народ…выдвигал не религиозно-практические, а познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи…Наибольший отзвук получила дискуссия об отношении между мыслью и словом, между вещами и их именами…» [11, с.11]. Таким образом, в Индии языкознание возникло для обслуживания индоевропейской религии поклонения Диву (позднее – дивам/девам). «Условия возникновения языкознания. Древнюю Индию следует считать колыбелью языкознания…Дело в том, что язык древнеиндийских религиозных гимнов (Вед, среди них особенно важна Ригведа), составленных на классическом языке древнеиндийской письменности – санскрите, с течением времени стал отличаться от …языков этой страны…Предполагают, что наиболее важные священные гимны возникли за 1500 лет до н.э…Санскрит уже в 5в. до н.э. перестал употребляться в повседневной жизни…оставаясь…орудием…религиозной жизни.(…ср…разрыв между старославянским…и русским языком…на Руси, резко обозначившийся к 17в.)…стремление к сохранению точности воспроизведения священных гимнов…вызвало появление языкознания у древних индийцев. Санскрит как литературный язык с особыми нормами нуждался в специальном изучении…Они были убеждены, что воспроизведение священных ведических гимнов только тогда выполняет свою религиозно-магическую функцию, когда осуществляется в фонетически безукоризненной форме…Задолго до греков древнеиндийские фонетисты различали гласные и согласные звуки,…слоги, слияние звуков (сандхи)…Брамины до сих пор употребляют санскрит…» [12, с.7 – 10] . Таким образом, праиндоевропейский род с религией Дива и поклонением ему в нескольких пещерах с 15тыс. до н.э., с использованием топонимики, названной именем бога Дива и сопутствующих ему богов, к 1500г. развил данную религию в свод гимнов и обрядов (Веды на санскрите). Кроме того, жрецы-священнослужители используют индоевропейский санскрит до настоящего времени. Пример. Латинский – в западном христианстве, церковнославянский – в православии, арабский – в исламе. Индоевропейский характер названия государства 1200г. до н.э. Диаухи/Диаэна (ныне Тао/Тайк) и его жителей, возможно, подтверждается следующим названием. « Союз «народов моря»…ассирийское название острова Кипр – … «Йадиана»… [6, с. 383] . Предположительно, название по роду жителей – род Дива. «Союз под главенством рода муюн (баян). Отсюда и название этого союза – муюн…часть территории Китая…» [7, с. 29]. Следовательно, название – от главенствующего рода.

«После того, как …в форме ряда статей была опубликована большая монография акад. М.Н.Розанова… «Пушкин и итальянские поэты»…» (по П.Н.Беркову). Аналогично наша монография «Русский язык и исток древних цивилизаций» («Russian and the Rise of ancient civilizations») представлена в форме ряда статей. В монографии даётся аналитический обзор дореволюционной, советской и зарубежной литературы по проблемам происхождения индоевропейцев, возникновения цивилизаций, древних государств и истоков древней топонимики, прослеживается прямая связь русского языка, государства Россия с древними государственными образованиями. Приводится обширный источниковый материал. Выводы. Итак, наиболее вероятно следующее. – Предположительно, первыми словами человечества были имена собственные. – Человечество создало разнообразие родовых языков. Примерно в то же время возникает родовая религия. Расселение языкового рода фиксируется в топонимике именами собственными богов рода. – Расселение индоевропейского рода с праиндоевропейским богом Дивом/Дахом/Тайком фиксируется в топонимике отдельных территорий – примерно с 15 тыс. до н.э.(из пешер). – Непрерывное проживание индоевропейцев рода Дива с ветвями касаки/казаки и аорсы/русы регистрируется на территориях, включая Кавказ, Урал, Азию, Японию (отчасти Америку). – Первоначальное проживание и поклонение родовому богу Диву отмечается в «восьми …пещерах» с присваивающей формой хозяйства. «Курганная» гипотеза – это гипотеза о более поздних выделившихся ветвях из рода Дива. – На Кавказе (возможно, пещера Дах) и в Крыму (Тавриде) регистрируют непрерывное проживание индоевропейцев с 15 тыс. до н.э. Ветвями рода Дива являлись русы и казаки. Они составили Кубанское казачье войско. Черноморцы-переселенцы составили незначительный элемент в Кубанском казачьем войске. Название кубанские казаки используется НЕПРЕРЫВНО с конца 17 века по нынешнее время. Русские казаки рода Дивины – наиболее древние жители Кавказа. – Отсутствие колонизации на территориях с индоевропейской топонимикой и непрерывным проживанием ветвей древнерусских казаков-дивов, мёзов, гуранов, куркулей. Русские казаки Дивины и казахи-адайцы. – Государство Россия является прямым наследником древних цивилизаций – государственных образований Диауэхи (1200г. до н.э.), Урарту (алародии), меоты, Синдика (синды, фракийцы), областей Рус и Русия на Кавказе. Частные выводы рассматриваются в статьях. Содержание монографии. I. Парны-даки/даи/дивы. Статья «ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАРОДИНА И ЯЗЫК НАРОДА ПАРНОВ – ДАЕВ/ДИВОВ/ТАЕВ/ДАХОВ. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОМОНИМОВ. ЭТИМОЛОГИЯ. ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ»( “MATUR” INDO-EUROPEAN AND THE LANGUAGE OF THE PEOPLE PARNI-DAOI/DAAI/TAOI/DAHI/DIVI. THE LINGVISTIC ANALYSIS OF HOMONYMS. ETYMOLOGY. ETHNIC INTERPRETATION. INFORMATION DISTORTION II. Происхождение синдов и меотов на Кавказе. Статья « ТЕРРИТОРИЯ СИНДОВ И МЕОТОВ. ЭТНОЛИНГВИСТИКА» («THE LAND OF THE SINDES AND MEOTES. ETHNOLINGUISTICS.») .Статья «ТОПОНИМИКА ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЁРНОГО МОРЯ. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ»(«TOPONYMICS OF COAST OF BLACK SEA. LINGUISTIC PALEONTOLOGY. III. Род. Теория рода. Топонимика и имена родовых богов. Статья «РОДИНА И ОТЕЧЕСТВО. ТЕОРИЯ ПЛЕМЕН, АРИСТОКРАТИЯ КЛАНА. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ РОССИИ. ЭТИМОЛОГИЯ» («THE NATIVE LAND AND FATHERLAND. THE THEORY OF TRIBES, CLAN ARISTOCRACY. ANCIENT CIVILIZATIONS OF RUSSIA. ETYMOLOGY»). Статья «БЕЛАЯ, КРАСНАЯ И ЧЁРНАЯ РУСЬ. РАССЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДИВ И НЕБО-ОТЕЦ, ЮПИТЕР. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» («WHITE, RED AND BLACK RUSSIA. SETTLEMENT OF THE EARLIEST MANKIND. DIV AND JUPPITER. LINGVISTIC ANALYSIS. IV. Заимствования в языках. Статья «ЛОМОНОСОВ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ. ТОПОНИМИКА И ЗАИМСТВОВАНИЯ» («LOMONOSOV AND LINGVISTIC PALEONTOLOGY. TOPONIMICS AND LOANS). Статья «ЗАИМСТВОВАНИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ И ДАГ/ТАУ/ТОО/ТЫА, СУ/СОМА/РАСА И КУМА/КАМА» («THE LOANS. ETYMOLOGY AND DAG /TAY /TOO/ TYVA, SY /SOMA/ RASA AND KYMA/ KAMA») .V. Отсутствие колонизации. Россия и казаки. Русские казаки – ветви русского народа. Статья «КОЛОНИЗАЦИЯ И В.И.ЛЕНИН. РОССИЯ И ТЕРРИТОРИЯ РУССКИХ КАЗАКОВ-ДАКОВ/ДИВОВ. ТОПОНИМИКА.»(«THE COLONISATIONS AND V.I.LENIN. RUSSIA AND THE TERRITORY OF RUSSIAN COSSACKS DAOI/ DAHI/ DIVI.TOPONYMICS»). Статья «КОЛОНИЗАЦИЯ И ЗЕМЛЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ.»(«ТНЕ COLONISATION AND THE LAND OF THE PEOPLE NATIVES. LINGVISTIC PALEONTOLOGY») . Статья «ЧИСЛЕННОСТЬ РУССКИХ КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКИХ КАЗАКОВ. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.» («QUATITATIVE PATTERNS OF THE RUSSIAN COSSACS OF NORTH CAUCASUS. АN ORIGIN OF RUSSIAN COSSACS. LINGVISTIC ANALISIC»). VI. Кубанские казаки и черноморское казачество. Этнолингвистика Статья «О ЯЗЫКЕ И МУДРОСТИ ИНДИЙЦЕВ» И РОДНОЙ ЯЗЫК. КУБАНСКИЕ КАЗАКИ. ЭТИМОЛОГИЯ».(«UBER DIE SPRACHE UND DIE WEISHEIT DER INDIER” AND THE NATIVE LANGUAGE. THE KUBAN COSSACKS. THE ETYMOLOGY») .Статья «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ И ЧЕРНОМОРСКИЕ КАЗАКИ. ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ».(«THE KUBAN COSSACKS AND THE BLACK SEA COSSACKS. ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. LINGUISTIC PALEONTOLOGY»).Итак, наша монография представлена в форме ряда статей. Выводы данной статьи заключаются в следующем.            Итак, предположительно, отмечается колонизация территории индоевропейского рода Дива (прямые потомки – нынешние великорусские казаки Дивины, Мезенцевы с сохраненным напитком поклонения праиндоевропейскому богу Диву – ракой/расой – яджной) народами других языковых семей – кавказских, финно-угорских и тюркских языков.

 

Литература

 

1.                  Абдуллаева Н. М. Влияние глобальных событий и процессов на современную азербайджанскую поэзию 1993 – 2005 гг. / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. №7, Июль 2013 С. 151 – 153.

2.                  Аджиев, Кумык из рода половецкого… / Вокруг света. – № 2. – 1991. С. 6.

3.                  Аджиев, Кумык из рода половецкого… / Вокруг света. – №2. – 1991. С. 4 – 9, с. 19.

4.                  Аджиев, Талыш, чаруж и другие… / Вокруг света. – № 11. – 1991. С. 38 – 43.

5.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3. С. 132.

6.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 383.

7.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3. С.29.

8.                  Болибрух Л. В. Использование соломы в свадебных обрядах: функции и символика (по материалам Юго-Западного историко-этнографического региона Украины) / Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. №7, Июль 2013. С. 121.

9.                  Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С.55.

10.              Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С.10.

11.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С.11.

12.               Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С.7 – 10.

13.               Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай [тексты]. / Авторы-сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, М. Е. Померанцева. М.: Изд-во МГУ, 1984. 352 с. С. 337.

14.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. – 542 с. С.339.

15.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. – 542 с. С.340.

16.               Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. – 542 с. С.376.

17.               Церковно-народный месяцеслов И.П.Калинского / Послесл. В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1990. – 238 с. (Забытая книга). Загл. Обл.: Месяцеслов. С.136.

18.               http://jurnal.org/articles/2013/hist9.html (дата обращения: 19.08.2013 г.).

19.               http://jurnal.org/articles/2012/hist14.html (дата обращения: 19.08.2013 г.).

20.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Азери_(иранский_язык) (дата обращения: 19.08.2013 г.).

21.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Азербайджанский_язык Азери_(иранский_язык) (дата обращения: 19.08.2013 г.).

22.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Кумыкский_язык (дата обращения: 19.08.2013 г.).

23.               http://ru.wikipedia.org/wiki/Яджна (дата обращения: 19.08.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 09.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.