Кубанские казаки и черноморские казаки. Этническая интерпретация. Лингвистическая палеонтология
Шутёмова Нина Анатольевна,
диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.
The Kuban cossacks and the Black sea cossacks. Ethnic interpretation. linguistic paleontology
Shytiomova Nina Anatoljevna,
the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.
Эта проблема имеет отношение к деятельности управленческих структур.
This problem concerns activity of administrative structures.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ САМОНАЗВАНИЯ КУБАНСКИЕ казаки. КУБАНСКИЕ казаки СОХРАНЯЮТ своё название «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ»: Самоназвание КУБАНСКИЕ казаки сохраняется и в 18- 19 вв. «…в самом конце 1783 года Крым и территории правобережного Покубанья отходили к Российскому государству. Уже НАЧИНАЯ с 1784 Г... на КУБАНИ …возникают крепости Прочный Окоп и Преградный Стан…Таким, образом, на Северо-Западном Кавказе КУБАНСКАЯ ЛИНИЯ начинает становиться передовой» [17, с. 89] ; «В 1794 году…при существовавших укреплениях…в 1796 году …был сформирован КУБАНСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ полк;…Спустя несколько лет…В 1802-1804гг. был образован КАВКАЗСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ ПОЛК.» [18, с. 90 – 91]. …многие из МЕСТНЫХ жителей сами добровольно изъявляли желание стать казаками. Так, в 1825 году… , В 1829 году…В 1830 году…и были распределены по станицам КУБАНСКОГО и КАВКАЗСКОГО полков» [19, с. 106]. «Таким образом, на территории современного Ставропольского края существуют станицы, входившие перед 1917 годом в состав Кубанского войска…» [20, с. 101]; Даже организация «казачьего войска в ЗАКУБАНЬЕ в 1858 ГОДУ предполагалась из «ЗАКУБАНСКИХ ПОСЕЛЯН» [65, с. 6]. Таким образом, исследователь отмечает, что в станицах при восстановленных крепостях по всей реке Кубани до Тамани (Прочный Окоп и др.) с 1783 – 1784гг. предположительно проживали местные коренные КУБАНСКИЕ казаки. «В 1763 году в урочище Мездоу было построено Моздокское укрепление…В крепостном гарнизоне служили казаки. Привлекая к службе местное население…» [7, с. 24]. Таким образом, исследователь регистрирует названия МЕЗДОУ – МОЗДОК, свидетельствующие о древнем проживании индоевропейцев – мёзов/мисов и даков/даев (бог Див). Аналогично р. Дах и пещера, Адигея, Дагестан. «До 1783 года Гребенцы считались хозяевами обоихъ береговъ Линейной ръки…чеченцами, которые почти до конца 18 столътия арендовали у нихъ затеречныя земли по особымъ контрактамъ…Потемкинъ…отвелъ для ихъ поселения земли, издавна принадлежавшия нашимъ казакамъ. Объ интересахъ послъднихъ онъ, какъ видно, заботился мало.…гдъ прежде дозволялось имъть только кутаны, теперь появились аулы…» [56, с. 315]. Таким образом, исследователь отмечает проживание русских казаков ранее кавказоязычных горцев, что подтверждает топонимика (Мездок/Мездау, Дах, Адигея, Дагестан). Аналогично, по всей вероятности, земли местных казаков заселялись частью Черноморского войска. «…в действительности происходила дифференциация новообращённых казаков… «русские поселяне быстро превращались в служилых казаков…но иногородний элемент, как ни считали его «обычным в войске», не был так податлив на несение линейной казачьей службы…в состав полка были зачислены и многие семейства осетин и адыгов, живших в Моздоке под именем «моздокских казачьих братьев» (как бы старых подсуседков); но этих братьев никакая правительственная сила не могла заставить побрататься с казаками и служить их службу. Видимо, различия между старожильскими, природными казаками и новым приписным пополнением были столь значительными…чётко прослеживалось деление на «природных» казаков и казаков из числа «иногородцев»…В свою очередь, иногородние казаки делились на «старожилых», «коренных» (проживших не менее двух поколений на казачьих землях) и «пришлых»… [8, с.18]. Следовательно, можно предположить, что «природные» казаки являлись прямыми потомками ветви касаки/казаки индоевропейского рода Дива. Древние соседи – адыги, осетины. Остальные казаки – переселенцы. «С поступлением терских и гребенских казачьих общин на службу Московскому, Российскому государству они утрачивали вольности…С той поры сохранилась…часть войсковой документации, что позволяет описывать историю…казачьего войска…» [9, с. 19]. Таким образом, до этого периода историю русского казачьего населения Кавказа и других регионов проследить сложно. « Всъ казаки по Тереку…съють несказанно мало, занимаясь болъе выдълкою изъ своихъ виноградныхъ садовъ вина…для скотоводства, отчего всъ и казаки доброконны. Затъмъ жены ихъ дълаютъ шолкъ…» [57, с. 274]. Следовательно, можно предположить, что это древнее население, так как женщины умеют делать шёлковые ткани («больше для домашняго обиходу»). «…носить бороды по древним традициям местных казаков.» [10, с. 23]; «…не касаясь однако же ихъ бородъ и платья…» [57, с. 274]. Исследователи отмечают, что казаки Кавказа и Кубани носят бороды, что свидетельствует о том, что это великороссы, а не запорожцы с «чубом» (по Певневу [43, с. 19], Чапыгину [70, с. 70]. Часть исследователей отмечает обязательное одновременное строительство казачьих станиц при постройке редутов и крепостей. «…казачьи станицы, а равно и слободки, образовавшияся при кръпостяхъ…» [58, с. 289]; «18 января 1786 года…Екатериноградъ… заключалъ въ себъ въ то время станицу Волжскихъ казаковъ, солдатскую слободу и небольщую крепостцу, въ которой собственно и находился домъ, или върнее дворецъ намъстника…» [59, с. 306]; «..1788…Георгиевскъ, величаемый тогда уъздным городомъ, представлялъ собою бъдную казачью станицу Волжскаго войска…» [60, с. 324]. Следовательно, предположительно, одновременно с крепостями строились и заселялись станицы. «В 1783 году граница между Россией и Турцией переносилась на р. Кубань, из-за чего Азово-Моздокская линия утрачивала своё стратегическое значение и казачьи части переводились на новые южные границы, доходившие до верховий Кубани. На эти границы переселялись казаки Черноморского войска… В 1792 году по среднему течению Кубани поселялись три тысячи донских казаков для содержания пограничной линии по реке. Совместно с частью станиц волгских казаков они образовали Кубанский полк…» [11, с. 26]. Исследователь предполагает переселение Черноморского войска. Другие исследователи отмечают образование Черноморского войска между Днестром и Бугом только в 1787 году. Однако исследователь регистрирует образование полка с названием Кубанский в 1792 году из донских и волжских казаков. Исследователи отмечают восстановленные после 1783 г. крепости по реке Кубани до устья. Например. «…1786 году…перешли Кубань, сорвали постъ «Безопасный», защищаемый хоперскими казаками, прорвались на почтовый трактъ к Дону и даже бросились на Донскую кръпость…2-го ноября появились уже у Болдыревского редута, на ръчкъ Еъ, гдъ стояли три Донских полка – Бузина, Денисова и Грекова…» [61, с. 309]; «…1788 года…соединился у Темижбека…Волжцы, Моздокцы, Гребенцы и Терцы…двинулся внизъ по реке Кубани…близъ нынъшней Усть-Лабинской кръпости, гдъ стоялъ тогда Петровский редутъ…» [62, с. 325]; «…1790 года…Кубанского корпуса…получилъ специальное назначение защищать Тамань и дорогу в Крымъ…весъ Кавказский корпусъ…къ Кубани…въ Темижбеке…у Невиннаго мыса…у Кумского редута…22 сентября передвинулся къ берегамъ Кубани, гдъ сталъ на кръпкой и возвышенной позиции у Кубанскаго редута…Волжские и Донские казаки, дерхавшие разъезды за Кубанью…ещё въ 80 вепстахъ у Прочнаго-Окопа…онъ къ ночи будетъ у Кубанского редута…отъ Каменнаго Брода…Кубанскимъ корпусомъ…на левом берегу Кубани…» [63, с. 334 – 338]. Следовательно, с 1786 года у исследователя регистрируется ряд крепостей и редутов по реке Кубани; в 1990 – Кубанский редут и Прочный Окоп. Предположительно, при крепостях и редутах одновременно строились казачьи станицы. «…докладъ…7 ноября 1791 года… За Воровсколъсскомъ начинались уже станицы Хопёрского полка: первая у Невиннаго мыса, вторая у Тъмнолъсска, третья у Прочнаго Окопа и четвёртая у Григориополиса…; …только спустя два года удалось, наконецъ, отправить съ Дона тысячу семей, которыя и основали шесть новыхъ станицъ на Кубани: Усть-Лабинскую, Кавказскую, Григориополисскую, Прочно-Окопскую, Темнолъсскую и Воровсколъсскую; из этихъ то станицъ и образовался новый Кубанский линейный казачий полкъ…» [64, с. 347 – 350]. Таким образом, крепость Тамань предположительно со станицей регистрируется у исследователя в 1790г., отмечается ряд крепостей, при которых, вероятнее всего, были заселены станицы местных казаков. Исследователь отмечает наличие станиц, например, Прочноокопской на Кубани при крепости в 1791 году у хопёрских казаков. Позднее отмечает прибытие казаков с Дона через два года и вновь регистрирует станицу Прочноокопскую, как основанную новыми переселенцами. Аналогично Тамань. Название Кубанский казачий полк (войско у части исследователей), таким образом, регистрируется с 1991-1993 года. Таким образом, первые станицы на Кубани были основаны предположительно местными казаками одновременно с восстановлением крепостей в 1783-1784гг. Ряд станиц фиксируется (например, Прочный Окоп) в 1991 году до переселения Черноморского казачьего войска. О том, что САМОНАЗВАНИЕ КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ войско СОХРАНЯЛОСЬ на всём протяжении с 1688 года, свидетельствует автор издания 1911 года Певнев А.П.:« …на Кубань ОДНОВРЕМЕННО с черноморцами в 1794 году, образовав из них ОТДЕЛЬНОЕ Войско под названием КУБАНСКОГО… станицы Усть - Лабинская, Кавказская…Спустя девять лет, в 1803 г., были заселены и земли, лежащие по Кубани…Эти переселенцы образовали особый полк, называвшийся КАВКАЗСКИМ Войском, и заселили станицы… ЭТИ ДВА ВНОВЬ образованные ВОЙСКА, КАВКАЗСКОЕ и КУБАНСКОЕ вместе с ХОПЁРСКИМ ВОЙСКОМ, поселённым в 1823 ГОДУ в верховьях Кубани, и казачьими ВОЙСКАМИ, поселившимися по реке Тереку, назывались КАВКАЗСКИМИ ЛИНЕЙНЫМИ ВОЙСКАМИ и с 1832 года подчинялись одному атаману.» [44, с.15]; «Но так как казаки не могли заселить, то в 1832 году к ним были причислены соседние селения, заселённые крестьянами. Жители этих селений были зачислены в казаки и дали возможность ЛИНЕЙНЫМ казакам поставлять на службу ещё ЧЕТЫРЕ ПОЛКА: ДВА ЛАБИНСКИХ и ДВА СТАВРОПОЛЬСКИХ. Со дня поселения ЛИНЕЙНЫХ казаков на КУБАНИ… КАЖДОЕ ВОЙСКО управлялось СВОИМ КОМАНДИРОМ… только в 1831 ГОДУ генерал Пётр Семёнович Верзилин был назначен первым Наказным атаманом Линейных Казачьих Войск… С 14 ФЕВРАЛЯ 1845 ГОДА у казаков линейных ВОЙСК установлены такие же порядки, какие были установлены для черноморцев положением о Черноморском войске, но вместо окружных дежурств у них были установлены полковые правления.***(Прим. Для КАВКАЗСКИХ ПОЛКОВ в станице Усть-Лабинской, для ЛАБИНСКИХ – в Воздвиженской, для КУБАНСКИХ – в ПРОЧНООКОПСКОЙ , для СТАВРОПОЛЬСКИХ – в Николаевской и для ХОПЁРСКИХ – в Суворовской)». [45, с.28]; «Император Николай 1 издал 1 ИЮЛЯ 1842 ГОДА новый закон под названием « Положение о Черноморском Казачьем войске», которым черноморцы руководствовались до 1870 года». [46, с.23]; «КАЖДОЕ из линейных ВОЙСК выставляло по ДВА шестисотенных ПОЛКА… КАЖДОЕ ВОЙСКО имело и свои доходы, которыми распоряжались командиры ПОЛКОВ, подчинявшиеся командующему Кавказскими Линейными Войсками» [47, с. 27]; «Линейные казаки …ГОВОРИЛИ НА ВЕЛИКОРУССКОМ ЯЗЫКЕ и, кроме того, БОЛЬШИНСТВО из них были СТАРООБРЯДЦАМИ… ….срок СЛУЖБЫ линейных казаков не был установлен, и все казаки несли службу до глубокой старости » [47, с. 27]. Таким образом, исследователь в 1911г. отмечает, что войско с названием «на Кубань ОДНОВРЕМЕННО с черноморцами в 1794 году, образовав из них ОТДЕЛЬНОЕ Войско под названием КУБАНСКОГО…» – Кубанское существовало одновременно с Черноморским и Кавказским с 1794гг. Кроме того, ««КАЖДОЕ из линейных ВОЙСК выставляло по ДВА шестисотенных ПОЛКА… КАЖДОЕ ВОЙСКО имело и свои доходы». Центры у Кавказского и Кубанского войска (1794г.) были различны – «… КАЖДОЕ ВОЙСКО управлялось СВОИМ КОМАНДИРОМ… были установлены полковые правления.***(Прим. Для КАВКАЗСКИХ ПОЛКОВ в станице Усть-Лабинской, для ЛАБИНСКИХ – в Воздвиженской, для КУБАНСКИХ – в ПРОЧНООКОПСКОЙ , для СТАВРОПОЛЬСКИХ – в Николаевской…». Исследователь отмечает, что языком коренных местных КУБАНСКИХ казаков является ВЕЛИКОРУССКИЙ язык: «Линейные казаки …ГОВОРИЛИ НА ВЕЛИКОРУССКОМ ЯЗЫКЕ и, кроме того, БОЛЬШИНСТВО из них были СТАРООБРЯДЦАМИ». Однако, можно предположить, что старообрядцы не составляли казачье войско. Например, часть исследователей отмечает следующее. «..бывшего Алтайского горного округа…отмечались также и некоторые РАЗЛИЧИЯ локальных групп населения …Замкнутость быта особенно сильно проявлялась среди КАЗАЧЕСТВА и обособленных групп СТАРООБРЯДЦЕВ…Казаки почти не вступали в родство с крестьянами и вообще представителями более низких социальных сословий…Православные крестьяне, как правило, не роднились со старообрядцами. Отдельные группы старообрядцев («кержаки», «поляки») также заключали браки только в своей среде…» [66, с. 91]; «…Местами молодёжь разных групп населения собиралась ОТДЕЛЬНО друг от друга. КАЗАКИ на свои игрища не допускали крестьянскую молодёжь. СТАРООБРЯДЦЫ собирались отдельно. Старожильческая молодёжь не объединялась с новосёлами; [67, с. 107]; «…Посещение церкви в праздники…для ПРАВОСЛАВНОГО СТАРОЖИЛЬЧЕСКОГО населения Алтая было редким. Это объяснялось, по-видимому, тем, что в течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени здесь было МАЛО церквей и священнослужителей. Поэтому даже в начале 20 в., когда количество церквей возросло, сибиряки, по свидетельству поздних переселенцев, РАВНОДУШНО относились к церковной службе…Суммируем сказанное… На Алтае …усугублялись сословной и религиозной ОБОСОБЛЕННОСТЬЮ населения и ещё стойко сохранялись даже в начале 20 века. В семейном строе различных групп населения Алтая патриархальные нравы проявлялись по-разному…К МЕСТНЫМ условиям в крае должны были приспосабливаться ПОЗДНИЕ переселенцы…» [68, с.108 – 109] . Таким образом, исследователь отмечает, что «разных групп населения собиралась ОТДЕЛЬНО друг от друга. КАЗАКИ … не допускали …СТАРООБРЯДЦЫ собирались отдельно». Следовательно, беглые СТАРООБРЯДЦЫ НЕ являлись КАЗАКАМИ, в том числе, на Кубани. Можно предположить, что казаками было ДРЕВНЕЙШЕЕ индоевропейское население рода Дива ветвь касаки/казаки, аорсы/русы. Таким образом, Кубанское казачье войско, по мнению части исследователей, существовало параллельно с Черноморским и Кавказским с 1794 г. «В 1860 году…образуются КУБАНСКАЯ и ТЕРСКАЯ области …В МАРТЕ 1861 года 6 БРИГАД …Линейного воска….к Черноморскому войску и образуют КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО. Остальные 3 БРИГАДЫ остаются в новом ТЕРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ. Столицами НОВЫХ войск становятся города Екатеринодар и ВЛАДИКАВКАЗ. Однако на ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ боевые действия …продолжаются, поэтому казаки 6-ти ЛИНЕЙНЫХ БРИГАД , вошедших в состав КУБАНСКОГО ВОЙСКА до МАЯ 1864 года , принимали участие в военных операциях» [21, с. 100 – 101]. «После того, как ЛИНЕЙНЫЕ и черноморские казаки были СОЕДИНЕНЫ и образовали КУБАНСКОЕ ВОЙСКО … Для заселения ЗАКУБАНСКОГО края начальство решило ПЕРЕСЕЛИТЬ…1 МАЯ 1861 года в доме полковника Перекреста и постановили ходатайствовать об ОТМЕНЕ переселения; …командующий войсками генерал Евдокимов, приехавший…из СТАВРОПОЛЯ;…принесли …Царские грамоты и разъяснили генералу, что ЗЕМЛИ пожалованы ЧЕРНОМОРЦАМ … вызвать охотников …Новые поселенцы сформировали УРУПСКУЮ бригаду, три полка – КОННЫХ…Но эти войсковые части существовали только до 1870 года, когда все войсковые части были вновь переформированы» [48, с. 30 – 31]. Таким образом, КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО существовало ПАРАЛЛЕЛЬНО с Черноморским, СОХРАНЯЯ своё ДРЕВНЕЕ название . При соединении войск сохранилось название местных КУБАНСКИХ казаков, заселявших предположительно станицы при восстановленных крепостях по всей реке Кубани до Тамани с 1783 – 1784гг. «Император Павел I подписал 16 февраля 1801 ГОДА грамоту …черноморцев…разрешил казакам…записываться в КУПЕЧЕСКОЕ сословие» [49, с. 18]; «Император Александр I подписал 31 мая 1803 ГОДА грамоту…подтвердил права черноморцев на СВОБОДНУЮ ТОРГОВЛЮ.» [50, с. 19]. То есть, ЧЕРНОМОРЦЫ – могли «записываться в КУПЕЧЕСКОЕ сословие». ««Когда к черноморцам были присоединены линейные казаки, то оказалось, что у линейных казаков права на получение доходов от торговли НЕ было, а потому с 1863 ГОДА это право было отобрано и у черноморцев» [51, с. 40]. Исследователь отмечает следующее. «…законом, изданном 1 августа 1870 года под названием «Положение о строевой службе КУБАНСКИХ казаков»…. И ДЕСЯТЬ конных шестисотенных полков… каждый полк…ВМЕСТО НОМЕРА получил ОСОБОЕ НАЗВАНИЕ: первый полк ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ Таманского, второй – Полтавского, третий – Екатеринодарского, четвёртый – Уманского, пятый – Урупского*, шестой – Лабинского, седьмой – Хопёрского, ВОСЬМОЙ – КУБАНСКОГО, девятый – КАВКАЗСКОГО, десятый – Ейского.** СПУСТЯ восемнадцать лет был сформирован и одиннадцатый полк под названием ЧЕРНОМОРСКОГО. Прим. *Урупский полк в 1909 ГОДУ переименован в ЛИНЕЙНЫЙ. **Ейский полк в 1910 ГОДУ переименован в ЗАПОРОЖСКИЙ Императрицы Екатерины Великой.» [52, с. 34 – 35]; «После того, как в 1870 ГОДУ СТРОЕВЫЕ части были переформированы…полученные ими ЗНАМЁНА по распоряжению Войскового штаба были распределены по полкам…, где и хранятся ПРИ ШТАБАХ …В ХОПЁРСКОМ полку хранится Георгиевское знамя, пожалованное семнадцатому полку…; В КУБАНСКОМ ПОЛКУ – ГЕОРГИЕВСКОЕ знамя…тринадцатому полку…;В Таманском полку – ПРОСТОЕ знамя…; В ПОЛТАВСКОМ – простое знамя…; В ЕЙСКОМ – простое знамя…В КАВКАЗСКОМ – ГЕОРГИЕВСКОЕ знамя…; В ЕКАТЕРИНОДАРСКОМ – ПРОСТОЕ знамя…; В ЛАБИНСКОМ – Георгиевское знамя…; В УРУПСКОМ (ЛИНЕЙНОМ) – Георгиевское знамя…;. ЗНАМЁНА же, предназначенные для ВТОРЫХ и ТРЕТЬИХ ПОЛКОВ и батальонов, хранятся в ЦЕРКВАХ СТАНИЦ, служивших сборными пунктами этих частей. Так, в СТАНИЦЕ ОТРАДНОЙ хранится знамя ВТОРОГО Хопёрского полка…; В станице БАТАЛПАШИНСКОЙ – знамя ТРЕТЬЕГО Хопёрского полка…; В СТАНИЦЕ НОВОТРОИЦКОЙ – знамя ВТОРОГО КУБАНСКОГО ПОЛКА…; В СТАНИЦЕ НИКОЛАЕВСКОЙ – знамя ТРЕТЬЕГО КУБАНСКОГО ПОЛКА ….; В станице ЛАДОЖСКОЙ – знамя ТРЕТЬЕГО КАВКАЗСКОГО полка…, В СТАНИЦЕ ХАНСКОЙ – знамя ТРЕТЬЕГО ЛАБИНСКОГО полка…; В СТАНИЦЕ ЦАРСКОЙ – знамя ВТОРОГО УРУПСКОГО полка …; В станице ХАДЫЖЕНСКОЙ – знамя ТРЕТЬЕГО УРУПСКОГО полка ….» [53, с.43 – 44]. Следовательно, по мнению исследователя, при объединении казачьих войск название КУБАНСКИЕ казаки сохранялось НЕ только за ВСЕМ войском, но (НЕ ИСЧЕЗАЯ, Т.Е. НЕПРЕРЫВНО) за местными КУБАНСКИМИ полками. «Черноморцы» и «Запорожцы», как названия полков, восстанавливаются с переселением иногородних в 1909 – 1910 гг. «… ВОЙСКОВЫЕ праздники… по распоряжению Наказного атамана. К этим дням для выноса регалий ПРИСЫЛАЮТСЯ из СТАНИЦ почётные СТАРИКИ, составляющие ВОЙСКОВОЙ КРУГ. А в ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ некоторые станицы начали присылать и своих учеников для участия В ПАРАДЕ… Из Войсковых праздников самым большим и многолюдным было празднество, устроенное в СЕНТЯБРЕ 1896 ГОДА в память ДВУХСОТЛЕТИЯ ВОЙСКА. Хотя к этому времени прошло только 104 ГОДА ПОСЛЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРЦЕВ на Кубани, но так как 19 НОЯБРЯ 1860 года к Черноморскому Войску были присоединены ЛИНЕЙНЫЕ КАЗАКИ, а в числе их и Хопёрцы, начавшие службу с 1696 ГОДА, то СТАРШИНСТВО Кубанскому Войску дано по СТАРШИНСТВУ Хопёрских казаков», [54, с. 43]. Следовательно, исследователь отмечает, что «почётные СТАРИКИ, составляющие ВОЙСКОВОЙ КРУГ… в СЕНТЯБРЕ 1896 ГОДА…» , то есть, до 1796 года сохранялся в казачьих войсках на Кубани «КРУГ» «…Тогда…с разрешения императора…собрал в декабре 1906 года Войсковую РАДУ, первую со дня переселения черноморцев на Кубани и предложил разрешить заявление казаков..» [55, с.39]. Таким образом, исследователь регистрирует замену войскового Кубанского Круга на Запорожскую Раду впервые на Кубани в 1906 г. Исследователь В.И.Ленин отмечает следующее «…даже правительственная …статистика считает во всём населении страны только 43% великороссов. Великороссов в России меньше половины населения. Даже МАЛОРОССОВ или украинцев у нас официально устами «самого» Столыпина зачислили к «инородцам». Значит, «инородцев» в России 57% населения, т.е. большинство населения… Я выбран в Государственную думу от Екатеринославской губернии, в которой большинство населения состоит из у к р а и н ц е в. Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной . на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства…убеждаться в реальности того изречения, что Россия есть «тюрьма народов»…Наши правые партии…так УСЕРДНО кричат теперь против «мазепинцев»… позже украинского мещанина …, который выражал точку зрения крестьянина, настолько ещё дикого, сонного, приросшего к своей куче навоза, что из-за законной ненависти к польскому пану он не мог понять значения борьбы этих панов…» [40, с. 122 – 123]. Однако, по мнению части исследователей, «Поимо русского (к русским в дореволюционной России относили велико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г…» [14, с.151]. Следовательно, «даже правительственная …статистика считает во всём населении страны только 43% великороссов. Великороссов в России меньше половины населения.» по мнению исследователя В.И.Ленина, не совсем ясно, каким образом выделены из общего числа русских – великороссы, малороссы и белорусы. О Т.Г.Шевченко, по мнению ряда исследователей. « Поводом к аресту стало его участие в Кирилло-Мефодиевском обществе…идеи…создания будущей федерации славянских народов …В состав славянской федерации общество предполагало включить Россию, Польшу, Чехию, Сербию, Болгарию, столицей федерации должен был стать Киев» [1, с. 56 – 57]. Следовательно, можно предположить создание «Великой Украины» по аналогии с «Великой Турцией». Художник Репин: «…узкого национализма и сепаратизма, направленных к отторжению от России Украины и других областей, В 1896 ГОДУ УКРАИНСКИЙ историк Д. Яворницкий предложил Репину написать картину «Сговор шведского короля Карла 12, гетмана Украины Мазепы и польского короля Станислава I против России» [13, с.166]. Вместо этого была написана картина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану.». В 1911 году в Тамани с надписью «по мысли станичного общества» установлен памятник запорожцам, как первым поселенцам. С. Бабаевский отмечал, что попал в начале 20 века на Кубани в русскоговорящую среду: «…Здесь же, на к у б а н с к о м берегу, научился р у с с к о м у языку, но и до сих пор люблю и хорошо знаю украинский» [3, с. 386]. Свидетельство его первой учительницы об УКРАИНСКОМ акценте, что бросалось в глаза: следовательно, украинский язык был НЕОБЫЧЕН для Кубани: «Мне исполнилось уже 77 лет, но перед моими глазами, как сейчас вижу, стоит худенький мальчик Семён, светлочубый, в розовой рубашке, говоривший с у к р а и н с к и м а к ц е н т о м.» [4, с.387]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что украинский язык в конце 19 – начале 20 века вызывал удивление, был нетипичен для русскоязычной Кубани, что отмечено в переписи 1897 г., и в воспоминаниях учительницы. Ссылки на то, что украинский язык подвергался гонениям царским правительством, в данном случае не являются аргументом: ведь Семён Бабаевский на УКРАИНЕ разговаривал на УКРАИНСКОМ языке. Воспоминания С. Бабаевского: «Началась же моя жизнь не на Маковском. Из рассказов родителей знаю, что далеко от Кубани, где-то между Изюмом и Харьковом, затерялось в степи село Кунье – место моего рождения. [5, с. 384] «…Желая избавиться от нищеты и голода, наша семья в 1910 году, когда мне исполнился год, уподобилась перелётным птицам и улетела в тёплые края, на Кубань, в поисках земли и лучшей доли…Четыре года мы странствовали по кубанским станицам и хуторам…Только в канун войны, в 1914 году, такая мечта сбылась: на хуторе Маковском, близ станицы Невиномысской, была куплена хатёнка… На том берегу, наискосок от Маковского, стоит хутор Усть-Невинский. На Маковском жили «хохлы», а на Усть-Невинском казаки. Там, на Усть-Невинском, и жизнь, и порядки были свои, не такие, как на Маковском…Там, на Усть-Невинском, и дым из труб, как мне казалось, тянулся к небу не так, как на нашем хуторе – вставал сизыми и ровными столбами. И между казаками и «хохлами» не утихала вражда.» [6, с. 385 – 386].Таким образом, следует отметить, что часть иногородних была украинцами. Есть прямые указания у части исследователей, что иногородними на Кубани и на Дону назывались украинцы. «Я, мои браты – родились в Чирской, и батька там родился. Но считались мы иногородними, «хохлы», словом – чужаки. «Хохлами называли иногородних.» [69, с.17]. Исследователи отмечают следующее. «…причём напряжение казачьих войск в эту войну было так велико, что, например, Кубань, уже в 1916 году была более не в силах поставить ещё казаков в строй… в 1918…иногородние, …выделяя вооружённые ячейки , покрывшие вскоре своею сетью всю Кубань… приступили к разоружению казачества, что вызвало первые бои местного значения» [22, с.113]; «…из числа иногородних и оседавших на Кубани …ячейки …вооружённых сил. Наибольшее развитие …на Таманском полуострове…в Темрюке образовался отряд в 1500 человек…» [23, с. 224]; «советские войска, особенно УКРАИНСКИЕ, подвергли полному разгрому станицы к а з а к ов, лежавшие на дороге, совершенно не считаясь со степенью их обеспеченности, что, естественно, бросило кубанских казаков из революционного лагеря…» [24, с.226]; «…население Украины в классовом отношении представляло ту особенность, что средоточием РАБОЧЕГО класса, и притом не принадлежащего к коренному населению страны, являлись крупные городские центры, остальная же масса населения состояла из крестьян …среди этого элемента поддержкой пользовались национально-шовинистические тенденции мелкой и средней украинской буржуазии и интеллигенции.» [25, с. 113 – 114]. Таким образом, украинские отряды в 1918г. в отсутствие казаков, воевали предположительно с гражданским казачьим населением – стариками и женщинами. По мнению исследователя, рабочим классом на Украине являлось великорусское население – «не принадлежащего к коренному населению». «С 1920 по 1932г. в литературной ситуации усилился «украинский элемент» – так называемый украинский период советской литературы…Организуются новые журналы… «Наступ», «Нова Кубань» и др…Кубанские писатели создают в конце 1920-1930-х годов новые произведения..Ф.Приймы, И. Луценко…Писались и выпускались школьные учебники, пособия для украинских учебных заведений…В конце 1932 г. было принято решение о прекращении украинизации Кубани. Был запрещён выпуск двадцати украинских газет…прекратилось радиовещание на украинском языке, закрыто несколько сотен школ; упразднялись украинские пединституты; сжигались книги на украинском языке. В 1933г. были репрессированы…профессора, студенты..украинского отделения рабфака..В 1930-х годах были репрессированы писатели В.Потапенко…, что составило почти весь актив украинской писательской организации. Уцелевшие…эмигрировали в годы Великой Отечественной войны (Н.Щербина, В.Очерет…)…некоторые стали писать свои произведения на русском языке» [15, с. 217 – 218]. Мнение другой части исследователей «…НЕТ НЕОХОДИМОСТИ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ… 1927 г… Из истории создания КубГУ (5сентября 1920 – 21 октября 1921 г.)…4 июля 1920 г. на заседании ревкома было поддержано ходатайство отдела народного образования об открытии на Кубани (в Екатеринодаре) с осени 1920 г. университета…» [31, с. 17]; «…На этой конференции было признано необходимым открытие Кубанского института народного образования в Краснодаре, областном центре, где с 1891 г. существовала мужская учительская семинария, с 1909 г. – женская учительская семинария, а с 1919 г. – учительский институт при краевом правительстве…8 сентября 1920 г. в зале клуба «Красная Звезда» состоялось торжественное заседание советских и партийных организаций города, на котором было объявлено об открытии Кубанского института народного образования…» [32, с. 28] ; «..В декабре 1920 г. город был переименован в Краснодар…» [41, с. 98 – 99]; «…Однако вскоре ввиду голода и финансового кризиса в Советской республике началось упразднение ряда вузов. 21 октября 1921 г. Кубанский УНИВЕРСИТЕТ был ЗАКРЫТ…» [33, с. 27]; «…в 1921 г. .. образована Кубано-Черноморская область, на части территории которой в 1922 г. появилась Адыгейская автономная область. В 1924 г. весь Северный Кавказ, за ИСКЛЮЧЕНИЕМ Дагестана, был преобразован в Северо-Кавказский край…» [42, с. 98 – 100]. «…Весной 1924 г. в институте стало известно, что Наркомпросс из соображений НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ решил создать ЕДИНЫЙ Северо- Кавказский педагогический институт во Владикавказе, и с этой целью собирается СЛИТЬ Кубанский педагогический институт с Владикавказским. ПРИЧИНОЙ такой меры ФОРМАЛЬНО послужило НЕВЫПОЛНЕНИЕ институтом задания Наркомпроса «организовать КАФЕДРЫ по ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКУ ГОРСКИХ народов в целях ОБСЛУЖИВАНИЯ последних». Указывалось также, что СТАРОЕ НЕДОВЕРИЕ ГОРСКИХ народов к КАЗАЧЕСТВУ помешает в течение ДОЛГОГО ВРЕМЕНИ использовать ПЕДИНСТИТУТ для подготовки кадров для НАЦИОНАЛЬНЫХ школ»…подобное мероприятие…может привести… к закрытию краснодарского педвуза…» [34, с. 31]; «…16 апреля 1924 г. ректор пединститута …собрал экстренное заседание …правления института…правление приняло постановление, которое категорически ОТКЛОНИЛО проект преобразования института…отмечалось также, что Кубано-Черноморская область имеет МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ группы (УКРАИНЦЫ, АДЫГЕЙЦЫ, АРМЯНЕ и пр.), которые ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в подготовке НЕОБХОДИМЫХ специалистов… В принятом на заседании решении говорилось: «…ни молодой РОСТОВСКИЙ педфак, ни БУДУЩИЙ Северо-Кавказский институт во Владикавказе не являются достаточно прочной ОПОРОЙ педагогического образования КРАЯ…»…при поддержке органов советской власти Кубани вуз удалось отстоять. Ситуация ИЗМЕНИЛАСЬ после того, как было направлено ХОДАТАЙСТВО во ВЦИК, которое ПОДДЕРЖАЛ его ПРЕДСЕДАТЕЛЬ М.И.Калинин…» [35, с. 32 – 33]; «…В 1925 г. в институте числилось 420 студентов, в том числе: детей рабочих – 56, детей хлеборобов – 254, детей советских служащих – 89, детей учителей – 36…По НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 60% студентов считали себя УКРАИНЦАМИ…» [36, с. 54]; «…В 1927 г. подготовка учителей ИСТОРИИ в Кубанском пединституте, как и по всей СТРАНЕ, была свёрнута, социально-обществоведческое отделение было ЗАКРЫТО.В РУКОВОДСТВЕ страны возобладала точка зрения, что МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ страны Советов НЕТ необходимости ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ царских династий, старых эксплуататорских классов…» [37, с. 51 – 52]; «…в июле 1928 г. – в АДЫГЕЙСКУЮ автономную область, ЦЕНТРОМ которой стал КРАСНОДАР…» [] [42]; «…В 1930 г. округа ликвидированы…» [] [42]; «…в 1932 г…В своих воспоминаниях выпускник КГПИ 1930-х гг. доктор ИСТОРИЧЕСКИХ наук, профессор М. П. Аутлев писал: «С началом 30-х годов на Кубани стала осуществляться УКРАИНИЗАЦИЯ. В Краснодаре повсюду вывески на учреждениях звучали по-украински. Наш педагогический ИНСТИТУТ назывался « Пiвнично-Кавказский Агропедагогич! ИНСТИТУТ имени Мiколи Скрипнiка». В это время М. Скрипник, СТАРЫЙ революционер, работал на Украине в должности народного комиссара ПРОСВЕЩЕНИЯ и являлся одним из ГЛАВНЫХ проводников ИДЕИ УКРАИНИЗАЦИИ Кубани. Символично, что Краснодарский педагогический институт был назван его именем. По ПРОБЛЕМЕ УКРАИНИЗАЦИИ Кубани мне не приходилось читать ни одного ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОКУМЕНТА, но с ТРИБУН приходилось слышать не раз, что КУБАНЬ перейдёт в СОСТАВ УКРАИНЫ. Но эта идея тогда не смогла материализоваться…На физмате ПРЕПОДАВАНИЕ велось на РУССКОМ, в ШКОЛАХ города---на УКРАИНСКОМ. На КОМСОМОЛЬСКИХ собраниях ПО-РУССКИ могли говорить студенты НЕРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Остальные, т.е. РУССКИЕ, обязывались говорить ПО-УКРАИНСКИ. Так продолжалось до 1933 г., когда из Москвы поступило ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА отменить ПОЛИТИКУ УКРАИНИЗАЦИИ и вести занятия во ВСЕХ учебных заведениях на РУССКОМ языке…Тогда же Кубанский государственный педагогический институт возглавил В.Г. Козырев…» [38, с. 53 – 54]; «…В 1934 из Северо-Кавказского был выделен Азово-Черноморский край…» [42]; «…16 мая 1934 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР « О преподавании ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ в ШКОЛАХ СССР…предусматривалось ОТКРЫТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ факультетов в Московском и Ленинградском университетах, а затем и в других ГУМАНИТАРНЫХ вузах СТРАНЫ…Постановление способствовало повышению ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НАРОДОВ СССР, готовности их отразить надвигающуюся УГРОЗУ фашистской агрессии. В 1934/35 учебном году в КГПИ ВНОВЬ был открыт ИСТОРИЧЕСКИЙ факультет...» [38, с. 53 – 54]; «…Адыгейскую автономную область, ЦЕНТРОМ которой…с 1936 г. – Майкоп…» [42]; «…В 1936 г. В.Г.Козырева на посту директора КГПИ сменил И.И. Богов…» [36, с. 54]; «…в январе 1937 г. по ложному обвинению был арестован и позднее расстрелян РЕКТОР института И.И. Богов. Затем был репрессирован декан ИСТОРИЧЕСКОГО факультета А.И. Лутченков. Позднее, в 1950-е гг. эти невинно осуждённые люди были полностью реабилитированы (посмертно)…» [36, с. 54]; «...Азово-Черноморский край, 13 сентября 1937 г. РАЗДЕЛЁННЫЙ НА Краснодарский край и Ростовскую область…» [42]; «…В 1938 г. на должность директора КГПИ была назначена выпускница ИСТОРИЧЕСКОГО факультета пединститута М.Ф. Флюстикова…» [39, с. 54 – 57]. Таким образом, мнения исследователей различны. Можно предполагать, что «М. Скрипник, СТАРЫЙ революционер, работал на Украине в должности народного комиссара ПРОСВЕЩЕНИЯ и являлся одним из ГЛАВНЫХ проводников ИДЕИ УКРАИНИЗАЦИИ Кубани» соотносится с «МАЗЕПА «строил прожекты включения ЗЕМЛИ Донского войска в состав Запорожского». « На конец 1990 –х годов население края составляло более 5 млн. человек. На Кубани проживает: РУССКИХ – 4300 тыс.. армян – 233 тыс., УКРАИНЦЕВ – 200 тыс., …адыгейцев – 19,8 тыс. человек» [16, с.318].Таким образом, на Кубани 86% РУССКИХ, 4% УКРАИНЦЕВ, адыгейцев – менее 1% (1% от 5 млн.- 5000 000 – это 50 тыс.-50 000). «В Адыгее проживает около 450 тыс. человек; в том числе русских 67,3%, адыгейцев – 23% [16, с. 318]. Следовательно, украинцев на Кубани в настоящее время предположительно 4%. Кандидат ИСТОРИЧЕСКИХ наук заведующий отделом культуры и этнографии Центра НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ « Кубанские казаки» Н. И. Бондарь отмечает следующее. «« Кубанское казачество: этнос (народ) или ?... Все население Земли делится на народы…Самосознание и самоназвание. Наличие своей территории, особенностей в культуре, а также сословная замкнутость способствовали осознанию кубанскими казаками своего отличия от русских и украинцев…примерно С СЕРЕДИНЫ 19 ВЕКА самосознание закрепилось в самоназвании КУБАНСКИЕ КАЗАКИ… Несмотря на расказачивание и геноцид 30-х годов, самосознание сохранялось у ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ и в 50-е годы. Во время переписи отдельные ПОТОМСТВЕННЫЕ казаки на вопрос в анкете о национальности ответили: КУБАНСКИЙ казак. Возникновению САМОСОЗНАНИЯ у казаков способствовало в 19 в. наличие своей социально-политической организации…Однако для большинства представителей казачества было характерно ДВОЙНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – КУБАНСКИЙ КАЗАК и РУССКИЙ ( как осознание родства более высокого, российского уровня)… В отличие от старых казачеств - запорожского, донского, начальный этап формирования БУДУЩЕГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА был связан с организованным правительством переселением…формированию НОВОГО – КУБАНСКОГО – казачества. Можно считать, что этот процесс в основном завершился во второй половине (КОНЦЕ) 19 В.Способствовало этому объединение Черноморского и части КАВКАЗСКОГО линейного казачьих войск в ЕДИНОЕ КУБАНСКОЕ казачье войско…Общность территории. Генезис (происхождение) и последующее развитие КУБАНСКОГО казачества связаны с частью КУБАНИ…(область войска Черноморского и территория полковых округов Кавказского войска; затем КУБАНСКАЯ область).Часть этого пространства являлась ЭТНИЧЕСКОЙ территорией и другого ЭТНОСА – АДЫГОВ…» [12]. Исследователь отмечает, что для кубанских казаков было «характерно ДВОЙНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – КУБАНСКИЙ КАЗАК и РУССКИЙ ( как осознание родства более высокого, российского уровня)». Можно предположить, что это самосознание индоевропейского рода Дива (Дивины) ветви касак/ казак и аорс/рус. Предположительно, кубанское казачество являлось старым казачеством. Непрерывность названия «кубанцы» с 1708г, «Кубанское казачье войско» – с 1793 – 1794гг. параллельно с Черноморским и Кавказским. «Истоки. Ровно пятнадцать лет назад кубанский парламент принял закон о символах Краснодарского края – гербе, флаге и гимне…Изначально Герб Кубанской области был утвержден …в 1874 году…В целом герб символизирует ПРАВЫЙ ФЛАНГ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ – системы ВОЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ…ПРОТЯНУЛИСЬ эти укрепления ОТ КИЗЛЯРА до УСТЬЯ РЕКИ КУБАНИ …Что касается лент орденов Ленина …символизируют достижения Кубани в советский период…(В окончательном варианте кубанский герб был утверждён 23 июня 2004 года)…Впервые НЫНЕШНИЙ кубанский ФЛАГ был утвержден в ФЕВРАЛЕ 1919 ГОДА на заседании Кубанской законодательной РАДЫ. ТОГДА МАЛИНОВЫЙ цвет полотнища символизировал ЗАПОРОЖЦЕВ – основателей КУБАНСКОГО войска, СИНИЙ – донцов, ЗЕЛЕНЫЙ – горцев…Что касается гимна Кубани…, написанная в 1914 году …посвященная казакам 1-го КАВКАЗСКОГО КАЗАЧЬЕГО ПОЛКА…Автор слов – полковой священник Константин Образцов…» [26]. Таким образом, можно предположить, что нынешний флаг Кубани отражает мнение не кубанского казачьего Круга, а «был утвержден в ФЕВРАЛЕ 1919 ГОДА на заседании Кубанской законодательной РАДЫ. ТОГДА МАЛИНОВЫЙ цвет полотнища символизировал ЗАПОРОЖЦЕВ – основателей КУБАНСКОГО войска» после 1918 года, когда «советские войска, особенно УКРАИНСКИЕ, подвергли полному разгрому станицы к а з а к о в,…что, естественно, бросило кубанских казаков из революционного лагеря». Предположительно, основателями Кубанского казачьего войска являлись с 1794г. казаки Кубанского казачьего войска станиц, созданных при восстановлении крепостей по всей реке Кубани, включая Тамань в 1783-1784гг. «ЗАКОН Краснодарского края от 14. 12. 2006 № 1145 – КЗ Об установлении праздничных дней и ПАМЯТНЫХ ДАТ в КРАСНОДАРСКОМ крае (принят ЗС КК 29.11.2006) (по состоянию на 9 февраля 2007)….следующие памятные даты, посвящённые ОСНОВАНИЮ ГОРОДОВ: 1793 год – ГОД ОСНОВАНИЯ города ЕКАТЕРИНОДАР,..1794 – год ОСНОВАНИЯ ПОСТА РОМАНОВСКОГО, впоследствии хутора РОМАНОВСКИЙ – НЫНЕ ГОРОД КРОПОТКИН, Август 1794 – дата основания станицы Уманская, НЫНЕ СТАНИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ. 15 ДЕКАБРЯ 1846 года – день ОСНОВАНИЯ станицы КАВКАЗСКАЯ – ДЕНЬ присвоения АНАПЕ статуса «ПОРТОВЫЙ город АНАПА».6 марта 1848 года – ДЕНЬ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА ЕЙСК. 21 сентября 1857 года – день основания станицы Отрадная.1862 – год ОСНОВАНИЯ станицы Крымская – НЫНЕ ГОРОД КРЫМСК.25 июля 1862 – день основания станицы БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ – НЫНЕ ГОРОД БЕЛОРЕЧЕНСК. УСТАНАВЛИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ: 1 ИЮНЯ – день символов Краснодарского края: ГЕРБА, ФЛАГА и ГИМНА Краснодарского края 30 ИЮНЯ 1792 ГОДА – ДЕНЬ ПОДПИСАНИЯ ЕКАТЕРИНОЙ 11 ЖАЛОВАННОЙ ГРАМОТЫ ВОЙСКУ ЧЕРНОМОРСКОМУ НА ОСТРОВ ФАНАГОРИЮ ТАВРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ СО ВСЕМИ УГОДЬЯМИ К НЕМУ ПРИНАДЛЕЖАЩИМ…25 АВГУСТА 1792 год – ДЕНЬ ВЫСАДКИ на Тамани первых ЧЕРНОМОРСКИХ казаков под командованием Саввы Белого; Первая суббота сентября – ЛИПКИНСКИЕ поминовения ( отмечаются в честь героического подвига ГЕОРГИЕВСКОГО поста при Липках (1862 г.), ст. НЕБЕДЖАЕВСКАЯ; 12 сентября – День святого благоверного князя Александра Невского – ВОЙСКОВОЙ праздник Кубанского казачьего войска;14 сентября – ГРЕЧИШКИНСКИЕ поминовения ( отмечаются в честь подвига СОТНИКА ГРЕЧИШКИНА (1829 г.) в станицах ТБИЛИССКАЯ и КАЗАНСКАЯ; 14 октября – День образования КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО войска ( отмечается по СТАРШИНСТВУ ХОПЁРСКОГО ПОЛКА (1696 г.) в ближайшее к дате воскресение)….Праздник «Таманская лоза»…21 ноября – День матери-казачки на Кубани… ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ А.Н.ТКАЧЁВ 14 ДЕКАБРЯ 2006 г. № 1145-КЗ»«Настоящий закон вступает в силу со дня его опубликования» [71]. Следовательно, по мнению части исследователей, дату основания города Краснодара можно предполагать как дату восстановления крепости и станицы при ней в 1783 – 1784 гг. Вероятнее всего, датой основания первых 40 станиц и городов при восстановленных крепостях по всему течению реки Кубани включая Тамань, следует считать 1783-1784гг.«Вчера в Темрюкском районе …закрылся …сезон этнокультурного комплекса «Атамань…Вчера…кубанские казаки отметили сразу три даты: 150 – ЛЕТИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА, 20 - ЛЕТИЕ со ДНЯ его ВОЗРОЖДЕНИЯ и ДЕНЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА….казаков во главе с атаманом …Долудой…с памятными датами их поздравили представители КРАЕВОЙ И ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЙ…исполнил Кубанский казачий хор.» [27]; «Официально. ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации муниципального образования город Краснодар № 8010 от 13.10.2010 Об оказании содействия в организации и проведении торжественных мероприятий, посвященных 150 – ГОДОВЩИНЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА и Дню кубанского казачества… [28]; «В минувшую субботу во ВСЕХ МУНИЦИПАЛИТЕТАХ КРАЯ прошли казачьи ПАРАДЫ, приуроченные сразу к двум знаменательным датам в истории КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА – 150 – летию со ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА и 20-летию со дня его возрождения…Исторической справедливости ради скажем, что КОРНИ Кубанского казачьего войска уходят в 1696 год, когда…Хоперский полк. Однако свое НЫНЕШНЕЕ НАЗВАНИЕ ККВ получило в 1860 ГОДУ, когда произошло объединение Черноморского и части Линейного казачьих войск. КУБАНСКОЕ казачье войско стало главной опорой…в октябре 1990 года…была создана Кубанская казачья РАДА…в 1998 году…Кубанское казачье войско…Благодаря поддержке губернатора Кубани Александра Ткачева… [29]. Другая часть исследователей считает иначе. Например, «на Кубань ОДНОВРЕМЕННО с черноморцами в 1794 году, образовав из них ОТДЕЛЬНОЕ Войско под названием КУБАНСКОГО… станицы Усть - Лабинская, Кавказская…Спустя девять лет, в 1803 г., были заселены и земли, лежащие по Кубани…Эти переселенцы образовали особый полк, называвшийся КАВКАЗСКИМ Войском, и заселили станицы… ЭТИ ДВА ВНОВЬ образованные ВОЙСКА, КАВКАЗСКОЕ и КУБАНСКОЕ». Основание Кубанского казачьего войска по названию Кубанское казачье войско по мнению части исследователей следует отнести к 1783-84 гг. или 1794г. – «на Кубань ОДНОВРЕМЕННО с черноморцами в 1794 году, образовав из них ОТДЕЛЬНОЕ Войско под названием КУБАНСКОГО… станицы Усть - Лабинская, Кавказская…». Исследователь 1911г. отмечает следующее. «Из Войсковых праздников самым большим и многолюдным было празднество, устроенное в СЕНТЯБРЕ 1896 ГОДА в память ДВУХСОТЛЕТИЯ ВОЙСКА. Хотя к этому времени прошло только 104 ГОДА ПОСЛЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРЦЕВ на Кубани». Таким образом, исследователь регистрировал другую дату основания Кубанского казачества. «Школяры начнут балакать?...В последнее время на Кубани много говорят о том, чтобы возродить «балачку» … в настоящее время к печати уже готовы три варианта кубанской азбуки, в которой, например, есть целых 10 слов на букву Й. Их авторы мечтают, чтобы «балачку» в скором времени начали преподавать в школах Краснодарского края. Однако для этого своё одобрение должен дать краевой департамент образования» [2] ; «Языку казаков в школе не научат?..В последнее время всё чаще возникают разговоры о том, что в рамках курса кубановедение в наших школах будет преподаваться балачка…для более близкого знакомства молодого поколения с ЯЗЫКОМ ЕГО ПРАДЕДОВ…что касается обучению школьников балаканью…Сейчас в рамках кубановедения старшеклассники знакомятся с кубанским говором как частью русского языка. Например, на уроках кубановедения «Весенние праздники и обряды казаков» в краснодарской школе № 35 балачка звучит в народных песнях и в спектакле…»; «Глас народа…НЕ БАЛАКАТЬ, а говорить правильно» [30]. Аналогично следующее. «В Ейске гостей кулинарного фестиваля накормили варениками… На фестивале можно было попробовать излюбленное кубанское блюдо с самыми разными начинками… – Вареники – это истинно кубанское блюдо, это изюминка города Ейска… этим издавна славится город, – рассказал Михаил Тимофеев, глава Ейского района…; Этот памятник аппетитному варенику еще в прошлом году стал визитной карточкой Ейска. Чтобы сфотографироваться с диковинной скульптурой здесь ежедневно собирается много людей. Высота памятника целых два метра. Рядом с ним ложка и горшочек со сметаной – все, что нужно для трапезы. А вот здесь на русском и украинском языках написано: «Пусть каждый живет как вареник в масле». [74]; «…украинские вареники, пришедшие в Россию с казаками, по-настоящему раскрывают культуру и быт казачьего края…» [73]; «…Неожиданный подарок в день рождения Выселковского района, который в этом году совпал с 20-летием крупнейшего холдинга «Агрокомплекс», преподнес станичникам губернатор края Александр Ткачев…Еще одним подарком для жителей Выселковского района стало выступление Елены Ваенги.«Я сегодня прилетела с утра из Санк-Петербурга, посмотрела на ваш кубанский край… Гордитесь своей землей, гордитесь своей национальностью… [72]. Таким образом, часть исследователей отмечают, что «гордитесь своей национальностью»; «здесь на русском и украинском языках написано: «Пусть каждый живет как вареник в масле»; «Языку казаков» подразумевается украинский язык. Другая часть исследователей отмечает, что «казаки …ГОВОРИЛИ НА ВЕЛИКОРУССКОМ ЯЗЫКЕ». Следовательно, «взгляды Л.Вейсгербера изложены в его четырёхтомной работе «О силах немецкого языка» (1949 – 1950). В его построениях особое место отводится родному языку…теория «родного языка» в ряде случаев ведёт к шовинистическим домыслам…а в политической интерпретации ратует за присоединение к Германии (очевидно, к ФРГ) всех территорий, население которых считает немецкий язык родным (Австрия, Швейцария, Тироль». Таким образом, можно предполагать, что теория «родного языка» Л. Вейсбергера может в ряде регионов России, в частности, на Кубани (убеждение населения в украинском языке), ратовать за присоединение к другим государствам. Итак, исследования позволяют предполагать, что на части территорий, включая Японию, с топонимикой по имени праиндоевропейского бога Дива первоначально проживали праиндоевропейцы рода Дива с ветвями касаков/казахов и аорсов/русов. Русские, как ветвь рода Дива являются прямыми потомками жителей древних государственных образований, в названии которых регистрируется основа дий/тай/дах/таох. Предположительно, Диауэхи, Урарту (алародии),меоты, Синдика, Дакия, парны-даи, дигорцы(дигурон), гуроны, гураны, область Рус, государство Русия. На данной территории регистрируется непрерывное проживание великорусских казаков (касаки – ветвь рода Дива). На Кавказе – роды великорусских казаков Дивиных и Мезенцевых. Следовательно, можно предполагать, что история России и великорусского этноса имеет прямое отношение к истокам древних цивилизаций.
Литература
1. Антонов В. С. и др. Книга для чтения по истории СССР, XIX в.: Пособие для учащихся сред. шк. / В. С. Антонов, М. Б. Огнянов, Н. И. Пирумова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с., 8 л.: ил., карт. С. 56 – 57.
2. Аргументы и факты. № 2. 13 – 19 января. 2010 г.
3. Бабаевский С. П. Сельские повести. – М.: Современник, 1986. – 400 с. (Новинки «Современника») С. 386.
4. Бабаевский С. П. Сельские повести. – М.: Современник, 1986. – 400 с. (Новинки «Современника») С. 387.
5. Бабаевский С. П. Сельские повести. – М.: Современник, 1986. – 400 с. (Новинки «Современника») С. 384.
6. Бабаевский С. П. Сельские повести. – М.: Современник, 1986. – 400 с. (Новинки «Современника») С. 385 – 386.
7. Бондарев В. П., Масалов А. Г. Терское казачье войско: из века в век. 1577 – 2003. – Владикавказ – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 121 с. С. 24.
8. Бондарев В. П., Масалов А. Г. Терское казачье войско: из века в век. 1577 – 2003. – Владикавказ – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 121 с. С.18.
9. Бондарев В. П., Масалов А. Г. Терское казачье войско: из века в век. 1577 – 2003. – Владикавказ – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 121 с. С. 19.
10. Бондарев В. П., Масалов А. Г. Терское казачье войско: из века в век. 1577 – 2003. – Владикавказ – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 121 с. С. 23.
11. Бондарев В. П., Масалов А. Г. Терское казачье войско: из века в век. 1577 – 2003. – Владикавказ – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 121 с. С. 26.
12. Бондарь Н. И. Кубанское казачество: этнос (народ) или ?.. / Советская Кубань. 17 июля. 1991 г.
13. Искусство. Живопись. Скульптура. Графика Кн. для учителя. В 3 ч. Ч. 3. Русское искусство. Советское искусство / Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 382 с.: ил. С.166.
14. История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С.151.
15. История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С. 217 – 218.
16. История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С. 318.
17. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 89.
18. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С.90 – 91.
19. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 106.
20. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 101.
21. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 100 – 101.
22. Какурин Н. Е. Как сражалась революция. Т. 1. М.: Полит. издат., 1990. 491 с. (Военная Академия РККА им. М. В. Фрунзе. Гос. изд-во М. – Л., 1926). С. 113.
23. Какурин Н. Е. Как сражалась революция. Т. 1. М.: Полит. издат., 1990. 491 с. (Военная Академия РККА им. М. В. Фрунзе. Гос. изд-во М. – Л., 1926). С. 224.
24. Какурин Н. Е. Как сражалась революция. Т. 1. М.: Полит. издат., 1990. 491 с. (Военная Академия РККА им. М. В. Фрунзе. Гос. изд-во М. – Л., 1926). С. 226.
25. Какурин Н. Е. Как сражалась революция. Т. 1. М.: Полит. издат., 1990. 491 с. (Военная Академия РККА им. М. В. Фрунзе. Гос. изд-во М. – Л., 1926). С.113 – 114.
26. Краснодарские известия. 24 марта. 2010 г.
27. Краснодарские известия. 15 октября. 2010 г.
28. Краснодарские известия. 15 октября. 2010 г.
29. Краснодарские известия. 19 октября. 2010 г.
30. Краснодарские известия. 21 января. 2010 г.
31. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 17.
32. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 28.
33. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 27.
34. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 31.
35. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 32 – 33.
36. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 54.
37. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 51 – 52.
38. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 53 – 54.
39. Кубанский государственный университет: 90 лет в истории образов. и науки России./редкол. М.Б.Астапов (гл. ред.) и др. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – 600с.; ил. С. 54 – 57.
40. Ленин В. И. О литературе и искусстве. Изд. 7-е / Сост. Н. Крутикова. – М.: Худож. лит., 1986. – 575 с. С. 122 – 123.
41. Общегеографический региональный атлас . Краснодарский край. Республика Адыгея. – ред. Ю. Кузнецов и др. М. – 2001 г. С. 98 – 99.
42. Общегеографический региональный атлас . Краснодарский край. Республика Адыгея. – ред. Ю. Кузнецов и др. М. – 2001 г. С. 98 – 100.
43. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С.19.
44. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С.15.
45. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 28.
46. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 23.
47. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 27.
48. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 30 – 31.
49. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 18.
50. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 19.
51. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 40.
52. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 34 – 35.
53. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 43 – 44.
54. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 43.
55. Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 39.
56. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 315.
57. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 274.
58. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 289.
59. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 306.
60. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 324.
61. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 309.
62. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 325.
63. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 334 – 338.
64. Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 347 – 350.
65. Придиус П. Е. Отрадненское предгорье. – Краснодар: Кн. изд-во, 1980. – 78 с. С. 6.
66. Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – 336 с. С. 91.
67. Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – 336 с. С.107.
68. Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – 336 с. С.108 – 109.
69. Толстой А. Хлеб. Государственное издательство Молдавии. Кишинёв, 1955. С. 17.
70. Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. – 504 с. С.70.
74. http://kubantv.ru/kurorty-kubani/43708-v-ejjske-gostejj-kulinarnogo-festivalja-nakormili-varenikami/.
Поступила в редакцию 09.09.2013 г.