ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

«О языке и мудрости индийцев» и родной язык. Кубанские казаки. Этимология

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

«Uber die sprache und die weisheit der indier» and the native language. The kuban cossacks. The etymology

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

«Без достижений древних цивилизаций наш мир немыслим ни в одном своём звене» (Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина).

 

«None of the faces of the modern world be what it is if not for the achievements of the ancient civilizations» (Edited by G.M. Bongard-Levin).

 

«С наибольшей полнотой взгляды Л. Вейсгербера изложены в его четырёхтомной работе «О силах немецкого языка» (1949 – 1950). В его построениях особое место отводится родному языку…теория «родного языка» в ряде случаев ведёт к шовинистическим домыслам…а в политической интерпретации ратует за присоединение к Германии (очевидно, к ФРГ) всех территорий, население которых считает немецкий язык родным (Австрия, Швейцария, Тироль» [25, с. 168]. Предположительно, теория «родного языка» может применяться в некоторых государствах и в регионах, в частности, в России. «Русский язык заимствовал слова из разных языков – как древних, так и новых. Давними являются заимствования из языков скандинавских, угро-финских и тюркских. …Угро-финские слова заимствованы…из финского, эстонского, коми и др.…многие топонимические названия: Клязьма, Вязьма, Кинешма, Кострома, Кама, Ветлуга, Волга, Онега, Печора, Истра, Пахра, Шексна, Икша…Тюркские слова заимствованы.. из языков тюркских народов (половцев, печенегов, булгар, татар). Они обозначают:…ж) слова из сферы торговли и общественного устройства: чай, базар…визирь, батрак, казак.» [26, с.67 – 68]. Таким образом, исследователь слово казак относит к тюркским словам. Название Кама и народа коми – к угро-финским. «По связи языка с народом выделяются три основных социальных типа языка – племенной язык, язык народности, национальный язык…влиянию трёх основных религий – буддизма, ислама, христианства. Распространение буддизма (в форме брахманизма и индуизма) сделало языком культа с а н с к р и т – язык вед, т.е. четырёх древнеиндийских сборников гимнов, молитв и заклинаний (Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарведы), и других священных книг браханов…» [22, с. 286] . Таким образом, существовали племенные языки, языки рода. «Однако языки, восходящие к одному источнику, сохраняют общий корнеслов и аффиксы, общие фонетические закономерности…Общий язык являлся доказательством общего происхождения… В период палеолита далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (Ра), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Чёрное море (….)…Около 15 тыс. лет назад кончился ледниковый период и началось формирование протоиндоевропейских племён…встречаются общие названия животных.., птиц (..орёл..), насекомых…В первой половине каменного века, до 4-3 тысячелетий до н.э образовались три зоны…Центральная зона…германская ветви…иллирийско-фракийская…греческая и индоиранская…делится на иранскую и индийскую ветви индоевропейских языков. Общеславянский (праславянский) язык существовал…со второй половины 1 тысячелетия до н.э….западнее славян обитали балтийцы…, на юге – иранские.» [23, с. 70 – 71]. Однако, вероятнее всего, первичными общими словами в родах (племенах) являлись имена собственные (людей и богов), а не названия предметов. Возможно, это вообще были первые слова человека. Примеры. «..Латынь обозначала бога словом. Соответствия ему лингвисты открыли в санскрите и других древних языках…восходят к древней форме (…близкими, родственными) слова, обозначавшие небо и день…Эти и другие форы позволяют заключить, что индоевропейский бог – «нечто светящееся, существо светлое, небесное…» [34, с. 29]. «Див» в древнерусском «Слове..» У богов были имена собственные, которые давались географическим объектам родом, который проживал ранее других родов. Пример рода Дива – индоевропейцев. «…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины…стекают священные реки..» [29, с. 71]. «Джамна..река…Джумна, или Ямуна…В Ведах и Пуранах, древних писаниях, она известна как «Ямми», сестра Ямараджи (бога смерти) и дочь Сурьи (бога Солнца). …Один из пиков в Гималаях..называется…обезьяний бог Хануман …приходит на это место из святого города Айдохьи на поклонение…известен и под другим именем – Калинд. Поэтому Джамна, которая берёт отсюда свои истоки, иногда называется Калинди или Калинджа, то есть, дочь Калинда…индийцы, проживающие по её берегам, называют Джамну богиней-матерью…» [30, с. 54 – 55]. Кама , Мокша относятся к религии Ведов (2 тыс. до н.э). Следовательно, названия рек Кама и Мокша, Ра (Волга) давали индоевропейские племена, проживавшие ранее других племён (с 15 тыс. до н.э. и далее). Аналогично название народа коми. «…ономастика …Ономастика как наука об именах собственных делится на антропонимику (она изучает имена, фамилии, отчества и прозвища людей) и топонимику (она изучает географические названия, т.е., названия стран, сёл, рек, озёр, морей, гор, равнин и т.п.)…, историческая лексикология и этимология…» [24, с.186]. Таким образом, отражение названия людей и географических объектов в древности именами собственными, в том числе, богов рода. То есть, первичными были имена собственные. «…сказанное относится как к словам общего языка, так и к географическим названиям, о которых ещё Лейбниц писал : « Так как названия рек обыкновенно ведут своё начало от самой глубокой, известной нам древности, то по ним лучше всего судить о старом языке и о древних жителях». [27, с. 56]. «Примером открытого лагеря орды может служить Ильская стоянка. Около 40 тысяч лет тому назад здесь поселился человек…зубр…мамонт… В Даховской ПЕЩЕРНОЙ стоянке обнаружены кости, которые принадлежат тем же видам животных, что и в Ильской. Кроме того, здесь были также кости тигрольва. В одном из Губских навесов (№5) были найдены кости пешерного льва…» [31, с. 9]. Следовательно, если с 40 тыс. лет до 15 тыс. лет до н.э. в Даховской пещере продолжали непрерывно проживать люди, то это предположительно мог быть праиндоевропейский род Дива, в отличие от открытой Ильской стоянки. Этому соответствует название пещеры, название реки Дах, обряды праиндоевропейскому богу Диву «дэвопоклонниками» «в восьми адских пещерах» (по тексту Авесты). «Новые материалы по истории казахского племени адай. В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай.…Кудайке – имя родоначальник родовых групп тазеке и косай. Видимо в основе данного этнонима лежит слово кудай «бог, божество»… Косай – название родового отделения племени адай, второе название туркмен-адай. Досл. «пара лун». Предпочтительней в данном этнониме видеть фонетический вариант слова косак/касак/казак, т.к. чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.). М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки»…Кунанорыс – название родового отделения племени адай. Этноним состоит из двух частей: кун+ан «куны/гунны» или от др.-тюрк. кун «народ»+аффикс собирательности – ан-; орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс. Стало быть кунанорыс- букв. «гунны и асы» или «народ асов». Сравни усунь > ас+сюн/гунн…Жайык – название рода отделения тобыш. Жайык- казахское название реки Урал. Топоэтноним. Существует мнение, что древним названием реки Жайык было Дайык- букв. «дайская река», «река даев», т.е. река получила своё название от народа, который долгое время проживал возле неё…Каракесек – название рода отделения косай. Слово каракесек служит также названием племени объединения алимулы. Каракесек – это фонетический вариант этнонима каракасак, где кара передаёт значение «простой народ» (сравни: тюрк кара камаг бодун «тюркский родоплеменной союз» и игиль кара бодун «простой народ»); касак – название тюркского племени, досл. « светлые саки», от кыусак>касак>казак, где кыу «светлый», сак-название др.-тюрк. народа. (Закиев М.З.). Наиболее близким каракесекам-алимулы является крупнейшее племя Среднего жуза аргын, в составе которого имеется подразделение каракесек (свыше 20 % от общей численности аргынов в начале XX в.), происхождение которых связывается со «страной Аргу» в бассейне реки Талас. В период монгольского завоевания территории Аргу (1218-1219 г.г.) часть ее населения ушла на север и запад, возможно именно тогда каракесеки разделились на две части.( Востров В.В. и Муканов М.С). Байрамкулов А.М. в своей монографии «К ИСТОРИИ АЛАНСКОЙ ОНОМАСТИКИ И ТОПОНИМИКИ» упоминает названия аланских городов Касек и Касак, которые располагались на берегу Чёрного моря.( Байрамкулов А.М.). Эти названия городов созвучны с второй частью этнонима кара+кесек…Каспакбай – название рода отделения кунанорыс. Этноним состоит из трёх частей: кас, пак и бай. Первый компонент кас- сарматский этноним (ср.: каспии, каски,касак).Второй компонент пак/бак имеет значение «род, племя».(С.Атаниязов). Третий же компонент бай имеет два значения: бай/бой «род, племя» (Баскаков Н.А.); бай- досл. «богач, хозяин». Стало быть этноним каспакбай можно прочесть двояко, а именно, как «род касов» или как «касский бай»… Козбак – название рода отделения тобыш. Этноним состоит из двух частей: коз/каз – название сарматского племени; бак – досл. «род». Стало быть козбак – букв. « род казов; казы/касы». Ср.: козак/казак – досл. «казы/касы»… Косак – название рода отделения тобыш. Косак- фонетический вариант этнонима касак. М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки».…Орыс – название рода отделения тазеке. Значение этнонима можно объяснить двояко: 1. От имени родоначальника. Возможна связь и с именем золотоордынского хана Уруса, правившего в 1361 – 1375 гг. (Босворт, с. 204). 2. От тюркского названия русского народа орус 'русский'. Возможно, в прошлом какая-то часть русских жила среди казахов. Возможно также, что орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс…Таким образом, можно заключить, что история адаевского племени тесно связана с историей аланского этноса, который занимал земли от Приаралья до Причерноморья.,.. В заключении хотелось бы заметить, что адаи, несмотря на все перипетии исторического развития, сохранили в своей родовой структуре память о своих далёких предках, которые относились к аланскому кругу племён. Cообщение Якоба Рейнеггса-путешественника 18в., о том, что в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы, неопровержимо свидетельствует нам об аланской основе казахов-адаев (этей/эдек - это фонетические варианты этнического имени адай)… Этимологический анализ этнонимов показал следующее: Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы),арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки)… В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа…» [65]. Следовательно, часть тюркских исследователей (казахов) отмечают, что название казак/ «косак (светлые саки)» имеет индоевропейскую основу. «Стало быть козбак – букв. «род казов; казы/касы». Ср.: козак/казак – досл. «казы/касы»… Косак – название рода отделения тобыш. Косак- фонетический вариант этнонима касак. М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки».… Этимологический анализ этнонимов показал следующее: Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан),… асан (асы),арык (арии), …каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс)». Следовательно,можно предположить, что пришедшие позднее роды тюркской языковой группы включали в свой состав часть индоевропейцев с индоевропейскими названиями родов и отделений. Другая часть индоевропейцев, сохраняла свой индоевропейский язык, родовые названия и названия ветвей рода. Пример. Даицкие/яицкие (уральские) казаки. Даурские казаки. Русские ( ветвь аорс) кубанские казаки (кас-ак – ветвь) родов (праиндоевропейский род) Дивины и (мёзы/мушк – ветвь) Мезенцевы. То есть, русские кубанские казаки Дивины и Мезенцевы. Часть исследователей отмечает следующее. «…степи между Волгой и Днепром…здесь кочевали татарские отряды…Среди этих отрядов особый интерес …представляют «казаки» – выходцы из разных орд… В тюркских языках слово «казак» означает свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга. Упоминания об этих степных разбойниках во множестве встречаются в документах 15-начала 16в.«…приходили татаровя ординские казаки…»…Русские казачество начинает складываться в первой половине 16в. между Доном и Волгой, украинское, по-видимому, несколько раньше в верховьях Южного Буга и на левом берегу Днепра (в России в 16 – 17 вв. украинских казаков обычно называли черкасами – по названию украинского городка Черкасы…)..Создавались ли славянские казацкие отряды по образцу татарских, вытеснял ли славянский элемент постепенно элемент татарский… «А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя» …состав Донского войска в 60-е годы 17в… Очень скоро степи стали…владением русских казаков…Тем не менее казаки осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России, что нашло выражение в ... «вольное казачество, Великое Донское войско, православныя християнския веры, Московския области»…термин «войско»…в правительственных грамотах на Дон 16 в….не употребляются…используются выражения: «донские атаманы и казаки», «атаманы и казаки верховые и низовые…» …Высшим органом власти в отдельном казачьем отряде (в России такой отряд назывался «станица», на Украине – «сотня», была общая сходка казаков (круг…» [58, с. 6 – 9]. Следовательно, слово «казак/казах» было предположительно заимствовано пришедшими позднее тюркоязычными народами у индоевропейцев рода Дива (ветвь рода Дива). Р.Даик/Яик, Даурия, Дагестан, Адигея, Тайк – индоевропейские названия по богу Диву. Следовательно, русские казаки (род Дивиных) проживали предположительно на своей исторической территории с индоевропейской топонимикой (имена богов зарегистрированы в Ведах 2-го тыс. до н.э.). Часть исследователей отмечает следующее. «Слово «казак» не русское. Оно взято из киргизского языка: киргизы с древнейших времён называют себя казаками. Полагают, что слово это перещло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды…В эти отряды набирались лучшие наездники, которыми всегда были киргизы, т.е. казаки, потому и отряды эти назывались у них казаки…У татар казаки не пользовались уважением…казаки, живя на границе татарских владений, занимались скотоводством и разбоями, часто нападали на русские поселения…уводили людей в плен…в 1237году…Татары часто грабили русские поселения, а защищать их было некому. Особенно часто подвергались грабежам селения Рязанского княжества…из числа жителей этого княжества стали выделяться люди, которые обязывались…предупреждать об опасности…поджигали заранее приготовленные вехи..стали называться казаками…поселившиеся по реке Дону казаки…стали называться Донскими казаками…часть Донских казаков отделялась, переходила на Волгу, на Терек, на Урал и там образовывала отдельные казачьи войска…часть их…перешла даже Уральские горы и завоевала Сибирь…Малороссы по своей природе весьма миролюбивый народ…жили малороссы по обеим сторонам реки Днепр и… управлялись русскими князьями…у них так же, как и у жителей Рязанского княжества, появились свои добровольцы для несения службы…стали называться малороссийскими казаками…Литовские князья не притесняли малороссов, а тех из них, кто записывался в казаки, освобождали даже от податей. Поэтому с течением времени большая часть малороссов зачислилась в казаки…малороссийские казаки собирались на Войсковую Раду…» [39, с.7 – 8]. Следовательно, исследователь в 1911г. признаёт первенство рязанских великорусских казаков, в отличие от исследователя 1990г. Названия р. Урал(Даик), Даурия, Таймыр свидетельствуют о первичном проживании индоевропейского рода Дива, что неизвестно исследователю. Одной из ветвей рода Дивов были аорсы – русы (аналог – Навруз/Дийдиху). « В 3 – 4 веках на античных некрополях Боспора запечатлены имена славянского происхождения; в 5-7 веках в Северо-Восточном Причерноморье и в Нижнем Прикубанье встречаются погребения…близкие к славянским. В 7 – 8 веках …Балами сообщает, что арабы воевали в областях Баланджар, Джуран и РУС на Кавказе… По византийским данным, на Тамани уже в 8 веке существовала русская епархия Таметарха (Тмутаракань). Средоточием тмутараканских(таманских) русов был город РУСИЯ в устье русской реки», согласно сведениям греческих, византийских и арабских писателей…» [15, с. 54]. «Ещё в 9 в.константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила «языческое суеверие» на «христианскую веру». [1, с. 253]. Следовательно, вполне возможно, что под Русью в данном случае подразумевается «область Рус», государство «Русия» на Кавказе. Вероятно, крещение Руси следует отсчитывать не с крещения в Киеве. «В 10 веке в Алании создаётся даже архиепископская кафедра…под юрисдикцией епархии оказывается вся горная часть Центрального Кавказа…со второй половины 12 века перешедшей в ранг метрополии, т.е. самой большой церковно-территориальной единицы…на месте огромного Нижнеархызского городища…в верховьях Большого Зеленчука…» [16, с.47] . «В 80-х годах 10 в. византийское правительство обратилось к киевскому князю…В ответ Владимир потребовал от Византии …скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II…Византия отказалась…войско в 989г. заняло Херсонес. Василий II должен был уступить. После брака Владимира и Анны христианство было официально признано религией…» [1, с. 253]. В 11 веке «..тмутараканского князя Олега Святославича…печать его жены Феофании Музалон, по происхождению византийской принцессы, с надписью: «Господи, помози рабе твоей Феофании Музалон, архонтиссе (правительнице) Русии»…» [17, с. 56]. Следовательно, Область, государство с названием Рус, Русия регистрируется с 7 – 8 вв. на Кавказе. Тогда же отмечается епархия. Монголы в 1237 – 1239гг. Русское население осталось. В г. Маджар на р. Куме по преданию, «сюда для церковного отпевания привезли замученного в ставке хана Узбека великого князя Михаила Ярославича Тверского…Убит он был в летней ставке хана…в Пятигорье, судя по сообщениям летописей…» [18, с.62 – 63]. Официальное присоединение Кубани и Кавказа к России трактуется исследователями различно. «После присоединения Прикубанья южные границы России придвинулись к Кавказу…» [2, с. 664]. Таким образом, в издании АН (т.5) не указана дата присоединения Прикубанья. «В 1783 г. последний крымский хан – Шагин-Гирей сложил с себя власть и Крым был присоединён к России.» [3, с.662] . Следовательно, в работе исследователей АН не отмечается, что в 1783 году одновременно с Крымом было присоединено Прикубанье. «10 июля 1774г… в деревне Кючук-Кайнарджи …с Турцией был подписан мирный договор…После Кючук-Кайнарджийского мира в 1775г. произошла ликвидация Запорожской Сечи и Запорожского казачьего войска. Сечь превратилась во внутреннюю область Российской империи, она перестала быть форпостом в борьбе с татарами и турками. С другой стороны, существование Сечи беспокоило самодержавие, так как она являлась очагом антифеодальной борьбы крестьянских масс.» [4, с.654]. Другие исследователи отмечают следующее. « МАЗЕПА «строил прожекты включения ЗЕМЛИ Донского войска в состав Запорожского…» [35, с. 179]. Таким образом, исследователь отмечает попытки присоединения территории Дона и Кавказа к Украине во время захвата части территории России Швецией. «Кошевой атаман К. Гордиенко 28 марта поднял почти всё Низовое войско – около 8 ТЫСЯЧ и в Будищах присягнул….воителю из Скандинавии… И сечевики, и Мазепа «горячо» убеждали короля…» [36, с.185 – 186]. Таким образом, исследователи регистрируют численность Запорожского войска – 8 тысяч человек – и отмечают, что запорожцы в Полтавской битве воевали на стороне шведов. «.5 мая … из-под рук короля была взята столица запорожцев – Сечь…с..османами, к которым казаки перенесли свою резиденцию ( Олешковская Сечь на Нижнем Днепре). [37, с. 187 – 189]. Следовательно, исследователи отмечают разгром Сечи русскими войсками и создание запорожцами новой «Олешковской Сечи» на Нижнем Днепре. «Пётр Великий вёл войну со Шведским королём Карлом ХII…Карл ХII пообещал бывшему тогда в Малороссии гетману Мазепе образовать из малороссов отдельное королевство, если Мазепа перейдёт на сторону Карла и поможет победить Петра. Мазепа согласился…когда под Полтавой произошла битва, Мазепа явился к Карлу только с запорожцами, так как остальные казаки не пожелали изменить Русскому Царю и помогли ему разбить шведов…Карл с Мазепой и запорожцами бежали к Крымскому хану, глее запорожцы и остались, так как Пётр Великий приказал разрушить Запорожскую Сечь. …Поступив… в подданство Крымского хана, запорожцы просили Петра Великого простить им измену…только спустя двадцать пять лет …они получили прощение, вернулись….и снова устроили Сечь в 1734 году. Устроив Сечь, запорожцы вновь приняли присягу на верность подданства России…» [40, с. 11]. Таким образом, исследователь в 1911г. регистрирует ещё один разгром Сечи и устройство новой. « Из восьми Запорожских Сечей 15 – 18 столетий шесть размещалось на нынешней территории Днепропетровской области.. Поэтому Днепропетровск…стал местом международной конференции, посвящённой 500- летию украинского казачества… с её участниками – доктором исторических наук , профессором Н.П. Ковальским из Днепропетровского госуниверситета и его коллегой, доктором исторических наук , Ю.А. Мыцыком..: «Вся масса запорожского низового казачества , средним числом 12 тысяч человек, разделялась на три рода войск – конницу, пехоту и артиллерию». [48]. Таким образом, исследователи отмечают, что численность Запорожской Сечи составляла от 8 до 12 тысяч человек на протяжении 15 – 18 вв. ««…между Днестром и Бугом, и к 1787 году из них составилось войско в ДВЕНАДЦАТЬ тысяч …казаков; …на Кубань…прибыло …около тринадцати тысяч человек…» [63, с.117]. «С переселением Черноморского войска на Кубань перешло …устройство – кош и курени; С1803 года , по заменении куреней, в смысле частей войска, полками, название это осталось…в позднейшее время стали называться СТАНИЦАМИ для сходства с другими казачьими войсками [64, с. 37]. Другая часть исследователей отмечает. « 5 июня 1775 года Текелли атаковал Сечь…Но не все запорожцы сдались Текелли. Около пяти тысяч человек, под предводительством Ляха, успели сесть на лодки…пробрались к устью Дуная и приняли турецкое подданство…Султан отвёл им землю на берегу реки Дуная …назвавшись…задунайскими запорожцами… Прошло всего пять лет после разрушения Запорожской Сечи…Потёмкин повелел собрать бывших запорожцев…заселить земли, лежащие между реками Днестр м Буг…война с турками (1787 год), они вновь устроили Сечь в селе Слободзее…войсковая печать с повелением именоваться Черноморским войском… » [41, с.11 – 13]. Следовательно, по мнению исследователей, пять тысяч запорожцев переселилась на Дунай, основав там Задунайскую Сечь. Численность запорожцев, таким образом, у авторов различна. «Азовское казачье войско, иррегулярное войско, располагавшееся в сер. 19в. на сев.-зап.побережье Азовского м., в р-не рр. Обиточная и Берда (ныне Запорожской обл.). Образовано в 1828 из потомков запорож.казаков, к-рые после окончательного упразднения Сечи Запорожской (май 1775) переселились в Турцию (устье Дуная, см. Сечь Задунайская). В начале рус.-тур.войны 1828 – 1829 во главе с кошевым атаманом Осипом Гладким они возвратились на родную землю…По окончании войны поселены в 3 СТАНИЦАХ и 15 хуторах. До 1831 А.к.в. называлось Отдельным запорож. войском. Его числ. (с семьями) составляла ок. 6 тыс. чел. Войско имело 10 кон. сотен и вооруж. флотилию (ок. 30 мелких судов), 10 команд к-рой несли службу по охране вост. побережья Чёрного м. Команды сменялись через 3 года. А.к.в. подчинялось новороссийскому ген.-губернатору. Управлялось наказным атаманом и войсковой канцелярией, к-рые находились в СТАНИЦЕ Петровская, затем в Мариуполе. С 1860 рус. пр-во стало переселять азов. казаков на Сев.Кавказ (в р-н Кубани), что вызвало среди них серьёзные волнения. Вследствие этого указом от 11.10.1864 А.к.в. было упразднено. Казаки с семьями в 1865 обращены в крестьян.» [8, с. 91]. Следовательно, военные исследователи отмечают, что Черноморское войско не являлось правоприемником Запорожского. Существовало войско с названием «Отдельным запорож. войском», образованное из Задунайской Сечи. Численность с семьями – около 6 тысяч человек. На Кубань переселяться с 1860г. отказались. «К 1 января 1861 г. численность жителей войскового сословия в Кубанской области составила 387 839 душ обоего пола, к 1881г.-528 794, к 1899г.-824 000, к 1915г. – 1 339 475 человек. Во второй половине 19 в. крупных переселений в Кубанскую область с зачислением в войсковое сословие (за исключением переселения в ноябре 1864г. большей части казаков Азовского войска) не происходило.» [9, с. 142]. Следовательно, исследователь отмечает переселение в Кубанскую область «в ноябре 1864г. большей части казаков Азовского войска». То есть, мнение не совпадает с мнением военных исследователей. «Среди нового населения Прикубанья были бывшие запорожцы, переселенцы с Украины – «свободные» люди и значительное число беглых крепостных крестьян… Проходили и организованные переселения в 1808 – 1850 годах. В 1808 году из Турции вернулись 500 запорожцев, живших там после разгорома Запорожской Сечи. Всего же к середине 19 века в Черноморию прибыло около 100 тысяч переселенцев.» [32, с. 26]. Можно отметить, что переселение Черноморского казачьего войска (12 тысяч по Попко) тоже являлось организованным. Если к середине 19 века «прибыло около 100 тысяч переселенцев» и « к 1 января 1861 г. численность жителей войскового сословия в Кубанской области составила 387 839 душ обоего пола», то наиболее вероятно, что около 300 000 человек являлись местными кубанскими жителями, так как они «не прибывали» на Кубань в составе 100 тысяч человек. «Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили велико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. проживали…» [10, с. 151]. Таким образом, статистические данные в прошлом нуждаются в расшифровке. Непонятно, учитывалось только взрослое мужское и женское население, учитывались ли старики и дети. Наиболее точным, на наш взгляд, является учёт населения по дворам, кибиткам, мужчинам. «В 1837 году казаков на Северном Кавказе насчитывалось уже 135 тысяч душ мужского пола». [19, с. 98]. Тогда казачье население Кубани и Северного Кавказа составило в 1837 году 1млн, 350 тысяч человек (без учёта вдов с детьми, стариков). Эти данные соотносятся со следующим. «19.07.1914. Начало Первой мировой войны. На Кубани, как и по всей России, началась мобилизация. В Первую мировую войну с Кубани в казачьи и армейские части было направлено 160 тыс. человек. В первый день Первой мировой войны на фронт были отправлены 2-й Полтавский и 2-й Кубанский полки.» [28, с. 5]. «К августу 1915 г. на фронтах находилось более 97 тысяч кубанских казаков, к концу войны – более 107 тысяч.» [11, с. 172]. «…численность жителей войскового сословия в Кубанской области составила …к 1915г. – 1 339 475 человек. [12, с. 142]. То есть, 97 тысяч – 107 тысяч казаков примерно равны 1 млн. 340 тыс. человек. Следовательно, с большой долей вероятности, «В 1837 году казаков на Северном Кавказе насчитывалось уже 135 тысяч душ мужского пола», – составили 1млн. 350 – 1млн. 500 тысяч человек казачьего населения в 1837 году. Исследователи отмечают проживание местного кубанского казачьего населения до переселения черноморцев. «Восстание К. Булавина(1706г.). «Прелестное письмо» атамана Н.Голого в русские города и сёла. Июль 1708г. «…Стою я в Кулаковом стану и по Лазной, а со мной силы 7000 казаков донских да 1000 запорожцев козаков же…А сам наш войсковой атаман Кондратей Афонасьевич Булавин пошёл под Азов и под Таган(рог), а с ним силы ворон и 2000 КУБАНЦЕВ и запорожцев…». [62, с. 236]. « С КУБАНИ к БУЛАВИНЦАМ пришло всего 40 ногайцев и, видимо, несколько СОТЕН КАЗАКОВ – СТАРОВЕРОВ .До терских и яицких казаков было далеко.» [38, с. 167]. «С началом строительства РУССКИХ городов-крепостей на Северном Кавказе …устанавливаются непосредственные КОНТАКТЫ царской администрации с … ВОЛЬНЫМИ КАЗАЧЬИМИ группами .» [7, с. 83]. «Казачье население некрасовских городков, объединившись со «старыми» кубанскими казаками, образовало в 1710 – 1720-х годах своё войско – Кубанское казачье войско (ханское). Сами казаки окончательно стали служилыми людьми хана. Нельзя, таким образом, говорить о вольном казачестве Кубани, вольной общине казаков… знамя и печать, на которой было написано: «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»…Высшую законодательную власть в войске осуществлял Круг…» [13, с. 91]. Таким образом, исследователи регистрируют в документах название кубанских казаков – «кубанцы» (аналог – «запорожцы»). Отмечают проживание «старых» казаков. Так же, как в 5 томе издания АН регистрируются «домовитые» казаки. То есть, предположительно – местное, коренное русское население, ветвь касаки/казаки индоевропейского рода Дива (будущие русские кубанские казаки рода Дивиных). Однако исследователь отмечает, что «Сами казаки окончательно стали служилыми людьми хана.» . Другие исследователи отмечают противоположные факты. «В 1552 году делегация адыгейских князей прибыла к Ивану IV – «бити челом, чтобы их государь …с их землями взял к себе ..»…в 1557 году официальным провозглашением присоединения Адыгеи к Русскому государству…Адыгейские воины теперь являлись на службу в войско русского князя. Во время Ливонской войны они участвовали в походах и битвах» [5, с. 15]. То есть, адыгские воины служили в русском войске. « С 70-х годов 16 в. гребенские и терские казаки начинают служить Русскому государству. Первоначально их служба состояла в содействии русским отрядам , прибывавшим на Кавказ, Гребенцы и терцы не только помогали царским воеводам в качестве проводников и разведчиков, но и сами участвовали в сражениях с турками и крымскими татарами. В 1735 году образуются станицы Каргалинская, Бороздиновская, Дубовская, которые были заселены терскими и донскими казаками. А в 1770 году между Моздоком и станицей Червленной были заложены ещё пять станиц: Калиновская, Ищерская, Наурская и другие. В них поселились волжские казаки, из которых был образован полк, получивший название Моздокского… Окончательно же строительство Азово-Моздокской линии было закончено только к 1780 году. При вновь устроенных крепостях были основаны станицы, где обосновались казаки, переселённые с Хопра и Волги. Строительство станиц происходило параллельно с возведением крепостей и шло также очень быстро. В 1778 году в станице Ставропольской, где разместился штаб Хопёрского полка, уже насчитывалось 197 домов казаков и офицеров…создание Азово-Моздокской линии… означало образование единой границы русских владений на Северном Кавказе.» [20, с. 85 – 88]. Таким образом, исследователь регистрирует параллельное строительство станиц «При вновь устроенных крепостях». Следовательно, при крепостях одновременно заселялись местными казаками станицы. Присоединение Кубани к России и граница по реке Кубани у исследователей датируются различно. Например, в 2005 г. исследователь отмечает следующее. «Екатерина II подписала 8 апреля 1783 г. исторический Манифест о присоединении Крымского ханства (в том числе территории Правобережной Кубани) к России. Царизм был вынужден на это пойти , чтобы решить таким образом проблему своего закрепления на Кавказе…В 1787 г. началась новая русско-турецкая война…заключение в 1791 г. Ясского мирного договора с Россией…Русско-турецкая граница устанавливалась по Днестру и Кубани…» [14, с.113 – 115]. Итак, в 1783 г. территория Правобережной Кубани была присоединена к России. Следовательно, граница должна была пройти по р. Кубани. Однако граница по реке Кубани прошла, по мнению исследователя, в 1791 г. « 8 апреля 1783 года манифестом царского правительства объявлено о вхождении в состав государства Крыма, Тамани и Кубанского правобережья. Турция в начале следующего года официально признала переход этих земель к России. Теперь русские границы на Северо-Западном Кавказе проходили по реке Кубани…» [33, с. 24]. Аналогично следующее. «В 1783 году территория Крымского ханства, в том числе всё степное Прикубанье, вошла в состав России, русские и турецкие владения на Северо-Западном Кавказе разграничивала теперь р. Кубань…» [6, с. 18]. Следовательно, часть исследователей регистрирует границу России в 1783 году по р. Кубани. «…в 1778 году… Следует отметить, что укрепления, построенные Суворовым на Кубани, не просуществовали долго, и в 1779 году были срыты. Однако через несколько лет Россия вернула…правобережье Кубани. Согласно трактату…1783 года Крым и… правобережного Покубанья … Уже начиная с 1784 г. на Кубани вновь сооружаются редуты и посты, возникают крепости Прочный Окоп и Преградный Стан…» [21, с. 89]. Однако, «Строительство станиц происходило параллельно с возведением крепостей». Следовательно, данные станицы заселялись местными кубанскими казаками. Аналогично следующее. « …Потёмкин ..В АВГУСТЕ 1782 года…он вызывает А.В.Суворова в Херсон и ВНОВЬ назначает его командиром Кубанского корпуса…» [49, с. 172]; «..В таких хлопотах и трудах и прошли для Суворова последние месяцы 1782 года …19 января 1783 года императрица подписала манифест о ПРИСОЕДИНЕНИИ Крымского ханства к России. В конце января Суворов, атаман войска Донского Иловайский были вызваны…на совещание командиров шести КОРПУСОВ, стоящих на ЮЖНЫХ рубежах РОССИИ…» [50, с. 176]; «…В распоряжение Суворова прибыли два ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА – В.И. Елагин и Ф.П. Фелисов, которых он просил у Военной коллегии…для командования крыльями КУБАНСКОЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ. Задача ясна – занять и ВОССТАНОВИТЬ СТАРЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ, которые ещё недавно были покинуты русскими войсками. И вот в один из дней СЕРЕДИНЫ ИЮНЯ полковой командир Низовского пехотного полка барон Георгий фон Холле, пятидесятилетний полковник, выходец из обедневшего ПРИБАЛТИЙСКОГО РОДА, получил приказ приготовить ПОЛК к походу…Суворов объяснил фон Холле ЗАДАЧУ: совершить поход…где ВОССТАНОВИТЬ УКРЕПЛЕНИЯ бывшей КУБАНСКОЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ И ЗАНЯТЬ их ГАРНИЗОНАМИ. Штаб поставить в БЫВШЕЙ ТАМАНСКОЙ КРЕПОСТИ. Кроме того, ПОСТРОИТЬ ДВА МОСТА…… Полностью установить, кто восстанавливал НИЖНЕКУБАНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ, НЕ удалось. Известно, что в БЫВШУЮ НОВОТРОИЦКУЮ КРЕПОСТЬ был направлен с РОТОЙ ИВАН Пересветов, тридцатипятилетний КАПИТАН из бедного ДВОРЯНСКОГО РОДА…Второй РОТОЙ командовал КАПИТАН Лев Шлыков, из СОЛДАТСКИХ детей…Суворов …затребовал из Азова ПОНТОНЫ и тут же направил их под прикрытием КАЗАКОВ вслед Низовскому полку…Через несколько дней выступил и Нижегородский пехотный ПОЛК, которым командовал…Сергей Булгаков, тридцатипятилетний ПОЛКОВНИК…Полковник Булгаков получил приказ ВОССТАНОВИТЬ коммуникационные РЕДУТЫ Бейсугский и Кирпильский…оставив в РЕДУТАХ по РОТЕ с ПУШКОЙ… После чего ВОССТАНОВИТЬ Римский ФЕЛЬДШАНЕЦ и поставить там РОТУ с ПУШКОЙ для охраны КОММУНИКАЦИИ…где будут заготавливаться…СТРОИТЕЛЬНЫЙ материал для мостов и ЗЕМЛЯНОК…одновременно построить через Протоку хороший МОСТ… » [51, с.181 – 182]; «…на ТАМАНИ и в низовье КУБАНИ…Направленные туда ПОЛКИ уже ЗАКАНЧИВАЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРЕПЛЕНИЙ БЫВШЕЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ… В СТАРЫХ УКРЕПЛЕНИЯХ ЗАНОВО возрождалась жизнь… что 27 ИЮЛЯ, когда вся Россия отмечала викториальный праздник, день победы русского военного флота при Гангуте, ВСЕ укрепления бывшего ПРАВОГО КРЫЛА КУБАНСКОЙ ЛИНИИ были ВОССТАНОВЛЕНЫ.» [52, с.184]; «..была ПОСТРОЕНА КОРДОННАЯ ЛИНИЯ ДЛИНОЙ ПЯТЬСОТ ВЕРСТ для охраны ЮЖНОЙ границы России…» [53, с. 146]; «…между Марьянскою КРЕПОСТЬЮ и АРХАНГЕЛЬСКИМ ФЕЛЬДШАНЦЕМ (НЫНЕШНИЙ ГОРОД КРАСНОДАР – АВТ.) к ВОЗДВИЖЕНИЮ одного УКРЕПЛЕНИЯ приступлено…Укрепление получило название «Фельдшанец Новый» …развалины которого сохранились у КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ СВАЛКИ…Изучая хранящиеся в ЦГВИА КАРТЫ и планы , касающиеся данной ТЕМЫ …натолкнулся на КАРТУ «ОПИСАНИЕ лежащей степи МЕЖДУ КАСПИЙСКИМ и АЗОВСКИМ МОРЯМИ, начиная от ЦАРИЦЫНА до КИЗЛЯРА, и ВНОВЬ СДЕЛАННОЙ Астраханской ЛИНИИ КРЕПОСТЕЙ. ТАК ЖЕ И ПО РЕКЕ КУБАНИ УКРЕПЛЕНИЙ…» В каталоге указано, что КАРТА СДЕЛАНА около 1784 года … На КАРТЕ ВСЕ укрепления ПОКАЗАНЫ. И что самое ЦЕННОЕ – она ПОДПИСАНА САМИМ Суворовым…» [54, с. 164]; Так, основание ПЕРВЫХ СТАНИЦ ( 31 КРЕПОСТИ-СТАНИЦЫ, г. КРАСНОДАР) [55]; НА КУБАНИ относится к 1783 году. В 1787 году – Новокубанская СТАНИЦА ( пост ЦАРИЦЫНСКИЙ, ВОССТАНОВЛЕН в 1787 году ( ДО прибытия ЧЕРНОМОРЦЕВ) генералом ТЕКЕЛЛИ [55, с. 120]. «аул…ХАНСКИМ…в восьми верстах…УКРЕПЛЕНИЕ назвали Усть-Кубанским ФЕЛЬДШАНЦЕМ, но позднее СУВОРОВ ПЕРЕИМЕНОВАЛ его в фельдшанец СЛАВЯНСКИЙ, в честь Славянского гусарского полка…в древнем ГОРОДИЩЕ…ДОЗОРНАЯ ВЫШКА...зимним лагерем КАЗАЧИЙ ПОЛК ДЕНИСОВА…на МЕСТЕ ..КАНЕВСКОЙ КУРЕНЬ…» [56, с. 73]. Следовательно, станица Каневская основана в 1783 ГОДУ, до переселения черноморцев. ДАЛЕЕ: «…фельдшанца НОВОГО… станицы ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ…город ЕКАТЕРИНОДАР…ГАВРИЛОВСКОГО ФЕЛЬДШАНЦА…станицы СТАРОКОРСУНСКОЙ…построили Редутский пост…станицы ВОРОНЕЖСКОЙ… [57, с. 210]. Так же и ОСТАЛЬНЫЕ 40 станиц. Таким образом, исследователь по нескольким источникам регистрирует факт восстановления ВСЕХ крепостей и укреплений, включая Тамань, по реке Кубани в 1783 – 1784гг. (не только до впадения р. Лабы в р. Кубань). «…1784 года…съ подчинениемъ ему и Кубанскаго корпуса…необходимымъ и приобрътало особое значение съ техъ пор, какъ ръшено было за нашими казачьими линиями водворятъ деревни мирныхъ хлъбопашцевъ…обратился…во внутренния губернии …къ однодворцамъ и казеннымъ крестьянамъ, приглашая ихъ на новыя мъста, находившияся подъ прикрытиемъ нашихъ укръплений …Записалось къ переселению свыше 23 тысячъ душъ одного мужскаго пола, но в течении 1783 и 1784 годовъ явилось меньше половины – 12.500 душъ, считая в томъ числъ и, женщинъ. Они основали за Линией десять новых селений…обращенныя въ станицы…Прохладная…Незлобная, Курская и Государственная на р. Кумъ…Потемкинъ перевелъ сюда 420 душ своихъ крестьян, основавшихъ село Привольное (нынъ Масловъ Кутъ)…» [47, с. 295]. Следовательно, можно предполагать, что заселение, в том числе Правобережья Кубани под защитой крепостей, началось с 1783 – 1784 гг. (до основания Черноморского войска)… Жители назывались «хлъбопашцевъ» – хлебопашцами. Аналогично следующее. «Ведомость о живущих в г. Екатеринодаре старшинах и козаках с означением кто какой художник…Учинена 11 ноября 1794 г. …козак Петро Лобко…пахатарь хлеба…козак Мартын Тищенко…производит хлебопашество…козак Иван Панасенко…делает богдарство…Прапорщик Юрий Орлов имеет свой дом…Прапорщик Андрей Рева имеет свою землянку…» [46, с. 9 – 11]. Таким образом, можно предположить, что у служащих один род занятий (прапорщик); под защиту крепостей селили «хлебопашцев». Следовательно, часть переселяемых черноморцев становилась гражданскими лицами. «Со дня поселения черноморцев на Кубань главным их занятием их было скотоводство и рыболовство. Занимались они и хлебопашеством, но сеяли немного…» [42, с. 37]; «…Черноморского войска…Император…подписал…1801г. грамоту…разрешил казакам, желавшим заниматься торговлей, записываться в купеческое сословие…» [43, с.18]; «…Когда же к черноморцам были присоединены линейные казаки, то оказалось, что у линейных казаков права на получение доходов не было, а потому с 1863 года это право было отобрано и у черноморцев…» [44, с. 40]; « В каждом курене (станице) избирался куренной атаман…» [45, с. 16]. Таким образом, служащие линейные казаки имели род занятий – службу, черноморские переселенцы – отчасти другие виды занятий под прикрытием крепостей. Проживание местных кубанских казаков на Кубани до переселения черноморцев регистрируется у части исследователей. Например. «…1792г…об осмотре…таманских земель…М. Гулик отправился в путь 13 марта с командой в 50 человек…Интересно отметить, что, находясь в Тамани, М. Гулик активно записывал в казаки всех желающих. В июльском списке «вновь приписавшимся на Кубанской стороне в войско Черноморское казакам» показано 114 человек…Всего же на «определённой войску земле» М. Гулик насчитал 2013 бурлаков (это не считая донских казаков и прочих «разных людей». [59, с.14 – 16]. Таким образом, предположительно до переселения черноморцев на Кубани находились казаки, донские и , вероятнее всего, местные кубанские. В Черноморское войско М. Гулик записывал местных жителей (отправился с 50, а приписал в казаки на Кубани – 114 человек). При крепостях образовывались слободки по роду занятий. Можно предположить, что слободки при вновь восстановленных крепостях и фельдшанцах существовали с 1783 – 1784гг., то есть, до образования Черноморского войска. «…придерживались различных точек зрения по поводу образования слобод – первых казачьих поселений…восемь..Захаровку, Тимофеевку, Андреевку, Константиновку, Стояновку, Онуфриевку и Алексеевку… войсковые правители приурочили местожительство населения к 24 кордонам, расположенным большей частью у Кубани…1794г….таборами при кордонных постах…таборов набралось десять…учитывая то обстоятельство, что некоторые селения уже существовали до переселения к Кубани…добавлены Киргизовка, Большая Киргизовка…Выражения «селение» и «слобода» употребляются в официальных документах одинаково часто, очень редко встречается «деревня»…Журавлевка, Ангелинка, Видная, Малая Андреевка, Верхняя, Терновка, Шелестовка, Чернобродка, слобода «Бурлацкого броду»…Некрасовское селение…40 куренных селений…Некотрые из них были расселены в первых казачьих слободках. Куреню Роговскому «определили место» в слободе Видной, Некрасовское селение Фанагорийской округи «назначили куреню Титаровскому», Полтавское куренное селение переселили в Андреевку… «слобода Онофриевка, которая ныне Васюринска…»,..слободы Верхняя и Шелестевка…Пашковскому куренному селению «место назначили» в слободе Захаровке…Интересно отметить, что память о названиях первых слобод сохранялась ещё много лет..1807г. …позади Павловского кордона находится «деревня Захарьевская или Пашковская»…куренных селений не привело к ликвидации …первых казачьих слобод, часть из них продолжала существовать…1796г…казаки…проживают на том месте, что прежде именовалась Захарьевка…» [60, с. 48 – 50]. Таким образом, часть исследователей отмечает, что «местожительство населения к 24 кордонам, расположенным большей частью у Кубани», «некоторые селения уже существовали до переселения к Кубани» Можно предположить, что данные станицы и слободки существовали с 1783 – 1784гг., со времени восстановления крепостей. Заселялись местными кубанскими казаками до переселения черноморцев. «Говорить об «основании куренного селения» уместно лишь в том случае, если оно водворялось на пустынном месте… Но ведь ряд куреней получили для жительства существующие слободы (селения). Люди просто переселялись в селение, основанное…, при этом оно меняло своё название. Часть казаков, проживавших ранее в этом селении, чтобы не переселяться, писала прошение о переводе (приписке) в новый курень, что всегда…удовлетворялось…ряд документов – просто фальсификация… О фактическом основании…следует говорить…осторожно…» [61, с. 58]. Следовательно, вероятнее всего, местные кубанские казаки, проживавшие в станицах и крепостях при восстановленных крепостях до переселения черноморцев, приписывались в новое Черноморское казачье войско. Станицы и слободки меняли название. Аналогично можно предположить проживание местных казаков при крепостях в нынешних гг. Будённовск и Армавир. Основание данных городов также отмечается позднее, со времени поселения армянских переселенцев при крепостях, получении грамоты на жительство армянскому обществу. Так как исследователи отмечают, что «…При вновь устроенных крепостях были основаны станицы, где обосновались казаки… Строительство станиц происходило параллельно с возведением крепостей и шло также очень быстро …создание… линии… означало образование единой границы русских владений на Северном Кавказе», то, вероятнее всего, при всех (около 40) крепостях в 1783 – 84гг. по всей реке Кубани до Тамани «при вновь устроенных крепостях были основаны станицы, где обосновались казаки… Строительство станиц происходило параллельно с возведением крепостей». Данные станицы заселялись местными КУБАНСКИМИ казаками («кубанцами») родов Дивиных и Мезенцевых. Таким образом, в 1783 – 1784 гг. (до переселения черноморцев в 1792 – 93гг.) по всей реке Кубани были основаны станицы при крепостях, которые заселялись местными КУБАНСКИМИ казаками (ветвь рода Дива). Вероятно, Черноморское войско на Кубани большей частью составилось из местных кубанских казаков. Следовательно, можно предположить, что 40 ПЕРВЫХ зарегистрированных РУССКИХ СТАНИЦ и ГОРОДОВ ОСНОВАНЫ на КУБАНИ ЗА 10 ЛЕТ ДО перевода на КУБАНЬ Черноморского казачьего войска казаков в 1792 ГОДУ. Таким образом, вероятно, теория «родного языка» Л. Вейсгербера «ведёт к шовинистическим домыслам…а в политической интерпретации ратует за присоединение к… всех территорий, население которых считает – (определённый – авт.) – язык родным».

 

Литература

 

1.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3 С. 253.

2.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.5 С. 664.

3.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.5 С.662.

4.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.5 С. 654.

5.                  Анфимов Н. В. и др. История родного края. Учеб. Пособ. Для 7 – 8 классов. Науч. ред. В. Н. Черников. Краснодар, Кн. изд-во, 1976. 48 с. С. 15.

6.                  Анфимов Н. В. и др. История родного края. Учеб. Пособ. Для 7 – 8 классов. Науч. ред. В. Н. Черников. Краснодар, Кн. изд-во, 1976. 48 с. С. 18.

7.                  Военно-исторический журнал. № 11. 1993. С. 83.

8.                  Гладыш С.А. Советская Военная энциклопедия: в 8томах. Гл. ред. комиссия М.А.Моисеев. Т.1 М. Воениздат, 1990, 543 с. С. 91.

9.                  История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С.142.

10.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С.151.

11.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С.172.

12.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С. 142.

13.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С. 91.

14.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С.113 – 115.

15.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 54.

16.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 47.

17.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С.56.

18.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 62 – 63.

19.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 98.

20.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 85 – 88.

21.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 89.

22.              Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М., 1979. – 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С.286.

23.              Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М., 1979. – 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 70 – 71.

24.              Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М., 1979. – 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С.186.

25.              Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С. 168.

26.              Кондрашов Н. А. Основные вопросы русского языка: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с. С.67 – 68.

27.              Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С. 56.

28.              Краснодарские известия, 2 июля 2010 г. С.5.

29.              Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. – М.,1987. – 477 с. С.71.

30.              Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. – М.,1987. – 477 с. С. 54 – 55.

31.              Наш край на уроках истории: Пособие для учителей истории 7 – 10 кл. школ Краснодарского края / Н. В. Анфимов, Н. Ф. Юркин, В. А. Кусый, И. В. Жерноклев; Науч. Ред. П. Я. Угринович. – Краснодар: Кн. изд-во, 1984. – 160 с. С. 9.

32.              Наш край на уроках истории: Пособие для учителей истории 7 – 10 кл. школ Краснодарского края / Н. В. Анфимов, Н. Ф. Юркин, В. А. Кусый, И. В. Жерноклев; Науч. Ред. П. Я. Угринович. – Краснодар: Кн. изд-во, 1984. – 160 с. С. 26.

33.              Наш край на уроках истории: Пособие для учителей истории 7 – 10 кл. школ Краснодарского края / Н. В. Анфимов, Н. Ф. Юркин, В. А. Кусый, И. В. Жерноклев; Науч. Ред. П. Я. Угринович. – Краснодар: Кн. изд-во, 1984. – 160 с. С. 24.

34.              Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. – М., 1982. – 175 с. С. 29.

35.              Павленко Н. И., Артамонов В. А. 27 июня 1709. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 270[2] с., ил. – (Памятные даты истории). С. 179.

36.              Павленко Н. И., Артамонов В. А. 27 июня 1709. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 270[2] с., ил. – (Памятные даты истории). Павленко, С.185 – 186.

37.              Павленко Н. И., Артамонов В. А. 27 июня 1709. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 270[2] с., ил. – (Памятные даты истории). Павленко, С. 187 – 189.

38.              Павленко Н. И., Артамонов В. А. 27 июня 1709. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 270[2] с., ил. – (Памятные даты истории). Павленко, С. 167.

39.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 7 – 8.

40.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 11.

41.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С.11 – 13.

42.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 37.

43.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 18.

44.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 40.

45.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 16.

46.              Первые жители Екатеринодара. / Гл. ред. В. Лапченко. Краснодар – СП «Буревестник», 1990. С. 9 – 11.

47.              Потто В. А. Два века терского казачества / Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 383 с. С. 295.

48.              Сельская жизнь. 28 мая. 1991 г.

49.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 172.

50.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 176.

51.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани, 1992 С.181 – 182.

52.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 184.

53.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 146.

54.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 164.

55.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 120.

56.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 73.

57.              Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1992 С. 210.

58.              Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М.: Мысль, 1990. 270 с. С. 6 – 9.

59.              Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань // Historia Caucasica: Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар: КГИАМЗ, 2005. С.14 – 16.

60.              Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань // Historia Caucasica: Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар: КГИАМЗ, 2005. С. 48 – 50.

61.              Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань // Historia Caucasica: Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар: КГИАМЗ, 2005. С. 58.

62.              Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с. С. 236.

63.              Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооружённой силы и службы в двух частях. – Краснодар: «Советская Кубань», 1998. – 192 с.: ил. С.117.

64.              Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооружённой силы и службы в двух частях. – Краснодар: «Советская Кубань», 1998. – 192 с.: ил. С. 37.

65.              http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B/page-15 (дата обращения: 19.08.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 09.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.