ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Отсутствие колонизации и В. И. Ленин. Россия и территория русских казаков-даков/дивов. Топонимика

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

The absence of the colonisation and V. I. Lenin. Russia and the territory of russian cossacks daoi/dahi/divi. Toponymics

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

Проблема происхождения языков прежде всего связана с развитием истории государств.

 

The problem of an origin of the languages first of all is connected with development of history of the states.

 

«…Из Тмутаракани пошли вислые свинцовые печати тмутараканского князя Олега Святославича, монеты с его именем, печать его жены Феофании Музалон, по происхождению византийской принцессы, с надписью: «Господи помози рабе твоей Феофании Музалон, архонтиссе (правительнице) Русии». Эти вещи относятся к 11 веку, как и знаменитая плита Глеба.…с 1083 года – Олег Святославич…В 1117 году …покорено половцами…русское население здесь оставалось, как сообщают персидские писатели…Историки считают, что в 10-11 веках Тмутаракань была центром огромного древнеказачьего государства Казакии (Касахии), раскинувшегося по степям Дона, Приазовья и примыкающей к ним части Северного Кавказа. Основным компонентом древнего протоказачьего населения, по их мнению, был славянский древнерусский этнос, иначе – приазовские славяне.» [17, с.56 – 58]. Таким образом, название государства Русия и её правителя зарегистрированы в 11 веке на Кавказе. Половцы – в 12 веке. Следовательно, часть исследователей отмечает название государства Русия у древнерусов в 11 веке на Кавказе. В издании АН СССР в 1957 г. (3 т.) «Текст тома написан:…гл.XV: раздел 1 – Б.А.Рыбаковым…» [3] отмечается следующее «На протяжении 6-9 вв. у восточных славян шёл процесс классообразования…В 9 в…образовалось раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве…является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля…», составленный, по всей вероятности, киевским монахом Нестором около 1113г…противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев... попытке летописца 12 в…» [4]. Таким образом, название Русская земля предположительно у киевского монаха на земле полян (не русов) отмечается в 12 веке, то есть, позднее названия государства Русия, зарегистрированного на официальной печати руководителей государства на Кавказе в 11в. «Образование Древнерусского государства в 1Х в. Объединённые в единое государство земли восточнославянских племён получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как было уже показано, предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к 1Х в. дали заметный результат…Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов. Известны две формы этого слова – «рос» и «рус». Древнейшие памятники предпочитают первую форму…в византийских источниках сохранились оба наиболее архаичные названия. Впервые упоминание о народе рос встречается в середине 6в., когда сведения о нём достигли уже Сирии. Поляне, называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусской народности, а их земля – ядром территории будущего государства…Как протекал процесс объединения славянских и неславянских племён вокруг Руси, в точности неизвестно…» [5, с.248 – 249]. Следовательно, поляне первоначально не назывались русью. Основой древнерусской народности стали русы/росы и их земля, объединявшая и неславянские племена. В статье, опубликованной в 1993г. Рыбаков несколько изменил свою точку зрения. «…ясно, что начинать предысторию славянства и Руси необходимо… примерно с эпохи аргонавтов … Внимательному комплексному изучению должны подвергнуться как геродотовские сколоты VII – IV вв. до н.э., занимавшие на Среднем Днепре будущий центр Киевской Руси, так и «русы в Евксинпонте» (на Чёрном море)… При поиске исторических корней того или иного народа ни в коем случае нельзя останавливать поиск там, где обрываются сведения об определённом, известном нам имени народа… Среднеднепровские сколоты объясняли свою историю так: …т.е. к 22-16 вв. до н. э. Родоначальником днепровских праславян был Таргитай, сын Зевса и дочери Днепра – Борисфены… Время Таргитая, по рассказам сколотов,…т.е. 16 в. до н.э….» [22, С.36 – 41]. Таким образом, позднее Рыбаков обратил внимание на русов у Чёрного моря и на Кавказе. Поляне в районе будущего Киева прежде назывались сколотами (в 22-16 вв. до н.э.), а не русами/росами. Следовательно, Рыбаков стал приходить к выводу о том, что русы/росы первоначально проживали на Кавказе (у Чёрного моря) – Таврида, а не в Киеве. Следовательно, в 1600г. до н.э. предположительно в районе Киева проживали сколоты. На Кавказе и окрестных районах в 1200 г. до н.э. отмечаются предположительно государственные образования с участием жителей, носящих праиндоевропейскую основу – дивы/даки/даи. Например. Диауэхи/Диаэна – «земля сынов Дива», Урарту – алародии, Парфия – даки-парны, меоты, Синдика – синды, Мёзия – мёзы, Дакия – даки. Див – в «Слове..», в «Задонщине…». Наличие ныне великорусских казаков родов Дивиных и Мезенцевых с изготовляемым ими ритуальным напитком для поклонения Диву ракией на Кубани/Кавказе свидетельствует о том, что древнее индоевропейское население на Кавказе сохранилось, не заменилось пришедшими позднее кавказскими, тюркскими, финно-угорскими народами. Наше предположение о связи названия Навруз-Дийдиху – день-див-рус отчасти подтверждается исследованиями части казахских учёных. «…Новые материалы по истории казахского племени адай. В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай…. казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегу Каспийского моря …Таким образом, нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. Вообще здесь стоит заметить, что территория Западного Казахстана издревле служила местопребыванием сармато-массагетских племён и их потомков…Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с 1в.н.э. .. адай- одно из наиболее древних племён в Балкарии (Малкондуев Хамид Хашимович);… адак или – второе название туркменского племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил . Досл, 'адакское племя'.( С. Атаниязов )… История племени адай неразрывно связана с историей аланского этноса. Только этим можно объяснить распространение этнонима и топонима адай на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием средневековых алан…Таким образом, можно заключить, что история адаевского племени тесно связана с историей аланского этноса, который занимал земли от Приаралья до Причерноморья. Аланский этнос в процессе своей истории распался на две части, причём большая часть влилась в состав тюркских народов, таких как хазары и булгары, меньшая часть удалилась на земли Северного Кавказа, оказав существенное влияние на этногенез многих северокавказских народов, особенно, на этногенез балкарцев, карачаевцев и осетин. Хазарские и булгарские аланы в дальнейшем оказали сильное влияние на формирование будущих казахов Младшего жуза и казанских татар…В заключении хотелось бы заметить, что адаи, несмотря на все перипетии исторического развития, сохранили в своей родовой структуре память о своих далёких предках, которые относились к аланскому кругу племён… Адайцы в известной степени смешивались с гуннами, хазарами, огузами, кыпчаками, монголами, что, в конечном счёте, и привело к образованию современных адайцев. Но основным этническим субстратом, на котором происходило формирование адаевского племени, был аланский, который впитывал в себя новые этнические компоненты в лице гуннов, хазар, огузов, кыпчаков и монголов. И это в принципе естественно, ведь аланы были местным, аборигенным населением Западного Казахстана и Волго-Донского междуречья, в отличие от гуннов, хазар, огузов, кыпчаков и монголов, которые в основе своей были пришельцами… Последним, на данный момент, политическим образованием, куда вошли потомки хазарских алан, является республика Казахстан. Потомки аланов населяют в основном Западный Казахстан, называют себя казахами, но для внутреннего употребления до сих пор используют свои собственные этнические имена, например: адай,… некоторые итоги нашего анализа: 1. Адай- название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с дахами(Аманжолов С.,Востров В.В., Муканов М.С.), которые по А.Марцелину « были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается сообщением Якоба Рейнеггса-путешественника 18в., который пишет: « …в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы…» [27] .Таким образом, казахские исследователи отмечают алан как потомков даев/даков. Но название аланы не соответствует названию дивы/даки – род Дивины. Аланы являются потомками дивов только отчасти, как все индоевропейцы – (древний праиндоевропейский род бога Дива). Таохи/тайки/даки регистрируются в государственном образовании Диауэхи в 1200г. до н.э. и в Урарту – алародии в районе Кавказа. Следовательно, на Кавказе в 2000-1200гг. до н.э. проживали индоевропейские народности с названием-основой даки/даи/тайки/таохи/алародии – будущие великорусские казаки Дивины. В Авесте в Прикаспии (Мазендеран) они отмечаются как дивопоклонники (Див в древнерусском «Слове…», «Задонщине…», рака-яджна для поклонения Диву у русских казаков ныне.). Связь названия Навруз – дийдиху у казахских учёных. «РОДОВАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ АДАЙ….Анализ названий родовых отделений. … в 1803 г., имеются скупые данные о роде адай. В них сообщается, что адаевцы были одними из главных племен рода байулы Младшего жуза. Племя состояло из 12-ти отделений и насчитывало до 10 тысяч кибиток… М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки»… Кунанорыс – название родового отделения племени адай. Этноним состоит из двух частей: кун+ан «куны/гунны» или от др.-тюрк. кун «народ»+аффикс собирательности –ан-; орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс. Стало быть кунанорыс- букв. «гунны и асы» или «народ асов». …Тазеке/тажике – название родового отделения племени адай. Тяджик – название народа. Этимологически термин тяжик может восходить:… Анализ названий родовых отделений племени адай сигнализирует о следующем:1.Формирование племени адай началось в сармато-массагетской среде, о чём явно говорят следующие названия родовых отделений: косай/косак (чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.) – досл. «светлые саки»; кунанорыс – досл. «народ асов»; тобыш/тобас – досл. «род, племя ас»….Краткий анализ родовых имён племени адай. Родовая структура племени адай довольно разветвлённая и состоит из огромного числа этнических наименований… ограничимся лишь теми родовыми именами, которые несут в себе важную этническую информацию. Алдеке – название рода отделения кунанорыс. Этноним состоит из двух частей: ал и деке. …«Компонент деке можно возвести: а) к наименованию древних дахов (даха >дехе> деке); б) деке- фонетический вариант названия туркменского племени теке… Арык – название рода отделения косай. Видимо, в основе этнонима лежит название древнего племени ариев: ары/ари(й); к- аффикс мн.ч. Согласно историческим данным, среди средневековых уйгуров было племя арик…Слово арык имеет следующие значения: «чистый, несмешанный»(род); …Асабай – название рода отделения косай. Досл. «асский бай»…Каракесек – название рода отделения косай. Слово каракесек служит также названием племени объединения алимулы. Каракесек – это фонетический вариант этнонима каракасак, где кара передаёт значение «простой народ»… касак – название тюркского племени, досл. « светлые саки», от кыусак>касак>казак, где кыу «светлый», сак-название др.-тюрк. народа… Байрамкулов А.М. в своей монографии «К ИСТОРИИ АЛАНСКОЙ ОНОМАСТИКИ И ТОПОНИМИКИ» упоминает названия аланских городов Касек и Касак, которые располагались на берегу Чёрного моря.( Байрамкулов А.М.). Эти названия городов созвучны с второй частью этнонима кара+кесек…Каспакбай – название рода отделения кунанорыс. Этноним состоит из трёх частей: кас, пак и бай. Первый компонент кас- сарматский этноним (ср.: каспии, каски,касак).Второй компонент пак/бак имеет значение «род, племя».(С.Атаниязов). Третий же компонент бай имеет два значения: бай/бой «род, племя» (Баскаков Н.А.); бай- досл. «богач, хозяин». Стало быть этноним каспакбай можно прочесть двояко, а именно, как «род касов» или как «касский бай»… Козбак – название рода отделения тобыш. Этноним состоит из двух частей: коз/каз – название сарматского племени; бак – досл. «род». Стало быть козбак – букв. « род казов; казы/касы». Ср.: козак/казак – досл. «казы/касы»… Текей – название рода отделений косай, тобыш, мунал. …ТЕКЕ – одно из крупных туркменских племён. …этноним таке, теке встречается и у киргизов …и в топонимии Казахстана… С.П.Толстов в этнониме теке видел деривату этнонима даха…Этимологический анализ этнонимов показал следующее: 1. Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы),арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки). 2. В тюркский период истории (VI-XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена: …3. В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа…»[27]. Таким образом, часть казахских исследователей отмечает, что адаи – наименование индоевропейцев («формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде»). Кроме того, в данном племени имелись индоевропейские названия ветвей (отделений) – « адаевцы были одними из главных племен рода байулы Младшего жуза. Племя состояло из 12-ти отделений». Предположительно, названия некоторых отделений также имеет индоевропейскую основу. Например. «…следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), …арык (арии),… каспакбай (род касов), каракесек (народ касов),… козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс),…. В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа…». Но индоевропейские основы с именем праиндоевропейского бога Дива регистрируются, включая Японию, отчасти и в Северной Америке. Таким образом, история праиндоевропейского рода («адаевского племени») развивалась на большей территории. Кроме того, вероятнее всего, «этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки»… Кунанорыс – название родового отделения племени адай. Этноним состоит из двух частей: кун+ан «куны/гунны» или от др.-тюрк. кун «народ»+аффикс собирательности –ан-; орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс…». Таким образом, казак/казах – имеет индоевропейскую основу. Также имеется (ветвь) отделение с названием в основе рос/рыс/рус. Следовательно, рос – одна из ветвей даков/даев/дахов. Таким образом, при возвышении данной ветви возможно возникновение названия Русия (аналог – Парфия при возвышении парфян-даков/даев). «Самоназвание немцев «дойче». Оно происходит от древнего слова «диот», «диота»…Слово «русские» пошло от их соседей финнов и карелов, которые похожим словом «руотси» называли то русских, то шведов.» [1]. Представители финно-угорской языковой семьи, как казахские исследователи, отмечают индоевропейские основы – див/дай/дак в «диота», «шведы», Скандинавия. Одно из отделений дивов/даков – рос/рыс/рус. Следовательно, индоевропейцы шведы и русские являлись ддя финнов, (как для казахов) – одним из отделений(ветвью) праиндоевропейского рода Дива. Но отделение (ветвь) рос/рус регистрируется как аланское. Следовательно, возникла ветвь рос\рус первоначально на юге (предположительно, на Кавказе), позднее – на Западе. Русские, казаки, как ветви дивов/даков, таким образом, имели древний опыт государственных образований. Диауэхи(таохи), Урарту(алародии), меоты, фракийцы (Дакия, Мёзия), Синдика, Русия на Кавказе (11в.). Следовательно, русы и русские казаки/касаки, предположительно, пришли в Киев в 12в. из Русии (Тмутаракань, Алания). «Очевидно, русь (по Нестору, «поляне, ныне называемые русью»), стояла во главе племенного союза, сложившегося в Среднем Поднепровье, её имя постепенно вытеснило имена других племён и распространилось уже в 6-7 вв. почти на всю лесостепную полосу Восточной Европы…продвижение славянских колонистов…» [6, с. 245]. В Среднем Поднепровье проживали поляне. Русь пришла. Так как рос/аорс/рус и казаки/касаки регистрируются среди адаев, в основе которых лежат индоевропейские даки/даи/дивы, то, возможно, росы/русские казаки пришли в Киев из района даков/даев – Кавказа(Диауэхи-Тайк, Дагестан, Адигея), Даика/Яика. На это указывает регистрация названия государства Русия на Кавказе –в г. Тмутаракани (в 11в. – печать государыни) ранее Киева (в 12в. – «Повесть временных лет»). « Объединение польских земель первоначально происходило вокруг нескольких центров. Упоминаемые в источниках польские племена – поляне, куявяне , мазовшане…вмсляне, поморяне ….и др. – являлись по сути дела объединениями, связанными с определённой территорией и возникших на основе существовавших ранее племенных союзов. Началось объединение племён или племенных союзов. Первоначально это объединение шло вокруг двух основных центров – княжества вислян в Малой Польше и княжества полян в Великой Польше. Во второй половине 10 в. после ожесточённой борьбы между отдельными княжествами процесс образования Древнепольского государства завершился. Первым его достоверно известным князем был Мешко 1(960 – 992) из рода Пястов..» [7, с.237].Таким образом, поляне и куявяне регистрируются как польские племена, но среди них не регистрируется племя(ветвь) рос/аорс/рус. «… в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы),арык (арии)». Можно отметить, что «арык (арии)» возможно, возникло в общеиндоевропейский период из названия напитка – жертвоприношения богу Диву – «рака-яджна». На это, как на название бога, указывает название р. Аракс, р. Ра(Rasa/Raca) – Волга, вторичное значение – «рака» – река в Белоруссии, «река» – в России. Возникновение Навруз – Дийдиху; аорс/рос/рус и казак/касак как отделение рода адай в любом случае подтверждает возникновение «Русия», «русы» как индоевропейских названий на юге, предположительно, на Кавказе.«...племя адай входит в состав родоплеменного союза казахов, который известен под названием Младший жуз. Вторым параллельным названием этого союза, объединения служит этническое имя Алшын. Казахи Младшего жуза издревле занимали необъятные просторы Западного Казахстана… Несколько слов о распространении этнонима адай и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только. Выше было отмечено, что фонетический вариант этнонима адай в форме эдей или эдек-алан зафиксирован в долинах Главного Кавказского хребта… Орыс – название рода отделения тазеке. Значение этнонима можно объяснить двояко: 1. От имени родоначальника. Возможна связь и с именем золотоордынского хана Уруса, правившего в 1361 – 1375 гг. (Босворт, с. 204). 2. От тюркского названия русского народа орус 'русский'. Возможно, в прошлом какая-то часть русских жила среди казахов. Возможно также, что орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс…» [27].Таким образом, казахские исследователи отмечают наличие ветви русов/росов в племени адай, имеющим предположительно индоевропейскую основу. Аналогично прослеживается прямая зависимость названий, имеющих в основе индоевропейцев даков/даев. Меоты-синды-зихи (фонетический аналог – Зевс в индоевропейском древнегреческом) – касоги/касаки – черкасы/черкесы – адиги. В основе – дивы/даки. На первичное проживание индоевропейцев указывает топонимика Северного Кавказа, Кавказа, Крыма (Тавриды) при отсутствии названий кавказской и тюркской языковых семей. Следовательно, можно предположить, что на данные территории представители данных языковых семей пришли позднее рода праиндоевропейцев даков/даев. Исследования казахских учёных отчасти подтверждают данные предположения. «Средняя Азия и Казахстан во второй половине 17 и в 18в…население составляли узбеки и таджики…туркмены…каракалпаки…постоянно вынужденные отстаивать…от посягательств…казахских ханов…Казахи, населявшие …пространства от Урала до Тянь-Шаня и от Сибири до Каспийского моря, делились на три жуза (орды в русских источниках)…Жузы представляли собою исторически сложившиеся объединения казахских племён. Основным районом Старшего жуза было Семиречье, Средний жуз занимал территорию современного Центрального Казахстана. Земли Младшего жуза примыкали к Приуралью…» [8, с. 252] . Таким образом, казахские племена предположительно получили индоевропейские названия (казахи/казаки, адаи, аорсы/росы/русы), включив часть индоевропейских племён в свой состав, появившись на территории с индоевропейскими названиями (р. Даик/Яик/Урал), Алтай). Аналог – название индоевропейского народа азери – азербайджанцы, Азербайджан в Закавказье. В науке сложилось два взгляда на колонизацию. К проблеме колонизации примыкает проблема великорусских казаков, представляемых не коренными народами территорий с индоевропейской топонимикой, а колонизаторами. «…Вторая особенность заключалась в том, что в России слабо проявлялся третий признак империализма, сформулированный В.И.Лениным так: «вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение…Другой причиной была особенность колониальной системы. В.И Лениным были отнесены к колониям России отсталые в промышленном отношении окраины: Сибирь, Средняя Азия, Север европейской части…В отличие от других держав, это были колонии лишь в экономическом смысле, они входили в состав государства. В таких условиях вложения капитала на окраинах не считались вывозом его, хотя они были значительными…писал В.И.Ленин в 1915г – …но вообще в России преобладает военный и феодальный империализм»…В данном случае вполне чётко указано, что определение «военный и феодальный империализм» относится к «политике царизма», а не к экономике. Развивая это положение, В.И.Ленин показывает, что методы военно-феодального империализма были свойственны вообще политической надстройке в лице царизма, стремящегося к подавлению революционного движения и угнетению народов…» [24, с.210 – 211] . Следовательно, Ленин относил к колониям территории, имеющие индоевропейскую топонимику и населённые потомками древних индоевропейцев – великорусскими казаками родов Дивины ( потомки рода даев/даков ветви казаки/касахи, аорсы/русы). «В качестве примера В.И.Ленин приводил колонизацию Кавказа…губернии Новороссии, Предкавказья и Заволжья… «Эти наиболее свободно развившиеся колонии, – отметил В.И.Ленин…» [25, с.70 – 71]. Таким образом, исследователь В.И.Ленин относил данные территории к колониям. «…Тмутараканское княжество…4.1 Военно-казачья колонизация Кубани…» [13, с. 326]. Следовательно, данной точки зрения придерживается часть кубанских исследователей. «Тяжёлый колониальный гнёт испытывали народы Поволжья – мордва, чуваши, марийцы, татары. Русские помещики захватывали их земли…Большое количество беглых крестьян оседало также в районах…Здесь крестьяне основывали новые сёла и деревни, распахивали порожние земли. Но вслед за ними немедленно шли помещики. Они получали от царя жалованные грамоты на якобы пустующие земли…Тяжёлое положение крестьян приводило к усилению побегов на окраины. Крестьяне уходили в отдалённые места на Дон и в Поволжье…Донское казачество не было социально однородным. «Домовитое» казачество по преимуществу жило в привольных местах по нижнему течению Дона с его богатыми рыбными угодьями. Оно неохотно принимало в свой состав новых пришельцев, бедных («голутвенных») казаков. «Голытьба» скапливалась …на землях по верхнему течению Дона…но и здесь…домовитые казаки запрещали им пахать землю, а новых промысловых мест для пришельцев не оставалось…Лозунги Разина нашли горячий отклик среди…угнетённых народов Поволжья…Голутвенные казаки предприняли поход к берегам Крыма и Турции. Но домовитое казачество помешало им прорваться к морю, боясь военного столкновения с турками. Казаки…перебрались на Волгу…направились к устью реки Яика (Урала). Разин занял Яицкий городок (1667г.), к его войску присоединились многие яицкие казаки…На обратном пути…близ устья Куры, на казачьи суда напал иранский флот, но потерпел полный разгром. Казаки вернулись в Астрахань и распродали здесь захваченную добычу. Удачный поход на Яик и к берегам Ирана резко повысил авторитет…Беглые крестьяне и холопы, гулящие люди, угнетённые народы Поволжья только и ждали сигнала, чтобы поднять открытое восстание против своих угнетателей…» [9, с.173 – 174]. Таким образом, часть исследователей Академии наук считают, что народности подверглись колонизации. Они отмечают, что на территориях ранее проживали русские домовитые казаки. Следовательно, данные казаки являлись наиболее древним населением территорий. Они сохраняли название ветви даков/даев – русские (русы, аорсы; Навруз-Дийдиху) казаки/касаки. На это указывает индоевропейская топонимика – Яик (Даик), Кура. Яицкий городок – казачье название поселения. Остальные народности пришли позже. На это указывают названия – мордва, мордвин, содержащие в основе название праиндоевропейского бога Дива (как адаи у казахов). Таким образом, предположительно, колонизации подверглись индоевропейские народы даки/даи ветвей русы/росы и казаки/касаки – русские казаки Дивины/Девы/Дивовы. Проживание русских казаков отмечается по территории с праиндоевропейскими названиями до Японии. Даурские казаки. Связь между ветвями индоевропейского рода Дивов.«…Поскольку на Востоке цивилизация сложилась намного раньше…Греческая культура никогда не смогла бы достичь такой высоты, если бы она не была наследницей культур Древнего Востока…В свете новых данных мир древних цивилизаций предстаёт не как мозаика разрозненных этнических, культурных и социальных компонентов, но как единое целое, отдельные части которого находились в постоянных и тесных контактах…Несмотря на географическую удалённость, очень древними были контакты Ближнего Востока с Индией и Средней Азией…Общение отдалённых друг от друга районов нередко осуществлялось, говоря словами академика Б.Б. Пиотровского, посредством «эстафетных связей». Именно так можно объяснить, например, контакты древних культур Европы и Древнего Востока. Археологические исследования показывают, что в 8 – 3 вв. до н.э. не спорадические, а постоянно действующие связи охватывали огромную дистанцию – до 7 тыс. км. Этот путь проходил от Балкан и Северного Причерноморья до Ордоса, захватывая Урал, Алтай, Туву…» [12, с. 474] . Этим можно объяснить названия ветвей (отделений) у русских казаков Забайкалья – гурон/гуран, дигурон/дигорцы в Осетии на Кавказе, куркуль, сарыч у русских казаков Кубани, Дона и Волги. «…Злые духи были вначале добрыми и уже потом сделались злыми через противление воле Божией, почему и осуждены…как отверг гордого денницу с подчиненными ему духами…» [23]. Таким образом, основа див-дак-ден сохраняется в индоевропейском русском языке ( как Навруз – Дийдиху). «…Мч. Авдия (Авида) в Персии…» [23]. Следовательно, в стране с индоевропейским языком – Персии регистрируется имя Авдий (Авид). То есть, дий равнозначен вид. Следовательно, название Веды на санскрите в древней Индии, посвященные поклонению богу Диву, предположительно, также имеет основу дий-дак-вид. «Авдий, Авдей… – священнослужитель (др.евр.)…18(5) сентября – Св. мученик Авдий…в Vв…2 декабря(19 ноября). – Св.пророк Авдий, за 700 лет до Р.Х. предсказал торжество Христовой церкви в Иерусалиме…Авдий отличается упорством и долготерпением. Всегда умеет настоять на своём. На таких людях обычно вся семья держится…Недаром же так распространена фамилия Авдеев – как знак родовой принадлежности… Авдей…в 1259 г. в Галиции…летопись…» [10, с. 10]. Предположительно, индоевропейская основа дий/дак/ден/вид заимствована древнеевроейским языком, так как бог Див/дый/дэв отмечается как бог праиндоевропейского рода Дива ( предположительно, примерно 15 тыс. до н.э.); регистрируется в памятнике 2 тыс.до н.э. – Ведах. Основа родового праиндоевропейского названия бога – Див/дей/вид/вед – регистрируется в названии памятника – Веды. Отмечается, что фамилии с основами дий/дак/вид – « знак родовой принадлежности». «Авдаков…крестильного имени Евдоким – славный (греч.)…Авдонин, Авдонкин, Алдаков, Алдонин, Алдошин, Евдаков, Евдонин, Евдошин, Елдонин… Евдокимов(Овдокимов)… Авдеев… крестильного имени Авдей(Авдий) – священнослужитель (др.-евр.)…Авдеичев, Авдиев, Авдусин, Авдушев, Авдюков, Авдюнин, Авдюничев…Авдотьев…крестильное имя Евдокия…фамилии: Авдотьин, Овдин, Овдокин, Дунин…» [11, с.6 – 7]. Таким образом, вероятнее всего, праиндоевропейская основа бога рода Дива дала основу множеству слов с вторичными значениями и заимствованиями в языки других языковых родов (предположительно, древнееврейский, тюркские – казахи-адаи, кавказские – адыгейцы, дагестанцы). «Деев…крестильного имени Дей – божественный (греч.)…Деянов, Диев…русский княжеский род…1345» [11, с. 135]; «Деникин…крестильного имени Денис – подопечный Дионисия (греческого бога жизненных сил природы и виноделия)…Денисов, Денисьев, Денюхин, Денягин, Денякин, Дионисов, Дионисьев…Дейнекин(дейнека – казак, вооружённый дубиной)…» [11, с. 137] . Следовательно, имя бога праиндоевропейского рода Дива оказывается связанным с ветвью рода – касаками/казаками – дейнеками, что, предположительно, (одновременно с топонимикой Кавказа) подтверждает версию происхождения русских кубанских казаков Дивиных. «Дивеев…фамилия связана либо с древним словом диво – чудо, невидаль, диковинка, либо с ещё более древним дивий – дикий..Дивов, Диков, Дикой, Дичков. Дивеевы – татарский княжеский род. Предок их, князь Дербиш-мурза Теребердеевич…в 1678г. Дивеевы внесены в родословные книги Нижегородской, Оренбургской и Тамбовской губерний. В селе Дивеево на Нижегородчине существует и поныне Дивеевский-Серафимов женский монастырь.» [11, с. 140] . Таким образом, основа праиндоевропейского бога рода Дива, зафиксированного, предположительно, в памятнике 2-го тыс. до н.э. – Ведах( « Авдия (Авида)» ), послужила основой для многих фамилий – ответвлений праиндоевропейского рода Дива/дака/таоха. Следовательно, фамилия Дивеев заимствована татарским (тюркским) родом из индоевропейского. В «Теребердеевич» указана индоевропейская основа дей/див. Предположительно, основу рода составили индоевропейцы рода Дива/Дея (как казахи – адайцы, адыгейцы, дагестанцы, молдаване, литовцы, латыши). Поздняя фиксация – 1678г. (Дивины в Синодике Ивана Грозного в 1570-х гг.). Таким образом, праиндоевропейская основа рода Дива дала основу множеству ответвлений – нынешних фамилий. «…нынешние русские фамилии, как правило, оканчиваются на –ов/-ев или –ин…и те формы, что были тысячу лет назад:…Кривич,..Татарин…Пройдут …века и века. Ничего не останется от наших подвигов, деяний и злодеяний…те, кто переселятся с Земли…будут носить земные древние фамилии. Ибо фамилии неуничтожимы…» [11, с.4] . Таким образом, в фамилиях и названиях народов часто фиксируются имена древних языковых родов и их ответвлений (русские кубанские казаки Дивины и казахи-адайцы). «Фраки́йцы (др.-греч. Θρκός; лат. Thraci) – древний народ, обитавший на востоке Балкан и прилегающих территориях. Говорили на фракийском языке, который относят к индоевропейским.…Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами:…Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии. Фракия (Болгария и европейская Турция) Дакия (Румыния) Вифиния (северо-западная Анатолия) … Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почётом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почётной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса…Ниже представлен неполный список фракийских племён Даки:.. Карпы (народ) Костобоки Сукьи Дии Эдоны Геты Меды Мушки …Не полностью фракийские племена:Агафирсы (Скифско-фракийское племя) Дарданы (племя, смешанное из фракийцев, иллирийцев и возможно пеонийцев) …Известные фракийцы…Орфей – в древнегреческой мифологии певец, музыкант, игравший на лире. Сыграл важную роль в религии Греции и Болгарии… Спартак – римский гладиатор, поднявший восстание на Апеннинском полуострове в 73-71 годах до нашей эры. Его армия, состоявшая в основном из бежавших гладиаторов и рабов, разбила несколько римских легионов в войне…» [28]. Следовательно, часть даев ,даков, мезов входила в состав фракийцев. Цивилизация у них основывалась на обработке металла и камня (оружие, ювелирное дело), для развития военного дела (как использование коней у русских кубанских казаков исключительно для верховой езды, а не для пашни). Об этом свидетельствует почитание бога Гермеса. Развитие садов и пчеловодства. Часть древнего индоевропейского населения подверглась колонизации; сохранила праиндоевропейское название в основе – дивы/даки, но изменила язык . Пример. Адаи (казахи), мордва, адыги, дагестанцы. Азербайджанцы – сохранение индоевропейского названия, но изменения языковой семьи. «…На полуострове Таймыр в Сибири живут нганасаны – самый северный народ Евразии. Они входят в группу самодийских народов…Наш народ пришёл в эту землю снизу из-за большой воды. Диких оленей искали…В этой земле раньше жили сомату – хантайские самоди. Наши люди, как пришли, воевали с хантайскими и много их побили…Где Таймыр пал в море…На реке стояла изба вроде русской…ещё третью избу…пялки для сушки песцовых шкур, Однако там когда-то давно жили русские…Половина нашего народа ещё где-то далеко на низу есть…у того народа есть названия всех пяти родов авамских самодей….» [2]. Приходящие народы воевали с родами индоевропейцев рода Дива/Дака/Тая. Следовательно, приходящие позднее роды других языковых семей являлись колонизаторами. На проживание ранее индоевропейцев указывает топонимика и названия с основой див/дак/тай – Таймыр, хантайские. «… Среди туркмен существует племя АДАК ИЛИ – второе название племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племен учил. Досл, 'адакское племя'.( С. Атаниязов ). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.); (ср.:адай~адак-Н.А.). В XVII в. в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай.(А. Нурмагамбетов ). В Татарстане до сих находятся сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах. Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в древности существовало могущественное и многочисленное аланское племя под этническим именем адай, которое в ходе своей истории было расколото на несколько частей…» [27] .Часть древнего индоевропейского населения указанных территорий сохранила язык, название. Таким образом, русские (ветвь аорсы) казаки родов Дивиных оказывались на границах проживания с пришедшими позднее родами других языковых семей. «Дагестанская группа. На сравнительно небольшой территории Дагестана представлено около 30 языков…» [18, с. 24]. Таким образом, народы других языковых семей пришли на Кавказ, в Дагестан позднее индоевропейцев даков/даев/тайков. На это указывает индоевропейская топонимика региона, в частности – Дагестан, Адыгея, Таврида, Тао/Тайк. Отсутствие внешней колонизации Россией других стран исследователь Ленин заменяет наличием внутренней колонизации. Данная версия поддерживается рядом отечественных и зарубежных исследователей. У исследователя В.И. Ленина были предшественники в вопросах колонизации. «… Воронов в конце 1860 года установил связь с «Колоколом» А.И. Герцена и поместил в нём свои статьи, осуждающие колонизаторскую политику на Кавказе и изуверские порядки в казачьем войске…распространяет издания «вольной типографии» Лондона в Кубанской области и в Ставрополе…переправляет…на Кавказ…1862…удалось побывать в Англии…осенью того же года…арестовывают по «делу о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами.» [21, с.42 – 43]. Аналогичная точка зрения на колонизацию в книге датского исследователя. «…Хотя Россия стала великой державой лишь в 18 веке…В советской историографии используются такие термины, как «воссоединение» (по отношению к Украине) или «присоединение» (о Сибири). Эта терминология отражает проблему, которая является общей при рассмотрении обеих упомянутых форм экспансии, а именно проблему отношений между русскими и теми народами, которые вошли в состав государства…В чём состояло значение экспансии для нерусских народов…При разработке данной темы советская историография поставила перед собой две задачи. С одной стороны, разъяснить положительную…роль русского народа…в процессе исторического развития других народов. С другой стороны, отразить процесс угнетения…показать, отчего царская Россия представляла собой, по выражению В.И.Ленина, «тюрьму народов»…стало использование в науке формулы о «меньшем зле», ставшей в конце 1930-х гг. орудием против школы М.Н.Покровского, представители которой рассматривали включение в состав России, к примеру, Украины и Грузии как «абсолютное зло» для этих государственных образований. Идея заключалась в том, что для соответствующих стран было «меньшим злом» войти в состав России, чем, например, быть включенными в Польшу или Османскую империю. Вопреки царизму, представляющему собой «абсолютное зло», русский народ слился с другими народами в едином братстве…Грандиозное, имевшее колоссальные последствия завоевание, или, как предпочитает выражаться В.И.Шунков, «колонизация» Сибири (этот термин используют многие)…форма подобной колонизации была в известном смысле умеренной, мягкой…на землях, которые русские оставляли позади, имелось жизненное пространство, достаточное и для коренного населения. Это…соответствовало ещё одной черте русской колонизационной тактике…довольно мягким отношением к местным народностям…» [19, с.134 – 143]. Противоположной точки зрения придерживается В. И. Буганов. «Некоторые положения Кристенсена требуют пояснений и дополнений. Так, не совсем ясно, спорно именование русских на национальных окраинах «колонизаторами». Роль русских в Башкирии, Калмыкии и других местах…» [20, с. 16]. Государство Дания имеет в названии индоевропейскую основу див/дай/тай. Однако в Дании индоевропейцы рода Дива имели другие ветви рода, изменился язык. Территории, вошедшие в состав России также имели древнюю праиндоевропейскую топонимику по имени индоевропеских богов из окружения бога Дива (по санскритским Ведам 2 тыс. до н.э.). Там проживали потомки праиндоевропейского рода Дива (ветви касак/казак и аорс/рос/рус – как Навруз/Наурос – Дийдиху), давшие названия географическим объектам по имени богов до прихода народов других языковых групп, сохранившие связи и, соответственно, язык, развившийся в великорусский язык – язык русских казаков (русского народа). Даицкие/яицкие казаки, даурские казаки. Таким образом, в состав государства Россия включались территории с русским (ветви аорсы/русы, казаки/касаки) населением из рода Дива (фамилии Дивин, Мезенцев). На данных территориях проживали также колонизаторские народы – пришедшие на данные территории предположительно позже праиндоевропейцев (будущих великорусов).«…(1856 – 1928)…В России проживало более 100 национальностей. К концу века русские составляли 47% населения, украинцы – 19% и белорусы – 5%. К этим трём национальностям относилось более 83 млн. человек, или 71% населения (без Польши и Финляндии). Остальные национальности были значительно меньше по численности. По 3%(примерно по 4 млн. человек) составляли евреи, казахи и татары; по 1% (1,2 – 1,4 млн. человек было латышей, немцев, башкир, молдаван и армян; по 0,9 – 0,6% (от 1 до о,7 млн. человек) – мордвы, эстонцев, литовцев, чувашей, грузин и узбеков; таджиков, туркмен и киргизов было по 0,8 млн. (0,7%). Численность всех этих перечисленных национальностей составляла 107,6 млн. человек, или 94 % населения России.» [26, с. 169]. Другие исследователи отмечают следующее. « Помимо русского ( к русским в дореволюционной России относили велико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи… Из 1918,9 тысячи человек русские составляли 90, 4 процента, …адыги (4,08 %)…, остальные – менее одного процента…» [14, с. 151]. Следовательно, исследователь отмечает, что в дореволюционной статистике не было разделения на русских и украинцев. Тогда «более 83 млн. человек, или 71% населения (без Польши и Финляндии)» относятся к русскому населению, так как невозможно выделить количество белорусов и украинцев из общего числа русских в дореволюционный период. Пример. «В 1837 ГОДУ казаков на Северном Кавказе насчитывалось уже 135 тысяч душ МУЖСКОГО пола». [15, с.98] Следовательно, казак с женой, его родители и 5 – 6 детей – это 10 человек. С учётом вдов с детьми, стариков и домовитых казаков, не находящихся на службе, великорусское казачье население только Кубани и Северного Кавказа в начале 19 века составляло, таким образом, 1млн. 350 тысяч – 1млн.500 тысяч человек. «Сенат также считал, что « из местного славянского населения… составить оплот охранительный, обратя его в состояние казаков… » [16, с.91]. Таким образом, Кубанское казачье войско составилось из местных великорусских жителей. Следовательно, количество потомков древнего индоевропейского населения (русских казаков) на Северном Кавказе в начале 18в. примерно соответствует количеству русского населения на Кубани в конце 19 века (по переписи). Потомки индоевропейского населения подвергались ассимиляции (род адайцев у казахов, ветви касахов, аорсов). Таким образом, возможно предполагать колонизацию территорий с праиндоевропейской топонимикой и древним индоевропейским (потомки – великорусы рода Дая/Дива) великорусским населением (казаками с общим языком) представителями народов других языковых семей. Следовательно, включение данных территорий с великорусским населением в состав государства Россия (Русия на Кавказе 11в.) представляло собой противоассимиляционную политику.

 

Литература

 

1.                  Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы / Оформл. А. Олексенко, С. Шапиро, С. Шикин – СПб., 1997. – 320 с. С. 89 – 90

2.                  Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы / Оформл. А. Олексенко, С. Шапиро, С. Шикин – СПб., 1997. – 320 с. С. 32 – 34.

3.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3. С. 21.

4.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3 С. 241 – 242.

5.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 3С. 248 – 249.

6.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3 С. 245.

7.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3 С. 237.

8.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.5 С. 252.

9.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 5. С.173 – 174.

10.              Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь имен. – Нижний Новгород: Три богатыря и Братья славяне, 1997. – 656 с.

11.              Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Фамилии… – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. – 576 с. – (Энциклопедии).

12.              Древние цивилизации. Ancient Civilizations. Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. и др. / Под общ. ред. Бонгард-Левина Г.М. – М., 1989. – 479 с. С. 474.

13.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С. 326.

14.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. – 336 с. С. 151.

15.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 98.

16.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 91.

17.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 56 – 58.

18.              Кондрашов Н. А. Основные вопросы русского языка: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с. С. 24.

19.              Кристенсен С. О. История России XVII в. Обзор исслед. И источников: Пер. с дат. / Вступ. ст. и общ. Ред. В. И. Буганова. – М.: Прогресс, 1989. – 256 с. С.134 – 143.

20.              Кристенсен С. О. История России XVII в. Обзор исслед. И источников: Пер. с дат. / Вступ. ст. и общ. Ред. В. И. Буганова. – М.: Прогресс, 1989. – 256 с. С. 16.

21.              Наш край на уроках истории: Пособие для учителей истории 7 – 10 кл. школ Краснодарского края / Н. В. Анфимов, Н. Ф. Юркин, В. А. Кусый, И. В. Жерноклев; Науч. Ред. П. Я. Угринович. – Краснодар: Кн. изд-во, 1984. – 160 с. С. 42 – 43.

22.              Рыбаков Б. А. Античный мир и ранние славяне//Литература в школе. – 1993. – № 1. – С. 36 – 41.

23.              Св. праведный Иоанн Кронштадский. Православные праздники. Отрывной календарь на 2013г., Изд. «Авенир-Дизайн», Кострома, 2012. – с.7 сентября 2013 г.

24.              Учебник для пед. институтов. История России 1861 – 1917, М. 1990. С. 210 – 211.

25.              Учебник для пед. институтов. История России 1861 – 1917, М. 1990. С. 70 – 71.

26.              Учебник для пед. институтов. История России 1861 – 1917, М. 1990. С. 169.

27.              http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B/page-15 (дата обращения: 19.08.2013 г.).

28.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Фракийцы (дата обращения: 19.08.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 09.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.