ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Численность русских казаков Северного Кавказа. Происхождение русских казаков. Лингвистический анализ

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

Quatitative patterns of the russian cossacs of North Caucasus. An origin of russian cossacs. Lingvistic analisic

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

Проблема искажения информации достаточно сложна.

 

The problem of distortion of the information is difficult enough.

 

«Гумбольдтовское понятие «народного духа» лежит в основе этнолингвистики, считающей каждый язык воплощением особой этнической культуры, народного духа, национального мировоззрения и языкового гения. Сюда же примыкают и другие разновидности неогумбольдтианства в зарубежных странах.» [17, с. 54]. Интересен вопрос об отношениях языка и этнической культуры в том случае, если пришедшие позднее представители другой языковой семьи заимствуют название рода(народности), но приносят свой язык. Например. Адайцы-казахи, принесшие язык тюркской группы в регион с индоевропейской топонимикой и индоевропейским населением – русские казаки родов Дивины, Мезенцевы. Аналогично адыги. «… и на существующем уровне уже достаточно ясно, что начинать предысторию славянства и Руси необходимо… примерно с эпохи аргонавтов… Внимательному комплексному изучению должны подвергнуться «русы в Евксинпонте» (на Чёрном море)»[25, с. 41], – писал академик Б.А.Рыбаков. «В русской истории не разрешён вопрос происхождения казаков, и до сих пор не установлено происхождение слова КАЗАК» [18, с. 5]. К проблеме колонизации примыкает проблема казаков. Взаимосвязанными оказываются проблема происхождения казачества и проблема возникновения наименования казаки. Численность великорусского казачьего населения только на Северном Кавказе, том числе, на Кубани, в начале 19 века. « …Адыги в свою очередь... В Большой Кабарде насчитывалось 8500 дворов, в Малой Кабарде дворов было вдвое меньше. Исходя из этого общее число их для всей Кабарды составляло около 13 тыс. Так как кабардинцы проживали обычно большими семьями по 10 – 12 человек, то имеются основания полагать, что их общая численность достигала 130 – 160 тыс. человек. 1704… » [37] . Таким образом, исследователь приводит данные о количестве адыгов на Кавказе. «В 1837 ГОДУ казаков на Северном Кавказе насчитывалось уже 135 тысяч душ МУЖСКОГО пола». [12, с.98]. Следовательно, казак с семьёй – это 7-10 человек. Итого: 945 тысяч – 1млн. 350 тыс. великорусского казачьего населения. С учётом вдов с детьми, стариков и домовитых казаков, не находящихся на службе, великорусское казачье население Кубани и Кавказа в начале 19 века составляло, таким образом, примерно 1млн. 350 тысяч – 1млн.500 тысяч человек. «…Кавказской губернии…Сенат также считал, что « из местного славянского населения… составить оплот охранительный, обратя его в состояние казаков… В 20-х годах 19 века… » [13, с. 91]. Таким образом, Кубанское казачье войско составилось из местных великорусских жителей, предположительно, прямых потомков праиндоевропейцев дивов/даков (роды Дивиных) и мёзов/мушк (роды Мезенцевых). «В 1775 году…в 1783 году река Кубань объявлена нашей границей…на Кавказе.. разбросанные сечевики…стягивались…между Днестром и Бугом, и к 1787 году…составилось войско в двенадцать тысяч …казаков… войска Черноморского»…на Кубань…в 1792 году…прибыло под ружьём около тринадцати тысяч человек…» [35, с. 116 – 117]. « …1793 года…своими колоннами…Но после этого в течение двух лет черноморцы одиночками приходили на Кубань, и всё-таки не все из них – поселившихся за Бугом, перешли на Кубань. Более 12000 душ осталось за Бугом…» [21, с.14] . Следовательно, если численность Черноморского войска составляла 12 тысяч человек «между Бугом…», из них, по мнению исследователя, 12 тысяч осталось «за Бугом», то непонятно, сколько переселилось на Кубань. «…с Захарием Чепигой. Всего на Кубань прибыло 17 тыс. казаков. Если в первой половине 19 в. на Кубань прибыло около 30 тыс. человек, то за тридцать лет (1867 – 1897 гг.) переселилось 946,4 тыс.человек…Военно-казачье освоение края завершилось созданием в 1860г. Кубанского казачьего войска. В него вошли черноморцы и шесть бригад правого фланга Кавказской линии.» [24]. Таким образом, исследователь отмечает, что на Кубань в первой половине 19 века переселилось 30 тысяч человек. В 1837 году «казаков на Северном Кавказе насчитывалось уже 135 тысяч душ МУЖСКОГО пола». [12, с.98] «…на территории современного Ставропольского края существуют станицы, входившие перед 1917 годом в состав Кубанского войска (ст. Новомарьевская, Тёмнолесская, Расшеватская. Воровсколесская, Бекешевская и др.), и станицы. Входившие в состав Терского войска (Боргустанская, Ессентукская, Незлобная…) а также бывшие станицы, упомянутые выше…» [14, с. 101]. Следовательно, 1 млн. 350 тысяч – 1млн. 500тысяч казачьего населения Северного Кавказа и Кубани являлись местным великорусским населением. «…на Кубань одновременно с черноморцами в 1794 году..образовав из них отдельное войско под названием Кубанского…в 1803 году…заселены…образовали…полк, называвшийся Кавказским войском…Эти два вновь образованные войска, Кавказское и Кубанское, вместе с Хопёрским Войском, поселенным в 1823 году…и казачьими войсками по Тереку, назывались Кавказскими Линейными Войсками и с 1832…» [22, с.15]. Аналогично у другого исследователя. «В 1794 году…из казаков этих станиц…сформирован Кубанский линейный полк…В 1802-1804гг…пять станиц…На базе этих станиц…образован Кавказский линейный полк…» [15, с. 90 – 91]. «Дело в том, что на Кубани ещё до переселения туда черноморцев находилось значительное количество «разного рода бурлак»…М. Гулик во время …осмотра «кубанской старины» насчитал их более двух тысяч, из них 114 человек записались сразу же в казаки. У нас нет полной уверенности в том, что подобную процедуру не проделал С.Белый и не показал вновь вступивших в казаки в общем списке…» [27, с. 22]. «..29 февраля 1792 г. …М.Гулик отправился…13 марта с командой 50 человек… «Кинбурнская паланка…собрано…12 человек…многие казаки выписались из числа черноморцев и приписались в поселяне…»…16 мая 1792 года…13 июня полковник Гулик из Тамани…Интересно отметить, что, находясь в Тамани, М. Гулик активно записывал в казаки всех желающих. В июльском списке « вновь приписавшимся на КУБАНСКОЙ стороне в войско Черноморское казакам» показано 114 человек…Всего же на «определённой войску земле» М.Гулик насчитал 2013 бурлаков (это не считая донских казаков и прочих «разных людей»).» [28, с.15 – 16]. «Важно отметить…версии переселения, созданные Ф.А.Щербиной и П.П.Короленко различаются между собой…настолько существенно, что порой становятся диаметрально противоположны. Эти противоречия и вынудили автора обратиться к первоисточникам…» [29, с. 4]. Таким образом, «войско» (у части исследователей – казачий «полк») под наименованием «Кубанское казачье войско» из шести станиц регистрируется с 1794 года, ОДНОВРЕМЕННО с Черноморским. Кроме того, в состав Черноморского войска вошли МЕСТНЫЕ кубанские казаки (регистрация записи казаков в Черноморское войско в Тамани – « в Тамани, М. Гулик активно записывал в казаки всех желающих. В июльском списке « вновь приписавшимся на КУБАНСКОЙ стороне в войско Черноморское казакам» показано 114 человек…»). Следовательно, наиболее вероятно, что Кубанское войско 1860 года («Военно-казачье освоение края завершилось созданием в 1860г. Кубанского казачьего войска. В него вошли черноморцы…») состояло из местного великорусского казачьего населения. Кубанское казачье войско (полк у ряда исследователей) регистрируется с 1794года одновременно с Черноморским. Казаки ощущали себя кубанцами, что отразилось в названии 1794 года, позднее – 1861года. Черноморцы, таким образом, вероятнее всего, не являются первыми русскими жителями Кубани. Количество переселенцев и количество казачьего населения Северного Кавказа в первой половине 19 века показывает, что основу казачьих войск составили местные великорусские жители (1млн.350 тысяч) при (30 тысячах переселенцев), часть из которых – черноморцы(12 тысяч, если переселились все черноморцы) – с территории «между Днестром и Бугом»). В «Истории Адыгов»: « …18-19 вв. – Донские казаки не считали себя русскими, а считали себя произошедшими от горцев; ….Донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов…» [ Адыги 18 век ]. Таким образом, исследователи отмечают, что донские казаки считали себя местными жителями. «…во все времена Дивины – казаки охраняли границы нашей России-матушки…наш Род…» [3 января 1990г., Краснодар, эпистолярный жанр, личный архив автора]. В данном случае подтверждается, что древний род Дивиных, ведущий название от рода предков индоевропейцев – бога Дива – является индоевропейским русским родом. Кроме того, этот род осознаёт себя русскими казаками: «… Кому угодно есть место на Кубани, только не русским… – (реакция коренных русских кубанских казаков на решение Краснодарского краевого Совета народных депутатов «О мерах по регулированию миграций в Краснодарский край» и отказе в переселении руководителям русской общины староверов из Грузии; коренные казаки, таким образом, поддержали решение высоких чиновников из Москвы об отмене данного решения местного краевого Совета – прим. Н.А.Ш.) – …Ты родилась…, так что Родиной… исторической , конечно же, Кубань…». [9]. Казаки однозначно относят себя к русским и считают себя частью великорусского народа. Данные роды проживают в районе Кавказа, который имеет индоевропейскую топонимику. «24 апреля 2007 г. Вторник, 7.30 утра. На улице уже светло, но холодно, даже морозец лёгкий… тоже трудно таким, как мы – сильно честным, не умеющим приспосабливаться к теперешним условиям жизни; видно, нужно надеяться только на себя, как было у КАЗАКОВ – сами обеспечивали себя питанием, жильём, ещё несли службу Отечеству. Кстати, … в Пермском крае было много КАЗАКОВ, так что старший наш зятёк, наверное, тоже имеет к этому отношение…» [9]. Аналогично следующее. «Не случайно поговорка С ВОДЫ ДА С ТРАВЫ на Дону КОГДА-ТО приобрела даже звучание «юридической формулы», не перестав от этого быть элементом устно-поэтического творчества. «Подчёркивая своё БЕСКОРЫСТИЕ на службе московскому царю, – пишет В.П. Адрианова-Перетц,– КАЗАКИ противопоставляют СЕБЯ московскому боярству : те служат «с вотчин и с поместий», а КАЗАКИ «не с вотчин, не с поместий, С ВОДЫ ДА С ТРАВЫ», т.е. они … ловят рыбу в реках и пасут скот на никому не принадлежащей «траве». Иногда эта юридическая формула подаётся сокращённо, без первой, звучащей укоризной части: «служим за траву и воду» или «с травы и воды» (Адрианова-Перетц, 1974,81 ).» [20, с. 246]. Таким образом, преемственность традиций и самосознания сохраняется у определённой части народа достаточно долго. Пространства, о которых пишут исследователи, являются ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЬЮ ВЕЛИКОРОССОВ (ветвь потомков ДРЕВНЕЙШЕГО племени ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ДАК-ов/ДА-ев/ДАХ-ов/ТАОХ-ов- ПАРНОВ/РУССОВ с ДРЕВНЕЙШИМ ПРАИНЛОЕВРОПЕЙСКИМ БОГОМ ДИВОМ ( «СЛОВО о полку»…12 в. и «Задонщина» – 14в.).

 К проблеме колонизации примыкает проблема казаков. Взаимосвязанными оказываются проблема происхождения казачества и проблема возникновения наименования казаки. «Что объединяет людей…Общее происхождение. Недаром в прежние времена народы верили, что они произошли от какого-нибудь общего предка… Когда люди знакомятся друг с другом, они называют своё имя. Каждый народ тоже имеет своё имя – этническое, общее для всех, для всего народа… Человек, называющий себя русским и ведёт себя так, как у русских принято. Ведь армянин никогда не назовёт себя русским, грузин – греком… Каждый человек ощущает себя частью большого целого – своего народа..» [2, с. 20 – 21]. Существуют разные точки зрения на происхождение казаков. « В разные периоды своего существования воинское искусство казаков испытывало на себе влияние татаро-монгольского, китайского…и европейского опыта… Основу лёгкой конницы монгольских войск составляли «казачьи» войска, состоявшие из племён сибирских орд «касахов» и Средней Азии – узбеков. После покорения этих племён монголами они вошли в состав их армий… «Казачьи» племена, пришедшие с монголами с востока…выполнение …задач было возложено на …части, составленные из русских поселений. Племена сибирских казаков послужили …для образования…войск из русского населения. В числе русского покорённого монголами населения, наиболее отвечавшими требованиям…были жители Приазовской Руси, народы Северного Кавказа…наименее пригодным…было лесное население северо-западных русских княжеств…Молодёжь, вывозимая из русских княжеств…Племена казаков во внутренней жизни хранили обычаи, полученные от своих предков… Среди всех восточных народов…казаки служили примером. Среди восточных народов было распространено представление…действовать «по-казачьи». В записках Тамерлана сообщается: «Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов». В истории войны Тамерлана в Индии говорится: « Он превосходно знал все приёмы вести войну по-казачьи». Среди европейских народов выражение «ездить по-казачьи» хранилось ещё в 19 столетии. Французский историк пишет, что после свидания императора Александра 1 с Наполеоном в Тильзите «Наполеон сел на коня и с места…карьером по-казачьи»…русские усваивали…навыки…ведения боя…в конном строю «по-казачьи», превращались в казаков и принимали их название. Русское население ставилось ..в условия, при которых самим бытом…вырабатывались свойства всадников лёгкой конницы…С течением времени казачьи войска всё более…стали походить на регулярные, однако грань, их разделяющая, никогда полностью не стиралась и не сотрётся…» [19, с. 6 – 8]. Таким образом, исследователи отмечают проживание казачьих племён на территории с индоевропейскими названиями. «Трудно считать случайностью совпадение названий таманских синдов и племени синдов во Фракии, а также города Синдомана в низовьях Инда; озера Коркондама (совр. Таманский залив) и города Карикардама (Индия). Учёный выявил перемещение из Приазовья в бассейн реки Инд целых топонимических групп: соответственно Синдус и Синдху, Силис и Силиас, Саркар и Саркара. Наконец, ему удалось установить, что поселения с названиями, включающими индоарийский суффикс «ака», протянулись цепочкой от Нижнего Поднепровья на восток; Тамирака и Дандака в Западном Крыму, Аборака на Тамани, Барака на западе Каспия, Ариака в Средней Азии и Андака в верховьях Инда… остатки языка доскифского населения Северного Причерноморья (имена, географические названия и пр.) значительно ближе к индоарийской, а не древнеиранской группе языков. Если принять версию члена-корреспондента АН СССР О.Трубачёва, то остатками древнейшего индоарийского населения Причерноморья…ушла к Индостану, следует признать фракийцев…, тавров…, а также племена синдов, меотов и некоторых других…» [16, с. 36 – 41]. Следовательно, часть исследователей считает топонимику отдельных регионов, на которых регистрируется проживание великорусских казаков, праиндоевропейской, то есть, проживание праиндоевропейского рода с поклонением богу Диву, из рода Дива/дая, дайка,таоха. Род Дива/Даха/Тайка/Дига даже будучи заимствованным народами других языковых родов (семей), часто оставался царским, княжеским, дворянским. Например. « Кидани (китаи)… – кочевые племена монгольской (согласно китайской историографии – тунгусской) группы, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии…и Маньчжурии... Киданями правил монарх, которого называли «дахэ» (вероятно это фамилия династии). …Киданьский дахэ получил от тюрок титул «сыцзинь» ... [44]; «…станица Даховская. Эти названия произошли от абадзехского племени дахо, которое жило здесь прежде. Река Дах…на горе Мезанцу (близ аула Большое Псеушхо),» [26, с. 88]. В Японии – род Такэда – Дайго [52] , группа родов [48] , принц Миномото [53] . Аналогично в индоевропейских прибалтийских. «…В преданиях, зафиксированных в западнорусских летописях, хронике Матея Стрыйковского и позднейших пересказах, рассказывается о том, как во время охоты отец Гедимина князь Витень услышал в лесу плач разбуженного звуками охотничьих рогов младенца в корзине, укрытой зеленью, и по совету жреца (тайного отца ребенка) взял его на воспитание. По другой версии плачущий ребёнок был найден Гедимином в орлином гнезде. Местность получила название Verkiai (Веркяй, пригородное поместье Вильны; от лит. verkti – «плакать»), а ребёнок – имя Лиздейка (от лит. lizdas – «гнездо»). Воспитанный при княжеском дворе мальчик стал верховным жрецом криве-кривайтисом и, женившись на сестре князя Витеня, стал родоначальником княжеского рода Радзивиллов….» [47]. «Гнездо» – вторичное значение (как пир, пить, пьяница, пиявка из индоевропейского). « Радзиви́ллы (белор. Радзівілы, лит. Radvilos, польск. Radziwiłłowie) – богатейший род в Великом княжестве Литовском, в 1547 году первый в государстве получивший княжеский титул Священной Римской империи. Родовой герб «Трубы» Радзивиллы получили после 1451 года. При заключении на Городельском сейме Радзивиллы получили герб Сулима, но в связи с переходом украинских земель в состав польского королевства, отослали его в Польшу. Девиз рода «Bóg nam radzi» («Нам советует Бог»). Общий герб Радзивиллов – Три охотничьих трубы в золотой оправе на лазуревом щите, в нашлемнике над короной семь страусовых перьев… О происхождении Радзивиллов существует несколько версий, сопряжённых с легендами того времени. Теория, поддерживаемая большинством исследователей гласит, что родоначальником рода был литовский боярин Сирпутий, крестившийся в 1387 году, чей сын Остик крестился под именем Кристин, и в 1419 – 1442 был каштеляном виленским, у него был сын Радзивилл (ум. 1477), от него и происходит род Радзивиллов. Эти сказания, а также характерное окончание слова (однозвучные – Эрдивилл, Монтивилл и др.) свидетельствуют о глубокой древности рода. Другая говорит, что, Радзивилл происходит из высшего жреческого сословия языческой Литвы и родоначальником является жрец Лиздейка, по легенде, сын Наримунта. У него был сын Сирпутис, который женился на княжне ярославской, у них был сын Войшунд крестившийся под именем Христиан], подписывавший, вместе с отцом Виленско-Радомскую унию. Первым исторически известным носителем фамилии Радзивилл был Николай I Радзивилл Остик (умер в 1477 году), принявший христианство и оставивший литовское языческое имя в качестве фамилии. В 1518 году Радзивиллы (в лице князя Николая, прозванного amor Poloniae) получили титул князей Римской империи, распространённый в 1547 году на всю фамилию… [49]. В данном случае отмечается «свидетельствуют о глубокой древности рода» и то, что Радзивилл (Див/Дак/Диг) – «литовское языческое имя в качестве фамилии». Аналогично у русских . « Де́евы – русский княжеский род…происходит от ярославской ветви Рюриковичей. Он восходит к ярославскому князю Василию Давыдовичу Грозные Очи. У его внука Дмитрия имелось два сына: младший Василий и старший Иван Дмитриевич Дей, от которого и пошёл род Деевых. О роде не осталось упоминаний к началу XVIII века…» [43] .. Таким образом, Деевы связаны с Рюриковичами. Пример – Романовы связаны с Рюриковичами. «Страна: Российская империя Родоначальный дом: Род Кобылы …Рома́новы – русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года – династия русских царей и с 1721 года – императоров всероссийских…. Прямая ветвь рода Романовых на всероссийском престоле пресеклась после смерти императрицы Елизаветы Петровны; с 5 января 1762 года императорский престол перешёл к династии Гольштейн-Готторп-Романовской, сыну Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, по династическому договору их сын Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский (будущий император всероссийский Пётр III) признавался членом императорского Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам императорский род (династия) именуется Гольштейн-Готторп-Романовской (Гольштейнъ-Готторпъ-Романовской династіи)[3], а императорский дом – Романовых… Изменения названия родаСогласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Пруссии» в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы – выходцы из Новгорода. Первым достоверным предком Романовых и ряда других дворянских родов считается Андрей Кобыла – боярин московского князя Симеона Гордого. У него также известен брат Фёдор Шевляга – родоначальник нескольких боярских родов (Трусовых, Воробьиных, Мотовиловых и Грабежовых). У Андрея Ивановича было пять сыновей: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов. Потомки Фёдора Кошки стали прозываться Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки – просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова – Захарьины-Яковлевы.Возвышение родаСтаршая дочь Александра Борисовича Горбатого-Шуйского, Евдокия, была замужем за Никитой Романовичем Захарьиным, дедом царя Михаила,что дало Романовым некоторое основание выводить свою родословную от Рюрика. При этом следует отметить, что не все историки считают её матерью Федора Никитича: некоторыепридерживаются мнения, что матерью Фёдора была Варвара Головина.Благодаря браку Ивана IV Грозного с Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных-Юрьевых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол…»[50]. «Деев…Дей – божественный (греч.)разновидностей Дий и Деян…родственные фамилии Деянов, Диев. Деевы-русский княжеский род… [5, с.135] . «Деникин…Дейнекин (дейнека – казак, вооружённый дубиной)…» [6, с.137]. Дивеев Фамилия связана либо с древним словом диво – чудо(невидаль, диковинка)либо с ещё более древним дивий – дикий. Здесь же – Дивов, Диков, Дикой, Дичков. Дивеевы – татарский княжеский род. Предок их – Дербиш – мурза Теребердиевич…в 1678г. Дивеевы внесены в родословные книги…» [7, с.140]. Диво – значения вторичны, род Дивеевы – предположительно заимствование из индоевропейского ( аналог адайцы у казахов). Теребердиевич – индоевропейская основа дий/див/диг/дак/тай. В индоевропейском литовском – языческое имя, древнегреческое – «божественный» производное от праиндоевропейского бога Дива, зафиксированного в Ведах(2 тыс. до н.э.), в зороастрийской иранской Авесте и в древнерусском «Слове..», «Задонщине..» 14-начала 15 веков. «Синодик опальных – синодик для церковного поминовения, написанный по указанию царя Ивана Грозного. Составлен с целью поминовения лиц, пострадавших в годы его правления. Синодик составлен в конце жизни Ивана IV (около 1583 года), который объявил прощение всем казнённым им боярам и пожертвовал монастырям на помин их душ крупные денежные суммы. Одновременно им были разосланы в десятки монастырей поминальные списки, которые со времён Н. М. Карамзина популярны в качестве источников по истории опричнины. .. Академик С. Б. Веселовский высказал предположение, что царские синодики составлены на основе приказного списка казнённых, составленного царскими дьяками на основе подлинных документов опричнины. Им был составлен алфавитный перечень казнённых, на основе которого был сделан вывод о том, что синодик опальных содержит нехронологический и довольно неполный список жертв опалы Ивана Грозного. В него включены казнённые в 1564 – 65 и 1571 – 75 годах. ..Имена этих посадских людей в синодике не перечисляются, по именам указано несколько сотен дворян и их домочадцы…» [51]. Следовательно, можно предположить, что «казнённым им боярам» и «Имена этих посадских людей в синодике не перечисляются, по именам указано несколько сотен дворян и их домочадцы», в Синодике отмечены боярские и дворянские роды (фамилии). «Синодик опальных царя Ивана Грозного (7091 года) … Казни в Москве 25.07.1570 г….27.07.1570 г…Савоу Ездок, Иона [Дивин], Иона [Куличник], Немятой [Пивов], Никифора [Семенов], (л. 94) Иона [Гама Люшин], Неустроя [Маслов], Илью [Окараков], Богдана [Дивин]…» [54] . Следовательно, род Дивин (казнённых в Москве) в данном случае, вероятнее всего, боярский или дворянский, как часто в других государствах. В издании АН СССР отмечалось следующее. «Росло число укреплённых дехканских замков. Таков, например, замок на горе Муг ( в нынешней Таджикской ССР), принадлежавший в конце 7 и начале 8 в. правителю города Пенджикента Диваштичу…правили династии местного (согдийского, хорезмийского, тохарского), а кое-где и тюркского происхождения…Ко времени арабского завоевания (8 в.)…Преобладающей религией ирпноязычного осёдлого населения оставался зороастризм…В некоторых местностях (Тохаристан) был распространён и буддизм…В 5-7 вв. в Средней Азии продолжала развиваться письменность на хорезмийском и особенно на согдийском языках, являвшихся разговорными языками для большинства населения осёдлых земледельческих областей Средней Азии, а также части Восточного Туркестана… Письменные памятники религиозного содержания – буддийские, манихейские и христианские – на согдийском языке…(самые ранние из них датируются предположительно 4в.н.э., самые поздние – 8в.) говорят о культурных связях согдийцев с Индией, Ираном и Сирией. Наиболее богатое собрание памятников согдийской письменности представляют документы начала 8 в., записанные на коже и палках, которые были найдены в замке на горе Муг.» [4, с.128 – 129]. Диваштич, таким образом, род предположительно индоевропейский, с основой див/диг/дах/дак/тайк. Возможно, древние роды русских казаков Дивиных и Мезенцевых на Кубани и Кавказе могли являться боярскими или дворянскими (как в Синодике). Пример. «Кравцовы (дворянский род). Описание герба: В щите, имеющем голубое поле, изображены золотой крест стоящий на полумесяце рогами обращёнными вверх, по сторонам его две звезды. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной и тремя страусовыми перьями на которых тоже звезда. Намет на щите голубой, подложен серебром… Происхождение. Три казачьих рода, первый из них происходит из станицы Каменской разделившийся на две линии: дворянскую от Василия Антоновича род. ок. 1759 г. и казачью от Андрей Антоновича род. ок. 1752 г., второй род происходит из станицы Терновской от Сидора Кравцова род. около 1730 г. – дворянский род, является родственным к семьям со станицы Каменской. И есть еще третий дворянский род позднего происхождения – дворянской род, происходящий от протоиерея Алексей Ивановича (род. ок. 1860 года), из станицы Кочетовской… По сохранившимся записям род принял участие, практически во всех войнах России начиная с XVI века. Не менее 6 представителей рода Кравцовых участвовало в Наполеоновских войнах начиная с Итальянского похода Суворова и заканчивая взятием Парижа. В конце 19 века представители рода жили в России, Польше, Германии и на Дальнем Востоке. Трое Кравцовых были награждены орденами за участие в Первой Мировой войне… Представители .Григорий Николаевич Кравцовъ , из казачих детей, род.ок.1784 г…. Василий Антонович Кравцовъ род. ок. 1759 г., казак Каменской станицы… Иван Андреевич Кравцов, сын обер-офицера, р.ок.1775г…» [45]. Следовательно, роды донских и кубанских казаков могли иметь гербы, являться дворянами и боярами (предположительно, род Дивин по Синодику). «Кравцовы – дворянский род из Кубанского Казачьего Войска… Род Кравцовых относился к самым, что ни на есть коренным хоперцам, поскольку прадед генерала, Семен Кравец, жительствовал в слободе Пыховка, а после водворения на Азово-Моздокской линии его семья обосновалась в станице Ставропольской… Сам «хоперский летописец» родился в 1815 г. в ст. Ставропольской, а спустя немногим более 10 лет его семья, в числе прочих переселенцев, перебралась на Кубань. Из архивных сведений явствует, что в 1827 г. 70-летний Алексей Кравцов, его сын Семен и внук Иван проживали в ст. Баталпашинской… В течение почти десяти лет (1861–1870) он командовал родной Хоперской бригадой, а в 1871 г. в чине генерал-майора вышел в отставку, где какое-то время состоял почетным судьей Баталпашинского отдела… Фелицын Е. Д. Генерал-майор Иван Семенович Кравцов: Биография // «Кубанские областные ведомости» («КОВ»). 1891…» [46]. Следовательно, отмечаемые в Синодике боярские и дворянские роды (в том числе, Дивины) указывали на древность индоевропейских родов (вполне вероятно, казачьих Дивиных). Наименование казак оказывается связанным с «джигит», «дехканин». Эти значения вторичны. В языкознании часть исследователей считает, что это слова тюркского происхождения. «Казак. Заимств. из тюркск.яз. В памятниках отмечается с 15 в. (ср.тюркск.казак – «вольный человек, удалец»)» [36, с. 183] . Существует иное мнение. Например, А.А. Абдуллаев, Дагестан, Махачкала. Исследователь отмечает, что в русский язык «…приходят слова – названия местных реалий и понятий…джигит в русскоязычных произведениях… В словарях русского языка оно толкуется как «искусный наездник», а в качестве ближайшего источника заимствования упоминаются языки народов Кавказа…Но в значении «искусный наездник» джигит упоминается нечасто…слово джигит выступает аналогом понятий «парень», «мужчина», «горец»; оно служит эпитетом, подчёркивающим мужество, храбрость, удаль…естественными для горца-воина,… то слово джигит использовалось…как контекстуальный синоним…воин, патриот, герой и т.д….Рассматриваемое существительное встречается в текстах и для указания на возраст (ср. противопоставление джигиты – старейшины)…равнозначного синонима таких слов, как абрек, вор…разбойник… Как видно из вышесказанного, слово джигит стало ходульным эпитетом, за которым трудно уловить определённый семантический контур. Было бы не совсем верным обобщать частные случаи употребления слов типа джигит и делать категорические лингвистические выводы. Тем не менее…Существительное джигит часто встречается с эпитетами смелый, отважный, храбрый, удалой, лихой, славный, молодой, стройный…, что свидетельствует о недостаточной лексико-семантической самостоятельности его для обозначения храброго, удалого человека, т.е. слово недостаточно полно выражает те значения, которые изначально присутствуют в тюркоязычном синониме игит/йигит. Здесь уместно отметить, что в дагестанских языках лексемы джигит нет, нет её и в составе не только исконных, но и заимствованных слов, пришедших из тюркских языков. Известен фонетический аналог этого тюркизма – игит, но он не имеет широкого распространения и используется в основном в значении «молодец», «храбрец»…Джигит и не исконно дагестанское…на…аварском языке регионализму джигиты, употреблённому в русском переводе, соответствует слово вассал «парни»…В переводах …на другие дагестанские языки… с русского переводного текста…слово джигит заменено исконными названиями… «парни гор»…как это слово отражено в словарях тюркских языков, которые считаются источниками русского джигит…В словарях азербайджанского, кумыкского, турецкого и других языков мы не найдём данного слова, а у соотносительного игит/йигит с семантикой «храбрый», «смельчак», «герой» значение «искусный наездник» не регистрируется….Что касается слова джигит, то можно предположить, что оно является результатом транслитерации игит/йигит/жигит в одном из контекстуальных (ситуативных) значений «искусный наездник». Следовательно, в русский язык слово вошло в исторически вторичном его значении…В русской обиходной речи дагестанцы не называют друг друга джигитами…факты употребления слова джигит…не свидетельствуют об общепринятости слова. В многонациональном Дагестане слово это получило распространение лишь в русскоязычной литературе…, а в устном обиходе встречается крайне редко…» [1, с.110 – 111]. Исследователь отмечает, что джигит – слово предположительно не из тюркских и не из кавказских языков. Значения вторичны. Основа слова – индоевропейская – див,диг,даг,дах. Дагестан, Дихистан, Адыгея,джигит, адиг. дигурон, адайцы. Следовательно, в русском языке слово не является заимствованным из тюркских. Это прямое продолжение индоевропейского рода Дива/дака/дага/дига – казачий род Дивины на территории с индоевропейской топонимикой. «Молдавия…Три небольших притока Днестра – Рэут, Кубольта и Кэйнарь…в моей родной деревне Хородиште…недалеко от Кубольты…в устной речи хородиштян…» [10, с. 38]. В Молдавии – предположительно индоевропейские основы – дав/диш, а также куб – Кубань, Кубольта. «Первыми забили тревогу молдавские писатели.Что-то неладное стало твориться с родной речью. Вместо красивого, певучего, замешанного на древней латыни языка какой-то серый поток звуков, мешанина слов молдавских и русских, а то попадались и комбинированные гибриды…учёные-филологи пришли к заключению, что всё дело в запятых. С запятыми у молдаван стали происходить какие-то курьёзы…» [11, с. 44]. Латынь – индоевропейский язык. Однако, вероятнее всего, на данной территории предположительно проживали прямые потомки рода Дива – даки/даи (русские казаки – ветвь рода Дива). На это указывает топонимика региона. Интересно исследование «О туркменской лексике в русскоязычном художественном тексте» А.Джумалакова. «Вопрос о взаимовлиянии русского и национальных языков…достаточно актуален…при использовании туркменской лексики…К числу туркменских заимствований нами условно отнесены…все слова собственно тюркского и восточного происхождения…слова, как вошедшие в толковые словари русского языка (айран, арык, бай…), так и не отмеченные ими (азан – «призыв верующих на молитву»,..,намаз – «ритуальная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день», сазак, селин, черкез – названия кустарников)…специфические туркменские понятия…(йылак – «растение пустыни, осока», йылган – «тамариск», хырлы – «ружьё с треногой»)…вариантов: борук/борык/бэрык – «старинный женский головной убор»…туйдук/тюйдук – «свирель из камыша», туйнук/тюнюк – «верхнее отверстие туркменской кибитки», тарим/терим/тярим – «решетчатый остов юрты, кибитки», човлук/човлюк – «сплетённый из прутьев цилиндр, опускаемый в колодец, чтобы не обваливались стенки»…ср.: газан/казан – «котёл», гаймак/каймак – «сливки», ганар/канар – «мешок», гарачорба/карачорба – «чёрный суп», говурга/ковурга – «жареная пшеница»…гандым – кандым – «кустарник пустыни…варианты типа гельнедже/гелнедже…гелендже… – «жена старшего брата», гульяка/гюляка – «брошь», пальван/палван – «борец,силач»…харман/хирман (узб.хирмон) – «пункт приёма хлопка», яндак/янтак (узб.ёнток) – верблюжья колючка…такие слова, как гяур, мулла, очаг, паранджа, чабан, шурпа(ср.: капыр(кяфир), молла, оджак, пуренджек, чопан, чорба)…жизни туркменского народа часто употребляется общерусский тюркизм дехкане. Иногда он встречается в формах дайхане и дейхане… Вариант дайхане соответствует …форме этого слова, которая отражена в «Словаре туркменского языка»…Переводчики, знающие язык-источник, сознательно ввели вариант дейхан, хотя фонетически структура слова противоречит существующему в тюркских языках закону слогового сингармонизма (т.е. уподоблению аффиксальных гласных предшествующим гласным корня; гармонии гласных). Однако эта форма соответствует произношению данного слова в прошлом и способствует усилению национально-исторического колорита. Аналогичное произношение данного слова в прошлом можно услышать и в наши дни в речи людей пожилого возраста. Таким образом, несмотря на существование общерусского эквивалента в русском литературном языке, нельзя не считаться с вариантами дайхан и дейхан, встречающимися в исторических произведениях о Туркмении…» [8, с.92 – 94]. Многие слова предположительно имеют индоевропейскую основу. Пример. Палван – болван, истукан, идол; очаг-оджак, черкез, сазак, яндак/янтак, тарим/терим/тярим – терем. Исследователь отмечает « общерусский тюркизм дехкане». Слово «дехкане» имеет предположительно индоевропейскую основу дех/дай/дей, на это указывает ,в частности, «произношению данного слова в прошлом». «Средняя Азия в 5-начале 9 в. «…разбогатевшая часть сельского населения (дехканы)…замки дехканов (образцом их является Тешик-кала в Хорезме)…землевладельцев-дехканов…на горе Муг (в нынешней Таджикской ССР…правителю города Пенджикента Диваштичу…Тохаристан…на хорезмийском и …на согдийском языках… [3, с. 126 – 129]. Согдийский язык – индоевропейский язык. Таким образом, слово дехкане не является «тюркизмом». Туркменский, узбекский народы в Средней Азии сменили индоевропейские языки на тюркские, религию – на ислам. Русские, как ветвь даков/даев/дэвов, сохранили веру в праиндоевропейского бога Дива (в «Слове..», в «Задонщине»), сохранили индоевропейскую основу языка рода бога Дива, развив язык в индоевропейский русский язык. Таким образом, русский язык сохранил прямые преемственные связи из индоевропейского языка. Следовательно, многие слова не являются в русском языке заимствованными тюркизмами. Например, русскому исследователю индоевропейская основа слова дехкане представляется более вероятной, чем тюркская. Часть казахских исследователей также отмечает индоевропейскую основу наименования адайцы. Аналогично даймё в Японии. «Даймё (яп….даймё:, букв. «большое имя», устар. Даймиос) – крупнейшие военные феодалы средневековой Японии. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества X – XIX веков, то даймё – это элита среди самураев. В переводе это понятие значит «великое имя», возникло оно одновременно с появлением устойчивой военной прослойки – буси – в IX – XI веках…Первоначально даймё не зависели от центрального правительства, но с течением времени наиболее решительные и предприимчивые из них воспользовались имевшимися возможностями и расширили свои земли за счёт владений соседей и вытесняя на север туземцев – эбису. Именно тогда они возглавили поначалу небольшие, но всецело преданные им частные армии самураев…Укрепляя свою власть и одновременно власть всего воинского сословия, богатейшие даймё в результате длительных междоусобных войн достигли самого высокого официального положения с установлением правления сёгуната Камакура (1185 – 1333)…» [55]. Следовательно, в Туркмении и в Японии на территории с индоевропейской топонимикой, индоевропейскими предположительно народностями даки/дахи/даи, айну/уйгуры/абдал возникают сословия с индоевропейскими основами в названиях – дехкане/дайхане и даймё. «Диго́рцы (осет. дыгур, дыгурæттæ; ед. ч. – дыгурон, диг. дигорæ, дигорæнттæ; ед. ч. – дигорон) – этнографическая группа осетин, говорят на дигорском языке (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи. Носители иронского диалекта редко владеют дигорской речью и без опыта общения почти не понимают его…» [42]. Основа – диг/дыг/див/дак. Индоевропейский язык на Кавказе. «Гуроны, вайандоты, самоназвание вендат(wendat) – некогда могущественное индейское племя в Северной Америке. Гуронский язык (ныне мёртвый) принадлежал к большой ирокезской группе… Гуроны сами называли себя wendat, что означает Жители полуострова. Имя «гуроны» дали им французы по их всклокоченным, напоминающим кабана (hure) волосам…. от восточного берега озера Гурон до озера Симко. Они называли свою родину Вендаке.[ Гуроны составляли союз пяти племен …. В конце XVII века большая часть гуронов погибла в войнах с ирокезами…» [41]. «Гуроны – когда-то могущественное индейское племя в Северной Америке, по языку принадлежавшее к большой ирокезской группе; занимало в XVII века всю площадь (около 6000 кв. км) к северу от Онтарио и св. Лаврентия и восточного берега озера Гурон. Гуроны составляли союз пяти племен… ирокезами. Одна часть их была отведена иезуитами в окрестности Квебека, …Другая часть гуронов, известная под именем виандохов, спаслась на берегах Огайо… Гуроны сами называли себя онтваонвесь (то есть правдивые мужи). Имя «гуроны» дали им французы по их всклокоченным, напоминающим кабана (hure) волосам…» [56]. Предположительно, индоевропейская основа – дох/дах/тва/тав. «Гураны – коренные забайкальцы, потомки от смешанных браков русских с бурятами, тунгусами, эвенками, монголами, маньчжурами… Слово гуран заимствовано русскими из бурятского языка и означает самец косули. В том же значении оно употребляется монголами (gura), эвенками, калмыками (guru), алтайцами… Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определённый тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, в основном, русском, который и принято называть «гураны»…Европеоидная и монголоидная расы встретились в пределах сибирских границ – Западного и Восточного Забайкалья. Этим объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого слова гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвертом поколении, вобравшего в себя черты русских первопроходцев и коренного населения – тунгусов. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами…Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки молодой косули. Этот головной убор напоминал голову гурана, и вводил в заблуждение на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе…» [40] . «Я ВСЕГДА считала себя гуранкой! А дед мой был казаком, с Семеновым вместе отстаивал Забайкалье… я тоже не отделяю себя от гуранье- казачьего племени,мой предок сын боярский Фёдор Пешков основал село Пешково… В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину “забайкалец»… . Мои родители коренные Забайкальцы. В их роду не было ни монголов, ни китайцев. Но они считали себя гуранами.Жили они на юге Читинской области. Гураном еще называли оленя живущего в лесах. Отец мой из казаков, а мать жила в селе. Гуран, по их понятиям, это вольный, свободный… Могу ли я себя называть гураном? Предки- поляки и украинцы. Были сосланы в Забайкалье за " нехорошее " поведение в начале 20 века.Сам я прожил в Забайкалье 18 лет, а уже 32 года живу в Сибири. Сам себя считаю гураном… « [39]. Таким образом, гураны в Забайкалье – самоназвание русских казаков. Аналог – индоевропейские основы дигор – дигурон в Осетии, в Америке. Следовательно, это индоевропейские основы рода Дива, ветвь казаки/касахи. Индоевропейская топонимика – Даурия. Бурятия – буряты. Следовательно, пришедшие позднее народы других языковых групп перенимали индоевропейское наименование (аналог – адайцы у казахов). Русских кубанских казаков называли куркулями. КУРКУЛЬ означает КОРШУН, например, у А. Чапыгина в романе « Степан Разин»: « Приутих, КУРКУЛЁНОК! Рано от гнезда взлетел. Не то иные – учатся колоть, рубить, а ты на мах поганого пополам секёшь...КУРКУЛЬ – КОРШУН… « [30, с. 58] «Приди, сокол…голубь-голубой…и не верь ему – страшное он завсегда каркает, ворон!;...не зови меня голубем, - сарынь я …САРЫНЬ – то слово чужое…слово басурманское – СОКОЛ, а по-нашему, по-козацки – КОРШУН» [31, с. 42] ; « В углу у дверей стояла большая ржавая клетка. Два ястреба сидели на жёрдочке клетки один против другого, но их разделяла проволочная сетка..Махонькие были, а выросли – всё сцепиться пробуют. ..этих вот ястребов со всей клетью тащи ко мне - пора обучать , будут гожи гулебщикам…Сокол, видно, цепкой опутался…Сокол злобно вертел головой, но не клевался и ждал. Фрол распутывал на нём ржавую железную цепочку…Ночью не полетит . Полетит, спущай цепку…Сокол, почуяв свободу, прыгнул за окно…» [32, с. 62] . « В глубоком небе чуть заметно, как муха на голубом высоком потолке, стоял над толпой какой-то воздушный хищник. – КУРКУЛЬ РЕЕТ !...Эге, высоко!..» [33, с. 72]; «…потом Доном на Волгу вернул. Хотели матёрые задержать их; пошто держать? Хлеб съедают, своих теснят...Я дал волю, лети, сокол, с куркулятами. Заказано от Москвы пущать Стеньку на Волгу, а что мне Москва? Нам, матерым козакам, без голутьбы на Дону шире…» [34, с. 150]. В выпущенном в 1911 году в Екатеринодаре пособии по истории исследователя Певнева , переизданном управлением образования края в 1995 году: «К этому времени (1814г.-авт.) относится появление слова куркуль. Первоначально это слово появилось на Андреевском посту. «Куркулями» назывались те пластуны Андреевского поста, которые несли службу на пикете, расположенном против речки Куркуль (теперь станица Варениковская). Пикет этот считался самым беспокойным, а потому начальство Андреевского поста назначало туда только за проступки (пьянство, непослушание, драка). Поэтому первоначально слово «куркуль» означало казака, совершившего какой-либо незначительный проступок. С течением времени, когда выяснилось, что казаки эти часто производили ложную тревогу, стреляя из имевшейся у них пушки, и когда начальство распускало собравшиеся по их тревоге войска, говоря, что беспокоиться не следует, – тогда это слово становилось кровным оскорблением, так как он даёт сигналы по долгу присяги. Солдаты, служившие на Андреевском посту, заметили, что тамошние черноморцы название «куркуль» считали кровным оскорблением, не зная малороссийского языка, полагали, что это малороссийское бранное слово. Переходя на другие посты, они в ссоре с черноморцами называли их «куркулями». Черноморцы других постов, хотя и не знали значения этого слова, но подозревая, что это великорусское бранное слово, считали своей обязанностью оскорбляться. Так это слово и вошло в употребление в смысле бранного, причём ни обижающий, ни обижаемый в большинстве случаев не знают его значения» [23]. Таким образом, исследование Певнева не объясняет происхождение названия реки Куркуль. По Чапыгину, потомки древнерусских казаков сами назывались куркулями, то есть соколами, коршунами – название ветви казаков. «РОДОВАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ АДАЙ… Сары – название рода отделений косай и жеменей. Сары (досл, 'желтый, рыжий') – название древнетюркского племени. К. Шаниязов пишет следующее об этнониме сары: «Бытование термина сары(к) у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века сары(к) было, видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени или племенного объединения» [Шаниязов, 1974, с. 35]. Действительно, этноним сары (сарык) широко распространен среди тюркоязычных народов: тувинцев, казахов, каракалпаков, киргизов, хакасов, уйгуров, узбеков племени конграт и кипчак (Кузеев, 1974, с. 231). В XI в. к востоку от среднего течения Сыр-дарьи жило кыпчакское племя сары, люди которого были рыжеволосы и голубоглазы, и поэтому получили свое этническое имя [Агаджанов, 1969, с. 157 – 158]. В. В. Бартольд указывает, что в средние века народ каи напал на страну Сары, вытеснив ее жителей в страну туркмен и сопоставляет народ (племенной союз) сары/са рыг с половцами [Бартольд. – Т. 5. – С. 395 – 396)]. Р. Г. Кузеев также идентифицирует сары(к) с этнонимом кыпчак, имеющим аналогичное значение: «светло-желтый» [Кузеев, 1974, с. 231)]. Д. Е. Еремеев разделяет этноним сарык на две части: сары-к, где-к является имяобразующим аффиксом, как и в словах куму к, казак, кыпчак, кайыг, кынык, кырык, барак и переводит сарык как 'желтый, белый, бледный, светло-рыжий, белокурый' [Еремеев, 1970, с. 135 – 136]. Еремеев и К. Шаниязов полагают, что этноним половец в русском языке является калькой этнонима сары/сарык(указанные работы)… Косак – название рода отделения тобыш. Косак- фонетический вариант этнонима касак. М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки»… Этимологический анализ этнонимов показал следующее:1. Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан), асабай (асский бай), асан (асы),арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки).2. В тюркский период истории (VI-XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена: байулы (теле),борли (кыпчаки),кадыр (хазары),калпак(печенеги), кедей (печенеги), коныр (кангары),сары (кыпчаки),султан(огузы),текей (огузы),турке (хазары, огузы), шортан (кыпчаки).3. В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа…» [38]. Возможно, сарык, как отделение «Сары – название рода отделений косай и жеменей.» – « этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка 'светлые', т.е. казак «светлые саки» – возник в индоевропейской среде при формировании адаевского племени (кедей,текей).Таким образом, возможно, этимология слова казак и других слов, трактуемых частью исследователей как тюркизмы, имеет индоевропейскую основу. В основе – праиндоевропейский род Дива (имя праиндоевропейского бога Дива, ранняя регистрация – в Ведах(2 тыс. до н.э.). Предположительно, роды Дивиных могли быть дворянскими и боярскими (царскими – Дахэ у киданей). Данные роды предположительно входили в правящую элиту древних государственных образований – древних цивилизаций. В основе казачьего населения Кубани и Северного Кавказа, вероятнее всего, преобладало древнее индоевропейское великорусское местное население родов Дивиных и Мезенцевых, а не переселенческое. Кубанское казачье войско регистрируется одновременно с Черноморским на Кубани (1794г).

 

Литература

 

1.                  Абдуллаев. Джигит / Русский язык в школе. №2. 1989. С.110 – 111.

2.                  Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. – СПб.: Лань, 1997. – 320с. С. 20 – 21.

3.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.3. С.126 – 129.

4.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т. 3. С.128 – 129.

5.                  Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Фамилии… – М., 1998. – 576 с. – (Энциклопедии). С.135.

6.                  Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Фамилии… – М., 1998. – 576 с. – (Энциклопедии). С.137.

7.                  Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Фамилии… – М., 1998. – 576 с. – (Энциклопедии). С. 140.

8.                  Джумалоков. О туркменской лексике / Русский язык в школе. – №2. – 1989. С. 92 – 94.

9.                  Из личного архива автора (3 января 1990г.).

10.              Ион Друцэ. Самаритянка. / Библиотека Огонёк. №6, Москва, 1989 С. 38.

11.              Ион Друцэ. Самаритянка. / Библиотека Огонёк. №6, Москва, 1989 С. 44.

12.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 98.

13.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. С. 91.

14.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. Невская С.101.

15.              История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996. – 304 с.: ил. Невская, С. 90 – 91.

16.              Клёнов В. «История и мифы древней Синдики» в Журнал «Техника молодёжи»,№ 8,1986г., Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», С. 36 – 41.

17.              Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. – М., 1978. – 224 с. С. 54.

18.              Медведев А. Н. Казаки и рукопашный бой. Москва. 1993. – 243 с. С. 5.

19.              Медведев А. Н. Казаки и рукопашный бой. Москва 1993. – С. 6 – 8.

20.              Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. – Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. – 280 с. С. 246.

21.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С. 14.

22.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска. С.15.

23.              Певнев А. П. Кубанские казаки Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления. 1911. Ответственный за выпуск Ю. А. Зюзин. Издательство «Сполох» Всекубанского казачьего Войска.

24.              Ратушняк В. Летопись Отчего края. Из истории заселения Кубани. / Советская Кубань. конец 1980 – начало1990-е гг.

25.              Рыбаков Б. А. Античный мир и ранние славяне. // Литература в школе, № 1, 1993 г. С. 41.

26.              Тихомиров В. Р. Горный мир Кубани. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987. – 144 с.: ил. С. 88.

27.              Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань // Historia Caucasica: Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар: КГИАМЗ, 2005. Фролов С. 22.

28.              Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань // Historia Caucasica: Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар: КГИАМЗ, 2005. Фролов С.15 – 16.

29.              Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань // Historia Caucasica: Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар: КГИАМЗ, 2005. С. 4.

30.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. – Архангельское книжное издательство, 1961. С. 58.

31.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. – Архангельское книжное издательство, 1961.С. 42.

32.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. – Архангельское книжное издательство, 1961. С. 62.

33.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. – Архангельское книжное издательство, 1961. С. 72.

34.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. – 504 с. С. 150.

35.              Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооружённой силы и службы в двух частях. – Краснодар: «Советская Кубань», 1998. – 192 с.: ил С. 116 – 117.

36.              Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учит. / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М. : Просвещение, 1971. – 542 с. С.183.

37.              http://www.djeguako.ru/content/view/16/38 XVIII век н.э.Автор: Админ         02.02.2008 (дата обращения: 19.08.2013 г.)

38.              http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B/page-15 (дата обращения: 19.08.2013 г.).

39.              http://primechat.ru/e-page-gghdgc.php5 (дата обращения: 19.08.2013 г.).

40.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Гураны (дата обращения: 19.08.2013 г.).

41.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуроны (дата обращения: 19.08.2013 г.).

42.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Дигорцы (дата обращения: 19.08.2013 г.).

43.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Деевы (дата обращения: 19.08.2013 г.).

44.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Кидани (дата обращения: 19.08.2013 г.).

45.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Кравцовы_(дворянский_род) (дата обращения: 19.08.2013 г.).

46.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Кравцовы_(дворянский_род_на_Кубани) (дата обращения: 19.08.2013 г.).

47.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Лиздейка (дата обращения: 19.08.2013 г.).

48.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Минамото (дата обращения: 19.08.2013 г.).

49.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Радзивиллы (дата обращения: 19.08.2013 г.).

50.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы (дата обращения: 19.08.2013 г.).

51.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Синодик_опальных (дата обращения: 19.08.2013 г.).

52.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Такэда (дата обращения: 19.08.2013 г.).

53.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Токугава_Иэясу (дата обращения: 19.08.2013 г.).

54.              http://wordweb.ru/2008/12/13/sinodik-opalnykh-carja-ivana-groznogo.html (дата обращения: 19.08.2013 г.).

55.              http://www.rudata.ru/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B (дата обращения: 19.08.2013 г.).

56.              http://newikis.com/ru/Даймё.html (дата обращения: 19.08.2013 г.).

57.              http://www.rudata.ru/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B (дата обращения: 19.08.2013 г.).

 

Поступила в редакцию 09.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.