Своеобразие системы персонажей прозы Л. Улицкой
Бабич Юлия Викторовна,
аспирант кафедры теории литературы и истории украинской литературы Донбасского государственного педагогического университета.
В данной статье представлено своеобразие статуса персонажа прозы постмодерна на материале произведений Л. Улицкой. Речь идет о значимости персонажа для формирования художественных миров автора, о сообществе, объединенном по уникальному признаку, и о его участниках: имплицитном протагонисте и герое-мифологе.
Ключевые слова: персонаж, проза, имплицитный протагонист, герой-мифолог, система, ролевая иерархия, художественная картина мира.
В последние несколько лет интерес к творчеству Л. Улицкой в отечественной критике возрос, однако аналитических работ появилось немного. Одной из тенденций стало определение своеобразия героя Л. Улицкой. Именно в персонаже, в особенности уникально понятой субъективности кроется возможность целостного переосмысления поэтики Л. Улицкой и, возможно, некоторых черт поэтики женского письма в целом.
В научной литературе последних лет можно встретить неоднократные попытки системного обобщения тех особенностей фабулы романов и повестей Л. Улицкой, которые свидетельствовали бы о ее преимущественном тяготении к описанию жизни людей того или иного социального слоя. Так, достаточно обоснованным выглядит утверждение Н. Егоровой: «…персонажами в произведениях Л. Улицкой, как правило, становятся представители интеллигенции – художники, врачи, поэты, музыканты, биологи, на которых «возложена миссия соединить прошлое с настоящим, образовать единое непреходящее пространство жизни» [1, c. 6].
Дело в том, что при желании можно обнаружить в произведениях Л. Улицкой и других знаковых персонажей, вокруг которых развивается значительное количество фабульных событий, вполне достаточное для того, чтобы выдвинуть гипотезу об их принципиальной значимости для формирования художественных миров Л. Улицкой. Наибольший интерес для нас представляет сама попытка исследовательницы увидеть в многообразии персонажей некое сообщество, объединенное по уникальному признаку.
Практически во всех крупных произведениях Л. Улицкой встречаются многочисленные специфические сообщества персонажей, которые мы называем «индивидуализированными», атомарными, ключевой предпосылкой формирования которого является упразднение ролевой иерархии. Иными словами, эстетическая реакция постмодерна – это реакция именно на это глобальное изменение: на утрату интуиции неудовлетворенности существующим положением дел (ролевой определенностью) в виду присутствующего в индивидуальном и массовом сознании идеального образа ролевой принадлежности и идеальной ролевой иерархии. Участник индивидуализированного сообщества не может перейти в другое сообщество, т.к. любое другое, существование которого доступно его воображению, является атомарным. Таким образом, развивается специфический тип мировосприятия, получающий личностную локализацию в персонажах, обнаруживающих тяготение к позиции «имплицитного протагониста».
Пронаблюдаем эту позицию в признании автора из предисловия к «Людям нашего царя»: «… Женя – девочка, удивляющаяся глупости, тайне, лжи и прелести мира. Именно благодаря ей, Жене, своему представителю и посланнику, автор пытается избежать собственной, давно осточертевшей точки зрения, изношенных суждений и мнений, предоставив упомянутому осколку свободу независимого существования» [6, c. 7].
Женя – персонаж, которому автор не передает свою точку зрения, не «назначает» своим полномочным представителем, а напротив – персонаж, помогающий автору избежать собственной точки зрения. Это – образное описание процесса, приводящего к появлению «имплицитного протагониста».
Фигура имплицитного протагониста – это не набор личностных характеристик и не результат социальной типизации, а эстетический концепт, реализующийся во всей полноте своего потенциала только в пределах соответствующего художественного высказывания. Вводя данное понятие, мы исходим из принципиальной методологической установки на понимание персонажа как субъекта сверхролевой активности.
Прежде, чем перейти ко второму компоненту атомарного сообщества, необходимо обратиться к мифу.
Мифологизм принято искать в сознательно избираемых мотивах, сюжетах и т. д. Иными словами, только там и тогда, где автор сознательно обращается к ассоциативно богатым фигурам речи, исследователи склонны видеть влияние мифологизма и проза Улицкой («Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого»), конечно, дает богатую пищу для таких наблюдений.
Мифологическая интерпретация всегда может апеллировать к глубинам подсознательного и архетипического, «действующего», как известно, независимо от воли субъекта, тем более, творческого субъекта.
На наш взгляд, мифологический компонент повествования в произведениях Л. Улицкой следует искать в тех моментах повествования, которые гарантированно не поддаются истолкованию в мифологическом ключе. Таких героев-мифологов, мы находим во многих произведениях Л. Улицкой.
Такова Вера Самуиловна («Зеленый шатер»): «Вера Самуиловна была помешана на своей эндокринологии, в лаборатории синтезировали искусственные гормоны, с которыми исследовательница связывала чуть ли не бессмертие рода человеческого… Перед Тамарой открылась новая картина мира: человек представлялся ей теперь марионеткой, управляемой молекулами гормонов, от которых зависел не только рост, аппетит, настроение, но и умственная деятельность, привычки и навязчивые идеи. Главным режиссером всего этого спектакля жизни Вера Самуиловна назначила эпифиз, маленькую, скрытую в глубинах мозга железу. Дивная, загадочная, только посвященным доступная картина! Другие ученые отдавали первенство гипофизу, но в данной сфере право на заблуждение не каралось тюремным заключением» [5, c. 243].
Герой-мифолог – это принцип реализации познавательного избытка, образующегося в процессе формирования атомарного сообщества. Он является носителем мифопорождающего сознания, и не может отождествляться с героем мифа.
Проза постмодернизма, с ее отсутствием границ между «главными» и «второстепенными» героями, внесла изменения, связанные со статусом персонажа. Доминирующим при изучении постмодернистского литературного героя становится выявление новых форм эстетического осмысления источников субъектной активности.
Литература
1. Егорова Н. А. Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов (проблематика и поэтика): автореф. дис. на соиск. учён. степени канд. филол. наук / Н. А. Егорова. – Астрахань, 2007. – 24 с.
2. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. Ильин. – М.: Интрада, 1998. — 255 с.
3. Литература и мифы / Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / глав. ред. С. А. Токарев. – М.: Рос. энциклопедия, 1997. – Т. 2. – С. 58-65.
4. Тимина С. Ритмы вечности (Роман Л. Улицкой «Медея и её дети») / С. Тимина // Русская литература XX века в зеркале критики. – Спб.-М.: Академия, 2003. — C. 432-456.
5. Улицкая Л. Зеленый шатер / Л. Улицкая. — М.: Эксмо, 2011 – 592 с.
6. Улицкая Л. Люди нашего царя / Л. Улицкая. – М.: Эксмо, 2005. –368 с.
Поступила в редакцию 15.10.2013 г.