Основные принципы использования пространства журнальной страницы
Ворона Андрей Геннадиевич,
аспирант Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.
В статье анализируются основные принципы использования пространства на журнальных страницах. Описываются структурные элементы пространственного моделирования журнальных страниц. Приводятся и характеризуются способы и принципы расположения графического контента журналов. Анализируются и классифицируются средства структурирования пространства журнальных разворотов.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли визуальной составляющей оформления журнальных изданий. Формирование и классификация принципов использования пространства на журнальных страницах, рядом с такими аспектами композиционно-графического моделирования как обеспечение эффективного восприятия графической информации, контроля внимания читателя средствами графического оформления, является очень важным. Графическое оформление журналов является значимой частью общей концепции изданий. Развитие издательских систем подняло формирование визуальной составляющей журнальной продукции на новый уровень. Каждое журнальное издание, простимулированное рыночной конкуренцией, вынуждено создавать графическое оформление качественно и оригинально. «Журнал практически любого содержания, являясь объектом графического дизайна, не только участвует в процессе коммуникации, являясь посредником между авторами и читателями, но и овеществляет информацию, становясь предметом эстетического восприятия» [Рожнова О.И., 5]. Качественно разработанное графическое оформление журнального издания является залогом его узнаваемости и выделения среди других периодических изданий, а также дает толчок для успешного существования журнала на рынке печатной продукции. В процессе формирования визуальной составляющей каждого журнала, создается его графическая модель, которая характеризуется как идеальная изобразительная, знаковая, визуально-графически реализованная система, создаваемая с целью исследования объекта или его проектирования [Минервин Г.Б., 94]. В графическом оформлении журналов также принято использовать термин композиционно-графическая модель, который можно обозначить как модель, включающую в себя наиболее типичные особенности содержания и формы: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты / журнала [Галкин С.И., 56].
Важным аспектом графического оформления журнальных изданий является структурирование информации и рациональное использование пространства журнального разворота. Ошибки в размещении графической и текстовой информации на плоскости журнальных страниц могут нарушить взаимодействие графики с вниманием читателя и визуальную перцепцию. «Дизайн делает информацию доступной для восприятия людьми. Разница между просто набранным текстом рекламы на листке бумаги и макетом – в том, что макет воспринимается быстрее и дизайнер управляет вниманием читателя с помощью жирности и размера шрифта, цвета и иллюстраций. Необходимо группировать информацию и определить, что более важно, а что второстепенно, чтобы ускорить и облегчить восприятие информации людьми» [Салыга П.Г.].
Пространство журнального разворота делится на положительное и отрицательное. Положительное пространство – это пространство, заполненное графикой или текстом. Отрицательное или пробельное – пространство, не заполненное ничем. Оба типа пространства в графическом дизайне имеют большое значение. «Пространство, положительное или отрицательное, – это не просто один из ключевых элементов графического дизайна. Это необходимое условие. Нельзя говорить о графическом дизайне, создавать или оценивать его образцы, не принимая в расчет пространство» [Голомбински К., 63]. Положительное пространство работает на достижение актуализации читателем. Отрицательное пространство разграничивает графические элементы и направляет внимание читателя в нужном направлении.
При композиционно-графическом моделировании образуется объемно-пространственная структура журнальной страницы. Это своеобразная система размещения графических элементов. «Объемно-пространственная структура играет существенную роль в общей, интегральной организации предметного содержания искусственной системы, поскольку выходит на решение одной из центральных проблем формообразования – обеспечение связи организации предметной формы с организацией процессов жизнедеятельности человека, в соответствии со спецификой их взаимодействия. Это позволяет более точно и конкретно устанавливать соразмерность элементов предметного содержания относительно меры человека и целой организации целостного функционального пространства, его конкретного вида» [Чернышев О.В., 286].
В процессе графического оформления журнальных изданий важную роль играет такое понятие, как пространственная среда. Она характеризуется как наиболее общее представление о средовой ситуации и рассматривается как чисто объемно-пространственное образование, база дальнейших средовых решений, обладающих размерами, формой, пластикой, которая образует среду пространства и устанавливает его объемы [Минервин Г.Б., 126].
Тимати Самара выделяет 4 способа размещения контента на журнальной странице :
1. Цветовая прогрессия – в рамках этого способа последовательность размещения контента проявляется в использовании различных цветовых схем, в которых цвета варьируют от подобных к контрастирующим;
2. Масштабная прогрессия – в рамках этого способа последовательность размещения контента проявляется в изменении масштабов графических объектов, которые чередуются от страницы к странице, при этом не меняя построения модульной сетки;
3. Взаимодействие текста и изображений – в рамках этого способа последовательность размещения контента базируется на взаимосвязи между количественными показателями текста и изображений, которые изменяются или постепенно, или в определенном ритме;
4. Прогрессия обработки изображения – в рамках этого способа последовательность размещения контента базируется на чередовании изображений от представительных к абстрактным.
Можно выделить четыре принципа размещения графических элементов на пространстве журнальной страницы при композиционно графическом моделировании журнального издания: принцип уместности, принцип выравнивания, принцип тектоничности, принцип размещения образов.
Принцип уместности графических элементов можно охарактеризовать так: « Каждый элемент дизайна необходимо взвешивать по его способности помочь читателю воспринять главную идею. Без колебаний отказывайтесь от привлекательной графики, если она не соответствует духу публикации. Роскошных изображений, не имеющих к ней никакого отношения, очень много. Так же инструментальные средства программного обеспечения не должны мешать передаче содержания публикации» [Паркер Р., 32].
Принцип выравнивания свидетельствует, что ничто не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с другими элементами страницы [Уильямс Р., 21].
Принцип тектоничности означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластичным средством формообразования. Эффективное использование этого средства в дизайнерских формах связано с решением двух противоположных, по сути, задач: прямого раскрытия в форме ее конструктивной основы и, наоборот, ее закрытия путем наложения на эту основу декоративных элементов [Устин В.Б., 149].
Принцип размещения образов требует осознанного размещения одного образа с другим. Отдельные эффекты, усиливая друг друга, накапливаются, как единое целое, которое больше и мощнее, чем простая сумма его частей [Jan V. White, 27].
Распределение и систематизация пространства на журнальной странице происходит с помощью модульной сетки. «Преимущества работы с сеткой просты: четкость, эффективность, экономия и последовательность. Прежде всего, сетка вносит систематический порядок в макет, разграничивая типы информации и облегчая читателю ориентирование. Использование сетки позволяет дизайнеру сэкономить время при составлении макета, так как многие положения уже приняты к сведению и включены в структуру сетки» [Самара Т., 68].
Модульная сетка состоит из семи функциональных частей:
1. Поля – это пространство между краями формата и содержания, они окружают и определяют «живое» пространство, в котором находятся шрифт и иллюстрации. Пропорции полей требуют вдумчивого анализа, поскольку они формируют общее напряжение при сборке. Поля могут использоваться для фокусировки внимания, как место размещения второстепенной информации.
2. Горизонтальные оси сетки – это выравнивания, разбивающие пространство на горизонтальные полосы. Они направляют взгляд поперек формата и могут использоваться как дополнительные точки остановки для текста или изображения.
3. Средник – пробельный материал, промежуток между колонками и рядами, а также модулями.
4. Модули – отдельные элементы пространства, разделенные равными интервалами, которые, повторяясь на странице, формируют колонки и ряды.
5. Зона – группа модулей, формирующих четкие поля. Каждому полю может отводиться особая роль для размещения информации. Например, одно горизонтальное поле используется для размещения иллюстрации, а поле под ним – для размещения серии колонок текста.
6. Колонки – это вертикальные столбцы текста, которые создают распределение пространства между полями. Число колонок может быть любым, иногда они имеют одинаковую ширину, иногда – разную, в зависимости от типа информации.
7. Маркеры – это индикаторы расположения второстепенного или текста, который постоянно появляется, как, например, колонтитулы, заголовки секций, колонцифры или иные элементы, занимающие только одно конкретное положение в любом макете.
Таким образом, использование пространства журнальной страницы вбирает в себя множество аспектов, на которые нужно обратить внимание. Среди этих аспектов можно выделить: наличие положительного и отрицательного пространства, поддержание пространственной среды на журнальной странице, наличие нескольких способов размещения контента на журнальном развороте, существование принципов размещения графических элементов на журнальных страницах, использования модельной сетки. Изучение этих аспектов является очень важным при работе с пространством журнальной страницы и формированием композиционно-графической модели издания.
Литература
1. Голомобински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.: ил.
2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004, 288 с., ил.
3. История журнального дизайна / О. И. Рожнова - М.: ИД «Университетская книга», 2009. – 272 с.: ил.
4. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге, 2-е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2008- 384 с., ил.
5. Салига П. Г. 10 правил дизайну від Павла Салиги [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://yellowarrow.ho.ua/ua/rules.html.
6. Самара Т. Дизайн публикаций. Практикум. – М.: Издательский дом «Рип-холдинг», 2006. – 240 с.
7. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий / Галкин С.И. Курс лекций - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2005. — 200 с.
8. Уильямс Робин. Недизайнерская книга о дизайне. – СПб.: ИД «Весь», 2003. – 128 с., ил.
9. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. / В. Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 254, [2] с.: ил.
10. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.: Харвест, 1999. – 312 с.
11. Jan V. White. Editing by design / Jan V. White. – C.: Allworth Press, 2003. – 277 p.
Поступила в редакцию 20.11.2013 г.