ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Реалии и перспективы христианской этики в процессе образования

 

Овчаренко Екатерина Фёдоровна,

преподаватель Киевского национального лингвистического университета.

 

Проблема исследования «Христианской этики» в процесе образования в большинстве регионов Росийской Федерации, а также Украины является задачей довольно сложной. В силу исторических и териториальных различий в трактовке достаточно сложно выделить, что именно должен отражать этот курс. Большинство исследований в этой области посвящено психолого-педагогическому осмыслению специфики этого предмета, методики обучения в частности. Религиозные исследования оказываются лишь попутными или касательными.

Вот почему необходимо выделить основные источники, которые помогут понять сущность и проанализировать специфику «Христианской этики», именно как учебной дисциплины, исследовать ее специфику. Проследить ипроанализировать многообразие точек зрения, которые возникали для понимания того, как и чему следует обучать, чтобы воспитать высоко морального человека, невозможно. Двух тысячелетняя история и множество различных течений привели к существенному разногласию с первоначальным смыслом. Именно поэтому в рамках данного исследования мы проанализируем ключевые моменты, которые способствовали формированию дальнейших тенденций, а также соответствующие критические замечания к ним. Для этого мы предлагаем условно разделить литературные источники по проблеме исследования на следующие части:

Базовые работы, к которым мы относим тексты, содержащие исходные нравственные предписания и нормы, но которые не имеют глубокого обоснования, а выступают как поведенческие установки и априорные нормативы. Весомым и безапелляционным авторитетом среди всех источников христианской этики выступает Библия, особенно Новый Завет. Опыт апостола Павла, (первый и приоритетный образец перехода от этики закона к этике веры и благодати, который произошел вследствие встречи апостола с Иисусом Христом). Произведения мужей апостольских и Отцов Церкви (позволяют проследить процесс становления этических норм, их осмысление и обоснование в жизни христианина). Произведения Игнатия Антиохийского, (именно он предлагает понимание христианина, как человека, который не просто придерживается предписаний, а открывает Бога в своей душе). Однако расцвет этической направленности – это «Дидахе». Именно это памятник христианской письменности отражает взгляды ранних христиан, и является незаменимым источником, содержащим основы христианской этики, которая предлагает выбрать «путь жизни», ведущий к спасению через выполнение заповеди – любви к врагам. Ключевым образцом подчинения морали религии являются произведения Августина Аврелия, в которых человек уже воспринимается как безапелляционно греховный, поэтому активность его дискредитирована, а нравственность человека заключается в осознании собственной никчемности. Именно эти этические аспекты произведений Августина Аврелия – необходимая предпосылка понимания современной христианской этики.

Завершением этапа становления ранне-христианской этики можно считать моральные аспекты в произведениях Фомы Аквинского. В ключевом произведении «Сумма теологии» он разделяет этику на «общую» и «личную». Мыслитель признает, что моральный образ действий гарантирует спасение.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что в исходных базовых работах по христианской этике задаются основные моральные установки, но этического обоснования и методически воспитательных составляющих в них практически нет. Поэтому для понимания ее сущности, именно, как этической дисциплины, которая постепенно приобретает характеристику отдельной учебной теории, необходимо обращение к теоретико-философскому осмыслению.

Теоретико-философское осмысление можно проследить в работах Д. фон Гильденбранта, И. Канта, Г. Ващенко, А. Гусейнова, М. Заковича, Ф. Козырева, которые обосновывали в своих исследованиях особенности религиозного воспитания, место христианской этики в системе философских наук, специфику христианского морально-этического учения на уровне умозрительных и исходных принципов. Выделение таких спорных моментов позволило снова активизировать размышления и вопросы статуса христианской этики как учебной дисциплины, ведь до начала XIX в. ее актуальность существенно снизилась под влиянием идей просвещения. Однако, в этот же период, за счет роста духовных учебных заведений в Российской империи оживляется не только теоретическое, но и методологическое и педагогическое обсуждение принципов христианской этики. Она все меньше выступает как базовая установка, и все больше – как воспитательная сфера, постепенно приобретая определенную самобытность по сравнению с нравственным богословием. Далее отметим, некоторых представителей работавших над созданием учебных дисциплин по христианской этике. Условно их теоретические изыскания можно разделить на два направления:

– исследователи, которые рассматривали христианскую этику как учение (О.Бронзов, М.Олесницкий, П.Линницкий, Н.Фаворов, В. Экземплярский, Г. Шиманский);

– исследователи, разрабатывающие христианскую этику как учебную дисциплину (М.Бендик, В.Варенко, Ващенко, А. Вишневский, И.Гнатив, Жуковский, А.Калашник, С.Кияк, Д.Корнелюк С.Коцар, А.Лахно, Л.Лужницький, А.Марусян, Н.Мурашко, В. Назарчук, Р.Небожук, О.Огирко, А.Шостек, В.Ольховский, А.Шкрабюк и другие). Именно они рассматривают християнськo-этические принципы воспитания в университетской системе образования, поскольку убеждены, что христианская этика является наукой о моральном добре человека на основе абсолютных ценностей, которыми наполнена вся европейская культура. Однако, цикл педагогических работ предусматривает в основном методические обоснования и профессиональный преподавательский взгляд на христианскую этику. При этом сущности и особенностям внимания практически не уделяется. Например, в работах О.Огирко. В частности, в своей «Христианской этике» (1999) он высказывает точку зрения, что учение христианской этики основывается на универсальном нравственном законе человечества – Заповедях Божих, на делах милосердия, евангельских преданиях и заповедях блаженства, т.е. на основе абсолютной морали [4; с.6 –8]. Однако понимание, что такое абсолютное благо, преодоление противоречия между законом морали и законом религии он не раскрывает. А.Лахно, В. Варенко в своей работе «Христианская этика (в понятиях и категориях)» (2002) отмечают, что кардинальной особенностью данного курса является учение Иисуса Христа, которое лишает человека безнравственности, и решает судьбоносные вопросы как общественного, так и личностного характера, на евангельской основе [2 с.4–5]. Однако, воспитательная составляющая, в их работах остается относительно неопределенной.

Для понимания содержательной составляющей, качественного и сущностного наполнения программ и учебников обратися к работам Р.Арцишевського, Н.Бибик, М.Вашуленка, И.Гузика, В.Плахотника, О.Сухомлинской, В.Хайрулиной и других. Большинство из них убеждены, что «Христианская этика» является прочным целесообразным средством воспитания, формирования нравственных ценностей, которые нужно развивать в молодом поколении, в том числе и для возрождения духовности нации. Например, О.Сухомлинская отмечает: «... ситуация острого дефицита христианских нравственных ценностей играет важную роль в современном воспитании» [7]. Однако, именно сущностное, академическое понимание христианской этики не является приоритетом в таких исследованиях.

К проблеме религиозного воспитания в системе образования обращались ведущие ученые Украины и России. Следует отметить исследования М.Заковича, Ф.Козырева, Н. Лавриченка, А.Лоссева, Т.Склярова, М.Рубинштейна. В основном эти тексты посвящены месту христианской этики в общей системе воспитания и духовного становления личности, но не касаются её специфики именно как учебной дисциплины. В статьях и монографиях этих исследователей можно найти обоснование роли и места духовной составляющей в образовании, специфику ее становления, особенности современной ситуации в мире и в Украине.

Следовательно, можно говорить о достаточно большом объёме литературы по проблеме христианской этики, однако в контексте определения христианской этики как учебной дисциплины разработок довольно мало.

Рассматривая основные этапы становления и особенности христианской этики, можно выделить их понятийную специфику и систематизировать взгляды основных представителей. Не претендуя на всеохватность, определим основные направления развития христианской этики как учебной дисциплины в Европе. При этом мы не касаемся специфических различий в пределах одной мировоззренческой системы или школы. Таким образом, мы выделяем следующие этапы:

– описательный, который охватывает первые века развития христианства и характеризуется произвольностью изложения этических аспектов, их тяготение к моральным установкам, которые в основном возникают в виде прямых предписаний или сложных аллегорических притч (например, Нагорная проповедь, притчи), или в сотериологическом контексте (например, Дидахе);

– теологической концептуализации, которая растянулась практически на все Средневековье. Этому этапу характерны попытки не просто подать установки, а обосновать этические концепты как отличительные черты христианства, не как рациональный акт веры (например, соответствующие части произведений Святого Августина Аврелия, Фомы Аквинского, Бонавентуры), где внимание уделено конкретным примерам и их христианскому пониманию. А усвоение этических норм в качестве ступеней в процессе богопознания. Фактически, в этот период вопрос этики постепенно начинает выделяться из общих проблем патристики и схоластики и осмысливаться не только в теоретическом, но и в воспитательном смысле;

– духовно-назидательных установок, период развития нравственной проблематики в варианте восточного христианства, определяется периодом ХII-ХVIII ст., Особенно тяготеет к мистической традиции, начатой ​​Дионисием Ареопагитом, Макарием Великим и Максимом Исповедником. Ведущим сборником, в который вошли нравственные разработки Феодора Студита, Григория Синаита, Никиты Стифата и других является «Добротолюбие» – изложение установок в виде уставных положений (например, в варианте Макария Великого или Нила Сорского). Также характерной чертой этого периода можно назвать аллегорическое изложение пути к духовному совершенствованию – лествицы, духовные мосты и т.п.. Основной целью таких поучений-установок есть – преодоления суетности бытия. И это приводит к тому, что догмат воспринимается как истина жизни, а не как теоретическое ненужное знание;

– становление как дисциплины, период который охватывает вторую половину XVIII в. до начала ХХ в. В это время происходит формирование христианской этики как учебной дисциплины, отличной от догматики или пастырских наставлений (Ж.-М. Обер, К. Ранер, Н. Фаворов). В учебные планы включаются соответствующие предметы, происходит совершенствование методики обучения. Христианская этика становится не просто аспектом философского осмысления мира, а полноценной учебной дисциплиной. Формируются подходы к подаче материала по христианской этике, которые стали образцовыми для системы образования (В.Бажанова, прот. Халколиванова), среди которых лучшими учебниками считаются (прот. Н.Каменского и М.Олесницького). В целом же этот период прошел под влиянием западно-ренессансного направления. Разные богословы и философы пытались найти универсальные принципы христианской этики (Ф.Тильман, Е.Мерш, И.Штельценбергер, В. Геринг). Фактически, эти разработки послужили базисом для обновления христианской этики после II Ватиканского Собора, но не помогли в преодолении казуистикы;

– современный дисциплинарный, период условно можно рассматривать с середины ХХ в. и до сегодняшнего дня, поскольку ситуация существенно менялась в разных странах в зависимости от исторических реалий. Например, похожие тенденции наблюдаем практически по всей Европе в зависимости от темпов изменений политических режимов. Сегодня для христианской этики основным является вопрос включенности не только в религиозную, но и в общую систему образования, для чего постоянно совершенствуются методики ее преподавания и смысловое наполнение предмета. Большие достижения в этой сфере сегодня наблюдаются в итальянской педагогике, теоретических разработках и исследованиях северо-европейской плеяды педагогов и религиоведов. Особенно стоит отметить всплеск внимания к христианской этики как учебной дисциплины в течение последних десятилетий в Российской Федерации (например, «Нравственные беседы» Ф. Козырева) и в Украине (первенство в методических пособиях остается за коллективами авторов Острожской академии, теоретические обоснования в большей степени касаются разработок Украинского католического университета). Однако, если проанализировать ситуацию в современной Украине, то становится понятным, что христианская этика отдаляясь от пастырского подхода, иногда сохраняет тенденцию к катехизации и догматизации в пределах своих курсов, что связано с разрывом между теоретическими разработками и практической деятельностью в этой области (богословы редко сохраняют рамки чисто педагогической сферы, а педагоги, даже после курсов повышения квалификации, часто не нарабатывают базовых богословских знаний для адекватного отделения христианской этики от смежных отраслей). К тому же в основном речь идет о христианской этике в рамках учебных планов государственных общеобразовательных школ, примеров соответствующих курсов, предлагаемых для студентов высшей школы (мы не касаемся образования в Духовных академиях и семинариях), буквально несколько.

Таким образом, мы определили ключевые идеи основных этапов становления христианской этики как учебной дисциплины, где на первых этапах это в основном общие тенденции, а на последних больше внимания обращено на идеи и работы, которые оказали наибольшее влияние на ситуацию в современной Украине. Предложенные этапы позволяют проследить сущностное становление христианской этики, подтверждающее ее более широкое понятийное наполнение, чем нравственное богословие.

Для того, чтобы выделить сущность христианской этики, понять её отличие от нравственного богословия, нужно пределить ее понятийное наполнение, каждое из которых является чрезвычайно широким и требует уточнения. Учитывая специфику морально-этической терминологии такие замечания необходимы, а религиоведческий подход позволяет выработать дефиниции, которые наиболее четко соответствуют сложившейся ситуации и позволяют получить логически непротиворечивые выводы. Чаще всего, даже в академических изданиях, происходит отождествление христианской этики и нравственного богословия. Например, протоиерей Игорь Прекуп отмечает: «Христианская этика – это богословская этика, т.е. этика, основанная на богословском осмыслении реальности. Есть и соответствующая дисциплина – нравственное богословие. Не будет ошибкой сказать, что это синоним христианской этики. Последняя всего лишь его вариант, только он более пригоден к недостаточно воцерковленному сознания большого количества людей, которые стремятся к Богу» [5]. Подобный взгляд свидетельствует, отождествлению христианской этики с морально-этическим учением христианства в целом, а нравственное богословие как ее дисциплинарное оформленияе. Хотя, даже исходя из хронологии развития и сущности соотношения понятий, такое упрощение является слишком общим. Анализируя информацию источников, в которых говорится о термине «Христианская этика», можно заметить некоторые различия. Так, часть авторов придерживаются мнения, что христианская этика является христианско-богословским учением о морали, а также системой нравственных представлений (А.Колодный, Б.Лобовик, И.Яблоков), либо рассматривается как нравственное учение христианства (Р.Апресян, А.Гусейнов). Однако, следует отметить, что предметом христианской этики является философское исследование, т.е. она представляет собой анализ и не использует аргументов, которые были бы не понятны или недоступны сознанию. Данный предмет выходит только из тех данных, которые доступны сознанию и четко представляет существенное отличие между разумом и верой, между Откровением и естественным знанием. [1-4. 465] То есть, христианская этика в процессе своего развития может рассматриваться от моральных предписаний к философской науке, которая использует общие методы, и может быть постигнута не только христианином. Это важное замечание, ведь наличие морали даже в дохристианские времена или в языческой среде, фактически, никогда не отрицалось, но с замечанием, что это действие закона, а не благодати.

Таким образом, мы можем выделить в качестве рабочего определения такое понимание ключевых понятий:

христианская этика – отрасль христианского богословского учения, основанная на моральных нормах Библии, которая содержит теоретические обобщения и практические наставления, рекомендации по этическим нормам и ценностям на основе веры и рационального осмысления исходных христианских положений;

нравственное богословие – это богословская дисциплина, которая анализирует поступки и ценности человека, исходя из принципов Откровение, а также вырабатывает соответствующие наставления морального характера, соответствующие догматическому богословию.

Также часто проблемным становится разграничение нравственного и догматического богословия. В частности, протоиерей Николай Макар в лекциях по нравственному богословию отмечает следующее: «Догматическое богословие и нравственное богословие – это две сестры. Догматическое богословие – фундамент, моральное – здание, построенное на этом фундаменте» [3]. Это приводит к тому, что на практике вместо освоения христианской этики происходит катехизация или изучение Закона Божьего [3]. В свою очередь, именно это в основном служит причиной отказа от курсов христианской этики в общеобразовательных учреждениях – во избежание процесса обращения в религиозную практику в светском учреждении, со стороны не всегда компетентных и уполномоченных преподавателей.

Следующим вопросом является определение «религиозного образования», ведь когда речь идет об учебной дисциплине, это предполагает определенную систему образования, в рамках которой она функционирует. Первым шагом на пути методологического определения является разграничение терминов. На сегодня можем констатировать, что международное сообщество активизирует общественные союзы, направленные на решение вопросов, связанных с разработкой религиозной и нравственной составляющей в образовании, особенно среднего. Например, Education about religions and beliefs [6], the Religious Education Association, an Association of Professors, Practitioners, and Researchers in Religious Education [8], Teaching about religion in support of civic pluralism т.д. [9]. Поэтому можно утверждать, что развитие религиозной составляющей происходит не в отдельных странах, а в Европе в целом. Однако, большинство противоречий возникает из-за неоднозначности трактовок. Ярким примером является также соотношение понятий «Religion Education» и «предметы духовно-нравственной направленности», которые по факту в учебных планах коррелируются, но по содержательным и методическим наполнением оказываются весьма различными.

На сегодня в европейской традиции существуют различные модели и подходы разграничения религиозного воспиания от светского, (например, П. Шрейнера [10], Д. Джарвиса[1], а также классификация общественного понимания места религиозного образования в системе образования [10]).

Таким образом, можно выделить три основных подхода к классификации религиозного образования – на основе дисциплинарного наполнения и государственно-церковных отношений:

а) как образование о религии (и) (в контексте данного исследования – христианства) на основе учения самой религии, но без прозелитизма;

б) как учебная дисциплина мировоззренческого характера в рамках общего (специального) образования;

с) как морально-этическое образование, направленное на воспитание ценностей и морально-этических суждений, основанных на религиозном учении, но актуальных и вне его системы (предметы духовно-нравственной направленности, которые посещают представители различных конфессий и даже религий).

Такая ситуация сложилась из-за того, что образование в Европе формируется в большинстве случаев под протекторатом христианства, и лишь в Новое время четко отмежевывается от влияния церкви (университеты и т.д.), а начальное долгое время остается в пределах духовного обучения. В такой ситуации моральный компонент, безусловно, вводится на основе христианской этики, которая в дисциплинарной форме нравственного богословия выступает как важная часть в системе образования. Однако, поскольку на сегодня ситуация коренным образом изменилась, то место религиозного образования в системе общего образования оказывается менее определенным. Таким образом, фактически, проблема возникает не через предмет «Христианская этика», а скорее, из-за религиозного образования. Однако, это является темой отдельного специфического исследования, которое должно учитывать как культурно-историческую особенность конкретного региона, так и законодательную базу.

Подводя итог, можно отметить, что сегодня цель и наполнение курса христианской этики существенно отличаются от того, что было сто лет назад, и не через радикальные изменения в самой науке, а через изменение подхода к методике преподавания и сущностносному пониманию. Рассматривая специфику современной ситуации, мы только обозначили общие тенденции, а на самом деле процесс еще продолжается.

 

Литература

 

1.                  Джарвис Д. Религия и религиеведидение в государственных средних школах: современные подходы / Р. Джарвис . Журнал «Религия и право», 2003, № 1. // [Електронний ресурс] / режим доступу: http://www.mhs548.ru/2/10/page6.php Дата обращения: 12.07.13).

2.                  Лахно А.І., Варенко В.М. Християнська етика (в поняттях і категоріях) / А. І. Лахно, В.М. Варенко. - Навч. пос. – К.:Європейський у-тет, 2002.-216с.

3.                  Макар М. Нравственное богословие. Лекция 1.2. // [Електронний ресурс] / режим доступу: http://www.ortodossa-ambrogio.org/ru/nrbog12/index.html (Дата обращения: 12.07.13).

4.                  Огірко О.О. Християнська етика. / О.О. Огірко. – Львів: Свічадо,1999. – 104 с.

5.                  Протоиерей Игорь Прекуп. Основы христианской этики: // [Електронний ресурс] / Протоиерей Игорь Прекуп. – режим доступу: http://www.pravoslavie.ee/docs/ethics_01.pdf (Дата обращения: 30.06.13).

6.                  Религиозное образование ассоциации профессоров, практиков, исследователей в религиозном образовании // [Електронний ресурс] / режим доступу: http://www.religiouseducation.net/ (Дата обращения: 10.07.13).

7.                  Сухомлинська О.В. Про «Християнську етику» без ілюзій [Електронний ресурс] / Ольга Василівна Сухомлинська // День. - №88. – 5 червня 2007р. - Режим доступу: http://www.day.kiev.ua/182365/ (Дата обращения: 29.06.13).

8.                  Учение о религии в поддержку гражданского плюрализма // [Електронний ресурс] / режим доступу: http://www.worldvieweducation.org/( Дата обращения: 27.06.13).

9.                  «Student Voices on Impact of Teaching about World Religions» // [Електронний ресурс] / режим доступу: http://www.aocerb.org/ (Дата обращения: 2.07.13).

10.               Schreiner P. Religious Education in Europe // [Електронний ресурс] / Р. Schreiner / режим доступу: http://resources.eun.org/etwinning/europa2.pdf (Дата обращения: 27.06.13).

 

Поступила в редакцию 15.07.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.