Роль конфуцианства в феодальном Вьетнаме
The roles of Vietnam feudal Confucianism
Зыонг Куок Куан,
аспирант кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.
Продвижение конфуцианства во Вьетнаме было инструментом господствующего класса Китая при осуществлении его агрессивных замыслов, культурной ассимиляции и подчинения вьетнамской нации. В течение длительного исторического периода борьбы за национальную независимость и развития Вьетнама при различных феодальных династиях конфуцианство постепенно адаптировалось к местным условиям и приобретало роль доминирующей идеологической системы в управлении страной и стало одним из идейных источников для философии и культуры Вьетнама.
Ключевые слова: Вьетнам, феодализм, конфуцианство, роль, политика, культура, образование.
Vietnam Confucianism was introduced as a tool of Chinese ruling class in the invasive plot, the cultural assimilation and the domination in Vietnam. In the history of the struggle for national independence and construction of Vietnam feudal dynasties, Confucianism was progressively localized and gradually acted as a dominant ideology for ruling the country, became one of the sources of Vietnam philosophical thought and culture.
Keywords: Vietnam, feudal, confucianism , roles, politics, culture, education.
Несмотря на факт заимствования во Вьетнам еще в I веке нашей эры, влияние конфуцианства во Вьетнаме на протяжении целой тысячи лет «Северной зависимости»[1] было весьма ограниченным [5. С. 79]. По большей части это влияние нашло свое проявление в городах и было связано с бытом чиновников-управленцев и частично – с людьми, участвующими и помогающими в процессе управления. Можно сказать, что в современном Вьетнаме конфуцианство является инструментом управления у властных структур, собственно как контролирующим власть, так и обслуживающим ее. Но в то же время нельзя отрицать вклад других факторов в процесс распространения конфуцианства и китайской письменности: это дополнение базы познаний вьетнамского народа новыми взглядами на жизнь природы и общества, начиная с достижений литературы, истории, философии, астрономии и заканчивая древней китайской медициной. На тот момент влияние конфуцианства еще не распространилось за узкие границы города в густонаселенные равнинные районы и районы центральной части страны. Население вьетнамских деревенских общин еще не в полной мере переняло конфуцианские устои [2. С. 45]. Только к X веку, после Великой битвы на реке Батьданг, победу в которой одержал Нго Куен (898-944), когда вьетнамский народ сделал шаг в эпоху независимости и суверенитета и действительно приступил к строительству феодального государства с монархической формой правления, вьетнамское общество обратилось к объективно необходимому для развития конфуцианству. Потому что:
Во-первых, конфуцианство отвечало потребности формирования и организации механизма сильного централизованного феодального государства, потребности укрепления порядка и являлось первым шагом к стабилизации феодального общества и объединению страны. Если общество обретет стабильность, а страна – целостность, тогда будут достигнуты условия, необходимые для развития экономики и культуры. В ситуации только приобретенной независимости, желая сохранить эту независимость, Вьетнам должен был прийти к состоянию сильного централизованного государства, чтобы укрепить целостность страны, построить ирригационные сооружения, обслуживающие сельскохозяйственную экономику, и, прежде всего, мобилизовать и урегулировать военные силы для защиты государства от иноземных захватчиков. Поскольку эта власть была сосредоточена в руках правителя, категория «верность» в морально-этической системе конфуцианства должна была распространяться для укрепления власти высших властных структур. Начиная с эпохи правления династии Ли (1010-1225) – Чанов (1226-1400), верность по отношению в правителю была неразрывно связана с верностью по отношению к стране, так как именно правитель руководил борьбой вьетнамского народа на пути сохранения независимости страны вплоть до самой победы. Во Вьетнаме «верность» обычно связана с понятием «долга», что направлено на формирование обязательств народа перед своим Отечеством, родиной и родной деревней. И именно поэтому в своем «Воззвании к воинам» Чан Куок Туан (1232-1300) связывает понятие «верности» с понятием «долга». Более того, если централизованное феодальное государство желает укрепиться, то необходимо уделить внимание людям и народу, а значит «долг» неразрывно связан с «гуманностью». Высоко поднятые знамена долга и гуманности должны были принести стабильность, радость и мир простому населению, освободить соотечественников от гнета иноземных захватчиков [1. С. 44].
Во-вторых, в феодальный период конфуцианство во Вьетнаме отвечало потребности развития экономики мелких сельских хозяйств. Несмотря на то, что земельный надел принадлежал знати, поле – землевладельцу, общее деревенское поле или частное поле – крестьянину, все полеводства в пределах одного небольшого хозяйства берут в качестве основной рабочей единицы семью. Но типичная вьетнамская семья - это небольшая семья, включающая в себя от двух до трех поколений, редко когда имеющая четыре или пять поколений, как в Китае. В маленьких семьях отношения между мужем и женой являются основой всего. Муж, он же патриарх семьи, регулирует все семейные дела, и, прежде всего, берет на себя задачу материального обеспечения семьи. Поэтому понятие «долга» почитается так же высоко, как и понятие «сыновней почтительности» [3. С. 104].
В-третьих, конфуцианство отвечало потребности развития культуры и образования в стране, находящейся под феодальным режимом. Оно удовлетворяло потребность отбора человеческих кадров в бюрократический аппарат феодального государства путем массовой подготовки дипломированных конфуцианцев. Эти конфуцианцы не только обслуживали государственный аппарат, но и стимулировали деятельность идеологической системы и культуры в стране: создавали литературные произведения и произведения искусства, труды по истории государства, развивали медицину, рассуждали на тему политики и права. На тот момент времени буддизм с его системой функционирования и формирования не отвечал вышеозначенным запросам феодального вьетнамского общества [1. С. 46].
Отвечая объективным запросам вьетнамского феодального общества, конфуцианство сыграло свою роль в формировании идеологической базы централизованного монархического государства в определении и реализации пути управления страной и обществом, введении правовых норм, формировании системы образования и отборочных экзаменов [4. С. 236]. Особенно роль конфуцианства как жизнеспособной системы образования со своей методологией проявилась со стороны культурно-образовательного аспекта, когда для того, чтобы занять или сохранить за собой высокое социальное положение, необходимо было получить официальное государственное образование. Поэтому конфуцианство по сути сделало шаг вперед не только в плане содержания процесса образования, но и в плане организации и проведения учебного процесса и отборочных экзаменов. Благодаря развитию конфуцианского образования класс конфуцианцев с каждым днем становился все многочисленнее. Они активно участвовали в делах политики, и в то же время занимались культурной, научной и идеологической деятельностью. Поэтому не без оснований можно сказать, что конфуцианство подтолкнуло культурную деятельность последующих поколений вьетнамцев.
В отличие от сильного конфуцианского влияния на феодальное государство, влияние конфуцианства на вьетнамские семью, род и деревенские общины проявлялось медленнее. Во времена правления вьетнамских феодальных династий Нго (939-965), Динь (968-980), Предранних Ле (980-1009) вплоть до Ли и Чанов, это влияние проявлялось все еще не очень четко. Все члены семьи, рода и деревенской общины претерпевали значительное влияние традиционных морально-этических ценностей и частично морально-этических ценностей буддизма. Должен был наступить XV век, прежде чем конфуцианство захватило безраздельную власть, а феодальное государство и конфуцианцы принялись навязывать морально-этические установки конфуцианства институту семьи, роду и деревенской общине через статьи закона, указы, предписания и установки по проведению обрядов, таких как похороны и свадьбы.
Параллельно, несмотря на наличие вышеозначенной положительной роли, конфуцианская модель формирования централизованной системы власти и общественного управления имела множество ограничений: в отличие от китайского конфуцианства, во вьетнамском конфуцианстве, хотя торговля и не считалась почетным делом, тем не менее она не отторгалась полностью. Вьетнамское конфуцианство слишком высоко оценивало важность сельского хозяйства и порицало торговлю, слишком акцентировало внимание на самостоятельном производстве, самопотреблении и забывало о торговом обмене, из-за чего сдерживается динамика развития и созидания, что ведет к бюрократии и консерватизму как в экономике, так и в политике. На первых этапах феодального режима это обеспечивало стабильность и развитие, но позже именно эти факторы привели к слишком большой инерции, из-за которой страна не могла развиваться. На базе принципа «Исправления имен» конфуцианство создало общество со строгой идеей социальной иерархии, почитанием определенного сословия и социального статуса, патриархальный уклад и порядок закрепления власти за чиновничеством, заставило людей следовать ритуалу при совершении абсолютно любого действия. Отсюда идет потеря демократического духа и равноправия в социальных отношениях. Этот шаблонный уклад управленческого механизма совершенно непрагматично считал древнее важнее современного и создал свою схоластическую систему мышления, консервативную, не приемлющую ничего нового. Ученые мужи уделяли внимание проблеме управления государством, моральному самосовершенствованию и принципам поведения в общественных отношениях, только исходя из опыта прошлого и совершенно не ориентируясь на опыт соседних государств, на освоение природных ресурсов, на познание окружающего мира, из-за чего чувствовался острый недостаток в знаниях, а решения не поспевали за актуально стоящими проблемами, особенно это касалось технических наук, материального производства общества; строгие морально-этические установки конфуцианства стали той невидимой нитью, единомоментно опутавшей всех людей, и сделавшей в итоге выполнение традиций и церемониала вынужденной, тяжелой и затратной для народа задачей. Поэтому вьетнамское конфуцианство не смогло выдержать свою идеологическую монополию даже века: общество погрязло в смуте, феодальные группировки начали борьбу за власть, которая три последующих века была узурпирована. Доверие к конфуцианству, а прежде всего верность по отношению к правителю, уменьшалось. Но в течение означенных трех веков феодальные группировки по-прежнему использовали конфуцианство в качестве идеологического арсенала управления страной. На тот момент власть в обществе все еще принадлежала людям, возглавляющим феодальные группировки, поэтому, хотя верность по отношению к правящей династии ослабела, они использовали конфуцианство для укрепления авторитета как правителей, так новопоявившихся местных князей-тюа.
На заре XIX века перед началом развития и проникновения в отсталые азиатские страны идей капитализма, которые шли в рамках общей тенденции проникновения западной цивилизации в различные сферы по всему миру, вьетнамский феодальный режим эпохи правления династии Нгуен и идеологическая система конфуцианства устарела. Поэтому феодальное государство эпохи правления Нгуенов препятствовало развитию вьетнамского общества. Оно привело вьетнамское общество к состоянию нищеты и отсталости, что привело к невозможности собрать силы для сопротивления империалистическим захватчикам. А конфуцианство, являясь идеологической системой, направленной на защиту упадочного феодального режима, естественно выбрало своей ответной реакцией обращение к прошлым тенденциям исторического развития. Вьетнамские реформаторы, придерживающиеся радикальных настроений, во главе которых стоял Нгуен Чыонг То (1830-1871), критиковал слабые и косные черты конфуцианства, проявлявшиеся не только в аспекте политики, будь то государственная организация, укрепление обороны страны, но и в аспекте экономики и финансов, и прежде всего в аспекте образования и культуры. Таким образом, в XIX веке конфуцианство препятствовало процессу развития вьетнамского общества не только в культурно-политическом плане, но и в социально-экономическом плане. Во время вьетнамской борьбы сопротивления против французов в конце XIX века общественные морально-этические установки, соответствующие нормам конфуцианства, уже не могли обеспечить должный уровень привлекательности и убедительности в глазах народа, измученного борьбой с войсками захватчика. После того, как французские колонизаторы захватили Вьетнам, вьетнамское общество трансформировалось в полуфеодальное колониальное общество. Вместе с тем было устранено конфуцианское учение. Конфуцианство во Вьетнаме продолжило свой путь к упадку и развалу.
Таким образом, обобщая, с XI века по конец XV века, конфуцианство играло положительную роль в процессе развития и укрепления вьетнамского феодального режима, а также в процессе государственного формирования и сохранения. С конца XV века, и особенно с XVI и далее, конфуцианство с каждым днем приходило в больший упадок и постепенно выявило все аспекты своей ограниченности. Поэтому конфуцианство оказалось беспомощным в тот момент, когда вьетнамский феодальный режим погрузился в кризис, и стало реакционным, тормозящим всякое развитие вьетнамского общества и не обращавшим внимание на объективно имеющиеся актуальные проблемы, поставленные перед государством в XIX веке.
В конечном счете роль конфуцианства, степень распространения и влияния, влияние, будь оно положительным или отрицательным, определялись потребностями и задачами, которые устанавливал сам исторический процесс, исходя из положения и исторической роли феодального класса на каждом определенном этапе развития вьетнамского общества.
Августовская пролетарская революция 1945 года привела вьетнамское конфуцианство в полный упадок и вызвала крах полуколониального феодального режима. Можно сказать, что с того момента конфуцианство перестало существовать как идеологический инструмент в руках правящего класса и как религия со сложным проработанным дворцовым церемониалом. Однако во вьетнамском обществе, и в том числе после Августовской революции, остатки конфуцианства продолжают существовать во всех социальных отношениях, в моделях поведения между людьми, в традициях и обрядах, а также в церемониале традиционных национальных религиозных культов.
В наши дни вьетнамцы проводят индустриализацию и модернизацию страны в рамках рыночной экономики, ориентированной на социалистический строй. В то же время некоторые пережитки конфуцианства продолжают существовать и воздействовать на вьетнамское общество как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Причина, по которой пережитки конфуцианства по-прежнему оказывают положительное влияние на вьетнамское общество, – это тот факт, что, подвергнувшись локальной адаптации, они в контаминации с вьетнамской культурой создали прекрасную традиционную систему традиционных идеологических, морально-этических установок. Это осознание своей ответственности, долга и нравственность каждого человека в обществе. Это пытливость, почтительное отношение к таланту, пиетет перед просвещенными мужами и учителем, это активное включение в жизнь общества, всецелое посвящение себя делу развитию государства на благо народа и страны. Тем не менее пережитки конфуцианства в современном Вьетнаме оказывают и немалое негативное влияние на жизнь общества. Оно оставило неизгладимый след, нашедший свое выражение в патриархальности нравов, в строгой иерархии в учреждениях и на предприятиях, в неравноправии в отношениях между мужчинами и женщинами, в семейных отношениях, в шаблонности мышления и догматичности в исследовательской деятельности и вопросах организации, в пренебрежении к квалификации и ориентировании на посты и звания, и т.д.
Резюмируя вышесказанное, конфуцианство существует и развивается во Вьетнаме на протяжении двух тысяч лет. Историческая роль конфуцианства во Вьетнаме неразрывно связана с процессом формирования и существования вьетнамского феодального режима. Конфуцианство отвечало потребностям развития вьетнамского феодального режима. Когда вьетнамский феодальный режим пришел в упадок, вьетнамское конфуцианство также устарело, закоснело и оказывало негативное влияние на развитие вьетнамского общества [3. С. 141]. На сегодняшний день вьетнамское конфуцианство не просто сосуществует со всеми социальными институтами, механизмами его функционирования и материальной базой – его пережитки все еще находят свое отображение в поведении и мышлении каждого вьетнамца. В этих пережитках проявляются традиционные национальные культурные ценности, и в то же время – рамки, наложенные феодальным режимом. Поэтому, принимая их, следует проводить тщательный отбор, чтобы отсеять негативные элементы и использовать только положительные элементы конфуцианства во благо современного вьетнамского государства.
Литература
1. Нгуен Дык Шы. Место и роль конфуцианства во Вьетнаме // Журнал философия, № 5, 2007. С 44-47. (на вьетнамском языке).
2. Нгуен Куанг Нгок (Гл. ред). Историческое развитие Вьетнама. Ханой: Изд-во «Образование», 2010. 348 с. (на вьетнамском языке).
3. Нгуен Тай Тхы. Конфуцианское учение и вьетнамское конфуцианство. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 1997. 259 с. (на вьетнамском языке).
4. Нгуен Тхань Винь. Социально-политическая теория конфуцианства и его влияние во Вьетнаме. Ханой: Изд-во «Государственная политика», 2007. 252 с. (на вьетнамском языке).
5. Нгуен Чонг Тюан (Гл. ред). История вьетнамской философской мысли. В 2-х тт. Том 1. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 2006. 406 с. (на вьетнамском языке).
Поступила в редакцию 24.08.2013 г.
[1] В 179 году до нашей эры Китай захватил Вьетнам. В истории страны начался черный период, полный страданий и унижений. Он продолжался более тысячи лет. И получил название периода Северной зависимости (179 год до н.э.-938 год н.э.). Распространение конфуцианства во Вьетнаме было одной из главных задач китайского двора. Это было предпринято в целях объединения страны, а также политической и идеологической ассимиляции.