День Царства Божьего
Байдак Александр Васильевич,
аспирант Русской христианской гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург.
Что же на самом деле произошло в День Пятидесятницы? На протяжении истории Церковь в борьбе с ересями и заблуждениями, отстаивая чистоту учения Христа, незаметно сменила акценты и продолжает находиться в некотором обмане.
Мы живем во время, когда для нас понимание библейских текстов становится затрудненным по многим причинам. Во-первых, любой перевод текста на другой язык является интерпретацией переводчика. Интерпретация – это толкование, объяснение, творческое раскрытие образа, через призму приобретенных переводчиком образов, мироощущения, через знание историко-культурного фона и личной приверженности к определенным доктринам и традициям. Во-вторых, мышление современного христианина значительно отличается от мышления христиан первых столетий нашей эры. В какой-то мере христианство унаследовало иудейскую традицию. Практика Храмового служения (жертвоприношения, единого места поклонения и др.) сменились в Церкви на всеобщее и повсеместное поклонению Богу. Религиозные традиции, приобрели новые формы, Церковь выработала новые догмы и доктрины, и через эти традиции мы трактуем тексты священного Писания. Нам необходимо проявить настойчивость и немало усилий, чтобы тщательно исследовать историко-культурный фон пророчеств и Писаний, чтобы понять, как воспринимали их современники. После этого нам легче будет усвоить значение откровения, сокрытое в богодухновенном Писании. Русский историк Н.М.Карамзин выразил интересную мысль: «История – это удивительный и бесконечный процесс осмысления и переосмысления прошлого, т.к. новое поколение проделывает его для себя заново». Библия, кроме того что она является Божьим Откровением, она является исторической книгой, которая была написана более 40 авторами, разных чинов и сословий на протяжении более 15 веков.
День Пятидесятницы. Что же на самом деле произошло? Каков был взгляд современника событий, которые произошли в один из паломнических праздников в Израиле, в День Пятидесятницы. Об этом событии было предсказано многими пророками Ветхого Завета на протяжении многих столетий. В первой главе книги Деяний, с первого стиха мы читаем, что Лука пишет Феофилу «обо всем, что Иисус делал и учил от начала до того дня когда Он вознесся от земли». О чем же учил Иисус и о чем проповедовал Его предтеча?
Иоанн Креститель приходит и проповедует: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф.3:2]. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» [Мф.4:17,23], посылая учеников на служение. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь……ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» [Мф.10:1,7].
Иисус после Своего воскресения являлся ученикам со многими верными доказательствами в продолжение сорока дней и говорил им о Царствии Божием, но как слышали Его ученики? Из-за приобретенных убеждений и предрассудков люди слышат то, что хотят слышать, и в меру приобретенных образов слышат то, что могут. Поэтому понять и принять что-то новое или по-новому взглянуть на те же самые истины становится трудным.
Христос три с половиной года учил учеников о Царствии Божием. Он притчами изъяснял, что такое Царство Божие, демонстрировал силу Царства Божьего чудесами, исцелениями, воскрешениями, преображением на горе Фавор, но они слышали то, что хотели слышать и что подсказывали им внутренние образы о Царствии Божием, которые они сформировали внутри себя. Какие образы они носили внутри себя?
Они точно знали, что они избранный народ, а другие народы – гои, свиньи и собаки. Они помнили «золотой век Израиля», когда в дни израильского царя Давида царство их укрепилось, а во дни царя Соломона никто из еврейской национальности не работал, все были господами и начальниками на воинской службе. И вот, во дни Христа, находясь под гнетом римлян и неугодных тетрархов, ставленников Рима, они ожидали Мессию и верили, что когда Он придет, то восстановит царство Израиля, восстановит их в правах и даст им политическую свободу. Накануне праздника Пасхи евреи чуть было Его не воцарили и по представившейся возможности просили Его о лучших вакансиях при дворе для себя и своих родственников. Но когда Иисус начал открывать им, что Он будет предан в руки язычников и Его убьют, то Иуда оставил Христа и Его команду, пошел и предал Его. Также многие из учеников Его тоже оставили и уже не ходили с Иисусом. И здесь, евангелист Лука отмечает вопрос учеников: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь царство Израилю?»[1]. Вот так твердыни в разуме, предрассудки и идолы мешали ученикам услышать то, что Христос хотел им донести.
Итак, Христос говорит: «ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня на протяжении всего времени пока Я с вами»[2]. Что же обещал Отец? Проповедь Петра в День Пятидесятницы сбивает с толку многих христиан, они слышат то, что хотят слышать, а именно «примете силу». Многие и сегодня хотят получить силу, для свидетельства, для проповеди евангелия, хотят пророчествовать, изгонять бесов, воскрешать мертвых, созидать служения, совершать круссейды. На самом деле Петр в своей проповеди сделал акцент на феномене говорения иными языками (глоссолалии), который был предсказан многими пророками, хотя контекст второй главы Иоиля, на которую он ссылается, говорит о Царстве Божием и его присутствии среди Своего народа. Это и было обещанное от Отца: «И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки» [Иоил.2:27]. Иисус также говорил Своим ученикам, что «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» [Лк.22:29]. Значит, речь идет о приходе Царства Божьего на землю. Значит, оно еще не пришло, и Иисус говорит: ждите и не отлучайтесь.
Чтобы точнее и яснее понять значение этого праздника Пятидесятницы, необходимо рассмотреть, откуда он берет свое начало. Что это за праздник в Ветхом Завете, который раскрывается в Новом Завете? После совершения ночной Пасхи израильский народ многомиллионной толпой выходит из египетского плена. Они рабы, не имеющие теперь своих домов, земель, не имеющие государственности и законов, но только традиции того времени. И вот, Бог через Моисея приводит их к горе Синай. У Бога есть намерение из этой необузданной толпы сделать Божье царство, царство священников для всей земли.
Для этого необходимо: 1) сделать их независимыми, 2) дать им Закон 3) дать им царя 4) дать им землю, территорию.
Бог делает их независимыми, выводя из египетского плена с большим богатством, приводит к горе Синай, чтобы дать им Закон, потому что Закон определяет их как государство или царство, царем Он предлагает им Себя, а все земли Ханаанские Он отдает им в качестве географической территории, по обещанию, данному праотцу Аврааму.
На пятидесятый день по выходу из Египта они умылись и вымыли свои одежды, затем в торжественной обстановке окружили гору, где и должны были принять Десятословие, все законы и постановления при «аудио» и «видео» сопровождении. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» [Исх.19:18,19].
Другими словами, Бог через избранный народ хотел установить на земле теократию, Божье Царство. Из истории мы знаем, что израильский народ эту миссию не выполнил, они отвергли Бога как царя, попросили у пророка Самуила себе царя «как у прочих народов», стали жить, нарушая заповеди, что в конечном итоге привело к потере статуса государственной независимости, потери территории, неоднократному пленению и рассеянию. Христос сказал: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» [Мф.21:43].
И вот Апостолы перед праздником Пятидесятницы, праздником государственной независимости, праздником Синайского законодательства, стоят на пороге нового, о чем возвещали пророки, учил Христос – дня провозглашения Царства Божьего на земле. Это был день открытых дверей этого Царства. Произошла иерофания[3], явилось Царство Божие на землю. Теперь каждый желающий может стать гражданином этого Царства. Апостол Петр первый воспользовался ключами Царства, сказав проповедь, от которой три тысячи покаялись и вошли в это Царство через принятие водного крещения. Тогда как в ветхозаветный праздник, в день принятия закона на каменные скрижали ознаменовано было смертью трех тысяч человек.
В Ветхом Завете, чтобы дать конституцию, должен был быть уже независимый, освобожденный народ (екклессия), и таковой народ был Израиль, Бог провозгласил им декларацию независимости, сказав: «египтян, которых вы видите, более не увидите никогда»[4]. В Новом Завете, чтобы принять на себя ответственность быть представителями Царства Небесного, должна появиться Екклессия (Церковь), и она появилась в момент призвания апостолов на служение. В первый день недели, после события Воскресения, вечером, Иисус пришел к ученикам, которые были заперты из–за опасения от иудеев, и явил им Себя как главу Тела, дунул им Духа, послал их в мир, как однажды Сам был послан Отцом и дал им духовную власть. С этого момента, эта община, церковь, которая была призвана на служение «быть с Ним» три с половиной года назад, стала мистическим Телом Христа на земле. Исходя из выше сказанного, Церковь Иисуса Христа не была рождена, и момент рождения здесь не фиксируется, как это происходит с конкретным человеком. Церковь была создана по аналогии сотворения Адама из праха земного и получив дыхание жизни от самого Бога. Термин, который употребляется Церковью на протяжении всей истории, что День Пятидесятницы является днем рождения Церкви не находит прямого подтверждения в Библии, а вот аналогии говорят о другом.
Конечно же, Царство Божье не в слове, а в силе, поэтому обещание: «вы примете силу», означает: «примете власть Царства Божьего», потому что оно сильнее царства мира сего. В истории Церкви произошла подмена праздника и был смещен акцент. Ветхозаветний праздник Синайского законодательства и Новозаветный праздник День провозглашения Царства Божьего на земле был исторически заменен Праздником «Днем рождения Церкви». Теперь Церковь на протяжении всей истории концентрирует внимание не на Царстве Божьем, а на себе. Занимается самоустройством, доктринами, догмами, иерархией, служением и проектами, но не думает о Царстве. Все силы направлены на соперничество, какая церковь или деноминация вернее, лучше, чище. Церковь – это инструмент Царства Божьего, она приняла на себя ответственность распространения власти Царства Божьего. Она приняла Царство Божье «внутрь» и ответственна за то, чтобы покорить все свое естество Царству Господа, творить волю Божью не своей силой, но силой Царства, покоряя вере все народы силой знамений и чудес, силой Царства, Силой Духа. Тайна Церкви еще не раскрыта, поскольку сама она еще не раскрылась до «меры полного возраста Христова» [Еф. 4, 13].
Как воспринимали события Дня Пятидесятницы современники? Конечно же, отношения к этому событию были разные, одни насмехались, другие не верили, третьи противились и делали совещания не в пользу учеников Христа. Но как восприняли те, кто уверовал, и почему с ними это произошло, а с другими нет? Ответ здесь кроется в самом Писании: «кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня»[5]. «Как поверить если нет проповедующего»[6], и еще «вера от слышания, слышание от слова Господня»[7]. Поэтому, через проповедь и наставление люди получали ожидаемое и просимое. Опять повторюсь, Пятидесятница - это день открытия, провозглашения Царства Божьего на земле.
А что же с крещением в День Пятидесятницы, в День Троицы? При перепрочтении этого события в контексте Царства, проповеди апостолов по всем странам как раз и говорят о получении силы Царствия через крещение Духом Святым. Книга Деяний начинается с повествования о Царствии и заканчивается проповедью ап. Павла в Риме о Царствии: «Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно».
Литература
1. Библия каноническая, РБО. – М.: 2000.
2. Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. К.: Кво Вадис, 2010. – 348 с.
3. Флоренский П.А./ Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. – М.: АСТ МОСКВА, 2007. – 633 с.
Поступила в редакцию 14.03.2013 г.
[1] Деян.1:6.
[2] Деян.1:4.
[3] Иерофания – явление священного.
[4] Исх.14:13.
[5] Ис.53:1.
[6] Рим.10:14.
[7] Рим.10:17.