Ритуалы как способ социализации (сравнительный анализ традиционного и современного обществ)
Слуцкая Юлия Григорьевна,
аспирант отдела философских проблем этноса и нации Института философии им. Г. С. Сковороды Национальной академии наук Украины.
В традиционном обществе ритуалы играли важнейшую роль, как для маленьких сообществ, так и для общества в целом. Не менее значимым ритуал был и для жизни отдельно взятого индивида. Ведь именно посредством такого социального явления человек приобретал определенный статус в обществе. Наиболее подробно эту проблему рассмотрел голландский исследователь Арнольд ван Геннеп и ввел, в связи с этим, в науку понятие ритуалов перехода (les rites de passage), которые, выступают вспомогательным механизмом перехода человека из одного социального статуса в другой и адаптации оного в новой социальной роли.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать роль ритуалов как фактора социализации в традиционном и в современном обществе. Выяснить суть и задачу ритуалов того и другого обществ именно в сегменте социализации индивида. Выявить разницу и общность данного социального явления в разных, по развитию, обществах.
Формирование человека как социального существа происходит постепенно, стадийно, с влиянием множества факторов. Этот процесс называется – социализация. Данное социальное явление постигается учеными начиная со средины ХІХ ст. и продолжает успешно исследоваться, изучая новые нюансы, по сей день. Существует масса концепций социализации, как зарубежных, так и отечественных ученых. В данной работе рассмотрим, как индивид может социализироваться, в какой-то мере, посредством ритуала.
Традиционное общество полностью пропитано ритуалами. Причиной этому есть то, что ритуал был неотъемлемой частью религии. А практически все культовые практики сопровождались множеством обрядов. Ритуалы проводились по каждому важному для человека поводу: от рождения и до смерти.
Крещение у восточных славян имело не только религиозный, но и социальный смысл [1. c.53]. Интересным фактом подтверждения данного тезиса являются изыскания А.К. Байбурина, который утверждает, что без определенного ритуала, у восточных славян, новорожденный не считается человеком. «Судя по материалам родинной обрядности восточных славян, новорожденный не считается человеком (и даже просто ребенком) до тех пор, пока над ним не совершен ряд ритуальных действий, основной смысл которых, по всей видимости, состоит в том, чтобы «превратить» его в человека. Особый статус новорожденного проявляется, например, в том, что в течение определенного срока (чаще всего до крещения или до одного года) он считается как бы несуществующим, не наделяется атрибутами, обязательными для любого человека (пояс, крест и др.); в случае смерти его хоронят не на кладбище, а в особых местах — там, где захоранивался послед (в подполье, под порогом), и т. п.». Этот пример один из множества, который свидетельствует о том, что без определенного обряда, человек не может стать полноценной единицей общества.
Переход со статуса ребенка во взрослого человека также регламентируется прохождением определенных ритуалов. У девочек это связано с их биологическим созреванием. Но даже это биологическое явление не может быть не замеченным. Напротив, девочка в этот период проходит ритуал, который даст ей возможность, в большинстве случаев, переходить на новый этап – выходить замуж. К примеру, у арапешей это интересный и сложный ритуал. Он сопровождается специальной постройкой хижины, ритуальным постом, ритуальной едой, а по завершению ритуальными надрезами на теле девочки. Именно они и будут, в ближайшие пару лет, свидетельством того, что девочка уже не является ребенком [3. c.283].
Такая же ситуация наблюдалась и с переходом мальчиков во взрослый мир. Разным культурам присущи свои собственные ритуалы. Однако отметим, что все их можно подвести под условный общий знаменатель. Так мальчиков проверяли на физическую развитость, смекалистость, выносливость и определенные навыки. Во время данного вида ритуалов ребенок должен был доказать, что он уже мужчина и может все его поступки и дела должны соответствовать уровню взрослого. Иногда, данный вид инициации был очень жестоким, и ребенок мог физически не выдержать всех изнурительных испытаний. Но, пройдя весь ритуал победителем, мальчик считался взрослым и его голос учитывался во всех вопросах, что касались общины, он ставал полноправным членом сообщества.
Подводя итог всему выше сказанному, отметим, что ритуалы способствующие процессу социализации индивида основывались, в первую очередь, на конкретной, присущей именно данной группе, религиозной системе. Страх перед смертью играл очень большую роль в этом виде ритуалов, так как очень часто имитировалось умирание и возрождение уже в новом статусе. Сопутствующими атрибутами были знаки на теле. Надрезы, шрамы, обрезание и т.д. Без пройденного ритуала, что соответствует обретению нового социального статуса, человек не мог адаптироваться в обществе в данной конкретной ипостаси. Это касается даже рождения. Без ритуала, ребенок не считался даже человеком, как было проиллюстрировано выше. Все так называемые «ритуалы социализации» были привязаны, по большей мере, к каким-то физиологическим изменения. То есть, отправной точкой социального, служило биологическое начало.
В современном обществе люди, также активно участвуют в ритуалах. Обратим внимание на то, что здесь ситуация намного сложнее. Религиозные ритуалы составляют не такую уж и большую часть всех современных ритуалов. Большую часть этой сложной системы занимают все виды социальных ритуалов. Это факт того, что светское все больше преобладает над сакральным, отметил еще в 1909 г. французский фольклорист и этнограф А. ван Геннеп в своем труде «Обряды перехода» (1909) [2].
Обратимся к религиозным ритуалам. Если сравнивать их с религиозными ритуалами традиционного общества, которые были последователями примитивных культов, то там обязательно присутствовал ритуал перехода во взрослую жизнь, о чем упомянуто выше. В современном обществе существует три мировых религии: буддизм, христианство, ислам. И только последние две основаны на вере в Бога. Но ни в одной из них не присутствует данный ритуал. Ни в одном христианском направлении не присутствует даже намек на переход с детства во взрослость. Если говорить о той же конфирмации, то тут речь будет идти как о религиозном обряде полноправного вступления в церковь, а не переход от статуса ребенок в статус взрослый. Тем более что конфирмацию могут проходить и люди взрослые, а не только 13-14 летние адепты.
В исламе есть традиция обрезания, которую даже с натяжкой нельзя назвать каким-то ритуалом перехода в период взрослости. Тем более, что этот ритуал едва ли можно назвать исконно мусульманским, ведь в традиционном обществе многие народы и племена использовали этот обряд. Возраст данной операции для разных народов был отличительным. Как отмечает А. ван Геннеп: «оказалось, что обрезание совершается: у дуккала через 7-8 дней после рождения либо в 12 или 13 лет; у рехамна — от 2 до 5 лет; в Фесе — между 2 и 10 годами; в Танжере — в 8 лет; у джбала — от 5 до 10 лет; в окрестностях Могадора — от 2 до 4 лет; в Алжире — к 7-8 годам; у ортодоксальных мусульман, если не точно на седьмой день после рождения, то, по крайней мере, как можно раньше» [2. c. 69] В постиндустриальном мире ситуация схожа тем, что в разных странах возраст человека, который проходит этот ритуал варьируется. Данная ситуация есть результатом, как минимум двух причин: 1) различие народных традиций, которые влияют на религию; 2) мировые организации по правам человека выступают против данного ритуала и призывают к запрету совершения данного действия над несовершеннолетним ребенком.
Что касается женщин, то у них есть аналогичный ритуал обрезания. Это древний обычай народов Африки, Азии и Ближнего востока, который носит ритуальный характер, и символизирует чистоту и порядочность женщины. В Египте наибольшим оскорблением человека являются следующие слова: «Ты - сын необрезанной матери». Отметим, что, не смотря на борьбу мировых организаций, в том числе и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН против женского обрезания, как кощунственного метода, издевательства над женским телом и ее здоровьем, а также как крайней формой дискриминации женщин, не увенчиваются значительным успехом. На сегодняшний день в мире насчитывается по разным оценкам от 100 до 140 миллионов женщин подвергшимся данной операции.
Хотя, иудаизм и не является одной из мировых религий, все же, упомянем о ней, так как что-то отдаленно напоминающее ритуал перехода в статус взрослого есть именно в иудеев: бар-мицва - для мальчиков, которые достигли 13летия и бат-мицва - для девочек по достижению 12 лет. Не смотря на распространенное заблуждение того, что этот праздник с сопутствующими ритуалами является символическим вступлением в статус взрослого, подчеркнем, что бар-мицва не является таковым праздником. Ритуал бар-мицвы означает именно религиозное совершеннолетие. Хотя, как уже отмечалось, бар-мицва может и воспринимается как символичный переход в статус взрослого.
Отметим, что отсутствие или наличие данного ритуала в названных выше религиях не играет такой уж большой роли. Поскольку религиозные ритуалы утратили свою неоспоримую и тотальную власть как на все человечество в целом, так и на отдельно взятые сообщества. Дело в том, что если в традиционном обществе была присуща одна религиозная практика для всех как результат одного верования, то в постиндустриальном, едва ли остались государства с монопольным влиянием одной конкретной религии.
Известный социолог религии Хосе Казанова [5], отмечает, что такие государства имеют место быть и в постиндустриальном обществе, как, например, Ирландия и Польша. Но подавляющее большинство в силу своей истории либо никогда не имело таковой практики, либо утратило. Следовательно, данный ритуал будет иметь смысл только для адептов данной религии, к которой принадлежат не все граждане, таким образом, данный ритуал не будет иметь смысл для всего сообщества конкретной страны. Соответственно социализация индивида, который прошел подобный обряд, будет иметь смысл для него и его религиозной общины. То есть, социализирующую функцию религиозные ритуалы не утратили, однако утратили их тотальное влияние на все сообщество.
Ритуал рождения так же претерпел изменения. В современном обществе никто не считает младенцев бесами, и не боится называть их по имени, не смотря на принадлежность родителей к какой-либо религии или атеистическим воззрениям. Напомним, что «новорожденные считались нечистыми и даже опасными. Паниашковцы (одна из сект Самарской губ.) называли женщин богородицами, а младенцев — бесами [1. с. 39]».
Байбурин А.К. отмечает, что: «…На Житомирщине ребенка до крещения называли маняк (призрак, привидение), а после— дытыною (Кравченко, 1920, с. 134). Показательно также, что по отношению к новорожденным применяются термины среднего рода (типа дитя) или собирательные (мелочь, тварня, блазнота и др. — Бернштам, 1988, с. 25). В еще большей степени на неоформленность статуса новорожденных указывает, например, называние их мальчиками независимо от пола (Зеленин, 1930, II, с. 32)» [1. c.39].
Для современного общества такие суеверия представляются бессмысленными. Хотя, ритуалы по поводу рождения так же присутствуют. Все же, они носят светский характер. Один из ритуалов рождения это встреча родственниками и близкими новорожденного с матерью на пороге родильного дома. Так же сюда можно отнести ритуал наречения. Он не включает в себя помпезность, заклинания и другие подобные действия. Данный ритуал можно назвать больше бюрократическим, когда, один из родителей ребенка, регистрирует его в соответствующем государственном учреждении и получает свидетельство о рождении – документ, который символизирует рождение в социальном плане.
Поскольку в традиционном обществе основное место занимала семья, то и весь путь формирования личности сопровождался именно этой микро-группой. В современном обществе семья не занимает такое большое место в процессе социализации индивида. Появляется множество других микро- и макрогрупп которые влияют на ход адаптации. С появлением такого учреждения как детский сад, возникают и новые ритуалы, социализирующие маленького человека.
Ритуал перехода человека в статус взрослого не такой однозначный и универсальный как в традиционном обществе. Тут можно выделить постепенную цепь ритуалов. В первую очередь это касается ритуалов старшей школы, когда ученики последнего года обучения на празднике первого звонка приветствует первоклассников, дарят им подарки и произносят речи, которые знаменуют начало завершения их жизни в статусе школьников. В ходе последующего учебного года ученики последнего года обучения участвуют в различных действиях и праздниках, но обязательно с акцентом на их школьный статус будущих выпускников.
Переход из статуса школьника, тоже сопутствуется не одним ритуалом. Сначала их провожают как выпускников на празднике Последнего звонка. Действие происходит помпезно и с множеством соответствующих атрибутов и символики. Выпускники прощаются со школой. Но на этом цепь ритуалов перехода не заканчивается. Завершающей стадией данного процесса следует считать выпускной бал соответствующими данному празднику ритуалами.
На этом социализация человека постиндустриального общества не заканчивается. Данный факт объясняется изменением структуры общества. По сравнению с традиционным социумом, как отмечалось выше, роль семьи отходит на задний план. Если раньше человека рождался, трудился и умирал в окружении своей семьи, то постиндустриальное общество обрекает индивида на постоянный процесс адаптации в других микрогруппах: учебные заведения, место роботы, дополнительное обучение. Человеку приходиться социализироваться всю оставшуюся жизнь, соответственно участвовать во множестве новых ритуалов.
Резюмируя все выше сказанное, следует отметить, что, несмотря на изобилие ритуалов, как в традиционном, так и в постиндустриальном обществе, все же они имеют очень много различий. Во-первых, основа ритуалов в традиционном обществе – зиждется та религиозных воззрениях, в случае же с постиндустриальным обществом, где религиозные ритуалы не имеют такое сильное влияние на социум в целом; во-вторых, форма ритуалов разная. Постиндустриальные ритуалы характеризируются, в широком смысле, двумя группами: т. наз. Перформативными ритуалами и ритуалами, основа которых заключается в типизированном, стереотипном поведении. В то время как в традиционном обществе главенствующую единственную роль занимают перформативные ритуалы. В-третьих, поскольку в постиндустриальном обществе появляется новый этап социализации, а именно социализация взрослого человека, то, соответственно формируются новые ритуалы, благодаря которым, взрослый человек может успешно адаптироваться; в-четвёртых, ритуалы постиндустриального общества являются более гуманными, нежели в традиционном.
Литература
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
2. Геннеп А., Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 198 с. (Этнографическая библиотека).
3. Мид. М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. И послесловие И.С. Кона. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.429 с.
4. Хамрина Ю. А. Философия, социология, политология.
5. Jose Casanova Religion, the New Millennium, and Globalization// Sociology of Religion 2001,62:4 415-441.
Поступила в редакцию 24.09.2013 г.