ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Крещение Духом Святым как легитимный вход в потустороннее

 

Байдак Александр Васильевич,

аспирант Русской христианской гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург.

 

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе….»

Откр.4:1.

 

Центральное место в Библии, где Дух Святой открылся как третья личность Триединого Бога – это, конечно же, День Пятидесятницы. Этот день в христианском мире называют День Святой Троицы или еще Днем Духа. Со дня Пятидесятницы переживание Божественной Личности Духа Святого стало доступно для человека. Чтобы правильно усвоить значение этого события, а также разобраться в цели крещения Духом Святым, нам необходимо объективное понимание ветхозаветных пророчеств. Излияние Святого Духа в Новом Завете – это продолжающееся исполнение пророчеств Ветхого Завета.

Мы живем во время, когда для нас понимание библейских текстов становится затрудненным по многим причинам. Во-первых, любой перевод текста на другой язык является интерпретацией переводчика. Интерпретация – это толкование, объяснение, творческое раскрытие образа, через призму приобретенных переводчиком образов, мироощущения, через знание историко-культурного фона и личной приверженности к определенным доктринам и традициям. Во-вторых, мышление современного христианина разительно отличается от мышления христиан первых столетий нашей эры. В какой-то мере христианство унаследовало иудейскую традицию. Практика Храмового служения (жертвоприношения, единого места поклонения и др.) сменились в Церкви на всеобщее и повсеместное поклонению Богу. Религиозные традиции, приобрели новые формы, Церковь выработала новые догмы и доктрины, и через эти традиции мы трактуем тексты священного Писания. Нам необходимо проявить настойчивость и немало усилий, чтобы тщательно исследовать историко-культурный фон пророчеств и Писаний, чтобы понять, как воспринимали их современники. После этого нам легче будет усвоить значение откровения, сокрытое в богодухновенном Писании для нас. Русский историк Н.М.Карамзин выразил интересную мысль: «История – это удивительный и бесконечный процесс осмысления и переосмысления прошлого, т.к. новое поколение проделывает его для себя заново», т.к. Библия, кроме того что она является Божьим Откровением, она является исторической книгой, которая была написана более 40 авторами, разных чинов и сословий на протяжении более 15 веков.

Всегда интересно узнать историю предшествующих нам поколений: их опыт, взгляды и их духовные переживания оставили свой отпечаток и на нашей религиозной жизни. Еще Августин выразил мысль, что в философии античного мира были проговорены все идеи Нового Завета, за исключением одной - «Слово стало плотью». Эту мысль он выразил в V веке, но даже и эта идея боговоплощения, благодаря современной доступности к источникам других религий, есть во многих мифах мира. Тонкости понимания мироустройства древних народов, их взгляд на цикличность времени были нарушены сначала историей Израиля, а затем Христос основательно разрушил эту цикличность Своим воплощением, дав людям понимании истории в линейном времени. Авторы Нового Завета говорили и мыслили категориями и понятиями своего времени. Христос в проповедях говорил на языке, доступном и понятном Его современникам. Сельскохозяйственные притчи, метафоры и аллегории давали ясное понимание того нового, что должно было появиться: Царство Божие, Церковь, крещение Духом Святым и много других вещей и явлений.

Заявленная тема требует раскрытие понятий мирского и Священного, нашего реального видимого мира и потустороннего невидимого мира. Священное или Божественное является реальностью совсем иного порядка. Оно отличается от «естественной» реальности, которое мы видим естественным взглядом. Перед этим Священным человек испытывает чувство собственной ничтожности, ощущает «страх и трепет», видит себя лишь какой-то тварью, «прахом и пеплом». Человек узнает о Священном потому, что оно проявляется, обнаруживается как совершенно отличное от мирского. Для объяснения того, как проявляется Священное, мы пред­лагаем термин «иерофания[1]». Он удобен, прежде всего, тем, что не содержит никакого дополнительного значения, выражает лишь то, что заключено в нем, т.е. «проявление священного». История религий, от самых примитивных до наиболее изощренных, есть не что иное, как описание иерофаний, проявлений священных реальностей. Когда Иаков убегал от своего брата Исава и во сне он увидел лестницу, то этот сон и является иерофанией (проявлением священного в каком-либо объекте, камне или дереве). Камень, на котором он спал, стал тем священным камнем-памятником «Авен Езер», на который он вылил елей. Между элементарной иерофанией и иерофанией высшего порядка, какой является для христианина воплощение Бога в Иисусе Христе, есть очевидная связь преемственности. И в том и другом случае речь идет о таинственном акте, проявлении чего-то «потустороннего», какой-то иной реальности, не принадлежащей нашему миру, в предметах, составляющих неотъемлемую часть нашего «естественного» мира». Становится ясным, почему Христос сделал акцент на откровение, данное апостолу Петру Отцом Небесным, что «на этом камне Я создам Церковь Мою», в данном случае Петр пережил иерофанию. «Ни плоть и ни кровь», ни что из мирского ему это не открыли, но пришло это из потустороннего, что является Божественным и Священным. Исходя из этого понимания, Христос, говоря о Церкви, тем самым утверждает, что она будет предметом иного порядка, не от мира сего. Церковь, созданная Богом, и имеющая постоянное присутствие в ней Личности Святого Духа, является некими вратами или порогом входа в потустороннее, в Священное.

Мы никогда не сможем полностью понять парадокс, заключен­ный во всякой иерофании, даже самой элементарной. Проявляя Свя­щенное, какой-либо объект превращается в нечто иное, не переставая при этом быть самим собой, т.е. продолжая оставаться объектом окружающего нас пространства. Священный камень оста­ется камнем; внешне он ничем не отличается от других камней. Зато для тех, для кого в этом камне проявляется Священное, его непосредственная, данная в ощущениях реальность преобразуется в реальность сверхъестествен­ную. Такую функцию в Ветхом Завете выполняли «урим и тумим», которые находились на груди под наперсником у Первосвященника. Иными словами, Церковь, состоящая из людей «плоти и крови», находящаяся в этом мире, одновременно принадлежит другому миру. Все таинства, совершаемые в Церкви представляются как иерофания, которая переводит участников таинств из видимого мира в мир невидимый, приобщая их к Божественному и Священному.

Чтобы раскрыть заявленную тему: «Крещение как легитимный вход в потустороннее», зададим несколько вопросов и попробуем дать на них ответ. Аристотель сказал: «правильно поставленный вопрос, это уже половина успеха».

1. День Пятидесятницы. Что же на самом деле произошло? Взгляд современника событий.

2. Рождение свыше. Что происходит с человеком в момент обращения к Богу?

3. Является ли крещение Духом Святым необходимым условием спасения?

4. Крещение Духом Святым как легитимный вход в потустороннее.

 

 

1. День Пятидесятницы. Что же на самом деле произошло? Взгляд современника событий.

События, которые произошли в один из паломнических праздников в Израиле, в День Пятидесятницы не случайны. Об этом событии было предсказано многими пророками Ветхого Завета на протяжении многих столетий. В первой главе книги Деяний, с первого стиха мы читаем, что Лука пишет Феофилу «обо всем, что Иисус делал и учил от начала до того дня когда Он вознесся от земли». О чем же учил Иисус? Иоанн Креститель приходит и проповедует: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф.3:2]. «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» [Мф.4:17,23], посылая учеников на служение. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь……ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» [Мф.10:1,7].

Иисус после Своего воскресения являлся ученикам со многими верными доказательствами в продолжение сорока дней и говорил им о Царствии Божием. Но как слышали Его ученики? Из-за приобретенных убеждений и предрассудков люди слышат то, что хотят и в меру приобретенных образов слышат то, что могут. Поэтому понять и принять что-то новое или по-новому взглянуть на теже самые истины становится трудным.

Христос три с половиной года учил учеников о Царствии Божием. Он притчами изъяснял, что такое Царство Божие[2], демонстрировал силу Царства Божьего[3] чудесами, исцелениями, воскрешениями, преображением на горе Фавор[4], но они слышали то, что хотели слышать и что подсказывали им внутренние образы о Царствии Божием, которые они сформировали внутри себя. Какие образы они носили внутри себя? Они точно знали, что они избранный народ[5], а другие народы – гои, свиньи и собаки. Они помнили «золотой век Израиля», когда в дни Давида царство их укрепилось, а во дни Соломона все израильтяне были господами и начальниками на воинской службе[6]. Они ожидали Мессию и верили, что когда Он придет, то восстановит царство Израиля, прогонит ненавистных римлян-оккупантов. Накануне праздника Пасхи они чуть было Его не воцарили, и по представившейся возможности просили Его о лучших вакансиях при дворе для себя и своих родственников. Но когда Иисус начал открывать им, что будет предан и Его убьют, то Иуда оставил Христа и Его команду, пошел, предал Его, также многие из учеников Его тоже оставили и уже не ходили с Иисусом. И здесь, евангелист Лука отмечает вопрос учеников: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь царство Израилю?»[7]. Вот так твердыни в разуме, предрассудки и идолы мешали ученикам услышать то, что Христос хотел им донести.

Итак, Христос говорит: «ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня на протяжении всего времени пока Я с вами»[8]. Что же обещал Отец? Проповедь Петра в День Пятидесятницы сбивает с толку многих христиан, они слышат то, что хотят слышать, а именно «примете силу». Многие и сегодня хотят получить силу, для свидетельства, для проповеди Евангелия, хотят пророчествовать, изгонять бесов, воскрешать мертвых, созидать служения. На самом деле Петр в своей проповеди сделал акцент на феномене говорения иными языками (глоссолалии), который был предсказан многими пророками, хотя контекст второй главы Иоиля, на которую он ссылается, говорит о Царстве Божием и его присутствии среди Своего народа. Это и было обещанное от Отца: «И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки» [Иоил.2:27]. Иисус также говорил Своим ученикам, что «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» [Лк.22:29]. Значит, речь идет о приходе Царства Божьего на землю. Значит, оно еще не пришло, и Иисус говорит: ждите и не отлучайтесь.

Чтобы точнее и яснее понять значение этого праздника Пятидесятницы, необходимо рассмотреть, откуда он берет свое начало. Что это за праздник в Ветхом Завете, который раскрывается в Новом Завете? После совершения ночной Пасхи израильский народ многомиллионной толпой выходит из египетского плена. Они рабы, племенное общество, не имеющие теперь своих домов, земель, не имеющие государственности и законов, но только традиции того времени. И вот, Бог через Моисея приводит их к горе Синай. У Бога есть намерение из этой необузданной толпы сделать Божье царство, царство священников для всей земли. Для этого необходимо:

1) сделать их независимыми;

2) дать им Закон;

3) дать им царя;

4) дать им землю, территорию.

Бог делает их независимыми, выводя из египетского плена с большим богатством, приводит к горе Синай, чтобы дать им Закон, потому что Закон определяет их как государство или царство. Царем Он предлагает им Себя, а все земли Ханаанские Он отдает им в качестве географической территории, по обещанию, данному праотцу Аврааму.

На пятидесятый день по выходу из Египта, они умылись и вымыли свои одежды, затем в торжественной обстановке окружили гору, где и должны были принять Десятословие, все законы и постановления. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» [Исх.19:18,19]. Другими словами, Бог через избранный народ хотел установить на земле теократию, Божье Царство. Из истории мы знаем, что израильский народ эту миссию не выполнил, они отвергли Бога как царя, попросили у пророка Самуила себе царя «как у прочих народов»[9], стали жить, нарушая заповеди, что в конечном итоге привело к потере статуса государственной независимости, потери территории, неоднократному пленению и рассеянию.

Христос сказал: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» [Мф.21:43].

И вот, Апостолы перед праздником Пятидесятницы, праздником государственной независимости, праздником Синайского законодательства, стоят на пороге нового, о чем возвещали пророки, учил Христос – дня провозглашения Царства Божьего на земле. Это был день открытых дверей этого Царства. Произошла иерофания, явилось Царство Божие на землю. Апостол Петр первый воспользовался ключами Царства, которые Христос дал ему, когда тот признал в нем Сына Божьего[10]. Петр, сказав проповедь, от которой три тысячи покаялись и вошли в это Царство через принятие водного крещения. Тогда как, в ветхозаветный праздник принятия закона на каменные скрижали ознаменовано было смертью трех тысяч человек[11].

В Ветхом Завете, чтобы дать Закон, народ должен был быть независимым, и Бог провозгласил им декларацию независимости, сказав: «египтян, которых вы видите, более не увидите никогда»[12]. В Новом Завете, чтобы принять на себя ответственность быть представителями Царства Небесного, должна появиться Екклессия (Церковь), и она появилась с призвания апостолов на служение. По прошествии трех с половиной лет, в первый день недели, после события Воскресения, вечером, Иисус пришел к ученикам, которые были заперты в доме из–за опасения от иудеев, явил им Себя как главу Тела, дунул им Духа, послал их в мир, как однажды Сам был послан Отцом и дал им духовную власть[13]. С этого момента, эта община, Церковь, которая была призвана на служение «быть с Ним» три с половиной года назад, стала мистическим Телом Христа на земле. Исходя из выше сказанного, Церковь Иисуса Христа не была рождена, и момент рождения здесь не фиксируется, как это происходит духовно с конкретным человеком. Церковь была создана по аналогии сотворения Адама, происхождение которого из праха земного, а жизнь он получил от дыхания самого Бога. Понятие, которое употребляется Церковью на протяжении всей ее истории, что День Пятидесятницы является днем рождения Церкви не находит подтверждения в Библии. Это всего лишь некоторая точка отсчета, которую принято считать, а самое яркое проявление Духа Святого зафиксировано в День Пятидесятницы.

Церковь – это инструмент Царства Божьего, она приняла на себя ответственность распространения власти Царства Божьего. Она приняла Царство Божье «внутрь[14]» и ответственна за то, чтобы покорить все свое естество Царству Господа, творить волю Божью не своей силой, но силой Царства, покоряя вере все народы силой знамений и чудес, силой Царства, Силой Духа. До конца тайна Церкви еще не раскрыта, поскольку сама она еще не достигла «меры полного возраста Христова» [Еф. 4, 13].

Как воспринимали события Дня Пятидесятницы современники? Конечно же, отношения к этому событию были разные, одни насмехались, другие не верили, третьи противились и делали совещания не в пользу учеников Христа. Но как восприняли те, кто уверовал, и почему с ними это произошло, а с другими нет? Ответ здесь кроется в самом Писании: «кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня»[15]. «Как поверить если нет проповедующего»[16], и еще «вера от слышания, слышание от слова Господня»[17]. Поэтому через проповедь и наставление люди получали ожидаемое и просимое. Итак, Пятидесятница - это день открытия, провозглашения Царства Божьего на земле.

2. Рождение свыше. Что происходит с человеком в момент обращения к Богу?

Слова Христа Никодиму, одному из старейшин Израиля, «должно тебе родиться свыше» и «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»[18], указывают, что явления, которые произошли в День Пятидесятницы, доступны только для детей Божиих, «вам и детям вашим, …. кого призовет Господь». Чтобы говорить о таком чуде, которое совершается в жизни человека, о «Рождение свыше», необходимо дать определение словам, которые здесь употреблены, «рождение» и «свыше». Слово «рождение» означает появление чего-то нового, чего еще не было и связано оно с моментом родов, а не с процессом. Поэтому, когда Христос разговаривал ночью с учителем Израиля Никодимом, Он говорил именно о рождении, а не о процессе, и Никодим Его правильно понял, но не понял, что это такое. Хотя если Никодим был учитель Израиля, и о себе он говорит, что он стар, то наверняка понимал, что речь идет о некотором ритуале, который совершался в различных религиозных традициях древнего мира. Символизм мистического возрождения в языческих верованиях, предстает перед нами в самых разнообразных формах. Кандидаты получают новые имена, которые становятся их настоящими именами. У некоторых племен считается, что после посвящения молодые люди забывают все из их прошлой жизни. Сразу же после посвящения их кормят, как малень­ких детей, водят за руку и обучают, как нужно себя вести. Обычно, пока они содержатся в глубине джунглей, их обучают новому языку или, по крайней мере, новым секретным словам, которые доступны только посвященным. Как мы видим, с посвящением все начинается заново. Иногда символизм второго рождения выражается в конкрет­ных жестах. Символизм нового рождения почти всегда соседствует с символизмом Смерти. В контексте посвящения смерть означает преодоление мирского, неосвященного состояния, свойст­венного естественному человеку, поэтому в первобыт­ных обществах доступ к духовности передается символизмом Смерти и нового рождения.

Акушерский символизм, связанный с пробуждением высшего сознания, обнаруживаем в Греции. Не без оснований Сократ сравнивал себя с повивальной бабкой: он помогал человеку родиться в осознании самого себя, он принимал роды «нового человека». Тот же символизм мы встречаем и в буддизме: монах отказывался от своего имени и становился «сыном Будды», так как был «рожден среди святых». Это рождение при посвящении предполагало смерть в мирском существовании. Данная схема сохранилась как в индуизме, так и в буддизме. Йог умирает в этой жизни, чтобы возродиться в новом способе существования, который наступает подобно разрешению от бремени. Будда обучал, какими путями и способами можно умереть для мирской жизни, т.е. жизни рабской и невежественной, чтобы возродиться в свободе, блаженстве и безграничии нирваны.

 Символизм второго рождения или родов, как пути к духовности, был заимствован александрийским иудаизмом и христианством и наполнен в них новыми значениями. Филон Александрийский широко использует тему родов, говоря о рождении, о новой высшей жизни, о жизни духа. В свою очередь апостол Павел говорит о «духовном сыне», о сыновьях, которых он произвел верой: «Титу, истинному сыну по общей вере» [Тит 1:4]. «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» [Фил.10]. Нет смысла подчеркивать различия между «сыновьями», которых «порождал» апостол Павел в вере, с теми «сыновьями Будды», или с теми, кого «родил» Сократ. Эти различия очевидны. Неофита первобытного общества «убива­ла» и «возрождала» сама сила обряда; эта же сила превращала в зародыш индуса, приносившего жертву. Будда «порождал» своих сыновей через «рот», т. е. через передачу своего учения, и именно благодаря высшему знанию, ученик рождался к новой жизни, способной вывести его к порогу Нирваны. Сократ утверждал, что действует лишь как пови­вальная бабка: он помогал «родить» нового человека, которого каж­дый носит в глубине своего «я». Иная ситуация у апостола Павла: тот «порождал» «духовных сыновей» через благовествование Царства Божьего и свою веру, т.е. благодаря силе благодати, действующей через служение ап. Павла. От одной религии к другой, от одной доктрины или теории к другой древнейшая тема второго рождения обогащалась новыми зна­чениями, иногда полностью изменяя содержание опыта. Однако всег­да сохранялся один общий и неизменный элемент, который можно сформулировать следующим образом: «доступ к духовной жизни всег­да предполагает смерть для мирской жизни, за которой следует новое рождение».

Слово «свыше», опять же из этой тайной беседы, означает, что это чудо является неземного происхождения. Из из книги Деяний, истории Церкви, и из жизни христиан, мы видим эти неоспоримые свидетельства, когда люди в один миг, получали что-то новое в свою жизнь и жизнь их радикально изменялась. Они становились абсолютно другими людьми, и о них поистине можно сказать: «… древнее прошло, теперь всё новое». Для учеников Иисуса, за три с половиной года произошло освящение и очищение прежней жизни, «вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам»[19]. Рождение свыше учеников произошло в процессе нахождения их с Учителем. Принятие Духа в день Воскресения стоит рассматривать как начало жизни Церкви, т.к. обращение было ко всем апостолам, «примите Духа», «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», тогда как рождение свыше всегда совершается индивидуально над каждым человеком.

В современных церковных традициях этот момент трактуют по-разному, но одно остается неизменным, рождение свыше всегда сопровождается сверхъестественным переживанием, озарением, вспышкой света, точкой невозврата, моментом обращения. У кого-то он происходит бурно, эмоционально, харизматично, слёзно, с покаянием. У кого-то мало заметным, слабо ощутимым переживанием, через осмысление, в процессе познания, с моментами затухания, и может через года, вновь обретаемым. В любом случае, мы рассматриваем рождение свыше, когда человек осознанно приходит к Богу, и через момент покаяния, становится «чадом Божиим». В этот момент Бог вводит новообращенного в «Царство возлюбленного Сына Своего»[20], но т.к. Царство Божье невозможно увидеть земными глазами, оно «не от мира сего», поэтому Христос создал Себе Церковь, и Церковь есть богочеловеческий организм, через вхождение в Церковь, мы становимся гражданами Царства Небесного. Также верно будет и утверждение, что через рождение свыше мы становимся членами Церкви Христовой (Вселенской) и одновременно гражданами Царства Небесного.

Итак, из всего вышесказанного очевидно, что:

1.                  Обещанное Царство Божье пришло на землю в День Пятидесятницы.

2.                  Принять это обетование имеют право только рожденные свыше люди.

3.                  Церковь и Царство Божие это не тождественные понятия.

4.                  Церковь была создана не в День Пятидесятницы, а начало образования ее находится в призвании апостолов следовать за Христом. Живым организмом Тела, Церковь стала вечером в первый день недели, т.е. в воскресенье.

Теперь необходимо подойти вплотную к вопросу:

3. Является ли крещение Духом Святым необходимым условием спасения?

Чтобы рассмотреть этот вопрос, а поставлен он так, как говорится «на злобу дня», необходимо рассмотреть для чего необходимо крещение, и тогда мы узнаем, является ли оно необходимым условием спасения? Чтобы понять значение крещение Духом Святым, необходимо рассмотреть значение водного крещения, которое совершалось гораздо раньше духовного и во многих религиозных традициях. Крещение, греч. слово «погружение» - это религиозное таинство, совершаемое над человеком, который принимает определенную религию. Из истории мы знаем, что этот обряд совершался практически во всех религиях и традициях. Оно совершается путем кропления, обливания или омовения, а также частичным или полным погружением в воду. Такое таинство совершал Иоанн Креститель над каявшимся народом и над Иисусом. Итак, это момент погружения во что - то, в данном случае в определенное учение. Чтобы принять какое – то учение, необходимо отказаться и отречься от старого. Вот почему водное крещение часто сравнивают с моментом погребения мировоззрений старой жизни, греховных привычек и т.д. Отцы Церкви не преминули воспользоваться некоторыми дохристианскими и универсальными ценностями водного символизма, они даже обогатили его новыми значениями, относящи­мися к историческому существованию Христа. Для Тертулиана первая вода – это «пристанище Святого Духа, который предпочитает ее другим элементам. Именно эта первая вода порождает все живое, и нет ничего удивительного в том, что при крещении воды вновь производят жизнь... Всякие воды благодаря преимущественному положению, свойственному им изначально и закрепленному за ними в античные времена, участвуют, таким обра­зом, в таинстве нашего освящения, как только над ними будет произ­несено призывание Бога. И едва прозвучит мольба к Богу, как с небес спускается Святой Дух. Он спускается на воду и освящает ее своим присутствием. А освященная таким образом вода приобретает силу освящать других... Воды, излечивающие болезни тела, оказываются теперь способными излечивать душу. Они приносили временное спа­сение, теперь они восстанавливают вечную жизнь...». «Старый человек» умирает, погрузившись в воду, и вместо него рождается новое существо. Этот символизм замечательно разъяснен Иоанном Христостомом, говорившим о символической многозначности крещения. Он писал: «Оно означает смерть и погребение, жизнь и воскресение... Когда мы погружаем голову в воду, как в гроб, старый человек уходит под воду, вода скрывает его всего, и когда мы выходим из воды, тотчас появляется новый человек». Как видим, интерпретации Тертуллиана и Христостома пре­красно раскрывают структуру водного символизма.

 В контексте Царства Божьего, крещение Духом Святым имеет тот же смысл, крещаемый должен отказаться от старого и принять что-то новое. От чего же должен отказаться новообращенный? В традициях востока существует одна очень сильная особенность, перед учеником, который хочет учиться у определенного учителя, ставится первое и самое главное условие: отречься от всех знаний и всех образований, которые были прежде. Выполнение этих требований было обязательным. Так было у всех учителей праведности, так было в секте иессеев и кумранитов, такое условие выдвинул Иисус своим ученикам: «кто хочет быть Моим учеником, отвергнись всего, что имеешь»[21], что они и сделали, «вот мы оставили все и последовали за Тобою…». Главной помехой в обретении нового учения, является прежнее мировоззрение, и часто в голове и душе человека, который пытается синтезировать различные традиции в своей практике, происходит некий коллапс. Для принятия крещения Духом Святым, как для принятия силы Царства Божьего внутрь себя, есть одна особенность, это отказ от своих сил, довериться с детской верой Тому, кто хочет крестить тебя Духом Святым. Вот почему Христос сказал «кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него».

В крещении Духом Святым подразумевается принятие сверхъестественной силы, активация духовных даров, сверхъестественных способностей. Пророчество, видеть видения, говорить иными языками, совершать чудеса исцелений, воскрешений и т.д. все это обетования принятия Царства Небесного. Если в человеке не произойдет этого отречения, как в образе крещения/погребения, от своих сил, естественных способностей, то Бог не сможет наделить, крестить, погрузить в Дух Святой, чтобы он мог действовать Его силой. «Не воинством и не силою, а Духом Моим»[22]. В книге Откровения Иисус назван «свидетель верный и истинный» по той лишь причине, что Он действительно был таковым. Он был свидетелем, в полном смысле этого слова. Свидетель – это очевидец события, происшествия, наблюдающий со стороны и не вмешивающийся. Он говорил: «Я ничего не делаю от Себя, но что вижу, то и говорю и делаю». Если человек, проявляет активное участие в событии, то он уже не свидетель, а участник происшествия. Так и Христос в земной жизни был свидетелем событий, которые Дух Святой совершал через Него - «рожден от Духа», «исполнен Духом», «водим Духом», «Духом исцелял», «Духом изгонял бесов», «Духом принес Себя в жертву», «совершал чудеса Духом». Когда ученики хотели что-то делать по своему разумению, то Христос сказал: «не знаете какого вы духа»[23].

День Пятидесятницы показал уникальное свойство, как Дух Святой может могущественно совершать Свою работу, через людей послушных Ему. Ответ Петра на удивление народа об исцелении хромого от рождения у Красных ворот: «что вы смотрите на нас, как будто мы своею силою подняли этого человека»[24] говорит об этом. Тень проходящего Петра, яркий пример проявления той силы, о которой говорил Иисус: «примете силу и будете Мне свидетелями». Также впоследствии и ап. Павел вторит туже мысль, «не я, а благодать, которая со мною», «проповедь моя … в явлении силы и духа», о чем свидетельствуют платки и опоясания Павла[25]. Для христианина, часть его служения состоит в том, чтобы отвергнуть себя, потерять свою собственную жизнь и, в присутствии Господа, погрузиться в своё бессилие. Приучить себя приходить к Нему с сердцем, полным смирения, молчаливого терпения и подчинения в детской простоте. Иисус призывает следовать за Ним. Он прежде всего пожертвовал Сам Своей волей. Он положил Свою собственную жизнь в руки Отца, сошёл в могилу, и Господь воскресил Его из мертвых. Подобным образом мы должны быть готовы положить свою жизнь в немощи к ногам Христа и быть уверенными, что Бог снова поднимет нас в силе с полнотой Духа.

 Служение Святого Духа в жизни верующего богато и разнообразно. Здесь не нужно путать понятия Крещение Духом Святым и служение Духа Святого. Дух Святой, который находится в сердце верующего человека от момента рождения свыше, когда он был «запечатлен Духом Святым» и «получил залог Духа Святого», совершает работу, чтобы изменить человека, освятить его, изменить его в образ Иисуса. Служение Духа Святого совершается в жизни человека всю его жизнь, он утешает человека, указывает человеку на его призвание, ведет его, указывает на грехи и освобождает от них, и все это производит в нем Дух Святой совместно с участием его воли.

Крещение Духом Святым – это сверхъестественное переживание исполнения Духом Святым сопровождаемое видимым знаком говорения на иных языках, греч. глоссолалии. Оно совершается однажды, так же как и рождение свыше. При рождении свыше Дух Святой входит в сердце человека и пребывает в нем до конца жизни на земле. Независимо от того как ведет себя человек, Дух Святой пребывает в нем согласно обещанию, данному человеку, «се, Я с вами, до скончания века»[26] и «не оставлю и не покину вас». Крещение - это одноразовое переживание, которое происходит с человеком, и печатью того, что человек пережил славное явление - это видимый знак, способность говорения на ином языке. Как в День Пятидесятницы, огненные языки почили на каждом крещенном, так и сейчас при крещении Духом Святым остается этот видимый знак – иные языки. Для чего необходимо крещение Духом Святым? Из выше сказанного мы видим, что крещение духовное не является необходимым условием спасения, для спасения достаточным является такие моменты как покаяние, исповедь, рождение свыше, для некоторых традиций водное крещение как необходимое условие спасения, а для других водное крещение как воцерковленность и участие в таинствах. Вопрос спасения – это также не простой вопрос, и как Карл Барт выражает мысль «спасен уже, но не еще». Поэтому спасение мы совершаем всю жизнь. Это многогранный вопрос, о котором стоит рассуждать, но сейчас не об этом.

Подводя итоги этого раздела, отметим следующее:

1) Рождение свыше – это одномоментный религиозный акт, переживание прикосновения Бога. Это факт твоего рождения от Духа Святого, посредством принятия Его верой в свое сердце как Творца, Господа и Искупителя, который дал тебе земную жизнь, воскресил к духовной жизни и желает возвратить тебя в дом Своего и твоего небесного Отца.

2) Водное крещение, это символ твоего сознательного решения снять с себя ветхую природу, греховность, облечься в новую одежду, которая есть праведность Христа и стать частью нового народа, который именуется Церковью. В данном случае, через крещение в воде входишь в обязательство поместной общины, где ты будешь возрастать духовно, подчиняясь в любви, взаимодействовать и служить дарами.

3) Крещение Духом Святым это одномоментное переживание, которое тебе открывает доступ в невидимый мир Царства Небесного, с его силой, обетованиями, активацией даров Духа Святого, обретение способностями быть свидетелем и служителем Нового Завета. Также это облечение в характер Личности Духа Святого, Которому присущи знание, воля, разум, любовь, интеллект, действие.

4. Крещение Духом Святым как легитимный вход в потустороннее.

Опять же, рассмотрим духовное крещение в свете понятия Царства Божьего. Христиане - это особенный народ, который отличается от других верующих разных религий тем, что они являются гражданами двух царств, где приоритетным является вечное гражданство Царства Небесного. И Церковь Христа отличается от других религиозных сообществ тем, что Христос присутствует в Церкви Своей Духом Святым, и Церковь живет и движима Духом Святым. Теперь возникает вопрос, а как Церковь живет и движима Духом? Как она может входить в сверхъестественное, как она может слышать Дух Святой? Как христианин может входить в потустороннее, чтобы получать откровение, озарение? Как получить эту сверъестественную способность видеть то, что не может видеть простой человек, слышать то, что не может слышать простой смертный? Вот в этом и суть крещения Духом Святым со знамениями иных языков. Обрести нечто, чтобы этим служить в Царстве Божием.

В Новом Завете написано: «кто незаконно будет подвизаться, тот не будет успешен»[27]. Так вот, крещение – это легитимный вход в потустороннее. В Библии мы видим множество примеров того, что Бог называет колдовство, ворожбу, гадание, чародейство и разные оккультные практики грехом, и что они Царства Божьего не наследуют и кто их практикует участь таковых в озере огненном. «Народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте»[28]. Так вот, способность слышать голос Божий – это способность пророка, которая в Ветхом Завете была на некоторых, которых Бог избирал и помазывал. Вход в царство священного, мистического для человека это всегда было страшным, это область «богов», а боги, по древнему представлению, всегда к человеку были злы. Их нужно было умилостивить жертвами, поэтому человек всегда страшился не только сверхъестественного, но и людей обладающих этим даром. Вспомним переполох некоторых людей в городе, когда к ним пришел пророк[29]. Человек всегда ощущает себя грешным, его посещает некий религиозный ужас при соприкосновении с иррациональным и священным. «Горе мне, погиб я…» - знаменитые слова пророка Исаии, когда он увидел Господа. В Новом Завете способность быть пророком, слышать Божий голос, потенциально присутствует в каждом рожденном свыше человеке, т.к. он становится сыном Божиим и должен слышать своего Небесного Отца. Но из-за нечувствительности нашего духа, и не способности различить среди множества голосов в нашей душе голос Духа Святого нам необходимо переживание духовного крещения, чтобы открыть этот источник воды живой, который должен течь «из чрева» нашего духа. В христианской практике мы находим людей, рожденных свыше крещенных и некрещеных Духом Святым, отзывчивых и чувствительных к Духу, и это обычно выражается в пророческих дарах. Кто менее чувствителен и загружен толщей напряженных мыслей, к тому Бог говорит во сне, когда сознание отключается и Бог говорит из духа человека в его подсознание, что мы потом воспроизводим как сон или сновидение. На протяжении истории Церкви христиане достигали «потустороннее» через аскезу, благочестие, через врожденную способность быть чувствительным к Духу, и они действовали в сверхъестественных дарах исцелений, пророчеств, предсказаний, видений, чудесах. Вот поэтому Православная Церковь всегда очень осторожно относилась к проявлению сверхъестественного, и только отдельные святые удостаивались такой чести быть использованными в каком-либо служении. Церковь подтверждала такое служение, видя их духовный подвиг в аскезе и благочестии. Все остальное она называла «прелестью», искушением от дьявола.

В Ветхом Завете мы находим великих пророков, которые предсказывали будущее, говорили в тысячелетия, говорили к нациям и государствам, были посылаемы к царям и были судьями в Израиле. Но также было множество пророков, о которых мало написано, но они занимались практикой пророческого дарования, входили в сверхъестественное. Человек, который попадал в этот сонм, входил в пророческий экстаз и с ним что-то происходило. Во времена пророка Самуила почти в каждом городе Израиля были пророческие школы для пророков. Во времена пророка Илии, Иезавель, жена царя Ахава уничтожила почти всех пророков Божиих, но Бог говорит, что я соблюл 7000 человек. В Новозаветное апостольское время, также видим очень сильно развитое служение даров, пророчеств, истолкований, исцеления и т.д.

Чтобы яснее понять назначение крещения Духом Святым и как это происходит. Сначала посмотрим, что происходит с пророком, который входит в экстатическое состояние: «говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает (впадает в экстаз, греч. - прим. автора), но открыты глаза его» [Чис.24:3-5]. Это хорошая иллюстрация, в событиях связанных с пророком Валаамом, мы можем проследить практику вхождения в пророческий экстаз. Перед таким человеком открываются настежь двери потустороннего, всю силу своей воли он сосредотачивает на одном желании, наполняется этим желанием, сам становится воплощением единого акта воли. Концетрация внимания, освобождение своего сознания от посторонних мыслей, медитация, игра на гуслях, а в данном случае с Валаамом принесение перед каждым пророчеством жертвоприношения, что является сконцентрированностью на предмете. «Воля к действию» отделяется от него, выходит за пределы его ограниченности, его мысли сами собою вливаются в слова. Его слова – уже начинающиеся действие, мысль и слово, слово и дело уже не раздельны. Мыслить без слов невозможно, мысль сама собою заставляет известным образом напрягать голосовые связки, сама собою заставляет пророка внутренне произносить мыслимое слово, «вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их». Мыслить пророчески, это значить «говорить в животе», т.е. беззвучно артикулировать. Стоит немного забыться, что собственно и делает вхождение в экстатическое состояние, и вы будете произносить вслух, ваша артикуляция появится в звуке. Чем напряженнее желание, чем непосредственнее сознание, тем ближе друг к другу мысль, слово и дело. В пророческом экстазе, огненной лавой течет из уст пророка слово «да будет» и претворяясь в действительность от Того, Кто определяет творческий перевод потенции в акт. Вот почему сказано, чтобы не заботится о том, «что говорить» и еще, «Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить». Вхождение в экстаз, от греч. экстазис – восторг, это некое исторжение, выхождение из себя. Восторг – это некоторое возмущение духом, вышел из себя, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя (экзестис)»[30]. Слова римского сотника, обращенные к Иисусу «скажи только слово и выздоровеет слуга мой» отображают знание силы слов пророка, который говорит или вещает, и слова превращаются в вещи и действия.

В современном мире мы часто наблюдаем удивительную «духовность» поэтов, музыкантов, художников, творческих гениев и зачастую, оговорюсь, не всегда, но зачастую эта «духовность» имеет оккультные корни или черпает свое вдохновение из алкогольного и наркотического опьянения. Занятия в спиритических кружках, увлечение теософией, магией, восточными духовными практиками, все это и многое другое открывает дорогу в духовный мир, но через черный ход. Вообще в основе оккультизма лежит возможность получить некое тайное знание, которое поможет совершать магические манипуляции в духовном мире. То есть это некий механизм, и это противоположно тому, что есть в христианстве. Оккультный жаргон льется с телеэкранов и интернет сетей: «энергетика», «аура», «карма», «торсионные поля» — все это формирует сознание людей и создает новый язык. А кто контролирует язык, тот контролирует и сознание. Таким образом, большинство «неверующих» живут под влия­нием псевдорелигий и оккультных практик. И в этом нет ничего удивительного, так как мирской человек не может уничтожить свою собственную историю, т.е. поступки своих религиозных предков, которые сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, значительная часть его жизнедеятель­ности осуществляется под воздействием импульсов, исходящих из самых сокровенных глубин его существа, из области, называемой бессознательным. Всякое человеческое существо харак­теризуется, с одной стороны, сознательной деятельностью, а с другой - иррациональным опытом.

Поэтому, для христиан, которые в основе своей являются гражданами Царства Небесного, где они должны знать законы Царства, слышать голос своего Царя, отзываться на него, крещение Духом Святым является той законной визой, которая необходима для входа в потустороннее. Крещение Духом Святым открывает для христианина возможность активации обетований, которые находятся в каждом уверовавшем человеке. «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад»[31].

Еще раз, чтобы яснее понять, что есть два неоднородных пространства, можно обратиться к известному примеру: церковь в современном городе. Для верующего человека - эта церковь является предметом иного пространства, нежели улица, на которой она находится. Дверь, открывающаяся вовнутрь церкви, обозначает разрыв связи. Порог, разделяющий два пространства, указывает в то же время на дистанцию между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, грани­ца, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то, парадоксальное место, где они сообщаются, где мир мирского может перейти в мир священного. Аналогичная ритуальная функция придается и порогу челове­ческого жилья. Именно поэтому он и обладает такой значимостью. Прохождение через порог жилья сопровождается множеством обря­дов: перед ним почтительно раскланиваются или бьют челом, до него благоговейно дотрагиваются рукой и т.д. У порога есть свои «стражи»: боги и духи, защищающие вход, как от злых людей, так и от дьяволь­ских и других злых сил. Именно на пороге делаются жертвоприноше­ния божествам-хранителям. Также на пороге в некоторых древнево­сточных культурах (Вавилон, Египет, Израиль) выносились приговоры. Порог и дверь непосредственно и конкретно указывают на разрыв в пространстве; и именно в этом их важное религиозное значение, т.к. вместе они являются символами и средствами перехо­да. Внутри священ­ного здания оказывается возможным общение с богами, следовательно, должна существовать какая-то «дверь» наверх, по которой боги могли бы спускаться на Землю, а человек мог бы символически подниматься на Небо. Именно так и происходит в многочис­ленных религиях: собственно говоря, храм есть «открытый путь» вверх, по которому и происходит общение с миром богов. Всякое священное пространство предполагает какую-либо иерофанию, некое вторжение священного, в результате чего из окру­жающего духовного пространства выделяется какая-либо террито­рия, которой придаются качественно отличные свойства. И когда в Харране Иаков увидел во сне лестницу, уходящую в небо, по которой ангелы всходили и нисходили, и услышал сверху голос Гос­пода: «Я Господь, Бог Авраама!», он проснулся, охваченный ужасом, и воскликнул: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные[32]». Он взял камень, который служил ему изголовьем и поставил его памятником и возлил елей на него и нарек имя место тому Вефиль, что означает «дом Божий». Символизм, заключенный в выражении «врата не­бесные», освящает это место и делает его иерофанией, т.е. теми «открытыми вратами», сообщающимся с Небом. Оно становится тем необычайным местом, где осуществляется переход от одного способа существования к другому.

 

Литература

 

1.                  Библия каноническая синодальная / РБО, Москва 2009 г.

2.                  Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норпринт», 2004.-1536 с.

3.                  Бурлака Д.К. Мышление и Откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. – СПб.: Изд-во РХГА, 2007. – 448 с.

4.                  Ильин И.А. Основы христианской культуры/ Иван Ильин. – М.: Эксмо, 2011.- 704 с.

5.                  Флоренский П.А. / Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. – М.: АСТ МОСКВА, 2007. – 633 с.

6.                  Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. К.: Кво Вадис, 2010. – 348 с.

7.                  Франк С.Л. Философия и религия // София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Берлин, 1923. Т.1.

8.                  Мирча Элиаде. СВЯЩЕННОЕ И МИРСКОЕ / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994.

9.                  Фивейский М. Духовные дарования в первоначальной христианской церкви. – М.: Товарищество типографии им. А.И. Мамонтова, 1907. – 170 с.

 

Поступила в редакцию 28.03.2013 г.



[1] Иерофания – проявление священного. «Иеро» -священное, «фания» – явление. «Теофания» - Богоявление.

[2] Мф.13:24, 31, 33, 44, 45, 47.

[3] Лк.11:20.

[4] Мк.9:1-9.

[5] Втор.7:6.

[6] 3Царств 9:22.

[7] Деян.1:6.

[8] Деян.1:4.

[9] 1Царств 8:5.

[10] Мф.16:19.

[11] Исх.32:28.

[12] Исх.14:13.

[13] Ин.20:19:23.

[14] Лк.17:21.

[15] Ис.53:1.

[16] Рим.10:14.

[17] Рим.10:17.

[18] Ин.3:15.

[19] Ин.15:3.

[20] Кол.1:13.

[21] Мф.16:24.

[22] Зах. 4:6.

[23] Лк.9:55.

[24] Деян.3:12.

[25] Деян.19:12.

[26] Мф.28:20.

[27] 2Тим.2:5.

[28] Втор.18:15.

[29] 1Царств 16:4.

[30] Мк.3:21.

[31] Ис.50:5.

[32] Быт.28:17.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.