ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Феномен ниндзя в современной массовой культуре Японии – манга и аниме

 

Новиченко Анна Сергеевна,

студентка Донецкого национального университета, Украина.

Научный руководитель – доцент кафедры всемирной истории

Дынгес Александр Артурович.

 

В условиях глобализации имеет место обратный процесс – сохранение собственной культуры, что и демонстрирует Япония, где продолжают функционировать чисто японские элементы культуры, такие, как: икебана, чайная церемония, боевые искусства, и функционируют они на уровне всеобщей известности не только в Японии, но и во всем мире. Поэтому актуальным является рассмотреть опыт актуализации национальной культуры этой страны на современном этапе, в частности – на примере использования сегодня такого чисто японского элемента, как ниндзя в массовой культуре, а именно – в манга и аниме.

Современную японскую культуру особо выделяли в своих работах такие исследователи, как Ф. Фукуяма[1] и С. Хантингтон[2]. Первый рассматривает ее как имеющую в себе фундамент для сохранения и развития японской исторической культуры в условиях вестернизации общества, стирания национальных и культурных границ, а значит как имеющую в себе основу для самоидентификации японского народа, и пример для воспроизведения культурного наследия других народов. По С. Хантингтону Япония – отдельная цивилизация, одна из восьми в мире, т.е. абсолютно самобытная, несмотря на интеграционные процессы.

Проблему культурной глобализации Японии рассматривает в своих работах П. Мошняга. Он придерживается взглядов Ф. Фукуямы и обращает внимание на особенности мероприятий по сохранению культурного наследия народа в условиях формирования единой пост-исторической цивилизации и возникновения угрозы нивелирования культуры.

Вопросу Японии в период глобализации посвящено проекты Центра по изучению современной Японии, в частности, такие, как «Япония, открытая миру» и «Глобальные вызовы – японский ответ», выполненные под руководством Эльгены Молодяковой, ведущего исследователя социальной и политической истории Японии после Второй мировой войны, а также традиционного культурно-религиозного цикла в жизни японцев. В этих проектах рассматриваются в том числе особенности современной японской культуры и японской культурной политики, в том числе исследуется феномен манга и аниме (в первом из указанных проектов это, прежде всего, глава двенадцатая «Японская комикс-культура на пути к покорению мира»[3], во втором проекте – раздел второй «Между миром и собой: трансформация имиджа Японии в эпоху глобализации»[4]).

Базу источников для данного исследования составляют манга и аниме, героями которых являются ниндзя: «Василиск»[5], «Гинтама»[6], «Манускрипт ниндзя»[7], «Наруто»[8], «Наруто. Ураганные хроники»[9], «Путь ниндзя»[10], «Эпоха смут»[11], а также фильм «Синоби»[12].

Манга и аниме – собственно японские виды рисованных историй и мультипликации. Современная манга зародилась в годы американской оккупации Японии (1945 - 1952 гг.) и развивалась в после оккупационные годы. Далее следуют одна за другой экранизации рисованных историй. Золотым веком развития манга и аниме считаются 80-е гг., но, на наш взгляд, он длится до сих пор, ведь с каждым годом увеличивается количество любителей данного вида искусства. Эти элементы представляют собой одну из важнейших составляющих японской массовой культуры. Япония, ее мораль, история, предстают в них в несколько упрощенном виде, что некоторые современные исследователи не характеризуют как положительную тенденцию[13], но надо понимать, что любая культура в своем первоначальном виде будет совершенно чуждой для представителей других народов, абсолютно непонятной, а потому не интересной. Поэтому определенные упрощения на первом этапе знакомства с культурой, на наш взгляд, допустимы.

К тому же, мы сегодня можем наблюдать успех этого вида культуры в мире: аниме и манга переводятся на разные языки, в Интернете создаются многочисленные сайты, в социальных сетях - группы любителей, в магазинах с появляются книги-манга и диски с аниме и компьютерными играми по их тематике, возникает собственно Animeshop, где кроме указанного продаются карты, значки, чашки с изображениями популярных героев, их фигурки, костюмы и многое другое, проводятся анимефестивали с косплеями; в Южной Корее начали рисовать свою манга, а по сюжетам японской стали снимать многочисленные фильмы и сериалы и не только Корея, но и Тайвань, а также США. Следует отметить, что в Америке кроме экранизации японских сюжетов имеет место также привлечение японского стиля при создании собственной кинопродукции: «Убить Билла», «Матрица» и др.[14]. Так, манга и аниме успешно завоевывают мир с целью, которую сформулировал президент японского фонда Огура Кадзуо: «Не изъятие какой-то специфической выгоды или интереса, а улучшение национального имиджа страны»[15].

В манга и аниме находят отражение практически все элементы японской культуры, в том числе и ниндзя.

Ниндзя, или синоби, действовали в Японии в средневековье и выполняли функции шпионов, диверсантов, агитаторов и представляли собой самостоятельные организации в пределах кланов, поселков и т.д. Особую популярность они приобрели в период Сэнгоку-дзидай («Эпоха воюющих княжеств», 1467-1573 гг.) и Момояма (1573-1614) – соответственно периоды раздробленности и объединения страны, после чего институт ниндзя претерпевает трансформации и собственно ниндзя исчезают с исторической арены, но до сих пор сохраняются в памяти народа, манга и аниме – тому доказательство.

По жанру сюжеты манга и аниме, где действующими лицами выступают шиноби, - это приключения, самурайский боевик, фэнтези или мистика, сёнен (для мальчиков) или этти (с намеком на эротику), реже сёдзё (для девочек). Их можно разделить на те, в которых ниндзя выступают главными персонажами и те, где у них второстепенные роли.

Также истории о ниндзя можно классифицировать по месту действия. Чаще всего это манга/аниме на историческую тематику и в этом случае местом и временем действия выступает Япония XVI - начала XVII вв. Так, в аниме «Эпоха смут» («Sengoku Basara», 2009) название говорит само за себя – здесь за основу взят период Сэнгоку-дзидай, когда за власть в стране боролись Ода Нобунага, Уэсуги Кенсин, Такэда Синген и др. Место действия «Манускрипта ниндзя» («Jubei Ninpucho», 1993 г.), снятого как и «Эпоха смут» в жанре тямбара (исторического самурайского боевика) - Япония начала XVII в., когда к власти пришла династия Токугава, но еще не были окончательно разбиты ее противники, желавшие передачи власти потомкам Тоётоми Хидейоси. Среди действующих лиц - ниндзя Кога, которые как явление исторически имели место.

В сюжете аниме «Василиск» 2005 г. и одноименной с ним манга 2003 - 2004 гг., по которой он был снят и которая, в свою очередь, была написана по мотивам романа Футари Ямада «Манускрипт ниндзя Кога» 1958 г., также используются некоторые реальные исторические факты периода Момояма. Действия происходят в 1614 г. после окончательного разгрома сил, оппозиционных Токугава, часто упоминаются события 1581 г., а именно Тэнсё Ига-но ран («Восстание в Ига»). Это история о ниндзя Ига и Кога, правда центральной в сюжете является вражда между представителями этих кланов, продолжавшаяся на протяжении столетий, которой в реальности не было.

Другим вариантом среды, в которой действуют сегодня ниндзя-герои аниме, является вымышленная реальность. Самый яркий пример – популярный среди представителей всех возрастных категорий «Наруто» (2002 - 2007) и «Наруто: ураганные хроники» (2007 - 2012). Публикация манга началась в 1999 г. и продолжается по сегодняшний день. Автор Кисимото Масаси рассказывает о мире, который представляет собой определенную альтернативу средневековой Японии с элементами современности. Имеет место разделение светской и военной власти (альтернатива император (тэнно) – сёгун). Существует пять сильнейших держав, в каждой из которых «военными силами» выступают ниндзя, живущие в так называемых «скрытых деревнях», по одной деревне в каждой стране. Во главе селения стоит избираемый советом каге (дословно «тень»), который фактически ведет свою независимую от государства политику, он ведает бюджетом деревни, источником которого выступает оплата заказчиками предоставляемых ниндзя услуг. К тому же все масштабные войны ведутся не между странами, а между ниндзя: они так и называются – Первая, Вторая, Третья войны синоби. Иерархия ниндзя соответствует исторической действительности: генин, тюнин, дзёнин.

Также персонажей-ниндзя авторы переносят в современный («Путь ниндзя») или альтернативный современному («Гинтама») мир.

Практически всех героев-ниндзя объединяет наличие необычных способностей. В «Гинтама» девушка-ниндзя впервые появляется, свисая с потолка вниз головой. Также под потолком «прятался» герой «Пути ниндзя», чем шокировал своих одноклассников. В аниме «Василиск» каждый из двадцати центральных персонажей использовал свою собственную технику: здесь были девушка-пиявка, бессмертный ниндзя, ниндзя, копировавший внешность других, толстяк, который мог просачиваться сквозь любые щели и др. Главные герои обладали додзюцу – особыми способностями глаз воздействовать на окружающую действительность, преимущественно на других людей. В «Наруто» для использования техник ниндзя необходима определенная энергия – чакра[16]. В зависимости от типа чакры синоби способен использовать в техниках одну или две из пяти основных стихий: воду, землю, ветер, огонь и молнию[17].

Такая особенность – сверхспособности – присущая популярному сегодня во всем мире жанру фэнтези, большое влияние на формирование которого оказал Джон Рональд Руэл Толкин. Можно ли сказать, что то, что некоторый аналог этого жанра наблюдается в массовой культуре Японии, является результатом влияния западной культуры? Скорее всего, это имеет место быть, но категорический ответ «да» был бы не совсем верным, ведь в западном фэнтези используются сюжеты народных сказок, мифов и легенд, японскую же культуру таковые сопровождали на протяжении всего ее существования. Поэтому, возможно, не японская культура испытала влияние западной, а западная оказалась на одной волне с японской.

Вопросы, поднимающиеся в манге и аниме о ниндзя также носят преимущественно сугубо японский характер.

Одна из центральных проблем, нашедшая отражение во множестве сюжетов – одиночество. Она имеет место в любом современном обществе, но в японском, где издавна очень важными были коллективизм, необходимость чувствовать себя частью какой-то общности, ощущается особенно остро. Одиночество имеет источником преимущественно восприятие себя отличным от других. Если в истории ниндзя принадлежали к определенному клану, находились на службе определенного хозяина, т.е. ассоциировали себя с определенной группой людей в современном им обществе, то в аниме освещаются моменты, когда человек чувствует себя одиноким даже внутри такой группы, причем в отношении ниндзя причиной этого всегда выступает определенный фантастический элемент. Так, героини «Манускрипт ниндзя» и «Василиск», имеющие одинаковые имена – Кагеро (т.к., видимо, прототипом обеих выступала героиня романа «Манускрипт ниндзя Кога»), обладают подобными же техниками – их тело несет в себе яд для мужчин, поэтому они обречены на одиночество. Главный герой сериала «Наруто» - парень, которого с детства сторонились все жители деревни, потому что в него еще во младенчестве запечатали страшного монстра – Девятихвостого лиса, и в глазах других людей Наруто был его олицетворением. Кагетора из «Пути ниндзя» пересек временной поток и оказался в нашем времени, где у него нет никого кроме Бени-химэ – девушки, которую он обязался защищать, отождествляя ее со своей хозяйкой из прошлого. На этой основе завязывается много сюжетных линий – отношений дружбы, любви: появляются те особенные люди или тот человек, который нарушает одиночество, завязываются «крепкие узы», от которых герои потом не могут отказаться. Так, Наруто верит, что может вернуть Саске, своего первого настоящего друга, хотя тот покинул родную деревню ради мести, повернул оружие против бывших друзей, приняв «темную» сторону.

В сюжетах манга находит свое отражение и такое явление как гири, которое можно определить как некую систему обязанностей человека перед другими – своей семьей, кланом, в котором он родился, перед Учителем, хозяином или покровителем, благодаря которому он получил все, что имеет, перед тем, кто спас ему жизнь. Проблема заключается в том, что эти обязанности иногда вступают в противоречие друг с другом или с собственными стремлениями героя. Перед Учиха Итачи («Наруто») предстал выбор между своей семьей и родной деревней, в которой его отец, будучи главой клана, собирался организовать военный переворот. Итачи выбрал деревню, исполнив приказ командования; он вырезал весь клан, оставив в живых только своего младшего брата Саске. Чтобы сохранить доброе имя клана Учиха, их намерения не были раскрыты общественности, и Итачи превратился в их глазах в предателя и преступника, а для своего любимого брата стал объект мести.

В сюжете «Василиска» кланы ниндзя Ига и Кога в течение четырех столетий воевали между собой. Боевые действия между ними прервал Токугава Иэясу, заставив подписать мирное соглашение. Со временем враждебные отношения хотели смягчить путем заключения брака между преемниками глав кланов – Оборо из Ига и Генноске из Кога. Но не судьба. В 1614 г., после окончания периода раздробленности и борьбы за власть, должность сёгуна окончательно закрепилась за династией Токугава, и для решения вопроса, кому из его потомков быть следующим сёгуном, Иэясу объявляет недействительным мирное соглашение между кланами Ига и Кога и устраивает соревнования: каждый клан представляет одного из претендентов на место сёгуна, выставив по десять сильнейших ниндзя, которые в смертельных схватках и должны решить, кто будет преемником. Длительная вражда дает о себе знать, завязываются кровавые сражения с использованием различных уловок. В конце концов, один на один остаются Оборо и Генноске, влюбленные, которые больше всего хотели мира между своими кланами, но они не могут оба остаться в живых и Оборо, не в состоянии убить своего любимого, пронзает катаной себе сердце, а за ней следует и Генноске, отметив перед этим, что победили Ига. Так, герои под влиянием чувств отступились от долга перед своими кланами, но даже не поставили под сомнение обязательства беспрекословного выполнения воли Токугава.

В кинофильме «Синоби» (2005) представлена ​​несколько иная интерпретация этого сюжета. Услуги ниндзя в условиях мира были уже не нужны, а со своими способностями они составляли определенную угрозу, поэтому главной целью, которую преследовал Токугава, устраивая это соревнование, было выманить сильнейших ниндзя кланов и стравить их между собой, а между тем нанести удар по их селениям и стереть их с лица земли. По этому сюжету Оборо осталась в живых и предстала перед Токугава с просьбой отозвать войска из Ига и Кога и подарить селениям мир. Он ей ответил, что ниндзя очень опасны, что даже глаза самой Оборо несут смерть (она могла убивать взглядом). Тогда девушка, недолго думая, выкалывает себе глаза. Токугава, пораженный таким поступком, отдает приказ отозвать армию из поселений синоби. Это – пример отображения другого аспекта японского характера – таких человеческих качеств, как самоотверженность и самопожертвования. В аниме довольно часто звучат фразы «я это сделаю, чего бы это мне ни стоило», «я защищу вас даже ценой своей жизни» и др. и герои действительно демонстрируют абсолютную готовность жертвовать своими интересами, здоровьем, жизнью ради достижения поставленной цели, выполнения своего долга (гири) и т.д.

Отдельно следует отметить отношение к поединку. Если в истории, как мы знаем, ниндзя использовали любые методы, предпочтение отдавалось «тихим» убийствам, то значительное количество сегодняшних мультипликационных героев-ниндзя в этом плане больше напоминает самураев, встречаясь со своим противником лицом к лицу.

Довольно часто в манга и аниме встречается тезис о жестокости мира и осознание этого героями ведет, как правило, к чувству обреченности, признания фатальности своей судьбы (Оборо и Генноске, Тензен из «Василиска», Учиха Обито из «Наруто») или попытки его изменить (Наруто и Нагато, там же, Маэда Кейдзи из «Эпохи смут»).

Кроме темы жестокости мира в сюжетах японской мультипликации используется и другой элемент, ставший довольно популярным в мире эпохи постмодерна – то, что можно назвать мессианством, которое проявляется как на глобальном, так и на локальном уровнях. На глобальном уровне это касается тех людей, которые поставили перед собой цель изменить мир, то есть когда на одного человека возлагают все надежды (Наруто) или когда этот человек сам берет на себя роль спасителя (Нагато и Маэда Кейдзи).

На локальном – это те, кто спасает отдельных людей (имеется в виду, в психологическом плане: спасение от одиночества или, так сказать, «наставление на путь истинный»). Так, Дзюбей спас от одиночества Кагеро в «Манускрипте ниндзя», Кагетора – Бени-химэ в «Пути ниндзя». В плане направления на путь добра классическим примером выступает Наруто, после встречи с которым много заядлых убийц и просто фатально настроенных людей коренным образом меняли свои взгляды на жизнь.

Отражение культуры Запада проявляется в привлечении американизмов. Наиболее заметно это в «историческом» аниме «Эпоха смут», где, прежде всего, привлекает внимание употребление легендарными самураями наряду с японским языком английского – фраз вроде «Let`s go, guys! »,«No problem!» и др. Увлечение мистикой вылилось в формировании образа Ода Нобунага, которого здесь называют демоном, популярность роботов – в преобразовании выдающегося самурая, одного из лучших военачальников Токугавы Иэясу, Хонда Тадакацу в огромного полукиборга с соответствующих размеров буром вместо катаны. В «Наруто» один из героев, желая мира во всём мире, реализует аналогичную атомной бомбе идею оружия массового уничтожения, которая выступала бы сдерживающим фактором при возникновении угрозы военного столкновения.

Как видим, при использовании образа ниндзя в современной массовой японской культуре, наряду с исторически сложившимися характеристиками самих синоби, добавляются признаки, присущие японцам вообще, элементы современного быта, рассматриваются такие характерные для японской культуры темы как одиночество, долг, верность, самоотверженность, «заимствованные» темы (мессианство), а также вопросы и проблемы современности, в частности жестокость мира, угроза ядерной войны и др.

То есть, можно сказать, что образ ниндзя на современном этапе является неотъемлемым элементом культуры Японии, несет в себе историческую информацию и выступает для представителей других культур, в том числе в качестве фактора, способствующего возникновению заинтересованности в культурном достоянии Страны Восходящего Солнца.

Перспективным является дальнейший анализ феномена ниндзя. Во-первых, целесообразно будет детально проанализировать эволюцию образа ниндзя в японской культуре. Во-вторых, расширить базу анализа другими сферами культуры, а именно обратить внимание на особенности отражения ниндзя в литературе, театре, изобразительном искусстве и др. как японского, так и иностранного происхождения.

 

Литература

 

1.                  Глобальные вызовы – японский ответ / Рук. Проэкта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2008. – 308 с.

2.                  История манги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_манги.

3.                  Момот В.В. Каваками Дзинъити и японская федерация ниндзюцу (JNF -Japan Ninjutsu Federation) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ninpo.org.ua/article/info/24.

4.                  Мошняга П. А. Особенности глобализации культуры в Японии (философский анализ): автореф. дис. на соискание ученой степени канд. философ. наук : спец. 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» / Мошняга Павел Александрович; – ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет». – М., 2009. – 18 с.

5.                  Начало «Золотого века» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anime.dvdspecial.ru/Articles/History/anihis3.shtml.

6.                  Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ, 2007.– 588 с.

7.                  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603, [5] с.

8.                  Япония, открытая миру / Рук. Проекта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2007. – 308 с.

 

Поступила в редакцию 26.03.2013 г.



[1] Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ, 2007.– 588 с.

[2] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603, [5] с.

[3] Япония, открытая миру / Рук. Проекта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2007. – C. 282-304.

[4] Глобальные вызовы – японский ответ / Рук. Проэкта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2008. – С. ​​59 – 76.

[5] Василиск / Basilisk: The Kouga Ninja Scrolls [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rs/series-rus/721-vasilisk-basilisk-the-kouga-ninja-scrolls.html

[6] Гинтама [ТВ-1] / Gintama [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rsb/series-russub/4350-gintama-tv-1-gintama.html

[7] Манускрипт ниндзя / Ninja Scroll [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rs/movie-rus/1273-manuskript-nindzya-ninja-scroll.html#

[8] Наруто / Naruto [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rsb/series-russub/4438-naruto-naruto.html

[9] Наруто: Ураганные хроники / Naruto: Shippuuden [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rsb/series-russub/4439-naruto-tv-2-naruto-shippuuden.html

[10] Манга Путь Ниндзя / Shinobi Life [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://readmanga.ru/shinobi_life

[11] Эпоха смут / Sengoku Basara / Devil Kings [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rs/series-rus/215-dyavolskie-koroli-sengoku-basara-devil-kings.html

[12] Шиноби / Shinobi [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.animespirit.ru/anime/rs/laction-rus/2067-shinobi-shinobi.html

[13] Глобальные вызовы – японский ответ / Рук. Проэкта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2008. – С. 69.

[14] Япония, открытая миру / Рук. Проекта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2007. – C. 278.

[15] Глобальные вызовы – японский ответ / Рук. Проэкта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО ХХІ, 2008. – С. 64.

[16] Следует отметить, что в реальности понятиt «чакра» используется в духовных практиках индуизма и представляет собой не энергию как таковую, а один из центров силы и сознания (всего насчитывается семь чакр), расположенных во внутренних (тонких) телах человека.

[17] Эти пять стихий фактически повторяют «Пять элементов-принципов тренировки ниндзюцу» (искусства ниндзя), лежащих в основе обучения в Японской Федерации ниндзюцу, только вместо молнии - Пустота и у них, конечно, не материальное, а нравственное значение:

·  Элемент Земля представляет твердость характера, который приобретается при помощи намерения, концентрации и усилия, вкладываемого каждым учеником в своё обучение.

·  Элемент Вода представляет приспособляемость ко всему и адаптацию к трудностям, появляющимся не только во время обучения, но и в повседневной жизни. Эта приспособляемость имеет источником доброжелательность в сердцах учеников.

·  Элемент Огонь представляет храбрость, рождённую мотивацией, решительностью и способностью самопожертвования, которой ученики вручают свои жизни, будучи воинами.

·  Элемент Ветер представляет гибкость в решениях. Эта текучесть проявляется тогда, когда используется терпение и служение на благо справедливости и близких людей, как проявления силы, которой ученики достигли в обучении.

·  Элемент Пустоты представляет пустоту намерений, а именно «Действие без намерения», из Пустоты появляется инстинктивная мощь, которая позволяет ученикам выносить оскорбления и даёт возможность выжить и победить все, что хотело бы нанести им вред. [Момот В.В. Каваками Дзинъити и японская федерация ниндзюцу (JNF -Japan Ninjutsu Federation) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ninpo.org.ua/article/info/24.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.