ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Творческая деятельность украинских звукорежиссеров на примере Киевского дома звукозаписи Национальной радиокомпании Украины 1960-1980 гг.

 

Creative activities of ukrainian sound engineer an example of Kiev home recording National radio company of Ukraine of 1960-1980

 

Дьяченко Владимир Валерьевич,

старший преподаватель Национальной академии руководящих кадров культуры и искусства, г. Киев, Украина.

 

История украинской звукорежиссуры и творческая деятельность отдельных ее представителей не до конца освещена в научной и периодической литературе, хотя влияние деятельности звукорежиссеров на современную культуру и искусство довольно высоко. Открытие в 1952 г. Киевского дома звукозаписи можно назвать своеобразным итогом развития украинской культуры и звуковых технологий в искусстве первой половины ХХ в. Это событие привело к официальному признанию профессии звукорежиссера в Украине. Об этом говорит факт присвоения категории «звукорежиссер» творческим единицам. Например, высшую категорию «звукорежиссер» присвоили таким звукорежиссерам, как: А.В. Белозеров, Л.А. Бильчинский, Ю.П. Винник, Л.С. Кауфман, Н.П. Ключник, В.Д. Литновский, Е.А. Нефедова, Г.П. Салов и др.

Ключевые слова: звук, звукорежиссура, звукорежиссер, дом звукозаписи, украинская звукозапись.

 

The history of Ukrainian sound directing and creative activities of its individual members do not fully covered in the scientific literature and periodicals, although the influence of engineers on modern culture and art rather high. Organization in 1952 of the Kiev’s house of recording can be called a kind of result of the development of Ukrainian culture and sound technology in art in the first half of the twentieth century. This event led to the official recognition of the profession of engineer in Ukraine. This is indicated by the fact of appropriation category «sound» was given to producers such as: A.V. Belozerov, L.A. Bil'chinskiy, Yu.P. Vinnik, L.S. Kaufman, N.P. Klyuchnik, V.D. Litnovskiy, E.A. Nefedova, G.P. Salov, etc.

Keywords: sound, sound engineer, sound engineer, house of recording, sound recording Ukrainian.

 

Создание такой производственной организации как Киевский дом звукозаписи Национальной радиокомпании Украины, со многими подразделениями и основным направлением деятельности по поддержке украинской музыки и культуры, говорит о значительном росте потребительского спроса на такой продукт и развитии украинской культуры, а также важность роли, которую играет творческий персонал данного объекта.

Дом звукозаписи был организован согласно приказу № 617 председателя комитета радиоинформации при Совете Министров СССР от 31 июня 1952 г. с целью производства и размножения звукозаписей музыкальных и литературно-драматических произведений в исполнении украинских артистов, музыкальных и театральных коллективов [5; 6]. Он был оснащен студийными магнитофонами для стереозаписи и монтажа фонограмм, микрофонным парком и приборами для обработки звука, имел в своём распоряжении специализированный автобус для выездных записей.

О технологических возможностях реформированного в 1965 г. Киевского дома звукозаписи говорит его структура подразделений и количество студий. А именно: большая концертная студия для записи всех видов академической музыки и коллективов; малая концертная студия, предназначенная для записи коллективов до 35 человек (эстрадно-симфонический оркестр, камерный хор и ансамбль); студия для записей литературно-драматических произведений, радиопостановок и отдельных солистов, а также несколько студий для записи эстрадной музыки, студии для производства радиопередач, технические помещения для прослушивания и монтажа фонограмм [4].

Об изначальной направленности дома звукозаписи в поддержку украинской культуры и музыки говорит также создание при производственном объекте художественных единиц, музыкальных коллективов, которые исполняют и записывают произведения украинских композиторов, народной музыки, произведения классической музыки. Это заслуженный академический симфонический оркестр НРКУ и оркестр народной и популярной музыки, созданные в 1929 г., Академический хор им. П. Майбороды – в 1933 г., Большой детский хор, основанный в 1980 г. (руководитель Т. Копылова), а также трио бандуристок [4]. Коллективами производились звукозаписи зарубежных композиторов: Й.С. Баха (1685-1750), Г.Ф. Генделя (1685-1795), Д. Перголези (1710-1736), В. Моцарта (1756-1791), Л. Бетховена (1770-1827), Дж. Верди (1813-1901), Й. Брамса (1833-1897), Ш.-К. Сен-Санса (1835-1921), Г.У. Форе (1845-1924), Л. Делиба (1836-1891), Д. Мура (1893-1969), Д. Раттера (1945-); русских композиторов: П. Чайковского (1840-1893), С. Рахманинова (1873-1943); советского композитора Д. Шостаковича (1906-1975); украинских композиторов: М. Березовского (1745-1777), Д. Бортнянского (1751-1825), Б. Лятошинского (1895-1968), Ж. Колодуба (1930-), Б. Фильца (1932-), В. Шаповаленко (1932-1996), Л. Дычко (1939-), Е. Станковича (1942-), Ю. Алжнева (1949-), В. Птушкина (1949-), В. Степурко (1951-), И. Щербакова (1955-), И. Кирилина, а также украинских народных песен в обработке К. Стеценко (1822-1922), Н. Лысенко (1842-1912), М. Леонтовича (1877-1921).

Архивные материалы, найденные в архивах Дома звукозаписи Национальной Радиокомпании Украины, говорят о разноплановости в жанровом и стилистическом отношениях художественных звукозаписей, которые требуют от звукорежиссера разных технологических решений. Так, например, в документе «Временное положение о порядке производства и приема художественных записей для радиовещания» от 15 октября 1953 г. была найдена классификация звукозаписей, которая делит их на художественные, музыкальные и литературно-драматические записи для радиовещания. Также звукозаписи по своему содержанию могут быть фондовыми, ограниченного или разового использования, трансляционные или документальные. Там же звукозаписи классифицируются так: художественная фондовая, концертная, фольклор, временные копии [1, с. 38].

По архивным материалам Национальной телерадиокомпании Украины в Киевском доме звукозаписи, начиная с 1952 г., работали многие звукорежиссеры. Среди них: А.В. Белозеров, С.Н. Бондаренко, Л.А. Быльчинский, Ю.П. Винник, Т.О. Винницкая, а также Л.И. Воробьёва, А.Н. Дугина, Е.А. Ефимчук, Л.С. Кауфман, Н.П. Ключник, Л.Н. Колодуб, В.К. Лещенко, В.Д. Литновский, А.А. Лукьянова, Л.Л. Марулина, А.П. Мокрицкий, Е.А. Нефедова, И.В. Прима, С.З. Розенштейн, Г.П. Салов, О.Н. Ступка, Н.А. Сичевская, А.Б. Толчанов, А.А. Фокин, Д.Б. Чешко, Ю.С. Щелковский, М. Дидковский и др. [2; 3; 7].

О высоком художественном уровне и ответственности работы звукорежиссера также говорит факт технологического и художественного контроля над проводимыми звукозаписями. Так, в Киевском доме звукозаписи, по приказу № 62 председателя комитета радиоинформации при Совете Министров УССР от 16 марта 1953 г., «для прослушивания производимых Киевским домом звукозаписи художественных произведений и для оценки их с художественной точки зрения качества исполнения и звучания», был организован художественный совет. Председателем совета был назначен директор дома звукозаписи П.А. Поляков [1, с. 8]. В состав совета входили народные артисты и заслуженные деятели искусств, а также ответственный редактор музыкального вещания, старший редактор музыкальных записей, редактор литературных записей, художественный руководитель литературного вещания, секретарь художественного совета. Председателю художественного совета предоставлялось право, в случае необходимости, приглашать к участию в заседаниях совета с правом совещательного голоса мастеров искусства, музыковедов и других специалистов в области искусства. В связи с прослушиванием звукозаписей, где необходим контроль художественного и технического качества фонограмм, в совет приглашались звукорежиссеры, которые производили звукозапись: главный звукорежиссер и руководитель отдела фондовых звукозаписей. Художественный совет давал оценку записям произведений, которые были записаны как для основного фонда, так и для ограниченного использования в радиовещании [1, с. 8].

В тех же целях была создана и «Должностная инструкция звукорежиссера», в которой указываются основные его функции и обязанности [1, с. 25]. Благодаря этим документам, можно установить основные правила, которые должен соблюдать звукорежиссер в процессе записи. Так, звукорежиссер отвечает за художественное и техническое качество записи, ассистенты и звукооператоры подчиняются звукорежиссеру и предоставляют настроенное оборудование за 15 минут до записи. Во время записи звукорежиссер должен быть обеспечен нотным материалом (что говорит о необходимости музыкального образования), проводит акустическую репетицию с музыкантами и выверяет окончательное качество звучания, после чего делает ряд дублей (три основных и несколько корректирующих), а в случае неготовности исполнителей к записи, составляется акт, и запись прекращается. После записи происходит окончательное прослушивание материала; монтаж звукорежиссер делает только сам, не поручая другим работникам. На художественный совет запись приносится вместе с нотным материалом, там же должен присутствовать и сам звукорежиссер. В данном случае здесь указаны лишь основные моменты, которые не затрагивают вопросов, связанных с особенностями рассаживания коллектива в помещении, расстановкой микрофонов, созданием музыкальных балансов и художественного монтажа, благодаря чему, включая интерпретацию звукорежиссера, и рождается музыкальное произведение. Такие условия работы обычно возникают при записи классической, народной музыки, когда исполнители – профессионалы своего дела, и звукорежиссеру остается лишь интерпретировать звуковой образ музыкального произведения в виртуальном звуковом пространстве фонокомпозиции. Совершенно по-другому использует звуковые технологии звукорежиссер, когда ему приходится искусственными способами создавать новые звучания или корректировать неудачное исполнение (или неудачную запись).

Для окончательной характеристики деятельности звукорежиссера в таком производственном объекте как Дом звукозаписи, попробуем проследить виды работ и жанровые разновидности записываемой музыки, ее национальную принадлежность на примере нескольких кратких характеристик некоторых ведущих звукорежиссеров Киевского дома звукозаписи и их работ. Ведь готовая фонограмма характеризует творческую (художественную) деятельность звукорежиссера как некую форму синтетического искусства, объектом которого есть интерпретированное им музыкальное произведение.

Белозёров Аркадий Владимирович. Направления – симфоническая и эстрадно-симфоническая, камерная музыка, оперные постановки, выездные записи. Первые записи: 1965 г. – Любовь Кнорозок, поет песни Виталия Кирейко на стихи Леси Украинки и Максима Рыльского. Последние записи 1999 г.: вокалисты Ирина Симоненко, Ольга Велка в сопровождении симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины под руководством дирижера В. Сиренко.

Среди звукозаписей, сделанных за 1966-1988 гг., были следующие:

·                    сонатная форма, Концерт солиста с оркестром, украинские авторы:

С. Мамонов,Концерт для фортепиано с оркестром, октябрь 1983 г.;

М. Скорик, Концерт для фортепиано с оркестром, октябрь 1983 г.;

Я. Лапинский, Концерт для баяна с симфоническим оркестром;

В. Гомоляка, Концерт для тромбона с симфоническим оркестром;

·                    концерты зарубежных авторов: Б. Барток, Концерт № 3 для фортепиано с симфоническим оркестром, исполняет лауреат международных конкурсов Муза Рубацките в сопровождении симфонического оркестра украинского телевидения и радиовещания;

·                    концерты российских авторов: А. Хачатурян, Концерт для скрипки с оркестром; П. Чайковский, Концерт для скрипки с оркестром (І часть);

·                    симфонии: А. Штогаренко, Симфония № 2; Ю. Ищенко, «Вьетнамская сюита»; В. Губаренко, «12-я ночь».

Быльчинский Леонид Антонович сделал на производстве около 7700 звукозаписей. Одна из самых ранних – запись, сделанная в 1956 г.: Борис Гмыря поет в сопровождении оркестра народных инструментов под управлением Николая Хиврича. Примеры нескольких его звукозаписей:

·                    Сонатная форма, симфонии: украинские авторы: С. Людкевич, кантата-симфония «Кавказ»; также симфония Б. Лятошинского; российские авторы: П.И. Чайковский, 6-я симфония (1996) в исполнении симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины. А также – симфонии Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, П.И. Чайковского, С. Рахманинова, С. Танеева, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

·                    Песня, украинские авторы: Н. Лысенко, «Заповит», на слова Т. Шевченко. Исполнители Игорь Бурко, Хор Платона Майбороды в сопровождении симфонического оркестра украинского радио, дирижер Виктория Жадько, декабрь 2003 г.

·                    Вокальная форма, оратория, российские авторы: Д.Д. Шостакович, оратория «Песнь о лесах».

Л. Быльчинский работал практически во всех жанрах. Например, камерных произведений русской и зарубежной классики, современных композиторов, в т. ч. и украинских советских. Среди них: романсы и песни в сопровождении ф-но, других инструментов и камерных ансамблей, камерных ансамблей всех видов, в т. ч. и редко встречающиеся составы, музыка для сольных инструментов с сопровождением и без, органная музыка Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, Б.М. Черногорского. Все виды работ – в пределах функций звукорежиссёра. Благодаря этим записям, многие из произведений, ряд исполнителей и коллективов, записывающихся впервые, получили всесоюзное признание, и даже первые премии. Много записей принято в золотой фонд Национальной Радиокомпании Украины и для производства грампластинок (Республиканский дом радиовещания и звукозаписи 15 января 1966 г.) [2].

Винницкая Татьяна Александровна много работала над произведениями крупной формы украинских авторов.

Сонатная форма, концерт солиста с оркестром, украинские авторы: В. Загорцев, «Камерный концерт № 1» и № 2; А. Эшпай, «Концерт для оркестра» в сопровождении государственного оркестра УССР (август 1985 г.); Г. Майборода, «Концерт для виолончели с оркестром».

Симфонии, украинские авторы:

С. Людкевич, «Прикарпатская симфония», сентябрь 1980 г.;

Е. Станкович, Симфония № 5 «Пасторали», февраль 1982 г.;

Е. Станкович, «Камерная симфония №2», сентябрь 1982 г.;

Г. Ляшенко, «Симфония № 3», А. Штогаренко «Симфония №5»,сентябрь 1983 г., в исполнении государственного оркестра УССР;

Б. Буевский, «Симфония № 5» Гос. Оркестр УССР, ноябрь 1983 г.;

В. Зубицкий, «Камерная симфония № 3».

Российские авторы также были в репертуаре звукозаписей Т.А. Винницкой:

В. Калинников, «Симфония № 1», в исполнении симфонического оркестра Укртелерадио, апрель 1984 г.; А. Глазунов «Симфония № 5», симфонический оркестр Укртелерадио, ноябрь 1985 г.; Д. Шостакович, «Симфония № 15», в исполнении симфонического оркестра Укртелерадио, ноябрь 1981 г.

Мокрицкий Андрей Павлович. Активно работает с хоровыми произведениями и произведениям крупной формы. Среди них следует назвать: О. Яковчук, «Симфония»; К. Стеценко, «Литургия» в исполнении хора «Фрески Киева», дирижер О. Бондаренко.

Прима Игорь Васильевич. Ряд работ И.В. Примы принят в фонд Художественным Советом. Например, записи произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя, В. Косенко и В. Степурко в исполнении хора укртелерадио.

Щелковский Юрий Станиславович, работал с записями самодеятельных коллективов, записями для студии «Укртелефильм» и фондовыми звукозаписями радио. Работал в трансляционных пунктах РДРЗ и в автозвукопередвижке «Шкода». Осваивал многоканальную технику, которая появилась на производстве с 1982 г. Также занимался реставрацией, стереофонизацией записей выдающихся исполнителей прошлых лет. Приведем несколько примеров звукозаписей Ю. Щелковского.

Малая форма: Алексей Клочков (скрипка): Я. Верещагин, «Мозаики»; П. Христосков – 12 каприсов.

Зарубежные авторы – концерты. Алексей Клочков (скрипка) и Аркадий Винокуров (скрипка) исполняют концерты А. Шнитке и В. Моцарта.

Таким образом, деятельность звукорежиссеров Киевского дома звукозаписи можно разделить в направлениях звукозаписи классической и эстрадной музыки, народной музыки в исполнении симфонических, эстрадно-симфонических, духовых оркестров и камерных коллективов, хоровых коллективов, музыкальных групп или ВИА, солистов в сопровождении или без него, смешанных составов, а также солистов и коллективов оперных театров, которые записывали арии и музыкальные фрагменты опер и театральных представлений. Кроме этого, они участвовали в создании радиопередач, представлений, постановок с музыкальным сопровождением или без него; производили звукозапись, создание, озвучивание тематических телепередач (музыкальных, информативных); работали с кинофильмами, осуществляли звукозапись музыки для кино различных жанров, озвучивание кинофильмов; проводили телетрансляции и выездные звукозаписи; производили звукозаписи в студиях Радиокомитета, театральных и концертных залах и других помещениях, как в городе Киеве, так и в других населенных пунктах Украины и СССР (СНГ); производили копии звукозаписей и обеспечивали ими организации радиовещания Украины и других республик согласно производственным планам.

 

Литература

 

1.                  Архив Дома звукозаписи НРКУ, ф. 4915, оп. 1,ед. хр. №6, 1953 г., 72 л.

2.                  Материалы и протоколы тарифно-квалификационной комиссии за 1966 год. – Архив Дома звукозаписи НРКУ, ф. 4915,д. 4-18, оп. 8-Л., ед. хр. 480 (180), 105 л.

3.                  Материалы и протоколы тарифно-квалификационной комиссии по тарификации художественно-производственного персонала, работников Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров УССР и Республиканского Дома радиовещания и звукозаписи 1961-1962 года. – Архив Дома звукозаписи НРКУ, ф. 4915, д. №4-18,оп. №8-Л, ед. хр. 327б., 73 л.

4.                  Национальная Радиокомпания Украины. «Будинок звукозапису НРКУ» [электронный ресурс]. – Режим доступу: URL: http://www.nrcu.gov.ua/ua/466/ (Дата обращения: 23.07.2013).

5.                  Положение о Киевском Доме звукозаписи Комитета радиоинформации при СМ СССР за 1952 год. – Архив Дома звукозаписи НРКУ, ф. 4915,оп. 1,ед. хр. 2. – на 4-х листах, с. 1.

6.                  Приказы председателя комитета по радиоинформации при СМ УССР, министра Главного управления культуры УССР за 1953 год. – Архив Дома звукозаписи НРКУ, ф. 4915, оп. ед. хр. 6, 72 л.

7.                  Протоколы заседаний тарифно-квалификационной комиссии Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров УССР за 1968 год. – Архив Дома звукозаписи НРКУ, ф. 4915, д. 4-18, 66 л.

 

Поступила в редакцию 30.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.