ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Тенденции современного общего музыкального образования детей в России и Китае (в аспекте сравнительной педагогики)

 

Су Цзюнь,

Чэндуский педагогический институт, Китай.

 

В статье анализируются современные подходы к oбщему музыкальному образованию в России и Китае. Методом сравнительного анализа выявляются общие тенденции и характерные особенности образовательных моделей указанных стран.

Ключевые слова: музыкальное образование, тенденции развития, воспитательная направленность, образовательные стандарты.

 

Модернизация современного образования в России сегодня усиливает значение воспитательных задач, свидетельством чему является ряд правительственных документов: «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», «Концепция художественного образования в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации», «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы», «Федеральная целевая программа «Культура России» (2012 - 2018 годы)». Из указанного перечня несложно сделать вывод: в настоящее время в России на государственном уровне утверждается особая роль искусства, и музыкального искусства, в частности, в развитии духовности страны.

В Китае воспитательная направленность музыкального образования существовала изначально, поскольку музыка с древних времён понималась китайцами в тесной связи с нравственными устоями мироздания [1]. В китайских легендах и преданиях есть достаточно много упоминаний о воспитательной роли музыки. Аналогичны утверждения древнекитайских философов Китая, например Сюнь-Цзы (ок. 315-236 гг. до н.э.), видевшего музыку основой гармонии как идеального устройства мира. Неслучайно в китайской пентатонике каждый звук лада уподобляется основным явлением и состояниям природы:

1 ступень – центр, земля, желтый, ветер;

2 ступень – запад, металл, белый, холод;

3 ступень – восток, дерево, зелёный, жара;

4 ступень – юг, огонь, красный, свет;

5 ступень – север, вода, черный, дождь.

Отсюда следует вывод – музыка способна установить гармонию человека и природы, личности и общества. Это, в частности, объясняет понимание первоочередности воспитательных задач в музыкальном образовании Китая:

– воспитание любви к своей стране, народу;

– совершенствование эстетических чувств учеников;

– воспитание в учениках интереса к музыке, развитие навыков игры и пения, чтения нот;

– воспитание в учениках национальной гордости на примерах китайского фольклора, а также расширение музыкального опыта путем знакомства с иностранными сочинениями (Чунь-Шинь Е).

Подобно Китаю Россия имеет глубокие корни понимания воспитательного начала музыкального искусства. Так, русские народные песни с детства подсознательно формировали у ребенка представления о вечных человеческих истинах – любви и доброте. Примером чего являются колыбельные, потешки, прибаутки и другие жанры песенного фольклора. Потому естественным явлением в России следует полагать актуализацию воспитательного потенциала искусства сегодня. Неслучайно авторы одной из программ по музыке, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, - Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина, перечень задач начинают именно с воспитательных задач:

– воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности [1; 3-4].

Как видно, в модели музыкального образования России воспитательные задачи решаются в единстве с обучающими и развивающими. В Китае наблюдается аналогичное явление. Так, «Уставом по музыкальному воспитанию в начальных и средних общеобразовательных школах-девятилетках» в КНР внимание общества привлечено к идее о необходимости эстетического развития детей, и в частности, развития творческих способностей детей.

Анализируя современные программы музыкального образования России, несложно заметить сочетание традиций и инноваций. Пересматриваются концептуальные подходы, модернизируются формы, методы, технологии организации музыкального образования, ориентированные сегодня на ученика [2]. В России данностью дня стали личностно-ориентированные, мультимедийные, деятельностно-практические технологии, что потребовало реализации компетентностного, дифференцированного подхода, вариативности музыкального образования.

В Китае аналогично современный этап является этапом реформирования музыкального образования. Инструктивные документы – «План преобразований и развития образования в XXI веке» (1999 г.) и «Основы музыкального воспитания как составная часть программы девятилетнего школьного образования» (2005 г.) определили основные вектора развития музыкального образования Китая сегодня, что, в частности, нашло отражение в «Программах обучения и стандартах» [6].

Сравнивая образовательные стандарты России и Китая, несложно выявить общее, поскольку обе страны видят результатами общего музыкального образования формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; музыкальных знаний; музыкальные умения и навыки творческой самореализации в различных видах музыкальной деятельности школьников.

Так, в ФГОС начального общего образования в России результатами освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» являются:

– сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

– использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации [3].

В Китае стандарты музыкального образования в качестве норм выдвигают: обретение вкуса и умения разбираться в музыке, способности собственного суждения о ней; обретение способности разбираться в различных стилях и направлениях музыкального искусства; осознание музыки как элемента общей и художественной культуры; обретение исполнительских и творческих навыков.

Общими тенденциями в музыкальном образовании России и Китая является также демократизация образовательного процесса. В России у учебных учреждений существует возможность выбора образовательной концепции, каждая из которых оснащена комплектом авторских программ, и в частности, по музыке. Более того, требованием сегодняшнего дня стала необходимость разработки учителем музыки собственной рабочей программы на основе одной из рекомендованных Министерством образования и науки РФ. В Китае наблюдается подобная ситуация. Как и в России, образование находится в ведении государства – государственной комиссии по образованию. В выработке руководств к учебным программам государственная комиссия по образованию КНР констатирует права провинций и муниципалитетов.

Помимо общих тенденций в развитии музыкального образования России и Китая существуют и единые трудности реформирования общего музыкального образования. В этой связи, интересно сравнить данные исследований педагогов О.В. Лукьяновой (Россия) и Ян Бохуа (Китай). Так, О.В. Лукьянова, выявляя проблемы современного этапа музыкального образования в России на примере Ярославской области, говорит:

– о необходимости взаимодействия учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства с педагогическим университетом и Институтом развития образования;

 – об отсутствии баланса темпов вхождения России в информационную цивилизацию и рыночную экономику и реальных региональных условий страны [4].

Ян Бохуа (Китай), анализируя современный этап музыкального образования в Китае, буквально вторит исследователю из России, выявляя:

– противоречие между уровнем развития науки, о чем свидетельствуют труды китайских ученых Джан Зуоджи, Дин Ган, Ин Айцин, Мю Пейан, Мю Ли, Лин Нензе,Лю Пей, Тао Ябин, Фэн Вэнцы, Ян Лимэй, и внедрением инноваций в практику общего музыкального образования;

– неравномерность реформирования общего музыкального образования по стране, зависимость от уровня экономического развития [5].

 

Литература

 

1.                  Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 кл./Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 2010.

2.                  Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 2012.

3.                  Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения). В 2 ч. – М., 2008.

4.                  Лукьянова Актуальные проблемы музыкального образования детей http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/13_8/.

5.                  Ян Бохуа Диссертация на соиск. уч. степени канд пед.наук «Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе современного Китая» http://www.dslib.net/teoria-vospitania/muzykalnoe-vospitanie-v-obweobrazovatelnyh-shkolah-sovremennogo-kitaja.html.

6.                  Сайт министерства просвещения Китая: http://www.moe.edu.cn/.

 

Поступила в редакцию 26.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.