ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности педагогической технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки

 

Самохина Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и инструментальной подготовки, докторант кафедры педагогики Института культуры и искусств Луганского национального университета им. Тараса Шевченко.

 

В статье раскрыто содержание педагогической технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки, являющей комплекс действий и правил, ориентированных на личностное и профессиональное самоосуществление обучающихся. В публикации сформулированы основные принципы, детерминирующие своеобразие разработанной педагогической технологии, определены её целевые ориентиры. Технологическое решение профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки осуществляется через призму разработанных содержательных блоков, а именно: когнитивного, практико-деятельностного, личностно-мотивационного, социально-ориентированного. Эффективность авторской технологии конкретизирована готовностью будущих специалистов к осознанному построению индивидуальной профессиональной траектории посредством творческого самоосуществления.

Ключевые слова: педагогическая технология, профессионально-творческая самореализация, учитель музыки, мотивация, личность, профессионализм, инновация.

 

Постановка проблемы

 

Современное состояние образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Потребность общества в творческом, компетентном специалисте актуализирует значимость технологий профессиональной самореализации личности. Интеграция подобных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза способствует конкурентоспособности будущих специалистов, активизирует такие значимые для их творческого осуществления процессы, как: самопроектирование, самообразование, самоменеджмент. Как отмечает В.Муляр, технологический аспект является одним из ведущих механизмов самореализации личности. Его рассмотрение предполагает «анализ социальной активности, творчества, жизнетворчества в качестве основных способов самореализации личности, а также культуры как универсального средства» (Муляр В. І., 1997).

 

Анализ последних исследований и публикаций. Значимость технологичности в осуществлении профессиональной самореализации будущих специалистов актуализирована в работах В. Зазыкина, И. Золотухиной, Р. Кричевского, В. Петрусинского, Н. Самоукиной, М. Ситниковой, С. Шмакова, А. Остапчук и др. Так, в исследованиях И. Золотухиной и В. Зазыкина обозначена значимость технологий самореализации в процессе индивидуально-личностного развития студентов. В работах В. Петрусинского, Н. Самоукиной, С. Шмакова представлены технологии формирования самооценки, жизненной позиции обучающихся, предложены методики активизации профессионального интереса будущих специалистов. Технологическое решение проблемы барьеров самореализации составляет содержание исследований Л. Коростылевой и А. Остапчук.

 

Целью данной статьи является рассмотрение авторской педагогической технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки.

 

Обсуждение

 

Результативность любого процесса обусловлена его технологичностью. В широком смысле технологию понимают как совокупность знаний о средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Независимо от научного контекста или отрасли производства, технологии способствуют развитию, расширяют возможности, улучшают качество жизни человека. Проекцией технологии в педагогике является педагогическая технология – планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В современной науке существует много определений понятия «педагогическая технология». Так, М. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (Кларин М.В., 1989). В. Беспалько определяет педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебного процесса (Беспалько В.П., 1989). Исследуя сущность педагогической технологии, Д. Цветков трактует данный феномен как обоснованное предвидение эффективности педагогического процесса, осуществляемого в соответствии с разработанной целью, мотивацией, условиями и оценкой его результатов (Кондрашова Л.В., 2007). В рамках данной работы педагогическую технологию будем понимать как содержательную технику достижения планируемых результатов обучения. Содержание педагогической технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки определяет комплекс действий и правил, ориентированных на личностное и профессиональное самоосуществление будущих педагогов-музыкантов.

В процессе разработки технологии профессионально-творческой самореализации будущих педагогов-музыкантов мы руководствовались следующими убеждениями:

·                    успешная профессионально-творческая самореализация будущих педагогов-музыкантов осуществляется в синтезе трёх компонентов образовательно-воспитательного процесса: обучения, развития, воспитания;

·                     разрабатываемая нами педагогическая технология ориентирована на личность обучающегося, реализующего себя в разнообразных видах аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной деятельности;

·                     содержание педагогической технологии профессионально-творческой самореализации будущих педагогов-музыкантов корректируется принципами музыкально-педагогической деятельности будущих специалистов;

·                     результативность профессионально-творческой самореализации будущих педагогов-музыкантов определяется творчески ориентированной деятельностью обучающихся.

Авторская педагогическая технология проецируется на все виды профессиональной деятельности будущего учителя музыки, а именно: преподавательскую, научно-методическую, социально-педагогическую, воспитательную, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую, управленческую. Смысловой доминантой технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки является креативное осуществление разработанных нами содержательных блоков: когнитивного, практико-деятельностного, личностно-мотивационного, социально-ориентированного.

Технологическое решение когнитивного блока конкретизируется авторской технологией «управляемого знания», координирующей процесс получения, удержания, реализации знаний, обретаемых студентами в вузе. Разработанная технология являет собой оригинальный способ структурирования знаний в альтернативной записи. Данная технология в наибольшей степени приближает форму записи учебного материала к естественной работе мозга по восприятию и передаче информации. Зафиксированная на бумаге информация позволяет с первого взгляда видеть картину целиком и устанавливать мысленные связи, помогающие воспринимать и запоминать материал. Значимость разработанной технологии определяется следующими её возможностями: междисциплинарное взаимодействие; системность полученных знаний; ментальная свобода будущих специалистов; многоаспектное постижение новой информации; концентрация внимания на значимой информации; экономия времени в процессе обработки информации; активизация творческого потенциала будущих учителей музыки.

Разработанная технология представляет собой оформленную на бумажном либо электронном носителе сеть понятий и идей, расположенных вокруг изображенной в центре главной мысли (цели) и определенным образом связанных между собой логических этапов ее достижения. Технологию «управляемого знания» характеризуют следующие особенности: визуализация ритма, структуры и образности излагаемой информации; активное применение цвета; графическое представление информации; использование многомерных объектов, нелинейное размещение объектов на пространстве листа бумаги. Авторская технология предполагает процессуальное, поэтапное осуществление. На начальном этапе формулируется познавательная цель, осуществляется поиск информации, формируются основные понятия и устанавливается связь между ними, структурируются знания, кодируется и обобщается информация. В контексте разработанной технологии данный процесс мы определили как процесс формирования «знаниевого винчестера». Функционирование «знаниевого винчестера» корректируется законами содержания, оформления и структурирования информации.

Возможности применения данной технологии в процессе обучения будущих педагогов-музыкантов достаточно широки, а именно: изучение нового материала; повторение; обобщение и анализ информации; контроль и коррекция усвоения знаний; групповая и индивидуальная учебно-профессиональная деятельность (музыкально-исполнительская, музыкально-педагогическая). Следует отметить, что разработанная технология достаточно эффективна в процессе восприятия и понимания музыки. Её значимость акцентирована интонационно-образной природой музыкального искусства. Визуализация музыки стимулирует творческое воображение и музыкально-образные ассоциации будущих специалистов, способствует увеличению объема запоминаемой музыкальной информации, активирует процесс использования в практике будущих специалистов знаний смежных видов искусства. В связи с тем, что технология «управляемого знания» способствует трансформации образовательного процесса будущих специалистов в личностно-значимый, целевая установка преподавателя с предметом к студенту меняется на установку преподавателя со студентом к предмету. Учитель-информатор уступает место учителю-фасилитатору; активизируется процесс самостоятельного овладения знаниями, стабилизируется самооценка обучающихся, возрастает мотивация к учебной, а в дальнейшем – к профессиональной деятельности.

Поиск и овладение знаниями – достаточно важный этап на пути становления и развития педагога-музыканта. Полученная и ассимилированная студентами информация преобразовывается в умения, практическая реализация которых определяет содержание практико-деятельностного блока. Технологическим решением данного блока является разработанная нами технология «Креативно развивающей практической деятельности», мотивирующая будущих специалистов к творческой практической реализации и активизирующая их интерес к профессии в целом. Содержание авторской технологии определяется следующими положениями:

·                     актуализация самостоятельной деятельности студентов;

·                     этапность творческого самоосуществления будущих специалистов;

·                     субъект-субъектные отношения как взаимно-развивающее и преобразующее творчество.

Реализация данной технологии осуществлялась посредством методов музыкально-рефлексивных диалогов, музыкальных вербализаций, алгоритмизированной самостоятельной работы обучающихся, авторского проекта для преподавателей и студентов «Последняя лекция». Использование отмеченных методов активизирует профессиональное мышление студентов, способствует развитию творческого потенциала, инициирует будущих специалистов к свободному творческому самоосуществлению. Чувствуя себя автономными, будущие специалисты центрируются на творчестве. В результате – значительно возрастает мотивация к обучению, приобретаемой профессии, осознанной профессиональной самореализации.

Исследовав различные аспекты практической деятельности будущих педагогов-музыкантов, нами была выявлена следующая закономерность: деятельность будущего учителя музыки центрируется на личности и способствует её самореализации. Данное утверждение актуализирует значимость разработанного нами личностно-мотивационного блока, реализуемого посредством авторской методики «Мастерская творческой личности». Разработанная методика являет собой совокупность педагогических приёмов и техник, ориентированных на решение следующих задач:

·                    активизация процессов самоисследования, самопознания, самосовершенствования обучающихся;

·                    решение проблемы аутентичности, как желаемый результат личностного роста;

·                    совершенствование навыков профессионально-творческой эффективности.

Антропологическая направленность разработанной методики актуализирует значимость рефлексивной работы студентов, а именно: рефлексии собственной образовательно-воспитательной деятельности, её результатов, а также личностных достижений. Механизм осуществления данной методики конкретизируется следующими авторскими проектами: портфолио «Моя самореализация»; психолого-педагогический семинар-тренинг «Путь к себе»; имитационно-ролевая игра «Педагогический пьедестал». Разнообразные по содержанию авторские проекты способствуют повышению уровня самосознания личностного и профессионального «Я» студента, активизируют коммуникативную компетентность, инициируют личную эффективность будущего специалиста.

Несмотря на то, что основы профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки закладываются в вузе, её осуществление невозможно вне социума. Значимость данного утверждения конкретизируется функционированием разработанного нами социально-ориентированного блока. Его содержанием являются различные формы музыкально-просветительской деятельности будущих педагогов-музыкантов, активизирующие их «самость» и инициирующие личностный потенциал обучающихся. Коллективная концертная деятельность, сольное музыкальное исполнительство, музыкальное просветительство – разновидности самоосуществления будущих педагогов-музыкантов за пределами вуза, актуализирующие глубинный сущностный смысл их профессионально-творческой самореализации.

В целях активизации социально-ориентированной музыкально-просветительской деятельности будущих учителей музыки, нами был разработан социально-ориентированный учебный проект «Авторская студия», инициирующий творческое самопроявление и самовыражение студентов. Организованная «Авторская студия» являет собой творческое объединение студентов и преподавателей, ориентированных на эффективное решение профессиональных задач посредством музыкального творчества. Результатом функционирования студии является создание авторских студенческих музыкально-творческих программ, реализуемых в различных социальных институтах. Ценность данного проекта, в контексте разрабатываемой педагогической технологии, определяется следующими положениями:

·                    «Авторская студия» активизирует процесс сотворчества педагогов и обучающихся в поиске инноваций;

·                    основным направлением работы студии, как учебного объединения, является реализация творческого потенциала студентов, что способствует развитию их профессиональных компетенций;

·                    базовыми принципами работы «Авторской студии» являются принципы ценности индивидуального творчества и уникальности каждой личности.

 Работа студии конкретизируется двумя взаимодополняющими направлениями: регламентируемая музыкально-творческая деятельность студентов (разработка тематических концертов, музыкально-просветительских лекториев на заданную тему, редактирование творческой странички в студенческой газете и т.д.); свободная музыкально-творческая деятельность студентов (авторские концерты, эксклюзивные музыкально-театральных шоу, интерактивные музыкально-педагогические презентации и т.д.). Следует отметить, что оба направления работы «Авторской студии» являются успешными и продуктивными, поскольку повышают интерес к профессии, расширяют творческий потенциал студентов, побуждают обучающихся выходить за рамки традиционного восприятия материала на уровне «услышал-запомнил». Реализуя цели и задачи студии, студенты не только углубляют профессиональные знания, но и овладевают творческими умениями, активизируют способности к саморазвитию, поиску, самосовершенствованию. В результате – возрастает мотивация к профессиональной деятельности, активизируется профессионально-творческое «Я» обучающихся.

 

Выводы

 

Проанализировав содержательный контекст авторской технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки, мы пришли к следующим заключениям. Технологическое осуществление разработанных содержательных блоков способствует успешной учебной, практической и творческой деятельности будущих учителей музыки. Ценность разработанной технологии определяется её возможностями трансформации традиционного процесса обучения в личностно-значимый, мотивирующий всех участников образовательно-воспитательного процесса к творческому самоосуществлению. Готовность будущих педагогов-музыкантов к осознанному построению индивидуальной профессиональной траектории посредством личностной и профессиональной самореализации – показатель эффективности технологии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки. В последующих исследованиях целесообразно рассмотреть особенности внедрения разработанной педагогической технологии в учебно-воспитательный процесс вуза.

 

Литература

 

1.                  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989. – 182 с.

2.                  Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

3.                  Кондрашова Л.В. Процесс обучения в высшей школе: учеб. пособие / Л. В. Кондрашова. – Кривой Рог: КГПУ, 2007. – 318 с.

4.                  Муляр В. І. Самореалізація особистості як соціальна проблема (філософсько-культурологічний аналіз) / В. І. Муляр. – Житомир: ЖІТІ, 1997. – 214 с.

 

Поступила в редакцию 14.10.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.