ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Социальная норма как форма правового регулирования


Сайфулина Юлия Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Черновицкого факультета «Национального университета «Одесская юридическая академия».

 

Статья посвящена раскрытию структуры социальных норм не только как системы регулирования, но и как системы социальной ориентации, системы, которую каждая личность получает от рождения в готовом виде и/или приспосабливается к ней, или стремится частично или полностью изменить.

Ключевые слова: право, правовая норма, нормативная система, общественный строй, общественные отношения, социальная норма, социально-нормативное регулирование, каноническое право, корпоративные нормы.

 

The article deals with investigation of social norms structure not only as the regulation system, but also as the system of social orientation, system, which every person receives ready-made since birth and/or adapts to it, or seeks to change it partly or fully.

Keywords: law, legal norm, normative system, social system, social relations, social norm, social and normative regulation, canonic law, corporative norms.

 

В современной литературе по общей теории и философии права подчеркивается, что наряду с правом в обществе существует много других норм, правил поведения, которые взаимодействуют с правом, а иногда противоречат ему. Эти нормы делятся на виды, каждый из которых имеет присущие ему качества и образует систему. Все виды социальных норм данного общества нередко называются нормативной системой, соответствующей данному общественному строю. К системе социальных норм современного общества относят: право, мораль (нравственность), обычаи, правила, религиозные нормы, уставные (корпоративные) нормы и т.д. Различия между ними проводятся по способам установки и формами выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и на общественные отношения, по средствам охраны этих норм от нарушений.

Концептуальные вопросы сущности, структуры и функций социальных норм как формы правового регулирования исследовались в трудах известных отечественных и зарубежных ученых, в частности: С. Алексеева, В. Бабкина, Ж.-Л.Бержеля, Р. Давида, К. Жоффре-Спинозе, В. Журавского, А. Зайчука, А. Зайца, Ж. Карбонье, Д. Керимова, X. Кетц, М. Козюбры, А. Колодий, В. Копейчикова, А. Копыленко, Л. Луць, М. Матузова, М. Марченко, Н. Онищенко, В. Опрышко, В. Погорилка, С. Поленина, А. Саидова, В. Селиванова, А. Скакун, С. Сливки, Ю. Тихомирова, К. Цвайгерта, Ю. Шемшученко, Л. Алексеев т.п.

Цель данной статьи заключается в исследовании социальных норм как важной части духовного мира, конструкции образа жизни общества, позволяет каждому члену общества найти единомышленников, определить отношение к другим людям и коллективов, к миру в целом.

 

Основной целью всех социальных норм нередко считалось регулирования общественных отношений по образцу правового регулирования; соответственно, логико-теоретическая структура правовых норм распространялась вообще на все социальные нормы, а их общей целью считалось выражение интересов какой-либо социальной группы и приписывание соответствующего поведения под угрозой любой каких-либо санкций (религиозных, корпоративных, общественных и т.д.). Однако регулирование - это не единственная функция социальных норм, отличных от права. Они являются составной частью оценочного мышления, с помощью которого люди и коллективы самоопределяющихся в обществе, ориентируются в конкретных исторических условиях и адаптируются к ним, или, наоборот, стремятся изменить их, прогнозируют поведение окружающих лиц и свое собственное поведение.

Продолжая традицию Н.Н. Коркунова и Г.Ф. Шершеневича многие авторы подчеркивают разницу между нормами техническими и нормами социальными (этическими нормами, правилами общежития) [1]. Такое разделение иногда дает основание для ненужных дискуссий, поскольку ряд технических норм (например, правила техники безопасности труда, безопасности движения транспорта, санитарные, ветеринарные нормы) имеют социальный характер, а некоторые социальные нормы (нормы рентабельности, языковые нормы, нормы питания и т.д.) близки к техническим.

Основной целью всех социальных норм нередко считалось регулирования общественных отношений по образцу правового регулирования; соответственно, логико-теоретическая структура правовых норм распространялась вообще на все социальные нормы, а их общей целью считалось выражение интересов какой-либо социальной группы и приписывание соответствующего поведения под угрозой любой каких-либо санкций (религиозных, корпоративных, общественных и т.д.). Однако регулирование - это не единственная функция социальных норм, отличных от права. Они являются составной частью оценочного мышления, с помощью которого люди и коллективы самоопределяющихся в обществе, ориентируются в конкретных исторических условиях и адаптируются к ним, или, наоборот, стремятся изменить их, прогнозируют поведение окружающих лиц и свое собственное поведение.

В целом система социальных норм – это не (только) система регулирования, а (более того) система социальной ориентации, система, которую каждая личность получает от рождения в готовом виде и либо приспосабливается к ней, стремится частично или полностью изменить.

Влияние на сознание и поведение людей, на отношения между ними социальные нормы осуществляют в системе оценочного мышления. Любая норма при логическом преобразовании становится оценкой: хорошо – плохо; обычно – необычно; оценивается (положительно или отрицательно) или признается равнодушной (никак оценивается). Оценка определяет выбор: хорошо – нужно; плохо – не требуется; безразлично – без оценки.

Обязательное содержание каждой нормы – предполагаемая или действительная оценка ее нарушения или соблюдения другими людьми (или Богом, богами, сверхъестественными существами). Все социальные нормы – это нормы взаимодействия; Робинзон поэтому и остался человеком, мысленно проектировал свои поступки, поведение, образ жизни на обычное, известное жизни современной ему Англии.

В каждом обществе право – это основа и стержень общественного порядка. Но и все другие социальные нормы – такая же часть образа жизни, бытия и сознания общества, как и право. Так же, как право, многие из них институционализируются, воплощаются в устойчивые общественные отношения и учреждения.

В отличие от права, системы других социальных норм нередко содержат антагонистические противоречия. Внутри нормативных систем религиозного сознания и их воплощение не редкость резкие столкновения, которые доходят до религиозных войн. В системе уставных, корпоративных норм существуют не только нормы официальных, правительственных партий, но и нормы тайных союзов, заговорщических легальных и нелегальных организаций, имеющих целью свержение данного строя. Мораль феодального дворянства не тождественна морали крепостного крестьянина, а последняя – морали свободных мещан.

Система социальных норм каждого общества мистися унаследованные от предыдущих поколений оценки «добра» и «зла», выраженные в виде норм, институтов духовные и социальные идеалы сословий, классов и других групп, из которых состоит данное общество. Социальные нормы являются столь же разнообразными, насколько разнообразны повторяющиеся ситуации и отношения, складывающиеся в сословном или классовом обществе и получают обобщенные (нормативные) оценки в сознании различных общественных групп.

Социальные нормы – это стабильные обобщенные оценки повторяющихся в данном обществе ситуаций, отношений, действий людей (и последствий этих действий), оценки, способные влиять на поведение людей и общественные отношения. Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органично входят в его духовную жизнь и через институты (организации, союзы, объединения, устойчивые обычаи) органично врастают в общественные отношения. Такая система является динамической. В стабильном обществе система социальных норм в целом поддерживает общественный порядок («замирена среда»), создает условия для воспроизводства существующих отношений и ненасильственного разрешения социальных конфликтов. Эта стабильность может даже перерасти в застой, искусственное сдерживание развития, когда принято или традиции предпочитается перед новым и прогрессивным, а каждое нововведение подавляется всей силой авторитета общества и (или) государства. Но в сфере тех же социальных норм происходят процессы и явления, приводящие к острым противоречий и конфликтов, к возникновению массовых движений, религиозным или гражданских войн, к распаду общества и его перестройки на новых социокультурных основаниях [2, с. 194].

Все социальные изменения и сдвиги начинались или вмешательства внешних для данного общества сил, или по изменению общественного сознания, идеалов, оценок, социальных норм. В критические эпохи право становилось орудием или революции, или реформ, или реакции. Роль других социальных норм в такие эпохи была столь же разнообразной, насколько разнообразны и сами социальные нормы. Определяющее влияние на право осуществляло правосознание различных классов. На основе уставных норм создавались революционные реакционные, умеренные, радикальные организации. Такая же классификация касается и организаций верующих, исповедующих ту или иную религию. Наряду с миротворческой моралью состояли экстремистские течения, которые призывали во имя справедливости изменить весь общественный строй.

Социальные нормы многообразны по содержанию и видам. Это разнообразие сложилась исторически. Переход общества к сложной по ее противоречивостью нормативной системы происходил в процессе развития обмена и производства, разделения труда, завоеваний, возникновение «данництва» и порабощения. Когда появились категории «мое», «твое», «чужое», «имею право требовать», «обязан выполнять», одна и та же действие или отношение по-разному оценивались с позиций права, обычая, морали. Именно это многообразие оценок отражало нарастающие конфликты, споры, столкновение: «это поле испокон веков принадлежало нашему роду» (обычай), «именно это поле выкупили мы у вашего рода за стадо коров» (право), «несправедливо, что эта небольшая семья обладает этим полем, в то время как мое многочисленное семейство вынуждено кормиться с крошечного земельного надела «(мораль),» боги велят: не посягают на чужое «,» бог велел делиться «(религия) - противоположные оценки одних и тех же отношений обосновывались ссылками на обычаи, право, нравственность, нормы религии. Распад первоначальной коллективности, возникновение и развитие индивидуализма, основанного на противопоставлении личности обществу и другим личностям, породили разные оценки одних и тех же действий, явлений, отношений, конфликтов и таким образом приводили к усложнению системы социально-нормативного регулирования. На разных этапах истории право по-разному соотносилось с различными видами социальных норм [3, с. 43-44].

Наибольшую роль в возникновении и развитии права играла религия. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), совершения обрядов, соблюдение данной религии. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). Много обычаев и запретов, которые получали санкцию государства, имели религиозный характер. Именно право претендовало на религиозный авторитет, представлялось (в сохранившихся письменных источниках) как выражение воли богов. В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы имели юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран («арабский судебник») и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат) [4, с. 237].

По мнению историков, каноническое право и корпоративные нормы католической церкви сыграли важную роль в создании и развитии правовых систем Западной и Центральной Европы [5]. Религиозные и корпоративные нормы протестантских сект Западной Европы и США стали прообразом ряда норм буржуазного права гражданского общества [6].

Религия сделала сильное влияние не только на право, но и на другие социальные нормы. В форме «заповедей» в Новом завете выражен ряд моральных предписаний: запрет убийства, кражи, сутяжничества, вражды, мести, войны, зависти и т.д.. В Библии содержится Золотое правило: «[НЕ] делай другим то, чего [НЕ] хочешь, чтобы делали тебе». Почти все религии призывают к сотрудничеству, взаимопомощи единоверцев, в прощении обид, к милосердию и компромиссов.

Однако религии отчуждено относятся к лицам другой веры и, особенно, к ересей и расколов. Истории известны целые эпохи истребительных религиозных войн и гонений.
Неприязнь и вражда различных верований особенно острые там, где государство поддерживает одну религию против других, наделяет привилегиями господствующую церковь и преследует другие верования. Из средств «замирения среды» религии в таких условиях превращаются в орудие сплочения и войны одних верующих против других. Многовековой опыт человечества показал, что каким бы ни было вмешательства церкви в дела государства, а государства - в дела церкви является чрезвычайно опасным для общества, особенно в странах, где значительные части населения по-разному верят в Бога или верят в разных богов. Этим обусловлен воплощенный в конституциях ряда стран принцип «светского государства». Тем самым обусловлено конституционное закрепление свободы совести - права свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Отсюда же - конституционное провозглашение прав и равенства религиозных объединений. Уголовным законодательством многих стран установлены суровые наказания за разжигание религиозной вражды, за оскорбления, за использование религиозных норм и форм для прикрытия противозаконной деятельности.

Значительную роль в жизни общества играли и играют корпоративные нормы, определяющие формы организации людей, объединились для достижения какой-то цели, а также нормы, содержащиеся в решениях этих организаций. Их называют также «уставными нормами», «нормами организаций, основанных на добровольном членстве», «нормами общественных организаций» и другие.

Корпоративным нормам присущ ряд качеств, присущих праву (письменное выражение, формальная определенность, трехчленная структура, реализация через соответствующий порядок и корпоративную дисциплину членов организации, авторитетность норм для тех, к кому они адресованы, и т.д.).

Корпоративные нормы не раз в истории выполняли функции права [7]. Они были близки по природе к нормам публичного права в процессе образования государств, а также в буржуазных городах-государствах и коммунах Средних веков. К праву близкие церковные уставы, некоторые уставы рыцарских и монашеских орденов Средневековья, уставы средневековых цехов и гильдий и т.п.

Отличие корпоративных норм от правовых заключается в том, что они, как считается, являются обязательными только для членов соответствующей организации, которые, как нередко предполагается, находятся в организации добровольно и могут свободно из нее выйти. Однако, на практике в названных выше и ряде других случаев корпорации распространяли свою власть на лиц, не являющихся членами организации, а последние далеко не всегда могли отказаться от членства в корпорации.

В наши дни ряд корпоративных норм сталкивается с правом в тех случаях, когда решение негосударственных организаций или объединений могут порождать юридические последствия (гражданско-правовые и процессуальные акты юридических лиц, решения партий о выдвижении кандидатов в депутаты, решение собраний верующих о создании религиозных организаций и т.д.). При правовой оценке таких решений исследуется их соответствие нормам уставов (был кворум, или уполномоченное правления или руководитель решать такие вопросы и т.п.).

Кроме организаций, действующих на основе права, в каждом обществе и государстве, безусловно, существуют организации, нормы, решения и деятельность которых вредные и опасные для членов общества, общественного и государственного строя (экстремистские партии и группы, организованная преступность, изуверские секты, о соединение наркоманов и т.д.). Такие организации признаются противозаконными и с ними ведется борьба на основе права.

Проблема соотношения права и корпоративных норм не раз возникала в политико-правовой идеологии ХХ в. Уже в первое десятилетие века «школа свободного права» в континентальной Западной Европе доказывала юридическое значение ряда положений уставных норм, обязательность их учета при вынесении судебных решений. В обобщенном виде это положение сформулировал Е. Эрлих, который разработал теорию «права союзов» как «первого слоя права». Еще дальше в теоретическом отношении пошел Леон Дюги, который определил перспективу постепенной замены права «конвенциональными нормами» - договорам синдикатов (профессиональных объединений) о взаимных уступках, права и обязанности. По мнению Дюги, это должно привести к превращению государства из «господина над обществом» в систему публичных служб, охраняющих порядок и обслуживающих потребности гражданского общества в процессе его социализации.

Идея синдикалистской (корпоративной) государства не получила распространения из-за компрометации ее тоталитарными режимами, а также из-за сложности сочетания профессионального представительства с традиционными институтами представительной демократии в единой системе органов государства. Практика государственно-правового осуществления социального партнерства идет другим путем: достаточно известно, что в настоящее время в ряде промышленно развитых стран содержание многих норм, регулирующих трудовые и социальные отношения (максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная оплата труда, размер и характер социальных гарантий работника и т.п.), определяется соглашениями между профсоюзами наемных работников и организациями предпринимателей, а государство лишь придает этим нормам юридического характера, обеспечивая их соблюдение и исполнение соответствующей системой гарантий и выступая в необходимых случаях в качестве арбитра при разрешении споров, возникающих, как гарант социального партнерства [8, с. 99].

Право зависит от других социально-нормативных регуляторов и родственное с ними ряд правовых норм не может осуществляться без учета оценок и критериев, определенных другими социальными нормами и наоборот, некоторые социальные нормы неэффективны, почти бессильны без правовой поддержки и оформления. Но право и другие социальные нормы - не единственный регулятор общественной жизни и деятельности. Как отмечено, наряду с правом и нередко вопреки ему в истории существовали и действовали ненормативные формы и средства воздействия на жизнь общества: приказы верховной власти по вопросам, не урегулированным правом, административные приказы (законные и незаконные) должностных лиц, распоряжение помещиков, адресованные их крепостным , другие решения по конкретным вопросам лиц, наделенных властью [9, с. 109].

Признак любой социальной нормы – стабильность, поскольку норма рассчитана на многократное применение и не может быть исчерпана выполнением. Наряду с нормами почти всех видов (кроме обычаев) существуют похожие на них по форме конкретные (те, которые могут быть исчерпаны исполнением) приказы, призывы, обращения, иногда совершают существенное влияние на массовое сознание и на общественные отношения. Такими, например, являются мятежные и успокаивающие призывы и лозунги реакционных или революционных лидеров, призывы вождей экстремистских партий, главарей толпы, демагогов, харизматических служителей религиозных культов, обращение средств массовой информации, которые целенаправленно и настойчиво, свободно или по заданию тех, кто ведет агитацию и пропаганду «за» или «против» любой деятельности, организации или конкретного человека. Такие призывы могут серьезно влиять на правовое и нравственное сознание общества, тесно связанное с правом.

Выводы. Подытоживая изложенное, можно констатировать, что социальные нормы – это важная часть духовного мира, конструкция способа жизни общества. Многообразие (и противоречивость) этих норм дает возможность каждому члену общества найти единомышленников, определить отношение к другим людям и коллективов, к миру в целом. Все социальные нормы оценивают волевые действия людей или (и) последствия, результаты этих действий. Кроме того, социальной нормой может быть признана лишь та, которая получила признание и поддержку в любом многочисленном коллективе, общественной группе, не оставшаяся достоянием одного человека или малой группы людей.

 

Литература

 

1.                  Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права (по изданию 1898 г.) / Н.М. Коркунов // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации / сост. Д.В. Жуков … та ін.; редкол.:. С.А. Пяткина … та ін. – Москва: Остожье, 1998. – 603 с. – (Анатомия истории); Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.) / Г.Ф. Шершеневич. – Москва: Юридический колледж МГУ, 1995. – Т. 1. Вып. 1. – 1995. – 398 с.

2.                  Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебное пособие / А.Ф. Вишневский, H.A. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея, 2004. – 688 с. – С. 194.

3.                  Кондратьєв Р. Принципи права та їх роль у регулюванні суспільних відносин / Р. Кондратьєв, О. Гернего // Право України. – 2000. – № 2 – С. 43-44.

4.                  Теория государства и права: учебное пособие / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Инфра-М – Норма, 1997. – 570 с. – С. 237.

5.                  Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования : пер. с англ. / Гарольд Дж. Берман. – 2-е изд. – Москва: Издательство МГУ; Норма, 1998. – 624 с.

6.                  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер // Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Макс Вебер; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. – Москва: Прогресс, 1990. – 808 с. – (Социологическая мысль Запада).

7.                  Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: учебное пособие / Т.В. Кашанина. – Москва: Юристъ, 1999. – 332 с.

8.                  Волинка К.Г. Теорія держави і права: навчальний посібник / К.Г. Волинка. – Київ: МАУП, 2003. – 240 с. – С. 99.

9.                  Загальна теорія держави і права / за ред B.B. Копєйчикова. – Київ: Юрінком Інтер, 1997. – 317 с. – С. 109.

 

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.