ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О роли момента возникновения умысла при квалификации убийства матерью новорожденного ребенка

 

Миллерова Елена Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Ростовского государственного университета путей сообщения.

 

Одним из видов привилегированных составов преступлений, закрепленных в Уголовном кодексе РФ, является убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). Привилегированность этого состава заключается в том, что женщина в период родов или сразу же после них находится в особом психическом и физическом состоянии, которое ослабляет ее способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Диспозиция ст. 106 УК РФ звучит следующим образом: «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости….». Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что данная статья содержит в себе три самостоятельных, уголовно-наказуемых деяния, а именно – убийство матерью новорожденного ребенка: 1) во время или сразу же после родов; 2) в условиях психотравмирующей ситуации; 3) в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.

В настоящей статье мы более подробно хотели бы рассмотреть первый конструктивный признак объективной стороны ст.106 УК - «во время или сразу же после родов». В данном случае, при решении вопроса о правильности квалификации действий матери-убийцы, будет иметь значение установление момента возникновения умысла на убийство ею новорожденного ребенка. Представляется, что он должен возникнуть во время родов или сразу же после родов,[1] но никак иначе. Так, если умысел на убийство новорожденного ребенка возник у женщины за долго до родов, например, после того как она узнала, что беременна и не желает оставлять этого ребенка, то считаем, что ее действия следует квалифицировать по соответствующему пункту ч. 2 ст. 105 УК РФ, а не по ст. 106 УК РФ. А.И. Рарог поэтому поводу говорит, что «несправедливо квалифицировать действия матери по ст. 106 УК, если она заранее спланировала убийство и хладнокровно его осуществила во время родов или сразу же после них»[2].

Исходя из судебной и следственной практики по делам об убийстве матерью новорожденного ребенка, можно отметить, что некоторые суды квалифицируют действия подсудимой по признаку «убийство матерью новорожденного ребенка сразу же после родов» даже если умысел на убийство новорожденного ребенка возник у женщины сразу же после того как она узнала о своей беременности, заранее знает, что избавится от этого ребенка и с этой целью скрывает беременность. Так, например, действия гражданки Г. Ленинский районный суд г. Курска квалифицировал по ст. 106 УК РФ как убийство матерью новорожденного ребенка сразу же после родов, несмотря на то, что умысел на убийство еще не родившегося ребенка возник у нее после того как она узнала о своей беременности. В связи с этим, Г. на учет у врача - гинеколога не становилась, в женские консультации и иные медицинские учреждения по поводу беременности не обращалась, о своей беременности никому не сообщала.[3]

Аналогичное решение суда было указано в приговоре Полярного районного суда Мурманской области в отношении гр-ки Л.[4], которая являясь беременной женщиной, матерью ранее рожденных ею двоих детей, достоверно зная процесс протекания беременности и его окончания, осознавая происходящее с ней начало родов в виде схваток, с целью лишения жизни новорожденного, не желая предавать огласке факт начала родов, скрыла его от родственников и не поставила в известность медицинских работников. На наш взгляд, скрытие своей беременности от родственников и врачей, уже говорит о целенаправленном заранее возникшем умысле лишить ребенка жизни после того как он родится.

В приговорах отмечено, что мотивами совершения всех этих убийств служат тяжелые жизненные обстоятельства, неустроенность из-за отсутствия жилищных условий, отсутствие материальных средств для воспитания и содержания детей, гибель супруга, нахождение на иждивении малолетних детей. Но, следует отметить, что такие мотивы характеризуют такой конструктивный признак ст. 106 УК как убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации, но в вышеуказанном приговоре о психотравмирующей ситуации ничего не сказано.

Юридическая оценка психотравмирующей ситуации – сложная проблема, это связано с тем, что ни одна ситуация сама по себе не может выступать как оказывающая негативное воздействие на психику человека – ее можно расценивать как психотравмирующую только после тщательного анализа личности и ситуации.[5]

Убийство новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации подразумевает, что оно происходит при особых в жизни женщины обстоятельствах, которые изменяют ее психоэмоциональное состояние. В законе не конкретизируются признаки этой ситуации, ее понятие оценочное. К ним обычно относят отсутствие жилья; работы; рождение ребенка вне брака и боязнь огласки в связи с этим; беременность в результате изнасилования; развод с отцом ребенка во время беременности или его смерть; материальные трудности и т.п.

Полагаем, что в вышеуказанных случаях правовая оценка суда не совсем верна, так как квалификация по признаку «во время или сразу же после родов» подразумевает лишение жизни новорожденного ребенка с момента появления какой-либо части его тела вне утробы матери и именно в этот момент или сразу же после родов у роженицы должен возникнуть умысел на убийство новорожденного. Но из приведенных выше приговоров видно, что умысел на убийство новорожденного ребенка у женщин возник заранее.

На основании изложенного, в целях правильной квалификации и назначения справедливого наказания по ст. 106 УК РФ, представляется целесообразным изложить данную норму следующим образом: «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов при наличии или в условиях психотравмирующей ситуации, или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости».

 

Литература

 

1.                  Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2010. С. 397.

2.                  Комментарий к Уголовному кодексу РФ // под ред. А.И. Рарог, 2011. – [электронный ресурс]: docme.ru.

3.                  Приговор Ленинского районного суда г. Курск от 14.04.2011 г. по обвинению Г. по ст. 106 УК РФ. – [электронный ресурс]: actoscope.com.

4.                  Приговор суда г. Полярный Мурманской области от 2012 г. по обвинению гр-ки Л. В преступлении по ст. 106 УК РФ. – [электронный ресурс]: RosPravosudie.com.

5.                  Сафуанов Ф. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 29 - 30.

 

Поступила в редакцию 13.09.2013 г.



[1] Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2010. С. 397.

[2] Комментарий к Уголовному кодексу РФ // под ред. А.И. Рарог, 2011. – [электронный ресурс]: docme.ru.

[3] Приговор Ленинского районного суда г. Курск от 14.04.2011 г. по обвинению Г. по ст. 106 УК РФ. – [электронный ресурс]: actoscope.com.

[4] Приговор суда г. Полярный Мурманской области от 2012 г.по обвинению гр-ки Л. В преступлении по ст. 106 УК РФ. – [электронный ресурс]: RosPravosudie.com.

[5] Сафуанов Ф. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 29 - 30.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.