ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий (на примере заповедника «Хакасский»)

 

Момот Алёна Андреевна,

Климова Татьяна Сергеевна,

студентки кафедры ботаники и общей биологи Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Россия.

 

Актуальность работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые природные территории. Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение [2]. Таковым является заповедник «Хакасский», располагоженный в Южной Сибири на северном макросклоне Западного Саяна и в горных степях Минусинской котловины на территории Таштыпского, Усть-Абаканского, Боградского, Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия [9].

Основные работы по организации особо охраняемых природных территорий в Хакасии начались в 70-х годах ХХ века. В 1981 году специальная экспедиция Института эволюционной морфологии и экологии АН СССР под общим руководством академика Е. Е. Сыроечковского провела обследование ряда степных участков в Хакасии и Туве с целью создания степных заповедников. Под заповедник выделялись участки степей, озерные и водно-болотные угодья, наименее ценные в сельскохозяйственном значении. Наконец, в 1991г. был создан первый в Хакасии заповедник, который был организован на 7 участках в четырех административных районах, общая площадь его составляла 24,1 тыс. га [9].

Распространение различных видов растений на территории заповедников изучается для исследования особенностей произрастания, выявление благоприятных условий для их формирования, а также изучения сопутствующих видов. Интересными видами на территории заповедника «Хакасского» на участке «Оглахты» являются Sanguisorba officinalis L. и Hypericum perforatum L.

Sanguisorba officinalis L. - кровохлебка лекарственная (сем. Rosaceae Juss) и Hypericum perforatum L. - зверобой продырявленный (сем. Hypericaceae Juss) относятся к лекарственным растениям, которые широко используются в народной и научной медицине.

S. officinalis – короткокорневищное поликарпическое растение, содержит микроэлементы, эфирное масло и аскорбиновую кислоту в наземной части. Корни и корневища богаты дубильными веществами, кислотами, витаминами А и С, стеринами, антоцианами и т. д. Из корней и корневищ делают галеновые формы лекарств, которые используют в качестве вяжущих, кровоостанавливающих и противомикробных средств [3, 5].

H. perforatum – стержнекорневое поликарпическое растение, перспективный продуцент биологически активных веществ – нафтодиантроновых пигментов и флавоноидов. Препараты на его основе обладают вяжущим, противовоспалительным, антисептическим, антидепрессивным действием, а также воздействует на вирусы герпеса, гепатита В и др. [1].

S. officinalis и H. perforatum - широко распространены по всему земному шару. S. officinalis является космополитом, обитает в лесах, в степях, на лугах и залежах [9]. H. perforatum – евро – азиатский вид. Произрастает на остепненных, настоящих и лесных суходольных лугах, луговых степях, в сосновых и березовых лесах. Запасы его незначительны, так как в ценозах он встречается спорадически и редко образует плотные заросли [17].

Ресурсы многих ценных лекарственных растений в южных и юго-западных районах России уже значительно истощены, в связи с чем возникла необходимость в исследовании перспектив использования лекарственных растений местной флоры.

У S. officinalis ранее была изучена онтогенетическая структура, жизненность особей вида, так же были исследованы анатомические и морфофизиологические особенности, семенное возобновление[3, 4 11, 12, 13, 14]. У H. perforatum в настоящее время выделено несколько жизненных форм. Полностью описан онтогенез длиннокорневищной жизненной формы H. perforatum [3]. Изучена биология вида, содержание биологически активных веществ в растении, а также семенная продуктивность и виталитетность особей [6, 15,16].

Целью исследования явилось провести анализ морфологических особенностей особей видов S. officinalis и H. perforatum разных растительных сообществ в заповеднике «Хакасский» на участке «Оглахты».

Геоботанические описания растительных сообществ проводились по общепринятой методике [18]. Выявлен видовой состав, общее проективное покрытие травяного яруса (ОПП), проективное покрытие вида (ППВ). Жизненная форма характеризовалась согласно представлениям И.Г. Серебрякова (1964).

Нами были проведены рекогносцировочные исследования видов на залежах, в лесных и луговых растительных сообществах, а также в степных ценозах заповедника «Оглахты». Виды были описаны в настоящих степях и закустаренных настоящих лугах, S. officinalis также описана на залежи и в лесном растительном сообществе.

S. officinalis и H. perforatum обнаружены в одних растительных сообществах, а именно в злаково – разнотравной настоящей степи (ЦП 1) и на спирейно - разнотравном земляничном лугу (ЦП 2). Ранее в исследуемых ценопопуляциях виды совместно не были обнаружены. Местообитания видов одинаковы, как S. officinalis, так и H. perforatum произрастают в местах с достаточным увлажнением почвы и являются мезофитами. В степных растительных сообществах исследуемые виды произрастают редко, с незначительным проективным покрытием (до 1 %).

В исследуемой степи (ЦП 1) общее проективное покрытие составляет 60 - 65 %, сухостой занимает 25 – 30 %, открытые участки почвы составляют 5 %. В травяном ярусе доминируют Poa sibirica Roshev. – 5 %, Alopecurus arundinaceus (Willd). Link. – 3 %, Elytrigia repens (L). Nevski – 3 %, Artemisia tanacetifolia L. – 3 %, Galium bariale L. – 2 %, Veronica incana L. – 1 %.

В ценопопуляции лугового растительного сообщества (ЦП 2) представлен кустарниковый ярус с ОПП 12 % доминирующий вид Spiraea flexuosa Fisch. ex. Cambess. – 7 %, кроме этого ярус представлен Caragana pygmaea (L.) DC. – 3 %, Cotoneaster melanocarpus Lodd. – 1 %. В трявяном ярусе ОПП составляет 80 – 85 %, на сухостой приходится 10 – 15 %. Преобладают такие виды, как Fragaria viridis Duch. – 9 %, Phlomis tuberosa L. – 5 %, Pulsatilla multifida (G. Pritz.) Juz. – 3 %, Galium verum L. – 3 %.

Проективное покрытие видов в исследуемых ценозах составляет для H. perforatum 1 %, для S. officinalis 1 – 2 %. Хотя в типичных сообществах, характерных для исследуемых видов (лес, луг), ППВ в среднем составляет 3 – 9 (12) %. Резкие колебания ППВ в ценопопуляциях можно объяснить как различие показателей жизненности, которые изменяются в зависимости от экологических условий.

Таким образом, H. perforatum и S. оfficinalis в заповеднике «Хакасский» на участке «Оглахты» встречаются редко. Виды более распространены в лесных и луговых растительных сообществах, в степных же ценозах и на залежах исследуемые виды встречаются с проективным покрытием до 1 %, или не произрастают, что, вероятно, связано с незначительным увлажнением подобных местообитаний. Проективное покрытие видов в исследуемых растительных сообществах варьирует от 1 до 3 %.

 

Литература

 

1.                  Баяндина И.И. Содержание биологически активных веществ у культивируемого зверобоя продырявленного: Автореф. дис. Ершова Э.А. канд. биол. наук. – Новосибирск: СО РАН, 1995. 15 с.

2.                  Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: Международные отношения, 1999.

3.                  Ермакова И.М. Кровохлебка лекарственная (Sanguisorba officinalis) // Диагнозы и ключи возрастных состояний луговых растений. - Москва: 1976. - с. 47 – 51.

4.                  Жукова Л.А. Онтогенетический атлас лекарственных растений. – Йошкар - Ола: МарГУ, 1997. – 240 с.

5.                  Казарина Т. Растения - целители. - Смоленск: Русич, 1996. - 604 с.

6.                  Климова Т.С. Онтогенетическая структура и семенная продуктивность ценопопуляций Hypericum perforatum L. // Алтай: экология и природопользование: Труды XI российско-монгольской научной конференции молодых ученых и студентов. Бийск: Изд-во ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012.- С. 75 – 79.

7.                  Королева А.С. растительный покров Хакасии. - Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1976. - 448 с.

8.                  Красноборов И.М., Анкипович Е.С. Вишневецкий И.И. Красная Книге Республики Хакассия: редкие и исчезающие виды растений и грибов. – Новосибирск: Наука, 2002. – 264 с.

9.                  Липаткина О.О. Редкие и исчезающие растения Республики Хакасия в заповедниках «Чазы» и «Малый Абакан». // Экология южной Сибири - 2000: Мат-лы III Южно-сиб. регион, научи, конф. студентов и молодых ученых. Отв. ред. В.В. Анюшин; Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999.

10.               Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири. - Новосибирск: Наука, 1991. - 428 с.

11.               Момот А.А. Жизненность особей Sanguisorba officinalis L. // «Экосистемы Центральной Азии: исследование, сохранение, рациональное использование». - Кызыл: РИО Тувинского государственного университета, 2012. – С. 73 - 75

12.               Момот А.А. Онтогенетическая структура Sanguisorba officinalis L. // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. – 2011. – С. 29.

13.               Орищенко Н.Д. К онтогенезу кровохлебки лекарственной при интродукции в Западной Сибири // Вопр. лекарственного растеневодства. - Москва, 1980. - С. 148 – 154.

14.               Петухова Л.В. Анатомические особенности в онтогенезе Sanguisorba officinalis // Экология и физиология растений. - Калинин, 1975. Ч. 2.

15.               Стасевич О.В., Супиченко Г.Н., Леонтьев В.Н. Гиперцины Hypericum perforatum L., их выдиление, идентификация и определение // Интродукция, сохранение и использование биологического разнообразия мировой флоры. – 2012. – Ч.2. – С. 83 – 86.

16.               Хозяйнова Н.В. Морфолого – биологичнские особенности Sanguisorba officinalis // Дис. …канд. биол. наук. - Москва. 1989. - 120 с.

17.               Эчишвили Э.Э. Биология зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum L.) в культуре на севере: Автореф. дис. Мишуров В.П. доктор биол. наук. – Новосибирск СО РАН, 2010. 18 с.

18.               Ярошенко П.Д. Геоботаника.М.: Просвещение, 1969. 200 с.

 

Поступила в редакцию 09.10.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.