ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Наиболее ранние попытки государственно-правового регулирования производства, сбыта и потребления алкогольных напитков

 

The earliest attempts of state and legal regulation of production, sale and usage of alcoholic beverages

 

Бойко Василий Васильевич,

соискатель Института права и психологии Львовского государственного университета «Львовская политехника».

 

Рассмотрен исторический опыт государственного регулирования производства, сбыта и потребления алкогольной продукции в государствах азиатского способа производства (Древний Восток) и доколумбовых цивилизациях Америки.

Ключевые слова: антиалкогольное законодательство, государственно-правовое регулирование производства алкогольной продукции, государства азиатского способа производства, государства доколумбовой Америки.

 

The historic experience of state regulation of production, sale and usage of alcoholic products in the states of Asian method of production (Ancient East) and pre-Columbus civilizations of America is considered.

Keywords: anti-alcoholic legislation, state and legal regulation of alcoholic beverages production, states of Asian method of production, states of pre-Columbus America.

 

Алкогольные напитки были известны уже первым человеческим общностям. А культивирование винограда нередко отождествлялось с цивилизацией. Так, по свидетельству античного историка Диодора Сицилийского, в египетских мифах, посвященных т.н. Золотому веку, указывалось, что Осирис лично учил туземцев обработке виноградной лозы, пшеницы, ячменя, поскольку рассчитывал, что если сподвигнет человечество причаститься к благородному образу жизни, то тем самым обретет бессмертную славу за свои благодеяния [1, с. 74]. Нам такая постановка вопроса – виноградная лоза даже прежде злаковых, а не наоборот – представляется не случайной. Если кашу из зерен пшеницы или ячменя еще можно приготовить без предыдущей обработки, то изготовление вина требует определенных технологий, сознательной выдержки производителем по крайней мере тех нескольких месяцев, пока идет брожение сусла.

Этнографы указывают, что наиболее ранние свидетельства мифологического тождества вина и крови выявлены в древнехеттских ритуалах и среднехеттских текстах присяги воинов [2, с. 236–237]. Этот же источник утверждает, что мифологический образ вина, которое символизирует радости жизни (м.п. и в погребальных текстах) характерный для египетской, вавилонской и прочих ближневосточных традиций [Там же].

Месопотамия.

Уже шумеры и аккадийцы (IV–III тыс. до н.э.) были знакомы с виноградным и финиковым вином. Более того, существовала профессия виночерпия. В глиняных таблицах кон. ІІІ-го тысячелетия до н.э. несколько раз упоминается некий «виночерпий Башиг» [3, сс. 145, 147]. Приходим к выводу, что этот напиток уже в то время играл определенную роль в общественной жизни и/или религиозных обрядах.

Вместе с тем вино в Древней Месопотамии не являлось элитарным напитком, предназначенным для избранных. Например, нанимая на два месяца мельника-раба у его хозяина (сделка датируется приблизительно 1 633 г. до н.э.), заказчик, помимо выплат господину, согласовал в гражданско-правовом соглашении и натуральное содержание раба: «по 2 ка (1 ка был равен 0,842 л. - Авт.) еды (в день) – его содержание, по 3 ка финикового вина – его питье» [4, с. 181]. Разумеется, если бы финиковое вино считалось деликатесным напитком, рабу перепало бы нечто более простое и дешевое, типа пива, также хорошо знакомого местным жителям.

Около 2400 г. до н.э. правитель Лагаша (южная, шумерская часть Месопотамии) Урукагина осуществил реформы, направленные на утверждение начал социальной справедливости в обществе. В частности была уменьшена оплата за совершение погребальных обрядов, взымаемая в пользу жрецов. Из документа узнаем, что оплата эта состояла из нескольких натуральных компонентов, причем первым в перечне шло пиво. Прежние семь кружек пива были правителем-реформатором сокращены до четырех – в зависимости от места погребения умершего [5, с. 140–141]. Пиво как вознаграждение за участие в похоронном обряде полагалось – в больших или меньших количествах – также изготовителю гроба, плакальщикам и даже рабу, который производил захоронение. Урукагина отменил выдачу кружки пива для помощников похоронного жреца, оставив пивное довольствие другим участникам погребения [Там же, с. 141].

Из тщательного перечисления царем-реформатором осуществленных им «царских милостей» делаем вывод, что производство и потребление пива в Шумере выступало предметом государственного регулирования. Возможной причиной такого вмешательства была затратность производства хмельного напитка, требовавшая большего количества зерна.

В Законнике вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) вино не упоминается, но в статье 108 есть указание на хмельной напиток сикера (известный также из Библии): «Если корчемница не принимает хлеб в уплату за сикеру, принимает серебро по слишком большой гире и эквивалент сикеры уменьшает по отношению к эквиваленту хлеба, – эту корчемницу должно изобличить и бросить в воду (то есть казнить посредством утопления. – Авт.)» [6, с. 158].

Статья 109 устанавливает ответственность корчемницы, в доме которой сговариваются преступники: «Если в доме корчемницы соберутся преступники и она не задержит этих преступников и не приведет ко дворцу, – эту корчемницу должно убить» [7, с. 8]. Следовательно, государство возлагало особенную ответственность на собственников и содержателей питейных заведений. Алкогольные напитки развязывают языки лихим людям, тем самым на корчемницу возлагается прямая обязанность следить за посетителями и немедленно информировать власть о преступных намерениях. Показательно, что законы Хаммурапи не устанавливают требования доносить об известных им преступных намерениях для всех иных подданных государства.

Статья 110 запретила употребления алкоголя для жриц, включая и храмовых проституток (храмовая проституция – широко распространенное явление в странах Древнего Востока. – Авт.). «Если божья жена или божья сестра, не живущая в обители, откроет (дверь в) корчму или войдет в корчму для питья сикеры, то эту (свободную) женщину должно сжечь» [6, с. 158].

Кроме сикеры, упоминается и пиво, но в несколько ином ракурсе. Статья 111: «Если корчемница отпустит в долг 60 сила пива, во время жатвы она должна получить 50 сила хлеба». Вавилонская сила – это мера зерна, объемом приблизительно 0,8 литра. Мы считаем, что эта правовая норма была установлена государством с тем, чтобы содержатели питейных заведений чрезмерно не наживались на бедняках. Такое значительное количество спиртного (48 литров) одноразово требовалось для какого-то торжественного события, например, свадьбы или похорон. Если люди зажиточные могли изготовить хмельной напиток из собственных запасов, то бедняки вынуждено брали в долг в корчме. Расчет производился после сбора урожая и корчемник или корчемница, понятно, стремились использовать это обстоятельство в собственных интересах. Государственный же интерес, наоборот, состоял в том, чтобы уберечь плательщиков государственных налогов от чрезмерных затрат или даже долгового рабства (которое, по законам Хаммурапи, могло продолжаться до 3 лет).

 

Египет.

В Древнем Египте вино было привычным напитком уже в годы правления ІІІ династии. Царский чиновник Метен (около 2900 р. до н.э.) в автобиографии хвастал тем, что в его имении «посажены деревья и виноградник огромный, делают вина там очень много. Сделал он виноградник в две тысячи арур (египетская арура равнялась 0,2 га. – Авт.) внутри стен» [8, с. 33].

Как отмечают составители немецкого «Словаря античности»: «Традиции др(евне)-вост(очных) г(осудар)ств особенно наглядно проявились в период эллинизма (особенно в (египетском. – Авт.) г(осудар)стве Птоломеев), где цари владели монополией на производство и продажу различных изделий (масло, пиво и др.)» [9].

Пиво известно в Египте по крайней мере с ІІІ тыс. до н.э. Этот напиток предназначался не только для простолюдинов, но и знати. О нем упоминается в «Поучении гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикару» (около 1200 г. до н.э.): «Я делал то же, что и предки (...) Будь удовлетворен своим хлебом и своим пивом» [10, с. 48].

В эпоху Среднего царства, как свидетельствуют источники, пиво производилось в каждой семье собственноручно, причем – из расчета на каждый день [11, с. 53], следовательно, государственной монополии на его производство и сбыт еще не существовало. Но пиво присутствовало и в царском хозяйстве, в частности лица, которые находились на содержании царей (фараонов), получали за казенный счет ежедневно «четыре хлеба и две кружки пива» [Там же с. 56]. Следовательно, речь идет в общей сложности о тысячах литров хмельного напитка. Не совсем понятно, было это пиво собственного производства, или оно поступало в царские закрома в качестве налога с местного населения.

Уже в Древнем Египте государственные сановники понимали не только пользу от алкоголя для государственной казны, но и его вред для людей умственного труда. В частности, в поучении для будущих писцов, датированном временем ХІХ – ХХ династии (кон ІІ-го тыс. до н.э.) обнаруживаем следующие строчки: «Мне говорят, что ты забрасываешь учение, ты предаешься удовольствиям, ты бродиш из улицы в улицу, где пахнет пивом (...) А пиво совращает людей, расстраивает оно твою душу (...) Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и будешь избит гиппопотамовой плетью» [12, с. 114]. Интересно, что этот же сюжет – запрет управленцам (браминам) чрезмерно употреблять алкоголь содержится и в древнеиндийских «Законах Ману».

О государственной монополии на производство и сбыт пива в Египте можем уверенно вести речь не ранее второй половины І в до н.э., при династии Птоломеев.

В Египте вся земля традиционно считалась собственностью государства (фараонов), следовательно крестьяне были юридически всего лишь пользователями земельных наделов. Крестьянам раздавались зерна ячменя, указывалось, сколько земли они должны им засеять, а собранный урожай в полном объеме поступал в государственную казну [13, с. 215]. Местные пивовары были обязаны покупать у регионального финансового администратора-эконома лицензию на право занятия своей профессией. Ячмень для пивоварения они получали исключительно из царских складов (по крайней мере, согласно закону), готовый напиток продавался по установленным ценам [14, с. 80].

Что касается пивоваров, то они в государстве Птоломеев пребывали на привилегированном положении – наравне с воинами эллинского происхождения, жрецами и теми земледельцами, которые непосредственно обрабатывали царскую землю. В частности, пивовары полностью освобождались от обязанности предоставлять постой военным и царским чиновникам – при условии, что имеют один дом, в котором сами же и проживают [15, с. 280].

Считаем, что такая постановка вопроса не случайна. Привилегированное положение пивовара должно было удерживать его от поиска дополнительных источников дохода в обход казны. Тем же путем идут и современные законодатели – устанавливая относительно небольшие оклады государственным служащим и полиции, они выявляют заботу о социальных гарантиях для этих прослоек общества. Угроза лишения льгот в случае нарушения обязанностей перед государством служит мощным сдерживающим фактором для в общем-то небогатых и экономически несостоятельных «государевых людей».

Интересно, что, подобно современности, уже в Древнем Египте фиксировались попытки обойти государственную монополию и получить неучитываемый доход. Историки права фиксируют весь спектр возможных нарушений: неуплату налогов, занижение объемов производства, сбыт «левой» продукции пивоварами, подкуп государственных контролеров и пр. [16, с. 206].

Итак, производители не уплачивают причитающиеся им налоги, изготовляют «левые» партии продукции, осуществляют подкуп чиновников. Последнее явление – особенно опасное, поскольку коррупция в среде чиновников подрывает устои государства. Следовательно, государственная монополия на производство и сбыт алкогольного напитка (пива) не только приносила пользу государственным интересам (наполняла казну), но и имела определенные негативные последствия (порождала коррупцию в чиновничьей среде, часть подданных становилась на путь обмана государства).

Еще одна «инициатива» Птоломеев, связанная с алкоголем, – стремление избавиться зависимости от привозного греческого вина. Начало ей положено в годы правления Птоломея ІІ. Центром египетского виноделия стала Филадельфия, куда устремились караваны ослов и мулов с грузом виноградной лозы, выписанной управителем Зеноном из различных местностей Европы и Азии [13, с. 217]. Возможно, впервые в истории виноградарство получило государственную поддержку и, понятно, регулирование.

Птоломей V Эпифан у 196 г. до н.э., после победы над мятежными египтянами, сделал существенные уступки египетским храмам, списав с них долги перед государством. Он также освободил храмы от обязанности давать атрабу зерна с аруры (древнеегипетская мера земли = 0,2756 га. – Авт.) священной (т.е. храмовой. – Авт.) земли, а также в равной мере горшок вина с аруры виноградника [17, с. 276].

Впрочем, вино продолжало и впредь оставаться важным источником доходов династии Птоломеев. На производство вина государство наложило специальный налог – апомойру. Понятно, со стороны подданных не обходилось без жульничества. В 118 г. до н.э. Птоломей VII был вынужден простить своим подданным долги и недоимки за предыдущие годы, а также освободить от ответственности лиц, предоставлявших неверные сведения относительно апомойры [15, с. 278]. Впрочем, об отмене этого налога речь не шла, наоборот, в царском декрете указывалось, что апомойра должна взыматься не только в пользу государственной казны, но и на содержание храмов [Там же, с. 279].

В Древнем Китае первоначально, в эпоху Чжоу (1122–403 до н.э.), пьянство рассматривалось как преступление, влекущее за собой смертную казнь [18, с. 48]. На это же указывает и анонимный Интернет-ресурс «Во 2-м тысячелетии до н.э. (...) лица, застигнутые во время попойки, подвергались смертной казни» [19].

В V в. н.э. в государстве Северная Вей действовал полный запрет на винокурение [20].

Разумеется, в этой ситуации государство не могло брать на себя правовое регулирование производства и сбыта спиртных напитков своим подданным – подобно тому, как в современном мире государственная политика борьбы с наркоманией исключает «культурные» ее формы или государственную монополию на сбыт наркосодержащих веществ по монопольно высоким ценам.

Впоследствии винная монополия, наряду с соляной и железной, стала важным источником императорских доходов. Уже во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 230 г. н.э.) о ней упоминается в известной литературной памятке эпохи «Споре об управлении соли и железа» Янь Те Луня: «В настоящее время, при существовании управления соли и железа, монополия на вино и рыночное выравнивание цен в областях и княжествах возникло соревнование с народом из-за прибылей, которое ослабляет природную простоту и поощряет склонность к эгоизму и жадности (...) Просим о том, чтобы управление соли и железа, монополия вина и система рыночного выравнивания цен были упразднены и этим было бы оказано поощрение основному занятию (...), а земледельческий труд получил бы выгоду» [21, с. 317].

Значение этой монополии усиливалось тем фактом, что традиционные китайские верования с их институтом почитания предков требовали определенного количества вина для исполнения ритуальных возлияний. Следовательно, обойтись без покупки вина, на которое действовала государственная монополия, не могли даже те подданные-трезвенники, которые каким-то образом обходились без соли и железа.

Показательно, что мятежники в императорском Китае, стремясь уничтожить существующие государственные структуры, назначали собственных «старейшин, писцов и возливателей жертовного вина» [22, с. 330], то есть устраняли государственную монополию.

 

Древняя Индия, как нам представляется, была едва ли не единственным государством Древнего Востока, где специальный интерес правителей и местных властей к спиртным напиткам не прослеживается. Хотя спиртной напиток (дистиллированный из риса) под названием сура был известен населению региона еще между 3000 – 2000 гг. до н.э.

Государство с пониманием относилось к употреблению алкогольных напитков чернью, но жестко наказывало за это членов касты брахманов. Застигнутых на пьянстве браминов заставляли пить из раскаленной металлической посуды горячее вино, кипяток, коровью мочу, кипящее молоко до наступления смерти. Жену брамина, изоблеченную в пьянстве, изгоняли из дому, а на ее лбу раскаленным железом выжигали сосуд, из которого она пила вино [19].

В Древней Индии алкоголь традиционно не был источником наполнения бюджета. К примеру, в Законах Ману устанавливаются нормы обложения податями в пользу государственной казны:

«VІІ, 130 – Царем должна быть получаема пятидесятая часть скота и золота, восьмая, шестая или двенадцатая часть зерна.

VІІ.131 – Пусть он получает еще шестую часть древесины, мяса, меда и масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов.

VІІ.132 – Листьев, овощей, трав, шкур и изделий из тростника и глины, сосудов и всяких (изделий) из камня.

VІІ. 138 – Ремесленников всех специальностей, и шудр, живущих своим трудом, он может заставить работать (на себя) один день (в месяц) [23, с. 288].

Как убеждаемся, в этом исчерпывающем – до листьев и корений включительно – перечне спиртосодержащие напитки (вино, пиво и пр.) отсутствуют. Среди источников царских доходов также указаны пошлины с купцов и торговцев [Там же с. 287], но отсутствуют корчмы как отдельные субъекты хозяйственной деятельности.

Впрочем в статье VIII. 163 Законов Ману указывается, что «договор, заключенный пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен» [24]. Также статья ІХ.80 разрешает мужу, чья жена злоупотребляет спиртным, взять себе другую [Там же].

Тем самым убеждаемся, что спиртные напитки населению Древней Индии были довольно известны, а алкоголичками становились даже женщины (которые, согласно Законов Ману, постоянно пребывали под присмотром мужчины: вначале отца, затем – мужа, после его смерти – старших сыновей). Тем не менее государство и фискальные органы по непонятным причинам игнорировали этот источник дохода, а также возможность установления государственной монополии на производство и / или сбыт алкогольной продукции.

 

Доколумбовая Америка.

Имеющаяся информация фрагментарна. Ученые согласны в том, что, по крайней мере, древние майя изготовляли алкогольные напитки из кукурузы, называемые пиноле и бальче [24].

Также один из Интернет-источников сообщает, что «Ацтеки в Мексике предпочитали народ запугивать – нещадно карать за пьянство. Причем, чем выше был социальный статус напившегося, тем страшнее было наказание. Раба секли, свободного обращали в рабство, ну а знатного вообще казнили. Даже родственные связи не помогали» [25].

Другой источник настаивает, что ацтекам позволялось пить пульке – перебродивший напиток с невысоким содержанием алкоголя, но напиваться им допьяна можно было лишь по достижению шестидесяти лет [26].

 

Выводы

 

Различные цивилизации Древнего мира уже пытались решать проблемы, связанные с производством и потреблением алкогольных напитков путем государственно-правового регулирования. Прослеживается борьба двух тенденций – фискальной, с ее стремлением максимально наполнить казну за счет быстрых «пьяных» денег, и религиозно-морализаторской, направленной на ограничение и даже полное запрещение производства и употребления алкоголя. Попытки ввести государственную монополию в этой сфере производства и потребления (Древний Египет, Китай) влекли за собой злоупотребления, коррупцию государственных чиновников и – как следствие – недовольство широких народных масс.

 

Литература

 

1.                  Зуев Я.В. 2012: Проект Земля. Тайны будущего – в прошлом. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2010. – 511 с.

2.                  Вино // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская Энциклопедия», 1980. – Т. 1. А – К. – 672 с.

3.                  Лагерь для военнопленных женщин в Шумере // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 144–147.

4.                  Частноправовые документы времени І Вавилонской династии // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 178–181.

5.                  Реформы царя Урукагины // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 139–142.

6.                  Кодекс законов царя Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 149–176.

7.                  Закони Хаммурапі, царя Вавилону // Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн: Хрестоматія для студ. юрид. вузів та факультетів. – К.: Вентурі, 1998. – 176 с., с. 3–15.

8.                  Из автобиографии Метена // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 32 – 33.

9.                  Монополия // Словарь античности. Перевод с немецкого. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с. , с. 362.

10.              Из поучення гераклеополитанского царя своему сыну царю Мерикара // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 46 – 49.

11.              Из «Повести о красноречивом крестьянине» // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 53 – 57.

12.              Из школьных поучений // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 112 – 114.

13.              Древняя Греция. Книга для чтения / Под редакцией С.Л. Утченко и Д.П. Каллистова. – М.: Учпедгиз Министерства просвещения РСФСР, 1954. – 231 с.

14.              Котрелл Л. Во времена фараонов. М: Наука, 1982. 380 с.

15.              Декреты «человеколюбия» царя Птоломея VII и двух цариц Клеопатр // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. ІІ. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1951, с. 277–282.

16.              Пикус Н.Н. Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте ІІІ в. до н. э. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 256 с.

17.              Розеттский декрет // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. ІІ. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1951, с. 274–277.

18.              Всеобщая история государства и права / под. ред. К.И. Батыра. – М.: Былина, 1995. – 416 с.

19.              Борьба с пьянством в истории человечества. – Электронный ресурс: http://alco-pravda.info/fight_against_drunkenness.htm.

20.              Сухой закон. – Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD.

21.              Из трактата «Спор об управлении соли и железа» Янь Те Луня // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 317– 319.

22.              Восстание краснобровых (Из биографии Ван Мана) // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 328–335.

23.              Законы Ману // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. І. – М.: Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, с. 284–290.

24.              Законы Ману. – Электронный ресурс: http://okpravo.info/pam/3.htm

25.              Культура индейцев доколумбовой Америки. – Электронный ресурс: http://www.e-shpora.ru/shporgalky/kulturologia/lekcii_po_kulturilogii/lekcii_po_kulturilogii 38.html.

26.              Нужно ли запрещать спиртное? – Электронный ресурс: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20285/.

27.              Древние цивилизации Латинской Америки. – Электронный ресурс: http://latino-america.ru/american_civilizacion.html.


Поступила в редакцию 01.11.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.