ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Некоторые проблемы правового регулирования договорного режима имущества супругов

 

Бекмурзова Ирэна Валерьевна,

студентка магистратуры Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.

 

Институт договорного режима имущества супругов, который дает право супругам самостоятельно определять содержание своих имущественных отношений в брачном договоре, является новеллой семейного законодательства. Впервые возможность заключения брачного договора в Российской Федерации появилась после введения в действие части первой Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) с 1 января 1995 года. При этом заключение брачного договора было крайне затруднительно, так как в ГК РФ не было норм, регулирующих такие важные моменты, как порядок заключения и расторжения, содержание брачного договора. В связи с этим лишь с вступлением в силу Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) 1 марта 1996 года появилась реальная возможность заключать между сторонами брачный договор. Однако существует ряд проблем, решение которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

В литературе, посвященной брачному договору, ведется дискуссия о его сущности. Некоторые правоведы считают, что брачный договор является одним из видов гражданско-правового договора. Приверженцы данной позиции основывают свои выводы на том, что, во-первых, сама возможность заключения брачного договора предусматривается в ГК РФ, во-вторых, изменение и расторжение брачного договора производятся на основаниях и в порядке, установленным ГК РФ для изменения и расторжения договора.

Иного мнения придерживается Н.А. Нечаева, которая называет брачный договор своеобразной договоренностью относительно судьбы имущества, основанной на личных отношениях [5,С.58]. Точка зрения Р.А. Нечаевой кажется ошибочной, так как, согласно ч. 3 ст.42 СК РФ брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами. Он служит для урегулирования имущественных интересов супругов в браке и на случай расторжения брака. Таким образом, следует сделать вывод, что брачный договор выступает гражданско-правовым регулятором семейных отношений.

В судебной практике распространены иски о признании сделок недействительными. Однако вопрос об условиях удовлетворения иска о признании брачного договора недействительным недостаточно урегулирован, что порождает трудности в правоприменительной практике.

Закон гласит, что брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ для недействительности сделок (ст. 44 Семейного кодекса Российской Федерации). Существует также и специальное семейно-правовое основание признания брачного договора недействительным - крайне неблагоприятное положение, в которое договор ставит одного из супругов (п.2 ст.44 СК РФ). Вместе с тем, само понятие «крайне неблагоприятное положение» в российском законодательстве четко не определено и имеет множество интерпретаций.

По мнению А.С. Лалетиной при употреблении понятия «крайне неблагоприятное положение» необходимо использовать в качестве критерия оценки положения личный доход каждого из супругов. Также она считает: «необходимо всякий раз сравнивать материальное положение супруга до заключения брака с его материальным положением на дату опротестования брачного договора. Если материальное положение супруга, оспаривающего брачный договор по причине «крайне неблагоприятного положения», в которое договор его ставит, улучшилось, представляется неправомерным вынесение судебного решения о признании договора недействительным» [3, С. 39].

А.А. Иванов считает, что каждый из супругов должен иметь права и обязанности одного и того же вида. Если освободить одного из них, то это поставит другого в крайне неблагоприятное положение. Например, оба супруга имеют права и обязанности различных видов. Между тем, у одного из них все обязанности могут быть незначительными, а права – весомыми. В этом случае другой оказывается в крайне неблагоприятном положении [2, С.44].

Необходимо отметить, что суды при рассмотрении такого рода дел руководствуются не материальным положением супругов до брака, а возможной долей в имуществе супруга при применении к имущественным отношениям законного режима. По мнению М.В. Антокольской, рассматриваемое основание для признания брачного договора недействительным не соответствует гражданско-правовому основанию, которое предусматривает возможность признания сделки, заключенной вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, недействительной, хотя оно тоже применимо к брачному договору. Однако М.В. Антокольская, учитывая личный характер брачного договора, для признания его недействительным на том основании, что он ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, считает не обязательным доказывать факт заключения договора в результате стечения тяжелых обстоятельств [1, С.201]. Данной позиции придерживается и Л.Б. Максимович. Она лишь вносит небольшое уточнение о том, что в этом случае брачный договор может быть признан недействительным уже на том основании, что сторона договора была вынуждена его подписать, то есть договор был заключен с пороком воли [4, С.25].

Таким образом, законодателям необходимо точно определить, что следует понимать под условиями, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Следует составить перечень этих условий для того, чтобы облегчить работу судов при рассмотрении такого рода дел и избежать различной интерпретации понятия «крайне неблагоприятное положение».

Следующая проблема касается соотношения брачного договора и соглашения о разделе имущества супругов. Бытует мнение о том, что соглашение о разделе имущества является разновидностью брачного договора, так как каждый из этих договоров может регулировать одни и те же отношения. Брачный договор по отношению к соглашению о разделе имущества является родовым, так как сфера его регулирования значительно шире.

Существует иная точка зрения, признающая каждый из них отдельным самостоятельным договором, сторонники которой, отстаивая свою позицию, приводят следующие доводы:

1)                 брачный договор гораздо шире по содержанию;

2)                 различный субъектный состав: у брачного договора – супруги и лица, желающие вступить в брак, а у соглашения о разделе имущества – супруги и бывшие супруги;

3)                 для соглашения о разделе имущества нет необходимости в нотариальном удостоверении.

С такой точкой зрения трудно не согласиться. Однако в настоящее время, по мнению О.С. Низамиева и Р.А. Сакулина, «буквальное толкование положений закона все же дает основание усматривать пересечение понятий «брачный договор» и «соглашение о разделе имущества супругов»[6, С.69]. Таким образом, мы видим, что основным элементом пересечения этих договоров является субъектный состав. Анализируя вышесказанное, следует сделать вывод о том, что п.2 ст.38 СК РФ целесообразно представить в следующем виде: «Общее имущество бывших супругов может быть разделено между ними по их соглашению». Так как брачный договор носит имущественный характер, то при разделе имущества до расторжения брака, не смотря на то, что супруги уже решили развестись, может заключаться брачный договор.

Еще одна проблема касается субъектного состава брачного договора. Субъектами брачного договора могут выступать лица, вступающие в брак, или супруги. При этом четко не установлено, с какого момента гражданин может быть отнесен к категории лиц, вступающих в брак. Законодатель хотел показать, что брачный договор может быть заключен и до регистрации брака. Согласно ст.154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон, в качестве которого выступает заявление на регистрацию брака. В связи с этим возникает вопрос, что делать, если лица, подавшие заявление в органы загс и заключив на этом основании брачный договор, не зарегистрировали свой брак или отозвали свое заявление? А.Н. Чашин считает, что в такой ситуации необходимо автоматически аннулировать брачный договор [7, С.3]. Однако такого понятия, как «аннулирование» законодательство не содержит. Скорее всего А.Н. Чашин под данным термином понимает прекращение брачного договора. В этой связи возникает следующий вопрос, как может быть прекращен не вступивший в законную силу брачный договор? В соответствии с п.3 ст.43 СК РФ действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака. Соответственно, брачный договор не вступит в силу.

Не менее важным является вопрос о способности ограниченно дееспособных граждан заключать брачный договор. Некоторые правоведы считают, что ограниченно дееспособные граждане не могут заключать брачный договор, так как, согласно ГК РФ, они имеют право только на заключение мелких бытовых сделок, каковым брачный договор не является. Существует другая точка зрения, с которой невозможно не согласиться. Суть ее сводится к тому, что ограниченно дееспособный гражданин может заключить брачный договор, но только с согласия попечителя, так как является гражданско-правовой сделкой.

Таким образом, из вышесказанного видно, что существует ряд проблем, связанных с институтом договорного режима имущества супругов, решение которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

 

Литература

 

1.                  Антокольская М.В. Комментарий к Семейному кодексу РФ.- М.: Юрист, 2008.

2.                  Иванов А.А. Брачный договор в Российской Федерации// Закон. – 1999.-№ 10.

3.                  Лалетина А.С. Семейный кодекс РФ и некоторые вопросы регулирования брачно-семейных отношений // Закон и право.-2009.- №5.

4.                  Максимович Л.Б. Брачный договор (контракт): Правовые режимы имущества супругов. Понятие и сущность брачного договора. Порядок заключения, изменения и расторжения брачного договора.- М.: Ось-89.-2007.

5.                  Нечаева А.М. Новый семейный кодекс // Государство и право. 1996. №6.

6.                  Низамиева О.Н., Сакулин Р.А. Некоторые проблемы формирования содержания брачного договора // Государство и право. № 3. 2010.

7.                  Чашин А.Н. Актуальные проблемы субъектов брачного договора // Нотариус.2006. №2.

 

Поступила в редакцию 08.05.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.