ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Правовые аспекты обеспечения безопасности человека в условиях действия специальных административно-правовых режимов в Украине

 

Белевцева Виктория Викторовна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, и.о. заведующего сектором информационного правопорядка Научно-исследовательского института информатики и права Национальной академии правовых наук Украины.

 

Статья посвящена исследованию проблем обеспечения безопасности человека во время действия специальных административно-правовых режимов в Украине. В работе приведены направления и рекомендации, которые должны быть положены в основу последующего развития и усовершенствования обеспечения безопасности человека, а также обосновано ограничение прав человека во время действия специальных правовых режимов.

Ключевые слова: специальный административно-правовой режим; государственная безопасность; безопасность человека; права человека и гражданина.

 

The article is devoted to research of problems of providing of safety of man during action of the special administrative legal regimes in Ukraine. Directions and recommendations which must be fixed in basis of subsequent development and improvement of providing of safety of man are in-process resulted, and also limitation of human rights is grounded during action of the special legal regimes.

 Keywords: special administrative legal regime; state security; safety of man; human and citizen rights.

 

В Украинском государстве обеспечение безопасности человека, его прав и свобод является важнейшим направлением деятельности в сфере государственной безопасности. При этом следует отметить, что проблема безопасности человека является одной из ключевых в современных социально-политических условиях развития Украины и должна быть положена в основу политики возрождения Украины.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является главной целью Стратегии национальной безопасности Украины, утвержденной Указом Президента Украины от 12 февраля 2007 года № 105/2007 [9]. Также Закон Украины «Про основы национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года № 964-ІV в ст. 6 закрепляет положение о том, что гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетов национальных интересов Украинского государства [7].

Право на свободу и личную неприкосновенность, закреплено также в ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и является фундаментальным принципом деятельности в сфере обеспечения безопасности государства, человека и гражданина [3].

В то же время, на данном этапе развития Украинского государства, актуальным появляется вопрос относительно внутренних и внешних угроз правам человека. С целью предупреждения и ликвидации современных угроз и вызовов государство вводит в действие специальные административно-правовые режимы, которые непосредственно касаются основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Именно защита прав человека в условиях действия таких режимов является приоритетом в деятельности органов сектора безопасности.

Однако существуют ситуации, при которых могут быть ведены ограничения конституционных прав граждан, в частности права граждан могут быть ограничены, исходя из интересов общества (например, ограничение свободы высказываний руководителей сектора безопасности с целью сохранения секретности их работы). При чрезвычайных ситуациях, когда безопасность государства выходит на первый план, целый ряд гражданских прав может быть частично ограниченным.

Если при этом касаться роли законодательной власти в процессе ограничения политических и общественных прав, то необходимо отметить, что деятельность и особые полномочия органов сектора безопасности должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством Украины.

Следовательно, важным заданием любой отрасли права в защите прав человека и гражданина является регуляция порядка осуществления правоохранительных мероприятий с помощью соответствующих режимно-правовых норм. Именно поэтому в первоочередном рассмотрении нуждаются вопросы законности использования многообразных правоохранительных мероприятий. При этом стоит выходить с того, что законность в нынешних условиях следует понимать как правовой режим деятельности органов всех ветвей власти разного уровня.

В частности приведенным выше вопросам уделяли внимание в своих научных трудах следующие отечественные и иностранные авторы: В.Антипенко, А.Братель, И.Гончаров, В.Зеленецкий, В.Емельянов, С.Кивалов, В.Крутов, В.Ласточкин, А.Литвак, В.Литвин, В.Липкан, Е.Ляхов, В.Паливода, С.Пчелинцев, В.Рушайло, И.Самощенко, В.Тихий и другие.

Соблюдение законности в деятельности органов Службы безопасности Украины по обеспечению безопасности человека в условиях действия специальных административно-правовых режимов является особенно важным, потому что на них возложена обязанность защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и других противоправных посягательств.

В современной научной литературе под безопасностью человека принято понимать:

а) защищенность условий, которые обеспечивают реализацию прав и свобод человека и возможности для ее саморазвития [2, с. 18];

б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей [1, с. 21];

в) социальную защищенность человека, что обеспечивает сохранения самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества [10, с. 19].

Обеспечение безопасности человека, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относятся к жизненно важным интересам государства [8]. Важной составляющей безопасности человека является юридическая безопасность, под которой имеется в виду состояние защищенности человека в связи со вступлением его в сферу правовых отношений [10, с. 149].

Решение проблемы обеспечения безопасности человека приобретает приоритетный характер во время действия специальных правовых режимов, наиболее распространенными из которых являются режимы чрезвычайного и военного положений.

Приоритетное задание обеспечения прав и свобод граждан приобретает особое значение при возникновении разных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства в результате тех или других обстоятельств становится невозможным. Такими обстоятельствами, во время которых происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, могут быть, например, агрессия иностранного государства либо непосредственная угроза жизни и безопасности граждан, либо конституционному строю государства (например, попытка захвата власти, вооруженный конфликт, массовые беспорядки, террористические акты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и т.п.).

Исторический опыт свидетельствует о том, что в подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством специальные (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций (дальше - специальные правовые режимы).

Исходя из анализа зарубежного законодательства и классификации, которая приводится в юридической литературе, к таким режимам, в частности, можно отнести [4, с. 121]:

а) чрезвычайное положение (Алжир, Великобритания, Зимбабве, Индия, Ирландия, Канада, Португалия, США, ЮАР);

б) военное состояние (Болгария, Великобритания, Индия, Нидерланды, Польша, Румыния, США и др.);

в) осадное состояние (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Греция, Испания, Мали, Португалия, Франция);

г) состояние войны (Бельгия, Италия, Кабо-Верде и др.);

д) состояние общественной опасности (Италия);

е) состояние напряженности (ФРГ);

ж) состояние обороны (ФРГ, Коста-Рика, Финляндия);

з) состояние угрозы (Испания);

и) состояние готовности (Норвегия).

Конституция Украины предусматривает возможность введения в Украине специальных правовых режимов в форме чрезвычайного и военного положений.

В соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» военное положение в Украине предусматривает особенный правовой режим в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для отвлечения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, предопределенное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Военное положение вводится в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины на протяжении двух дней с момента обращения Президента Украины. Отменяется военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях также Указом Президента Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины в случае устранения угрозы нападения или опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, о чем немедленно объявляется через средства массовой информации. С предложением об отмене военного положения к Президенту Украины может обратиться Верховная Рада Украины [5].

Что касается чрезвычайного положения, то в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» оно вводится на всей территории Украины или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины на протяжении двух дней с момента обращения Президента Украины. Статья 4 отмеченного Закона содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых возможное введение режима чрезвычайного положения. [6].

Международная практика применения институтов чрезвычайного и военного положений в разных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государства рассматривает эти режимы как правовые институты, которые регламентируют чрезвычайный режим осуществления государственной власти в разных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным. При этом поддержка режима чрезвычайного или военного положения практически неминуемо связана с ограничениями прав и свобод граждан, которые приобретают часто неоправданно жесткий характер. С учетом изложенного представляется очень важным объективное сочетание целесообразности и разумной достаточности мероприятий государственного ограничения прав и свобод граждан, которые при этом не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе, основам правопорядка и конституционным нормам [11, с. 276 - 283].

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что любые ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в которых они предусмотрены законодательством конкретного государства и удовлетворяют нормам международного права. В полной мере указанное положение распространяется и на ограничение прав и свобод граждан в условиях специальных правовых режимов (в частности чрезвычайного или военного положения).

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в период чрезвычайного или военного положений, как правило:

а) не распространяются на основные права граждан;

б) носят ограниченный по объему и времени действия характер;

в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.

Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство человека, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу совести, свободу вероисповедания, право на судебную защиту прав и свобод и т.п.) должны непременно придерживаться.

В заключение необходимо отметить увеличение в последнее время внимания к исследованию разных аспектов специальных административно-правовых режимов. В то же время считается, что проблемам обеспечения безопасности непосредственно человека и гражданина во время действия чрезвычайного и военного положений не уделяется надлежащего внимания в научной литературе, что требует продолжение научных исследований в данном направлении.

Как вывод следует отметить следующее:

1)                 обеспечение безопасности человека в условиях действия специальных административно-правовых режимов – это урегулированный законодательством порядок деятельности компетентных органов относительно защиты прав и свобод гражданина (человека) во время выявления, предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз и опасностей террористического направления;

2)                 целесообразным является заимствование опыта других стран относительно правовой регуляции осуществления отдельных мероприятий, связанных с ограничениями прав и свобод человека в условиях действия специальных административно-правовых режимов;

3)                 необходимо четко определить указанные понятия в действующем законодательстве Украины и привести их в соответствие с требованиями Основного Закона Украины и международных норм и стандартов.

Следовательно, в результате возникновения или протекания социально-политических конфликтов защите подлежат неотъемлемые права граждан, закрепленные в Европейской Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и ст. 4 Международной конвенции об общественных и гражданских правах, а именно: право на жизнь; право не испытывать истязания, жестокого, негуманного и унизительного поведения или наказания; право не находиться в рабстве или неволе; право не быть лишенным свободы за невыполнение договорных обязательств; право не поддаваться наказанию по окончании срока давности; право на признание личности перед законом; право на свободу мысли и вероисповедания.

 

Литература

 

1.                  Безопасность России. Словарь терминов и определений. - М., 1998. - С. 21.

2.                  Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений / Под общ. ред. В.Л. Манилова. - М.: ИМЭМО РАН, 1998. - С. 18.

3.                  Европейская Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод // Офиц. весн. Украины,. - 2006. - № 32. - Ст. 2378. - С.464.

4.                  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т. 1 - 2 / Под ред. Б.А. Страшуна. - М. 1995. - С. 121.

5.                  О правовом режиме военного положения: Закон Украины от 06.04.2000 г. № 1647-ІІІ // Ведом. Верхов. Совета Украины. - 2000. - № 28. – Ст. 224.

6.                  О правовом режиме чрезвычайного положения: Закон Украины от 16.03.2000 г. № 1550-ІІІ // Ведом. Верхов. Совета Украины. - 2000. - № 23. – Ст. 176.

7.                  Об основах национальной безопасности Украины: Закон Украины от 19 июня 2003 года № 964-ІV / Ведом. Верхов. Совета Украины, 2003. - № 39. – Ст. 351.

8.                  Основы национальной безопасности / Под общ. ред. В.Л. Манилова. - М., 1998. - С. 26, 90, 166, 198.

9.                  Стратегия национальной безопасности Украины: Указ Президента Украины от 12 февраля 2007 года № 105/2007 // Офиц. весн. Украины. – 2007. - № 11. – С. 7. – Ст. 389.

10.               Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. - М., 1998. - С. 19.

11.               Шайо А. Самоограничение власти (короткий курс конституционализма). - М., 2001. - С. 276 - 283.

 

Поступила в редакцию 14.05.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.