ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Принципы права и их роль в регулировании общественных отношений

 

Сайфулина Юлия Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Черновицкого факультета Национального университета «Одесская юридическая академия».

 

Статья посвящена раскрытие права как социального явления, которое существует в обществе, имеет характерные для него принципы, на основе которых оно построено, действует, развивается и с помощью которых можно раскрыть его сущность и предназначение.

Ключевые слова: право, принцип права, социальное явление, генезис принципов права, сфера права, позитивное право, природное право, правопонимание, правосознание, правообразование, система права.

 

The article deals with investigation of law as the social phenomenon, which exists in the society, has typical principles, on the base of which it is built, acts, develops and by means of which it is possible to reveal its essence and destination.

Keywords: law, law principle, social phenomenon, origin of law principles, legal sphere, positive law, natural law, understanding of law, legal consciousness, formation of law, legal system.

 

Постановка проблемы

 

В отечественной юридической научной литературе обсуждения проблематики принципов права началось параллельно с исследованием самого права и продолжает длиться сейчас. В процессе научных исследований принципов права может обостряться интерес к таким исследованиям (практически каждый автор учебного пособия по теории права видел необходимым раскрыть свое понимание принципов права), то вовсе не считалось целесообразным рассматривать их. Актуальность данного вопроса возникает сейчас в новом свете и обусловлено тем, что построить гражданское общество и такую, что ему соответствует демократическое, социальное, правовое государство, возможно только при условии комплексного, системного реформирования всех сфер общественной жизни, составной частью которого является правовая реформа, которая должна охватить большинство правовых явлений.

Анализ исследования данной проблемы. Анализу принципов права в отечественной и зарубежной научной литературе уделяется достаточно много внимания. В частности, различные аспекты данной проблемы исследовали В. Протасов, В. Кучинский, А. Вишневский, А. Колодий, К. Волынка, А. муравьиная, С. Комаров, А. Малько, Г. Кондратьев, Н. Марченко, В. Бабаев, Т. Фулей, А. Подопригора, Е. Пахарь, В. Хропанюк, А. Скакун и другие.

Цель данной статьи заключается в исследовании принципов права, обосновании их признаков, классификации, раскрытии особенностей их применения и развития с учетом того, что их главными источниками выступают политика, экономика, мораль, идеология и социальная жизнь.

 

Изложение основного материала

 

Формирование принципов права – это сложный и многогранный процесс, однако без его детального изучения в дальнейшем будет сложно понять саму сущность изучаемого явления. В юридической научной литературе можно заметить тенденцию к распространению точки зрения, согласно которыой источниками принципов права считаются непосредственно нормы права или эти принципы выводятся из общего смысла позитивного права.

Интересную позицию по генезису принципов права освещает А.М. Колодий. По его мнению, с самого момента возникновения принципы права существуют как модифицированные и приспособленные к правовой сфере определенные общесоциальные принципы, находящиеся в диалектическом единстве. Их главными источниками являются политика, экономика, мораль, идеология, социальная жизнь. Также автор подвергает сомнению общепризнанную постнормативистську концепцию права, которая основывается на утверждении, что руководящие положения для получения статуса принципов права обязательно должны быть четко отражены в этом праве, и отмечает, что процесс возникновения принципов права в этом случае связан исключительно с правотворческой деятельностью государства, без внимания остается процесс правообразования и в таком случае речь идет именно о принципах юридического, а не общесоциального права. Еще один путь генезиса принципов права автор видит в превращении принципов-аксиом и принципов-постулатов, в которых фиксируются простейшие, элементарные, самоочевидные связи и отношения окружающей действительности на собственное принципы права [1, с. 7-16].

В современной научной литературе существует позиция, согласно которой обосновывается происхождение принципов права из римского права. Она получает поддержку в исследованиях ряда ученых [2]. Следует заметить, что в данном случае в основу толкования принципов права кладется исторический метод познания. В подтверждение этого подхода авторы, в частности, выражают тот аргумент, что слово «принцип» произошло от латинского principium, что в переводе означает первоначала, основа [3]. И именно в этот исторический период зародился выражение: «principium est potissima pars cuiuque rei» - принцип является важной частью всего. Правда, ложным было бы утверждать, что к тому времени в других государствах не существовало самостоятельных правовых систем и принципов, на основе которых эти правовые системы основывались и с помощью которых функционировали. По нашему убеждению, с данной позицией можно согласиться только в том случае, если считать, что принципы права не зародились в процессе формирования римского права, а лишь систематизировались и конкретизировались.

В литературе отмечается, что римскому праву были присущи следующие взаимосвязанные между собой принципы как принцип равенства, гуманизма, справедливости [4, с. 26-27]. Однако перечень характерных римскому праву принципов, по нашему мнению, на этом заканчивается. Не следует забывать, что изучение римского права не должно внушать слепую веру в то, что оно достигло предела совершенства, поскольку такая мысль противоречила бы принципам исторического развития и поэтому духовые свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права. Собственно благодаря критическому анализу римского права, можно выяснить, что ряд принципов права, которые были ему присущи, в условиях современного общества не отвечают предъявляемым требованиям и не всегда могут удовлетворить существующие потребности. Например принцип равенства, который существовал в римском обществе, не имел того смысла, который мы вкладываем в него сегодня.

Утверждение об историческом характере принципов права поддерживается юристами на протяжении длительного периода и сейчас неоспоримым является мнение о том, что принципы права зависят от исторического этапа развития общества, политических режимов и других факторов. Принципы права, как социальное явление, находятся в постоянном процессе изменений согласно преобразованиям, происходящим в обществе. Они постоянно развиваются и наполняются новым содержанием, так же как и совершенствуется любое общественное явление, поскольку существует взаимозависимость между его развитием и прогрессом в обществе. Основное же их назначение и приоритетные задачи остаются неизменными. Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, принципы права освещают то основное в праве, должно быть сориентировано и направлено на его развитие. По сравнению с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, конкретному историческому этапу, принципы права отличаются большой устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени [5, с. 152].

Исследуя проблему происхождения принципов права, A.M. Колодий делает вывод о том, что принципы права могут возникать стихийно, из эмпирического опыта, или формироваться сознательно на уровне теоретических концепций, приобретая тем самым характер научных принципов, последние же более концептуально выражают научную мысль, отражающая закономерности общественного развития [1, с . 16]. По нашему мнению, в первом из названных вариантов формирования принципов права целесообразнее говорить не о стихийности, а о закономерности, регулярность, повторяемость, устойчивость общественных связей и именно такие их свойства обусловливают появление принципов права. В литературе нередко отмечается, что принципы права, безусловно, не являются произвольными по своему характеру.

Анализируя процесс исследования принципов права, правильным будет акцентировать внимание на проблеме определения понятия «принципы права», которая в научных источниках раскрывается по-разному, а иногда и противоречиво. Прежде всего, следует отметить, что в юридической литературе для обозначения понятия «принципы права» часто используют и другие термины, в частности: «правовые принципы», «юридические принципы», «общеправовые принципы». Некоторые ученые отождествляют эти сроки и используют их как синонимы, не придавая им никакого содержательной разницы. Так A.M. Колодий подает как синонимы термины «юридические принципы» и «принципы права» [1, с. 23]; В.В. Ладиченко отмечает, что термины «принципы права», «юридические принципы», «основные идеи», «отправные начала», «руководящие положения» используются как синонимы [6, с. 73-78]. Значительно чаще находим в научной литературе отождествление терминов «принципы права» и «правовые принципы». Итак, среди исследователей отсутствует единство в выборе термина, который должно обозначать это явление, в свою очередь затрудняет процесс научного исследования принципов права и вряд ли оправдано с практической точки зрения. Чтобы установить соотношение между этими терминами следует прежде дать определение понятия «принципы права» и уже на его основе провести необходимые разграничения.

Безусловно, любые принципы в сфере права, существовавшие когда-либо существуют сегодня, является результатом социально значимой человеческой деятельности, а следовательно социальным продуктом. Возникновение принципов в правовой сфере обусловлено потребностями общества, в них отражаются закономерности общественного развития и без учета этих существенных моментов невозможно объяснить и понять их особое значение.

В украинском, а также в другой постсоветской юридической научной литературе получило распространение и доминирование утверждение о том, что принципы права - это основные, исходные положения, идеи, освещающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора. Ими являются наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформированы в законе, или вытекают из его содержания [7, с. 267]. Также под принципами права понимают выходные, определяющие идеи, положения, задачи, составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права – это то, на чем основано формирование, динамика и действие права, позволяет определить природу данного права как демократического или тоталитарного [5, с. 151]. Близкое по смыслу определение принципов права дает В.Н. Хропанюк - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные признаки права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти [8, с. 215].

Анализируя этот вопрос, А.Ф. Скакун под принципами права понимает объективно присущие праву отправные начала, неоспоримые требования, предъявляемые к участникам общественных отношений с целью гармоничного сочетания индивидуальных и групповых интересов. Это своеобразная система координат, в рамках которой развивается право, и одновременно вектор, определяющий направление его развития. В принципах сосредоточено мировой опыт развития права, опыт цивилизации [9, с. 221]. Некоторые ученые берут за основу общее определение принципов права, основывается на том, что ими являются руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, эти идеи выражают закономерности права, а с другой – наиболее общие нормы, действующие во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо четко сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов [10]. Близкими по сути соображения и в Ф. Вишневского, который, давая определение принципам права, отмечает, что это основополагающие принципы, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе [11, с. 194]. В.В. Копейчиков определяет принципы права как его основные принципы, исходные идеи, характеризуются универсальностью, общей значимости, выше императивностью и отражают существенные положения права. Принципы права по своей сути является обобщенные отражения объективных закономерностей развития общества, человечества в целом. Присущая принципам права свойство универсального и абстрактного освоения социальной действительности предопределяет их особую роль в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознания [12, с. 108-109].

Несколько иное обоснование принципов права подают А.Ю. Олейник, С.Д. Гусарев, А.Л. Слюсаренко. Они считают, что принципы права - это закрепленные в праве главные идеи, исходные принципы или основы функционирования, характеризующие его содержание, главное назначение и обусловленные общими закономерностями развития общества. В принципах права отображаются взаимодействие и соотношение отдельных явлений государственно-правовой деятельности [13]. В.В. Ладиченко рассматривает принципы права как закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основные идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при наличии пробелов и ее противоречий [6, с. 73-78].

С учетом вышеизложенных научных позиций, можно сделать вывод, что дискуссии относительно определения понятия «принципы права» имеют место в литературе в связи с тем, что ученые придерживаются различных концепций по обоснованию самого понятия «право» и как отмечал Ульпиан «тому, кто изучает право, прежде всего надо иметь в виду, откуда возникло слово «право» (jus).

В контексте приведенного выше следует отметить, что в науке общей теории государства и права и философии права существует концепция разделения права на позитивное право и естественное право или, другими словами, право государственно-юридическое и право общесоциальное. В отечественной литературе в связи с идеологизацией юридической науки и, как следствие, отсутствия плюрализма, недавно господствующим был позитивистский тип правопонимания, где право рассматривалось как система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых, гарантируются и охраняются государством. Об определении понятия естественного (обще-социального) права, относительно недавно введенное в научный оборот, то в основном под ним понимают определенные возможности участников общественной жизни, объективно обусловленные уровнем развития общества и должны быть общими и равными для всех одноименных субъектов и объектов. Такое право возникает и существует независимо от государства и не обусловлено необходимостью государственного признания.

Разделение права на естественное (общесоциальное) право и позитивное (юридическое) право объективно обусловливает необходимость разграничения принципов соответствующих разновидностей права: принципов естественного права (общесоциального) и принципов права положительного (юридического), поскольку разные по своей сути явления не могут иметь вполне тождественны принципы формирования, построения, функционирования и т.п.. Это разграничение способствовать избежанию недоразумений по выяснению генезиса, классификации принципов права и их значение. Так, выделив принципы именно положительного (юридического) права вполне подходящей является позиция относительно их происхождения, состоящая в том, что такие принципы непосредственно закреплены в нормах права или вытекают из содержания законодательства. Однако, такое утверждение отнюдь не является характеристикой принципов естественного (общесоциального) права. Что касается генезиса принципов естественного (обще-социального) права, то можно предложить такую ​​последовательность их образования:

1)                 формирование и закрепление в сознании лица,

2)                 активное внедрение и использование в общественных отношениях,

3)                 постоянное применение в юридической практике;

4)                 закрепление в позитивном праве (так называемый переходный этап принципов естественного (общесоциального) права в принципы положительного (юридического) права).

Данная позиция частично находит свое подтверждение в следующих положениях, высказанных в научной литературе. Ряд ученых, разграничивая термины «принципы права» и «правовые принципы» считают, что правовые принципы – это требования, предъявляемые к системе права определенного типа государства и формируются к возникновению системы права. Без их формирование было бы невозможным создание новой системы права, ведет преобразования правовых принципов в принципы права. Отдельные авторы сознательно переносят момент возникновения определенных принципов в области права еще до формирования правовой системы. Это также является аргументом в пользу высказанного нами позиции. Также под «правовыми принципами» понимают основные, определяющие идеи правовой системы и представления о принципах права как основные нормативные принципы права, которые определяют сущность и направленность правового регулирования [14, с. 6]. В данном случае правовые принципы рассматриваются как принципы правового сознания или принципы доктрины. Но в таком случае речь идет о праве, которое еще может быть и не закреплено государством, то есть принципы существуют не только в позитивном праве, но и в других правовых явлениях.

Детальная классификация принципов права приведена AM Колодием. Он выделяет принципы:

1)                 правосознания;

2)                 правообразования;

3)                 правотворчества, а среди них: законотворчества и нормотворчества;

4)                 системы права, в том числе: общеправовые (основные), межотраслевые, отраслевые, институтов права;

5)                 структуры права, среди них: общесоциального и юридического, публичного и частного, регулятивного и охранительного, материального и процессуального, объективного и субъективного права;

6)                 правореализации, а среди них – правоприменения;

7)                 порядка, среди них: правосудие и юридической ответственности [1 , с. 39].

В приведенной классификации говорится о разграничении принципов обще-социального права и юридического права в рамках принципов структуры права, и по нашему мнению, в данном разграничении сложно отразить сущность принципов общесоциального права, а главное - их самостоятельность от принципов юридического права. Также приведенной классификации следовало бы включить понятие общечеловеческих (цивилизационных) принципов юридического права, существование которых не раз обосновывалось и, видимо уже не вызывает сомнения.

По мнению А.Ф. Скакун, все принципы права можно разделить на общих социальные (к ним автор относит экономические, социальные, политические, идеологические, морально-духовные) и специально-социальные (юридические), последние в свою очередь делятся на общие, отраслевые и межотраслевые [9, с. 222]. Практически тождественную по содержанию и распространенную в научной литературе классификация принципов права дает В.В. Копейчиков. Он разделяет принципы права в зависимости от функционального назначения и объекта отображения на социально-правовые и специально-правовые. Социально-правовые принципы, по мнению автора, отражают систему ценностей, присущих обществу и имеют или должны иметь правовую форму выражения и обеспечения. О специально-правовых принципов, то они обобщают принципы формирования и существования собственно права как специфического социального явления и делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, принципы-институты [15].

Итак, суммируя приведенные выше классификации принципов права и учитывая предложенный нами их разделение, предлагаем следующую классификацию:

1) по онтологической природе правового явления, в рамках которого существуют принципы:

а) принципы естественного (общесоциального) права б) принципы положительного (юридического) права;

2) в зависимости от наличия воли субъекта: а) принципы субъективного естественного (общесоциального) права б) принципы субъективного положительного (юридического) права в) принципы объективного естественного (общесоциального) права г) принципы о объективного положительного (юридического) права. Вся последующая более детализированная классификация принципов права должна формироваться в рамках выделенных классов.

 

Выводы

 

Исследуя принципы права, в первую очередь следует разграничивать принципы положительного (юридического) права и принципы естественного (общесоциального) права. На основе предложенного разделения необходимо рассматривать два пути формирования принципов права: принципы позитивного права формируются путем непосредственного закрепления в юридических нормах или выводятся из их содержания; принципы естественного права возникают и существуют в сознании человека и при этом могут не фиксироваться в позитивном праве. Под принципами положительного (юридического) права следует понимать закрепленные в его источниках общепризнанные основные (руководящие) идеи, освещающие закономерности права как государственно-властного регулятора общественных отношений. Принципы естественного (общесоциального) права - это такие руководящие принципы (идеи), объективно присущие этому праву, обусловленные развитием общества и человека в целом и раскрывают его сущность и назначение. В зависимости от наличия воли субъекта можно выделять принципы:

а) субъективного естественного (общесоциального) права;

б) субъективного положительного (юридического) права;

в) объективного естественного (общесоциального) права;

г) объективного положительного (юридического) права.


Литература

 

1.                  Колодий A.M. Принципы права Украины: монография / А.М. Колодий. - Киев: Одиссей, 1998. - 208 с. - С. 7-39.

2.                  Общая теория государства и права: академический курс: в 3-х т. / отв. ред. М.Н. Марченко. - Изд. Второе, перераб. и доп. - Москва: Городец, 2002. - Т. 2. - 2002. - 518 с. - С. 75-76; Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В.К. Бабаева. - Нижний Новгород, 1993. - 544 с. - С. 223; Фулей Т.И. Римское право как основа современных общечеловеческих принципов / Т.И. Фулей / / Актуальные проблемы государства и права. - 2002. - Вып. 13. - С. 24-25.

3.                  Краткий словарь иностранных слов / под общ. ред. И.В. Лехина ... и др.. -4-е изд. - Москва: ОГИЗ, 1947. - 480 с. - С. 221; Философский словарь / под ред. В.И. Шинкарук. - Киев: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии Академии наук СССР, 1973. - 600 с. - С. 410.

4.                  Фулей Т.И. Римское право как основа современных общечеловеческих принципов / Т.И. Фулей / / Актуальные проблемы государства и права. - 2002. - Вып. 13. - С. 26-27.

5.                  Теория государства и права: курс лекций / под ред. H.И. Матузова, A.B. Малько. - Москва: Юристъ, 2004. - 768 с. - С. 151-152.

6.                  Ладиченко В.В. Комплексный подход к принципам права / В.В. Ладиченко // Государство и право: сборник научных трудов. Юридические и политические науки. - 2004. - Вып. 26. - С. 73-78.

7.                  Комаров С.А. Теория государства и права: учебно-методическое пособие: краткий учебник для вузов / С.А. Комаров, A.B. Малько. - Москва: Норма-ИНФРА-М, 2001. - VI, 440 с. - С. 267.

8.                  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: [реферат] / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. - 2-е изд., Доп., Испр. - Москва: Интерстиль, 2000. - 377 с. - С. 215.

9.                  Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник: пер. с рус. / А.Ф. Скакун. - Харьков: Консум, 2001. - 656 с. - С. 221-222.

10.              Волынка К. Теория государства и права: учебное пособие / К. Волынка. - Киев: МАУП, 2003. - 240 с. - С. 99; Кельман М.С. Общая теория государства и права: учебник / Н.С. Кельман, А.Г. Муравьиная, Н.М. Хома. - 3-е изд., Стер. - М.: Новый Мир-2000, 2007. - 584 с. - С. 284; Теория государства и права: учебное пособие / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - Изд. Второе, испр. и доп. - Москва: Инфра-М - Норма, 1997. - 570 с. - С. 237.

11.              Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебное пособие / А.Ф. Вишневский, H.A. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинский. - 2-е изд., Доп. - Минск: Амалфея, 2004. - 688 с. - С. 194.

12.              Общая теория государства и права / под ред BB Копейчикова. - Киев: Одиссей, 1997. - 317 с. - С. 108-109.

13.              Гусарев С.Д. Теория права и государства: учебное пособие / С.Д. Гусарев, А.Ю. Олейник, А.Л. Слюсаренко. - Киев: Всеукраинская ассоциация издателей «Правовое единство», 2008. - 270 с.

14.              Фулей Т.И. Современные общечеловеческие принципы права и проблемы их внедрения в Украине: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01: Теория и история государства и права, история политических и правовых учений / Т.И. Фулей, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. - Киев, 2003. - 20 с. - С. 6.

15.              Общая теория государства и права / под ред BB Копейчикова. - Киев: Одиссей, 1997. - 317 с.; Кельман М.С. Общая теория государства и права: учебник / Н.С. Кельман, А.Г. Муравьиная, Н.М. Хома. - 3-е изд., Стер. - М.: Новый Мир-2000, 2007. - 584 с. - С. 29; Комаров С.А. Теория государства и права: учебно-методическое пособие: краткий учебник для вузов / С.А. Комаров, A.B. Малько. - Москва: Норма-ИНФРА-М, 2001. - VI, 440 с. - С. 264; Гусарев С.Д. Теория права и государства: учебное пособие / С.Д. Гусарев, А.Ю. Олейник, А.Л. Слюсаренко. - Киев: Всеукраинская ассоциация издателей «Правовое единство», 2008. - 270 с. - С. 65.

 

Поступила в редакцию 14.05.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.