ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Понятие и признаки процедурных правоотношений в лесном законодательстве Украины

 

Савчук Елена Александровна,

аспирант Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого».

 

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятия процедурных правоотношений в лесном законодательстве Украины. Раскрываются их особенности и дается характеристика.

Ключевые слова: процедурные правоотношения, лесные отношения, лес, лесные участки, владение, пользование и распоряжение лесами, охрана, воспроизводство и использование лесных ресурсов.

 

The article deals with the concept of procedural relations in the forest legislation of Ukraine. Disclosed their features and the characteristic of.

Keywords: procedural relationship, relationships forest, forest, forest areas, possession, use and disposal of forests, protection, reproduction and use of forest resources.

 

Постановка проблемы

 

В юридической литературе особое внимание отведено правовым отношениям с позиции общей теории права. Однако лесные правоотношения не являлись предметом специального изучения, а рассматривались только в рамках учебной литературы. На сегодняшний день данная позиция является недостаточной, в связи с этим возникает необходимость изучения конкретных процедур лесных правоотношений.

Анализ исследования данной проблемы. Анализу исследования правоотношений в научной литературе уделяется достаточно много внимания. В частности изучением занимались: М. Д. Шаргородский, Л. С. Явич, Р. О. Халфина, А. К. Стельгевич, И. Сабо, А. Г. Аксененок, Ю. И. Гревцов, В. Н. Щеглов, Н. И. Краснов, И. А. Иконицкая, Н. А. Чечина, Ю. К. Толстой, П. Т. Полежай, Ю. Г. Ткаченко, Е. В. Бурлай, В. Н. Протасов, В. О. Лучин, О. С. Иоффе, Д. В. Ковальский, С. Ф. Кечек’ян, Ю. М. Козлов, И. А. Дмитренко, В. С. Аракчеев, И. А. Галаган, О. А. Красавчиков, В. И. Леушин, Б. В. Шейндлин, М. Н. Перфильев, Н. Г. Александров, В. Д. Сорокин, Е. В. Шорина, М. В. Осипов, П. Д. Сахаров, А. А. Забельшенский, С. Н. Братусь, Е. Б. Пашуканис.

Цель данной статьи заключается в исследовании понятия процедурных правоотношений, обосновании их особенностей в законодательстве Украины.

 

Изложение основного материала

 

В философской литературе категория «общественные отношения» соотносятся с категориями «деятельность» и «связь» и понимается как: объективная совокупная деятельность людей, то есть сотрудничество многих индивидов в связи с их отношением к природе и друг к другу [4 , с.103, 104]; объективная и устойчивая структура общественных связей, которые формируются и развиваются в соответствии с видами и предметов человеческой деятельности [3, с.33].

Н.И. Матузов отмечает: право и правоотношения – два главных элемента сложной юридической надстройки общества, правовой действительности, они составляют ядро той юридической среды, в которой постоянно находятся, вращаются участники социальной жизни.

Правовые отношения определяются в наиболее общем виде как общественные отношения, урегулированные (опосредованные) правом. Главное в правоотношениях - то, что, во-первых, они возникают на основе правовых норм и, во-вторых, их участники (граждане и организации) выступают как носители взаимнокорреспондирующих юридических прав и обязанностей. Связь между правом и обязанностью, а точнее между их носителями, и есть правоотношения.

С позиций данного определения любое отношение, так или иначе опосредованное правом, является правовым. А так как в государственно-организационном обществе подавляющая часть отношений подвергается (в некоторой степени) правовой регламентации, то все они выступают в качестве правовых. Более того, многие отношения, в частности государственные, административные, уголовные, процессуальные, существуют только как правовые и в другом качестве недопустимы. Это означает, что правовыми отношениями могут быть названы не только строго индивидуализированные, конкретные связи между отдельными субъектами, но и более общие, не столь детализированы, относительно стабильные (продолжающиеся) связи.

Они возникают в результате действия главным образом конституционных норм, регулирующих наиболее важные, основополагающие отношения, связанные с общественным и государственным строем, управлением, закреплением общего положения (статуса) субъектов, наделением их основными правами и обязанностями и т. д.

В теории и на практике правоотношение трактуется обычно более узко - только как конкретная, строго индивидуализированная связь между субъектами, которая возникает в силу наступления того или иного юридического факта. Эта связь мыслится, как правило, по модели обязательственных или аналогичных ему отношений: две стороны, четко определены взаимные права и обязанности, над сторонами – третья сила (государство), которая в случае спора, конфликта, нарушения одной из сторон своих обязанностей, выступает арбитром, принуждает к совершению необходимых действий [2, с.23-24].

В. М. Горшенев рассматривал процессуальные правоотношения как производные от материальных правоотношений и вспомогательные относительно последних [5, с.92]. Этой позиции придерживался также В. Н. Щеглов, рассматривая гражданские процессуальные правоотношения как урегулированные гражданским процессуальным правом отношения между судебными органами и всеми другими участниками процесса, которые находятся в процессуальной деятельности, осуществляемой на основе процессуальных прав и обязанностей, направленной на защиту имущественных, трудовых и других прав граждан, а также прав и законных интересов организаций [6, с.56].

В юридической литературе важнейшими особенностями процессуальных отношений называют: любые процессуальные правоотношения играют служебную роль по отношению материальных правоотношений, поскольку первые служат средством установления вторых; всем процессуальным правоотношениям в совокупности и каждому из них в отдельности присущи публично-правовые принципы в учредительной, правотворческой и правоприменительной сферах деятельности государства, а также уполномоченных им органов, движение процессуальных правоотношений характеризуется многостадийностью; процессуальные правоотношения могут меняться от стадии к стадии (в отличие от них материально-правовые отношения являются стабильными) процессуальные правоотношения функционируют только в системе с материально-правовыми и связанные с ними общностью задач процессуального регулирования [1, с.98-90].

А. П. Гетман определяет эколого-процессуальные правоотношения как урегулированные процессуальными нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в результате деятельности органов государственной власти, государственного управления в сфере экологии и других субъектов права, которая осуществляется на основе экологических процессуальных субъективных прав и юридических обязанностей и направлена ​​на фактическую реализацию норм экологического материального права, которые обеспечивают рациональное использование природных ресурсов, их воспроизводство, охрану окружающей среды [7, с.66].

Для эколого-процессуальных норм характерны соответствующие признаки:

Во-первых, правовая природа процессуальных норм экологического права обусловлена ​​и определена спецификой экологической сферы – наличием природных ресурсов, окружающей среды как объективно существующей и такой, которая не зависит от воли и сознания человека реальности. Экологический фактор проявляется в разных аспектах, в частности: экологические отношения существуют только в период естественного развития этих объектов без отрыва их от единой среды, т.е. к превращению их в товарно-денежные объекты отношений (например – срубленные деревья), в основе экологических отношений находятся природные объекты, развивающихся по законам природы, подлежат их влиянию, в некоторых экологических отношениях деятельность субъектов подчинена выполнению экологических императивов, обязательных для выполнения.

Во-вторых, процессуальные нормы экологического права направлены на реализацию только экологических материальных норм. Эколого-процессуальные нормы определяют специфику процессуальных производств, а также своеобразие процессуальных форм деятельности органов управления в сфере экологии. Этот признак норм определен предметом правового регулирования экологического права - своеобразными общественными отношениями, связанными с рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, а также охраной окружающей среды.

В-третьих, признаком эколого-процессуальных норм следует считать и то, что их применение существенно не связано с юрисдикционной деятельностью. Основная сфера их применения охватывает деятельность органов управления в сфере экологии положительного характера, для которой характерно возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и обязанностей, а элемент принуждения отсутствует. Только для незначительной части эколого-процессуальных норм характерный элемент принуждения. Это нормы, регулирующие деятельность органов управления в сфере экологии по решению экологических споров.

Кроме того, признаком процессуальных норм экологического права является форма их выражения. Они объединены с материальными нормами экологического права, а их источниками (формой выражения) есть законы, кодексы, другие нормативные акты материально-процессуального характера [7, с.51].

Процедурные правоотношения в лесном законодательстве рассматриваются как общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью исполнительных и распорядительных органов по владению, пользованию и распоряжению лесами, обеспечение охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов.

В качестве признаков процедурных правоотношений в лесном законодательстве можно назвать: они являются общественными отношениями, которые урегулированы процедурными нормами лесного законодательства, им присущ публичный характер, они образуются в процессе деятельности уполномоченных субъектов.

Уполномоченные субъекты (органы государственной власти и местного самоуправления) выступают в лесных отношениях в двух качествах: а) как регуляторы отношений лесного фонда Украины в целом или по отдельным лесным участкам, в этом случае акты таких органов имеют нормативно-правовой, публичный, административный характер б) как собственники или уполномоченные органы по владению, пользованию и распоряжению соответствующими лесами, за этих обстоятельств такие органы могут вступать в частноправовые отношения с другими субъектами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления как субъектов лесных отношений можно разделить на органы общей и специальной компетенции. К первой группе следует отнести Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации, органы местного самоуправления. Среди органов второй группы можно назвать Государственное агентство лесных ресурсов, которое действует от 13 апреля 2011 г., и Министерство экологии и природных ресурсов. Органами местного самоуправления, наделенными правами и обязанностями по использованию, охране и воспроизводству лесов в Украине, являются областные, районные, Киевская и Севастопольская городские, городские, поселковые, сельские советы, общий правовой статус которых определен Конституцией Украины и Законом «О местном самоуправлении» от 21 мая 1997 г. Особый статус, обусловленный спецификой АРК как автономного образования в составе унитарного государства Украина, имеют ВР АРК, РМ АРК, основы правового статуса которых, кроме Конституции Украины, определены также Конституцией Автономной Республики Крым, утвержденной Законом от 23 декабря 1998 АРК является автономной по вопросам, определенным статьями 137, 138 Конституции Украины, в частности, осуществляет нормативное регулирование по вопросам лесов, охоты, рыболовства [8, с.15].

Процедурные лесные правоотношения возникают по поводу владения, пользования и распоряжения лесами, обеспечение охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов. На выполнение одного из важнейших задач экологического законодательства - регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов направлены нормы Закона «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991г., который отмечает среди обязательных требований при использовании природных ресурсов гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями осуществление мероприятий по воспроизводству возобновляемых природных ресурсов (п. «в» ч. 1 ст. 40), к которым относятся и леса. Воспроизведение возобновляемых природных ресурсов является элементом сохранения здоровой окружающей среды, экологизации материального производства и является одним из основных принципов в области охраны окружающей среды (п. «г» ст. 3).

Пути повышения полезных свойств лесов в процессе их воспроизводства обусловлены месторасположением и функциональному назначению лесов, направленным на выполнение водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, воспитательных и других функций, экономической функции леса как источника для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.

С учетом природно-климатических условий каждого региона Украины законодательно предусмотрен ряд мероприятий по восстановлению лесов в двух организационно-правовых формах – восстановление лесов и лесоразведения. Указанные меры составляют отдельное направление экологической, а в ее составе – лесной политики Украины, отраженной в таких концептуальных документах, как Государственная программа «Леса Украины» на 2002 - 2015 годы, утвержденная постановлением КМУ от 16 сентября 2009 № 977, и концепция реформирования и развития лесного хозяйства, одобренная распоряжением КМУ от 16 апреля 2006 № 208-р. Так, к основным направлениям развития лесного хозяйства согласно указанной программе относятся: увеличение лесистости территории в природных зонах до оптимального уровня, повышение производительности, улучшение качественного состава лесных насаждений, расширение работ по лесоразведению и агролесомелиорации. Среди основных задач Концепции реформирования и развития лесного хозяйства также предусмотрено увеличение лесистости территории до научно обоснованного уровня (разд. III). Реализация Концепции будет способствовать переводу лесного хозяйства на принципах устойчивого развития и эффективному управлению лесным хозяйством, увеличению площади лесов страны, сохранению биоразнообразия и устойчивого лесопользования, удовлетворению потребностей общества в лесных ресурсах, улучшению водорегулирующих, почвозащитных, рекреационных и других полезных свойств лесов [8, с. 251-252].

 

Выводы

 

Итак, процедурные правоотношения в лесном законодательстве рассматриваются как общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью исполнительных и распорядительных органов по владению, пользованию и распоряжению лесами, обеспечение охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов. Что касается вопроса признаков процедурных правоотношений, следует выделить следующие: что процедурные отношения являются общественными отношениями, урегулированные правом, которым присущ публичный характер, так как они образуются в процессе деятельности уполномоченных субъектов. Они возникают по поводу владения, пользования и распоряжения лесами и направлены на обеспечение охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов.

 

Литература

 

1.                  Божьев В. П. Уголовно-процессуальные отношения / В. П. Божьев. – М., 1975. – 176 с.

2.                  Н. И. Матузов Общие правоотношения и их специфика. «Правоведение» 1976, № 3, с.23-33.

3.                  Общественные отношения. Вопросы общей истории / под ред. П. А. Рачкова. – М., 1981. – 200с.

4.                  Перфильев М. Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы / М. Н. Перфильев. – Л., 1974. – 237с.

5.                  Теория юридического процесса текст. / В. М. Горшенев, В. Г. Крупин, Ю. И. Мельников [и др.]; под общ. ред. В. М. Горшенева. - Харьков: Изд-во при Харьк. ун-те. «Вища школа», 1985, 192 с.

6.                  Щеглов В. Н. Гражданское процессуальное правоотношение. Юр.лит-ра. М., 1966. С.56.

7.                  Гетьман А. П. Вступ до теорії еколого-процесуального права України / А. П. Гетьман. – Х.: Основа 1998, 205 с.

8.                  Науково-практичний коментар Лісового кодексу України / Г. І. Балюк, А. П. Гетьман, Т. Г. Ковальчук [та ін.]; за ред. Г. І. Балюк. – К.: Юрінком Інтер, 2009. – 368 с.

 

Поступила в редакцию 13.06.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.