Камни и народы. Лингвистический анализ
Шутёмова Нина Анатольевна,
диссертант Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
Stones and the people. The linguistic analysis
Shytiomova Nina Anatoljevna,
the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.
Кубань. Эта древняя земля знала осёдлые и кочевые племена (роды). Древнегреческие города-колонии, Боспорское царство, ДРЕВЕНРУССКОЕ Тмутараканское княжество. Данная территория знала НАБЕГИ скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Её богатства грабили феодалы Турции и крымские ханства.
The Kuban land. This ancient land had seen settled and nomadic tribes, ancient Greek citycolonies, the Bosporus Kingdom and the old Russian Tmutarakan Principality. It was raided by Scythians and Polovtsi and invaded by Mongol-Tatar hordes. Turkish feudal lords and Crimean khans, too, preyed on its riches.
««…ДХА-вар («Основатель») — бог-творец…» [10. С. 317]; ««…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины… стекают священные реки..» [14. С. 71]. В исторической науке существует разные версии относительно происхождения индоевропейцев и кавказской языковой семьи. Историки делают следующий вывод: «Отсюда следует, что названия родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена…» [18]. Одна версия была предложена академиками Рыбаковым, Трубачёвым, Гамкрелидзе, Ивановым и Пиотровским. Существует другая версия. Можно рассмотреть, чем руководствовались исследователи в своих изысканиях. Так, во «Всемирной истории» АН СССР отмечается следующее. «2. ДРЕВНЕЙШИЙ КРИТ…Заселение Крита началось со времён НЕОЛИТА…единообразие погребений…коллективные круглые ГРОБНИЦЫ… Уже в начале среднеминойского периода…в ПЕЩЕРЕ были найдены сосуды с таким орнаментом…Период примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский)…В этот период семейные ГРОБНИЦЫ знати, сделанные в СКАЛАХ, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц» [1. Т. 1. С. 403—405]. «3. МИКЕНСКАЯ ГРЕЦИЯ… III тысячелетие до н.э. в истории материковой Греции… Раннеэлладские племена…Захоронения того времени обычно были коллективные; они размещались в узких колодцеобразных и ВЫСЕЧЕННЫХ в СКАЛАХ могилах…Раннеэлладские ПЛЕМЕНА говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ. В древнегреческий язык вошло большое число слов с ОСНОВАМИ, оканчивающимися на —НТ(-НФ) и —СЕ, отсутствующими в других ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ языках. К этим словам, наряду с такими ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: ГИАЦИНТ, НАРЦИСС, КИПАРИС и многое другое. По-видимому, всё ЭТО является наследием в греческом языке, полученным от РАННЕЭЛЛАДСКИХ, догреческих ПЛЕМЁН, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н.э. Раннеэлладские племена были РОДСТВЕННЫ ДРЕВНЕЙШЕМУ населению Малой Азии, ТАК КАК и здесь ВСТРЕЧАЮТСЯ сходные ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите. Древние греки называли ДОГРЕЧЕСКОЕ население страны ПЕЛАСГАМИ, КАРИЙЦАМИ или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода НЕОЛИТА. Они, по-видимому, НЕ принадлежали к числу народов ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ семьи языков… Между 2200... 2000 гг. до н.э. …Волна греческих ПЛЕМЁН (сами ГРЕКИ называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера…Завоевателей принято называть МИНИЯМИ…» [2. Т. 1. С. 410—411]. Таким образом, исследователи отметили наличие определённой топонимики и определённый словарный запас. Таким образом, мнение о том, что «Эти племена заселяли Эгеиду с периода НЕОЛИТА. Они, по-видимому, НЕ принадлежали к числу народов ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ семьи языков» основывается на том, что «В древнегреческий язык вошло большое число слов с ОСНОВАМИ, оканчивающимися на —НТ(-НФ) и –СЕ, отсутствующими в других ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ языках. К этим словам, наряду с такими ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: ГИАЦИНТ, НАРЦИСС, КИПАРИС и многое другое. …». Следовательно, исследователи регистрируют ПЛЕМЕНА Греции и Малой Азии в «III тысячелетии до н.э.». Регистрируются определённые ОКОНЧАНИЯ ОСНОВ, топонимика (без объяснения СМЫСЛА ОСНОВ) и наименования растений («КИПАРИС») в 3 тысячелетии до н.э. Исследователи предполагают, что «всё ЭТО является наследием в греческом языке, полученным от РАННЕЭЛАДСКИХ, догреческих ПЛЕМЁН, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н.э. …». Следовательно, данная часть исследователей НЕ предполагает ПРОЖИВАНИЕ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ПЛЕМЁН на данной территории с ЭПОХИ НЕОЛИТА, приход ПЛЕМЁН ДРУГИХ языковых семей и языковое заимствование индоевропейцами у ПРИШЕДШИХ ПОЗДНЕЕ НЕИНДОЕВРОПЕЙСКИХ языковых родов. Однако исследователи регистрируют следующее. «Заселение Крита началось со времён НЕОЛИТА…единообразие ПОГРЕБЕНИЙ …коллективные круглые ГРОБНИЦЫ… Уже в начале среднеминойского периода…в ПЕЩЕРЕ были найдены сосуды с таким орнаментом…Период примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский)… В этот период семейные ГРОБНИЦЫ знати, сделанные в СКАЛАХ, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц»; «3. МИКЕНСКАЯ ГРЕЦИЯ… III тысячелетие до н.э. в истории материковой Греции… Раннеэлладские племена…Захоронения того времени обычно были коллективные; они размещались в узких колодцеобразных и ВЫСЕЧЕННЫХ в СКАЛАХ могилах…». Таким образом, исследователи отмечают НЕПРЕРЫВНОСТЬ совершения ОБРЯДОВ, захоронений в СКАЛАХ, в камне, в ПЕЩЕРАХ. Обряды в ПЕЩЕРАХ подразумевают СТАЦИОНАРНОЕ проживание. Аналогичным образом частью исследователей рассматриваются ДРЕВНЕЙШИЕ ПЛЕМЕНА КАВКАЗА. Лингвисты относили адыгский язык к «КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ. Их называют также иберийско-кавказскими языками. Они распространены почти исключительно на Кавказе, где также широко представлены ТЮРКСКИЕ и ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ языки. Однако кавказские языки обнаруживают не только АРЕАЛЬНУЮ компактность, но и генетические связи и типологическое сходство… По разным классификациям насчитывают от 30 до 40 кавказских языков… делятся на четыре группы—кар-ТВ-ельскую (южную), а-ДЫГ-о-абхазскую (северо-западную), нахскую и ДАГ-е-СТАН-скую… Среди кавказских языков имеются ОДНОАУЛЬНЫЕ и более распространённые…» [8. С. 317—322]. Существуют две точки зрения на появление индоевропейской и кавказской языковых семей на Кавказе. Одни исследователи считают, что «…Около 5 тыс. лет тому назад древние предки адыгов, убыхов, абхазов и абазин занимали обширную территорию, которая охватывала центральные и западные части Северного Кавказа, все восточное и южное побережье Черного моря, а также значительную часть Малой Азии. По мнению ученых, на всей этой территории в III и II тыс. до н.э. проживали племена, непосредственно принадлежавшие абхазо-адыгской языковой группе… Одними из древнейших предков абхазо-адыгов, чьи имена до нас дошли, являются многочисленные племена хаттов и касков, проживавшие в III — II тыс. до н.э. в Малой Азии… Адыги и близкородственные им убыхи, абхазы, абазины являются ДРЕВНЕЙШИМИ жителями Кавказа… В глубокой древности адыги, убыхи и абхазы (абазины) составляли единую группу племен, имевших общее наименование и общий язык. Разделение общего для них языка-основы произошло в более позднее время — в середине II тысячелетия до н.э. и различия, имеющиеся между абхазским, убыхским и адыгским языками, сложились впоследствии — в результате их самостоятельного развития...» [17]. Другие исследователи считают, что «…Армянская гипотеза предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье. Аргументируется в трудах академиков Тамаза Гамкрелидзе и Вячеслава Иванова…» [24]; «В период ПАЛЕОЛИТА далёкие предки индоевропейцев обитали… Около 15 тыс. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД кончился ЛЕДНИКОВЫЙ период и началось формирование ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ племён…В ПЕРВОЙ половине КАМЕННОГО века, ДО 4—3 тысячелетий образовались ТРИ зоны индоевропейскихязыков:…северная,…центральная,…южная…ОБЩЕСЛАВЯНСКИЙ (праславянский) язык …существовал много столетий: со второй половины 1 тысячелетия до н.э. …» [9. С. 70—71] «...Виктор Шнирельман пишет, что… Опираясь на некоторые современные теории, связанные с разработкой индоевропейской проблемы, …большую роль в возникновении русского расистского мифа сыграл ряд методологических ошибок бывшего директора Института археологии АН СССР академика Б. А. Рыбакова и теория О. Н. Трубачева о близком родстве и теснейших контактах между славянами и индоариями в Северном Причерноморье…» [25]. «… О. Н. Трубачёв в своей работе «О синдах и их языке» делал предположение, что синды «были» МЕСТНЫЕ ПРАИНДИЙЦЫ, отличные от соседних иранцев». Язык синдо-меотский — это индоарийский, с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов). Н.В. Анфимов сделал вывод, что выдвинутое О. Н. Трубачёвым предположение во многом спорно, противоречиво и грешит против исторической истины, а также заявил, что исходя из данных топонимики, гидронимики и ономастики: — само название «меоты» выводится из адыгейского языка; — в ряде древних наименований рек — Псат, Псатий, местности Псехано и меотийского племени псессы лежит адыгейская основа «псы», означающая «вода» или «реки». — собственные имена, сохранявшиеся в боспорских надписях, сохраняют древний фонетический облик и являются надежным лингвистическим источником адыгской принадлежности; — целый ряд имен выводится из адыгейского языка — Баго (с), Тхетлей, Бленс, Ханак (ес), Зазау (с) и др… — итог — лингвистические материалы и данные топонимики и ономастики подтверждают принадлежность меотских племен Прикубанья и Закубанья (в том числе и синдов) к адыго-черкесско-кабардинскому этническому массиву. Виктор Шнирельман в докладе «Мифы современного расизма» внёс историографические построения Трубачёва в разряд фолк-хистори. Он писал, что основанная на отвергнутых современными историками взглядах теория Трубачёва о близком родстве и теснейших контактах между славянами и индоариями в Северном Причерноморье и отождествление последних с синдами и меотами Кубани, стала базой для возникновения русского расистского мифа…» [27]. Таким образом, мнение о том, что « племена заселяли Эгеиду с периода НЕОЛИТА. Они, по-видимому, НЕ принадлежали к числу народов ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ семьи языков» соответствует мнению «подтверждают принадлежность меотских племен Прикубанья и Закубанья (в том числе и синдов) к адыго-черкесско-кабардинскому этническому массиву». Последнее мнение обосновывается аналогично и опирается на «лингвистические материалы и данные топонимики и ономастики», а именно: «само название «меоты» выводится из адыгейского языка; — в ряде древних наименований рек — Псат, Поатий, местности Псехано и меотийского племени ПСЕССЫ лежит АДЫГЕЙСКАЯ основа «псы», означающая «вода» или «реки» — собственные имена, сохранявшиеся в боспорских надписях, сохраняют древний фонетический облик и являются надежным лингвистическим источником адыгской принадлежности; — целый ряд имен выводится из адыгейского языка — Баго (с), Тхетлей, Бленс, Ханак (ес), Зазау (с) и др…» Аналогично следующее мнение .«Адыгский супремотеизм в древности представлял собой стройную духовную пирамиду, на вершине которой находился Бог Демиург. Все религиозные ритуалы начинались и заканчивались именем «Тха». Имя Тха (убыхское — Битха), в буквальном переводе означает Бог и входит в состав многих иных теонимов…Место его обитания — небо (в некоторых легендах — одна из вершин Эльбруса).… греческое НАРИЦАТЕЛЬНОЕ существительное [тхеос] — бог и [тхеа] — богиня могут быть близкородственными адыгскому «Тха»…Как в греческом, так и в адыгских языках нарицательное существительное (тха) активно участвует в словообразовательном процессе… Это проблема… ЗАИМСТВОВАНИЙ, произошедших в эпоху продвижения индоевропейцев на ЗАПАД;… Тха почти НЕ упоминается в мифологии… Предки адыгов уже в 3-м тысячелетии занимались земледелием... была попытка объяснить происхождение этого слова греческим влиянием, другая гипотеза объясняет слово «тха» из данных адыгских языков, расчленяя его на «ты» — отец и «ха» — собака, таким образом получая «отец-собака»…» [30]; «…ЭТИМОЛОГИЯ теонима «тха» до сих пор остается нерешенной проблемой, …была попытка объяснить происхождение этого слова греческим влиянием… Гипотеза ГРЕЧЕСКОГО происхождения слова «тха» в адыгских языках (см. М. Талпа) представляется интересной… Многочисленные факты, как археологические, так и культорологические, свидетельствуют о высокой степени эллинизации древнеадыгского населения Западного Кавказа:… Поскольку греческий и адыгский языки не входят не только в одну языковую группу, но даже в одну языковую семью, то между ними не может быть генетической связи, следовательно, речь может идти только о заимствовании. Направление заимствования пока не представляется ясным…объяснить эту параллель прямым заимствованием из греческого в адыгские языки в античное время. Но как известно, греческая мифология, а следовательно, и греческая теонимика и ОНОМАСТИКА гетерогенны по своей сути… Более того, «уже многие исследователи указывают на признаки гетерогенности догреческого субстрата, подобно тому, как сами греки были гетерогенны антропологически… интенсивный культурный и лексический обмен между фрикийцами и греками еще в доисторический период.., причем ГРЕКИ, особенно в области религии, НЕ всегда были «дающей стороной». Возможно, здесь мог помочь анализ теонимов с широким географическим охватом, так как известно, что греки НЕ были автохтонами Балкан, а значит, по пути следования имели культурные контакты с другими народами. С другой стороны, как отмечает Р. Ж. Бетрозов, «на протяжении долгой своей истории адыги сталкивались со многими народами и племенами… элемент «тха» надежно включается в проанализированный круг слов ...поиск истоков слова «тха» — бог, божественное, уводит нас далеко в глубь истории и далеко за пределы грекоадыгских отношений… слово встречается как в языках индоевропейской семьи, так и в языках, не входящих в эту семью… Это проблема… ЗАИМСТВОВАНИЙ, произошедших в эпоху продвижения индоевропейцев на ЗАПАД... поскольку они затрагивают проблему теонима «Тха» в адыгских языках. В обозримом прошлом абхазоадыгские языки составляли достаточно обширную группу вместе с родственным хаттским (ныне мертвым) языком ДОИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ Малой Азии; в эту же группу входили нахскодагестанские языки, генеологически связанные с хурритоурартскими языками... по всей вероятности, время появления теонима «Тха» в адыгских языках гораздо древнее античности… как Ахын, Амыш, Кодес и некоторых других, не имеющих в своем составе слова «тха»… культы природных явлений древнее, чем хозяйственные культы…эти культы, будучи очень древними, отражают давно пройденные этапы истории адыгских языков» [30]. Таким образом, исследователи отмечают, что «греческий и адыгский языки не входят не только в одну языковую группу, но даже в одну языковую семью, то между ними не может быть генетической связи, следовательно, речь может идти только о заимствовании. Направление заимствования пока не представляется ясным». Следовательно, часть исследователей предполагает заимствование бога ТХА-ДИВА-ДАКА-ДАХА-ТАОХА-ЗИХА греками-индоевропейцами у пракавказоязычного древнего языкового рода. У адыгов исследователями отмечаются более древние боги — культы природных явлений — «Ахын, Амыш, Кодес и некоторых других, не имеющих в своем составе слова «тха»….культы природных явлений древнее, чем хозяйственные культы…эти культы, будучи очень древними, отражают давно пройденные этапы истории адыгских языков»… В таком случае, ТОПОНИМИКА КАВКАЗА отражала бы ИМЕНА КАВКАЗСКИХ богов, то есть, реки и горы с именами АХЫН, АМЫШ, а не индоевропейский ТХА-ДХА-ДИВ-ДАК-ДАГ-ЗИХ, Кубань (бог Кубера), А-РАК-с (бог РАКА-РЕКА—вид СОМЫ-яджны), ПСЫ (бог СОМА, СУ). Часть исследователей отмечает «признаки гетерогенности догреческого субстрата, подобно тому, как сами греки были гетерогенны антропологически». Кроме того, « известно, что греки не были автохтонами Балкан, а значит, по пути следования имели культурные контакты с другими народами». Следовательно, часть исследователей предполагает, что ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ РОД проживал НЕ на БАЛКАНАХ и НЕ в Малой Азии. Рассмотрим КАВКАЗ, а именно — чем руководствовались данные исследователи в своих изысканиях. Предполагают существование кавказских языков (языкового РОДА) в 5-ом тысячелетии до н.э., разделение РОДОВОГО языка—во 2-м тысячелетии, то есть, расселение по определённой территории носителей языка. Далее, Предполагается «адыгейская основа «псы», означающая «вода» или «реки»; адыгейская основа «псы», означающая «вода» или «реки»; ряд имен выводится из адыгейского языка — Тхетлей, Зазау. Кроме того, часть исследователей предполагает наличие ДРЕВНИХ богов—АХЫН, АМЫШ, КОДЕС до ТХА. Также отмечается, что «Предки адыгов уже в 3-м тысячелетии занимались земледелием...». Следовательно, ПРЕДКИ АДЫГОВ предположительно занимались земледелием. То есть, непонятно—хатты и каски занимались земледелием или ПЛЕМЕНА Кавказа 3-его тысячелетия. Отмечается следующее. «Нартское ВРЕМЯ. В представлении создателей Нартиады это время, как и сами нарты, представлялось РЕАЛЬНО существовавшим: это — «время нартов» — «нартхэм я зэман», «нартхэм я лъэхъэнэ». Согласно данного мифологического эпоса — нартам ПРЕДШЕСТВОВАЛИ иныжи (великаны), СОСЕДСТВОВАЛИ с испунами (карликами), позже нартов сменили люди. То есть нартское время представляет собой собственно-мифическое время, или «мифоэпическое» время», «Иныжи (циклопы). Иныжи — адыгского нартского эпоса, обладают …гигантскими размерами и слабыми умственными способностями. В строго мифологическом смысле их нельзя считать «Великанами», так как они… НЕ являются предками нартов. В сюжетах Нартиады они… несут образ …«Враждебного народа». Уничтожение злобствующих иныжей …осуществляют положительные герои — нарты. Иногда Иныжи могут выступать …в союзе с некоторыми нартами — отрицательными героями (Вероятнее всего, что за образами Иныжей скрываются СУЩЕСТВОВАВШИЕ в далёком прошлом РЕАЛЬНЫЕ враги народа нартов)… Испы (карлики) В адыгской мифологии люди-карлики именуются Испы, в абхазской и абазинской мифологии они именуются Ацаны и даже считаются ПЕРВЫМИ обитателями Абхазии. Касательно испов (карликов), многие…авторы обращают внимание, на то, что адыгская мифология (равно абхазская и абазинская) показывает: — они (испы, карлики) очень РЕДКО взаимодействуют с нартами, — они, …(относительно нартов) ни плохие, ни хорошие, ни помощники, ни враги, ни повелители, ни подчиненные, — они НЕ производят впечатления неких чудесных мифических существ, …что всегда присуще ПРИДУМАННЫМ сказочным персонажам. Данное СИЛЬНО выделяет испов из всех прочих мифологических персонажей…, — они имеют привязку к конкретному типу построек — ДОЛЬМЕНЫ и ацанГУАРЫ, — они (испы) карлики — жители ГОРНЫХ вершин и хребтов.., — один нарт вообще был женат на девушке ПЛЕМЕНИ испов, более того у них родился сын, который считался нартом и совершил много подвигов… всё вышесказанное свидетельствует о том, что в лице «карликов» мы имеем дело с осколками сведений о когда-то СУЩЕСТВОВАВШЕМ народе строителей ДОЛЬМЕНОВ. Однако большинство учёных такие выводы не поддерживают»; «..имени Тха — высшего божества,демиург (создатель этого мира) — первотворец», «Сэтэней —… Она мать нарта Сосрыкъуэ, она же мать нартов.., « Сосрыкъуэ — нарт, один из главных героев адыгского нартского эпоса, основные сюжеты жизни и подвиги которого схожи с ОСЕТИНСКИМ Сосруко», «Бедех (БэДЭХу), ДАХанаго (Дахэнагъуэ); «В адыгской мифологии опьяняющий напиток присутствует — это пиво, приготавливаемое из ПРОСА (сюжет, популярный в мифологиях народов Европы), неоднократно упоминается его употребление во многих праздничных случаях, однако напитку или процессу его употребления не придано значимого РЕЛИГИОЗНОГО или магического смысла, что могло бы позволить говорить о существовании соответствующего культа»;…Образ Паутины. Пако строит на небе дома из паутины, имеет ассоциацию с пауком, высасывающим соки земли, что также согласуется с образом сети (паутины), «натягиваемой, плетущейся в основание земли и неба» и образом «пупа земли». По мнению А. К. Клосса, поддержанному М. Элиаде, комплекс СВЯЗЫВАНИЯ в ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ традиции имеет КАВКАЗСКОЕ происхождение…» [23]. Следовательно, ИСПЫ (карлики) аналогичны греческим персонажам. «Дактили (др.-греч… «пальцы») — в древнегреческой мифологии мифические существа-лилипуты, обитавшие на Крите на горе Ида… Павсаний называет имена дактилей (они же куреты) из критской Иды: братья Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас... Про дактилей рассказывали, что они были целителями и знатоками кузнечного дела…» [20]. Основа «ПЛЕСТИ» регистрируется в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ корнях 15—12 тыс. до н. э. [28].
Кроме того, отмечается следующее. «Тха [Тхьа], (Тхьашхо — Тхьа Великий адыг. Тхьэ, Тхьэшхуэ) — верховный бог в религии адыгов (черкесовПочитание… выражаются через обряды и ритуалы —… Для проведения Тхьатлеу люди…собирались в определённом месте под ОТКРЫТЫМ НЕБОМ …В большинстве случаев это РОЩИ, считающиеся неприкосновенными — Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ МЭЗ. Кроме их основного названия, используют метафорическое — чийзыхамыбз (роща, в которой ничего не срезают). Считается, что для Тхьатлеу нельзя пользоваться РУКОТВОРНЫМИ сооружениями (арыш, lэрыщl). Место Тхьатлеупа (Тхьэлъэlупэ) отмечается символом в виде буквы «Т». [29]. Таким образом, ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что ДО КАВКАЗСКОЙ языковой семьи проживали реально существовавшие СТРОИТЕЛИ ДОЛЬМЕНОВ, а также «враждебный народ», НЕ являвшийся «ПРЕДКАМИ» представителей кавказской ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬИ. Поклонения совершались «в РОЩАХ»; нельзя пользоваться РУКОТВОРНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ, отсутствует СВЯЩЕННЫЙ НАПИТОК. Предполагается, что «Образ паутины… комплекс СВЯЗЫВАНИЯ в ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ традиции имеет КАВКАЗСКОЕ происхождение». Обряды совершались НЕ в ПЕЩЕРАХ (что предполагает стационарное проживание), а «Обряд воздушного погребения». Однако часть исследователей не замечает РАЗЛИЧИЕ между обрядами в «РОЩАХ», «ВОЗДУШНЫМ ПОГРЕБЕНИЕМ» и «КАМЕННЫМИ обрядами» — в ПЕЩЕРАХ, в РУКОТВОРНЫХ КАМЕННЫХ ДОЛЬМЕНАХ, позднее — в РУКОТВОРНЫХ КАМЕННЫХ ХРАМАХ ((древнегреческих, ведийских в Индии — (перешедших в буддийские,) и христианских. «Обряд воздушного погребения — умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно — по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное захоронение применялось у адыгов (черкесов) с древнейших времен. Единичные случаи воздушного захоронения зафиксированы и в XIX веке. Оно упоминается и в знаменитой «Песне Афиюх/Адииф». Воздушное захоронение зафиксировано как в древних сказаниях, так и в сообщениях иностранных путешественников…. ДОЛЬМЕННЫЕ КУЛЬТЫ абхазо-адыгских народов до нашей эры… Начиная с V тысячелетия до н. э., ПРЕДКИ абхазо-адыгских народов построили на своих землях более двух с половиной тысяч дольменов… Поскольку ДРЕВНЕЙШИЕ дольмены, расположенные на Северном склоне Кавказских гор Причерноморья, ДРЕВНЕЕ ДОЛЬМЕНОВ черноморского побережья, более правдоподобной является гипотеза о распространении дольменной культуры ИЗНУТРИ области К МОРЮ, а не наоборот, как считалось ранее. Также кавказские дольмены ДРЕВНЕЕ мегалитических сооружений Европы, что ставит под сомнение гипотезу СМЕНЫ РЕЛИГИИ адыгов путем ассимиляции с АРИЯМИ… Христианские источники указывают Зихию (Зихия — латинское и греческое название Черкесии) и Абазгию (северная часть совр. Абхазиидо р. Кодор) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа — Андрея Первозванного и Симона Кананита. С VI века христианство утверждается в Черкесии, где и существует до крушения Византийской империи. В Черкесии образовалась многочисленная прослойка христианских священнослужителей (шоген — поп, кардан — дьяк. Шогенов и Карданов — самые распространенные ФАМИЛИИ среди современных кабардинцев) …Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловское, на р. Никепсухо Черноморского побережья) на черноморском побережье, где до сих пор сохранились остатки христианского храма… епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе. Имеются сведения об участии епископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах ещё в начале VI века.В документах Цареградского Собора 519 года стоит ПОДПИСЬ епископа Фанагорийского ИОАННА, а в материалах Константинопольского Собора 526 года встречается имя Зихийского епископа Дамиана… На протяжении более трех веков (последняя четверть VII—X вв.) епископские кафедры Крыма были подчинены архиепископу Зихии… 1396 год — Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или АССКОМ, и зихском или черкесском» …Однако, несмотря на тысячелетний период …Богом, как и в дохристианские времена, остался Великий Тхьа (Тхьашхо)… черкесская мифологическая покровительница пчеловодства Мелисса сохранила даже греческое имя — «мелисса» по-гречески означает «пчела». [26]. Таким образом, «Каменные обряды» в пещерах и ДОЛЬМЕНАХ связываются с «НЕРУКОТВОРНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ ОБРЯДАМИ». Отмечаются языки с ИНДОЕВРОПЕЙСКИМИ названиями — «служат Богу на языках ясском или асском, и зихском или черкесском». То есть, ДИВСКОМ-ЗЕВСКОМ-ЗИХСКОМ. Регистрируется распространение ДОЛЬМЕНОВ (культ в ПЕЩЕРАХ — СТАЦИОНАРНОЕ ПРОЖИВАНИЕ) с гор в направлении моря. НЕ отмечается наличие Тмутараканского древнерусского княжества. Не регистрируется ПОХОД князя ИГОРЯ в Тмутаракань, на ДРЕВНЕРУССКИЕ земли ЕГО ДЕДА, захваченные ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ других языковых семей (в «Слово о полку Игореве» с ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИМ богом ДИВОМ). НЕ регистрируется государство с ОФИЦИАЛЬНЫМ (на ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ) названием ГОСУДАРСТВА на КАВКАЗЕ — «РУС-ИЯ». То есть, НЕ регистрируется следующее. «…Упрочивается союз РУСИ с АЛАНАМИ, существовавший ещё с 945 года. Из Тмутаракани пошли ВИСЛЫЕ СВИНЦОВЫЕ ПЕЧАТИ тмутараканского КНЯЗЯ Олега Святославича, МОНЕТЫ с ЕГО ИМЕНЕМ, ПЕЧАТЬ его жены Феофании Музалон, по происхождению византийской принцессы, с НАДПИСЬЮ: « ГОСПОДИ ПОМОЗИ РАБЕ ТВОЕЙ ФЕОФАНИИ МУЗАЛОН, АРХОНТИССЕ (ПРАВИТЕЛЬНИЦЕ) РУСИИ». Эти вещи относятся к 11 веку, как и ЗНАМЕНИТАЯ ПЛИТА с НАДПИСЬЮ КНЯЗЯ ИГОРЯ…Тмутараканское княжество оставалось РУССКИМ владением, скорее всего, до начала 12 века. В 1117 году оно было покорено ПОЛОВЦАМИ. Однако РУССКОЕ население здесь оставалось…» [3. С. 56—57]. Следовательно, часть авторов ИГНОРИРУЕТ существование на КАВКАЗЕ государства с РУССКИМ населением и с ОФИЦИАЛЬНЫМ НАЗВАНИЕМ НА ПЕЧАТИ ГОСУДАРЫНИ — «РУСИЯ» (ПЕЧАТЬ В ТМУТАРАКАНИ). Так как надпись НА ПЕЧАТИ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ сделана на ДРЕВНЕРУССКОМ языке, то, вероятнее всего, « — «служат Богу на языках ясском или асском, и зихском или черкесском», свидетельствует о службе в ХРАМАХ на индоевропейских языках — «ясском (асском)» — АЛАНСКОМ (ОСЕТИНСКОМ) и «ЗИХСКОМ или черкесском» — ЗИХСКОМ-ДИВСКОМ (ДАКСКОМ-ТАОХСКОМ) — КАЗ-ачьем (ДРЕВНЕРУССКОМ). В пользу данного утверждения говорит тот факт, что ДИВ-ДИЙ—это ЗИХ-ЗЕВС. ««…ДХА-вар («Основатель») — бог-творец…» [10. С. 317]; «…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины…стекают священные реки..» [14. С. 71]. А именно следующее. «Зевс (др.-греч…., микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец)…» [19]. Таким образом, в МИКЕНСКОЙ культуре (более ранней, чем греческая) бог ЗЕВС-ЗИХ носил более РАННЕЕ, ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ название — ДИЙ-ДИВ («Зевс (др.-греч…., микен. di-we «Дий»)». Следовательно, греки «ЗИХАМИ» называли ДАКОВ-ДИЕВ-ДАЕВ — РУССКИХ КАЗАКОВ ДИВИНЫХ на КУБАНИ-КАВКАЗЕ (по поклонению богу ДИВУ (ПРАРОДИТЕЛЬ ДИЙ) — ЗЕВСУ (у греков). Наличие ОБРЯДОВ в КАМЕННЫХ ПЕЩЕРАХ, СКАЛАХ, ГРОБНИЦАХ (поклонение богу ДИВУ совершалось в ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ — «…Над служителем ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, обитающим в ВОСЬМИ адских ПЕЩЕРАХ…в сраженье за его добро и богатство». [11. С. 30]) позволяет говорить о заселении Греции индоевропейцами со времён неолита (переселение из ПЕЩЕР КАВКАЗА — ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ РОД 15—12 тыс. до н.э. — со своей РОДОВОЙ РЕЛИГИЕЙ — ДИЯ-ДЫЯ-ДИВА (у микен.) — Зевс-Зих (у греков) — изменение индоевропейского языка во времени). Часть исследователей игнорирует точку зрения других историков, считающих, что «Историки считают, что в 11—12 веках Тмутаракань была центром ОГРОМНОГО ДРЕВНЕКАЗАЧЬЕГО государства КАЗАКИИ (КАСАХИИ), раскинувшегося по степям Дона, Приазовья и примыкающей к ним части Северного Кавказа. ОСНОВНЫМ компонентом ДРЕВНЕГО ПРОТОКАЗАЧЬЕГО населения, по их мнению, был славянский ДРЕВНЕРУССКИЙ ЭТНОС, иначе—ПРИАЗОВСКИЕ СЛАВЯНЕ» [4. С. 57—58]. ПО ПЕЧАТИ государыни, государство в ТМУТАРАКАНИ носило ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ — «ПРАВИТЕЛЬНИЦЕ РУСИИ». «…История адыгов (circassian) уходит своими корнями в глубокую древность … В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек)…. Переход к среднекаменному веку — мезолиту на территории КАВКАЗА начался в XII-X тысячелетиях до н.э. …ОХОТЫ,... Была приручена собака. …Скотоводство как вид хозяйственной деятельности сформировалось на Кавказе только в неолите,..Учёные относят майкопскую культуру к 4 – 3 тысячелетию до н. э.. на территории Северо-Западного Кавказа происходили …процессы развития племён (ДОЛЬМЕННАЯ культура, ямная культура,.. др.)… Большинство учёных уверены, что КИММЕРИЙЦЫ, , меоты, синды, ЗИХИ являются ПРЕДКАМИ адыгов (circassian)…» [31]. Существует противоположное мнение о РОДЕ ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ на КАВКАЗЕ. Мнение других исследователей. «…Человек и человеческое общество на Северо-Запалном Кавказе появляются ещё в эпоху палеолита… Около 100 тысяч лет назад …Наступившее ПОХОЛОДАНИЕ …люди стали использовать в качестве одежды шкуры животных, для ЖИЛЬЯ—ПЕЩЕРЫ, ГРОТЫ…выдвигается охота…На территории Краснодарского края известны МНОГОЧИСЛЕННЫЕ стоянки ПЕРВОБЫТНЫХ ОХОТНИКОВ… «Монашеская» ПЕЩЕРА близ станицы БАРАКАЕВСКОЙ, Тенгинская на реке Ша-ПСУ-го, Ахштырская близ Адлера… ЕДИНИЧНЫЕ останки КОСТЕЙ ископаемого человека СОВРЕМЕННОГО ТИПА были также найдены в Ахштырской ПЕЩЕРЕ БЛИЗ АДЛЕРА. Таким образом, ВСЯ ПОЛОСА ПРЕДГОРИЙ, а также ЮЖНЫЕ СКЛОНЫ Главного КАВКАЗСКОГО хребта были довольно ГУСТО населены ОРДАМИ первобытных ОХОТНИКОВ, переходившими уже к РОДОВОМУ СТРОЮ. ПЕЩЕРЫ, ГРОТЫ, НАВЕСЫ НАСЕЛЯЛИСЬ первобытным человеком, в ДРУГИХ местах человек поселялся ПО ТЕРРАСАМ РЕК, устраивая здесь свои СТАНОВИЩА. Примером ОТКРЫТОГО лагеря ОХОТНИЧЬЕЙ орды может служить Ильская стоянка. Около 40 тысяч лет тому назад здесь поселился человек ДЛЯ защиты от холода и непогоды люди устраивали ВРЕМЕННЫЕ ЖИЛИЩА, подобные ЧУМАМ, ШАЛАШАМ. В то время ЗДЕСЬ обитали СТАДА ЗУБРОВ, ЛОШАДЕЙ, ОЛЕНЕЙ. Климат был СУШЕ. Массивы ГОРНОГО ЛЕСА, очевидно, были значительно ВЫШЕ, чем ТЕПЕРЬ. Основным занятием населения стоянки являлась ОХОТА… Иногда ОХОТНИКАМ удавалось ЗАГНАТЬ и убить ТАКОГО КРУПНОГО животного, как МАМОНТ. На ИЛЬСКОЙ стоянке найдены КОСТИ ПЯТИ особей МАМОНТА — ДВУХ ВЗРОСЛЫХ и ТРЁХ МОЛОДЫХ. В ДАХОВСКОЙ ПЕЩЕРНОЙ стоянке обнаружены КОСТИ, которые принадлежат ТЕМ же ВИДАМ животных, как и в Ильской. Кроме того, ЗДЕСЬ были также КОСТИ ТИГРОЛЬВА. В одном из ГУБСКИХ НАВЕСОВ (№5) были найдены КОСТИ ПЕЩЕРНОГО ЛЬВА. Орудиями ОХОТЫ являлись ДУБИНА, ДЕРЕВЯННОЕ КОПЬЁ. Для обработки ШКУРЫ… НЕБОЛЬШИЕ РОДОВЫЕ ПОСЁЛКИ… Относятся они к V—IV тысячелетиям до нашей эры. НЕОЛИТИЧЕСКИЕ стоянки открыты также в ПЕЩЕРАХ ВОРОНЦОВСКОЙ и НАВАЛИШЕНСКОЙ (в районе Сочи) и КАМЕННОМОСТСКОЙ (в РАЙОНЕ МАЙКОПА). Найденные здесь кости ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ …возникновение СКОТОВОДСТВА на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ надо относить к НЕОЛИТУ… началом разложения РОДОВОГО СТРОЯ… середина 3 тысячелетия. В ГОРНОЙ части края в это время распространяется ДОЛЬМЕННАЯ культура. Дольмены…СЛОЖЕНЫ из огромных КАМЕННЫХ плит… являются погребальными памятниками — своего рода НАЗЕМНЫМИ СКЛЕПАМИ. В них помещалось по нескольку покойников—членов РОДА… Иногда они образуют большие РОДОВЫЕ или ПЛЕМЕННЫЕ кладбища…в некоторых местах — у СТАН-иц АбаДЗЕХской, ДАХовской и Баговской в группах насчитывались СОТНИ сооружений…» [16. С. 9—10]. Следовательно, в ПЕЩЕРАХ Кав-КАЗ-а (то есть, СТАЦИОНАРНО) с 40—15 тыс. лет до н.э. проживали языковые РОДЫ с РОДОВЫМИ религиями. Кроме того, в Ахштырской ПЕЩЕРЕ — со «100 тысяч лет назад» до «останки КОСТЕЙ ископаемого человека СОВРЕМЕННОГО ТИПА были также найдены в Ахштырской ПЕЩЕРЕ БЛИЗ АДЛЕРА». Следовательно, НЕПРЕРЫВНОЕ проживание ПРЕДКОВ человека. «…Над служителем ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, обитающим в ВОСЬМИ адских ПЕЩЕРАХ…в сраженье за его добро и богатство». [11. С. 30] « …В период ПАЛЕОЛИТА далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (РА), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Чёрное море (…)…Около 15 тыс. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД кончился ЛЕДНИКОВЫЙ период и началось формирование ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ племён… В ПЕРВОЙ половине КАМЕННОГО века, ДО 4—3 тысячелетий образовались ТРИ зоны индоевропейских языков:… северная,... центральная,… южная… ОБЩЕСЛАВЯНСКИЙ (праславянский) язык …существовал много столетий: со второй половины 1 тысячелетия до н.э. до 6—7вв. н. э…» [9. С. 70—71]. Таким образом, язык ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА складывался с 15—12 тыс. до н.э. В это же время регистрируется появление ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА ДИВА-ДАХА-ТХА-ДАГА с определёнными ритуалами (хозяйство охотников). «…ДХА-вар («Основатель») — бог-творец…» [10. С. 317]; ««…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины… стекают священные реки…» [14. С. 71]. Исследователи отмечают поклонение ДРЕВНЕМУ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ богу ДИВУ в ВОСЬМИ ПЕЩЕРАХ. Кроме того, отмечена область КАВКАЗА (с древней ДАХОВСКОЙ ПЕЩЕРНОЙ СТОЯНКОЙ) — прикаспийская область ДЭВО-поклонников. Регистрируется следующее. «…ДЭВ-ы — БОЖЕСТВА, объявленные злыми ПОСЛЕ утверждения зороастрийской религии…МАЗ-анские ДЭВ-ы — злые демоны приКАСпийской области Мазандарана….» [12. С. 315—316] «…Чтобы я победителем стал Над служителем ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, обитающим в ВОСЬМИ адских пещерах, и над служителем Друджа — Арджатаспой, в сраженье за его добро и богатство». И даровала ему эту удачу АРдвисура Анахита…» [11. С. 30] «…Чтобы стал я наивысшим властителем Над всеми КИШ-варами, Над ДЭВ-ами и людьми…Над КАВ-ийскими и КАРА-пан-скими властителями, Чтобы две трети МАЗ-анских ДЭВ-ов И служителей Друджа в Варне я в прах поверг». И даровала ему эту удачу Ар-дви-сура Анахита …» [13. С.17]. Таким образом, регистрируется поклонение ДРЕВНЕМУ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ богу ДИВУ в ПЕЩЕРАХ, то есть, стационарно. Регистрируются ИМЕНА богов РОДА — праиндоевропейские корни (то есть, существовали в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМ РОДЕ в 15—12 тыс. до н.э. — время возникновения индоевропейского ПРАЯЗЫКА) — « Корень Значение Производные *dwi- ДВА ст.-слав.. дъва, дъв, рус. два, две, польск. dwa, алб. dy>dy, лит. *dvuo>du, латыш. divi, гэльск. vo, ирл. da>do, валлийск. dau, нем. zwene>zwei, готск. twai, англ. twa>two, др.-норв. tveir, др.-прусск. dwai, греч. ..лат. duo, оск. dus, умбр. tuf, санскр. dva, перс. duva>do, авест. duua, кашмирск. zu, хетт. da-, тохарск. wu>wi, ликийск. tuwa, гамб. du, арм. …(j…ku>jku>jrgu), осет. дыуу... *dei-no- ДЕНЬ ст.-слав.. дьнь, рус. день, словенск. dan (род. п. dne), чешск. den (род. п. dne), польск. dzien, в.-луж. dzen, н.-луж. zen, лит. diena, латыш. diena, санскр. dinam ср. р. «день», лат. nundinae ж. мн. «базарный день каждые девять дней», лат. dies, алб. gdhin, валлийск. dydd, ирл. dia>dia, готск. sintins, др.-прусск. deinan, др.-прусск. deinan, готск. sinteins «ежедневный», ирл. denus «промежуток времени»… *deiw-o- БОГ, то есть «сияющий» ст.-слав.. дивъ (род. п. дивесе, им. мн. дивеса), рус. диво, болг. дивен «чудесный», польск. dziw, лит. dievas «Бог»; dvas «чудо», латыш. dievs «Бог»; diva «чудо», др.исл. tivar «боги», санскр. devas «Бог», авест. daeva «демон», осет. давг, греч. theos; Zeus, лат. deus «бог», divus «божественный», оск. diuvei, умбр. di, др.-прусск. deiws, гэльск. devona, валлийск. duw, ирл. dia > dia, фриг. tios, га…
*sew- выжимка см. Soma …
*steH- СТОЯТЬ рус. стать, авест. histaiti, санскр. tihati, англ. standan > stand, лат. sto, умбр. stahmei, оск. staiet, лит. stoti, латв. stat, осет. istun, др.-прусск. stacle, старосл. stati, нем. stan > stehen, польск. stac, фриг. eistani, готск. standan, др.-норв. sto, перс. aistata > istadan, алб. shtuara, валлийск. gwastad, тохарск. tam > stam, греч. histami, ирл. ta > ta, хетт. ista, лувийск. ista, арм. stanam > sdanam, ликийск. ta-…*daru- слеза греч.., старолат. decrimare, лат. lacrima, лит. asara, латв. asara, санскр. asru, авест. asruazan, тохарск. akar > akruna, нем. zahar>zahre, англ. tear>tear, валлийск. deigryn, ирл. der>dear, готск. tagr, др.-норв. tar, арм. (tsunk?>rtsunk?)…*ak- ветвь рус. соха, арм. cyug > jyug, лит. saka, латв. saka, санскр. sakha, алб.theke, готск. hoha, гамб. coa, др.-прусск. sagnis, ирл. gec > geag, нем. huohili > , перс. > saxe(h)…*as- СЕРЫЙ лат. canus, санскр. sasa, осет. xr, нем. hasu > ; haso > Hase, др.-прусск. sasins, англ. hasu > ; hara > hare, др.-норв. hoss; heri, валлийск. ceinach, Pashto soe…*yeH-ro- ГОД старосл. ра (весна), рь (яровой хлеб), рус. яровой, польск. jar, готск. jer, англ. gear>year, авест. yar, греч. .., лат. hornus, нем. jar>jahr, др.-норв. ar, др.-перс. dusiyaram, лит. jore,…
*resg- ПЛЕСТИ рус. розга, лат. restis, лит. regsti, латв. rezgit, старосл. розга, санскр. rajju, англ. resc > , польск. rozga
..*treud- давить рус. труд, лат. trudo, алб. treth, валлийск. trym, ирл. tromm > trom, англ. reat > threat, нем. firthriogan > verdrieen, др.-норв. rjota, готск. us?riutan, старосл. Trudu…*newo- новый (full grade of nu «now».) рус. новый, лат. novus, старосл. novu, греч. neos, хетт. newa, англ. niwe > new, санскр. nava, авест. nava, осет. nog > nwg, лит. naujas, латв. naujs, гэльск. Noviodunum, арм. nor, нем. niuwi > neu, гамб. nui, кашмирск. nov, польск. nowy, валлийск. newydd, перс. > now, тохарск. nu > nuwe, др.-прусск. nauns, оск. Nuvellum, готск. niujis, ирл. nue > nua, др.-норв. nyr, фракийск. neos, лувийск. Nawa…*Heero- озеро рус. озеро, лит. ezeras, латв. ezers, иллир. oseriates, греч. Akheron, старосл. jezero, польск. jezioro, др.-прусск. Assaran…*Herko- ПОКЛОН рус. ракита, лат. arcus, готск. arazna, англ. arwe > arrow, греч. arkeuthos, польск. rakieta, латв. erkskis, др.-норв. orvar, умбр. Arclataf…*He-r > n- ДЕНЬ санскр. ahar, авест. Azan…» [28]. Таким образом, основа СУ, СОМА, ПСЫ—существовала в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМ языке — то есть, в 15—12 тыс. до н.э. Следовательно, названия РЕКАМ Кубани и Кавказа с основой ПСЫ-СУ по имени ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДОВОГО бога Сомы 15—12 тыс. до н.э. давали индоевропейские племена., а не кавказские — «в ряде древних наименований рек — Псат, Поатий, местности Псехано и меотийского племени псессы лежит адыгейская основа «псы», означающая «вода» или «реки»» Регистрируется РАКА — (поклон—лат., польск.), (озеро—…), (слеза — «санскр. asru, авест. asruazan, тохарск. Akar». Ветвь—САКА; СЕРЫЙ—ЗАЗА (санскр.), «нем. hasu >; haso» (Следовательно, ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ОСНОВА 15—12 тыс. до н.э. в СИНДСКОМ ИМЕНИ — ЗАЗУ. Регистрируется ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ основа ПЛЕСТИ. Также авест. — АZAN. Следовательно, данные основы существовали в праиндоевропейском языке 15—12 тыс. до н.э. САКА-сакура, ЗАЗА — имя у синдов (то есть, заимствовано адыгами у праиндоевропейцев). В названии меоты — наличие —ТЫ, -ДЫ(СИН-ДЫ, СОГ-ДЫ, МЕО-ТЫ, ПРИБАЛ-ТЫ, КУР-ДЫ) свидетельствует о том, что данные племена в ОСНОВЕ— ПРАИНДОЕВРОПЕЙСИЙ РОД ДИВА-ТАОХА-ДАКА (ДАИ-ДАКИ-ЗИХИ)—по поклонению богу ДИВУ. Трактовка — МЕОТЫ — «жители болот» (нарицательное, а не ИМЯ бога ДИВА) более, чем сомнительна. «…само название "меоты" выводится из адыгейского языка; — в ряде древних наименований рек — Псат, Поатий, местности Псехано и меотийского племени псессы лежит адыгейская основа «псы», означающая «вода» или «реки». — собственные имена, сохранявшиеся в боспорских надписях, сохраняют древний фонетический облик и являются надежным лингвистическим источником адыгской принадлежности; — целый ряд имен выводится из адыгейского языка — Баго (с), Тхетлей, Бленс, Ханак (ес), Зазау (с) и др…». Таким образом, основа СУ-СОМА-ПСЫ регистрируется в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ КОРНЯХ 15—12 тыс. до н.э. Следовательно, ДРЕВНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ РЕК давали на КАВКАЗЕ ДРЕВНИЕ ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ по ИМЕНИ БОГА СОМА (СУ), входящего в ПАНТЕОН РОДОВОГО БОГА ДИВА, «Над СЛУЖИТЕЛЕМ ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, ОБИТАЮЩИМ в ВОСЬМИ адских пещерах, и над служителем Друджа — Арджатаспой, в сраженье за его добро и богатство»; «Чтобы две трети МАЗ-анских ДЭВ-ов И служителей Друджа в Варне я в прах поверг …» [13. С.17]; «МАЗ-анские ДЭВ-ы — злые демоны приКАСпийской области Мазандарана….» [12. С. 315—316]. Следовательно, данные ПЕЩЕРЫ во 2—1 тыс. до н.э. (время написания зороастрийской Авесты) находились в области КАВКАЗА. В 1200—800гг. в районе Кавказа регистрируется «земля сынов ДИВА» — жители ТАОХИт в Диауэхи-Диаэне (Тайк-Тао). В 40-11 тыс. до н.э. (время возникновения ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО РОДА) — это ДАХОВСКАЯ ПЕЩЕРНАЯ стоянка (в А-ДЫГ-ее), ПЕЩЕРЫ КРЫМА (ТАВ-риды) и Грузии (пещерная стоянка охотников 11 тыс. до н.э.) [1]. ДИВ регистрируется как бог-идол в древнерусском «Слове» в 12 веке и других славянских памятниках. («Слово о поклонении идолам», «Хождение богородицы» [15. С. 148—149]). «С середины 4 века начинаются попытки христианизации… Кавказа… в Северном Причерноморье… МАВЗОЛЕЙ аланского ВОЕНАЧАЛЬНИКА (10—11 вв.). В западном регионе этой культуры ПРЕОБЛАДАЮТ …погребения, ВЫСЕЧЕННЫЕ в пологих СКЛОНАХ ГОР, чаще ОТВЕСНЫХ ОБРЕЗАХ…устраиваются, главным образом, за счёт ЕСТЕСТВЕННЫХ выветриваний песчаника и известняка, образующих как бы НЕБОЛЬШИЕ ПЕЩЕРКИ, подправленные ЛЮДЬМИ, или в СКАЛЬНЫХ УГЛУБЛЕНИЯХ, вытянутых ВДОЛЬ СКАЛЫ и РАЗДЕЛЁННЫХ КАМЕННОЙ кладкой на РЯД ОТДЕЛЬНЫХ КАМЕР. Наскальные … погребения в верховьях Кубани, Большого и Малого Зеленчуков… Наскальные… могильники Пятигорья и Кисловодской котловины сохранили УКРАШЕНИЯ из серебра, золота,…сердолика, халцедона, альмандина… монеты… византийских императоров… Старейший СТАВРОПОЛЬСКИЙ археолог Т.М. Минаева определяла время существования НАСКАЛЬНЫХ могильников от 4 до 13 вв. и объясняла ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ причиной КРАЙНЕЙ СТЕСНЁННОСТИ в земельных площадях.» [5. С. 32—34]. Следовательно, обряды в ПЕЩЕРАХ на Кавказе сохранялись примерно с 15-12 тыс. до н.э. до 13в., что ПОДТВЕРЖДАЕТ стационарное проживание древних ДЭВОПОКЛОННИКОВ на КАВКАЗЕ. «Аланы…в 1—3 вв. н.э. расплескались бесчисленными кочующими ордами… В горах продолжало проживать автохтонное население древнекавказского происхождения… УКРЕПЛЕНИЯ городищ …на территории ЗАПАДНОЙ части аланской культуры всегда возводились ИЗ КАМНЯ…возводились БАШНИ… [6. С. 30—34]; «В середине 7-го века…создавать в горах Кавказа… укрепления. СТРОИТЬ сами НЕДАВНИЕ КОЧЕВНИКИ НЕ умели. Поэтому они, должно быть, обратились к помощи своих союзников АЛАН, хорошо ЗНАЮЩИХ КАМЕННОЕ строительное дело, КАК показывают РАННИЕ ГОРОДИЩА на КУБАНИ Узун-Кол, АДИЮХ и другие…» [7. С. 38—39]. Однако аланы «расплескались бесчисленными кочующими ордами», то есть, они сами были кочевниками. Каменное строительство и обряды в ПЕЩЕРКАХ, МАВЗОЛЕИ могли знать СТАЦИОНАРНО проживающие с 15—12 тыс. до н.э. ДЭВОПОКЛОННИКИ. На это же указывает название наиболее ДРЕВНЕГО языка и народа ДИГОР, ГУРОНЫ, входящего в состав нынешнего осетинского народа (аналогично ГУРАНЫ—забайкальские РУССКИЕ КАЗАКИ, ДАУРСКИЕ, ДАИКСКИЕ-яицкие казаки), а именно — «Диго́рцы (осет. дыгур, дыгурæттæ; ед. ч. — дыгурон, диг. дигорæ, дигорæнттæ; ед. ч. — дигорон]) — этнографическая группа осетин…» [21]; «Кударцы Самоназвание къуы — ДАЙ-раг, къуыдар… Куда́рцы (осет. Къуыдар, къуы-ДАЙ-рæгтæ; ед. ч. — къуыдайраг) — этнографическая группа осетин, исторически населяющая Кударское ущелье на северо-западе Южной Осетии…» [22]. Аналогично название ДОЛЬМЕНОВ — «Данное СИЛЬНО выделяет испов из всех прочих мифологических персонажей…, — они имеют привязку к конкретному типу построек — ДОЛЬМЕНЫ и ацанГУАРЫ, — они (испы) карлики — жители ГОРНЫХ вершин и хребтов…,». То есть, регистрируется название ДОЛЬМЕНОВ, имеющее индоевропейскую ОСНОВУ — ацан-ГУАРЫ. РАКА — вид СОМЫ — яджны при поклонении Диву встречается на Кавказе только у потомков ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — великорусских кубанских казаков Дивиных, Мезенцевых и РАКИЯ у осетин. Следовательно, если «…В период ПАЛЕОЛИТА далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (РА), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Чёрное море (…)…Около 15 тыс. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД кончился ЛЕДНИКОВЫЙ период и началось формирование ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ племён… В ПЕРВОЙ половине КАМЕННОГО века, ДО 4—3 тысячелетий…», то название растений — КИПАРИС — 15 тыс. лет назад в районе Кавказа, Греции и Малой Азии НЕВОЗМОЖНО — ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД. Однако прослеживается ТРАДИЦИЯ у ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — ОБРЯДЫ В КАМЕННЫХ ПЕЩЕРАХ, ДОЛЬМЕНАХ, ГРОБНИЦАХ СКАЛАХ, ХРАМАХ. Следовательно, предполагается СТАЦИОНАРНОЕ проживание. Подтверждается ПЕЩЕРОЙ на КАВКАЗЕ, КАМЕННЫМИ ГРОБНИЦАМИ со времён НЕОЛИТА в ГРЕЦИИ. Таким образом, «Над СЛУЖИТЕЛЕМ ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, ОБИТАЮЩИМ в ВОСЬМИ адских пещерах, и над служителем Друджа — Арджатаспой, в сраженье за его добро и богатство»; «Чтобы две трети МАЗ-анских ДЭВ-ов И служителей Друджа в Варне я в прах поверг …» [13. С.17]; «МАЗ-анские ДЭВ-ы—злые демоны приКАСпийской области Мазандарана….» [12. С. 315—316]., — нынешние ВЕЛИКОРУССКИЕ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ родов «МАЗ-анские ДЭВ-ы» — ДИВ-ины и МЕЗ-енцевы являются прямыми ПОТОМКАМИ древнего ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДЭВОПОКЛОННИКОВ в ПЕЩЕРАХ — ДАХ в А-ДЫГ-ее; в ГРУЗИИ; ТАВ-риде —15—12 тыс. до н.э. на КАВКАЗЕ.
Литература
I. Литература.
1. АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 403—405.
2. АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. С. 410—411.
3. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 56—57.
4. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская, С. 57—58.
5. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 32—34.
6. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 30—34.
7. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 38—39.
8. Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 317—322.
9. Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 70—71.
10. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 317.
11. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 30.
12. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 315—316.
13. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 17.
14. Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477 с. С.71.
15. Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 280 с. С. 148—149.
16. Наш край на уроках истории: Пособие для учителей истории 7—10 кл. школ Краснодарского края / Н. В. Анфимов, Н. Ф. Юркин, В. А. Кусый, С. 9—10.
II.Интернет-источники.
17. http://adygi.ru/index.php?newsid=11327 (дата обращения: 10.02.2014).
18. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B/page-15 (дата обращения: 10.02.2014).
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс (дата обращения: 10.02.2014).
20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дактили (дата обращения: 10.02.2014).
21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дигорцы (дата обращения: 10.02.2014).
22. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кударцы (дата обращения: 10.02.2014).
23. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мифология_адыгов (дата обращения: 10.02.2014).
24. http://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейский_язык (дата обращения: 10.02.2014).
25. http://ru.wikipedia.org/wiki/Расизм_в_России (дата обращения: 10.02.2014).
26. http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов (дата обращения: 10.02.2014).
27. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синды (дата обращения: 10.02.2014).
28. http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_праиндоевропейских_корней (дата обращения: 10.02.2014).
29. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тха (дата обращения: 10.02.2014).
30. http://www.aheku.org/articles/russian/epos/956 (дата обращения: 10.02.2014).
31. http://www.aheku.org/page.php?id=1775 (дата обращения: 10.02.2014).
Поступила в редакцию 18.02.2014 г.