ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Православные славянские страны и древнецерковнославянский язык. Лингвистический анализ

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

The orthodox slavic countries and old church slavonic language. The linguistic analysis

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

Auls on the Adyghei land. The stanitsa Taman (a Cossacck Russian settlement).

 

Аулы на адыгейской земле. Станица Тамань (казачье великорусское поселение).

 

«…Очень важны для истории Ставропольского края, как и для истории России в целом, имеющиеся в науке данные о длительном нахождении здесь ДРЕВНЕРУССКОГО населения… не позднее 7—8 веков. Славяне (русы) были связаны с Западным (Тмутаракань) и Центральным Кавказом…» [8. С. 62]. Это же подтверждается следующими материалами.

«…Целый ряд историков — в том числе Прокопий Кесарийский и гот Иордан — отделяют ГОТОВ от германцев и ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ их. Ни один античный источник не называет бриттов кельтами. Многие средневековые источники точно так же, как РУСОВ и СЛАВЯН, «разделяют» ХАЗАР и ТЮРОК. Тем не менее ГОТЫ—германское ПЛЕМЯ, БРИТТЫ—КЕЛЬТЫ, ХАЗАРЫ—ТЮРКИ. Потому что ИМЕНА (в большинстве), обычаи, ВЕРА у готов — германские, у бриттов — кельтские, у ХАЗАР — ТЮРКСКИЕ. Ведь и слова «германцы», и «кельты», и «тюрки» значили для современников совсем не то же, что и для нас…Знакомая «объективность»…» [15. С. 112]

«…Глава 4 Арабско-хазарская война: славяне по обе стороны фронта…ХАЗАРЫ («акациры» готского историка Иордана… на тот момент были одним из самых сильных КОЧЕВЫХ племён Предкавказья. Кто они были, доподлинно не известно — одни из источников объединяют их с болгарами и печенегами, в таком случае ХАЗАРЫ — ТЮРКИ, точнее, ОТУРЕЧИВШИЕСЯ, ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ СКИФЫ и САРМАТЫ. Эта версия сейчас принята большинством, хотя считавшиеся РАНЕЕ ТЮРКСКИМИ РУНИЧЕСКИЕ надписи, найденные на территории каганата, оказались ИМЕННО САРМАТСКИМИ… Столицей каганата в то время был город Семендер на ДАГЕСТАНСКОМ берегу Каспия… Правил каганатом СВЯЩЕННЫЙ ЦАРЬ-ЖРЕЦ из РОДА АШИНА, то есть, ВОЛЧЬЕГО РОДА — ЗОЛОТАЯ голова ВОЛКА изображалась на ХАЗАРСКИХ знамёнах… Границы ХАЗАРИИ упирались в бассейн ДОНА на западе и в ДЕЛЬТУ ВОЛГИ — на Востоке… Вместе с… ХАЗАРАМИ жили в их державе …и АЛАНЫ—ПРЕДКИ ОСЕТИН и потомки прежних ХОЗЯЕВ СТЕПИ—СКИФО—САРМАТ. А на западных границах …обитали и собственно СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА… ДОНА и КУБАНИ… В начале 8 столетия…» [16. С. 59—61]. Таким образом, древняя ПИСЬМЕННОСТЬ на территории Хазарии оказалась ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ, а именно — САРМАТСКОЙ. Следовательно, часть населения СОХРАНЯЛА древнюю индоевропейскую РЕЧЬ (не «ОТУРЕЧИВШИЕСЯ, ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ»).

«…Славяне на Кавказе: 7—8 вв. Глава 1 Русы под Дербентом …» [17. С.19—21]; «…в 7 веке… Кроме Бал-ами, о РУСАХ в это время упоминает только его младший современник—ас-Салибм, тоже ПЕРС. Он, кстати, ПОДТВЕРЖДАЕТ сообщение земляка, говоря, что ДЕРБЕНТСКАЯ двойная стена, одним концом упирающаяся в море, а другим — уходящая в горы, была возведена шахом ещё НЕМУСУЛЬМАНСКОГО Ирана Хосровом I Справедливым Ануширваном, умершим в 579 году, специально против ХАЗАР и РУСОВ. Подтверждает это известие и РУССКАЯ «Степенная книга», написанная в 16 веке по заказу Ивана Васильевича Грозного. В ней говорится так: «При Ираклии цари ходиша РУСЬ и на царя Хоздроя ПЕРЬСКОГО». Ираклий — это император ВИЗАНТИЙСКОЙ, Восточно-Римской империи, правивший ею в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ СЕДЬМОГО СТОЛЕТИЯ, а «Хоздрой Перьский»… ПЕРСИДСКИЙ царь ХОСРОВ… сложно предположить, будто МОСКОВСКИЕ книжники при дворе грозного царя ЧИТАЛИ АРАБСКИХ историков, живших больше, чем за ПОЛТЫСЯЧИ лет до них. Тем более, что о СОЮЗЕ РУСОВ и ХАЗАР в 10 веке речь вряд ли могла идти…» [18. С. 28]. Однако «…Славяне и хазары под ПАРТАВОЙ… СЛАВЯНЕ в Закавказье проникали точно, тут Шахрияр знал, что говорил… За несколько десятилетий до его письма арабскому правителю… В 628 году СЛАВЯНЕ «отметились» в Закавказье, причём именно в СОЮЗЕ с ХАЗАРАМИ. АРМЯНСКИЙ историк Моисей Кагантакваци в своей книге «История агван» сообщает об одном из прорывов СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО племени ХАЗАР в ЗАКАВКАЗЬЕ. Войско.. осадило город Партаву… под новым именем Бердаа… ныне Барда…назывался этот край Албанией…армянский летописец… ЗАПИСАЛ НЕСКОЛЬКО СЛОВ… ВСЕ ДО ОДНОГО СЛОВА… оказались СЛАВЯНСКИМИ… ЗНАТНЫХ людей называли…ТИУНАМИ — так и четыреста лет спустя, во времена «Русской Правды» Ярослава Мудрого, будут звать КНЯЖЕСКИХ слуг на Руси… А мясной жир… называли «САЛО»… Остаётся предположить, что под стенами ПарТАВы находилась вместе с хазарскими ДЖИГитами ватага СЛАВЯНСКИХ удальцов…» [19. С. 43—45]. Следовательно, РОСИЯ—РУСИЯ=«МАТАРХА, ЗИХИЯ и вся ХАЗАРИЯ». Об этом свидетельствует СЛАВЯНСКАЯ РЕЧЬ ВОИНОВ—ХАЗАР.

Об УСТНОЙ, а не ПИСЬМЕННОЙ языческой религии (в отличие от ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ), — следующее. «…Наука и литература в Древней Индии были УСТНЫМИ, а НЕ письменными. Священные ВЕДЫ заучивались НАИЗУСТЬ и хранились в ЖРЕЧЕСКОЙ среде, в семьях певцов, переходя от сына к отцу. Техника запоминания была очень точной: не менее двух тысяч лет Веды существовали ТОЛЬКО в УСТНОЙ традиции, упоминания о рукописи «Ригведы» относятся к 11 веку, но и по сей день УСТНЫЙ канон «Ригведы» НЕ отличается от ПИСЬМЕННОГО …» [6. С. 8—9]; «Древнюю Индию следует считать колыбелью ЯЗЫКОЗНАНИЯ… Предполагают, что наиболее важные СВЯЩЕННЫЕ ГИМНЫ возникли за 1500 лет до н.э… САНСКРИТ уже в 5в. до н.э. перестал употребляться в ПОВСЕДНЕВНОЙ жизни как средство общения… (ср. хотя бы РАЗРЫВ между СТАРОСЛАВЯНСКИМ ПИСЬМЕННЫМ языком и РУССКИМ языком… на Руси, резко обозначившийся к 17 в.)… Именно стремление к сохранению ТОЧНОСТИ воспроизведения СВЯЩЕННЫХ гимнов и вызвало появление языкознания у древних индийцев…уже в самих ПАМЯТНИКАХ ведической литературы (ВЕДАНГАХ) трактуются некоторые вопросы языкознания…» [9. С. 7];

«..Индия Древнейшая обрядовая и культовая поэзия… ВЕДИЙСКИЙ канон начинает складываться на рубеже 2—1 тыс. до н.э., когда АРИИ, покинув места первоначального обитания… углубляющаяся специализация ЖРЕЧЕСКИХ функций приводят …к появлению ОСОБЫХ ЖРЕЧЕСКИХ школ, осуществлявших подготовку ИСПОЛНИТЕЛЕЙ жертвенного ритуала. В этих именно школах предположительно с 10 по 7—6 вв. и происходит постепенное оформление ТЕКСТОВ, составивших ядро ВЕДИЙСКОГО собрания. ФИКСАЦИЯ самхит была осуществлена в УСТНОЙ передаче. Записаны они были очень поздно… Хотя система АРХАИЧЕСКОГО ритуала, с которым была связана ГИМНОВАЯ поэзия, остаётся во многом неясной, существует предположение, что БОЛЬШАЯ часть дошедших до нас ГИМНОВ создавалась и исполнялась во время НОВОГОДНЕГО праздника. В праздничный РИТУАЛ входили РАЗНОГО рода церемониальные СОСТЯЗАНИЯ, и в том числе СОСТЯЗАНИЯ племенных ПЕВЦОВ— риши… в гимнах часто говорится о дрожи вдохновения, об ОЗАРЕНИИ, открывающим путь Речи… в ОСНОВЕ лежало ВЛАДЕНИЕ… набором ТРАДИЦИОННЫХ СЛОВЕСНЫХ ФОРМУЛ… Обучение риши искусству сложения ГИМНОВ происходило в содружествах — особых корпорациях, объединявших певцов ПЛЕМЕНИ (или, что вероятнее, племенной фратрии). Каждая такая корпорация ВОЗВОДИЛА себя к какому-либо МИФИЧЕСКОМУ певцу, которого она почитала своим «РОДОНАЧАЛЬНИКОМ»… организацией, отбиравшей и ХРАНИВШЕЙ ГИМНЫ. Именно в содружествах сложились так называемые «РОДОВЫЕ» циклы, составившие позднее ядро содружества. Хотя практика ГИМНОТВОРЧЕСТВА угасает уже к концу 2 тыс. до н.э., ТРАДИЦИИ его оказались долговечными… жанр древнейшей словесности ГИМН определил пути последующей поэтической культуры…» [11. С. 46—47];
« Иран… Авеста… Древнейшие элементы содержательного плана относятся ко 2 тыс. до н.э…. Вендидад (Видевдад) — «Кодекс (данный против ДЭВОВ»…» [12. С. 4]. Можно отметить, что

— позднейшая зороастрийская иранская-персидская религия боролась с древнейшей праиндоевропейской религией с ДИВОМ-ЗЕВСОМ;

— каждая община возводила свой РОД к какому-то БОГУ из пантеона ДИВА-ЗЕВСА;

— «БОЛЬШАЯ часть дошедших до нас ГИМНОВ создавалась и исполнялась во время НОВОГОДНЕГО праздника, проходившего весной. В праздничный РИТУАЛ входили РАЗНОГО рода церемониальные СОСТЯЗАНИЯ, и в том числе СОСТЯЗАНИЯ племенных ПЕВЦОВ», Новогодний ПРАЗДНИК отмечался у ДИВОПОКЛОННИКОВ в НАЧАЛЕ ВЕСНЫ (МАСЛЕНИЦА У РУССКИХ). ПРАЗДНИК ПОСВЯЩАЛСЯ БОГУ ДИВУ (в более позднем варианте у ИРАНЦЕВ—НАВРУЗ—новый день-див). Таким образом, а) НАВРУЗ — НЕ иранский праздник, а более древний праздник ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ—ДИВОВ; б) входили состязания, то есть, ОЛИМПИЙСКИЕ игры у греков ЗЕВСУ—ДИВУ носили ДРЕВНИЙ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ характер; в) состязания ПОЭТОВ сохранились на Кавказе в ДАГЕСТАНЕ, там же сохранилось наиболее ДРЕВНЕЕ название праздника ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — ДИЙДИХУ (НАВРУЗ). В Дагестане же сохранился обряд, связанный с почитанием ВИШНИ—ЧЕРЕШНИ (АБРИКОС для напитка РАКИ). Древние индоевропейцы дошли (доплыли-доехали) в древности (с 15—12 тыс. до н.э.) до территории нынешней Японии — пришедшие позднее нынешние жители сохраняют почитание ВИШНИ, но утрачен смысл (ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКА—РАКА-СОМА), три горы ДЭВА. Нынешняя ОЛИМПИАДА —2014 проходит на территории РОССИИ, то есть проживания РОДА потомков ДИВА-ЗЕВСА—ТАЯ-ДАЯ (даков-дивов—таохов—зихов) — русских казаков РОДОВ Дивиных и РУСАНОВЫХ, и во время, близкое РУССКОЙ МАСЛЕНИЦЕ. То есть, СОСТЯЗАНИЯ — СОРЕВНОВАНИЯ, посвящённые Новому ДНЮ-ГОДУ — богу ДИВУ-ЗЕВСУ — НОВЫЙ ДЕНЬ — ДИВ(НАВРУЗ).

 В средневековье на Кавказе отмечалось следующее. «…Людям писания …мусульмане причисляли иудеев, ХРИСТИАН и сабиев… согласиться выплачивать ПОДАТЬ-джазию. ЯЗЫЧНИКАМ и того не было положено — стань МУСУЛЬМАНИНОМ или умри. Приверженцев ЗОРОАСТРИЗА, древней религии ОГНЯ и Правды… мусульманские богословы согласились причислить к «людям писания»… потомки караванщиков и грабителей караванов из жаркой Аравии… «зимми (презрительное название зороастрийцев, — О.В,) обязан стоять… Простые арабы тоже не оставались в стороне от потехи… не упускали случая плюнуть в священное для зороастрийца ПЛАМЯ… Ещё один способ поразвлечься состоял в долгом, мучительном избиении на глазах зороастрийцев собаки—зороастризм велел почитать и защищать этих верных …друзей и помощников человека… именно тогда у мусульман собака и становится презренным животным,…а сравнение с собакой становится самым злым ругательством для мусульманина…» [20. С. 23—25]. «…СОБАКА считается у ин-ДУИ-стов животным НЕЧИСТЫМ, поэтому даже ПРИКОСНОВЕНИЕ к собаке для брахмана — вещь НЕВОЗМОЖНАЯ. Так же недопустимо для брахмана и занятие ОХОТОЙ…» ИНДия «ЛИТЕРАТУРА 1—5 вв. Пан-ча-тантра» [13. С. 327]. Таким образом, можно предположить, что у ДИВ-опоклонников до мусульман отношение к собаке было негативным, в отличие от поздней индоевропейской религии — зороастризма. Но занятие охотой предположительно являлось ОСНОВНЫМ для древнего ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА В ПЕЩЕРАХ (возможно, запрет — при разделении на касты — жрецов и т.д.)

«…встал Дербент… не беспокоили державу ПЕРСИДСКИХ царей-ОГНЕПОКЛОННИКОВ. Крепостью правит царёк с подозрительно знакомым именем Шахрияр… «Я нахожусь между двумя врагами: один — хазары, а другой — РУСЫ…будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны».Так писал Шахрияр повелителю арабов… Вместо дани Дербент обязали военной службой…» [21. С. 25].

«…мужчины у древних славян и русов… Волосы коротко остригали…Так же поступали и с бородою… Любопытно, что, кроме христиан, волосы и БОРОДЫ отпускали их главные противники — ЯЗЫЧЕСКИЕ жрецы — ВОЛХВЫ… на уже упоминавшееся острове РЮ-ГЕН, четырёхголовый КУМИР Свен-ТОВ-ита имел… коротко остриженные …волосы и бороды… Веле-ТЫ-лю-ТИЧ-и, у берегов которого находился РЮ-ген, по словам Тит-мара МЕЗ-ербургского, …в ТЪМУТОРОКАНЬЕ (…поставленный князем Глебом Святославичем памятный КАМЕНЬ… на нём ясно написано «ТЪМУ-ТОРОКА-НЬ»..) (нынешней Тамани) ПРАВОСЛАВНАЯ русская ЗНАТЬ стриглась таким образом ещё перед самым монгольским нашествием…» [22. С. 46—47].

«Все источники говорят, что русские ладьи по Хвалынскому морю, как наши предки величали Каспий, ходили вдоль его западного, КАВКАЗСКОГО побережья… сообщение, которым ибн Хордадбег начинает свой рассказ, это то, что РУСЫ — племя СЛАВЯН… приходится вступать в полемику с норманнистами. Они заявляют — но ведь остальные-то …арабские авторы… отличают РУСОВ от СЛАВЯН… Целый ряд ВОСТОЧНЫХ авторов среди трёх частей Руси, вместе с КУЯВ-ой-Киевом и ЗАГАДОЧНОЙ АР-ТА-нией, называет С-ЛАВ-ию… достойно внимания, что в качестве одного из товаров, который РУСЫ вывозили в Персию, упомянуты мечи… арабские авторы сообщают, что мечи производят сами РУСЫ, в той самой ЗАГАДОЧНОЙ Ар-ТА-нии (она же Ар-СА-ния или Ур-ТАБ). Но вот это-то замечание норманнисты не особенно жалуют. Потому как найдено уже два клинка со славянскими именами мастеров… указуя на ЗМЕЕПОДОБНЫХ чудищ, изображённых на рукояти…» [23. С. 111—113].

«Не зря ведь аль Масуди начал рассказ про… поход 912 года сообщением, что РУСЫ «состоят из РАЗНЫХ племён». Тут надо знать то, не слишком ярко освещаемое нашими историками обстоятельство, что в конце IХ—начале Х века на ЧЁРНОМ море образовалось, согласно целому ряду источников, некая пиратско-купеческая вольница… Многие исследователи именно ЗДЕСЬ располагают загадочную АР-ТА-нию—АР-СА-нию—УР-ТА-б, ТРЕТЬЕ ЦАРСТВО РУСОВ арабских и персидских источников. Располагалось оно в ТЪМУТОРОКАНЕ… [24. С. 145—146] .

«Между тем тот же аль Масуди сообщает, что Чёрное море (Ней-ТАС по-арабски) именуется РУССКИМ… «оттого, что, кроме РУСОВ, по нему никто не смеет плавать» [25. С.142]

«…то, что написано в ИСТОЧНИКАХ, убеждает лишь в слабом знакомстве их авторов с наукой географией. Вот что пишет об этом ибн Мискавейх, младший современник событий, поведавший нам о них наиболее подробно: «они (РУСЫ — О.В.) проехали море, которое СОПРИКАСАЕТСЯ со СТРАНОЙ ИХ, пересекли его до большой реки, известной под именем КУР-ы»… КУРА, по примеру ВОЛГИ, впадает… в КАСпийское море. В середине Х века КАСпий не «СОПРИКАСАЛСЯ» со страной РУСОВ ни одним метром берега.» [26. С. 148—149]

«Указатель географических названий и названий на-РОД-ов… А-ДЫГ-ейцы — они же КАС-ОГ-и. Народность на Северном Кав-КАЗ-е… Арсания (Артания, Уртаб) — один из трёх «городов», «групп» или «царств» РУСОВ у ВОСТОЧНЫХ авторов. Точное месторасположение не установлено…» [27. С. 241—242], «...ДАГ-е-СТАН—ИСТОРИЧЕСКАЯ область между Главным Кавказским хребтом и каспийским морем… ДЕЙ-лем — ГОРЫ к югу от Каспия… ДЕЙ-леми-ТЫ — ГОРСКИЕ племена, населявшие ДЕЙ-лем…» [28. С. 244] «Изображения РУСОВ Х века…Заняв почти опустевший город, РУСЫ выслали глашатаев по окрестностям… «Нет между нами и вами РАЗНОГЛАСИЯ В ВЕРЕ! — кричали они…Примечательное заявление…Что до «нет разногласия в вере» — это, конечно, не означает, что РУСЫ были мусульманами. Все рассказывающие о взятии Бердаа источники единодушно называют северных завоевателей ЯЗЫЧНИКАМИ…РУСЫ вновь обратились к горожанам с воззванием, напоминавшим, что им следует…НЕ встревать во ВЗАИМНЫЕ отношения ДВУХ ПЛЕМЁН-ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ — ДЕЙ-лемитов и РУСОВ [29. С.154—155].

«В одном из садов Бердаа толпа окружила пятерых РУСОВ, в числе которых был безусый мальчишка, СЫН одного из предводителей войска. Мусульмане очень хотели захватить живьём одного из них… в плен не сдавались… дрались до тех пор, пока не падали замертво. Оставшийся последним мальчишка… поняв, что может попасть в плен, вскарабкался на дерево и закололся там кинжалом… Таковы были обычаи русских витязей» [30. С. 156] (уже врежеся ДИВ на землю)

«И даже русский боярин Александр Пересвет, в родных брянских ЛЕСАХ которого ещё догорали последние погребальные костры язычников… высказывался так: «лучше же нам на мечи СВОИ наврещися, нежели от поганых полоненным быти» [30. С. 156] «После этого глашатаи РУСОВ… в соборную мечеть Бер-ДАА и приказали выкупать себя… (РУСЫ… вряд ли могли отличить ХРИСТИАНИНА ибн Самуна от его МУСУЛЬМАНСКИХ земляков) возмущённые обвинения… он, мол, только и мечтает, чтоб УРАВНЯТЬ ХРИСТИАН с МУСУЛЬМАНАМИ в уплате ДЖИЗИИ… уплатив выкуп, могли забрать семью и покинуть город. В знак того, что выкуп уплачен, получивший ценности РУС выдавал расплатившемуся горожанину ПЕЧАТЬ НА ГЛИНЕ…» [31. С. 157] «…Проще всего, конечно, решить, что какому-то вождю показалось мало ДАНИ и он решил наверстать упущенное в Бер-ДАА… неужели поближе мест не было, в Болгарии той же… Или по Крыму пройтись… Поэтому СТРАННАЯ, почти невероятная ТЕРПЕЛИВОСТЬ к жителям далёкого края и цепкое старание УДЕРЖАТЬСЯ в захваченном Бер-ДАА говорят скорее за воеводу… АКАДЕМИК А.П. Новосельцев высказал остроумную ДОГАДКУ по поводу ПРИЧИН нападения РУСОВ на Бер-ДАА — Марзубан ибн Мухамед и его ДЕЙ-лемиты были врагами арабских государств — врагов Визан-ТИИ. Стало быть, атака на них должна была, формально не нарушая договора мира с Восточной Римской империей, помочь её врагам… Однако меня останавливает от полного СОГЛАСИЯ с уважаемым АКАДЕМИКОМ всё та же мысль: отчего в таком случае было не пройтись по владениям ДЕЙ-лемитов тем же огненным вихрем… ярости… Отчего РУСЫ так ТЕРПЕЛИВО относились к выходкам местного населения и так старались УДЕРЖАТЬСЯ в захваченных землях… есть у меня ДОГАДКА, чего ради РУСЫ так старались закрепиться в Бер-ДАА и заручиться поддержкой его обитателей. В Болгарии многое есть из того, что есть в Бер-ДАА. Золото, серебро. Даже шёлк… Вот только одного нету в Болгарии — и нигде, кроме АЗ-ербай-джана, этого не встретишь… Нефть… Основной компонент «греческого огня». Супероружия православных кесарей. Напалма Средневековья. Единственного оружия, которое смогло одолеть флот Сынов Сокола. Оружия, с которым РУСЬ будет непобедима…» [32. С.165—167].

«…христианский след ведёт в Визан-ТИю. Я догадывался, кто убил Сына Сокола… Кому Сын Сокола поручил добыть для Руси ту «небесную молнию» подземного происхождения, которой греки спалили РУС-ские ЛАД-ьи…» [33. С.169]. «…окажись в руках молодой ЯЗЫЧЕСКОЙ державы Сынов Сокола оружие, которое РОМ-ЕИ выдавали варварам за «небесные молнии»…» [34. С. 171]. «…После загадочной гибели Сына Сокола в Деревских лесах внешние позиции РУС-и сильно ослабли…» [35. С.172]. «…Игорь РЮ-рикович (Сын Сокола)…» [36. С. 235] «…грозные РИМ-ляне даже не пытались сунуться в степь. И никто из ОСЁДЛЫХ народов не пытался—до Игоря РЮ-риковича, Игоря Сына Сокола…киевский великий князь…» [25. С. 142]

«…Kingdom of Diauehi.The Kingdom of Diauehi (Georgian: დიაოხის სამეფო) (Diauhi or Diaokhi; "the Land of the Sons of Diau") (Georgian: დიაოხი) was an ancient monarchy emerged as a tribal union of early-Georgiansin 12th century BC, in the post-Hittite period. It was located in northeastern Anatolia, mentioned in the Urartian inscriptions. [ It is usually (though not always) identified with Daiaeni of the Yonjalu inscription of the Assyrian king Tiglath-Pileser I’s third year (1118 BC). …» [51]

(«Земля сынов Дива-Дыя-Дайка-Таоха»; Диауэхи или Диаэна) — нынешняя область Тао-Тайк. « Daiaeni …(Diauhi or Diaokhi; «the Land of the Sons of Diau»)». Сын Сокола — РЮ-рикович. Казаки—КУРКУЛИ—КОРШУНЫ, Соколы, Ястребы. («Степан Разин»).

«…арабский ИСТОРИК Марвази…описав ПРЕЖНИЕ нравы и обычаи РУС-ов, тех самых русов, что когда-то огненным вихрем пронеслись над КАС-пием, ГОД сидели в Бер-ДАА, расшвыривая подходящие к городу МУСУЛЬМАНСКИЕ полчища, тех, к кому взывали ЗА ЗАЩИТОЙ санарийцы и Дербентский эмир Маймун, завершает: «когда они обратились в ХРИСТИАНСТВО, вера их притупила их мечи, двери добычи закрылись пред ними, и они вернулись к нужде и бедности, сократились у них средства к существованию.» [37. С. 213]

«…Аль Масуди называл «РУССКОЙ рекой» Дон, ибн Хаукаль — ВОЛГУ… Через ДВА века князь Новгород-Северский Игорь СВЯТО-СЛАВич, словно ПОВТОРЯЯ давний подвиг…пойдёт воевать кочевников…просто ЗАГАДОЧНЫЙ ДИВ, кличущий с ВЕРШИНЫ древа… трудно…отделаться от впечатления, что НЕВЕДОМЫЙ автор «Слова», НЕ забывший ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ и словно бы ЗАБЫВШИЙ упомянуть ХОТЬ РАЗ ХРИСТА или хоть кого-то из СВЯТЫХ, открыто заявивший о неверии в ВОСКРЕСЕНИЕ мёртвых («Игорева славного полку УЖЕ не кресити»)… перечисляет… ТЕ ЗЕМЛИ, где ДО КРЕЩЕНИЯ обитали РУСЫ… СУРОЖ… князь Бравлин… Волгу… князь Святослав, «РУССКУЮ РЕКУ» ибн Хаукая. Корсунь… Тьмуторокань, в КОТОРОМ сидел ЯЗЫЧНИК «СФЕНГО», откуда ушли в… поход 912 года… РУССКИЕ мстители. Он НИ РАЗУ не выразил ЯВНО своего отношения к ХРИСТУ и ХРИСТИАНСТВУ… он всего лишь ПЕРЕЧИСЛЯЕТ …ЗЕМЛИ, бывшие ПРИВЫЧНЫМИ ОХОТНИЧЬИМИ угодьями, а то и ДОМОМ для ЯЗЫЧНИКОВ-пращуров… какой уж КАВ-КАЗ… ведь ЗЕМЛЯ ЭТА — ОГРОМНОЕ пространство к ЮГУ и ВОСТОКУ… не выкинутое в БЕЗЛЮДНОЕ и безжизненное иномирье. ОНА ОСТАЛАСЬ здесь, под боком …но из РУС-ской ЗЕМЛИ стала ДИК-им полем, ДЕШ-Т-и-Кипчак, половецкой степью. Пятьдесят крупных НАБЕГОВ за сто пятьдесят лет. Каждый ТРЕТИЙ год ЗЕМЛИ, при князьях-ЯЗЫЧНИКАХ бывшие РУС-скими… теперь… извергали… воюющие орды… Не только жители 28,9 процента — ТРЕТИ… —РУС-ских городов и сёл, НЕ ЖЕЛАВШИХ отступиться от СВОИХ БОГОВ… Предатель РОД-НЫХ БОГОВ — воистину, кроме этого, нечего больше сказать… нежданно и страшно, дела тысячелетней ДАВНОСТИ перекликаются с сегодняшним днём. И русские парни в маскирухе оказываются в ОДНОМ СТРОЮ с солдатами и КАЗ-аками Ермолова,… со СЛАВ-янскими бойцами, осаждавшими Пар-ТАВ-у и погибавшими под ЗЕЛЁНЫМИ клинками всадников Мервана Беспощадного… И в одном ряду стоят ПРОТИВ них САМ Мерван…, ширваншахи Али и Мухаммад, и имам Шамиль, и детоубийцы Будённовска, Волгодонска, Беслана…» [38. С. 217—219]

 В России — руководитель, его администрация, поддерживающие УКРАИНСКУЮ националистическую идею — на митинге в поддержку Крыма, следующее. «…такое заявление сделал сегодня, 28 февраля (2014г.), губернатор Краснодарского края Александр Ткачев… С Украиной мы не просто соседи — у нас во многом общая история, похожая культура. Вообще, Кубань была ОСНОВАНА ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ из УКРАИНЫ, мы это хорошо знаем… реакция атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды на происходящее в Украине… Николай Долуда также подчеркнул: «Кубанских казаков с Украиной связывают общие корни, история…» [50]. То есть, данные представители — это НЕ ПРИРОДНЫЕ КУБАНСКИЕ казаки, не их ПРЯМЫЕ потомки (индоевропейцев ДАКОВ-ДАЕВ-парнов—ТАОХОВ—ЗИХОВ—ДЖИКОВ). На Кубани — 4% украинцев. Однако 5 марта [50] эстафету параолимпийского огня в пригороде Краснодара — станице Елизаветинской встречали граждане и гражданки в запорожской и украинской одежде, а не в кубанской казачьей (женская «парочка») или в русских САРАФАНАХ. Однако следующее. «… «Жалованная грамота» ЧЕРНОМОРСКИМ казакам на кубанские земли…» [7. С. 296—297]. Таким образом, грамота давалась ЧЕРНОМОРСКИМ казакам, а НЕ запорожцам. Далее. Рассмотрим женскую одежду черноморских казаков. «…в Дунайских гирлах… При Екатерине Второй люди туда переселились, живут как в консервной банке, НЕ меняясь, по СТАРЫМ обычаям…» [14. С. 606—609]; «…на переправе через Прут… на подступах к Чёрному морю… чудесной русской речью…Чтоб наша девка да за румынца… замуж вышла — этого не моги… И кустюмы у нас особые. У баб… на праздник расшитый САРАФАН, на голове кичка, а на праздник КОКОШНИК, а мужской пол… На берегу видели босую девушку в ГОЛУБОМ САРАФАНЕ, поднимавшуюся… с вёдрами на коромысле, шла она державно-прямо… В другом месте женщины чинили сети и пели… «Ох ты, калинка моя, Ты малинка моя, Ты не стой, не стой На горе крутой» [14. С. 606—609]. Таким образом, женщины ЧЕРНОМОРСКИХ казаков носят САРАФАНЫ и КОКОШНИКИ, а не украинские веночки, юбки, жилеты. Кубанские — «парочку» — юбку с кофточкой из одного материала. Следовательно, одевая женщин на официальных мероприятиях подчёркнуто в украинскую одежду, краевая администрация в главе с Ткачёвым проводит «ползучую украинизацию» Кубани.

Аналогично — «Кавказ ответил Ткачеву: Кубань принадлежала кавказцам… Призыв губернатора Александра Ткачева «выдавливать» из Кубани кавказцев.., вызвал ответную реакцию …Глава ПАРЛАМЕНТА Чечни Дукуваха Абдурахманов 7 августа …сам договорился до того, что назвал территорию Краснодарского края «исторически являющейся исконно черкесскими и адыгскими землями (иными словами, принадлежавшими кавказцам)». Таким образом, некорректность заявления Ткачева аукнулась ответной некорректностью…» [61]. Таким образом, кавказцы и представители украинцев, занявшие территории ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО народа ДИВОВ-ДАКОВ-СИНДОВ-ЗИХОВ, приняв их НАЗВАНИЕ, ведут себя и в политике, как завоеватели и захватчики. Следующее. «..На Кавказе весь ЗИХСКИЙ период с V по XV в…» [59]. «…Период христианства в истории адыгов… Христианские источники указывают Зихию (Зихия — латинское и греческое название Черкесии) и Абазгию (северная часть совр. Абхазии до р. Кодор) …С VI века христианство утверждается в Черкесии, где и существует до крушения Византийской империи… в середине VI в. Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловское, на р. Никепсухо Черноморского побережья) на черноморском побережье, где до сих пор сохранились остатки христианского храма.Территория, занятая адыгами, в духовном отношении подчинялась четырём епархиям, епископы которых назначались Византией. Эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе.Имеются сведения об участии епископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах ещё в начале VI века.В документах Цареградского Собора 519 года стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского Собора 526 года встречается имя Зихийского епископа Дамиана…Зихская церковь не подчинялась национальным церквям других стран. Зихское архиепископство не входило и в состав архиепископии Золотой Орды, что подчеркивало признание со стороны Папы Римского независимого статуса Зихии. На протяжении более трех веков (последняя четверть VII—X вв.) епископские кафедры Крыма были подчинены архиепископу Зихии… 1318 год — митрополит Зихско-Матрахской митрополии имел резиденцию в Матрахе (Тамани).1396 год — Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал:

«Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или асском, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ» (Источник — Виноградов И. Преосвященный Иеремия. Нижний Новгород, 1886).Однако, несмотря на тысячелетний период христианства и существование церковного института, христианским этот период в истории Черкесии можно назвать лишь условно,..» [55] ЗЕВС — это ДИЙ/ДИВ [53], а ЗИХИ/таохи—сыны ДИВА-ЗЕВСА. Служение в храмах НА ЗИХСКОМ языке означает НАЛИЧИЕ ЦЕРКОВНОЙ литературы на ЗИХСКОМ языке. У адыгов ПИСЬМЕННОСТЬ отсутствовала. ЗИХСКИЙ ЯЗЫК—это ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК. А именно. «…восходят к единому общеславянскому языку… историческую реальность уже в 1 тысячелетии до нашей эры. …в 7—8 веках начинает формироваться ДРЕВНЕРУССКИЙ язык. К этому же периоду относится образование ЗАПАДНОСЛАВЯНСКОЙ и ЮЖНОСЛАВЯНСКОЙ языковых группировок.» [10. С. 8]. «Самым главным ПИСЬМЕННЫМ источником истории русского языка старейшего периода является РУКОПИСНАЯ КНИГА. В предварительном списке РУКОПИСЕЙ 11—14 веков… опубликованном в «Сводном каталоге рукописей… указано почти 1500 СЛАВЯНО-РУССКИХ РУКОПИСЕЙ… во многих случаях определить место написания рукописи НЕВОЗМОЖНО. Подавляющее БОЛЬШИНСТВО ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСНЫХ книг — это списки текстов СТАРОСЛАВЯНСКОГО происхождения, преимущественно ХРИСТИАНСКАЯ богослужебная литература: ЕВАНГЕЛИЯ (книги об Иисусе Христе), Псалтирь (сборник духовных стихов), минеи (сборники церковных чтений), кондакари (сборники церковных песнопений) и т.п., а также поучения отцов церкви и жития святых. К ЭТОЙ ГРУППЕ относится подавляющее большинство дошедших до нас СТАРЕЙШИХ РУКОПИСНЫХ КНИГ: «Остромирово ЕВАНГЕЛИЕ» (1056-1057) — САМЫЙ ДРЕВНИЙ из СОХРАНИВШИХСЯ ДАТИРОВАННЫЙ древнерусский памятник; два «Изборника» — ИЗБРАННЫЕ ПЕРЕВОДЫ С ГРЕЧЕСКОГО, переписанные для князя…» [4. С. 14]. Таким образом, «По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или асском, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ» означает, что «ЗИХСКИЙ—ДИВСКИЙ» язык — это СЛАВЯНО-РУССКИЙ язык. ЗИХИЯ, её территория — ЭТО ТЕРРИТОРИЯ СЛАВЯНО-РУССОВ — ЗИХОВ/ТАОХОВ-ДИВОВ (бог ДИВ с напитком РАКА-СОМА) — нынешние КУБАНСКИЕ КАЗАКИ рода ДИВИНЫ (ДИВИНы-ЗИХОВЫ/ТАОХОВЫ сыны). Кавказцы, таким образом, (как и УКРАИНЦЫ—4%) — ОККУПАНТЫ территории ДИВОВ-ДАКОВ-ЗИХОВ-ТАОХОВ. ЗИХСКИЙ ЯЗЫК, на котором велась церковная служба по ЦЕРКОВНЫМ КНИГАМ (НЕ греческим) — это СЛАВЯНО-РУССКИЙ язык. «… 03.03.2014 | 12:30...В Музее изобразительных искусств имени Пушкина готова к открытию новая выставка «Древний Китай, ритуал и музыка». Хронологические рамки впечатляют – с XVII по III век до нашей эры!... на двухъярусной стойке в виде мифических животных. Музыкальный инструмент был найден в гробнице правителя царства Цзэн. Но самые старые экспонаты здесь – бронзовая посуда, датированная XVI—XI веками до нашей эры. Среди монументальных колонн Пушкинского эта древнекитайская кухонная утварь выглядит вполне достойно…» [58]. Однако Россия также ведёт историю с 1200—800 гг. до н.э. — ЦАРСТВА ДИАУЭХИ (ныне ТАО-ТАЙК. ДАГЕСТАН, АДЫГЕЯ, ТАВРИЯ) — « земля сынов ДИВА» — ТАОХОВ-ЗИХОВ-ДИВОВ-ДАКОВ — нынешних природных ВЕЛИКОРУССКИХ кубанских казаков ДИВИНЫХ с напитком РАКОЙ-СОМОЙ в честь бога ДИВА. Далее.

Академия наук Грузинской ССР, Институт истории грузинской литературы им. Шота Руставели. «…Традицию народного бытового рассказа одной из первых восприняла и обнаружила книга новелл «Лимонарь» ПИСАТЕЛЯ VII века Иоанна Мосха, дошедшая до нас в ПЕРЕВОДЕ с ГРЕЧЕСКОГО языка на ГРУЗИНСКИЙ. Сто новелл, составляющих эту книгу, живы и занимательны…Книга утверждает ХРИСТИАНСКИЕ догмы и отмечена печатью ХРИСТИАНСКОЙ морали…и другая новелла Мосха. В ней повествуется о монахе, совершившем убийство. Он сказал: « Я убил вместе с двадцатилетним юношей». Схватили и юношу, но тот отрицал причастность к насилию. Тем не менее вынесли приговор: распять на кресте обоих. Перед казнью юноша попросил обратить его ликом к востоку. Монах же выдал себя, предпочтя повернуться к ИДОЛАМ. Невиновного юношу отпустили, он удалился в пустынь и стал отшельником. Проповедь христианской морали…» [5. С. 8]. Перевод с ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА на грузинский литературы христианского характера в 7 веке. Наличие ИДОЛОВ. Монах поклоняется ИДОЛАМ.

 Письменность и изготовление рукописных книг у СЛАВЯН-РУСОВ. «…Об изготовлении КНИГ и писательстве…Мъногашьды же пакы Великууму Никону… — (Великий Никон—игумен Киево-Печерского монастыря, летописец, составитель Киево-Печерского свода 1073 г.) — …съдящю и дълающю книгы, и блаженууму (Феодосию) въскраи того съдящю и прядущю нити еже на ПОТРЕБУ таковууму дълу… Се пакы тъ же чьрнъць Иларионъ съповъда ми, бяше бо и книгамъ хытръ псати, сии по ВСЯ в дьни и нощи писааше книгы въ келии у блаженааго отца нашего Феодосия. Оному же псалтырь усты поющю тихо и рукама ПРЯДУЩА вълну или кое ино дъло дълающа. Тако же въ ЕДИНЪ вечеръ дълающема има къжъдо СВОЕ дъло…» [39. С. 34—35]. Таким образом, в 1037 году на Руси изготовляли РУКОПИСНЫЕ книги. «…РУКОПИСЕЙ 11—14 веков… опубликованном в «Сводном каталоге рукописей… указано почти 1500 СЛАВЯНО-РУССКИХ РУКОПИСЕЙ… во многих случаях определить место написания рукописи НЕВОЗМОЖНО. Подавляющее БОЛЬШИНСТВО ДРЕВНЕРУССКИХ РУКОПИСНЫХ книг — это списки текстов СТАРОСЛАВЯНСКОГО происхождения, преимущественно ХРИСТИАНСКАЯ богослужебная литература…» [4. С. 14]. Следовательно, МЕСТО изготовления рукописных СЛАВЯНО-РУССКИХ книг для ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ на ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ языке во многих случаях определить затруднительно. Далее. «ПРИТЧА ОБ ОБРАХ… — (Обры—авары, кочевой народ ТЮРКСКОГО происхождения, пришедший в VI в. из Средней Азии в Европу…)… — СЛОВЪНЬСКУ же языку, яко же рекохомъ, живущю на Дунаи, ПРИДОША ОТ СКУФЪ, РЕКШЕ ОТ КОЗАРЪ… — (Летописец ОШИБОЧНО ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СКИФОВ с ХОЗАРАМИ)… —, рекомии болгаре и съдоша по Дунаеви, и населници словъномъ быща. Посемъ придоша УГРИ бълии, и наслъдиша ЗЕМЛЮ словъньску. Си бо угри почаша бытии пр-Ираклии ЦАРИ, иже находиша на Хоздроя, ЦАРЯ ПЕРЬСКАГО. Въ си же времяна быша и обри, иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша… — ( Византийский император Ираклий (610—641) вел длительные ВОЙНЫ с Персией. Хоздрой — Хосрова II Первиза (590—628), ПЕРСИДСКИЙ царь из династии Сассанидов)… — Си же ОБРИ воеваху на словънъх, и примучиша дулъбы… — (дулебы—славянское племя)…» [40. С. 9]. Исследователь ПРЕДПОЛАГАЕТ, что ЛЕТОПИСЕЦ ошибся, отождествляя СКИФОВ с ХОЗАРАМИ. Однако следующее. Скифы — народ ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО (ИРАНСКОГО предположительно) происхождения. По печати Софии Музалон, она — правительница «РУСИИ» (надпись на греческом языке); по печатям её СУПРУГА, он—правитель «Матархи. ЗИХИИ и ВСЕЙ ХАЗАРИИ». То есть, в 11 веке — государство—область «РУС-РУСИЯ» на КАВКАЗЕ=«МАТАРХА, ЗИХИЯ и вся ХАЗАРИЯ». Следовательно, на данной территории должны разговаривать на ИНДОЕВРОПЕЙСКОМ СЛАВЯНО-РУССКОМ языке. Следующее. Следовательно, ХАЗАРЫ — это ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ сарматские и славянские имена с ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ САРМАТСКОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ. После прихода тюрок — часть из них становится тюркоязычной (аналогично и с пришедшими позднее представителями кавказской языковой семьи—приняли имя проживавшего ранее народа — ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО племени ДИВОВ-ТАОХОВ-ЗИХОВ-ДАКОВ — дословно—«сыны ДИВА-ТАОХА-ЗЕВСА-ДАКА»). Тогда это ДРЕВНЯЯ территория индоевропейцев — СЛАВЯН, СКИФОВ и САРМАТОВ. Следовательно, ошибается НЫНЕШНИЙ исследователь. Древний ЛЕТОПИСЕЦ ВЕРНО «ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СКИФОВ с ХАЗАРАМИ» как ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ с ИНДОЕВРОПЕЙСКИМИ языками и ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ (САРМАТСКОЙ) ПИСЬМЕННОСТЬЮ — «считавшиеся РАНЕЕ ТЮРКСКИМИ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ, найденные на территории каганата, оказались ИМЕННО САРМАТСКИМИ». Данные факты соотносятся с тем, что «правительница «РУСИИ» (надпись на греческом языке); по печатям её СУПРУГА, он — правитель « Матархи. ЗИХИИ и ВСЕЙ ХАЗАРИИ». То есть, в 11 веке — государство—область «РУС-РУСИЯ» на КАВКАЗЕ=«МАТАРХА, ЗИХИЯ и вся ХАЗАРИЯ». Следовательно, на данной территории должны разговаривать на ИНДОЕВРОПЕЙСКОМ СЛАВЯНО-РУССКОМ языке.

12 (или 4 век) — СЛАВЯНСКИЕ БУКВЫ — СЛАВЯНСКАЯ (ЗИХСКАЯ—ДИВСКАЯ) ПИСЬМЕННОСТЬ «…Этокский памятник (Этокская статуя, Статуя Дука-бек, Монумент Буса) — гранитный памятник высотой 2,65 м, покрытый рисунками и резными надписями. Время создания — IV век н. э. (по иным данным XII в.). Памятник… от дороги Нальчик-Пятигорск, у нынешнего селения Этоко. Изваяние воина стояло на КУРГАНЕ, рядом вытекал источник и проходила дорога. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на НЕИЗВЕСТНОМ языке буквами, составленными частью из ГРЕЧЕСКИХ, а частью из СЛАВЯНСКИХ. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже НЕ на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького КРЕСТА, находящееся на задней части воротника…» [56]

 Далее. «ПОВЕСТЬ ОБ ОСАДЕ КИЕВА ПЕЧЕНЕГАМИ… В лъто 6476. Придоша печенъзи на Руску землю первое… И рече единъ отрокъ: «Азъ преиду»…Онъ же изиде изъ града с уздою, и ристаше сквозъ печенъги, глаголя: « Не видъ ли коня никтоже?» Бъ бо умъя ПЕЧЕНЪЖЬСКИ… — (Т.е. умел ГОВОРИТЬ по-печенежски, ЗНАЛ печенежский язык)…—, и мняхуть и своего…» [41. С.17]. Следовательно, указывается, что при ДИАЛОГЕ необходимо было ЗНАТЬ язык СОБЕСЕДНИКА. Однако следующее. «О ЕДИНОБОРСТВЕ МСТИСЛАВА С РЕДЕДЕЮ…В лъто 6530… Въ си же времена Мьстиславу… — (Мстислав…тмутараканский князь (умер в 1036 г.)… — сущю Тмуторокани поиде на КАСОГЫ… — (КАСОГИ — одно из ПЛЕМЁН Северного Кавказа)…—…князь касожьскый Редедя изиде противу тому. И ставшема объма полкома противу собъ, и РЕЧЕ Редедя къ Мьстиславу: «Что ради губивъ дружину межи собою? Но снидеве ся сама бороть. Да аще одолъеши ты, то возмеши имънье мое, и жену мою, и дъти моъ, и ЗЕМЛЮ мою. Аще ли азъ одолъю, то възму ТВОЕ ВСЕ». И РЕЧЕ Мстиславъ: «Тако буди». И РЕЧЕ Редедя ко Мьстиславу: «Не оружъемъ ся бьевъ, но борьбою»…И рече Мъстиславъ; «О пречистая богородице помози ми. Аще бо одолъю сему, съзижю церковь во имя твое» …И шедъ в ЗЕМЛЮ его, взя все имънъе его, и жену его и дъти его, и ДАНЪ възложи на КАСОГЫ. И пришедъ Тъмутороканю, заложи церковь святыя БОГОРОДИЦА…яже стоитъ и до СЕГО дне Тьмуторокани». [42. С. 23]. Таким образом, регистрируется ДИАЛОГ князей. Следовательно, они владели одним или близкими языками. Вероятнее всего, КАСОЖСКИЙ язык — это СЛАВЯНСКИЙ язык (или близкий ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ). ДАНЬ взималась между различными СЛАВЯНСКИМИ княжествами. Подтвержденим этому служит следующее. «…1396 год — Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По ГРЕЧЕСКОМУ вероучению служат Богу на языках ЯССКОМ или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ», что подтверждает ПИСЬМЕННУЮ ТРАДИЦИЮ у АЛАНОВ — АССОВ, точнее, у ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ПЛЕМЕНИ ДИГОР-ДИГУРОН на Кавказе (АНАЛОГ—РУССКИЕ КАЗАКИ—ГУРОНЫ в ЗАБАЙКАЛЬЕ) с близкими языками. Службы в ПРАВОСЛАВИИ ведутся по КНИГАМ. В это время существует ЦЕРКОВНАЯ переводная литература с ГРЕЧЕСКОГО на ДРЕВНЕРУССКИЙ-СЛАВЯНСКИЙ язык. Кроме того, указывается, что ««ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki )…исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ». Следовательно, в БЫТУ ЧЕРКАСЫ используют СЛАВЯНСКИЙ язык. Итак, «По ГРЕЧЕСКОМУ вероучению служат Богу на языках ЯССКОМ или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ».Таким образом, ЗИХСКИЙ или ЧЕРКЕССКИЙ ЯЗЫК — это СЛАВЯНО-РУССКИЙ язык, ЯЗЫК ЗИХОВ-ДИВОВ-ДАКОВ-ТАОХОВ-ДЖИКОВ. Итак, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык. «…ЯЗЫК—это система социально обусловленных знаков, функционирующая в качестве СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Каждый…человек…владеет языком, который он…усвоил с детства…, являясь членом определённого СОЦИАЛЬНОГО коллектива (в состав которого входит и его семья). А с позиций этого коллектива, используемая им в качестве средства общения ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА — показатель принадлежности к определённой ЛИНГВО-ЭТНИЧЕСКОЙ общности — народности или нации… особенностью той языковой системы, которую принято называть СТАРОСЛАВЯНСКИМ языком, является то, что она НИКОГДА не использовалась в качестве средства…повседневного общения и НИКОГДА не была показателем НАЦИОНАЛЬНОЙ принадлежности. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык — это УСЛОВНОЕ название языка древнейших СЛАВЯНСКИХ ПЕРЕВОДОВ БОГОСЛУЖЕБНЫХ книг с ГРЕЧЕСКОГО языка, которые были выполнены в середине IX столетия…СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык был СПЕЦИАЛЬНО создан для нужд ХРИСТИАНСКОЙ церкви как язык СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, как я з ы к к н и ж н о-л и т е р а т у р н ы й…в этой функции он и был принят средневековыми СЛАВЯНСКИМИ народами ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ и ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, а также некоторыми их соседями…старославянский язык …впитывал МЕСТНЫЕ языковые особенности — болгарские, сербские, древнерусские… Эти позднейшие МЕСТНЫЕ (региональные) РАЗНОВИДНОСТИ старославянского языка принято называть ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИМ ЯЗЫКОМ болгарской, сербской, русской (ДРЕВНЕРУССКОЙ) и т. д. РЕДАКЦИЙ или ИЗВОДОВ…» [44. С. 5]. «Изводы ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО языка… — это ИСТОРИЧЕСКИ засвидетельствованные РЕГИОНАЛЬНЫЕ разновидности МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОГО языка, активно употреблявшегося в качестве книжно-литературного в «ПРАВОСЛАВНЫХ» славянских странах (в области Slavia ortodoxa), а также РУМЫНАМИ и мол-ДОВ-анами на протяжении всего средневековья—вплоть до образования НАЦИОНАЛЬНЫХ литературных языков, т.е. до XVIII в…Для обозначения языка древнейших СЛАВЯНСКИХ ПЕРЕВОДОВ, наряду с термином «СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК», употребляется также термин «ДРЕВНЕЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ» (нем. Altkirchenslavische, англ. Old Church Slavonic)…язык, зафиксированный в древнейших СЛАВЯНСКИХ христианских (ПЕРЕВОДНЫХ) текстах, с самого начала …использовался не только как язык ЦЕРКВИ, но и как язык НАУКИ И ЛИТЕРАТУРЫ… дошли СПИСКИ (или копии) написанного на этом языке в X в. ОРИГИНАЛЬНОГО (НЕ ПЕРЕВЕДЁННОГО с ГРЕЧЕСКОГО!) исследования о ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯНСКОЙ письменности, созданных тогда же ЖИЗНЕОПИСАНИЙ первых СЛАВЯНСКИХ просветителей…также ОРИГИНАЛЬНЫЕ надписи X—XI вв… называвших его СЛОВЕНСКИМ. Этот традиционный ТЕРМИН…включающий в себя СТАРОСЛАВЯНСКИЙ и разные ИЗВОДЫ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО …употребляется большинством СОВРЕМЕННЫХ СЛАВИСТОВ для обозначения СЛАВЯНСКИХ переводов IX в…» [45. С. 5—6]. «…неизвестно состояние древнерусского языка в IX—X вв. Но мы знаем, что в это время СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО отличались ДРУГ от ДРУГА… СЛАВЯНСКИЕ языки в конечном счёте образовались в результате РАСПАДА так называемого ПРАСЛАВЯНСКОГО языка. После распада ПРАСЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА славянские языки пережили ряд…языковых процессов… Это значит, что СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык во многих… особенностях СХОДЕН с ПРАСЛАВЯНСКИМ языком ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ его существования… Поэтому с изучения СТАРОСЛАВЯНСКОГО языка …начинается ИСТОРИЧЕСКОЕ изучение ЛЮБОГО СОВРЕМЕННОГО СЛАВЯНСКОГО языка, в том числе и РУССКОГО…» [46. С.7—8]. Таким образом, церковная служба на ЗИХСКОМ-ДИВСКОМ-ТАОХСКОМ-ЧЕРКЕССКОМ языке означает СЛУЖБУ на СТАРОСЛАВЯНСКОМ языке. ЗИХИЯ-ДИВИЯ-ЧЕРКЕСИЯ—это РУСИЯ с древнейшим населением КАВКАЗА—ИНДОЕВРОПЕЙЦАМИ—ДИВОПОКЛОННИКАМИ в ПЕЩЕРАХ (с ВИНОДЕЛИЕМ И САДАМИ — АБРИКОСЫ для РАКИ-СОМЫ), то есть, НЕПРЕРЫВНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ ПРОЖИВАНИЕ. ( ДЖИКИ севернее Абхазии в грузинских источниках 17—18 веков). «…Будучи языком ПЕРЕВОДОВ с ГРЕЧЕСКОГО, который к IX в. …именно эти качества предопределили жизненность СТАРОСЛАВЯНСКОГО языка, который в своём ПОЗДНЕМ варианте — ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ…на протяжении ряда веков использовался…СЛАВЯНСКИМИ народами в роли ОСНОВНОГО языка науки и литературы. На Руси он ШИРОКО употреблялся ещё в XVII в., а в XVIII столетии сыграл заметную роль в формировании ЛИТЕРАТУРНОГО языка РУССКОЙ НАЦИИ. Поэтому ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ТЕКСТОВ, в том числе и художественно-литературных, НЕВОЗМОЖНО без знания СТАРОСЛАВЯНСКОГО языка…» [47. С.8—9]. «ПРАСЛАВЯНСКИЙ язык сложился задолго до начала новой эры в результате… развития диалектов «ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ПРАЯЗЫКА» — гипотетического (предполагаемого) ПРЕДКА обширной семьи ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ языков… Распространяясь по огромной территории ЕВРАЗИИ и сталкиваясь здесь с ИНОЯЗЫЧНЫМИ народами, индоевропейские племена …развивали новые ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ (отчасти под влиянием НЕИНДОЕВРОПЕЙСКИХ диалектов АССИМИЛИРОВАННЫХ народов), постепенно…превращаясь в РАЗНЫЕ языки, сохраняющие, однако, ряд ОБЩИХ ЧЕРТ, обусловленных ЕДИНСТВОМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ГЕНЕТИЧЕСКИМ единством). На базе таких индоевропейских диалектов и сложился ПРАСЛАВЯНСКИЙ язык, РАСПАДЕНИЕ которого в свою очередь дало начало новым СЛАВЯНСКИМ языкам…» [48. С. 12]. Ошибка исследователей в том, что они отмечают РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ по территории, якобы ЗАНЯТОЙ другими народами; ассимилирующими ДРУГИЕ племена, что противоречит фактам. Например. Так, уже в период 40 тыс. лет до н.э. на Кавказе регистрируются ОТКРЫТАЯ ИЛЬСКАЯ стоянка и ПРОЖИВАНИЕ ДРУГОГО ОХОТНИЧЬЕГО РОДА в ПЕЩЕРАХ, то есть СТАЦИОНАРНО. РЕГИСТРАЦИЯ того факта, что ТОПОНИМИКА (названия РЕК, ГОР) у ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ в ВЕДАХ, позднее у ИРАНЦЕВ в АВЕСТЕ является отражением РЕЛИГИИ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА, служит надёжным ориентиром ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО расселения (занятия определённой территории ДО прихода ДРУГИХ языковых РОДОВ) древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. Наоборот, часто ДРУГИЕ языковые ГРУППЫ, приходя на территорию, ЗАНЯТУЮ ДРЕВНИМИ индоевропейцами, АССИМИЛИРОВАЛИ часть индоевропейцев с сохранением ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ТОПОНИМИКИ (ПАНТЕОН РОДА ДИВА). ДРЕВНИЕ языковые РОДЫ распространялись ПРИМЕРНО ОДНОВРЕМЕННО. Так, наличие названий ТАЙ-мыр, г. ДЭВА(Япония), ки-ДА-ни в Китае, гурон ( русские казаки в Забайкалье)—ДИГУРОН (осетины на Кавказе), Даик, Даугава. Тао-Тайк-ДИАУЭХИ, КАВ-КАЗ, ДАХ, ДАГ-естан, ДАКИЯ, А-ДЫГ-ея, КАЗах-стан (а-ДАЙ-цы) свидетельствует о пришедших ПОЗДНЕЕ языковых РОДАХ, ассимилировавших ЧАСТЬ индоевропейцев, РАССЕЛИВШИХСЯ на данной территории с 15—11 тыс. до н.э, о чём свидетельствуют сохранившиеся названия РОДОВЫХ БОГОВ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ в ТОПОНИМИКЕ. Как индоевропейский язык АЗЕРИ (ныне ТЮРКОЯЗЫЧНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН). Естественно, ГЕНЕТИЧЕСКИ часть РОДА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ входила в состав данных пришедших народов (как адайцы у КАЗАХОВ). Аналогично ГЕНЕТИЧЕСКИ часть индоевропейцев вошла в состав народов Китая, Японии, Адыгеи, с ИЗМЕНЕНИЕМ ЯЗЫКА и своей ИДЕНТИЧНОСТИ. То есть, произошла АССИМИЛЯЦИЯ индоевропейцев пришедшими ПОЗДНЕЕ народами, а НЕ НАОБОРОТ. О древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦАХ сигнализирует ТОПОНИМИКА, СОХРАНИВШАЯ названия (ПЕРСОНИФИКАЦИЮ) БОГОВ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА-ДАЙКА-ТАОХА-ЗЕВСА (ЗИХИ). Для ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ характерно СТАЦИОНАРНОЕ проживание — (КАМЕННАЯ ОБРЯДОВОСТЬ в ВОСЬМИ ПЕЩЕРАХ); САДЫ, ВИНОГРАД—РАКА-СОМА-ХОМА, (СТАН — ДОМА, ИЗБЫ, а не ВРЕМЕННЫЕ юрты). Это характерно позднее у РУССКИХ казаков (ДАИКСКИХ, ДАУРСКИХ) — ПОСТОЯННОЕ ЖИЛИЩЕ—СТАН, СТАНИЦА. Постоянное НЕПРЕРЫВНОЕ общение, так как сохраняется древняя характерная ЛЕКСИКА у РУССКИХ КАЗАКОВ Кавказа — Урала (ДАИКА) — Даурии. «Древнейшие исторические сведения о славянах…Vene-DI(s) Vene-TI..к германцам, чем к сарматам, «так как они СТРОЯТ ДОМА…что совсем не свойственно САРМАТАМ, живущим на коне и в КИБИТКЕ»…немцы..прибалтийских славян… Wen-DEN Win-DEN…в Византии…(551 г.) …три Славянских группировки: ан-ТОВ, словен и вене-ТОВ ( An-TES, Sclaveni, Vene-THAE)» [49. С. 12—13]. В названиях отмечается праиндоевропейский бог ДИВ-ТАЙК-ЗЕВС-ТАОХ (ДИ-ТИ-ТОВ-ДЕН-ЗАЕ-ЗИ). Таким образом, ЗИХИ-ДИВЫ-ТАОХИ—название индоевропейцев по ИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ богу ДИВУ (РОД ДИВА-ЗЕВСА—таохи—ДИВЫ-ЗИХИ).

Существует мнение исследователей о национальной принадлежности ЗИХСКОГО языка и о попытках внедрения КАТОЛИЧЕСТВА на Кавказе и в Тамани (общая область ЗИХИИ-ДИВИИ).

Часть исследователей считает, что «Макарий необоснованно» использует название ТМУТАРАКАНЬ В отношении ЕПАРХИИ и ПОСЕЛЕНИЯ Таматархи в ЗАПАДНОЙ ЗИХИИ, «речь идёт об источнике РУБЕЖА 1Х-Х вв., тогда как появление ЗДЕСЬ РУСОВ относится к ПОСЛЕДНЕЙ четверти Х в». На существование целого «РЯДА ЗИХСКИХ епархий» обратил внимание Ю.А. Кулаковский . При разборе СВИДЕТЕЛЬСТВ о Готской епархии в Крыму, содержащихся в отчётах Константинопольского патриархата (Notitial episopatium) обнаружилось, что крымские епархии именуются также ЗИХСКИМИ, т.е. как епархия в Зихии с центром в Никопсисе. На протяжении столетий епархии Крыма назывались зихскими. Кулаковский отметил, что непонятно, почему Херсон, Боспор и Никопсия носят ОДНО и то же НАЗВАНИЕ «Епархия Зюхиос», а НАЦИОНАЛЬНОЕ имя ЗИХИ принадлежит только одной Никопсийской епархии. Исследователи отмечали, что в «епархиальном СПИСКЕ 680-681 гг., ЗИХСКИМИ уже именуются три автокефальных архиепископии, подчинённые патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсис» .-- «Христианство в Шапсугии: исторический аспект. Автор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков» — [59]. Далее. Исследователи отмечают, что в ХVI в. — (время 1557—1558гг. — Иван Грозный и область Кавказа с населением, говорящем на НЕИЗВЕСТНО каком языке, которое ПРОСИЛО о присоединении к РОССИИ (с Москвой) ; появление в данный период людей с фамилией Дивин в Москве (по Синодику Ивана Грозного) — ЗИХИЯ стала номинально « ПОЛНОСТЬЮ КАТОЛИЧЕСКОЙ страной», «даже при ОСМАНАХ». В 1237 году доминиканский монах Юман отмечает, что в стране «СИХИЯ (Зихия)» в городе «Матрика» — князь и НАРОД — ХРИСТИАНЕ, имеют КНИГИ и священников ГРЕЧЕСКИХ… В 1395 году Иоганн де Гагоникфонтибус, КАТОЛИЧЕСКИЙ священник (архиепископ) писал о религии ЧЕРКЕСОВ, что «они имеют СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЯЗЫК и СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ»; «в обрядах и постах следуют ГРЕКАМ» — «Христианство в Шапсугии: исторический аспектАвтор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков» —              [59]. «…Эти шугуены умеют читать немножко по-гречески, чему их духовные отцы или сами они научились в Татарии (т.е. Крыму…)… по причине их убогого и как бы ШИПЯЩЕГО ЯЗЫКА , труднее которого нет другого в мире... Несколько лет тому назад я уже отправлял туда моего товарища, отца Джованни да Лука, чтобы узнать о положении христианской церкви... В этом отчете обращает на себя внимание факт явной деградации христианской церкви: в ЧЕРКЕССИИ 30-х годов XVII века уже НЕТ ХРАМОВ и НЕТ ОБРАЗОВАННЫХ священников. При всей несоразмерности территорий архиепископатов ЗИХИИ и Султании число КАТОЛИКОВ в них разнилось, скорее всего, не очень сильно,... ЗИХИЯ, в противополжность всем вышеназванным странам, потенциально МОГЛА стать ПОЛНОСТЬЮ КАТОЛИЧЕСКОЙ страной, а в XVI веке уже номинально стала таковой.» — Христианство в Шапсугии: исторический аспект. Автор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков.— [59] .    

«Около середины Х века» — русские походы на ХАЗАРИЮ. Ш.Б.Ногмов говорит о ЗАХВАТЕ города «адыгами» при «поддержке ЯСОВ (алан или осетин)». Сам Ногмов ЯСОВ считал абазинами, так как «мусульманский» источник «ХII века об ОБЕЗСКОМ князе в Таматархе». А.В. Гадло отмечает, что в «1082—1084 гг. епархия называется то по имени города—Таматарха, то по ИМЕНИ страны и основной паствы — ЗИХИЯ». — Христианство в Шапсугии: исторический аспектАвтор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков — [59]. Захват адыгами — это «ЗИХАМИ» или «ЧЕРКЕСАМИ». Это славяне—зихи, со славянским зихским языком, имевшим ЦЕРКОВНУЮ письменность уже в 4в на Кавказе (этокский памятник со славянскими буквами); в 9в. — (860—861гг.) веке в Крыму — ПСАЛТЫРЬ и ЕВАНГЕЛИЕ «РУССКИМИ БУКВАМИ» — (КИРИЛЛ-Константин, заимствовавший данную СЛАВЯНСКУЮ РУССКУЮ-ДИВСКУЮ-ЗИХСКУЮ (это равнозначные названия — НАВ-РУЗ=ДЕНЬ) АЗБУКУ и ПИСЬМЕНОСТЬ, только доработавший её).

Однако именно в 11 веке в Тмутаракани правил СЛАВЯНСКИЙ древнерусский князь с женой — ГРЕЧЕСКОЙ принцессой. А именно. Слово «АРХОНТ» имело то же значение, что « КНЯЗЬ» или «армянское «ишхан». Архонты в византийском (греческом) понимании — это «правители ГОСУДАРСТВ». [52]

«В 1083 году …Олег Святославич…Тмутаракань…печати Олега: «Господи, помоги Михаилу, архонту МАТАРХИ, ЗИХИИ и всей ХАЗАРИИ, причём печати Олега, в крещении Михаила, принадлежат к типу печатей наместника византийских императоров». [55].

Печать его жены — СЛАВЯНСКОГО тмутараканского князя. Надпись — «de Theophano Mouzalon, archontissa de Russie». На одной стороне моливдовула читается семистрочная ГРЕЧЕСКАЯ надпись: (Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе)», [57     ]. «В 1083 году …Олег Святославич…Тмутаракань…печати Олега: «Господи, помоги Михаилу, архонту МАТАРХИ, ЗИХИИ и всей ХАЗАРИИ, причём печати Олега, в крещении Михаила, принадлежат к типу печатей наместника византийских императоров». [55]. То есть, РУСИЯ — это МАТАРХА, ЗИХИЯ и всей ХАЗАРИЯ в 1083 году (по имени бога Дива-Зевса — Нав-РУЗ=ДИВ-ДЕНЬ).

 Представители других языковых семей не замечают, что это всё одно и то же название рода индоевропейцев. Возведение ПЛЕМЁН у индоевропейцев к ПАНТЕОНУ бога ДИВА имеет давнюю традицию. Например. «..Индия Древнейшая обрядовая и культовая поэзия… ВЕДИЙСКИЙ канон начинает складываться на рубеже 2—1 тыс. до н.э., когда АРИИ, покинув места первоначального обитания…углубляющаяся специализация ЖРЕЧЕСКИХ функций приводят …к появлению ОСОБЫХ ЖРЕЧЕСКИХ школ, осуществлявших подготовку ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЖЕРТВЕННОГО ритуала …Хотя система АРХАИЧЕСКОГО ритуала, с которым была связана ГИМНОВАЯ поэзия, остаётся во многом неясной, существует предположение, что БОЛЬШАЯ часть дошедших до нас ГИМНОВ создавалась и исполнялась во время НОВОГОДНЕГО праздника. В праздничный РИТУАЛ входили РАЗНОГО рода церемониальные СОСТЯЗАНИЯ, и в том числе СОСТЯЗАНИЯ племенных ПЕВЦОВ… Обучение риши искусству сложения ГИМНОВ происходило в содружествах — особых корпорациях, объединявших певцов ПЛЕМЕНИ (или, что вероятнее, племенной фратрии). Каждая такая корпорация ВОЗВОДИЛА себя к какому-либо МИФИЧЕСКОМУ певцу, которого она почитала своим «РОДОНАЧАЛЬНИКОМ»…организацией, отбиравшей и ХРАНИВШЕЙ ГИМНЫ. Именно в содружествах сложились так называемые «РОДОВЫЕ» циклы, составившие позднее ядро содружества. Хотя практика ГИМНОТВОРЧЕСТВА угасает уже к концу 2 тыс. до н.э., жанр древнейшей словесности ГИМН определил пути последующей поэтической культуры…» [11. С. 46—47];

 Горы и реки у индоевропейцев сами являлись богами (с ИМЕНАМИ богов). Имена ПЛЕМЁН (НАРОДОВ) также по имени богов праиндоевропейского ПАНТЕОНА бога Дива. Так, Зевс в ранней индоевропейской форме—ДИВ , а именно следующее. «Зевс… микен. di-we— ДИЙ…» [53]

 «В пору …господства РОДОВОЙ знати те или другие БОЖЕСТВА нередко объявлялись ПРЕДКАМИ наиболее влиятельных аристократических РОДОВ… Враждующие друг с другом государства нередко пользовались мифологическим материалом для оправдания своей ПОЛИТИКИ». [1. Т. 1. С. 676].

Каждая ОБЩИНА имела своего бога или богиню… более примитивных верований, например тотемизма:…ЗЕВСА — с быком или ОРЛОМ …Обычными эпитетами басилеев были: «рождённый Зевсом», «вскормлённый Зевсом». Многие басилеи хвастаются своими длинными РОДОСЛОВНЫМИ, ВОСХОДЯЩИМИ к ЗЕВСУ…» [2. Т. 1. С. 650].

Необходимо отметить, что ЗЕВСА—ДИВА ассоциировали с ОРЛОМ. ОРЛЫ на пряжках наблюдаются на КАВКАЗЕ в КОБАНСКОЙ культуре 2—3 тыс. до н.э, традиция ассоциировать себя с ОРЛАМИ-КОРШУНАМИ-СОКОЛАМИ-КУРКУЛЯМИ сохранилась у РУССКИХ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ до нынешнего времени (аналог у Чапыгина Степан Разин —куркули—донские казаки). Таким образом, 2—3 тыс. до н.э на Кавказе —ОРЁЛ, связывается с ДИВОМ-ЗЕВСОМ. Представитель рода ДИВА-ЗЕВСА (ДИВОВ-ЗИХОВ-РОСОВ). Следовательно, НЕ ВАРЯГИ-РУСЫ принесли знак ОРЛА на РУСЬ-КАВКАЗ. Наоборот, ОРЁЛ как символ ДИВА-ЗЕВСА распространялся в ЕВРОПУ. Далее. «Обычными эпитетами басилеев были: «рождённый Зевсом»… Многие басилеи хвастаются своими длинными РОДОСЛОВНЫМИ, ВОСХОДЯЩИМИ к ЗЕВСУ……» [2. Т. 1. С. 650].

Изменения — языки народов различных языковых семей и временной фактор. Например. «…Судака, основание которого историко-археологические данные позволяют отнести к началу 3 ст.н.э.Она отразилась в тех названиях, которые …носил в прошлом. СугДЕЕЙ называли его византийцы, СолДАЙей—итальянцы, СурДАГом—восточные народы. В древнерусских летописях он известен как Сурож.» [43]. Сома— пьянящий напиток и «объект поклонения как БОГ Сома». [3. Т. 1. С. 604—605]. Аналогично бог РАКИЙ-ЛАКИЙ. Див означало «день» (ahar, azan ) —15—12 тыс. до н.э. у индоевропейского рода Дива. Следовательно, ОСНОВЫ в названии Эльбрус=Эльборос (рос-рус-тав-тах-зе-де). Название давали не пришедшие позднее индоевропейцы иранцы (персы), а древние ПРАИНДОЕВРОПЕЦЫ рода ДИВА (ДИВЫ-ТАОХИ-ЗИХИ-РУСЫ. Имя РЕКИ — СОМА=БОГ. Индоевропейское племя ПСЕССЫ (СОМОВЫ) — «земля сынов бога СОМЫ-СОМА» из пантеона ДИВА. Изменения сигнализируют, что пришли завоеватели — представители других языковых родов (народов). Часть языкового РОДА местных индоевропейцев рода ДИВА вливалась в племя пришельцев, сохраняло древнюю ОСНОВУ бога Дива. Например, КАЗАХ-и-АДАЙЦЫ, Ха-КАС-ия. Или в ФАМИЛИЯХ. Например. Некоторые исследователи в работе «К вопросу о происхождении княжеской династии Черкесии» отмечали следующее. Ш.Б. Ногмов, «опираясь на труды ближневосточных историков» писал, что родословная «князя ИНАЛА» брала начало от Араб-хана — князя Вавилонии, правившего в Египте. Потомки Араб-хана оказались в «Северном Причерноморье», где стали «правителями черкесов». «Ключевое место» в «средневековой черкесской истории занял этноним КОСОГДИАНЕ/СУГДЫ». Исследователь А.В. Гадло пришёл к заключению, что « адыги в период СРЕДНЕВЕКОВЬЯ известны не только под живыми этнонимами» — например, «ЗИХИ, КАСОГИ», но также и под «этнонимом-маской, заимствованным византийскими авторами из АНТИЧНОЙ историко-географической традиции». Таковыми «были СОГДИАНЕ (СОГДЫ, СУГДЫ, СУГДЕИ). А.В Гадло отмечал, что «свидетельства ВИЗАНТИЙСКИХ источников VIII—X вв. следует воспринимать как «отражение истории одного из черкесских этно-территориальных объединений, которое существовало наряду с объединениями ЗИХОВ, занимавших Черноморское ПОБЕРЕЖЬЕ, и КАСОГОВ, в основном владевших бассейном левых притоков Кубани». Данные исследователи сделали вывод, что на черкесских землях в VI в. «сложились не две независимых конфедерации (ЗИХСКАЯ и КАСОЖСКАЯ), а «три— Сагинская, Зихская и Касожская» 76 [60]. Однако ТОПОНИМИКа Кавказа и названия племён носят ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ характер (рода бога ДИВА — 15—12 тыс. до н.э. со стационарной «КАМЕННОЙ обрядовостью» в «восьми адских пещерах», напитком СОМОЙ-РАКОЙ — регистрация—КАВКАЗ-КАСПИЙ — 2 тыс. до н.э. в Авесте), а не более поздней «АНТИЧНОЙ» традицией. То есть, неизвестно, СЛАВЯНЕ—ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ — ДИВЫ-ЗИХИ (ДИВИНЫ) или КАВКАЗОЯЗЫЧНОЕ население, не имевшее СТАЦИОНАРНОЙ КАМЕННОЙ обрядовости, ТРАДИЦИИ напитка РАКА для поклонения ДИВУ, не ВИДЯЩЕЕ ЯЗЫКОВОЙ связи ПРАиндоевропейских (15—12 тыс. до н.э.) ТОПОНИМИЧЕСКИХ названий Кавказа и ПЛЕМЁН. (Следующее. Материалы кавказского сайта. «146 годовщину со дня окончания Кавказской войны «причерноморские адыги» отметили рядом мероприятий. «Молодёжь Шапсугии приняла участие» во всеадыгейской акции «в Сочи и Туапсинском районе»…в «аулах Наджиго и Хаджико… «Адыге Хасе»…У священного для адыгов ПРИЧЕРНОМОРЬЯ Чигэ ДАХ (тюльпанного дерева)». Адыги «сохранились на земле ПРЕДКОВ», «общаться на РОДНОМ ЯЗЫКЕ», «народ, не знающий свою историю или предавший память о предках забвению, лишён будущего, — считает главный имам Туапсинского района и города Сочи Батлиз — хаджи Шхалахов», «краевой турнир по борьбе, посвящённый черкесам — героям Кавказской войны» — Сафербию Заноко, Хаджи Догомуко Берзечу, Куадже Магомеду Бардоко, Хаджи Керантуку Барзеку и Шерлатуку Казбичу. Возрождение народа должно начинаться «с наших ФАМИЛЬНЫХ РОДОВ». Анзор Нибо, фото автора. [59]. Подтверждается, что ИНАЛ — князь из ВАВИЛОНИИ, правивший в Египте, то есть, пришёл на земли ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода ДИВА с праиндоевропейскими топонимическими названиями. В основах — имя ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода Дива — ДОГ-омуко, Бар-ДОК-о, Керан-ТУК-у. «Земля предков» в данном случае для потомков ЭТИХ праиндоевропейских РОДОВ. Родной язык — ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО языческого рода ДИВА, затем — славянский —древнерусский—русский. Кавказоязычные роды пришли как завоеватели. На это указывает топонимика. Пример. ИМЕНА праиндоевропейских богов ПАНТЕОНА ДИВА сохраняется в На-ДЖИГ-о, Ха-ДЖИК-о, Чигэ ДАХ, в а –ДЫГ-и. Имя праиндоевропейского БОГА СОМА (СУ) сохраняется в Шап-СУ-гия, СО-чи. ИМЕНА богов (ДИВ-ТИВ)+(СУ-СОМА) сохраняется в ТУА-ПСЕ; (СУ-СОМА)+(ДИВ-ТИВ) — в СУ-ДАК-СУг-ДЕЯ (в племени СУг-ДЫ- СОг-ДИА-не). Следовательно, ОШИБКА исследователей считать, что «адыги в период СРЕДНЕВЕКОВЬЯ известны НЕ только под живыми этнонимами» — например, «ЗИХИ, КАСОГИ», но также и под «этнонимом-маской, заимствованным византийскими авторами из АНТИЧНОЙ историко-географической традиции». Таковыми «были СОГДИАНЕ (СОГДЫ, СУГДЫ, СУГДЕИ). А. В. Гадло отмечал, что «свидетельства ВИЗАНТИЙСКИХ источников VIII—X вв. следует воспринимать как «отражение истории одного из черкесских этно-территориальных объединений, которое существовало наряду с объединениями ЗИХОВ».

ВЫВОДЫ.

 Данные объединения существовали под своими живыми индоевропейскими славянскими названиями. Язык — индоевропейский славянский («ЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ» и «СЛУЖБА» в храмах на ЗИХСКОМ-ЧЕРКЕССКОМ языке (ДИВСКОМ-РУССКОМ-СЛАВЯНСКОМ). У кавказоязычных народов письменность отсутствовала (и ЦЕРКОВНАЯ в том числе) до XIX в.

 

Литература

 

I. Литература:

1.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 676.

2.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 650.

3.                   АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 604—605.

4.                  Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: Учеб. пособие для ун-тов. — М..: Высш. школа, 1981.—359с. С. 14.

5.                  Грузинские народные новеллы. Сост. Профессор А.А. Глонти. Академия наук Грузинской ССР, Институт истории грузинской литературы им. Шота Руставели. — Тбилиси, «Мерани», 1984г—374с. С. 8.

6.                  Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. Сост., вступ. статья, коммент. и словарь Т. Елизаренковой. — М., 1984. — 270с. С. 8—9.

7.                  История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. — 336 с. С. 296—297.

8.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 62.

9.                  Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов. — М., 1978. — 224 с. С. 7.

10.              Кононенко В. И., Брицын М. И., Ганич Д. А. Русский язык. — (пособие для студентов). — Киев, «Вища школа», 1978. — 431с. С. 8.

11.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 46—47.

12.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 4.

13.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 327.

14.              Полевой Б.Н. Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т.1. М., «Молодая гвардия». 1974.—624 с. С. 606—609.

15.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 112.

16.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 59—61.

17.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.19—21.

18.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 28.

19.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 43—45.

20.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 23—25.

21.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 25.

22.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 46—47.

23.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.111—113.

24.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 145—146.

25.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.142.

26.               Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 148—149.

27.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 241—242.

28.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 244.

29.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.154—155.

30.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.156.

31.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.157.

32.               Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.165—167.

33.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.169.

34.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 171.

35.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.172.

36.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 235.

37.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 213.

38.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 217—219.

39.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов/Сост. Н.И.Прокофьев.—М.: Просвещение, 1980.—399 с. С. 34—35.

40.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Просвещение, 1980.—399с. С. 9.

41.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Просвещение, 1980.—399с. С.17.

42.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Просвещение, 1980.—399с. С. 23.

43.              Судак. Киев, «Мистецтво», 1971 г.

44.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 5.

45.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 5—6.

46.               Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 7—8.

47.               Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 8—9.

48.               Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 12.

49.               Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 12—13.

II.Интернет-источники:

50.              http://9tv.ru/news/item/46076 (дата обращения: 10.02.2014).

51.              http://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Diauehi&oldid=481843285 (дата обращения: 10.02.2014).

52.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Архонт (дата обращения: 10.02.2014).

53.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс (дата обращения: 10.02.2014).

54.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов (дата обращения: 10.02.2014).

55.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Тмутаракань (дата обращения: 10.02.2014).

56.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Этокский_памятник (дата обращения: 10.02.2014).

57.              http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=10&topic=10 (дата обращения: 10.02.2014).

58.              http://tvkultura.ru/article/show/article_id/109228 (дата обращения: 10.02.2014).

59.              http://www.djeguako.ru/content/view/170/1/ (дата обращения: 10.02.2014).

60.              http://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2925

К вопросу о происхождении княжеской династии Черкесии (дата обращения: 10.02.2014).

61.              http://www.km.ru/world/2012/08/09/migratsionnaya-politika-v-rossii/kavkaz-otvetil-tkachevu-kuban-prinadlezhala-kavkaz (дата обращения: 10.02.2014).

 

Поступила в редакцию 31.03.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.