ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Камни и язык. Кавказ и книги. Лингвистическая палеонтология

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

The stones and the language. The Caucasus and the books. Linguistic paleontology

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

The ancient tombs in Pshada River area.

 

Дольмены в районе реки Пшада.

 

9—8 тыс. до н.э. — «…Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованные относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Датировка — предположительно IX—VIII тыс. до н.э… Количество — 90 штук (галек). В результате кропотливой двухлетней работы было найдено 90 петроглифов — галек с выгравированными на них изображениями. Характер изображений: 4 жилища конической формы, 7 луков, 30 стрел, 28 дротиков, два копья, 1 лассо. На 9 петроглифах изображения 9 охотничьих сцен. Слон, олень, дикая лошадь и бык, мамонта, которого, нет на азильских гальках (Азильской культуры); стилизованные фигурки людей («человечки»), а также геометрические и абстрактные символы. Группы знаков на гальках расположены горизонтально в виде строк. Последние отделены друг от друга горизонтальными линиями (представлены образцы с одной и четырьмя разделительными линиями). Это — наиболее ранние образцы деления поверхности письма. Центральным сюжетом — изображение человека, исполненного в стиле геометрического схематизма, затем следуют изображения животных: МАМОНТА, слона, быка, лошади, оленя, козла, волка и зайца. Млекопитающие животные исполнены в более или менее реалистическом стиле… азильских знаков с махошкушхскими совпало… 6 глифов… некоторые махошкушхские знаки известны со времён граветтской культуры (28—20 тыс. лет до н. э.), а знак в форме треугольника — ещё ранее: «начиная с мустьерского периода среднего палеолита (от 100 до 40 тыс. лет назад) над захоронениями стали устанавливать КАМНИ ТРЕУГОЛЬНОЙ формы» (о которых писала М. Гимбутас), а один геометрический знак аналогичен знаку на ОВАЛЬНОМ амулете эпохи XV—XII тыс. лет до н. э. («мадлен»), найденном в Ля Рош, Франция… Археолог П. У. Аутлев в своё время выдвинул гипотезу, что это — « ПИСЬМЕННОСТЬ …, которая носила не «светский», а САКРАЛЬНЫЙ характер». По мнению М. И. Зильбермана — «азильские» знаки созданы «южанами», а «махошкушхские» — «северянами» (изображение МАМОНТА на махошкушхских)… По мнению археолога Н. Г. Ловпаче — Махшкушховские петроглифы на гальках, возможно имеют связь с АРАМЕЙСКИМ ПИСЬМОМ… Сопутствующие артефакты. Кроме петроглифов в карьере найдено 8 гарпунов и одна подвеска. Топонимика Адыгское название горы «Махошкушха» — двусоставное от «Махош» — указание на племя (субэтнос) Мохошевцев, Куашхо — гора, т.о. общий смысловой перевод — «Гора племени Махошевцев»…». [15]. Итак, «…при сравнении глифов азильских знаков (из которых не повторяющихся — 39—40) с махошкушхскими совпало 6 глифов. Некоторые махошкушхские знаки известны со времён граветтской культуры (28—20 тыс. лет до н. э.), а ЗНАК знак в форме ТРЕУГОЛЬНИКА — ещё ранее: «начиная с мустьерского периода среднего палеолита (от 100 до 40 тыс. лет назад) над ЗАХОРОНЕНИЯМИ стали устанавливать КАМНИ ТРЕУГОЛЬНОЙ формы» (о которых писала М. Гимбутас), а один геометрический знак аналогичен знаку на овальном амулете эпохи XV—XII тыс. лет до н. э. («мадлен»), найденном в Ля Рош, Франция. Археолог П. У. Аутлев в своё время выдвинул гипотезу, что это — «ПИСЬМЕННОСТЬ…, которая носила не «светский», а САКРАЛЬНЫЙ характер». По мнению М. И. Зильбермана — «азильские» знаки созданы «южанами», а «махошкушхские» — «северянами» (изображение мамонта на махошкушхских). По мнению археолога Н. Г. Ловпаче — Махшкушховские петроглифы на гальках, возможно имеют связь с АРАМЕЙСКИМ письмом…» [15]. Необходимо отметить следующее. КАМНИ ТРЕУГОЛЬНОЙ формы — ТРЕУГОЛЬНУЮ ФОРМУ имеет и «МАЙКОПСКАЯ ПЛИТА». Кроме того, «Махшкушховские петроглифы на гальках, возможно имеют связь с АРАМЕЙСКИМ письмом…». Однако с АРАМЕЙСКИМ письмом были знакомы именно ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ ДИВЫ-ДАКИ-ТАОХИ-ДЖИКИ-ЗИХИ (предки нынешних ВЕЛИКОРУССКИХ КУБАНСКИХ казаков рода ДИВИНЫХ). А именно следующее. «Интересные подробности сообщает историк древности о Парфиене, одной из областей Парфии, её ядре. Отметим сразу же, что боги у парфян назывались дивами (дэвами), что обязывает нас внимательнее присмотреться к верованиям парфян…» [8. С.18—19]. Далее.

«…в накалённой Туркмении, роясь в земле ДРЕВНИХ ПАРФЯНСКИХ городищ, советские археологи извлекли из праха МНОЖЕСТВО глиняных черепков… ЧЕРЕПКИ говорили по-АРАМЕЙСКИ… они оказались бухгалтерскими квитанциями, деловыми расписками… счетоводы царских винниц, в обмен на сданную подать: «По расписке этой, из виноградника податного, который КШШИ называется, сосудов 6, да из местности ХПТК сосуд ВИНА молодого 1…» …Две тысячи лет назад… новоизготовленным вином из «местности ХПТК», прочесть имя которой мы не можем потому, что в АРАМЕЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ не обозначались гласные звуки…» [7. С.17—18]. Связь с «один геометрический знак аналогичен знаку на овальном амулете эпохи XV—XII тыс. лет до н. э. («мадлен»), найденном в Ля Рош, Франция», подтверждает, что это — артефакты древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (время РОДА — племён древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК — 15—12 тыс. до н.э.)… На это указывает топонимика — ГОРА и РЕКА ДАХ—ДИВ—ДАК в Адыгее (Кавказ). ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ КАВКАЗА ДИВЫ — ЕВРОПА (Франция). Далее.

Гора МОКОША (МОКШИН — имя, река, Киевский пантеон). Мокша — бог в ВЕДАХ; гору называли индоевропейцы — племя «СЫНЫ БОГА МОКШИ»; ГОРА МОКША=БОГ МОКША. А именно следующее.

«Топонимика Адыгское название горы «Махошкушха» — двусоставное от «Махош» — указание на племя (субэтнос) Мохошевцев, Куашхо — гора, т.о. общий смысловой перевод — «Гора племени Махошевцев»…». Итак, ТОПОНИМИКА. Время — Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы НЕРАСШИФРОВАННЫЕ, относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Датировка — предположительно IX—VIII тыс. до н.э. Время 9—8 тыс. ДО н.э. — это ВРЕМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА-ДАКА-ДАГА-ТАОХА-ЗИХА с КАМЕННЫМ поклонением в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ, то есть, в предгорье. Название А-ДИГ-ея сохраняет ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога ДИВА. «Адыгское название горы «Махошкушха» — двусоставное от «Махош» — указание на племя (субэтнос) Мохошевцев»; « общий смысловой перевод — «Гора племени Махошевцев». Однако это НАРИЦАТЕЛЬНАЯ трактовка. ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ ДАВАЛИ ГОРАМ и РЕКАМ ИМЕНА ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ богов ПАНТЕОНА БОГА ДИВА-ДАКА-ТАОХА-ЗИХА, то есть, ПЕРСОНИФИКАЦИЯ богов. Река Мокша и мокшанцы также в МОР-ДОВ-ии, финно-угорская ЯЗЫКОВАЯ семья. Следовательно, на территории Мор-ДОВ-ии ПЕРВОНАЧАЛЬНО проживали (распространяясь с КАВКАЗА с 15—12 тыс. до н.э. — из ПЕЩЕР в горах) ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ с пантеоном бога ДИВА. Финно-угры — как завоеватели, придя на территорию с ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ТОПОНИМИКОЙ, АССИМИЛИРОВАЛИ часть МЕСТНОГО ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА (в свой состав, как казахи-А-ДАЙ-цы). «…Индира Ганди писала, что у индусов …четыре главных состояния человеческой жизни — ДХАРМА, АРТХА, КАМА и МОКША… КАМА —исполнение законного желания предаться радостям жизни… МОКША — освобождение от присущего… цикла ПЕРЕРОЖДЕНИЯ через ощущение конечной реальности… Именно с этим заключительным состоянием ЖИЗНИ…» [2. С. 88—89], «РАМАЯНА»: «КАМА — БОГ любви, он вооружён ЛУКОМ и цветочными стрелами, которыми пронзает сердца, рождая в них страсть… РАТИ — персонификация СТРАСТИ, супруга КАМЫ..» [1. С. 323]. «Джамна, или Ямуна, одна из ДРЕВНЕЙШИХ РЕК Северной Индии. В ВЕДАХ и Пуранах, древних ПИСАНИЯХ, она известна как «ЯММИ», СЕСТРА Ямараджи (БОГА смерти) и ДОЧЬ Сурьи (БОГА Солнца)…» [3. С. 54]. Таким образом, кавказоязычный исследователь отмечает, что ««Адыгское название горы «Махошкушха» — двусоставное от «Махош» — указание на племя (субэтнос) Мохошевцев»; « общий смысловой перевод — «Гора племени Махошевцев». Однако, у ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ГОРА=БОГУ пантеона ДИВА. Тогда МАХОШ—МОКША—ИМЯ и ПЕРСОНИФИКАЦИЯ БОГИНИ пантеона ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (15—12 тыс. до н.э.). Название племени тогда НЕ «Гора племени Махошевцев», а индоевропейское ПЛЕМЯ БОГИНИ=ГОРЫ МОКШИ; дословно — «ЗЕМЛЯ СЫНОВ МОКШИ». Аналогично в ДИАУЭХИ (ТАО, ТАЙК, ТАВР) — «ЗЕМЛЯ СЫНОВ ДИВА-ДАЯ-ЗИХА»; СУГДЫ — «ЗЕМЛЯ СЫНОВ БОГОВ СОМЫ (СУ) и ДИВА-ДАЯ»; ТУАПСИНЦЫ — «ЗЕМЛЯ СЫНОВ БОГОВ ТАОХА—ДИВА-ЗИХА и СОМЫ (СУ)» (персонификация БОГОВ = РЕКА ТУАПСЕ). Сохранение ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ТОПОНИМИКИ указывает на ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ проживание ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ПЛЕМЁН в А-ДИГ-ее до прихода КАВКАЗОЯЗЫЧНЫХ захватчиков; затем вхождение ЧАСТИ индоевропейского рода ДИВА в состав кавказоязычных, пришедших ПОЗДНЕЕ племён. Гора МОКОША (МОКШИН—имя, река, Киевский пантеон). Например. «…Особо повезло в этом отношении МОКОШИ, вошедшей в КИЕВСКИЙ ПАНТЕОН: её ИМЯ имеет ТРИ ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ипостаси: служит и ТЕОНИМОМ — НАЗВАНИЕМ БОЖЕСТВА, и ГИДРОНИМОМ — входит в состав НАЗВАНИЯ правого притока р. Оки, МОКШИ, и ПАТРОНИМОМ — образует ФАМИЛИЮ МОКШИН, довольно РАСПРОСТРАНЁННУЮ в РОССИИ (ср. также МОКШАНОВ, МОКШЕВ, МОКШАНЦЕВ). Н.Ф. Мокшин, посвятивший этимологии своей фамилии и ПОРОДИВШЕГО её ТЕОНИМА особую статью, ВЕРНО увязывает реально-языковое значение КОРНЯ МОК- с МИФОЛОГИЧЕСКИМИ и иными ассоциациями этого наименования… память о СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ…» [4. С. 147]. «…ЯЗЫЧЕСКИЙ пантеон на Руси …в «Повести временных лет»… 980 год. Владимир Святославич завоевал ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ «стол» в Киеве. Стремясь политически объединить Русь под НАЧАЛОМ своего стольного града, он СОЗДАЁТ здесь ЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН Древней Руси. На ПЕРУНОВОМ холме (там, где сейчас пересекаются две киевские улицы — Владимирская и Десятинская) он повелевает поставить КУМИРЫ ШЕСТИ богов: ПЕРУНА, ХОРСА, ДАЖДЬБОГА, СТРИБОГА, СИМАРГЛА и МОКОШИ. КАЖДЫЙ из них был, как предполагают историки (например, Е. В. Аничков, Я.Е. Боровский, Б.А. Рыбаков), ГЛАВНЫМ БОЖЕСТВОМ восточно-славянских племён — ПОЛЯН, ДРЕВЛЯН, СЕВЕРЯН, ИЛЬМЕНСКИХ СЛОВЕН, ДРЕГОВИЧЕЙ И КРИВИЧЕЙ… такое «УКРУПНЕНИЕ» языческого ПАНТЕОНА… вместо жертвоприношений ОДНОМУ ПЕРУНУ, который почитался в КИЕВСКОЙ Руси как ВЫСШИЙ БОГ, после СОЗДАНИЯ «шестибожьего» СВЯТИЛИЩА кумиров ЖЕРТВЫ КИЕВЛЯН умножились соответственно КОЛИЧЕСТВУ кумиров… Летописец…: «…приносили ИМ жертвы, называя ИХ богами, и приводили к ним СВОИХ СЫНОВЕЙ и ДОЧЕРЕЙ, а ЖЕРТВЫ эти ШЛИ бесам, и ОСКВЕРНЯЛИ ЗЕМЛЮ жертвоприношениями своими. И ОСКВЕРНИЛАСЬ КРОВЬЮ ЗЕМЛЯ Русская и ХОЛМ тот…» [5. С. 141—142]. Следовательно, существовали у индоевропейцев-славян человеческие жертвоприношения; ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КРОВЬ ОСКВЕРНЯЛА ЗЕМЛЮ — возможно, поэтому — «КАМНИ», «ДОЛЬМЕНЫ» — чтобы НЕ осквернять землю. Жертвоприношения совершались «на ГОРЕ» — «ХОЛМ ТОТ». «ПЕРУНОВ ХОЛМ» — персонификация БОГА ПЕРУНА= ГОРА (ХОЛМ). Таким образом, наблюдается НЕПРЕРЫВНОСТЬ ТРАДИЦИИ поклонения ИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ пантеону бога ДИВА ДО СЛАВЯНСКОГО ПЕРИОДА. Следовательно, название ГОРЫ в АДЫГЕЕ давали древние ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ПЕРСОНИФИЦИРУЮЩИЕ БОГИНЯ=ГОРА=РЕКА=МОКША (от ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА — Пантеон в ВЕДАХ). Отсюда название ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ПЛЕМЕНИ — «земля сынов МОКШИ». Позднее — фамилии по БОГУ (ДИВ-ДИВИН, МОКША — МОКШАНОВ, МОКШЕВ, МОКШАНЦЕВ — Мокшин). Таким образом, БОГ МОКША — НЕ из ФИННО-УГОРСКОЙ языковой семьи и НЕ из семьи КАВКАЗСКИХ языков. Однако необходимо отметить, что КИЕВЛЯНЕ — это ПОЛЯНЕ, а НЕ ДИВЫ-ДАКИ-ЗИХИ. Индоевропейский бог ДИВ в Киеве ОТСУТСТВУЕТ. Следовательно, СЛАВЯНСКОЕ племя ДИВОВ-ДАКОВ-ЗИХОВ-РУСОВ (=ДЕНЬ) НЕ подчинялось Киеву в 980 г. Это было другое ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЕ образование, со своим «ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИМ СТОЛОМ». Название — ДИВИЯ-ДАКИЯ-ДИАУЭХИ-ЗИХИЯ-РУСИЯ = «ДЕНЬ» (область РУС на Кавказе 6—7 вв.). Славяне ПОКЛОНЯЛИСЬ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ богу ДИВУ (СОХРАНИЛИ), но НЕ в КИЕВСКОМ княжестве. А именно. «…Этимологически слово ДИВ связано с ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИМ именем БОГА ДЫЙ, упомянутым в ЮЖНОСЛАВЯНСКОМ тексте «Хождение богородицы по мукам»… Слово ДИВ, таким образом, можно рассматривать в ОДНОМ РЯДУ с наименованиями ЯЗЫЧЕСКИХ богов Киевской Руси. Это подтверждает один из ДРЕВНЕЙШИХ …ИСТОЧНИКОВ языческой мифологии СЛАВЯН — «СЛОВО об ИДОЛАХ», созданное в НАЧАЛЕ ХII века. Его написал КНИЖНИК из Киевского СОФИЙСКОГО собора — центра борьбы с ЯЗЫЧЕСТВОМ и ДВОЕВЕРИЕМ… Он перевёл на ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЙ язык ГРЕЧЕСКИЙ текст «Слова Григория Богослова», сделав при этом ряд ВАЖНЫХ дополнений о РУССКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ, его ПАНТЕОНЕ и ритуалах… В ЭТОМ памятнике ДИВА—божество СЛАВЯН-язычников — называется в ОДНОМ РЯДУ с такими «авторитетными» ИДОЛЬСКИМИ бесами, как ПЕРУН, МОКОШЬ, ХОРС, РОД, ПЕРЕПЛУТ и СВАРОЖИЧ. Уже ТО, что ДИВА (ДИВО или ДИВ…) занимает в ТЕКСТЕ место МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ «божьей парой» — МОКОШЬЮ и ПЕРУНОМ, говорит о его роли в древнекиевской мифологии: « И СЛОВЕНЬСКЫИ языкъ [КЛАНЯЕТСЯ] виламъ, и МОКОШЬИ, ДИВЪ, ПЕРУН… упираемъ, и берегынямъ, и ПЕРЕПЛУТУ, и верьтячеся ПЬЮТ ЕМУ в розъхъ». 10 [6. С. 148—149]. Современный исследователь ошибается. Древний летописец регистрирует только ТО, что ОТДЕЛЬНЫЕ СЛАВЯНСКИЕ племена поклоняются какому-то СВОЕМУ ГЛАВНОМУ божеству из ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода ДИВА. КИЕВЛЯНЕ и подчинённые Киеву племена СЛАВЯН поклоняются ШЕСТИ БОГАМ, КРОМЕ бога ДИВА. ДИВ остаётся ГЛАВНЫМ БОГОМ для какого-то другого, НЕ подчинённого КИЕВУ СЛАВЯНСКОГО племени («сыны бога ДИВА» — ДАКИ, ДАИ, ДАХИ, ТАОХИ, ЗИХИ, ДЖИКИ, РУСЫ= «ДЕНЬ»). Однако ЯЗЫК этих ДАКОВ- ДАЕВ-ТАОХОВ-ЗИХОВ-РУСОВ — СЛАВЯНСКИЙ (ДРЕВНЕ-РУС-ский) — «И СЛОВЕНЬСКЫИ языкъ [КЛАНЯЕТСЯ] виламъ, и МОКОШЬИ, ДИВЪ, ПЕРУНУ». Мало того, регистрируется поклонение богу ДИВУ напитком РАКОЙ — «И СЛОВЕНЬСКЫИ языкъ [КЛАНЯЕТСЯ] виламъ, и МОКОШЬИ, ДИВЪ, ПЕРУНУ… и верьтячеся ПЬЮТ ЕМУ в розъхъ». Далее.

Поздний палеолит — «…Идолы Уруштена — группа СКАЛ или крупных камней, отдалённо напоминающих животных. Имеются также петроглифы в виде тамг, чашевидных знаков, линий и более широких проточек… Находится… в конце Шахгиреевского ущелья Мостовского района Краснодарского края. Состав скульптур — валуны маренного происхождения, …размеры три и более метра, смолисто чёрного цвета (внутри белая кристаллическая структура). Три скульптуры — имеет схожесть с зубром (бизоном). Есть скульптуры, похожие на бегемота, медведя, дикого кабана, лисицу, черепаху, оленя и рыбы. На горбу у бизона древнейшим художником было сделано 12 лунок, которые соединены 12 желобками... Проводя аналогии с пещерой Нио во Франции, учёные полагают, что скульптуры созданы в период мадленской культуры позднего палеолита…Тамги выбиты в период Средневековья.» — 11 [13]. Также связь с МАДЛЕНСКОЙ культурой во Франции — ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦАМИ.

«…Майкопская плита — нерасшифрованная, псевдоиероглифическая письменность. Предположительно ПИСЬМЕННОСТЬ носителей майкопской археологической культуры или же более ДРЕВНЕЙ культуры… Единственный экземпляр каменной плиты (ТРЕУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ ) с НАДПИСЬЮ хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее… датируется … с майкопской археологической культурой, то есть с середины 4 тыс.до. н. э. по середину 3 тыс. до н. э… Даже при датировке конец 3 тыс. до н. э. Майкопская плита является самым ДРЕВНИМ материальным артефактом создания ПИСЬМЕННОСТИ автохтонным народом на территории бывшего СССР, а значит и России… Пока известны только две попытки расшифровки. Г. Ф. Турчанинов заявил, что успешно расшифровал надпись на Майкопской плите, используя АБХАЗСКИЙ язык, и заявил об открытии им Ашуйского письма, которым по его мнению пользовались далёкие ПРЕДКИ абхазо-адыгских народов… Н. Г. Ловпаче предпринял попытки сопоставления Майкопской плиты с надписями на т. н. МЕОТСКИХ таблетках, более поздней меотской археологической культуры, которые пока не позволили приблизиться к расшифровке… Также он обнародовал свою версию перевода текста Майкопской плиты используя реконструкцию ДРЕВНЕАДЫГСКОГО языка… Однако эти расшифровки ещё не получили оценки или признания научного сообщества… Идолы Уруштена… Петроглифы Махошкушха… — Нерасшифрованные письменности История Адыгеи История Абхазии…» [14]. Однако ТОПОНИМИКА КАВКАЗА указывает на проживание ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА с пантеоном бога ДИВА в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ» (то есть, СТАЦИОНАРНО) с 15—12 тыс. до н.э. Следовательно, «МАЙКОПСКАЯ плита» наиболее вероятно является ПАМЯТНИКОМ ОДНОГО из ПЛЕМЁН ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ РОДА ДИВА-ДАКА-ТАОХА-ЗИХА-РУСА. Наиболее древние жители КАВКАЗА — ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ — 15—12 тыс. до н.э. Расшифровки следует предпринимать, используя ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ языки. Об этом свидетельствует следующее.

«… Майкопская археологическая культура. Названа в честь «Майкопского кургана», исследованному в 1897 г. археологом Н. И. Веселовским… Основные характеристика носителей майкопской культуры: 1) владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных. 2) владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь. 3) селились в ГОРНЫХ ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огороживали мощными каменными стенами (видимо, вели множество войн). 4) на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим вождями клали многочисленные посмертные дары — оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали КАМЕННЫЙ круг — кромлех… Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе КАМЕННЫМИ гробницами и ДОЛЬМЕНАМИ… Появление культуры датируется примерно 38—36 веками до н. э... различные памятники майкопской культуры датируются… вторая четверть IV-го — вторая половина IV-го — начало III-го тысячелетия до н.э. расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. — Скала, — НАВЕСЫ Хаджох, — Каменномостская ПЕЩЕРА… Древнейший — Майкопский звериный стиль ...в найденных украшениях, учёные установили наличие МЕСТНОГО, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на две тысячи лет старше скифского, САРМАТСКОГО и кельтского, МЕОТСКОГО звериных стилей… 1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье. Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено: — обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы…. майкопский металл более близок к грузинским изделиям, чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова. ...вывод ученых : «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье»… Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами — топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути... 2-ой феномен. Коневодство. Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для ВЕРХОВОЙ езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенной приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили ОСЁДЛОЙ жизнью, а в выращиваемых ими стадах лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупный рогатый скот… 4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и ЕГО окрестностях найдено три памятника древнего ПИСЬМА: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. (Расшифровка Майкопской плиты, т.н. «Ашуйского письма» — произведена Турчаниновым). 5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком… В 5 км от ст. Новосвободной на берегу р. Фарс, в урочище «Клады», обнаружена значительная курганная группа, наиболее известны два кургана раскопанные ещё Н. И. Веселовским в 1898 г., в КОТОРЫХ обнаружены своеобразные ДОЛЬМЕНЫ, каждый из которых состоял из двух помещений. В одном (большем) была могила с богатым погребальным инвентарем, украшениями из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные ГРОБНИЦЫ, аналогичные вышеуказанным. В ГРОБНИЦЕ, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Уникальным является роспись на СТЕНАХ одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещен фриз «Бегущие лошади» и в центре — фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных ГРОБНИЦАХ встречена впервые и имеет огромное значение... Майкопская культура… охватила следующие территории: равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг, часть Ставропольского края, занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова), верхнее Прикубанье, Терские наклонные равнины, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне). Западное Предкавказье (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования..., откуда её носители могли расселяться на восток... граничила на севере с нижнемихайловской... культурой… Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре... Согласно анализу материалов из ПЕЩЕРНЫХ памятников Абхазии, племена майкопской культуры заняли не только северные, но, частично и южные склоны Главного Кавказского хребта, подтверждено материалами датируемыми серединой III тыс. до н.э. ( Амткельский грот, Ахштырские ПЕЩЕРЫ)... Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии, где они растворились в среде степняков ямной культуры. Граница на Дону. — А.Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области... по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры (кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать СТЕПНЫМ вариантом майкопской культуры. Преемниками Майкопской культуры стали ДОЛЬМЕННАЯ культура (СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ культура...), которые позже сменила МЕОТСКАЯ культура и др. культуры. Гипотезы о происхождении Майкопской археологической культуры… прежде всего Майкопская культура — это КАВКАЗСКОЕ явление, которое достигло своего взлета на основе собственных производств, прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, КАМНЕРЕЗНЫМ делом и, вероятно, ткачеством. Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают ПРЕДКАМИ таких автохтонов Западного Кавказа, как абхазы и адыги. Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности лазурит. ...Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Ба-ДАХ-шана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурых, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV—III тысячелетие до н. э.). Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее — север Сирии). Основанием — сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э. Выводы антропологов. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским». Касательно других археологических культур — аналогичные черепа были и у части носителей ЯМНОЙ культуры. Последовавшие археологические культуры: На южной части ареала, со временем майкопская культура сменилась ДОЛЬМЕННОЙ культурой, а в северной части СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ культурой. Значение майкопской культуры для Курганной гипотезы и теории ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. В соответствии с Курганной гипотезой (разработанной Марии Гимбутас) — имело место три волны распространения курганной культуры. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась с майкопской культуры и распространилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т.д., причем это стало первым появлением индоевропейских ЯЗЫКОВ в западной и северной Европе.

В своих последних работах (Мария Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture)… Также, Т.Гамкрелидзе и В.В. Иванов видят в майкопской культуре СТУПЕНЬ развития ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКОГО общества.

Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет… определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о новейших находках сделанных к. и. н. А. Д. Резепкиным, а именно: Древнейший бронзовый меч. Он сообщил, что в КАМЕННОЙ ГРОБНИЦЕ «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см — датируется второй третью 4-го тыс. до н. э.

Древнейшая колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители ДОЛЬМЕННОЙ культуры в 3 тыс. до н. э.)» Самый древний музыкальный инструмент, струнный смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной ГРОБНИЦЕ на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и является самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, так как в общем соответствует старинному адыгейскому народному струнно-смычковому инструменту. По сообщению А. Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже…» [10].

Звериный стиль, аналогичный СКИФСКОМУ, подтверждает, что это культура древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — ДИВОВ (культура в ПЕЩЕРАХ с 15—12 тыс. до н.э. — КАВКАЗ). Распространение ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ПЛЕМЁН. Ошибка исследователей считать изображение на сосуде — КАРТОГРАФИЕЙ. Данный сосуд — РИТОН.

«… Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах ЖЕРТВОПРИНОШЕНЯ или возлияния ВИНА в честь того или иного БОГА… При этом слово «ритон» не встречается в древнейшем известном микенском греческом, записанном линейным письмом Б. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из МЕТАЛЛА (золота и др.), глины, кости, РОГА. Имеют отверстие в нижнем узком конце… Вазопись Древней Греции Сосуды для вина и воды             Аскос • Гидрия • Динос • Канфар • Киаф • Килик • Котила • Кофон • Кратер • Мастос • Ойнохойя • Псиктер • РИТОН • Скифос…        Сосуды для благовоний и свадебных обрядов Алабастрон • Амфориск • Арибал • Лебес Гамикос • Лагинос • Лекана • Лекиф • Лидион • Лутрофор • Ольпа • Племохойя • Пиксида • Эпинетрон • Эпихизис… Сосуды для погребальных и культовых обрядов Гидрия • Гуттус • Калаф • Кальпида • Кернос • Лекиф • Лутрофор • Фиала… Сосуды для хранения продуктов          Амфора • Лебес • Несторида • Пелика • Пифос • Рыбное блюдо • Стамнос… Стили вазописи             Эгейские стили: Минойская керамика • Минийская керамика • Микенская керамика • Субмикенская керамика… Постэгейские стили: Протогеометрика • Геометрика • Ориентализирующий стиль • Чернофигурная вазопись • Вазопись по белому фону • Чернолаковая керамика • Билингва • Краснофигурная вазопись • Гнафия Гончары       Амасис • Никосфен • Эксекий… Вазописцы      Вазописцы-пионеры • Амасис • Андокид • Дурис • Евфимид • Ефроний • Клеофрад • Клитий • Лидос • Мидий • Пасиад • Пистоксен • Псиакс • Триптолем • Харес • Эксекий Дополнительно Типология • Ваза • Ваза Франсуа • Дипилонские амфоры • КЕРЧЕНСКИЕ вазы • Ноланские амфоры • Сианские чаши • Симпосий • Симпосиарх • Комос • Панафинейские амфоры • Пинака • Технология изготовления и декорирования Категория: Сосуды Древней Греции Синонимы: рог, сосуд…» [11]. Далее. «…Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. При этом слово «ритон» не встречается в древнейшем известном микенском греческом, записанном линейным письмом Б… Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце… Вазопись Древней Греции Сосуды для вина и воды Аскос • Гидрия • Динос • Канфар • Киаф • Килик • Котила • Кофон • Кратер • Мастос • Ойнохойя • Псиктер • Ритон • Скифос…» [17]. Следующее. «…(греч. rhyton) сосуд для питья из обожженной глины или металла обычно в виде рога животного, снабженный характерной шейкой и ручкой; завершался скульптурой или украшался рельефами. Р., как ПРАВИЛО, использовался для ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ . (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001) Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011. Синонимы: рог, сосуд…» [9].

В адыгейской мифологии ОТСУТСТВУЕТ ТРАДИЦИЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ напитка (ВИНА) — РАКИ для поклонения БОГАМ. Древнегреческое «др.-греч. rheo — теку» соответствует индоевропейскому РУССКОМУ БОГ — РАКА-СОМА-РЕКА-RIVER. Изготовление СПЕЦИАЛЬНЫХ сосудов для НАПИТКА — ЖЕРТОВОПРИНОШЕНИЯ БОГУ ДИВУ и его пантеону соответствует ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ, что подтверждает ИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ принадлежность МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ и МАЙКОПСКОЙ ПЛИТЫ. Изображение ГОР И РЕК на ЖЕРТВЕННОМ сосуде означает ПЕРСОНИФИКАЦИЮ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ богов — ЭТО сами ГОРЫ и РЕКИ КАВКАЗА — ДИВ-ДАК-ТАОХ-ТАХ-ТХА-ЗЕВС-ЗИХ-РУЗ-РОС (Эльб-РУС/РОЗ, КАЗ-бек). Горный пейзаж — ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ ДИВУ (ТАВУ ЗИХУ — ЭЛЬБРУСУ—ЭЛЬБОРОСУ). РИТОН — РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД ДЛЯ поклонения БОГУ. (НЕ КАРТОГРАФИЯ). Далее.

«Этокский памятник (Этокская статуя, Статуя Дука-бек, Монумент Буса) — гранитный памятник высотой 2,65 м, покрытый рисунками и резными надписями. Время создания — IV век н. э. (по иным данным XII в.). Памятник обнаружен И. Гюльденштедтом в 1773 г. справа от дороги Нальчик—Пятигорск, у нынешнего селения Этоко… Изваяние воина стояло на кургане, рядом вытекал источник и проходила дорога… И. Гюльденштедт воспроизвёл руническую надпись Этокской статуи и дал подробное описание монумента… Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на НЕИЗВЕСТНОМ ЯЗЫКЕ буквами, составленными частью из греческих, а частью из СЛАВЯНСКИХ. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького КРЕСТА, находящееся на задней части воротника… Просветитель адыгейского народа Шора Бекмурзин Ногмов в 1893 году в своей книге «История адыхейского народа» также даёт описание:… Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с ГРЕЧЕСКОЙ надписью на передней стороне и множеством фигур, представляющих людей на охоте за зверями, воинские игры пеших и конных людей и с правой стороны колчан со стрелами, ниже пояса статуи, а с левой — сабля с рукояткой наподобие ГРУЗИНСКОЙ и ЛУК в футляре. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, имя Баксана…

Шора Ногмов пересказал адыгейские легенды о памятнике, а также указал, что в конце надписи, высеченной на постаменте, стоит дата — IV век н. э.

…Заинтересовавшийся в 1886 году памятником академик В. В. Латышев предложил своё прочтение начальных строк: «Успокоился раб божий Георгий Грек …130 года 12 марта». От чтения последующих строк ученый отказался, заявил, что смысл их «не поддается восстановлению»… В 1947 году профессор Г. Ф. Турчанинов дешифровал текст Этокской надписи с позиции греческого и АДЫГСКОГО языков. Первая часть написана по-гречески и переводится: «Успокоился (умер) раб божий Георгий, грек, …130 года, 12 марта»… Вторую часть надписи Турчанинов транскрибировал на КАБАРДИНСКОМ, с греческими буквами:… Опираясь на достигнутый Г. Ф. Турчаниновым результат А. Кафоев сделал свой вариант прочтения Этокской надписи... Приведенные здесь слова Этокской надписи автор сопоставил со словами предания «Повесть о Баксане, сыне Дауове»… Б. Ногмов сообщает об адыгском предании. В IV веке на реке Баксане жил князь Дауо, у которого было восемь сыновей и одна дочь. Старший сын его Баксан был знаменитый нарт своего отечества. Говорят, что он был убит «готфским царём» со всеми своими братьями и восьмидесятью знаменитейшими нартами... каменный памятник. Народ называет этот памятник «Дауко Баксан», то есть «Дауов сын Баксан»...» [18]. Все памятники — связаны с камнем и с пещерами — дивопоклонники, письменность — индоевропейская. ИДОЛ — СЛАВЯНСКИЕ буквы; майкопская — 3—4 тыс. до н.э. — три группы индоевропейских языков — связи с ПРАРОДИНОЙ ДИВА. Гора МОКОША (МОКШИН — имя, река, Киевский пантеон). Мокша — бог в ВЕДАХ [3]; тогда гору называли индоевропейцы, племя БОГА МОКШИ, ГОРА=БОГ МОКША. Следовательно, МАЙКОПСКАЯ культура — одни из индоевропейцев (как сарматы в Придонье — необходимо в большом количестве вино для жертвоприношений). Масленица—сжигание чучела женщины—жертвоприношение девушки в НАВРУЗ—Новому году—ДИВУ—после состязаний — ЗЕВС и ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (состязания) — ВТОРИЧНЫ по отношению к ДИВУ (ДИЙ—микен.==ЗЕВС—греч.) «ДАУОВ сын» — (ДИВИН сын). ДИВ — бог праиндоевропейцев 15—12 тыс.до н.э. в пещерах КАВКАЗА (ДИВОПОКЛОННИКИ стационарно в пещерах — область Прикаспия — по тексту АВЕСТЫ).

«…Зеленчукская надпись — надпись X века на могильной плите, записана ГРЕЧЕСКИМ письмом. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук. Считается наиболее известным письменным памятником АЛАНСКОГО языка или древнейшим памятником ОСЕТИНСКОГО языка. Иные версии прочтения, в частности, ТЮРКСКАЯ и чечено-ингушская, появлявшиеся у идеологов фолк-хистори соответствующих народов, не признаны академической наукой.

По мнению М. И. Исаева, Зеленчукская надпись и другие исторические данные дают основание предполагать, что в X—XII вв. у алан-осетин уже была своя письменность на основе греческого алфавита (о чём можно судить по регулярности обозначения звуков одними и теми же буквами и сочетаниями букв), однако эта письменная традиция была утрачена в связи с последовавшими историческими событиями. По версии профессора Турчанинова Г.Ф. «.... Данная надпись сделана по нормам ясского ДИАЛЕКТА (ироно-ДИГ-орский, с преобладанием в нем черт последнего) осетинского языка. …Имена дописывались по мере появления новых могил (это заметно и по разнице в начертании некоторых символов… Надпись была обнаружена в 1888 году. В 1892 году… антиковед Г. И. Куликовский… сделал с надписи новый оттиск. ..ЭКСПЕДИЦИИ 1946 и 1964 года НЕ смогли обнаружить могильную плиту… Как утверждал М. И. Исаев в своей работе «ДИГ-орский диалект осетинского языка. Фонетика. Морфология» (1966 г.), Зеленчукская надпись была исполнена на ДИГ-орском ДИАЛЕКТЕ… Общепринятое прочтение Зеленчукской надписи на базе ОСЕТИНСКОГО языка… Прочтение Зеленчукской надписи на базе ТЮРКСКИХ языков …Археологические объекты в России Аланы Надписи…» [12]. Далее. ДРЕВНЕОСЕТИНСКАЯ ЗЕЛЕНЧУКСКАЯ НАДПИСЬ. Мнение тюркоязычных исследователей. «…Подлинность открытия Вс. Миллера является весьма сомнительной… нет никаких следов надгробия, или могилы, или кладбища, нет никаких фотографий… нет доказательств того, что надгробие когда-либо существовало. …в последующие 100 лет не было найдено 3-мя археологическими экспедициями, что мифическое кладбище не существует. Комедия открытия может произойти только на сцене в России... Поддельную надпись изучали многочисленные специалисты, каждый из них с патриотическим углом, но никто из уважаемых филологов не позаботился проверить, не изучает ли он примитивную фальсификацию наподобие Потемкинских деревень. В результате «надпись» была «прочитана» 4 раза, на 4-х языках принадлежащих 3-м разным лингвистическим группам, и все 4 раза успешно…

Статья В.И. Абаева (также называемая «работой») Зеленчукская надпись…, Перед депортацией с Кавказа Карачаев в 1943 и Балкар в 1944, любой любопытный исследователь мог …использовать элементарное знание греческого алфавита, чтобы прочитать фразу… фактически любой русскоязычный человек знает такие русские слова как «юрта», «улан», «алан», которые явно видны в надписи. Уже эти слова дают в три раза больше чем единственное слово, которое лежит в основе этой статьи и индо-европейской аланско-сарматско-скифской концепции. Начальная работа Вс. Миллера появилась вскоре после завоевания Кавказских народов к концу 19-ого столетия, и перед другими грядущими завоеваниями, в поддержку имперской покровительствующей позиции защитника христианских наций юга Европы и перезавоевания приграничных «христианских» стран. Это было время начала перманентной колонизации после завершения постройки последних крепостных форпостов. Полная политико-идеологическая цель состояла в продвижении идеи, что недавно оккупированные северопонтийские территории были исторически европейскими (иранцы как индо-европейцы авляются европейцами, не так ли?), христианскими, и поэтому неотделимой частью индо-европейского, христианского мира, представленного Россией…

С научной точки зрения, статья Абаева, изданная в 1944 г… Почти каждое заявление статьи взывает к комментарию… в исключительном диалекте уникального языка, используется как дискриминатор, чтобы установить иранскую, то есть индо-европейскую аттрибьюцию покойника, его племени, его народа, аланов, сармат, скифов, и саков. Отсюда идут дигорцы, дигорцы, дигорцы через тысячелетия и от Дуная до Байкала… И еще более невероятно, что видный ученый, лингвист, осетиноговорящий осетин, не смог прочитать надпись на его собственном осетинском языке, в то время как рядовой человек с простым образованием мог бы легко прочитать его в иностранном алфавите, но на его собственном Карачай-Балкарском языке, на его собственной Карачай-Балкарской земле. Эта опорная статья скифо-иранской концепции… говорит, что только один обелиск в одном месте выжил из многих тысяч поставленных в за столетия. Где находятся памятники с 10-ого до 19-ого столетия… А что с надписями в арабских письменах… Должна ли арабская графика быть более подходящей для осетинской фонетики и сделать расшифровку легче… Действительно ли все исторические монументы были полностью уничтожены с началом колонизации… Сакский язык // БСЭ (II изд.). Т. 37, 1956.; Скифский язык. // БСЭ (II изд.). Т. 39, 1956.; Согдийский язык. // БСЭ (II изд.). Т. 39, 1956.; Согдийское письмо // БСЭ (II изд.). Т. 39, 1956.

ДРЕВНЕОСЕТИНСКАЯ ЗЕЛЕНЧУКСКАЯ НАДПИСЬ. Летом 1888 г. Д. М. Струковым была обнаружена в Кубанской области на берегу реки Б. Зеленчук могильная плита с надписью ГРЕЧЕСКИМИ буквами, но НЕ на греческом языке. Копия с надписи была доставлена акад. Вс. Миллеру, и последний признал надпись осетинской. Хотя на самой надписи даты не оказалось, но привлечение датированной греческой надписи из тех же мест и палеографические соображения позволили Вс. Миллеру установить ориентировочную дату 11—12 в. Значение Зеленчукского памятника заключается в том, что: 1. это — единственный, обнаруженный до сих пор памятник древней (точнее, средневековой) осетинской письменности; 2. он найден на территории ИСТОРИЧЕСКИХ алан и, следовательно, служит одним из подтверждений ТОЖДЕСТВА осетин с аланами и пребывания осетин на Западном Кавказе; 3. это — памятник ХРИСТИАНСКИЙ, он свидетельствует о том, что осетины-аланы, жившие в 10—12 в. в Кубанской области, были христиане; из этого памятника видно, что уже в ту эпоху были попытки создать осетинскую письменность, используя для этого ГРЕЧЕСКИЕ буквы. Если до сих пор не найдено других памятников этого рода, то это не значит, что их не было. Может быть они были, но погибли…. «Как известно, — пишет Вс. Миллер, — в Кубанской области было найдено уже довольно значительное количество ХРИСТИАНСКИХ могильных памятников с ГРЕЧЕСКИМИ надписями, но последние в большинстве случаев сохранились весьма плохо, представляют обрывки двух-трех слов, весьма трудно поддающиеся дешифровке». …Очень может быть, что еще поддающиеся дешифровке надписи оказались бы более податливыми, если бы к ним подойти с позиций осетинского языка.(1. Вс. Миллер. Древне-осетинский памятник из Кубанской области. Материалы археологии Кавказа, III, 1893, стр. 110—118). Вс. Миллер, которому мы обязаны изданием и разъяснением зеленчукского памятника, 1 дал ему также надлежащую оценку. «Рассмотренный памятник представляет значительный интерес для древней этнографии. Хотя некоторые слова и не поддаются точной дешифровке, но четыре раза явственно читающееся осетинское слово и два употребительных у осетин личных имени несомненно свидетельствуют о том, что перед нами древняя осетинская надпись, представляющая попытку выразить ГРЕЧЕСКИМИ буквами осетинские слова. Мало того, интерес памятника возвышается МЕСТОМ его нахождения и ХРИСТИАНСКОЙ эмблемой. Он найден в местности, где указываются развалины поселения и в недалеком расстоянии от обширных развалин древнего христианского города, который, судя по числу церквей, мог быть центром Аланской епархии (митрополии), упоминаемой византийскими писателями. Подробное археологическое исследование развалин этого города, его христианских памятников и могил, должно разъяснить НАЦИОНАЛЬНОСТЬ национальность и культуру его древнего населения. Но уже на основании рассмотренного нами памятника мы можем заключить, что ОДНИМ из элементов населения были некогда ПРЕДКИ современных осетин — аланы или яссы, — знавшие ГРЕЧЕСКИЕ письмена и делавшие попытки выражать ими звуки родного языка. О распространении христианства в бассейне Кубани свидетельствуют развалины древних церквей, из которых не менее десяти были отмечены и частью описаны путешественниками прошлого столетия и нынешнего в разных местах Кубанской области... Но самое близкое отношение к Зеленчукскому памятнику имеют развалины древнего города и нескольких церквей в ущельи Б. Зеленчука, в 20 верстах южнее СТАНИЦЫ Зеленчукской... Местность, на которой находятся главные остатки древних построек, занимает правый берег реки и в глубину ущелья с северо-востока к юго-западу простирается на семь верст. В городе было 3 храма византийского типа, сохранившихся настолько, что они МОГУТ быть восстановлены, обширное кладбище, городская стена и проч. Таким образом, остатки значительного поселения, развалины церквей и христианские могильные памятники свидетельствуют о том, что здесь, на верховье Зеленчука, жило в средние века ХРИСТИАНСКОЕ население, и наша плита, как единственный доселе известный памятник с более отчетливой и длинной надписью, получает особенное значение для определения НАЦИОНАЛЬНОСТИ этого населения»… описание памятника и места его находки, заимствуя его из той же превосходной статьи Вс. Миллера. «Я, сообщает Вс. Миллер, — получил от Д. М. Струкова, совершившего летом 1888 года поездку в Кубанскую область, копию с надписи на могильной плите, находящейся в Зеленчукском ущельи в нескольких верстах на юг от св. Александро-Афонского Зеленчукского монастыря, в Баталпашинском уезде Кубанской области. Плита оканчивается внизу лапой, указывающей на то, что некогда она была вделана в КАМЕННУЮ ОСНОВУ. По словам Д. М. Струкова, высота плиты 2 арш. 2 вершка, толщина 2 1/2 вершка, материал — белый известняк... Плита лежит в лесу на ДРЕВНЕМ кладбище, на котором сохранились еще ТРИ такие же плиты. По словам Г. И. Куликовского, осмотревшего памятник летом 1892 г., плита лежит на правом берегу реки Б. Зеленчук, в 40—45 верстах от Александро-Афонского монастыря, между реками Ропачай и Казгич... В окружающем лесу в большом количестве видны развалины построек, иногда резко заметной 4-угольной формы, груды камней, длинные стены и т. д.» В отличие от других ХРИСТИАНСКИХ памятников из Кубанской области, надписи на которых по плохой сохранности не удавалось разобрать, на данной плите, «покрытой письменами сверху до низу, судя по списку, доставленному Д. М. Струковым, буквы, за немногими исключениями, весьма явственны, так как были высечены вглубь довольно ГЛУБОКО, и это обстоятельство придает Зеленчукской плите особую ценность». [19]. Данная территория ДО 1917 г. относилась к землям ВЕЛИКОРУССКОГО КУБАНСКОГО казачьего войска — казаки РОДА ДИВА—ДИВИНЫ. Как отмечали ГРУЗИНСКИЕ источники, на данной территории «в 16—18 вв. проживали ЗИХИ» — ДЖИКИ-ДАКИ-ДАИ-ДИВЫ (севернее Абхазии). Таким образом, данная надпись подтверждает НАЛИЧИЕ ПИСЬМЕННОГО языка у ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — церковные службы на языках — «ЯССКОМ (АССКОМ) и ЗИХСКОМ (ЧЕРКЕССКОМ)», что требовало НАЛИЧИЯ ЦЕРКОВНЫХ КНИГ на ДАННЫХ языках (в ПРАВОСЛАВИИ). А именно следующее. «…. 1396 год — Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению СЛУЖАТ Богу на ЯЗЫКАХ ясском или асском, и ЗИХСКОМ или черкесском» (Источник — Виноградов И. Преосвященный Иеремия. Нижний Новгород, 1886)…» [16].

Следовательно, ЗИХСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) язык — это СЛАВЯНО-РУССКИЙ язык, на котором существовала ЦЕРКОВНАЯ литература. Кроме того, у КАВКАЗОЯЗЫЧНЫХ адыгов ОТСУТСТВУЕТ КАМЕННАЯ традиция — ОБРЯДЫ в РОЩАХ, а НЕ в ПЕЩЕРАХ-ДОЛЬМЕНАХ-КАМЕННЫХ ГРОБНИЦАХ, которая регистрируется у ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — ДИВ-опоклонников в АВЕСТЕ — «в ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ». Например.

«…Обряд воздушного погребения — умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно — по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное захоронение применялось у адыгов (черкесов) с древнейших времен. Единичные случаи воздушного захоронения зафиксированы и в XIX веке. Оно упоминается и в знаменитой «Песне Афиюх\Адииф». Воздушное захоронение зафиксировано как в древних сказаниях, так и в сообщениях иностранных путешественников, как например: 1427 год …1667 год … Почитание и благоговейное отношение к Тхьа, просьбы к нему выражаются через обряды и ритуалы — ТхьэлъэIу (просьба к Тхьа), Хъуэхъу (гимны-молитвы). Для проведения Тхьэлъэlу нельзя пользоваться РУКОТВОРНЫМИ сооружениями (lэрыщl). Обряды проводятся в особых местах, чаще всего это живописные РОЩИ — Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз. Кроме их основного названия, используют метафорическое — чийзыхамыбз (роща, в которой ничего не срезают)…» [16]. Таким образом, ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ письменность на Кавказе. — с 9—8 тыс. до н.э. — («Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея») до ПИСЬМЕНОСТИ государства РУСИИ—ЗИХИИ-ДИВИИ (Зихская епархия (середина 6-го в. — общеславянский язык); (ОБЛАСТИ «РУС» 7—8 вв. —старославянский—древнерусский—великорусский язык).Таким образом, ПИСЬМЕННОСТЬ на КАМНЯХ на КАВКАЗЕ с большой долей вероятности относится к ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. Наблюдается НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПИСЬМЕННОЙ индоевропейской ТРАДИЦИИ ДИВОВ—ДАКОВ-ДАЕВ-ТАОХОВ-ЗИХОВ-ДЖИКОВ-РУСОВ.

Следовательно, наблюдается ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ на КАВКАЗЕ (с 9—8 тыс. до н.э. — «…Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея» до ПИСЬМЕНОСТИ государства РУСИИ — ЗИХИИ-ДИВИИ — Зихская епархия (ОБЛАСТИ «РУС» 7—8 вв.) — старославянский — древнерусский — великорусский язык.).

 

Литература

 

I. Литература:

1.                  Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 323.

2.                  Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477 с. С. 88—89.

3.                  Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477 с. С. 54.

4.                  Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.—280с. С. 147.

5.                  Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. — Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1986.—280с. С. 141—142.

6.                  Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. — Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1986.—280с. С. 148—149.

7.                  Успенский Л. В. Слово о словах (очерки о языке): Для сред. и ст. шк. возраста / Худож. И. А. Кожемякина. — К., 1987. — 367 с.: ил. — (Шк. б-ка). С.17—18.

8.                  Щербаков. Где жили герои эддических мифов? // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса». —1989. — № 9. — С.18—19.

II.Интернет-источники:

9.                  http://antiquites.academic.ru/1695/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 10.02.2014).

10.              http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=151&t=781 (дата обращения: 10.02.2014).

11.              http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/200129 (дата обращения: 10.02.2014).

12.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Зеленчукская_надпись (дата обращения: 10.02.2014).

13.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Идолы_Уруштена (дата обращения: 10.02.2014).

14.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Майкопская_плита (дата обращения: 10.02.2014).

15.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Петроглифы_Махошкушха (дата обращения: 10.02.2014).

16.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов (дата обращения: 10.02.2014).

17.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритон (дата обращения: 10.02.2014).

18.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Этокский_памятник (дата обращения: 10.02.2014).

19.              http://s155239215.onlinehome.us/turkic/27_Scythians/ZelenchukAbaev.htm (дата обращения: 10.02.2014).

 

Поступила в редакцию 31.03.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.