ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Язык и Кавказ, II-VIII вв. книги и родной язык. Этническая интерпретация

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, Краснодар.

 

The language and the Caucasus, II-VIII centuries. The books and the native language. Ethnic interpretation

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

Maikop, the capital of Adygheia. The Belaya River embankment. Friendship Square. Monument «For Ever with Russia» erected to commemorate the 400th anniversary of Adygheia’s joining Russia, in 1968.

 

Майкоп, столица Адыгеи. Набережная реки Белая. Площадь Дружбы. Монумент «Навеки с Россией», установленный в честь воссоединения Адыгеи с Россией. Открыт в 1968 году.

 

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ — «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению СЛУЖАТ Богу на ЯЗЫКАХ ясском или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или черкесском»; «Черкасы—Чики» — «исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ»; «Черкесы имеют свой собственный ЯЗЫК и СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ»

А именно. 1237 г. — «через тридцать три дня, прибыли в страну, которая именуется Сихия (Зихия), в город, именуемый Матрика, где князь и народ называют себя христианами, имеющими КНИГИ и священников греческих..». 1395 г. — «Иоганн де Галонифонтибус, католический архиепископ Султании, писал о религиозном быте черкесов: «Черкесы имеют свой собственный ЯЗЫК и СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ». 1396 год — «Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению СЛУЖАТ Богу на языках ясском или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или черкесском».1517—1526 гг. — «Черкасы-Чики» — «исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ». XVII и XVIII вв. — грузинские источники — «Грузинские авторы» « по ИНЕРЦИИ продолжали считать, что к северу от Абхазии живет племя джиков, т. е. ЗИХОВ» (то есть, СЛАВЯН-РУСОВ рода ДИВА-ЗИХА-ТАОХА (ЗЕВСА-ДИВА-ДИЯ-ДАКА)

То есть, ЗИХСКИЙ ЯЗЫК — это индоевропейский ДРЕВНЕРУССКИЙ-СЛАВЯНСКИЙ (книги и СЛУЖБА на церковнославянском — старославянском), а ЯССКИЙ — это индоевропейский аланский. У кавказоязычных народов — ОТСУТСТВИЕ письменности до 19 века; они НЕ могли проводить ЦЕРКОВНЫЕ службы на РОДНОМ языке.

(« …уже в XVIII веке, часть кабардинцев вернулась обратно и осела на севере современной Карачаево-Черкесии, получив название «беглых» кабардинцев. Уже в советское время за ними закрепился этноним «ЧЕРКЕСЫ», до того обозначавший всех адыгов вообще…. Однако и сейчас ни один из абхазо-адыгских языков не имеет в Турции официального статуса, не преподаётся в школе, фактически НЕ имеет ПИСЬМЕННОСТИ …До начала XIX столетия НИ один из абхазо-адыгских языков НЕ ИМЕЛ ПИСЬМЕННОСТИ. Но по некоторым данным, исследователи майкопской культуры приходили к мнению о древнейшей письменности у абхазо-адыгской группы, позднее утраченной. После присоединения к России делаются многочисленные, но довольно разрозненные попытки разработать и применить письменность для отдельных абхазо-адыгских языков на основе кириллицы и арабского письма. После установления советской власти для адыгских языков централизованно ВВОДЯТСЯ алфавиты на арабской основе… При ОТСУТСТВИИ ПИСЬМЕННОСТИ НА АБХАЗО—АДЫГСКИХ языках существовал богатый устный фольклор»).

То есть, НЕ могли проводиться церковные службы на АБХАЗО-АДЫГСКИХ языках, так как у них ОТСУТСТВОВАЛА ПИСЬМЕННОСТЬ и ПЕРЕВОДНАЯ церковная литература.

«…867г….«треязычниками», или «пилатниками», отстаивающими ЗАКОННОСТЬ ПИСЬМЕННОСТИ лишь на ТРЁХ языках, на которых якобы были сделаны НАДПИСИ на кресте при распятии ИИСУСА: ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОМ, ГРЕЧЕСКОМ и ЛАТИНСКОМ… доказывал ПРАВО КАЖДОГО народа на СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ, ссылаясь на ТЕКСТЫ «СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ» и на опыт ряда народов (АРМЯН, ПЕРСОВ, ИВЕРОВ, т.е. ГРУЗИН, КОПТОВ, АРАБОВ, СИРИЙЦЕВ и др.), издавна имевших СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ… Папа Адриан II… ПРИЗНАЛ СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык в ПИСЬМЕННОСТИ и в ЦЕРКОВНОЙ службе…» [12. С. 19]. «…Первым… исследованием, посвящённым СТАРОСЛАВЯНСКОМУ языку и СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, является…ТРАКТАТ древнеболгарского …черноризца Храбра О ПИСМЕНЕХЪ, созданный на рубеже 9—10 вв. …характеристику ЗВУКОВОГО состава, положенного в основу ГЛАГОЛИЧЕСКОЙ азбуки …в речи СЛАВЯН было 14 звуков, отсутствовавших в звуковой системе ГРЕЧЕСКОГО языка. Храбр… опровергает… мнение о «божественном» происхождении ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ, ГРЕЧЕСКОЙ и ЛАТИНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, указывая, что ГРЕКИ, например, СНАЧАЛА пользовались ФИНИКИЙСКИМ письмом и в ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО времени приспосабливали его для ЗАПИСИ РОДНОЙ речи, в то время как Константин Философ сделал это для СЛАВЯН ОДИН и за КОРОТКОЕ ВРЕМЯ…» [13. С. 268]. Таким образом, отмечается существование письменности (например, финикийской) в дохристианский период. Кроме того, регистрируется тот факт, что для записи РОДНОЙ речи даже существовавшим письмом необходимо ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ. Следовательно, у СЛАВЯН-РУСОВ-ЗИХОВ, должна была (до Константина) СУЩЕСТВОВАТЬ ПИСЬМЕННОСТЬ, которую Константин ВИДОИЗМЕНИЛ и приспособил (поэтому потребовалось НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ). «…Что же касается Болгарии, то здесь, в СЛАВЯНСКИХ поселениях… ещё до появления ГЛАГЛИЦЫ сложилась традиция использования ГРЕЧЕСКОГО письма (ГРЕЧЕСКИХ БУКВ) для записи СЛАВЯНСКОЙ речи… — (На это… ПРЯМО указывает черноризец Храбр, который пишет, что ДО изобретения СТАРОСЛАВЯНСКОЙ азбуки СЛАВЯНЕ «римскими и греуьскыми писмены …са писати словенску ръчъ…и тако бъша многа лъта»)…—…что ГЛАГОЛИЦА, завезённая в Болгарию после 885 г. из МОРАВИИ, приживалась здесь с ТРУДОМ…» [14. С. 28] . «…черноризец Храбр …настойчиво подчёркивает, что Константин Философ создал совершенно ОРИГИНАЛЬНУЮ АЗБУКУ, которую он противопоставляет ГРЕЧЕСКОЙ, созданной ещё ЯЗЫЧНИКАМИ. Такое ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ не могло относиться к КИРИЛЛИЦЕ, ЦЕЛИКОМ включившей в себя буквы ГРЕЧЕСКОГО алфавита…» [15. С. 26]. «…Источники ГЛАГОЛИЦЫ вызывают много споров… многие исследователи пытались сблизить ГЛАГОЛИЦУ с иными системами письма (с ХАЗАРСКИМ, сирийским, коптским, ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМ, АРМЯНСКИМ, ГРУЗИНСКИМ и др.). В процессе этих попыток становится ОЧЕВИДНОЙ связь ГЛАГОЛИЦЫ не с одним, а с несколькими АЛФАВИТАМИ, прежде всего византийским (минускульным), ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМ (в основном в его САМАРЯНСКОЙ разновидности), КОПТСКИМ… ИНДИВИДУАЛЬНОГО творчества… ПЕРВАЯ буква ГЛАГОЛИЦЫ, имеющая ФОРМУ КРЕСТА — ХРИСТИАНСКОГО символа, естественного в начале азбуки, созданной СПЕЦИАЛЬНО для записи «священных» ХРИСТИАНСКИХ текстов… В общих чертах история появления двух СЛАВЯНСКИХ азбук может быть представлена следующим образом. Константин Философ (св. Кирилл), знакомый НЕ только с ГРЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ, но также и с письмом САМАРЯНСКИМ и КОПТСКИМ, создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи СЛАВЯНСКОЙ РЕЧИ азбуку…» [16. С. 26—27]. Исследователь отмечает, что Константин знал НЕСКОЛЬКО языков.

ХРОНОЛОГИЯ

Итак, суммируем. Анализ ЗИХСКОГО и ясского ЯЗЫКОВ по данным источникам. На Кавказе «весь ЗИХСКИЙ период с V по XV в.»

2—9 вв. (время существования общеславянского языка; с 7 века — древнерусского языка)

6—9 вв. («Восточнославянский период (6—9вв.) — это период распространения СЛАВЯНСКОЙ речи на территории Восточной Европы»)

«…История адыгов (circassian) уходит своими корнями в глубокую древность …В позднем палеолите (40—35 тыс. лет тому назад)… Большинство учёных уверены, что КИММЕРИЙЦЫ, меоты, синды, ЗИХИ являются ПРЕДКАМИ адыгов (circassian)…» [29]

9—8 тыс. до н.э. — «…Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованные относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Датировка — предположительно IX—VIII тыс. до н.э… ЗНАК в форме ТРЕУГОЛЬНИКА — ещё ранее: «начиная с мустьерского периода среднего палеолита (от 100 до 40 тыс. лет назад) над захоронениями стали устанавливать КАМНИ ТРЕУГОЛЬНОЙ формы» (о которых писала М. Гимбутас), а один геометрический знак аналогичен знаку на ОВАЛЬНОМ амулете эпохи XV—XII тыс. лет до н. э. («мадлен»), найденном в Ля Рош, Франция… Археолог П. У. Аутлев в своё время выдвинул гипотезу, что это — «ПИСЬМЕННОСТЬ…, которая носила не «светский», а САКРАЛЬНЫЙ характер». По мнению М. И. Зильбермана — «азильские» знаки созданы «южанами», а «махошкушхские» — «северянами» (изображение МАМОНТА на махошкушхских)…). По мнению археолога Н. Г. Ловпаче — Махшкушховские ПЕТРОГЛИФЫ на гальках, возможно имеют связь с АРАМЕЙСКИМ ПИСЬМОМ …». [25]. Итак, регистрируется возможная связь данных КАВКАЗСКИХ петроглифов с — «АРАМЕЙСКОЕ ПИСЬМО» и «ТРЕУГОЛЬНЫЕ ЗНАКИ» на ЗАХОРОНЕНИЯХ.

Поздний палеолит — «...Идолы Уруштена — группа СКАЛ или крупных камней, отдалённо напоминающих животных. Имеются также петроглифы в виде тамг, чашевидных знаков, линий и более широких проточек… Находится… в конце Шахгиреевского ущелья Мостовского района Краснодарского края. Состав скульптур — валуны маренного происхождения, …Проводя аналогии с ПЕЩЕРОЙ… во Франции, учёные полагают, что скульптуры созданы в период мадленской культуры позднего палеолита…Тамги выбиты в период Средневековья. [23]. Также связь с МАДЛЕНСКОЙ культурой во Франции — ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦАМИ.

С середины 4 тыс.до. н. э. по середину 3 тыс. до н. э — «…Майкопская плита — нерасшифрованная, псевдоиероглифическая ПИСЬМЕННОСТЬ. Предположительно ПИСЬМЕННОСТЬ носителей майкопской археологической культуры или же более ДРЕВНЕЙ культуры… Единственный экземпляр каменной плиты (ТРЕУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ) с НАДПИСЬЮ хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее… датируется …с майкопской археологической культурой, то есть с середины 4 тыс. до н. э. по середину 3 тыс. до н. э… Даже при датировке конец 3 тыс. до н.э. Майкопская плита является самым ДРЕВНИМ материальным артефактом создания ПИСЬМЕННОСТИ автохтонным народом на территории бывшего СССР, а значит и России…» [24] Однако сосуд предназначен ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ специальным напитком, что характерно для религии ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — богу ДИВУ-ЗЕВСУ (ДАКИ-ДИВЫ-ТАОХИ-ЗИХИ).

А именно следующее. «… 4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и ЕГО окрестностях найдено три памятника древнего ПИСЬМА: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. (Расшифровка Майкопской плиты, т.н. «Ашуйского письма» — произведена Турчаниновым). 5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком…» [19] Звериный стиль, аналогичный СКИФСКОМУ, подтверждает, что это культура древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — ДИВОВ (культура в ПЕЩЕРАХ с 15—12 тыс. до н.э. — КАВКАЗ). Распространение ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ПЛЕМЁН. Ошибка исследователей считать изображение на сосуде — КАРТОГРАФИЕЙ. Данный сосуд — РИТОН. «…Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах ЖЕРТВОПРИНОШЕНЯ или возлияния ВИНА в честь того или иного БОГА ...При этом слово «ритон» не встречается в древнейшем известном микенском греческом, записанном линейным письмом Б. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из МЕТАЛЛА (золота и др.), глины, кости, РОГА. Имеют отверстие в нижнем узком конце… Вазопись Древней Греции. Сосуды для вина и воды:            Аскос •Гидрия • Динос • Канфар • Киаф • Килик • Котила • Кофон • Кратер • Мастос • Ойнохойя • Псиктер • РИТОН • Скифос… Категория: Сосуды Древней Греции Синонимы: рог, сосуд…» [20] . Далее. «…Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. При этом слово «ритон» не встречается в древнейшем известном микенском греческом, записанном линейным письмом Б… Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце… Вазопись Древней Греции. Сосуды для вина и воды:         Аскос • Гидрия • Динос • Канфар • Киаф • Килик • Котила • Кофон • Кратер • Мастос • Ойнохойя • Псиктер • Ритон • Скифос…» [27]. Следующее. «…Ритон (греч. rhyton) сосуд для питья из обожженной глины или металла обычно в виде рога животного, снабженный характерной шейкой и ручкой; завершался скульптурой или украшался рельефами. Р., как ПРАВИЛО, использовался для ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001) Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011. Синонимы: рог, сосуд…» [18]. В адыгейской мифологии ОТСУТСТВУЕТ ТРАДИЦИЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ напитка (ВИНА) — РАКИ для поклонения БОГАМ. Древнегреческое «др.-греч. rheo — теку» соответствует индоевропейскому РУССКОМУ БОГ— РАКА-СОМА-РЕКА-RIVER. Изготовление СПЕЦИАЛЬНЫХ сосудов для НАПИТКА — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ БОГУ ДИВУ и его пантеону соответствует ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ, что подтверждает ИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ принадлежность МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ и МАЙКОПСКОЙ ПЛИТЫ. Изображение ГОР И РЕК на ЖЕРТВЕННОМ сосуде означает ПЕРСОНИФИКАЦИЮ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ богов — ЭТО сами ГОРЫ и РЕКИ КАВКАЗА ДИВ-ДАК-ТАОХ-ТАХ-ТХА-ЗЕВС-ЗИХ-РУЗ-РОС (Эльб-РУС/РОЗ, КАЗ-бек). Горный пейзаж — ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ ДИВУ (ТАВУ ЗИХУ—ЭЛЬБРУСУ—ЭЛЬБОРОСУ). РИТОН — РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД ДЛЯ поклонения БОГУ. (НЕ КАРТОГРАФИЯ).

 РЕГИСТРАЦИЯ в «МАЙКОПСКОЙ ПЛИТЕ» — « ТРЕУГОЛЬНЫЙ ЗНАК» (ФОРМА каменной плиты), то есть, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ от «9—8 тыс. до н.э. — «…Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованные, относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Датировка — предположительно IX—VIII тыс. до н.э… ЗНАК в форме ТРЕУГОЛЬНИКА».

Две тысячи лет назад — (район Каспия). «…в накалённой Туркмении, роясь в земле древних ПАРФЯНСКИХ городищ, советские археологи извлекли из праха множество глиняных черепков…Черепки говорили по-АРАМЕЙСКИ… они оказались бухгалтерскими квитанциями, деловыми расписками… счетоводы царских ВИННИЦ, в обмен на сданную подать: «По расписке этой, из виноградника податного, который КШШИ называется, сосудов 6, да из местности ХПТК сосуд ВИНА молодого 1…» …Две тысячи лет назад… новоизготовленным ВИНОМ из «местности ХПТК», прочесть имя которой мы не можем потому, что в АРАМЕЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ не обозначались гласные звуки…» [11. С. 17—18]. «Интересные подробности сообщает историк древности о Парфиене, одной из областей Парфии, её ядре. Отметим сразу же, что боги у парфян назывались дивами (дэвами), что обязывает нас внимательнее присмотреться к верованиям парфян…» [17. С.18—19]

 Таким образом, уже у ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ПАРФЯН-ПАРНОВ-ДИВОВ-ДАКОВ-ТАОХОВ (ЗИХОВ позднее) с богами ДЭВАМИ 2 ТЫСЯЧИ лет назад СУЩЕСТВОВАЛА ПИСЬМЕННОСТЬ АРАМЕЙСКАЯ (АРАМЕЙСКИМИ БУКВАМИ). Кроме того, они занимались ВИНОДЕЛИЕМ для жертвоприношений богу ДИВУ напитка РАКА—СОМА (ХОМА у зороастрийцев-иранцев).

 В 1 тысячелетии до нашей эры — «…Современные славянские языки восходят к единому ОБЩЕСЛАВЯНСКОМУ языку. Он представлял собой историческую РЕАЛЬНОСТЬ уже в 1 тысячелетии до нашей эры. Позже, в связи с РАЗМЕЖЕВАНИЕМ СЛАВЯНСКИХ племён, общеславянский язык расчленяется.»

1—2 веками нашей эры — (район р. Дон — Кавказ — Крым) «…о ценностях в царском кургане… В царской усыпальнице… перезахороненные ценности САРМАТСКОЙ ЦАРИЦЫ попали в руки археологов и стали достоянием науки… окраине Новочеркасска… На нескольких МЕДАЛЬОНАХ… —сбор винограда… Датируются 1—2 веками нашей эры… употребление ВИНА — это также часть истории виноградарства и виноделия… привоз виноградных вин в причерноморские степи был настолько ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ… без обеспеченного сбыта… не было бы развитого …виноделия… объяснять увлечение кочевников вином только варварством и невоздержанностью к пьянящему напитку… ВИНО …было источником… сахаров… говорится о СКИФАХ и САРМАТАХ, народах СЕВЕРО-ИРАНСКОГО языкового корня… при чём здесь… история РУССКОГО виноградарства… существует много доказательств того, что скифы и сарматы в значительном числе влились в СОСТАВ живших ЗДЕСЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН… Почему скифы и сарматы… за многие столетия не попытались… разводить виноград или плодовые деревья… Посеяли и сжали хлеба в один год в одном месте — на следующий год переехали на другое… ВИНОГРАДАРСТВО и САДОВОДСТВО требовали ПОЛНОЙ осёдлости …» [5. С. 23— 26].

 Ранний период

(ок. 222 г.) — «Фома получил в удел Парфию, Андрей — Скифию, Иоанну досталась Азия»; археологические данные о районе, где предположительно находился город (у с. Новомихайловского близ Туапсе), была крепость, в центре которой располагалось большое каменное здание, напоминающее базиликальный храм; четыре епархии: 1) в Никопсисе, отождествляемого с Анакопией, близ нынешнего Сухума; 2) в Матрахе (нынешней Тамани); 3) в Зихополисе, по мнению ряда исследователей — у Геленджикского залива; 4) в Фанагории».

 «…Христианские источники указывают Зихию (Зихия — латинское и греческое название Черкесии) и Абазгию (северная часть совр. Абхазиидо р. Кодор) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа — Андрея Первозванного и Симона Кананита.» [26]

в 55 году. — «Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами в Никопсисе …Другим зихским (черкесским) центром христианства была Никопская епархия, основанная в древнем приморском селении, южнее Фанагории, между протоками дельты Кубани, в устье р. Нечепсухо (окрестности г. Туапсе), получившее у греков наименование Никопсис. Кстати, именно с Никопсисом церковь связывает легенду об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита…» [22]

 IV—XIV вв… — «Зихские епископы активно участвовали во всех христианских соборах…» [26]

4 век — СЛАВЯНСКИЕ БУКВЫ — СЛАВЯНСКАЯ (ЗИХСКАЯ—ДИВСКАЯ) ПИСЬМЕННОСТЬ «…Этокский памятник (Этокская статуя, Статуя Дука-бек, Монумент Буса) — гранитный памятник высотой 2,65 м, покрытый рисунками и резными надписями. Время создания — IV век н. э. (по иным данным XII в.). Памятник… от дороги Нальчик—Пятигорск, у нынешнего селения Этоко. Изваяние воина стояло на КУРГАНЕ, рядом вытекал источник и проходила дорога. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на НЕИЗВЕСТНОМ языке буквами, составленными частью из ГРЕЧЕСКИХ, а частью из СЛАВЯНСКИХ. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького КРЕСТА, находящееся на задней части воротника…» [28]. Следовательно, уже в 4 в. — СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ, РЕГИСТРИРУЮТСЯ СЛАВЯНСКИЕ БУКВЫ.

6 век

6—9 вв. — «…ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА… со времени РАСПАДА ПРАСЛАВЯНСКОГО языка… 1. Восточнославянский период (6—9вв.) — это период распространения СЛАВЯНСКОЙ речи на территории Восточной Европы, в процессе которого осуществляется взаимодействие славянской РЕЧИ с неславянскими языковыми системами АБОРИГЕНОВ (прежде всего БАЛТИЙСКИМИ и финно-угорскими) и происходит обособление славянских диалектов…». Ошибка исследователей считать другие языковые группы аборигенами. Топонимика данных регионов регистрирует индоевропейцев рода ДИВА как наиболее древних аборигенов на определённой территории (пантеон ДИВА) — ДАИК, ДАУГАВА, КАМА, МОКША, ТАЙМЫР, г. ДЭВА (Япония) и т.д.

 6 век — «Византийские авторы свидетельствуют о наличии в Алании «царей» — вождей (Саросий — VI в… кровнородственные связи сменяются территориальными…» [2. С. 44]

 Начало 6 века. «…Вот что по этому поводу пишет Макарий: «Нельзя с точностью определить время основания всех этих епархий. Известно только, что епископы епархий Фанагорской и Зихской в начале шестого века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах: так, Фанагорийский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому патриарху Иоану о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить, а имя Зихийского епископа Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г.»

«…В VI—IX вв. на их землях существовали епархии в составе Константинопольского патриархата (Зихийская, Никопская и другие епархии). В начале XVI в. сообщается о том, что зихи были христианами, исповедовали «греческую веру», а ЦЕРКОВНУЮ службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и пользовались…» [21]

С VI века — «христианство утверждается в Черкесии…» [26]

не позднее первой трети VI в. — «Зихская (Zhkcia, Zikcia, Zicia) епархия была основана …Первоначально епархия находилась в черкесском городе Зихополе…» [26]

…в начале VI века — «Имеются сведения об участии епископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах…» [26]

519 года — «В документах Цареградского Собора… стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна» [26]

526 года — «в материалах Константинопольского Собора …встречается имя Зихийского епископа Дамиана» [26]

536 г. — «Установлено, что епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского синода …вместе с епископом Боспора Иоанном. Епископ черкесов-христиан участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе…»

в середине VI в. — «Первый христианский епископ… в Зихии (Черкесии), Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловское, на р. Никепсухо Черноморского побережья) на черноморском побережье, где до сих пор сохранились остатки христианского храма…в духовном отношении подчинялась четырём епархиям… Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе.» [26]

6 в. — «ПРИТЧА ОБ ОБРАХ… — (Обры—авары, кочевой народ ТЮРКСКОГО происхождения, пришедший в VI в. из Средней Азии в Европу…)… — СЛОВЪНЬСКУ же языку, яко же рекохомъ, живущю на Дунаи, ПРИДОША ОТ СКУФЪ, РЕКШЕ ОТ КОЗАРЪ… — (Летописец ОШИБОЧНО ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СКИФОВ с ХОЗАРАМИ)… — , рекомии болгаре и съдоша по Дунаеви, и населници словъномъ быща. Посемъ придоша УГРИ бълии, и наслъдиша ЗЕМЛЮ словъньску. Си бо угри почаша бытии пр-Ираклии ЦАРИ, иже находиша на Хоздроя, ЦАРЯ ПЕРЬСКАГО. Въ си же времяна быша и обри, иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша… — ( Византийский император Ираклий (610—641) вел длительные ВОЙНЫ с Персией. Хоздрой — Хосрова II Первиза (590—628), ПЕРСИДСКИЙ царь из династии Сассанидов)… — Си же ОБРИ воеваху на словънъх, и примучиша дулъбы… — (дулебы—славянское племя)…» [10. С. 9]

7 век

VII век — «Академия наук Грузинской ССР, Институт истории грузинской литературы им. Шота Руставели. «…Традицию народного бытового рассказа одной из первых восприняла и обнаружила книга новелл «Лимонарь» ПИСАТЕЛЯ VII века Иоанна Мосха, дошедшая до нас в ПЕРЕВОДЕ с ГРЕЧЕСКОГО языка на ГРУЗИНСКИЙ. Сто новелл, составляющих эту книгу, живы и занимательны… Книга утверждает ХРИСТИАНСКИЕ догмы и отмечена печатью ХРИСТИАНСКОЙ морали… и другая новелла Мосха. В ней повествуется о монахе, совершившем убийство. Он сказал: « Я убил вместе с двадцатилетним юношей». Схватили и юношу, но тот отрицал причастность к насилию. Тем не менее вынесли приговор: распять на кресте обоих. Перед казнью юноша попросил обратить его ликом к востоку. Монах же выдал себя, предпочтя повернуться к ИДОЛАМ. Невиновного юношу отпустили, он удалился в пустынь и стал отшельником. Проповедь христианской морали…» [1. С. 8]. Грузинская переводная литература христианского содержания в 7 веке. Сохранение язычества даже у части монахов.

627 г. — « ХАЗАРСКОЕ войско осадило город ПАР-ТАВ-У (БЕР—ДАА) — в 627г. и АРМЯНСКИЙ историк «слышит от осаждающих Партаву воинов… СЛАВЯНСКУЮ речь… (ТИУН, САЛО — авт.)» [6. С. 221].

644 г. — правитель Дербента Шахрияр упоминает в письме арабскому правителю РУСОВ и ХАЗАР, которых он НЕ пропускает в ЗАКАВКАЗЬЕ 32 [6. С. 221].

 «Между тем тот же аль Масуди сообщает, что Чёрное море (Ней-ТАС по-арабски) именуется РУССКИМ… «оттого, что, кроме РУСОВ, по нему никто не смеет плавать» [7. С. 142].

 «654—655 гг.…правитель ДЕРБЕНТА Шахрияр (ШАХР-БАРАЗ) заявлял арабам, напавшим на Дербент в 654—655 гг.: «Я нахожусь между двумя врагами. ОДНИ из них ХАЗАРЫ, другие РУСЫ …» [3. С. 54].

7—8 вв. — «…На основе ОТДЕЛЬНЫХ ПЛЕМЕННЫХ ДИАЛЕКТОВ в VII—VIII веках начинает формироваться ДРЕВНЕРУССКИЙ язык. К этому же периоду относится образование ЗАПАДНОСЛАВЯНСКОЙ и ЮЖНОСЛАВЯНСКОЙ языковых группировок…» [4. С. 19].

 «618 г. — …в осаде Константинополя… эту осаду ХРОНИКИ ТИФЛИССКОГО собора приписывают именно РУСАМ… отмахнуться от этого сообщения как от «ПОЗДНЕГО», ЧТО и ДЕЛАЮТ ИСТОРИКИ-НОРМАНИСТЫ… Но, ВО-ПЕРВЫХ, это сообщение подтверждается византийским... В то же время СИРИЙСКИЙ писатель Псевдозахария Ритор упоминает о народе РУС, что соседствует с амазонками… ошарашивает описание РУСОВ Псевдозахарией — у него это народ ВЕЛИКАНОВ…» [8. С. 29—31].

627 г. — Армянский историк «слышит от осаждающих Партаву воинов… СЛАВЯНСКУЮ речь… (ТИУН, САЛО — авт.)» [6. С. 221]

644 г. — правитель Дербента Шахрияр упоминает в письме арабскому правителю РУСОВ и ХАЗАР, которых он НЕ пропускает в ЗАКАВКАЗЬЕ [6. С. 221].

 «Между тем тот же аль Масуди сообщает, что Чёрное море (Ней-ТАС по-арабски) именуется РУССКИМ… «оттого, что, кроме РУСОВ, по нему никто не смеет плавать» [7. С.142].

654—655 гг. «…БАЛАМИ сообщает, что арабы воевали в ОБЛАСТЯХ БАЛАНДЖАР, ДЖУРАН и РУС на КАВКАЗЕ… » 40 [3. С. 54]

654—655 гг. …правитель ДЕРБЕНТА Шахрияр (ШАХР-БАРАЗ) заявлял арабам, напавшим на Дербент в 654—655гг.: «Я нахожусь между двумя врагами. ОДНИ из них ХАЗАРЫ, другие РУСЫ… Кроме жителей этих местностей, нет других, кто умел бы воевать с ними»… Эти САМЫЕ РАННИЕ сообщения о РУСАХ в ПРИКАСПИИ и на Северном Кавказе передают АРАБСКИЕ писатели. Учёные считают, что уже в 7 веке… Для истории важно, что край связывают с территорией Прикумья…на востоке Ставропольской возвышенности…» [3. С. 54]

680—681 гг.,— «…Зихскими уже именуются три автокефальные архиепископии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсис.»

 7 век — «Епархия… Никопсийская, именуется так же и в более древнем уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в.» [30]       

8 век

В начале 8 столетия — САРМАТСКИЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ НАДПИСИ. «…ХАЗАРЫ—ТЮРКИ, точнее, ОТУРЕЧИВШИЕСЯ, ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ СКИФЫ и САРМАТЫ. Эта версия сейчас принята большинством, ХОТЯ считавшиеся РАНЕЕ ТЮРКСКИМИ РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ, найденные на территории каганата, оказались ИМЕННО САРМАТСКИМИ… А на западных границах …обитали и собственно СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА… ДОНА и КУБАНИ… В начале 8 столетия…» [9. С. 59—61]. Следовательно, ХАЗАРЫ — это ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ сарматские и славянские имена с ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ САРМАТСКОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ. После прихода тюрок — часть из них становится тюркоязычной (аналогично и с пришедшими позднее представителями кавказской языковой семьи — приняли имя проживавшего ранее народа — племени ДИВОВ-ТАОХОВ-ЗИХОВ-ДАКОВ — дословно — «сыны ДИВА-ТАОХА-ЗЕВСА-ДАКА»). Тогда это ДРЕВНЯЯ территория индоевропейцев — СЛАВЯН, СКИФОВ и САРМАТОВ. Это подтверждается следующим.

8 век — Алания «Византийские авторы свидетельствуют о наличии в Алании «царей» — вождей… И-ТАК-сий — 8век…» [2. С. 44].

8 век — «…По ВИЗАНТИЙСКИМ данным на Тамани уже в 8 веке существовала РУССКАЯ ЕПАРХИЯ Таметарха (Тьмутаракань…» [3. С. 54].

710—711 гг. — «Гадло приходит к выводу, что переименование восточно-крымских епархий было вызвано переподчинением их Никопсии в результате разорения Херсона и Боспора Юстинианом II…. и последовавшего массового переселения в Восточный Крым ЗИХОВ…»

715—730 — «ЗИХСКОЕ население в районе Сугдеи было столь значительно, что при патриархе Германе (715—730) здесь была основана новая епископия. Она вошла в состав Зихской епархии, но вскоре отделилась от Никопсийской кафедры. …

787 году — «Представитель епископии Сугдеи присутствовал в 787 году на Вселенском соборе, чаще известном, как Никейский…».

конец VIII века — «…Согласно списку епархий, датируемому самым концом VIII века, ЗИХСКАЯ епархия включает не только Херсон и Боспор, но и Сугдею».

последняя четверть VII—X вв. — «На протяжении более трех веков епископские кафедры Крыма были подчинены архиепископу Зихии»; «Зихская церковь НЕ подчинялась национальным церквям других стран. Зихское архиепископство не входило и в состав архиепископии Золотой Орды… НЕЗАВИСИМОГО статуса Зихии». [26]

«ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki )… исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ».

«..Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе…В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или асском, и зихском или черкесском». [26]

«…сообщается о том, что зихи были христианами, исповедовали «греческую веру», а церковную службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и пользовались…» [21]

«… «ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki )… исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ». («Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По ГРЕЧЕСКОМУ вероучению служат Богу на языках ЯССКОМ или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ»).

«…В VI—IX вв. на их землях существовали епархии в составе Константинопольского патриархата (Зихийская, Никопская и другие епархии). В начале XVI в. сообщается о том, что зихи были христианами, исповедовали «греческую веру», а церковную службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и пользовались…» [21]

В VIII—IX веках — «являлась архиепископией и включала в СВОЙ состав кроме собственно Зихии, Никопскую, Тмутараканскую (Матрахскую) Боспорскую и Херсонесскую епархии...»

Мнение части исследователей о стационарном проживании кавказоязычных народов на Кавказе, например, адыгов, базируется на следующих основных положениях. Компактный ареал распространения языков данной языковой семьи; существование сельского хозяйства у племён Кавказа в 3 тыс. до н.э.; топонимика Кавказа. Однако данные факты не доказывают ЯЗЫКОВУЮ принадлежность племён Кавказа. А именно следующее.

— В любом случае все племена (различных языковых родов) распространялись по земным континентам (отсутствие самозарождения в каждой точке).

— Существование сельского хозяйства у племён Кавказа в 3 тыс. до н.э. не раскрывает языковую принадлежность данных племён

— Объяснение топонимики Кавказа представителями кавказской языковой семьи, тюркской языковой семьи базируется на нарицательной лексике. Однако вся древняя топонимика Кавказа регистрирует ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ОСНОВЫ 15—12 тыс. до н.э. Данная топонимика связана с ИМЕНАМИ БОГОВ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога (РОДА) ДИВА.

— «Воздушная» нерукотворная обрядовость, отсутствие напитка для поклонения богу Диву (то есть отсутствие необходимости в стационарном проживании для выращивания винограда и деревьев — вино) подтверждают приход кавказоязычных племён позднее индоевропейского рода Дива на Кавказ (у праиндоевропейцев — стационарная «каменная» обрядовость в «восьми адских пещерах» и необходимость в стационарном проживании для изготовления напитка раки (поклонение богу Диву) — виноград и плодовые деревья). Это подтверждается индоевропейской (с основами пантеона бога Дива) топонимикой Кавказа. Данные факты подтверждаются названиями племён Кавказа, основанные на именах индоевропейских богов, от которых данные племена ведут свои родословные. (ДИВЫ-ДАКИ-ДАИ-ТАОХИ-ЗИХИ-РУСЫ ( НАВ-РУЗ=ДЕНЬ-ДИВ); туапсинцы (ТИВ-ДИВ+СОМА-СУ); СОГДЫ (СОМА-СУ+ ДИВ-ТИВ-ДАК); судакцы (СУ-СОМА+ДАК-ДАЙ-ТАЙ); тавры (ТАВ-ДАВ-ДАЙ-ЗИХ-РУС); мокшанцы-мохошовцы (МОКША—МОК-МАК); псессы (СОМА-СУ). Названия племён соответствуют пантеону богов ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода 15—12 тыс. до н.э. — (бога ДИВА), зафиксированных в канонической литературе—Ведах и Авесте.

ТЕОРИЯ ЛОМОНОСОВА

Факты в поддержку данной теории

Регистрация некоторых слов (ТИУН) на Кавказе в 6—8 веках; наличие области-государства РУС на Кавказе в 7—8 вв.; регистрация «русских» букв в 860 г. на Кавказе; традиция изображения орла-сокола-коршуна с 3—2 тыс. до н.э. (кобанская культура), продолжение — в названии кубанских и донских казаков — куркулями (сокол, коршун); соответствие названия индоевропейских народов Кавказа — ДИВ-ДАК-ТАОХ-ТАВР-ЗИХ-ДЖИК-РУС (значение Нав-руз-«ДЕНЬ») богу ДИВУ, то есть, одно и то же название во времени — свидетельствуют о проживании РУСОВ-ДИВОВ-ЗИХОВ на Кавказе ранее Балтики. Призвание русов-дивов-зихов — вероятнее всего, произошло с Кавказа.

 

Выводы

 

—ЗИХСКИЙ ЯЗЫК — это индоевропейский ДРЕВНЕРУССКИЙ-СЛАВЯНСКИЙ (книги и СЛУЖБА нацерковнославянском — старославянском), а ЯССКИЙ — это индоевропейский аланский. У кавказоязычных народов — ОТСУТСТВИЕ письменности до 19 века; они НЕ могли проводить ЦЕРКОВНЫЕ службы на РОДНОМ языке.

 

Литература

 

I. Литература:

1.                  Грузинские народные новеллы. Сост. Профессор А. А. Глонти. Академия наук Грузинской ССР, Институт истории грузинской литературы им. Шота Руставели. — Тбилиси, «Мерани», 1984г. — 374 с. С. 8

2.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 44

3.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 54

4.                  Кононенко В., Брицын М., Ганич Д. Русский язык. — (пособие для студентов),— Киев, «Вища школа», 1978 — 431с. С. 19

5.                  Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. С. 23— 26

6.                  Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 221

7.                  Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С.142

8.                  Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 29—31

9.                  Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 59—61

10.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Просвещение, 1980.—399 с. С. 9

11.              Успенский Л. В. Слово о словах (очерки о языке): Для сред. и ст. шк. возраста / Худож. И. А. Кожемякина. — К., 1987. — 367 с.: ил. — (Шк. б-ка). С.17—18

12.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 19.

13.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 268

14.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 28

15.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 26

16.              Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 26—27

17.              Щербаков. Где жили герои эддических мифов? // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса». —1989. — № 9. — С.18—19.

 

II.Интернет-источники:

18.              http://antiquites.academic.ru/1695/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 10.02.2014)

19.              http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=151&t=781 (дата обращения: 10.02.2014)

20.              http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/200129 (дата обращения: 10.02.2014)

21.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Зихи (дата обращения: 10.02.2014)

22.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Зихийская_епархия (дата обращения: 10.02.2014)

23.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Идолы_Уруштена (дата обращения: 10.02.2014)

24.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Майкопская_плита (дата обращения: 10.02.2014)

25.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Петроглифы_Махошкушха (дата обращения: 10.02.2014)

26.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов (дата обращения: 10.02.2014)

27.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритон (дата обращения: 10.02.2014)

28.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Этокский_памятник (дата обращения: 10.02.2014)

29.              http://www.aheku.org/page.php?id=1775 (дата обращения: 10.02.2014)

30.              http://www.djeguako.ru/content/view/170/1/Христианство в Шапсугии: исторический аспект Автор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков (дата обращения: 10.02.2014).

 

Поступила в редакцию 31.03.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.