Патриотическое воспитание молодежи – как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Тиллаев Бобомурод Абдувахобович,
преподаватель кафедры философии Наманганского государственного университета, Узбекистан.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике Узбекистан невозможно без использования творческого и духовно-нравственного потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Оно предъявляет самые высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма. Вместе с тем, Узбекистан стремится построить гуманное общество, где каждый подвиг, самоотверженный труд, героический поступок будут достойно оценены, высокие достижения, добрые дела не пройдут бесследно. «Мы строим справедливое гуманное общество, - говорит Президент И.А.Каримов, - в котором основой нашей политики, прежде всего, должны стать уважительное отношение к труду наших людей, достойная оценка дел. Если человек живёт в этом мире, сознавая в нём собственную роль и значимость, если верит в то, что его добрые дела не пройдут бесследно и принесут пользу Родине, людям – это, несомненно, даст результат в выполнении трудящимися своего долга перед страной, обществом»[1].
Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [2].
Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими
ценностями выделены и такие, как: почитание старших, традиций, любовь к семье,
народу, стране.
Я.А.
Коменский отмечал, что одним из
главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления
оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он
писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в
делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в
интересах общего благополучия»[3].
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж..-Ж. Руссо, И.Г. Фихте. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитание верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[4].
Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Их значимость регистрируют исторические личности и хроники, но и народная память – «добрая молва», с её помощью люди славят героев: общечеловеческих, национальных, местных. Масштабы их свершения различны. Роднит всех героев их беззаветная самоотдача во имя общего дела, интересов народа, на блага простых людей»[5]. Героические поступки людей нельзя отделить от социально–исторического процесса; героизм – это осознанная, целенаправленная социально – нравственная деятельность человека. Самоотдача, мужество, мобилизация физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск, – эти качества присущи героям.
Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознание это субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму. Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Родины и на основе демократических принципов развития гражданского общества. Общая цель патриотического воспитания по мнению Г.К Селевко [6], - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, готовность способствовать ее процветанию и защищать ее в случае необходимости. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм Сохибкирана Амира Темура может служить идеалом самоотверженного служения отчизне, образцом патриотического воспитания молодежи. Необходимость формирования национальной идеи в сознании и образе жизни людей требуется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию молодежи. В этих условиях особенно необходимо умение патриотически решать возникающие проблемы в сфере воспитания молодежи, работать творчески, демократично и целеустремленно и вести за собой молодежь. Успех здесь неразрывно связан с упрочнением политического сознания молодежи, с активным вовлечением ее в общественную и государственную жизнь, воспитанием у нее непримиримости к проявлениям несправедливости, стяжательства, коррупции и всему тому, что мешает строить гражданское общество и правовое государство. Глубокая идейная убежденность, высочайшая гражданская ответственность за судьбу и будущее страны, моральная чистота, – эти требования сегодня с особой остротой предъявляются к каждому человеку, особенно к молодежи.
Основные принципы патриотического воспитания, является важной составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Родину мы называем либо Отечество, либо Родина-Мать, эти высокие слова вырастают из тех чувств, с которыми мы произносим в детстве такие простые слова, как «папа» и «мама». От того, как ребенок научится любить своих родителей, защищать их честь, заботиться о них зависит то, как он будет способен в будущем любить свою Родину. Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме патриотического и гражданского: семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Патриотическое воспитание молодежи и детей осуществляется в процессе собственной деятельности, характеризующейся определенной направленностью, формами и методами реализации. Для реализации своих патриотических чувств важны не только собственные желания, стремления, но и практика освоения социальной действительности. Содержательная и процессуальная сторона патриотизма и героизма детерминирована общественной потребностью, интересам и развития социума, задачами укрепления независимости и обеспечения благосостояния общества. Но нельзя игнорировать то, что патриотизм и героизм есть проявление индивидуальной самоотверженности, индивидуального подвига, то есть активного включения индивида в решение сверхзадачи.
Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданско-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с религией народа. Нравственность человека выражается в свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и проявляется в его поведении и поступках.
Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения граждан и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в государстве. Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамический процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации и другие.
С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
Духовно-нравственное воспитание – содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Литература
1. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. Т: Узбекистан, 1997. – С. 214.
2. Виц Б. Демокрит. М., 1979. – С. 74.
3. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. –С.74-75.
4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – С. 56.
5. Волкогонов Д. А. Феномен героизма (О героях и героическом). – М., 1985. – С. 166.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. – С. 816.
Поступила в редакцию 09.04.2014 г.