ISSN 1991-3087

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-24978 от 05.07.2006 г.

ISSN 1991-3087

Подписной индекс №42457

Периодичность - 1 раз в месяц.

Вид обложки

Адрес редакции: 305008, г.Курск, Бурцевский проезд, д.7.

Тел.: 8-910-740-44-28

E-mail: jurnal@jurnal.org

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

Духовно-нравственные ценности в мировоззрении В. Н. Каразина

 

Вовк Ольга Игоревна,

аспирантка Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

 

В статье предпринята попытка исследования духовной составляющей жизни выдающегося просветителя, ученого, общественного деятеля, основателя Харьковского университета В. Н. Каразина (1773–1842).

Ключевые слова: В. Н. Каразин, биографистика, мировоззрение, духовность.

 

The present paper deals with the study of inner peace and world view of the famous public figure, inventor, scientist and founder of Kharkov University Vasiliy Karazin (1773–1842).

Keywords: Vasiliy Karazin, biography studies, world view, spirituality.

 

Одним из проявлений системных трансформаций в сфере современной исторической биографистики является постепенный отказ исследователей от освещения фактов лишь публичной жизни исторических персонажей. Со страниц научных публикаций все чаще звучат призывы к переориентации биографической науки на постижение индивидуального стиля деятелей прошлого, в частности, факторов формирования и становления личности. Согласно с утверждением С. И. Свитленко и А. А. Лымарь, сконструировать реальную картину человеческого бытия позволяет лишь всестороннее осмысление индивида со всеми его достоинствами и недостатками, исследование родственных связей и взаимоотношений и т.д.[1] С. Л. Юсов отмечает, что персональная микроистория человека состоит из многих компонентов, среди которых важное место занимают мировоззренческие устои, в т.ч. религиозные. Без уточнения этих представлений жизнеописание всегда будет оставаться неполным.[2] С данной точки зрения перспективным представляется изучение личностного измерения биографии «главного виновника»[3] открытия Харьковского университета, одного из первых украинских ученых-естествоиспытателей, видного общественного деятеля Василия Назаровича Каразина (1773–1842).

Личность В. Н. Каразина привлекает внимание исследователей уже более полутора столетий; за это время сформировался массивный пласт библиографии, насчитывающий не одну сотню позиций.[4] Вместе с тем, проникновение во внутренний мир «украинского Ломоносова»[5] до сих пор не становилось предметом специального научного поиска, хотя определенные шаги в этом направлении, безусловно, были сделаны. Так, Н. И. Тихий в монографии «В. Н. Каразин. Его жизнь и общественная деятельность» посвятил специальный раздел анализу черт личности В. Н. Каразина, в котором представил и прокомментировал примеры различных, иногда противоположных, суждений современников об этом человеке.[6] Главная цель монографии М. С. Лапиной «Обретение новой родины (из истории рода Караджи-Каразиных)» состояла в освещении роли Православной религии и церкви в жизни представителей рода Каразиных и самого Василия Назаровича.[7] Отдельные раздумья о нравственном облике просветителя можно отыскать в публикациях Л. О. Дешко.[8] Однако, несмотря на это, следует признать, что до сегодняшнего дня во многом справедливыми остаются слова Д. И. Багалея, сказанные еще в конце ХІХ века: «Самый характер Каразина настолько сложный, отзывы современников о нем столь разнообразны, что разобраться в них нелегко и полной оценки его личности мы до сих пор не имеем».[9]

В предложенной статье мы предпримем попытку приблизиться к пониманию духовной сферы жизни В. Н. Каразина, значительно повлиявшей на всю его деятельность, и наметить возможные пути дальнейшей разработки поднятой проблемы.

На сегодняшней день в литературе не существует единого подхода к определению категории «духовность». Например, психолог Ж. М. Юзвак понимает под духовностью сложное объединение таких особенностей интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер человеческой психики, которые способствуют формированию потребности в познании мира, себя, окружающих людей, усвоении моральных ценностей, способности к самосовершенствованию.[10] Педагог Е. И. Вишневский связывает духовность с путем человека к Богу, его ориентированностью на соблюдение Божьих заповедей.[11] Поэтому мы склонны согласиться с тезисом Т. А. Санниковой, которая утверждала, что исследователь, говоря о духовности, должен интегрировать в единую систему научные и религиозные, эстетические и моральные точки зрения, учитывать рациональный и иррациональный компоненты ее развития и существования. Итак, в данном случае под духовностью мы будем понимать сложный многоаспектный феномен, характеризующий внутренний мир индивида и проявляющий себя через моральность (честность, порядочность, требовательность к себе), сохранение чистой совести, бескорыстие, ответственность, служение людям.[12]

При первом же знакомстве с перипетиями судьбы В. Н. Каразина бросается в глаза тот факт, что идея подвижнического труда на пользу своего народа и Родины проходит красной нитью сквозь всю его биографию. Юноша, воспитанный отцом-военным и умной, благочестивой матерью, еще в девятнадцатилетнем возрасте живо заинтересовался вопросами социального устройства и даже предпринял трехлетнюю поездку по стране (1792–1795 гг.), чтобы ближе познакомиться с жизнью простых людей и разобраться в общественных проблемах.[13] Да и многие другие дальнейшие события в его судьбе были пронизаны этим патриотическим чувством. В. Н. Каразин активно поддержал идею учреждения университета в главном городе Слободско-Украинской губернии и принял самое непосредственное участие в открытии и обустройстве этого высшего учебного заведения. Он проводил смелые естественнонаучные опыты, выдвигал новаторские идеи, стремился внедрить их на практике и познакомить с результатами своих изысканий как можно более широкие круги общественности, для чего основал Филотехническое общество. В своем поместье в с. Кручик Слободско-Украинской губернии просветитель учредил Сельскую Думу и школу для крестьянских детей, и этот ряд можно продолжить. Еще в 1802 г., выступая перед дворянством Слободско-Украинской губернии, В. Н. Каразин признавался: «…вся жизнь моя … принадлежит моему отечеству, но в особенности краю, который был отечеством для понятий моей юности».[14] А в 1827 г., в письме к губернатору В. Г. Муратову, сообщая о местных памятниках старины и заверяя в своей готовности принять участие в их научном исследовании, Василий Назарович горько отметил: «…когда судьба отняла у меня все другие способы приносить пользу моему отечеству».[15]

На протяжении всей жизни В. Н. Каразин жертвовал на свои «детища» не только время и силы, но и материальные ресурсы. Например, только на приобретение книг для университета он потратил 12 тыс. рублей собственных денег; его личные пожертвования положили основу кабинету рисования и живописи и т.д.[16] С целью внедрения своих технических разработок Василий Назарович неоднократно готов был закладывать наибольшую принадлежащую ему имущественную ценность – собственное поместье.[17] При этом нельзя сказать, что все эти инициативы приносили их автору какую-либо материальную выгоду. Скорее напротив: постоянные денежные вливания в разнообразные амбициозные проекты, в конце концов, подорвали его финансовое положение, тем самым поставив под удар и всю его большую семью (В. Н. Каразин был отцом семерых детей).[18] Пожалуй, подобные поступки по отношению к собственным потомкам можно назвать рискованными. Но при этом в памяти детей запечатлелся его образ как «нежного редкого отца, но еще более полезнейшего гражданина».[19]

Вообще, нам кажется, что личности В. Н. Каразина было присуще ярко выраженное чувство отеческой заботы. Это проявлялось как по отношению к собственным детям, так и зачастую к фактически посторонним людям. Например, известно, что на склоне лет Василий Назарович был покровителем и советчиком молодого художника Е. И. Колтуновского. Юный выпускник Петербургской Академии искусств происходил из небогатой семьи, а потому не имел возможности отправиться на стажировку за границу. В. Н. Каразин помог ему, организовав сбор пожертвований, что в результате позволило юноше осуществить мечту.[20]

Не зря и в отношениях с крестьянами этот дворянин позиционировал себя как «духовный покровитель сих людей, их гражданский судия, посредник между ними и высшим правительством, ходатай за них, попечитель о неимущих и сиротах, наставник во всем, что принадлежит к добру их».[21] Василий Назарович строго следил за тем, чтобы вверенные ему «поселяне» вели праведный образ жизни и регулярно ходили в церковь. Непослушные должны были быть наказаны, однако эти наказания предусматривали скорее моральный, а не физический дискомфорт. Вообще, к телесным воздействиям В. Н. Каразин относился отрицательно, почти никогда не применял их по отношению к своим крепостным, а когда такое и случалось, то обычно приказывал прекратить экзекуцию почти сразу же после ее начала, что в глазах «поселян» превращало данную процедуру «в одну кумедию».[22] Поэтому неудивительно, что в памяти нескольких поколений кручанских крестьян сохранился образ доброго, но несколько эксцентричного «барина».[23]

Отдельно хотелось бы обратить внимание на роль религии в биографии В. Н. Каразина. Несмотря на то, что в литературе вопрос о конфессиональной принадлежности предков Василия Назаровича еще не до конца прояснен[24], мы склонны согласиться с мыслью М. С. Лапиной о том, что на становление личности В. Н. Каразина в значительной мере повлияло Православие. Он воспитывался верующими и образованными родителями, рос в сугубо православной среде украинской глубинки и через всю жизнь пронес уважительное отношение к христианским ценностям. Не зря в составленном им «Предначертании о Харьковском университете» просветитель заложил идею сосуществования в едином учебном заведении светских и духовных отделений. Обосновывая необходимость открытия в структуре университета богословского отделения, он указал на то, что любому обществу, которое стремится к поступательному развитию, необходимо «иметь достойных нравоучителей и проповедников слова Божия», которые благодаря добродетелям и полученным знаниям были бы «достойны всеобщего почтения».[25]

Потому не удивительно, что и в сельской общине, которая, по убеждению В. Н. Каразина, представляла своеобразную модель государства, одно из ведущих мест отводилось религии. Особое внимание просветитель обращал на положение сельского духовенства. В частности, им было разработано и внедрено в жизнь специальное соглашение между помещиком и священником, в котором регламентировались финансовые аспекты функционирования прихода.[26] В. Н. Каразин предоставил священнику возможность влиять на дела сельской общины путем участия в заседаниях Сельской Думы.[27] Еще одной сферой компетентности священнослужителя становилась сельская школа, где он, вместе со специально нанятым учителем, должен был преподавать детям различные дисциплины, и, прежде всего, Закон Божий.[28] Предложенные В. Н. Каразиным меры были направлены на то, чтобы обеспечить священнику и причту надлежащие условия для жизни и работы, а также повысить их статус в глазах крестьян. Плодотворное взаимодействие помещика с местным духовенством, в конце концов, должно было привести к тому, что «поселяне» сознательно «исполняли бы все то, что закон Божий и царский предписывают, любили бы ближних своих, удалялись от всякой вражды и неправды»[29], обеспечивая тем самым благополучие и процветание своей общине.

Разумеется, характеризуя внутренний мир В. Н. Каразина, мы не можем обойти вниманием тот факт, что нередко в глазах современников этот деятель представал не в самом выгодном свете, и виноват в этом в большинстве случаев оказывался только он сам. Такие черты его характера, как несдержанность, назойливость, самоуверенность наиболее ярко проявились в молодые годы жизни во время службы на высших государственных должностях и немало поспособствовали быстрому завершению его не менее стремительной карьеры. Вместе с тем, во многом они могут быть списаны на дерзость молодости, тем более что на склоне лет и сам Василий Назарович признавал: «Да! Я был неопытно-самонадеян. Я был бабочкой, опалившей себе крылья и зрение в сфере, куда мне, скромному труженику науки, не следовало залетать».[30]

Таким образом, мы кратко охарактеризовали духовную составляющую жизни В. Н. Каразина, обратив внимание преимущественно на ключевые, наиболее яркие события в жизни этого человека. Немало эпизодов из его биографии остались «за кадром» и будут детально проанализированы в дальнейшем. Но даже приведенный беглый обзор свидетельствует о том, что, несмотря на специфические особенности характера, «беспокойную, бурную натуру»[31], которые, безусловно, накладывали ощутимый отпечаток на всю деятельность В. Н. Каразина, такие черты личности Василия Назаровича, как искренность, откровенность, бескорыстие, трудолюбие, стремление к совершенствованию окружающего мира позволяют нам говорить о нем как о человеке моральном и духовном.

 

Литература

 

1.                  Багалей Д. И. Назарий Александрович Каразин и его колокол / Д. И. Багалей // Киевская старина. — 1892. — Т. 39. — Кн. 11. — С. 163—175.

2.                  Багалей Д. И. Просветительная деятельность Василия Назаровича Каразина / Д. И. Багалей. Х.: Тип. Адольфа Дарре, 1893. 31 с.

3.                  Березюк Н. М. Достойные своего рода : (К семейному портрету Каразиных) / Н. М. Березюк // Університети=Universitates. — 2003. — №1. — С. 58—68.

4.                  Беркович Э. С. В. Н. Каразин, 1773—1842 : Биобиблиография / Э. С. Беркович, Л. И. Гуревич, В. А. Станишевский. — Х. : Изд-во Харьк. ун-та, 1953. — 154 с.

5.                  Болебрух А. Г. Василь Назарович Каразін (1773–1842) / А. Г. Болебрух, С. М. Куделко, А. В. Хрідочкін. — Х.: Вид-во «Авто-Енергія», 2005. — 348 с.

6.                  Вишневський О. І. Теоретичні основи сучасної української педагогіки / О. І. Вишневський. — Дрогобич: КОЛО, 2003. — 528 с.

7.                  Данилевский Г. П. Василий Назарьевич Каразин (17731842) / Г. П. Данилевский // Данилевский Г. П. Украинская старина. Материалы для истории украинской литературы и народного образования. — Х.: Зелинский и Любарский, 1866. С. 99169.

8.                  Дешко Л. О. Молитва / Л. О. Дешко // Основа. Каразіни: Зб. статей / передм. М. Красиков. — К.: Видавець Андрощук П. С., 2014. — С. 104.

9.                  Засновнику Харківського університету присвячується (до 240-річчя з дня народження В. Н. Каразіна). Каталог виставки / Ред. Л. М. Юдіна; уклад. О. Сафонова, О. Вовк. — Х.: Харк. нац. ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2013. — 60 с.

10.              Каразин В. Н. Сочинения, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранные и редактированные проф. Д. И. Багалеем / В. Н. Каразин, Д. И. Багалей. Х.: В Университетской типографии, 1910. XIX, 927 с.

11.              Каразин Ф. В. Письмо Филадельфа Васильевича Каразина об отце его. 17 ноября 1842 года / Ф. В. Каразин // Русский архив. — 1894. — №4. — С. 564—572.

12.              Красиков М. М. Василь Каразін у легендах земляків / М. М. Красиков // Другі Сумцовські читання : Тези наукової конференції (Харків, 18 квітня 1996 p.). X.: [б.в.], 1996. С. 4547.

13.              Лапина М. С. Обретение новой родины (из истории рода Караджи — Каразиных) / М. С. Лапина. — Х.: [б.и.], 2008. — 160 с.

14.              Саннікова Т. О. Сутність поняття «духовність»: світський та релігійний погляд / Т. О. Саннікова // Філософські дослідження. Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. — 2008. — Вип. 9. — С. 265—273.

15.              Світленко С. І. Генеза індивідуального світу М. Т. Симоновича (Номиса) як об’єкт біографічного дослідження / С. І. Світленко, А. О. Лимар // Спеціальні історичні дослідження: питання теорії та методики: Зб. наук. праць: У двох частинах. — К.: [б. в.], 2006. — Число 13. — Ч. 1. — С. 282—292.

16.              Станчев М. Г. «Этнические образы» В. Н. Каразина в истории и историографии / М. Г. Станчев // Вісник Харк. нац. ун-ту ім. В. Н. Каразіна. — 2004. — №633. — Вип. 36. — С. 28—43.

17.              Тихий Н. В. Н. Каразин. Его жизнь и общественная деятельность / Н. Тихий. К.: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1905. 302, 28 , IV с.

18.              Тихий Н. Кручик теперь (Описание поездки в бывшее родовое имение В. Н. Каразина в 1903 г.) / Н. Тихий. Х.: Тип. Адольфа Дарре, 1907. 9 с.

19.              Юзвак Ж. М. Духовність: погляд психолога / Ж. М. Юзвак // Початкова школа. — 2000. — №3. — С. 5—7.

20.              Юсов С. Л. Генезис світоглядних уявлень В. Голобуцького і шляхи отримання «путівки до життя» / С. Л. Юсов // Проблеми історії України: факти, судження, пошуки : Міжвід. зб. наук. пр. — 2007. — Вип. 16(2). — С. 370—388.

 

Поступила в редакцию 29.05.2014 г.



[1]Світленко С. І. Генеза індивідуального світу М. Т. Симоновича (Номиса) як об’єкт біографічного дослідження / С. І. Світленко, А. О. Лимар // Спеціальні історичні дослідження : питання теорії та методики : Зб. наук. праць : У двох частинах. — К., 2006. — Число 13. — Ч. 1. — С. 283.

[2]Юсов С. Л. Генезис світоглядних уявлень В. Голобуцького і шляхи отримання «путівки до життя» / С. Л. Юсов // Проблеми історії України : факти, судження, пошуки : Міжвід. зб. наук. пр. — 2007. — Вип. 16(2). — С. 370.

[3]Багалей Д. И. Просветительная деятельность Василия Назаровича Каразина / Д. И. Багалей. Х., 1893. — С. 6.

[4]См., например, Беркович Э. С. В. Н. Каразин, 1773—1842: Биобиблиография / Э. С. Беркович, Л. И. Гуревич, В. А. Станишевский. — Х., 1953. — 154 с., и др.

[5]Данилевский Г. П. Василий Назарьевич Каразин (17731842) / Г. П. Данилевский // Данилевский Г. П. Украинская старина. Материалы для истории украинской литературы и народного образования. — Х., 1866. С. 104.

[6]Тихий Н. В. Н. Каразин. Его жизнь и общественная деятельность / Н. Тихий. К., 1905. — С. 283—295.

[7]Лапина М. С. Обретение новой родины (из истории рода Караджи — Каразиных) / М. С. Лапина. — Х., 2008. — 160 с.

[8]Дешко Л. О. Молитва / Л. О. Дешко // Основа. Каразіни : Зб. статей / передм. М. Красиков. — К., 2014. — С. 104.

[9]Багалей Д. И. Просветительная деятельность Василия Назаровича Каразина. — С. 1.

[10]Юзвак Ж. М. Духовність : погляд психолога / Ж. М. Юзвак // Початкова школа. — 2000. — №3. — С. 5.

[11]Вишневський О. І. Теоретичні основи сучасної української педагогіки / О. І. Вишневський. — Дрогобич, 2003. — С. 193.

[12]Саннікова Т. О. Сутність поняття «духовність» : світський та релігійний погляд / Т. О. Саннікова // Філософські дослідження. Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. — 2008. — Вип. 9. — С. 273.

[13]Болебрух А. Г. Василь Назарович Каразін (1773–1842) / А. Г. Болебрух, С. М. Куделко, А. В. Хрідочкін. — Х., 2005. — С. 53.

[14]Каразин В. Н. Сочинения, письма и бумаги В. Н. Каразина, собранные и редактированные проф. Д. И. Багалеем / В. Н. Каразин, Д. И. Багалей. Х., 1910. — С. 535.

[15]Цит. по: Засновнику Харківського університету присвячується (до 240-річчя з дня народження В. Н. Каразіна). Каталог виставки / Ред. Л. М. Юдіна; уклад. О. Сафонова, О. Вовк. — Х., 2013. — С. 33.

[16]Болебрух А. Г. Василь Назарович Каразін (1773–1842). — С. 145.

[17]Каразин В. Н. Сочинения, письма и бумаги. — С. 700.

[18]Березюк Н. М. Достойные своего рода : (К семейному портрету Каразиных) / Н. М. Березюк // Університети=Universitates. — 2003. №1. С. 69.

[19]Каразин Ф. В. Письмо Филадельфа Васильевича Каразина об отце его. 17 ноября 1842 года / Ф. В. Каразин // Русский архив. — 1894. — №4. — С. 564.

[20]См.: Тихий Н. В. Н. Каразин. Его жизнь и общественная деятельность. — С. 284.

[21]Каразин В. Н. Сочинения, письма и бумаги. — С. 67.

[22]Тихий Н. Кручик теперь (Описание поездки в бывшее родовое имение В. Н. Каразина в 1903 г.) / Н. Тихий. Х. , 1907. — С. 8.

[23]Красиков М. М. Василь Каразін у легендах земляків / М. М. Красиков // Другі Сумцовські читання : Тези наукової конференції (Харків, 18 квітня 1996 p.). X., 1996. С. 45; Тихий Н. Кручик теперь. — С. 7—8.

[24]См., например: Станчев М. Г. «Этнические образы» В. Н. Каразина в истории и историографии / М. Г. Станчев // Вісник Харк. нац. ун-ту ім. В. Н. Каразіна. — 2004. — №633. — Вип. 36. — С. 37, и др.

[25]Каразин В. Н. Сочинения, письма и бумаги. — С. 524.

[26]Лапина М. С. Обретение новой родины. — С. 137—139.

[27]Там же. — С. 142.

[28]Там же. — С. 144.

[29]Каразин В. Н. Сочинения, письма и бумаги. — С. 113.

[30]Цит. по: Данилевский Г. П. Василий Назарьевич Каразин (17731842). — С. 111.

[31]Багалей Д. И. Назарий Александрович Каразин и его колокол / Д. И. Багалей // Киевская старина. — 1892. — Т. 39. — Кн. 11. — С. 163.

2006-2017 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.