ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Электронная музыка: стиль и технологии

 

Лазарев Сергей Георгиевич

старший преподаватель Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, Украина.

 

Electronic music: style and technologies

 

Lazarev S. G.

 

В ходе развития электроники рассматривались различные возможности ее использования в сфере музыки. Данная работа нацелена на анализ и оценку взаимодействия развития электронных, в том числе компьютерных технологий и музыки, а также непосредственного влияния таких технологий на появление новых направлений в электронной музыке.

Ключевые слова: технологии создания музыки, музыкальный инструментарий, музыкальные компьютерные технологии, электронная музыка.

 

During the development of electronics considered various possibilities of its use in the field of music. This work focuses on the analysis and evaluation of the interaction of electronic technology including computer technology and music, as well as the direct impact of technologies on the emergence of new trends in electronic music.

Keywords: technologies of music composing, musical tools, musical computer technologies, electronic music.

 

Феноменом ХХ столетия стало появление и массовое распространение электронной музыки. Ее развитие непосредственно связано с новыми технологиями, стилевыми приемами и формами конструирования музыкального текста. Закономерность исторической эволюции музыкального инструментария, как считает С. Пучков, глубоко связана с творческими процессами, протекающими в области сочинения и композиции, исполнительского искусства, музыковедения и образования. По мнению исследователя, она выражается в изменении концепции подхода к творчеству, обогащении разнообразными композиторскими методами, вследствие чего, рождается электронный инструментарий – новый по принципу звукоизвлечения, звукообразования и требующий от исполнителя включения в музыкально-теоретическую науку знаний из технико-технологической области, музыкальной акустики и информационных технологий [4, с.5].

Анализируя влияние технического прогресса на художественную культуру и музыкальную сферу, Е. Назайкинский отметил, что для европейской культуры характерным является, с одной стороны, неуклонное, идущее через все зигзаги истории движение музыкального искусства к эмансипации, к высвобождению из первоначальных синкрезисов и синтезов «чистой» или «абсолютной» музыки, с другой — воздействие на художественную культуру идей и конкретных достижений технического прогресса. По его мнению, как раз две эти тенденции и привели постепенно к появлению особой, новой формы бытия музыки, позволяющей говорить о третьем этапе развития жанровой системы европейской музыки. С ними самым тесным образом были связаны исторические изменения характера музыкальной коммуникации, причем изменения эти очень четко прослеживаются именно с позиций технических. Е. Назайкинский замечает, что под понятие технического прогресса в музыкальной сфере подпадают самые разные вещи, так как технику здесь можно трактовать достаточно широко. К ней исследователь относит и механические устройства (музыкальные инструменты, усилители, источники энергии и т.п.), и технику фиксации музыки (нотная письменность), и — в XX столетии — электроакустическую, звукозаписывающую, компьютерную техники. Кстати сказать, не является случайным, с его точки зрения, и возведение прямо-таки на уровень категории такого понятия, как композиционная техника. И если к самой музыке вряд ли в полной мере приложима концепция прогресса, то уж к техническому-то ее обеспечению она может быть отнесена безоговорочно. Под этим специфическим углом зрения особенно выпукло предстают принципиальные различия трех исторических форм бытия музыкальных жанров. Первая форма бытия дала культуре технику музыкальных инструментов, вторая — технику нотной фиксации музыкальных идей, последняя обязана своим развитием электронике, подчеркивает Е. Назайкинский [3].

Как замечает И. Ракунова в своем исследовании «Новые композиторские технологии», возникновение новых технологий в композиторском творчестве было обусловлено рядом предпосылок. Ставшие особенно актуальными в начале ХХ в. идеи о путях развития музыкального мышления, поиски новой концепции искусства во многом подтолкнули интенсивное обновление всех технологических составляющих музыкального произведения. В первую очередь, замечает исследователь, это нашло отражение в поиске новых источников звука и, в связи с этим в совершенствовании старых музыкальных инструментов и появлении новых. Этот процесс, непрерывный и поступательный, был практически «взорван» революционными открытиями в области техники, подчеркивает она. С внедрением в ХХ в. электрического источника звука, начался новый этап в сфере инструментального изобретательства, который открыл композиторам неограниченный ресурс звуковых возможностей.

Выделяя узловые моменты этого процесса, которые действительно существенно повлияли на формирование новых звучаний и новой эстетики отношения к звуку, И. Ракунова подчеркивает необходимость отнести к ним явления из истории музыки, связанные с рождением и распространением новых идей и новых музыкальных инструментов, что привело в дальнейшем к качественному скачку в области музыкального творчества [5, с.25].

Таким образом, развитие технологий и инструментария оказывает непосредственное влияние на художественное творчество. И, как следствие, на возникновение новых направлений в массовой музыкальной культуре. Инструментарий, использующийся в качестве экспериментального, в конце ХIХ в начале ХХ в., усовершенствованный в наши дни, нашел массовое применение. Следует также заметить, что композиции, созданные в эстетике большинства направлений музыки получившей название «электронной», не являются полноценными самостоятельными произведениями, так как создаются для воспроизведения в сочетании с другими подобными композициями. В таких случаях части в начале и в конце этих композиций, создаются специально для пересечения между собой. В результате такого пересечения, они составляют беспрерывные цельные компиляции длинной до одного часа и более. Такие подборки формирует и доносит до потребителя ди-джей (англ. DJ), они звучат на фестивалях, в клубах, открытых площадках, на различных шоу, в эфире радиостанций, в кафе, и др. Этот способ подачи и слушания музыкального материала, возникший в середине ХХ в. на Ямайке стал началом направления называемого «ди-джей культурой», в дальнейшем стимулировавшей появление «клубной культуры». Имея основой электронную музыку, эти направления массовой культуры имеют собственную терминологию, инструментарий, систему знаков, правила, социальные особенности. Отправной точкой появления этой культуры можно считать, опять-таки, нестандартное использование технологических средств, в данном случае проигрывателей виниловых пластинок ямайскими музыкантами. Как отметил А. Горохов, – «Уже в середине 50-х годов на Ямайке действовало более 250 саунд систем (англ. sound systems). Они состояли из колонок, усилителя, проигрывателя грампластинок и автомобиля…» [1]. Начавшись с печати мелких тиражей гибких пластинок, в дальнейшем эта ветвь переросла в глобальную индустрию с фестивалями, собирающими многотысячную аудиторию, с международными конференциями для специалистов, с собственной социальной, экономической и маркетинговой политикой.

В середине 80-х г. ХХ в. в Соединенных Штатах американский музыкант Nathaniel Jones путем нестандартного использования в то время нового синтезатора Roland TB303 добился звучания, которое получило название acid, став в дальнейшем полноценным жанром электронной музыки.

Как сказал Jon Savage, цитируя одного из основоположников жанра techno Juan Atkins: «techno – это музыка, которая звучит как технология» [7]. Тогда как некоторые направления techno музыки такие, как например detroit и minimal, для соответствия жанру должны включать ритмические составляющие, производимые исключительно на определенных моделях синтезаторов (Roland TR808 и Roland TR909). Такая тенденция не случайна, корреляция наблюдается и в ходе развития цифровых технологий. Эти примеры, наряду с множеством других, показывают непосредственную связь развития технологий с возникновением новых направлений в музыкальной культуре и жанрообразованием в сфере электронной музыки.

И. Ракунова подчеркивает, что на сегодняшний день «семейство» синтезаторов и их разновидностей насчитывает многие десятки моделей, однако с приходом в электронную музыку компьютера в большинстве своем они были заменены соответствующими программами-эмуляторами звучания [5, с.42]. Существенное отличие современного пользователя музыкальным звукотехническим и компьютерным оборудованием от деятельности академического музыканта-исполнителя, по мнению С. Пучкова, заключается в новом подходе к творческому процессу, так как для создания звукового образа того или иного инструмента ему необходимы точные, а не интуитивные знания об употреблении того или иного приема в музыкальном контексте, поскольку музыка в компьютерных технологиях программируется [4, с.14].

В то же время, компьютеры и цифровые технологии сделали средства музыкальной выразительности значительно более доступными, что позволило электронной музыке широко распространиться, положив основу парадигме виртуального звука.

Исследуя путь развития электронных музыкальных инструментов И. Стецюк, отмечает, что виртуально-акустический синтез, не стремится к копированию звука акустических инструментов как конечной цели. Он позволяет моделировать звуковые события и пространства, которых на самом деле не может быть в природе, и получать в результате экзотические и чрезвычайно цельные с художественной точки зрения звучания, к которым стремилась вся музыка ХХ века [6].

Эксперименты со звуком, в настоящее время, стимулировали появление экспериментальных направлений электронной музыки, таких как: IDM, glitch, noise-music, salience-music и др. и полноценного течения, обобщающего по стилю эти направления – экспериментальная электронная музыка (англ. experimental electronic music). Поиск свободы звучания в сочетании с научно-техническим прогрессом в ХХI веке стал фундаментом виртуальной концепции музыкального инструментария.

В целом, проведенное исследование дает основание сделать выводы о том, что становление и развитие музыкальных компьютерных технологий и «технизация» творческих музыкальных процессов прямо влияет на композиторскую технику, а также на инструментарий и технологии создания музыки и, как следствие, на периодизацию появления новых музыкальных направлений. В то же время, эволюция музыкального инструментария в комплексе с современными информационными компьютерными технологиями, технологиями массовой коммуникации, ускоряет процесс смены музыкальных стилей и творческих методов сочинения музыки.

 

Литература

 

1.                  Горохов А.Н. Музпросвет / А.Н. Горохов // — М.: Ад Маргинем, 2003. — 335 с.

2.                  Муратов С.В. Рациональная классификация музыкальных инструментов / С. В. Муратов (http://www.metodolog.ru/00268/00268.html).

3.                  Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке/ Е.В. Назайкинский // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, c. 117–118.

4.                  Пучков С.В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: автореф. дис. кандидат искусствоведения / С.В. Пучков. – СПб. 2002. – 278 с.

5.                  Ракунова И.Н. Новые композиторские технологии: Творчество Аллы Загайкевич / И.Н. Ракунова. — К.: Феникс, 2010. — 208 с.

6.                  Стецюк И.О. Эволюция электронных синтезаторов / И.О. Стецюк // Мистецтвознавчі записки вип. 19 — К.: Міленіум, 2011 – с. 63–70.

7.                  Jon Savage Machine Soul / Jon Savage // A History of Techno (http://music.hyperreal.org/library/machine_soul.html).

 

Поступила в редакцию 04.03.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.