ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Основные тенденции развития культуры Украины в ХХІ веке

 

Садовенко Светлана Николаевна,

кандидат педагогических наук, доктор философии (Ph.D.), старший научный сотрудник, доцент, заместитель директора по научно-технической работе Украинского центра культурных исследований Министерства культуры Украины, доцент Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств.

 

Жизнь в современной Украине второго десятилетия XXI века наполнена многочисленными культурными воздействиями и взаимовлияниями. Сегодня, как никогда, украинское общество сочетает в себе чрезвычайно широкий спектр культурных достижений тысячелетий, среди которых – экономическая, языковая, этнонациональная, художественная, религиозная составляющие и т.п. Выступая «сегментарными противоречиями» современной культуры и искусства, эти составляющие с большим трудом, а иногда и вовсе не поддаются обобщению. Поэтому актуальными сегодня являются вопросы, касающиеся основных тенденций развития культуры Украины на современном этапе, дальнейшей судьбы нынешнего культурного процесса в Украине, установление круга существующих в этом процессе культурологических проблем, определение основных рычагов и выявление стержневых его противоречий. Рассмотрение этих вопросов и составляет цель данной статьи.

Современная культура, в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации, оказывает влияние на архаическую и традиционную культуру многих народов мира. Исследователи глобализационных процессов (Э. Гидденс, Г. Киссинджер, С. Хантингтон и др.) различают исторически закономерные процессы культурной интеграции, которая приводит к поглощению массовой культурой самобытных национальных культур [1]. Однако, на наш взгляд, нельзя не отметить и положительное значение массовой культуры, которое заключается в том, что, благодаря СМИ, современным полиграфическим и телекоммуникационным технологиям, всеобщим достоянием становятся все исторически известные достижения живописи, скульптуры, театра, музыки, литературы, кино и т.д. Массовая культура является индикатором общего уровня культуры общества именно потому, что она, как отмечает С. Дрожжина, позволяет любому индивиду иметь «личные, индивидуальные базы данных и знаний, выбранные по интересам необъятные фонды библиотек, видео, образовательные информационные системы, что открывает возможности для творческого и индивидуального общения» [4]. Итак, с помощью средств массовой коммуникации в современном обществе передается социокультурный опыт, поддерживаются культурные традиции и т.п.

В настоящее время наблюдается кризис культуры. Определяющая причина феномена такого кризиса – противоречие между стратегией развития материальной культуры и своеобразием духовных ценностей человечества. Развитие материальной культуры, обусловленное научно-техническим прогрессом, фактически перекодировало мир человека. Как отмечают известные украинские культурологи современности В. Шейко и Ю. Богуцкий, на рубеже второго и третьего тысячелетий человечество столкнулось с кризисом, который возник из-за научно-инновационной деятельности человека и «угрожает существованию цивилизации и всего живого на Земле» [9, с. 3]. Чтобы глубже понять причины и масштабы этого кризиса, исследователи рекомендуют в первую очередь изучить предыдущее и современное состояние макроцивилизационной системы, когда сформировались и начали действовать глобальные цивилизационные процессы (конец ХIХ – начало ХХ в.). Определяющими факторами решения проблемы развития цивилизации, по мнению авторов, является культура, наука, образование и применение новейших технологий [9, с. 3].

Итак, рассмотрим культуру, как величайшее сокровище каждого государства и один из весомых факторов «спасения от болезней цивилизации» (по М. Дмитренко) [3, с. 3], раскроем основные тенденции развития культуры Украины в ХХІ столетии.

Культура до 60-х гг. ХХ века рассматривалась как эпифеномен социального. Господствовала идея об отставании культуры от развития общества, которая имплицитно регулировала отношение социального знания к культуре, отодвигала на второй план всю связанную с культурой проблематику. На первый план выдвигались проблемы социальной структуры, социальной стратификации, экономики, системного строения общества. Только с начала 60-х гг. на Западе, а с 90-х гг. – в России, Украине, Чехии, Польше и других странах Восточной и Центральной Европы – произошли радикальные изменения во взглядах на культуру, на ее роль в регулировании человеческого поведения. Отошли в прошлое представление о вторичности, епифеноменальности и отсталости культуры от процессов, происходящих в обществе.

В современных постмодернистских концепциях социальные изменения получают именно культурную мотивацию. И хотя культура – «одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе» [5, с. 9], по мнению современного российского социолога Леонида Ионина, культура преимущественно берет на себя функции мотора, двигателя общественного изменения и развития. «Отчасти это объясняется тем, – подчеркивает автор, – что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в различных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли» [там же, с. 9].

Культура сегодня – уже не пассивное отражение социальной реальности, а ее активная форма, которую индивиды сознательно используют для организации и нормализации собственной действительности. Логически и фактически культура выходит на другой, более высокий уровень того, что происходит в обществе. По формулировке немецкого социолога Г. Берлинга, «там, где раньше было «общество», теперь есть «культура» [6, с. 67].

Аккумулируя все значения дефиниций «культура», которые связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу (а их только в одном из американских справочников по социологии содержится более 400), под культурой можно понимать одновременно и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс со своими этапами и законами развития. Таким образом, культура представляет собой не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего обычаи, ценности, взгляд, нормы, которые господствуют в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, это система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Итак, культура олицетворяет собой как совокупность духовных и материальных ценностей, так и живую человеческую деятельность по их созданию, распространению и сохранению.

Панорама культуры XXI века безгранично красочная. Современный тип украинской культуры характеризуется крайне быстрыми изменениями, происходящими в процессе непрерывной модернизации. Источником знаний, умений, культурных навыков является социализированная система воспитания и обучения. В связи с тем, что типичной в Украине становится семья «дети – родители», в которой третье поколение (родители родителей) практически отсутствует, а, следовательно, авторитет старшего поколения сегодня совсем не такой, каким был в традиционном обществе, усугубляется явно выраженный конфликт поколений. Одна из причин существования этого конфликта состоит в том, что культурная действительность быстро меняется, каждый раз вызывая становление новых параметров жизненного пути молодого поколения в современном обществе, которое является анонимным, унифицировано-индустриальным, универсально подобным (речь идет о крупных городах, мегаполисах – бесконечной урбанистической реальности). Специфической чертой культуры общества, которое находится в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса (получившее название экологического кризиса), является заметное отчуждение человека от человека, нарушение коммуникации, существование людей как автономных индивидов, клеток гигантского супер организма.

С другой стороны, для Украины устная народная нематериальная традиционная культура – народное песенное творчество, фольклорный арсенал культуры – всегда играла решающую роль в сохранении языка, духовности, национальной идентичности, собственно, перспектив существования нации. Именно в народном песенном творчестве комплекс характерологических черт украинцев проявляется в уникальном наборе неповторимых национальных признаков. Следовательно, традиционная народная и современная культуры – те два полюса в широком спектре межкультурных исследований, которые составляют одно из противоречий современного культурного процесса в Украине в ХХІ столетии.

Ценным феноменом украинской культуры является широкое сохранение автохтонного культурного кода и наличие перспектив для консервативно-революционного развития, предполагающего объединение современного культурного дискурса, модернистского и постмодернистского культурного языка, а также сакрального измерения традиционной культуры. Классик мировой музыки И. Стравинский отмечал: «Традиция – это совсем не то же, что привычка, пусть даже замечательная, потому что привычка означает бессознательное приобретение, которое стремится стать машинальным, в то время как традиция следует из сознательного и умышленного усвоения чего-то. Настоящая традиция не является свидетельством пропавшего прошлого, наоборот, это живая сила, которая тонизирует и информирует современность» [8, 37]. По нашему глубокому убеждению, украинский вариант модернизации культуры должен происходить именно с помощью традиции, а не путем отказа от нее, как это произошло в большинстве западноевропейских культур.

В условиях постмодернизма и постиндустриального общества подобный опыт крайне необходим, поскольку позволяет искать новые пути культурного развития и спастись от духовной исчерпанности и опустошенности эпохи позднего модерна и постмодерна. Украинский культурный процесс часто обвиняют в провинциализме, местечковости, «шароварщине», некоторой недоразвитости городской культуры. Однако должно отличать колхозный кич, советскую псевдонародную стилизацию [7] от автохтонной традиционной культуры, которой в современном мире становится, к сожалению, все меньше. Итак, в современных реалиях украинское народное творчество, украинский музыкальный фольклор в контексте этнического самосознания и как факторы национальной самоидентификации украинцев, без усилий помогут каждой личности идентифицировать себя с национальной культурой своего народа.

Можно определить и смешанный тип существующих современных культур – те культуры, которые, несмотря на вовлеченность в индустриальную модернизацию, смогли сохранить свои национальные культурные традиции. В смешанном традиционно индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ является Великобритания, Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Китай. Представляет интерес оригинальный метод приема вступительных экзаменов, предложенный в одном из японских высших учебных заведений, рядом с индустриальной модернизацией наглядно сохранение национальных традиций: каждый абитуриент должен показать знание трехсот народных песен! Преподаватель начинает петь первый куплет, а поступающий – исполняет следующий. По глубокому убеждению академика И. А. Зязюна (об этом он высказывался неоднократно на совещаниях, конференциях), если бы каждый из украинцев знал хотя бы триста из полумиллиона существующих украинских песен от начала до конца, тогда бы мы по-настоящему знали историю нашего народа, его обычаи и культуру.

Без сомнения, современная украинская культура уже имеет наработанные приоритеты и культурные феномены мирового масштаба или масштаба СНГ. Однако современному украинскому культурному процессу не хватает не только государственной поддержки или внимания со стороны бизнеса – некоторые культурно-художественные отрасли до сих пор остаются на начальном этапе своего развития (кинопроцесс, массовое книгоиздательство, издательство нот т.п.). Мы считаем, что современной украинской культуре нужна не только экстенсивная помощь и структурные изменения (системная перестройка культурной сферы, увеличение инвестиций, появление эффективного кинобизнеса и шоу-бизнеса, целевая поддержка отдельных приоритетных проектов, создание общественных, политических и экономических условий для развития культурного процесса, государственный заказ на определенные продукты массовой культуры – например, на воспитательные исторические и патриотические проекты), но и определенный пересмотр краеугольных принципов культурного процесса – даже на уровне надлежащей интерпретации лучших достижений украинского культурного наследия и «расширение сознания» современных художников. Можно с уверенностью утверждать, что грамотное позиционирование, продвижение и интерпретация украинской культуры – современной, традиционной, классической – как внутри страны, так и за ее пределами, может укрепить украинский дискурс и переформатировать его на максималистских началах и привлечь к нему внимание.

Украинская культура, как и любая другая, имеет функцию защиты и сохранения национально-государственной идентичности. Несмотря на то, что в современной Украине возрождение чувства национальной идентичности все чаще подменяется политизацией национального вопроса, многолетними поисками «национальной идеи», что фактически замещают практические шаги, которые необходимо делать для ее утверждения, и представляет определенные противоречия в этом процессе, культура остается важным генератором национальной идентичности. Культурно-художественному процессу присущи признаки общечеловеческой культуры, где ведущими являются приоритеты добра, сохранения и взаимообогащения национальных форм благодаря заимствованию лучших достижений соседних культур. Проанализировав развитие мировой цивилизации, можно утверждать, что культура XXI века создает общие черты, ее становление сопровождается аккумулированием достижений национальных культур, каждая из которых вносит что-то свое в общее развитие. Значение национальных культур с каждым днем становится актуальнее, приобретает черты реализованного объекта, когда каждая национальная культура, учитывая свою специфику, адаптирует лучшие мировые формы развития, вносит свой вклад в становление общечеловеческой культуры. Итак, национальная культура не может существовать как замкнутая, самодостаточная – без творческого общения с другими культурами. Достижения украинской культуры должны стать и уже становятся достоянием всего мира и оцениваются как национальный вклад в международный культурный процесс. В связи с этим, возрастают требования к национальной культуре, к более широкому раскрытию спектра ее функций.

Мы согласны с мнением М. Гончаренко, что о высокой исторической зрелости и международном значении любой национальной культуры, которая стремится к статусу мировой, можно говорить тогда, когда она, во-первых, способна ставить и решать актуальные общечеловеческие проблемы, не ограничиваясь сугубо локальными интересами, а когда ее идеалы, цели и программы совпадают с объективным направлением исторического развития и отражают потребности общественного прогресса; когда она выдвигает художников, ученых и деятелей культуры, способных выразить эти потребности и идеалы с таким совершенством, благодаря которому их творчество приобретает статус международного значения. Во-вторых, когда она достигает такого уровня развития, что ее можно рассматривать как целостную систему, все элементы которой прочно связаны между собой, продуктивно функционируют, поддерживают на должном уровне ее жизнеспособность и способность самосохранения. В-третьих, когда она действенно включена в международный культурный процесс, когда ее духовные ценности эффективно действуют на международной арене, а ее творческие силы активно участвуют в культурной жизни всего мира, в решении так называемых глобальных проблем человечества – политических, правовых, экологических и т.п. В-четвертых, когда она имеет богатый духовный и материальный потенциал, способный вызвать ее безграничное развитие, когда ей присуще самовоспроизведение на высшем уровне [2].

В современном украинском обществе все больше осознается общая потребность в культуре, которая способна повлиять на прогресс общества в целом. Культура все основательнее начинает представать в роли важнейшего достижения нации, ее достоинства и сущности, ибо культура – это то, что сохраняет и утверждает не только личностное, но и национальное существование. Базовым бытием человека является его бытия в мире культуры как определенном культурном (национальном) жизненном мире, следовательно, важным показателем развития самой культуры является состояние культурного самосознания и вектора потребностей ее граждан. Перспективность развития украинской культуры зависит от готовности ее представителей к культурной активности, которая в значительной степени зависит от состояния их менталитета, характерной чертой украинцев может быть комплекс неполноценности и потеря национального достоинства.

Таким образом, раскрыв основные тенденции развития культуры Украины в ХХІ веке, определив основные тенденции ее развития и функционирования, рассмотрев роль, значение и противоречия современного культурного процесса в Украине, можно констатировать тот факт, что украинская культура ХХІ века до сих пор переживает период своего нового становления, национального утверждения новых цивилизационных ценностей, модернизационного и постмодернизацийного структурирования. Противоречивые, иногда даже противодействующие тенденции развития украинской культуры нового тысячелетия являются характерным признаком переходного общества. Безусловно, закрепление положительных результатов развития украинской культуры зависит от настойчивой и целенаправленной работы государства, всего общества и каждого гражданина. Залогом успеха в достижении этой цели является мощный и своего рода уникальный в европейском и мировом масштабах культурный потенциал нации, а также жизнеутверждающие процессы демократизации украинского общества, что является главным двигателем культурного процесса, гарантом дальнейшего расцвета украинской культуры во времени и пространстве.

 

Литература

 

1.                  Гіденс Е. Нестримний світ. Як глобалізація перетворює наше життя. – Рутледж, Нью-Йорк, 2000.

2.                  Гончаренко М.В. Духовна культура. – К., 1986.

3.                  Дмитренко М.К. Українська фольклористика: Акценти сьогодення / Розвідки, статті. – К.: Видавництво «Сталь», 2008. – 236 с.

4.                  Дрожжина Світлана Володимирівна. Культурна політика сучасної полікультурної України: соціально-філософський та правовий аспекти / Донецький держ. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського. – Донецьк: ДонДУЕТ, 2005. – 198 с.

5.                  Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 280 с.

6.                  Культура чи імітація культури?: Матеріали парламент. слухань на тему: "Культурна політика в Україні: пріоритети, принципи та шляхи реалізації" у Верховній Раді України, 20 квітня 2005 року / Верховна Рада України. Комітет з питань культури і духовності – К.: Парламентське вид-во, 2005. – 160 с.

7.                  Культурна політика: методологічні, правові, економічні проблеми: Зб. наук. праць / Український центр культурних досліджень; Інститут культурної політики / О.А. Гриценко (ред.). – К., 1995. – 64 с.

8.                  Стравинский И.Ф. Мысли из «Музыкальной поэтики» // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. Сост. Л.С. Дьячкова. – М.: Советский композитор, 1973. – 528 с.

9.                  Шейко В.М., Богуцький Ю.П. Формування основ культурології в добу цивілізаційної глобалізації (друга половина ХІХ – початок ХХІ ст.). Монографія. – К.: Ґенеза, 2005. – 592 с.

 

Поступила в редакцию 25.03.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.