ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Боевой танец как этнопедагогическое средство военно-патриотического воспитания молодежи

 

Проць Роман Емельянович,

преподаватель кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Дрогобычского государственного педагогического университета им. Ивана Франко, Украина.

 

В этнопедагогическом пространстве военно-патриотического воспитания можно выделить такое искусственно созданное средство физического воспитания в форме невербального общения, как боевой (или воинский) танец. Он объединяет такие проявления человеческой деятельности как: собственно танец и битву, войну и игру, соревнования и ритуал, обряд и зрелище, магию и боевой дух, напряжение и расслабление[1].

Роль танцев с древности была практически утилитарной, магической. Наши предки создали и использовали в практике повседневной жизни немало воинских танцев. А. Мандзяк дает краткую характеристику наиболее известных из них: аркан, метель, казачок, гуцулка, гопак и др.[2], функции которых на сегодня перешли преимущественно в плоскость художественно-эстетической сферы человеческой деятельности и восприятия.

Одной из функций боевых (воинских) танцев была и есть прикладная физическая подготовка будущих воинов, а также, выражаясь современным языком, переподготовка зрелых бойцов, совершенствование их умений и ратных навыков. Воинские (боевые) танцы широко использовались на Украине как тренировочные. Так, главной целью танцев с оружием (топориком, т.н. «барткой») в регионе Украинских Карпат являлась закалка юношеской силы, отваги и ловкости, необходимых в суровых условиях выживания[3].

В Запорожской Сечи существовал обычай тренировать казаков средствами танцев. Е. Приступа и В. Пилат отмечают, что анализ движений, положенных в основу боевых танцев, дает основания утверждать: это были не только средства художественного отражения героики украинского народа, но и своеобразная система боевой подготовки[4]. Следует отметить, что эта точка зрения имеет как своих сторонников[5], так и оппонентов[6].

Существует гипотеза, согласно которой боевые танцы являются своеобразным «кодом» классической техники, тактики и основных принципов военного искусства предков. С этой точки зрения гопак обнаруживает аналогии с комплексами формальных упражнений восточных боевых искусств («ката» – в японском каратэ, «пхумсэ» – в тхэквондо, «кюйен» – во вьетнамских искусствах, «тао» или «таолу» – в китайском ушу и т. д.). В целом, все эти упражнения являются серией атакующих и защитных движений, имеющих постоянный геометрический рисунок и выполняющихся в определенной последовательности. Гопак сочетает элементы, необходимые для рукопашного боя: позиции, перемещения, прыжки, удары ногами и руками, удары оружием, подсечки, колеса и т. д. Как отмечает В. Бондарь, этот танец не был «забавой» для бездельников. Он позволял связать в непрерывную цепь технические приемы и одновременно развивать качества, необходимые для ближнего боя: ловкость, ориентацию в пространстве, силу и силовую выносливость, скоординированность движений и т. д.[7]. С. Черкасов также отмечает, что гопак – это не просто танец, а комплекс хорошо продуманных физических упражнений и боевых приемов, в котором присутствуют элементы мускульной растяжки, варианты оригинальных и непредсказуемых ударов ногами и руками с внезапных позиций, эффективное использование вращательных движений бойца и его холодного оружия[8]. И. Лебедев отмечает, что гопак не отражает всю систему психофизической подготовки человека, а только код его физической части, на основании реконструкции которого можно выстроить динамику форм и то, что в каратэ называется «ката»[9].

На основе сравнения боевой культуры славянского и восточных народов А. Мандзяк делает выводы о том, что славянские комплексы формальных боевых упражнений по своему назначению во многом подобны азиатским и сохранились в виде соответствующего танца, в котором сконцентрированы эталонные наборы принципов и технических приемов ведения боя[10]. Этот же исследователь определяет этнопедагогическое, познавательно-воспитательное значение, а также специальное прикладное направление славянской боевой культуры.

Заложенный в боевых танцах воспитательный потенциал неисчерпаем. Танец объединяет движения, различные акробатические элементы, отличающиеся сложностью, манерой и скоростью исполнения, требующие длительной подготовки, пластики и соблюдения ритма – основы танца как произведения народной хореографии. Именно эти свойства боевого танца способны развить и усовершенствовать в комплексе черты, которых невозможно достичь разрозненными тренировками (выносливость, сила, скорость, ловкость и т. д.)[11]. Это, в частности, и постановка правильного дыхания, которому в школах боевых искусств придают большее значение.

А. Мандзяк отмечает, что в традиционных восточных школах обучение воина начиналось именно с дыхательных упражнений, так как правильное и натренированное дыхание – это верный путь к мастерству и пониманию духовной сути боевых искусств. Эффективным дыхательным упражнением является танец в сочетании с пением. Именно в процессе таких упражнений у воина появляется и закрепляется особое психическое состояние, благодаря которому в организме значительно ускоряются нейрофизиологические реакции, что, в свою очередь, позволяет ему развить молниеносную реакцию и чрезвычайные способности (например, способность уклоняться от ударов оружием, ловить его руками т. д.)[12]. Эти экстрасенсорные свойства украинских воинов Казацкой эпохи отражены в украинской воинской культуре в феномене характерництва[13].

Т. Каляндрук по этому поводу отмечает: сочетая боевые упражнения и танцы с песнями, наши предки прекрасно понимали, что делают. Неудивительно, что иностранцы, описывая быт казаков, удивлялись как тому, что они целыми днями только танцуют и поют, так и их нечеловеческой силе, выносливости и чрезвычайным подвигам в бою[14].

Исторический опыт нашей нации свидетельствует, что большое познавательное и воспитательное, военно-патриотическое значение для современной молодежи имеет овладение ею искусством боевых единоборств, которое стало основой известного в мире танца гопак. Исследованием казацких боевых искусств активно занимается В. Пилат[15]. Созданная им школа «Боевой гопак» пользуется большой популярностью у поклонников и последователей разных возрастов во многих регионах Украины.

В современном виде гопак воплощает в себе многочисленные специфические приемы, например «повзунци», «голубци», «тинки», «пистоль», «разножка» и др., реализация которых требует от воспитанника активных двигательных действий, гибкости всех частей тела и молниеносной реакции. Боевой гопак – это система духовной и телесной подготовки, с древнейших времен существующей на украинских землях, о чем убедительно свидетельствуют славные победы наших предков часто над более сильным противником. К сожалению, до наших дней практически не сохранились целостные методики формирования казацкого мастерства. Значительную часть техники удалось расшифровать благодаря исследованию украинских народных танцев. Отсюда родилось и новое название возрожденного искусства наших предков.

В наши дни боевой гопак полностью отвечает всем требованиям современности: разработана базовая техника и методика преподавания, утверждены уровни мастерства и правила проведения соревнований, изданы учебно-методические пособия для учеников и учителей, разработаны методики, требующие популяризации и внедрения. Лучшим доказательством конкурентоспособности гопака является то, что на межстилевых турнирах и чемпионатах гопакивцы занимают призовые места не только в показательных дисциплинах, но и в контактных поединках. Сегодня боевой гопак – это мощное молодежное движение, захватывающее и объединяющее украинцев во всем мире независимо от общественного положения или уровня достатка, вероисповедания, принадлежности к политическим партиям и т.д.

Таким образом, именно воинский (боевой) танец намного быстрее, чем обычные методы, дает ожидаемые результаты в психо-физической подготовке изучающих боевые искусства. Танец как средство этнопедагогического воспитания существенно влияет на развитие многих черт, необходимых человеку как в повседневной жизни, так и в исполнении воинского долга, таких как ловкость, координация движений, ориентация в пространстве, сила, выносливость и т.д. Одновременно танец развивает и своеобразные, исключительно воинские, навыки и технические приемы, в частности чувство ритма. А, как известно, без внутреннего чувства ритма невозможно полностью овладеть боевым искусством, потому что ритм – это не только часть человека, но и Космоса[16].

 

Литература

 

1.                  Болгаріна В. Вплив народних традицій у вихованні учнів / В. Болгаріна, Я. Жупецький // Рідна школа. – 1999. – № 4. – С. 46 – 51.

2.                  Бондарь В. Боевые искусства запорожских козаков / В. Бондарь // «Кэмпо». – 1994. – № 3. – 120 с.

3.                  Войтович В. Українська міфологія / В. Войтович. – К.: Либідь, 2002. – 664 с.

4.                  История боевых искусств. – Том 1. Россия и ее соседи. – М.: «Олимп»/«АСТ», 1997. – 470 с.

5.                  Каляндрук Т. Таємниці бойових мистецтв України / Т. Каляндрук. – Львів: Піраміда, 2003. – 288 с.

6.                  Кириченко О. В. Методичні поради щодо проведення молодіжних козацьких спортивних ігор «Козацькі забави» / О. В. Кириченко. – Донецьк – Харцизьк, 2001. – 124 с.

7.                  Лебедев И. Гопак и совесть / И. Лебедев // Техника – молодёжи. – 1988. – № 1. – С. 46 – 47.

8.                  Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – 320 с.

9.                  Пилат В. С. Бойовий гопак / В. С. Пилат. – Львів: Галицька видавнича спілка, 1999. – 336 с.

10.              Приступа Є. Н. Традиції української національної фізичної культури. (Частина 1) / Є. Н. Приступа, В. С. Пилат. – Львів: Троян, 1991. – 164 с.

11.              Сабан Л. С. Народные танцы / Украинские Карпаты: Культура / Л. С. Сабан. – К.: Наукова думка, 1989. – 300 с.

12.              Черкасов С. Э. Боевой гопак – миф или реальность? / С. Э. Черкасов // «Русский стиль – Боевые искусства». – 1998. – № 1. – С. 41 – 48.

 

Поступила в редакцию 20.03.2014 г.



[1] Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – С. 113.

[2] Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – С. 113 –128.

[3] Сабан Л. С. Народные танцы / Украинские Карпаты: Культура / Л. С. Сабан. – К.: Наукова думка, 1989. – С. 153.

[4] Приступа Є. Н. Традиції української національної фізичної культури. (Частина 1) / Є. Н. Приступа, В. С. Пилат. – Львів: Троян, 1991. – С. 18 – 19.

[5] Бондарь В. Боевые искусства запорожских козаков / В. Бондарь // «Кэмпо». – 1994. – № 3. – 120 с.; Каляндрук Т. Таємниці бойових мистецтв України / Т. Каляндрук. – Львів: Піраміда, 2003. – 288 с.; Лебедев И. Гопак и совесть / И. Лебедев // Техника – молодёжи. – 1988. – № 1. – С. 46 – 47; Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – 320 с.; Приступа Є. Н. Традиції української національної фізичної культури. (Частина 1) / Є. Н. Приступа, В. С. Пилат. – Львів: Троян, 1991. – 164 с.; Черкасов С. Э. Боевой гопак – миф или реальность? / С. Э. Черкасов // «Русский стиль – Боевые искусства». – 1998. – № 1. – С. 41 – 48.

[6] История боевых искусств. – Том 1. Россия и ее соседи. – М.: «Олимп»/«АСТ», 1997. – С. 435 – 439.

[7] Бондарь В. Боевые искусства запорожских козаков / В. Бондарь // «Кэмпо». – 1994. – № 3. – С. 61.

[8] Черкасов С. Э. Боевой гопак – миф или реальность? / С. Э. Черкасов // «Русский стиль – Боевые искусства». – 1998. – № 1. – С. 46.

[9] Лебедев И. Гопак и совесть / И. Лебедев // Техника – молодёжи. – 1988. – № 1. – С. 46 – 47.

[10] Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – С. 134.

[11] Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – С. 138 –139.

[12] Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – С. 140 –141.

[13] Войтович В. Українська міфологія / В. Войтович. – К.: Либідь, 2002. – 664 с.; Каляндрук Т. Таємниці бойових мистецтв України / Т. Каляндрук. – Львів: Піраміда, 2003. – 288 с.; Кириченко О. В. Методичні поради щодо проведення молодіжних козацьких спортивних ігор «Козацькі забави» / О. В. Кириченко. – Донецьк – Харцизьк, 2001. – 124 с.; Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – 320 с.; Пилат В. С. Бойовий гопак / В. С. Пилат. – Львів: Галицька видавнича спілка, 1999. – 336 с.

[14] Каляндрук Т. Таємниці бойових мистецтв України / Т. Каляндрук. – Львів: Піраміда, 2003. – С. 176.

[15] Пилат В. С. Бойовий гопак / В. С. Пилат. – Львів: Галицька видавнича спілка, 1999. – 336 с.

[16] Мандзяк А. С. Славянские боевые искусства: От культа Земли к воинскому поединку / А. С. Мандзяк; [под общ. ред. А. Е. Тараса]. – Мн.: Харвест, 2006. – С. 138 –139.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.