ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Ассертивность как моральная основа образа действий студенческой молодежи

 

Дрига Татьяна Григорьевна,

аспирантка кафедры психологии Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина.

 

Постановка проблемы

 

Для студенческого возраста, который является периодом интенсивного становления личности в целом, характерна переоценка ценностей, формирование профессиональных качеств в связи с освоением профессии и ускоренное развитие социальной компетентности. В новой для себя социальной ситуации развития студенты стремятся определить важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни, в соответствии с которыми осуществляют жизнедеятельность, формируют паттерны реализации планов. На этом фоне изучение детерминант морального поведения студенческой молодежи становится особенно актуальным.

 

Анализ последних исследований и публикаций

 

Проблема морального аспекта поведения разрабатывалась философами еще со времен Античности. В наше время работы, посвященные моральному аспекту поведения, писались как в России (С.Ф. Анисимов, В.И. Бакштановский, А.А. Гусейнов, В.П. Назаров, А.П. Скриппик и др.), так и за рубежом (П. Аббаньяно, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). В философских работах часто поднимается проблема «должного» – проблема нравственного выбора и нравственного идеала. В психологию эти вопросы пришли относительно недавно – в первой половине XX века. Именно тогда начали проводиться первые эмпирические исследования нравственного поведения и были опубликованы работы Ж. Пиаже, а чуть позже – работы Л. Кольберга.

Мораль (от лат. Moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради», «не убий», «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т. д.).

 

Изложение основного материала исследования

 

В студенческом возрасте происходит резкое изменение социальной ситуации – вхождение в субкультуру взрослости. Ведущей деятельностью студентов становится направленная, учебно-профессиональная деятельность (освоение способов и опыта профессионального решения тех практических задач, с которыми можно столкнуться в будущем, овладение профессиональным мышлением и творчеством) [4, с. 132].

В учебной деятельности происходит также усвоение определенных правил поведения, которые выступают одним из основных компонентов в структуре морали человека (моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения). Подчинение правилам требует от студента умения регулировать свое поведение и формирует более высокие формы произвольного управления им.

В активной деятельности и взаимодействии индивида с новой культурной средой, другими людьми происходит возникновение принципиально новых психологических качеств, новых форм поведения [6, с. 309-310].

К сущностным психологическим новообразованиям студенческого возраста можно отнести появление развитого сознания и самосознания, усвоение социальных ролей, готовность к жизненному самоопределению, построение жизненных планов во временной перспективе.

Характерными структурными компонентами сознания являются:

– знания об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня усвоения знаний и опыта личности;

– выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта – «Я» и объекта – «Не Я», противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным для этого процесса является самопознание, которое стало основой для самосознания, т. е. осознания собственных физических и морально-психологических качеств;

– целеустремленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение результатов своих поступков. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, в их перестройке, в содержании стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;

– отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению выявляется в его оценке и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера [5, с. 79].

Особую значимость и важность в формировании самосознания личности имеет социально-ролевое общение. Личность формируется и проявляется в определенной структуре, ее поведение обусловлено социальным опытом всего сообщества, в том числе и группы, членом которой на данном этапе она является.

В появлении перспективных жизненных планов сказывается установка личности студента на сознательное построение собственной жизни как проявление поиска ее смысла, который определяет выбор жизненных целей в условиях конкуренции мотивов, осуществление морального выбора в ситуации моральных дилемм, способность прилагать усилия в достижении целей.

Опыт, полученный в различных ситуациях общения, межличностного и ролевого влияния, реализуется в образе действий, направленных на упорядочение и стимулирование процессов понимания «себя и ситуации; себя в ситуации; ситуации в себе» (Ч. Кули, 2007).

В контексте исследований зарубежных авторов-психологов, ассертивность понимается, в частности, как вид социальной компетентности (Р. Линденфилд, М. Мольц, К. Тернер, Т. Харрис и др.).

В основе термина «компетентность» лежит исходная основа «compete», что означает «знать», «достигать», «уметь», «отвечать». Эти определения, по мнению С.С. Бахтеевой, выражают сущность социальной компетентности в общем виде:

– «знать» – знания, необходимые для осуществления социальных технологий; ценности, которые направляют использование знаний и умений;

– «уметь» – означает не только способы реализации знаний, но и возможность свободного и сознательного самоопределения как во внутреннем духовном опыте, так и во внешней социальной действительности;

– «достигать» – умение осуществлять поставленные цели в рамках закона, морали, культуры;

– «отвечать» – деятельность и поведение личности соответствуют требованиям, предъявляемым к личности государством, социумом, семьей, профессией и т. д. Такая ответственность проявляется в умении личности осуществлять свои обязанности, права, полномочия на соответствующем социальном и культурном уровнях.

Социальная компетентность как аспект индивидуального сознания, по мнению А.В. Прямикова, отвечает за конструирование личностью социальных отношений всех уровней, начиная с семьи и заканчивая политикой. Социальная компетентность является набором альтернативных составляющих, необходимых для реализации своих целей в обществе, частично проверенных на собственном опыте. Социальную компетентность условно можно разделить на 2 части:

1) это то, что осознанно личностью, принято ею в результате размышлений, понимания, отношения;

2) это то, что усвоено личностью на уровне стереотипов и принято как руководство к действию.

В структуре социальной компетентности различают следующие компоненты:

1) когнитивно-мотивационный компонент – предполагает наличие знаний, социальных представлений и системы ценностей личности; социальный интеллект, дивергентное мышление, творческий поиск, планирования собственного жизненного сценария, знание жизненных кризисов, понимание социальной действительности, избрание профессии и т. д., сохранения незыблемым проприума. Проприум – это те аспекты личности, которые делают ее уникальной;

2) рефлексивный компонент – понимает под собой психическую саморегуляцию, управление чувствами, психосексуальную грамотность, самостоятельность, понимание социальных ролей, умение чувствовать нюансы социальной ситуации, решать проблемные ситуации, ответственность;

3) операционно-технологический компонент – характеризуется наличием определенного социального опыта, навыков эффективного взаимодействия с социумом, умение действовать адекватно ситуации, разнообразие техник поведения, выполнение социальных ролей, умение выходить из конфликтной ситуации и т. д.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что линия поведения личности, ее поступки «в некоторой определенной логике и внутренней последовательности» вытекают из черт характера – свойств человека. Последнее и означает определенность человека в жизни – четкость понимания собственной позиции, дифференцированное отношение к общественным ценностям и других людей.

Существование ассертивности как свойства личности означает, что указанная выше готовность прошла долгий путь, «вступая» в разные взаимоотношения с другими многочисленными свойствами личности, встретившись неоднократно с разными и неоднозначными реакциями внешней среды (прежде всего – социальной), образовала все же сложную и устойчивую межфункциональные систему, которая определяет такой способ действий и взаимодействий, по которому другому человеку никогда не наносится ущерб.

Традиционно ассертивное поведение описывают через определенный набор положений, которых придерживается человек в своем поведении. На основе своего клинического опыта А.А. Лазарус выделил четыре важнейших класса поведения, которое объединяет понятие «ассертивного» поведения содержательно:

– способность сказать «нет»;

– способность открыто говорить о чувствах и требованиях;

– способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу;

– способность открыто выражать позитивные и негативные чувства.

Для него (А.А. Лазаруса) эти способности существуют не только в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты такие, как установки, жизненную философию и оценки.

М. Дж. Смит рассматривал ассертивное поведение следующим образом: «С точки зрения прав личности – человек, который знаюет свои собственные права, пользуется ими, и, при необходимости, защищает свои права. В то же время человек признает то, что окружающие имеют такие же права и стремится строить взаимоотношения с ними без нарушения их прав. В случае возникновения дисбаланса «мои права – чужие права» поведение становится манипулятивным».

Цель манипуляции – добиться желаемого, не учитывая интересы противоположной стороны. Манипуляция характеризуется:

– неясностью, нечеткостью выражения своих мыслей и просьб;

– использованием эмоционально окрашенных аргументов, когда упор делается на моральные или другие ценности, что должно склонить партнера, исповедующего эти взгляды, к согласию;

– стремлением переложить ответственность за развитие и исход событий на жертву.

Стиль манипуляции зависит от типа личности. Манипуляция может быть осуществлена с помощью пассивного или агрессивного поведения.

Пассивное поведение, когда человек позволяет другим удовлетворять свои потребности и обеспечивать свои права за счет его потребностей и прав. Человек, который ведет себя пассивно, не умеют четко заявлять о своих желаниях и потребностях. В его действиях отсутствует уверенность, он мучается от того, что не может должным образом применить свои способности. Пассивный человек не способен противостоять манипуляторам. Неудачи ослабляют его не слишком сильное самосознание. Иногда он пытается овладеть ситуацией с помощью манипулирования другими людьми. Подобные действия определяются как скрытая агрессия.

Агрессивное поведение – удовлетворяются собственные потребности и обеспечиваются свои права, а потребности и права других игнорируются. Агрессия – это не только нанесение физического вреда или сильные и громкие выражения. Агрессивное воздействие оказывает сарказм и ирония, так же как и тихие, иногда также методические разговоры, которые к делу не относятся и только деградируют личность того, кому они предназначены. Чем изящнее агрессия, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях. Однако изящный агрессор производит неприятное впечатление на окружающих, у людей существует тенденция уклоняться от подобных контактов.

Пассивная и агрессивное поведение, на первый взгляд, существенно отличаются друг от друга. Однако в обоих случаях противоположная сторона расценивается как «противник», преследующий единственную цель – навредить. Различие между пассивным и агрессивным поведением состоит лишь в том, что агрессивный человек наносит предупреждающие удары, тогда как пассивная открыто дает понять, что не претендует на победу.

«Ассертивность» описывает качество внутренней позиции человека, это «сила, которой человек настаивает на своем, отстаивает свои права» (Р. Мэй).

«Ассертивность – умение личности уверенно и достойно вести себя, настойчиво отстаивать свои права или точку зрения, не пренебрегая правами других» (А.Н. Степанов, 2006).

Понятие «ассертивности» приобретает определенную поведенческую значимость на уровне идей и ценностей, которые и предопределяют выбор социального поведения человека. Вопросы, характеризующие ценностную нормативность индивида отражают два основных компонента процесса социальной адаптации: восприятие морально-этических норм поведения и отношения к требованиям непосредственного социального окружения [9].

С. Стаут приводит определение асертивной личности: «ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивный, слушает, понимает и пытается дойти до рабочего компромисса». Основными составляющими ассертивности С.Стаут считает наличие самоуважения и уважения к другим, а также способность принять на себя ответственность за свое поведение. «По своей сути ассертивность – это философия личной ответственности. То есть, мы ответственны за собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение» [7].

По мнению американского психолога М. Дойча, личность, которая уважает и ценит себя, отличается высоким уровнем ассертивности. Автор сформулировал «тройственный принцип», который заключается в том, что в любой ситуации ассертивная личность действует решительно, честно и дружелюбно [3].

Ассертивность, согласно С. Стайну и Г. Буку, состоит из трех основных компонентов: способности адекватно выражать чувства, способности открыто выражать убеждения и мысли, способность защищать свои личные права. Ассертивные люди способны выразить свою позицию в конфликтной ситуации без агрессии, не оскорбляя оппонента.

А. П. Федоров определяет ассертивное поведение как поведение, при котором цель достигается активно, однако не нарушаются права других людей. Это поведение, при котором достигается взаимный баланс интересов, а используемые средства помогают принятию выгодного решения [8, c. 234-240].

С. Герасина в своей работе приходит к выводу, что уровень ассертивности наиболее глубоко характеризует индивидуальный стиль поведения личности по отношению к себе и окружающим. По ее мнению, ассертивность – это качество, которое отражает адекватный уровень мотивации достижений, чувство уверенности в себе, эмоционально-ценностные установки, которые, интегрируясь, трансформируются в чувство собственного достоинства и самоуважение [2].

Если рассматривать стили поведения в терминах трансактного анализа, то ассертивное поведение – это взаимодействие на уровне Взрослый-Взрослый, т. е. ассертивный человек воспринимает и ведет себя как взрослый и так же относится к объекту взаимодействия.

Заметно также пересечение идей А. Солтера с некоторыми принципами гештальт-терапии («Я существую не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям ...»).

А. Солтер стремился научить своих учеников спонтанным реакциям, разумному проявлению эмоций, умению прямо говорить о своих желаниях и требованиях. Он учил высказывать собственную точку зрения, не бояться возражать, причем как с использованием аргументов, так и с помощью того, чтобы время от времени настаивать на своем, когда всякая аргументация кажется лишней или неуместной. Способность проникновения в понятие «кто Я» является наиболее ценным средством создания чувства уверенности в себе. Во-первых, потому что указанная способность помогает осознать, как неповторимо индивидуален каждый из нас. Во-вторых, осознание ролевых характеристик помогает определить, каким образом уверенность в себе может подавляться предъявлением слишком больших или очень малых требований к себе.

В рамках исследуемой проблемы целесообразно акцентировать внимание на волевой составляющей, которую так или иначе декларируют авторы вышеприведенных концептов ассертивности.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодоленных трудностей. Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначительных или малозначимых, но обязательных для выполнения действия, к смысловой сферы личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения Л.И. Божович связывает не просто с волевой регуляцией, а с волевой организацией личности. Отсюда одним из путей формирования волевой сферы личности человека считается его нравственное воспитание [1].

П.А. Рудик, подчеркивая значимость этого момента, пишет: «Воспитание необходимых (человеку) волевых качеств органически и неразрывно связывается с его нравственным воспитанием. Оно (нравственное воспитание) представляет собой единый педагогический процесс, в котором воспитание волевых и моральных сторон личности взаимосвязаны и не могут протекать раздельно: воспитание волевых качеств не может быть осуществлено без одновременного воспитания моральных качеств личности; в то же время нравственное воспитание не может быть осуществлено вне волевой деятельности».

И.М. Сеченов писал: «Воля ... – это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движениями во имя того или иного.

Волевая регуляция всегда начинается с интеллектуального состояния – осознания проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации требует «включения» волевых актов. Без участия мышления волевой процесс не был бы осознанный, потерял бы собственно волевой характер. Но воля и мышление отличаются, и воля – это не просто внешнее осуществление мышления. В отличие от мышления воля не создает продукта, она лишь создает условия для совершения поступка или поведения».

В свою очередь, ассертивное поведение опирается на четкое осознание своих собственных целей и ценностей. «Асертивна поведение – это умение, которое можно приобрести» [7, C. 218].

Формирование ассертивного поведения – творческий, многоаспектный процесс. Во-первых, личности необходимо разобраться в себе (чтобы личность осознала, насколько ее поведение определяется ее собственными предпочтениями и стимулами, а насколько – прошлым опытом (активно отрицательным ранним опытом, отсутствием / недостаточностью положительного опыта, внушаемыми установками). Во-вторых – формировать стиль асертивного поведения. Основные цели развития ассертивного поведения реализуются через определенные социальные ситуации, которые формируются в ролевой игре или реальных условиях. В-третьих – овладеть определенным объемом психологических знаний и социальных компетенций.

Итак, детерминанты морального образа действий в студенческом возрасте образуются в процессе непосредственного взаимодействия студентов в течение всего периода учебно-профессиональной деятельности «благодаря сочетанию, столкновение и взаимному переплетению действий и желаний, отражающих материально-технические и культурно-исторические условия бытия общества» [3].

Ассертивность на субъективном, личностном уровне означает способность личности самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя ценностную позицию по отношению к самому себе и окружающим; полноценное овладение собой, своей сущностью умение соотносить возникающие потребности с возможностями их реализации в данной ситуации и с интериоризированные личностью социокультурными ориентирами (смыслами), которые имеют место в обществе (или своими представлениями о них), способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений), высокий уровень волевой регуляции.

Студенческий возраст способствует формированию ассертивности в силу своей сенситивности (является благоприятным для завершения формирования как психофизических, так и личностных качеств). Ассертивность помогает молодому человеку занять четкую нравственную позицию по отношению к самому себе, к другим и, исходя из этой позиции, – определенным образом достигать своих жизненных целей. Именно в этом контексте ассертивность можно рассматривать как моральную основу образа действий студенческой молодежи.

 

Литература

 

1.                  Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. Второе изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

2.                  Герасина С.В. Ассертивное поведение как предпосылка формирования чувства собственного достоинства и самоуважения студенческой молодежи / Герасина С.В. // Проблемы современной психологии. – 2010. – № 10. – 168 с.

3.                  Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы ) / Мортон Дойч // Социально-политический журнал . – 2007 . – № 1 . – 164 с.

4.                  Дьяченко М.И. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.

5.                  Максименко С.Д. Психологія учіння людини : генетико-моделюючий підхід: монографія / Максименко С.Д. – К.: Видавничий дім «Слово», 2013. – 592 с.

6.                  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / Семенович А.В. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 474 с.

7.                  Стаут С. Управленческий тренинг (Managing Training) / Санни Стаут. – СПб. : Питер, 2006 . – 160 с.

8.                  Федоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия / Александр Петрович Федоров. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

9.                  Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формирование навыков ассертивного поведения студентов вуза: автореф. дис. на соиск. учен. степь. канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / Хохлова Е.В. – Нижний Новгород, 2008 . – 22 с.

 

Поступила в редакцию 24.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.