ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Представления о духовном идеале личности как предмет психологического исследования


Подкопаева Юлия Валерьевна,
ассистент кафедры общей и практической психологии Каменец-Подольского национального университета им. Ивана Огиенко.

 

В данной статье рассматривается теоретический анализ представления о духовном идеале личности как предмет психологического исследования и указывается важность данной проблематики.

Ключевые слова: формирование, представления, духовность, идеал, духовный идеал, исследования, осознание, личность, ценности, бездуховность.

 

Формирование духовно богатой и всесторонне развитой личности является важной целью и в то же время необходимым условием развития Украинского государства. Именно поэтому процесс решения проблемы формирования представлений о духовном идеале личности подрастающего поколения был и остается приоритетной перспективой современного воспитания, ориентированного на национальные и общечеловеческие духовные идеалы, ценности, культурные традиции.

В научных взглядах, религиозных вероучениях и народных традициях на протяжении многих веков формировались, обогащались и трактовались представления о духовном идеале личности. Однако, решение данной проблематики, как и ранее, остается приоритетной перспективой современного воспитания и требует усиленного внимания со стороны психологической науки и практики, ведь на практике старые идеалы не являются действенными, а новые практически отсутствуют.

Изучение проблемы формирования представлений о духовном идеале личности невозможно без четкого понимания сущности духовного идеала, его психологических признаков. Учитывая многочисленные трактовки, мы считаем целесообразным, прежде всего, уточнить содержание понятия представления о духовном идеале.

Анализ народных традиций показывает, что понятие представления о духовном идеале связано со стремлением человека к определению смысла бытия, к гармонии внутреннего и внешнего мира, к собственному совершенствованию по направлениям Истины, Добра и Красоты. В многочисленных арсеналах народной мудрости, сказках, песнях, пословицах, поговорках, баснях всегда правдоподобно описываются реальные человеческие взаимоотношения, прославляются общечеловеческие ценности, искренность, доброта, глубокая духовность, высокая мораль, отчетливо изображаются положительные и отрицательные черты, намерения и поступки персонажей. В христианских религиозных вероучениях идеал представляется как фантастический образ совершенной личности, недосягаемый для людей.

Анализ научных источников свидетельствует о том, что на протяжении многих веков понятие идеала рассматривали философы, богословы, а со временем и педагоги, психологи. Среди известных исследователей этого научного направления И.Д.Бех, Н.А.Бердяев, М.Й.Боришевский, Г.Г.Ващенко, И.А.Зязюн, И.Кант, В.И.Ленин, В.П.Москалец, И.П.Подласый, Э.А.Помыткин, Г.М.Сагач, Л.Фейербах, Э.Фромм, К.Юнг и другие.

Философское обоснование сущности духовных свойств людей и стремлений к духовному идеалу находим в трудах Аристотеля, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.В.Духновича, Платона, Ж-Ж.Руссо, Г.С.Сковороды, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, П.Д.Юркевича.

Значительное внимание в отечественной и зарубежной психологии уделено проблемам духовного идеала (А.Г.Абрамова, А.Адлер, И.Д.Бех, В.М.Бондаровская, М.Й.Боришевский, А.Гармаев, С.Гроф, Н.Н.Добкина, К.А.Журба, И.А.Зязюн, И.С.Кон, А.Д.Косичев, Е.П.Логунова, А.А.Лопатина, Н.П.Махова, В.М.Оржеховская, Т.И.Пашукова, Г.В.Платонов, Г.Райх, К.Роджерс, А.Н.Семашко, А.М.Склярова, М.В.Скребцова).

На теоретико-методологическом уровне проблема идеала, духовности, духовной культуры личности освещена в трудах отечественных философов и культурологов (В.Ф.Барановского, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Т.А.Костиной, С.Б.Крымского, В.И.Ксенофонтова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили, Г.В.Платонова, С.В.Пролеева). Среди зарубежных ученых актуальны взгляды на проблемы духовности личности М.Боуена, Ж.Бросса, М.Коула, Н.Роджерс, Тейяра де Шардена, В.Франкла, А.Швейцера и других.

Психологические аспекты духовности рассматриваются в трудах М.Й.Боришевского, В.П.Зинченка, Э.О.Помыткина, В.В.Пономаренка, Ж.М.Юзвак, В.М.Ямницкого.

Учитывая это, раскроем психологические взгляды на понятие «представления».

Согласно с психологическим словарем психолога-практика, представления – это наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения [14, с. 534-536]. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

Сущность представлений в том, что они являются обобщенными образами действительности, которые сохраняют характерные, важные для личности особенности мира. При этом, степень обобщенности какого-то представления может быть различной, в связи с чем, различают представления единичные и общие. Представления – исходные данные для оперирования в сознании действительностью [2, 14].

Представления – итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно, образ представления – исходная форма развития психической жизни личности.

Представление понимается как наглядный образ предмета или явления (события), что возникает на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления воображения.

В педагогическом смысле понятие «представление» определяется как чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняется и восстанавливается в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств [16, с. 404-405]. Основой представления является прошлый опыт человека, его предыдущие ощущения и восприятия. Представления имеют много общего с восприятием, потому что в обоих случаях следствием является чувственный образ реальности. В отличие от ощущений и восприятий представление дает более обобщенные образы действительности. В возникновении таких обобщенных образов важную роль играет речь и мышление. Образы представления от первого знакомства с предметом развиваются и обогащаются знаниями о предметах или явлениях, становятся более содержательными. Обобщение многих впечатлений от одинаковых предметов создает общие представления.

Через представления реализуются синтез чувственных и рациональных моментов человеческого познания.

По мнению Е.В.Винославской, представления – это процесс образования образа предмета или явления, которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее [5, с. 91]. В отличие от воспроизведения, представления не предусматривают четкой временной локализации в прошлом, а касаются предмета или явления как такового.

Представления, как и образы памяти, отличаются от образов восприятия. Между образом воспринятого предмета и его представлением через некоторое время почти никогда не бывает фотографического сходства. Изменение образа объясняется тем, что представление является результатом не только единичного акта восприятия данного предмета, оно является результатом сложной практической деятельности. В представлении и образе памяти материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом всего предыдущего опыта.

Итак, представления – это психический процесс создания человеком новых образов на основе его предыдущего опыта.

Проведенный анализ понятия «представления» является основой для дальнейшего изучения представлений о духовном идеале личности. Учитывая это, в дальнейшем раскроем психологические взгляды на понятие «духовность».

Согласно с психологическим словарем, духовность – с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, под душевностью – вторая. Душевность характеризуется хорошим отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе [11, с. 112].

Это отношение распространяется и на дело, которое выполняется внимательно, заинтересованно, с любовью, то есть «с душой».

По мнению Л.Н.Толстого, с категорией духовности соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовный в той мере, в которой он задумывается над этими вопросами и пытается получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически совпадает с ее субъективной бескорыстностью, где наградой служит удовольствие, которое обеспечивается процессом познания окружающего мира, и удовольствие от выполненного долга; наказанием являются упреки совести и чувство вины. Эта относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний – от немедленного социального одобрения делает духовность важным фактором развития цивилизации, открытия новых норм общей общественной жизни, соответствующих условий, что изменились [17].

В психологическом энциклопедическом словаре, духовность (дух) рассматривается как поиск, практическая деятельность, опыт, с помощью которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения [1, с. 149]. Точнее, духовность – духовно-практическая (не утилитарная) деятельность самосозидания, самоопределения духовного роста человека.

Духовность играет важную роль в формировании и воспитании личности, способствует ее становлению, выработке и утверждению концептуальных жизненных убеждений, которые основаны на общечеловеческих ценностях и влияют на развитие общества [7, с. 157-161].

Опираясь на научные исследования, отдельные авторы отстаивают такую ​​точку зрения, согласно которой духовность – это морально ориентированы воля и разум человека (И.В.Силуянова). Другие утверждают, что это – определенное историческое сознание народа в практической интерпретации отдельного индивида (​​М.А.Браг). Есть такие соображения, что духовность – это целостная сфера психической деятельности человека (М.С.Каган), синтез эстетизма, етизма и теоретизма (В.Г.Федотова). Однако, все они не мыслят сущности и функционального проявления духовного без морально-этического согласования его содержания с индивидуальным и общественным сознанием.

Утверждается даже, что духовность – это лишь способность человека управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность и тому подобное [13, с. 215-216].

В свою очередь, следует, также, отметить, что существенным признаком духовности являются ее ценности. Как М.И.Пирен отмечает: «Сейчас ценности стали предметом свободного выбора. Современный человек потерял веру в безусловную ценность идеалов, которые формировала (или формирует) идеология. Такая ситуация нарушает душевное спокойствие человека, который жил в тисках идеологических стереотипов, и толкает его на поиск новых смысложизненных ценностей и мировоззренческих ориентиров. Поэтому есть потребность в идеологическом осмыслении национальной идеи в рамках плюрализма, гуманизма, духовности, гражданственности и высокой нравственности» [8, с. 270-276].

Академик И.А.Зязюн, считает, что бездуховность возникает от потери чувства ценностей, но бездуховность – это не просто отсутствие духа, но и его искажение [6, с. 40].

Итак, духовность – это одухотворенность, идеальные, религиозные, моральные аспекты миропонимания; первооснова мотивационной сферы личности, внутренних побуждений, по стереотипной схеме поведения, к гуманному, благородному, подвижническому.

Проанализировав психологические взгляды на понятие «представления» и «духовность», в дальнейшем тщательно рассмотрим содержание понятия «идеал».

Каждая человеческая ценность имеет свою «верхушку» – идеал, который определяет ее качественное содержание и неповторимость. Идеал, как образец, норма и высшая цель самосовершенствования придает действиям человека конкретную направленность и социальную значимость. Важная черта этого духовного феномена заключается в ориентации личности на те ценности, которые еще ​​не реализованы в жизни современного общества. Но идеальное в образце должно предусматривать конкретное, в силу своей конкретности идеал не оставляет человека равнодушным, побуждает его к активным действиям.

Отметим, что именно идеал решает противоречия между индивидуальными и общественными интересами через формирование будущего состояния, где все они уравновешиваются.

Согласно философскому энциклопедическому словарю, идеал (образ, идея) – высшая абсолютная истина, Бог, высшая ценность; лучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма морально-этической личности; высшая степень морально-этического представления о надлежащем; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

В качестве общей формы целенаправленной деятельности идеал выступает во всех сферах общественной жизни – социальной, политической, моральной, этической, эстетической, духовной и т.д.

В общее употребление слово «идеал» стало входить с конца XVIII и начала XIX века, главным образом, благодаря Шиллеру [23, с. 192-195].

Согласно психологическому энциклопедическому словарю, идеал – (позднелат. Idea – идея) – идеальный образ, имеющий нормативный характер, определяет способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Потребность в идеале является одной из высших социогенных потребностей человека, которая формируется в его сознании через деятельность и общение с другими людьми, в процессе духовного освоения мира и самоопределения в нем. Существуют различные виды идеалов (политический, эстетический, моральный, духовный и др.). Психология наибольшее внимание уделяет изучению особенностей и путей формирования нравственно-духовного идеала, как одного из важных компонентов в становлении личности. Морально-духовный идеал – это представление о человеке, который достоин подражания за его личные качества, особенности поведения, отношение к учебе и деятельности, отношения с другими людьми и т.д. [12, с. 149].

В основе большинства взглядов на понятие «идеал», которые обрабатываются в философских и педагогических системах различного типа и направления, лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период исторического развития общества. Меняются времена, другими становятся представления о человеке и о том, что с ним и из него может сделать воспитание. Меняются ценности, трансформируются нормы, а с ними и идеалы [9, с. 3-7].

От духовных взглядов человека, от его осознания или не осознания идеалов зависят доминантные ценности, моральные взгляды и, как следствие, все сознательное поведение [10, с. 217].

Идеалы, ценности и смыслы представляют собой ориентиры на пути духовного восхождения личности. Под идеалами (idea – представления) понимают представления человека о совершенном в личности, во внутреннем и внешнем мире [21, с. 464].

Швейцарский психолог К.Г.Юнг уместно отмечает, что идеал – «это такое состояние, к которому надо стремиться, то есть он полностью не достижим, характеризуется определенной степенью абстрактности» [22, с. 121].

Поиски определения истинных идеалов и стремление к их реализации всегда определяли смысл человеческого бытия. Поэтому для преемственности их формирования насущной проблемой является определение воспитательного идеала как высшей духовной ценности и цели воспитания [20, с. 45-55].

По мнению Г.Г.Ващенка, «воспитательным идеалом следует определять только тот, который выдержал испытания истории, наибольше соответствует психологии народа и его назначению, вошел в психику масс, отраженный в народном творчестве и в произведениях лучших художников и писателей, которые стали духовными проводниками своего народа» [4, с. 112].

Проектируя воспитательный идеал, нельзя не обращать внимания на ценности, которые принимает или уже приняла нынешняя молодежь, идеалы, которые она считает значительными для себя, своего будущего. Заметим, что ценности, которые уже сформировались, являются следствием воспитания [9, с. 7].

По мнению академика С.У.Гончаренка, идеал как образец, норма и высшая цель самосовершенствования, определяет определенный способ и характер действий человека. Формирование идеала необходимо рассматривать как исключительно важный аспект общего развития личности, ее нравственного воспитания [19, с. 272].

Итак, идеал – это образец (норма, проявление идеального), согласно которому человек определяет свое поведение и способы жизни в конкретных обстоятельствах. Представления о высшей норме совершенства, духовное выражение человека в упорядочении, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества.

Поскольку нас интересует именно духовный идеал, рассмотрим его более подробно. Согласно русско-английской энциклопедии, духовный идеал – это потенциальные мотивы, детерминанты поведения, которые воплощаются в законах морали, ценностях, принципах [18, с. 235].

По мнению японского поэта Е.Бусона, духовный идеал – это не творческий метод, а образ жизни. Стремление обрести свободу духа в мире искусства, как образец выполнения своего назначения в земной жизни [3, с. 342].

Т.Л.Смирнов утверждал – «... духовные идеалы – это как раз то, что трогает человека за некоторые духовные струны, за живое; будоражит, зажигает, зовет к дальнейшему поиску. Это те самые первые рычаги, стимулы, причины и опора от которых отталкивается все духовное развитие человека» [15, с. 149].

Однако сводить духовный идеал только к интересам воспитанника нельзя. Кроме интересов, в духовном идеале отражается также окружающая социальная среда. Духовный идеал – один из центральных, принципиально важных компонентов мировоззрения личности. Мировоззрение – это мировосприятие и миропонимание, прежде всего с позиций определенных духовных идеалов, которыми наделен воспитанник. Духовные идеалы являются ядром мировоззрения, которые определяют отношение воспитанника к прошлому, настоящему и будущему.

Итак, духовные идеалы стоят вначале всех возвышенных и светлых устремлений человека, а это свидетельствует о том, что они всегда являются конкретными духовно-энергетическими структурами в поле сознания. Духовные идеалы дают человеку главное – жизненную энергию для той или иной практической деятельности.

Духовные идеалы побуждают личность к добру, благу, позитивного развития человека, общества, среды. Ложные идеалы ведут к злу, деградации человека, общества, среды проживания.

В свою очередь, идеалы можно разделить на духовные и бездуховные.

Причины бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.

Осуществленный научно-психологический анализ проблемы представления о духовном идеале личности, как предмет психологического исследования, позволил установить, что под духовным идеалом Истины, Добра, Красоты этики и психологи понимают образ, который является воплощением совершенства и образцом подражания в жизненных устремлениях личности. Духовные идеалы побуждают ее к добру, благу, позитивному развитию. Это активная энергетическая сил, которая организовывает сознание и деятельность личности, стимулирует ее к реализации высшей цели и является одновременно причиной, благодаря которой начинается все духовное развитие человека.

В свою очередь, бездуховный идеал – характеризуется отсутствием высоких культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей с преобладанием чисто социальных. Такие идеалы ведут к злу, деградации человека, общества, среды.

Человек является носителем добра и зла, делая выбор положительного или отрицательного, морального или аморального, духовного или бездуховного, идеал вмещает в себя лишь субъективно-положительные черты. По мере достижения духовного идеала совершенствуются и конкретизируются представления людей о совершенстве.

Представления о духовном идеале личности – это совершенные образы, которые формируются в сознании на основе припоминания или продуктивного воображения в процессе деятельности и общения с другими людьми. Потребность в духовных идеалах обусловлена ​​стремлением личности к определению смысла человеческого бытия, к познанию гармонии внутреннего и внешнего мира. Представления о духовном идеале, под влиянием воспитания, становятся основой духовных ценностей и смыслов личности.

Однако уточнение содержания данного понятия является лишь начальным этапом исследования проблемы формирования представлений о духовном идеале личности. Дальнейшие исследования целесообразно направлять на раскрытие и выяснения психолого-педагогических подходов к формированию представлений о духовном идеале личности.

 

Литература

 

1.                  Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2.                  Брюханцева Н. В. Фантазия в образовании и становлении духовности / Н. В. Брюханцева // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. – Томск, 1996. – Ч. 1. – С. 93-96.

3.                  Бусон Е. Луна над горой / Е. Бусон // Серия: Библиотека Мировой Литературы. – СПб.: Кристалл, 1999. – 624 с., ил.

4.                  Ващенко Г. Виховний ідеал / Г. Ващенко. – Полтава: Ред. газ. «Полтавський вісник», 1994. – 191 с.

5.                  Винославська О. В. Психологія / О. В. Винославська // Навчальний посібник. – Режим доступу до сайту: http://www.ebk.net.ua.

6.                  Зязюн І. А. Виховання естетичної культури школярів: Навч. посібник / І. А. Зязюн, Н. І. Миропольська, Л. О. Хлібнікова та ін.; Ін-т змісту і методів навчання. – К., 1998. – 153 с.

7.                  Кучеренко А. А. Духовність як домінанта розвитку особистості / А. А. Кучеренко // Проблеми загальної та педагогічної психології. – К., 2006. – Т. 8. – Вип. 6. С. 157-161.

8.                  Пенькова О. І. Сім’я як чинник розвитку духовних цінностей старшокласників / О. І. Пенькова // Проблеми загальної та педагогічної психології. Т. ХІ.Част. 5. – К., 2009. С. 270-276.

9.                  Підласий І. Ідеали українського виховання / І. Підласий // Рідна школа. Щомісячний науково-педагогічний журнал. – № 2 (842) лютий. – 2000. – С. 3-7.

10.              Помиткін Е. О. Актуалізація проблеми духовного розвитку особистості в історичному поступі психологічної науки / Е. О. Помиткін // Проблеми загальної та педагогічної психології. – 2006. – Т. 8. – Вип. 6. – С. 215-222.

11.              Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского: 2-е изд-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

12.              Психологічна енциклопедія / Автор-упорядник О. М. Степанов. – К.: «Академвидав», 2006. – 424 с.

13.              Сіркізюк В. В. Основи національного виховання: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / В. В. Сіркізюк. – 2004. – 304 с.

14.              Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976 с.

15.              Смирнов Т. Л. Подводные рифы. Практики Осознанного Сновидения / Т. Л. Смирнов. – Режим доступу до сайту: http://www.litmir.net.

16.              Спеціальна педагогіка: Понятійно-термінологічний словник / За редакцією академіка В. І. Бондаря. – Луганськ: Альма-матер, 2003. – 436 с.

17.              Толстой Л. Н. Собрание сочинений / Л. Н. Толстой // В 22 т. – М., 1978-1985. – Режим доступу до сайту: http://www.rvb.ru.

18.              Трифонов Е. В. Пневмапсихосоматология человека: Русско-англо-русская энциклопедия / Е. В. Трифонов. – 15-е изд., 2012. – Режим доступу до сайту: http://www.tryphonov.ru.

19.              Фарина С. Я. Виховний ідеал як мета виховання (теоретико-методологічний аспект проблеми) / С. Я. Фарина // Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми // Зб. наук. пр. / Редкол.: І.А.Зязюн (голова) та ін. – Київ – Вінниця : ДОВ Вінниця, 2000. – С. 272-275.

20.              Фарина С. Я. Духовні цінності як домінанта поведінки особистості в кризових умовах / С. Я. Фарина // Неперервна професійна освіта: теорія і практика // Науково-методичний журнал. – 2001. – Випуск 3. – С. 45-55.

21.              Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М. : Сов. энц., 1983. – 840 с.

22.              Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М.: Прогресс; Универсум, 1994. – С. 121.

23.              Юрчук В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – М.: «Современное слово», 1998. – 768 с.

 

Поступила в редакцию 24.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.